Главная страница
Навигация по странице:

  • Государственные и муниципальные структуры регулирования социально-культурной деятельности

  • Сущность и основные задачи социально-культурной политики на современном этапе

  • Социальная перспектива и вариантность моделей социально-культурной деятельности.

  • Общая характеристика средств, форм и методов социально-культурной деятельности

  • скд гэк учебное пособие. Курс лекций по подготовке к государственным экзаменам по истории, теории и методике социальнокультурной деятельности


    Скачать 0.63 Mb.
    НазваниеКурс лекций по подготовке к государственным экзаменам по истории, теории и методике социальнокультурной деятельности
    Анкорскд гэк учебное пособие.doc
    Дата18.05.2018
    Размер0.63 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файласкд гэк учебное пособие.doc
    ТипКурс лекций
    #19382
    страница2 из 12
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
    ЧАСТЬ 2. ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНО_КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    Теория социально-культурной деятельности

    как специальная отрасль знаний
    Природу и назначение социально-культурной деятельности как правило рассматривают в нескольких основных аспектах:

    • экономическом, где основное место занимают такие понятия как хозрасчет и рентабельность, затраты и освоение капиталовложений, эффективность и самоокупаемость.

    • Гуманитарном, охватывающем огромный спектр содержания и современных технологий социально-культурной деятельности, в том числе частных и отраслевых методик, функций и принципов социально-культурной деятельности, отечественного и зарубежного опыта.

    • Организационно-управленческом, где основу составляют понятия менеджмента в социально-культурной сфере, централизации и децентрализации, контроля и отчетности, проектирования и прогнозирования социально-культурных программ.

    Теория социально-культурной деятельности помогает ориентироваться в характерных особенностях и закономерностях, присущих сфере культуры и досуга, владеть основными терминами в данной отрасли знания. Среди основных понятий, употребляемых в данной дисциплине, наиболее важными являются - культура - это врастание в национальный мир, образуемый языком, преданиями, национальной психологией.

    Социум - это отчуждения в рамках социальной роли от собственной природы и природы своего «национального мира».

    Сущность социума - делать человека общественным, обеспечив его набором необходимых ролей и технологиями их исполнения. Сущность культуры - способствовать формированию духовно-целостной личности, преодолению социально-ролевой ограниченности человека.

    Социальная деятельность - это целеориентированная активность, содержание которой задано ролью.

    Культурная деятельность - это деятельность по выявлению, сохранению, формированию, распространению и освоению культурных ценностей.

    Социализация – сложный многогранный процесс включения человека в социальную практику, приобретение им социальных качеств, усвоение общественного опыта и реализация собственной сущности посредством выполнения определенной роли в практической деятельности.

    Социальное творчество – это высшая форма деятельности, созидательный процесс, направленный на преобразование и создание качественно новых социальных отношений и общественного бытия.

    Социокультурная ситуация – это окружающие человека материальные, социальные, институциональные и духовные условия его формирования, развития и самореализации.

    Социокультурное творчество – это взаимодействие личности и культуры.

    Социально-культурная среда – оптимальное для конкретных условий сочетание материально-технических, организационно-методических и социально-психологических факторов, оказывающих позитивное влияние на человека.

    Социально-культурная деятельность – это взаимодействие людей в создании, освоении, сохранении и распространении общественно значимых ценностей культуры, в ходе которого удовлетворяются и возвышаются их духовные интересы, изменяется человек и окружающий его мир.

    Широкое понятие социально-культурной деятельности как непреложного атрибута здорового общества и формы социальной практики охватывает широкий круг разнохарактерных и разноуровневых видов нравственно мотивированной и общественно значимой деятельности по созданию, освоению, сохранению и распространению ценностей культуры.

    Эта деятельность включает в себя:

    • создание и воспроизводство ценностей культуры (архитектор, художник, писатель, композитор, дизайнер, модельер, конструктор, строитель и т.д.);

    • освоение ценностей культуры (практически все население планеты, в разной степени овладевающее основами культуры);

    • сохранение ценностей культуры (реставратор, архивариус, библиотекарь, работник музея и т.д.);

    • распространение ценностей культуры (учитель, социальный педагог, журналист и т.д.).

    Культурная политика – это деятельность государства, цели которой основаны на общественном согласии и концептуальном представлении о месте и роли культуры в жизни общества, а содержание предполагает:

    а) выявление основных направлений развития культуры, исходя из реального состояния культурной жизни;

    б) разработку различных социокультурных программ;

    в) поддержку и реализацию программ путем распределения различного вида ресурсов: материальных, финансовых, кадровых и информационных.

    Региональная культурная политика – это определенный уровень реализации государственной культурной политики, а также основные концепции, принципы и методы регулирования культуры на региональном уровне и разработка соответствующих региональных программ поддержки и развития сферы культуры с последующей реализацией на практике.

    Итак, взаимосвязь социального и культурного, опосредованная деятельностью различных субъектов, рождает особую реальность, суть которой выражается понятием «социально-культурная деятельность».

    Осмысление данного понятия возможно лишь на стыке таких фундаментальных наук как философия, социология, культурология, педагогика, психология, экономика, искусствоведение, право и др.

    В последнее время в теории социально-культурной деятельности мы наблюдаем переход от традиционных дефиниций к новой терминологии на основе изучения и переосмысления новейших данных научных исследований и практического опыта.

    В течение многих лет культурно-просветительная работа, так она раньше называлась, являлась составной частью идеологической деятельности государства, и все, что было связано с деятельностью социально-культурных организаций, было полностью подчинено идеологии партии и правительства. В связи с этим и все основные понятия, трактуемые в культурно-просветительной работе, были подчинены государству и его идеологии. Так, например, ведущим принципами являлись - принцип партийности и идейности, связь с жизнью и практикой коммунистического строительства общества. В настоящее время основные понятия претерпели существенное изменение, и мы сегодня говорим о принципах приоритета общечеловеческих интересов над классово-сословными в процессе усвоения духовных и нравственных ценностей; принципе гуманизации содержания учреждений социально-культурной сферы и т.д.

    Эволюция социально-культурной деятельности – это не только следствие ее внутреннего развития, но и результат необратимых изменений, происходящих в жизни общества на современном этапе.

    Рассмотрим основные черты социально-культурной деятельности:

    1. осуществляется в свободное время на основе добровольности и активности различных групп;

    2. опирается на региональные традиции и национально-эстетические особенности;

    3. имеет многообразие видов деятельности среди разновозрастных групп населения;

    4. имеет разнообразные формы как организованные, так неорганизованные;

    5. в основе имеет коммуникативную направленность и развивается на основе интересов и потребностей личности;

    6. может протекать в индивидуальных и групповых формах;

    7. имеет определенную целенаправленность, которая затем приводит человека к деятельности.

    8. носит гуманистический, культурологический, развивающий характер, так как в основе своей социально-культурная деятельность имеет культурные цели.

    Таким образом, социально-культурная деятельность может рассматриваться как самостоятельная подсистема общей системы социализации личности, социального воспитания и образования людей.
    Государственные и муниципальные структуры регулирования социально-культурной деятельности
    Государственные и муниципальные (местные), региональные организации власти занимают одно из ведущих мест в структуре социально-культурных институтов. Они выступают как полномочные субъекты разработки и проведения в жизнь общегосударственной и региональной социально-культурной политики, эффективных программ социально-культурного развития отдельных республик, краев и областей.

    Социально-культурная досуговая сфера - одно из важнейших направлений государства. Она имеет целью создание необходимых социально-экономических, правовых и организационных условий и гарантий для развития сети и ресурсов различных социально-культурных институтов, реализации на их базе творческого духовного потенциала детей, подростков, взрослых в интересах обновления общества. Это и осуществляемая в рамках возможностей и правомочий государства координация деятельности различных формирований и структур в сфере культуры и досуга: общественных организаций, фондов, движений и других сил, заинтересованных как в скорейшем выходе из нынешнего затяжного кризиса культуры, так и в достижении новых прогрессивных форм досуга со значительно обновленным содержанием.

    Политика в социально-культурной среде как важнейшая часть всей культурной политики направлена на законодательную защиту духовной жизни от политического манипулирования, экономических потрясений, национальной замкнутости.

    Государственная политика в сфере культуры и досуга направлена в будущее, в этом ее практическая значимость для общества в целом и для каждого члена в отдельности.

    Культурная политика государства и пути ее реализации находят отражение в федеральных государственных программах сохранения и развития культуры. Государство берет на себя обязательства перед гражданами обеспечивать условия для общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ.

    Огромный социальный смысл в государственной политике приобретает гуманизация всей образовательной системы, включая всеобщее эстетическое и массовое начальное художественное образование. Приоритетом государственной поддержки пользуются школы искусств, студии, курсы, другие специальные учреждения, бесплатные библиотечные услуги и любительское искусство сохранены для всех слоев населения.

    Именно государство вместе с меценатами, спонсорами, благотворительными фондами и организациями способно взять покровительство над юными талантами, творческой молодежью, дебютантами, начинающими коллективами, не посягая на их творческую независимость. Государственный патронаж в области культуры распространяется на наименее экономически и социально защищенные слои и группы населения.

    Принципиальным для выяснения сущности социально-культурной деятельности является вопрос о соотношении культурной и социальной политики государства. Как известно, это взаимодействие носит двухсторонний характер. Культурная политика преследует социальные цели, культура призвана практически участвовать в делах общества, решать общественные задачи. В то же время общество в своей социальной политике кровно заинтересованно в росте культурного потенциала, повышении социального статуса учреждений и институтов, задействованных в сфере культуры.

    Один из центральных вопросов в характеристике и оценке государственной политики в социально-культурной сфере - вопрос о соотношении прав и обязанностей личности и государства. Как известно, развитие досуговой сферы напрямую связано с высвобождением из-под административно-бюрократического контроля, регламентирования со стороны государственных органов. Но свободное развитие социально-культурной сферы зависит и от того, насколько свободен сам человек в своей социально-культурной деятельности - в своем отдыхе, творчестве, в выборе ценностей, в своем праве объединяться с другими людьми на основе общих интересов, участия в совместных делах и т.д.

    Государство объективно обязано всячески поощрять создание и развитие различных параллельных ему и друг другу общественных, неформальных, коммерческих, предпринимательских инициатив и структур в социально-культурной сфере, включая, например, организацию негосударственных центров досуга, театров, учебных заведений и научных заведений и учреждений, издательств и т.д.

    Мы часто не задумываемся о социальных последствиях принимаемых государством мер, поскольку социально-культурную деятельность нельзя выделить как обособленное автономное направление, а следует рассматривать как часть единого процесса социальной деятельности.

    Эффективность государственной политики непосредственно зависит от мер, принимаемых государственными структурами в отношении сферы культуры и досуга, действующих внутри нее социально-политических и экономических, хозяйственных механизмов.
    Сущность и основные задачи социально-культурной политики на современном этапе
    Прежде чем говорить о сущности и основных задачах социально-культурной политики на современном этапе необходимо рассмотреть трактовку такого понятия как «государственная культурная политика».

    Государственная культурная политика – это деятельность государства, цели которой основаны на общественном согласии и концептуальном представлении о месте и роли культуры в жизни общества, а содержание предполагает:

    а) выявление основных направлений развития культуры, исходя из реального состояния культурной жизни;

    б) разработку различных социокультурных программ;

    в) поддержку и реализацию программ путем распределения различного вида ресурсов: материальных, финансовых, кадровых и информационных.

    С этим понятием тесно взаимодействует термин «региональная культурная политика».

    Региональная культурная политика – это определенный уровень реализации государственной культурной политики, а также основные концепции, принципы и методы регулирования культуры на региональном уровне и разработка соответствующих региональных программ поддержки и развития сферы культуры с последующей реализацией на практике.

    Генеральная цель государственной культурной политики – стимулирование процессов самоорганизации культурной жизни, создание условий для саморазвития культуры. Основными задачами являются:

    • инициирование и поддержка культурно-досуговых учреждений и институтов;

    • сохранение и развитие национальных культур;

    • поддержка культурных инноваций;

    • развитие территориального своеобразия и многообразия культур региона;

    • ориентация на приоритетные социальные группы и категории населения;

    • возрождение и развитие культур малых городов и российского села;

    • поддержка научных исследований в области культуры.

    Следует отметить, что на государственную культурную политику оказывает влияние современная социокультурная ситуация, которая наряду с положительными явлениями несёт на себе такие негативные характерные черты как: недостаточная развитость действующих в сфере досуга общественных структур; кризис культуры; отставание социально-культурной сферы в сравнении с другими странами; неразвитость культурных запросов значительной части населения.

    Можно с полным основанием утверждать, что основной акцент в государственной культурной политике сегодня делается на подрастающее поколение, которое призвано быть продолжателем тех идей и решений, которые происходят в нашем обществе.

    В связи с этим создан государственный комитет Российской Федерации по молодежной политике, который призван:

    а) заниматься созданием объективных условий для цивилизованного становления и развития подрастающего поколения (как объекта молодежной политики); и

    б) созданием благоприятных условий для инновационной, самостоятельной деятельности молодежи в различных сферах общества и в интересах самого общества (как субъектов политики).

    Исходя из особенностей нынешнего этапа развития культурных процессов, характерных для различных регионов России, можно наметить следующие цели и задачи региональной культурной политики

    • отказ от потребительской ориентации и переход к социально-культурной самодеятельности путем расширения широкого спектра социально-культурных инициатив, стимулирования культурно-творческой активности населения, поддержки общественных проектов и новых форм культурно-досуговой деятельности;

    • инициирование и поддержка культурно-досуговых учреждений и институтов, способствующих снятию социальной напряженности, налаживанию контактов творческой интеллигенции с другими социальными группами, созданию творческой атмосферы в регионе;

    • ориентация культурной политики на приоритетные социальные группы и категории населения с целью обеспечения «равных возможностей» и реального доступа к культурным ценностям, особенно детям, подросткам и молодежи;

    • развитие территориального своеобразия и многообразия культуры региона за счет предоставления права свободного культурного самоопределения и самовыражения различным национально-этническим группам;

    • создание условий для межрегиональных культурных контактов с территориями, имеющими общие культурно-исторические традиции.

    • отказ от практики финансирования учреждений культуры и досуга вне зависимости от содержания их деятельности и переход на финансирование целевых социально-культурных проектов и программ, то есть внедрение договорно-контрактных отношений в систему культурно-досуговых учреждений и организационно-методических структур.



    ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ

    СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    Слово «функция» в переводе означает основное назначение, роль, круг деятельности, отправление. Функции отражают определенные стороны и направления деятельности различных социальных институтов, движений, общностей и людей. Функции подразделяются на постоянные и эпизодические. Самой основной является развивающая функция, которая направлена на саморазвитие личности и ее самоутверждение. Немаловажное значение для социально-культурной деятельности играет информационно-просветительная функция, которая направлена на получение необходимой информации и приобретение системы знаний. Эта функция характеризуется постоянством и всеобщностью.

    Основные особенности информационно-просветительной функции заключаются в том, что она :

    1. основана на добровольности и инициативе и нерегламентирована;

    2. ориентирована на удовлетворение многообразных запросов и интересов разновозрастных групп населения;

    3. имеет огромный арсенал средств, форм и методов приобретения знаний, умений и навыков;

    4. дополняет и более обширно развивает знания, полученные ранее.

    Культуротворческая функция рассчитана на реализацию разнообразных способностей людей. К культуротворчеству относятся различные виды самодеятельного творчества. В настоящее время основное внимание обращается на развитие, сохранение и возрождение региональных национально-культурных традиций, фольклора, народных промыслов и ремесел.

    Рекреативно-оздоровительная функция заключается в разработке и организации всевозможных развлекательных программ для разных групп населения. Эта функция рассчитана на досуг в любых его проявлениях. Главная задача - обеспечение психологической разрядки и отдыха. Тесно переплетается с рекреативно-оздоровительной функцией - гедонистическая (наслаждение, удовольствие), т.е. формы работы, проводимые социально-культурными учреждениями, должны быть не только полезными, но и привлекательными. Помимо этих основных существует ряд других функций. Это стимулирование социальной активности, духовной реабилитации, адаптации личности. Основные функции социально-культурной деятельности носят социально-защитный и реабилитирующий характер.

    Следует отметить, что функции социально-культурной деятельности под воздействием социально-экономических факторов, рыночных отношений, происходящих в обществе, носят подвижный характер и изменяются.

    Различные учреждения социально-культурной сферы имеют свои функции, но чаще всего они совпадают или полностью, или частично.

    Принципы социально-культурной деятельности – исходные, фундаментальные понятия, правила, в которых отражаются наиболее характерные, существенные черты и закономерности социально-культурной деятельности.


    На трансформацию принципов социально-культурной деятельности оказывают влияние процессы социально-экономического и духовного обновления общества. Среди принципов социально-культурной деятельности выделяют следующие:

    • принцип плюрализма в социально-культурной деятельности, альтернативности подходов в ее содержании и организации.

    • Принцип приоритета общечеловеческих интересов над классово-сословными в процессе освоения духовных и нравственных ценностей.

    • Принцип всеобщего массового культуротворчества как доминирующего признака.

    • Принцип гуманизации содержания и всего воспитательного потенциала, их подчинения интересам, потребностям и установкам личности, задачам социальной и духовной реабилитации отдельных групп населения.

    • Принцип диалектического единства и преемственности культурно-исторического, социально-педагогического и национально-этнического опыта, синтеза традиций и инноваций в развитии сферы культуры и досуга.

    • Принцип общественно-государственного соуправления социально-культурными процессами в регионе, основанного на децентрализации и суверенности региональной, социальной и культурной политики.

    В современных принципах социально-культурной деятельности нашли отражение основы государственной культурной политики, современная социокультурная ситуация, основанная на гласности и демократизации. Демократизация предполагает формирование новой политической психологии человека с ориентацией на терпимость, умение вести диалог, уважать мнения других и самому выслушивать критику.

    В условиях гласности и научно-технического прогресса общества, развития средств массовой коммуникации особую роль приобретают процессы возрождения национальных культур, народных традиций и обрядов, праздников и ремесел.
    Социальная перспектива и вариантность моделей социально-культурной деятельности.

    Современная социокультурная ситуация характеризуется сложными и противоречивыми явлениями, наблюдаемыми в российском обществе. С одной стороны, сравнивая с периодом пятнадцати-двадцатилетней давности, очевиден прогресс, который выражается в демократизации и обновлении общества, формировании нового общественно-государственного механизма регулирования культурной жизни, в раскрепощении сознания людей и высвобождении их социальной активности и инициативы. В свою очередь это стимулировало увеличение общественного и коммерческого секторов организации досуга, рост предприимчивости и самостоятельности людей, расширение диапазона видов и форм культурно-досуговой деятельности. С другой стороны, следует признать, что пик общественной активности в досуговой сфере пришелся на последние «перестроечные» годы, и сегодня наблюдается ее заметный спад, резче обозначились негативные тенденции, поначалу не вызвавшие особого беспокойства, возникли трудноразрешимые проблемы, прежде всего экономического характера, и даже кризисные явления.

    В результате хронического недофинансирования тяжелые времена переживают музеи, библиотеки, клубные учреждения. Закрываются и перепрофилируются кинотеатры, отменяются театральные гастроли. Увеличивается, особенно в провинции, разобщенность широкой публики и большого искусства.

    Шоу-бизнес, оккупировавший с помощью СМИ практически почти все культурное пространство, делает ставку прежде всего на молодежь, на подростков, с одной стороны, потакая еще не сложившимся вкусам, а с другой, - «замораживая» их на уровне самой низкопробной «попсы».

    Вообще роль искусства как такового в современной жизни заметно уменьшилась, особенно искусства, требующего от аудитории определенной интеллектуальной активности и эстетической искушенности. Общая тенденция на «снижение» культуры, ее вытеснение поп-культурой сопровождается размыванием ценностной иерархии в художественной сфере.

      К тому же происходит недостаточно ясное понимание педагогами досуговой сферы сегодняшней социокультурной ситуации и диктуемых ею воспитательных задач.

    Характерными чертами социально-культурной деятельности на современном этапе мы может назвать: свободу выбора форм организации досуга населения; добровольность и активность различных групп посетителей учреждений социально-культурной сферы; инициативу всевозможных социальных групп и индивидумов.

    Следует также отметить, что национально-этнические и региональные особенности, забытые в последние десятилетия, находят своих приемников и продолжателей в деле возрождения традиций, праздников и обрядов не только среди работников сферы культуры и образования, но и у многих жителей нашей многонациональной России.

    В последнее время можно говорить о создании новых социально-культурных учреждений и досуговых центров, способствующих развитию многообразных интересов и потребностей детей, молодежи и взрослых. Среди них можно отметить сеть подростковых клубов по месту жительства, центры творчества молодежи, дома милосердия и т.д., которые берут на себя заботу по организации досуга населения.

    Учитывая те характерные тенденции, которые наблюдаются в сфере культуры, образования и досуга возникает необходимость в научном управлении сферой свободного времени, а это невозможно без введения такого важного звена, как научное прогнозирование результатов того или иного управленческого решения. Всякий прогноз представляет собой попытку с помощью того или иного метода предугадать ход развития исследуемого объекта и одновременно определить способы воздействия на него в нужном направлении.

    Прогнозирование социально-культурной деятельности существенно отличается от прогнозирования научно-технического прогресса, где достигнуты определенные успехи. Это обусловлено и широким многообразием сложных динамических процессов, влияющих на характер и содержание свободного времени различных групп населения и универсальностью характера воздействия культурно-досуговой деятельности на личность, что в свою очередь определяет трудность исследования механизмов и результатов этого воздействия. Прогнозирование социально-культурной деятельности органически связано с учетом ее закономерностей как системы непрерывно проявляющихся, объективно существующих, внутренне обусловленных, необходимых и устойчивых связей и отношений социально-культурной деятельности в условиях свободного времени. Они заключаются:

    • в определенной направленности социально-культурной деятельности;

    • в обеспечении педагогической целесообразности и инструментованности социально-культурной деятельности;

    • в сверхнормативной и нерегламентированной социально-культурной деятельности, дальнейшем развитии общественно-политических и духовных интересов и потребностей.

    Заниматься прогнозированием мелких явлений и в слишком малых масштабах не имеет смысла, поскольку культурно-досуговый процесс представляет собой процесс динамический, то и прогнозирование его в самых общих чертах сводится к изучению логики развития, способов и границ влияния на сферу досуга. Если представить себе общую схему жизнеспособности КДД, то она характеризуется тремя тесно связанными между собой функциями:

    Самый общий анализ возможных объектов прогностического исследования приводит к выводу, что целесообразнее и доступнее всего начинать разработку прогностического аппарата культурно-досуговой деятельности с исследования тенденций ее развития, которые наиболее полно могут быть отражены и представлены в общественных функциях. Это предполагает, во-первых, знание реального течения культурно-досугового процесса;

    во-вторых, наличие теоретического представления о желательном направлении развития.

    Моделирование является одним из центральных методов прогнозирования. В практике прогнозирования под «моделью» понимается материальный объект или совокупность логических и материальных соотношений, иметирующих изучаемую систему. Моделированием называется такой способ исследования, при котором изучаются не сами объекты познания, а их модели, и результаты исследования затем переносятся с модели на объект.

    Разработка прогноза культурно-досуговой деятельности предполагает создание трех моделей. Первая из них - поисковая - должна отразить в полной мере реальное течение культурно-досугового процесса. Имеется в виду описание данных развития явления на основе условного продолжения тенденций этого развития в прошлом и настоящем, в будущем, абстрагируясь от планов, программ, проектов и вообще каких - либо решений, которые способны изменить существующие тенденции, вызвать самоосуществление или саморазрушение прогноза. Вторая модель - нормативная - исходит из общественных требований к культурно-досуговой деятельности как составной части духовной культуры общества. Это, по сути описание путей достижения желательного состояния системы, на основе заранее определенных норм, идеалов, целей. И, наконец, третья модель - оптимальная - строится на базе первых двух и содержит в себе все основные выводы и заключение относительно объекта, исследования. Однажды сложившаяся система культурно-досуговой деятельности без постоянного совершенствования не может в условиях научно-технического развития обеспечить решение новых научных и практических задач. Предполагается, что оптимальная модель вместит в себя ту прогнозную информацию, которую можно будет использовать для повышения эффективности планирования и управления культурно-досуговыми процессами и при определении стратегии совершенствования его материальной базы, системы подготовки кадров и т.д.

    Ведущий профиль прогноза - культурно-досуговая деятельность - представляет собой блок, включающий данные социально-культурного характера: народное образование, уровень деятельности учреждений культуры, участие трудящихся в управлении производством, общественной работе, культурно-массовой жизни региона.

    В заключение необходимо подчеркнуть, что весь круг проблем, связанных с разработкой будущего культурно-досуговой деятельности, находится в непосредственной зависимости от дальнейшего развития ее теории.

    Общая характеристика средств, форм и методов

    социально-культурной деятельности
    Средства социально-культурной деятельности - это «набор инструментов» идейно-эмоционального воздействия на сознание и чувства людей, включенных в систему культурно-досуговых занятий, т.е. то, с помощью чего активные работники учреждений культуры и члены клубных объединений достигают поставленных целей. Генеральной целью социально-культурной деятельности можно считать повышение общей культуры людей, частными целями - воспитание культуры профессиональной, нравственной, эстетической, физической, правовой, психологической, экологической и т.п. В общем и целом об уровне культуры человека можно судить по его поступкам, повседневному его поведению на работе, в общественных местах, в семье и т.д. Правильные, приемлемые в нашем обществе поступки возникают не сами по себе, они выстраиваются на основе имеющихся убеждений и взглядов. Последние же всегда вытекают из знаний. Чем больше человек знает (имеются в виду не эмпирические, а научные знания), тем объективнее и глубже его взгляды на мир, на природу, на общество, на самого себя, и тем крепче его личные убеждения, а, стало быть, тем осознаннее и правильнее его поступки. Включая человека в систему культурно-досуговой деятельности, приобщая его к социально-культурной деятельности, мы стремимся пополнить запас его знаний, сформировать его взгляды и убеждения и как бы подвинуть человека к правильным, красивым поступкам - действиям, что находит свое выражение в общественной, трудовой, физической и культурной активности личности, говоря обобщенно - его активной жизненной позиции. Достигается это с помощью средств - живого слова, печати, радио, телевидения, музыки, изобразительного искусства, танца и пантомимы, киноискусства и фотографии, литературы и спорта, общения с природой и окружающими людьми. На вооружении работника учреждения культуры имеются также технические и вспомогательные средства: звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, проекционные приборы и аппараты, усилительные установки, светотехнические приборы и приспособления, транспорт, музыкальные инструменты, костюмы, разнообразная атрибутика информации и рекламы и т.п. Однако сам по себе весь этот «арсенал» средств социально-культурной деятельности еще не определяет успеха дела и не повышает эффективности воспитательного влияния на личность. Важно еще знать возможности каждого из этих и других средств, уметь ими сознательно и целенаправленно пользоваться, словом, - владеть методикой их практического применения в своей работе. Основные требования и правила здесь таковы:

    1. средства воздействия всегда индивидуальны, их выбирают с учетом объекта воздействия - подросток, юноша призывного возраста, демобилизованный воин, студент, кадровый рабочий, пенсионер, верующий, домохозяйка - ко всем этим людям или их группам свой подход, свое средство идейно-эмоционального воздействия;

    2. выбор средств всегда зависит от цели какого-либо мероприятия, воспитательной акции, именно цель определяет средство;

    3. количество и характер выбранных средств воздействия должны соответствовать художественно-постановочным задачам, недостаток средств и их избыток одинаково вредны;

    4. всякий избравший те или иные средства воспитатель должен в совершенстве владеть методикой их применения, знать их слабые и сильные стороны;

    5. имеющиеся в распоряжении средства должны быть всегда под рукой и в полной исправности.

    Формы культурно-досуговой деятельности - виды культурно-досуговых общностей (организационные формы), а также конкретные информационно-просветительные и воспитательные акции, рассчитанные на массовую или по каким-либо признакам дифференцированную аудиторию (методические формы). Организационные формы традиционно подразделяются на индивидуальные (эстетическая беседа, занятие в кружке, студии и т.д.), групповые (кружки, студии, секции, инициативные клубы, любительские объединения), коллективные (народные художественные коллективы, детские образцовые коллективы) и массовые (народные университеты, школы культуры, постоянно действующие лектории). Создание каждой из этих и подобных им форм - дело сложное и ответственное, требующее компетентного педагогического руководства, учета психологических, возрастных, половых, профессиональных и национальных особенностей людей, а главное, - культурных интересов и духовных потребностей различных их слоев и групп. Вступление в какое-либо культурно-досуговое объединение, как и вообще участие в культурно-досуговой деятельности - дело сугубо добровольное. Работники учреждений культуры должны брать в расчет общий уровень культуры людей, их представления о досуге и различных формах досуговой деятельности, культурно-бытовые условия жизни людей, степень устойчивости их интересов к различным способам проведения свободного времени, готовность к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. Сколько и каких организационных форм иметь в конкретном культурно-досуговом учреждении или зоне его деятельности - в конечном счете должны решить проживающие в данном населенном пункте люди. Разумеется, в этом случае должна быть обеспечена всесторонняя информация и реклама, изучены интересы и потребности основных групп населения. Методические формы - это элементы единого воспитательного процесса, протекающего на базе конкретного культурно-досугового учреждения, это, как уже отмечалось выше, воспитательные и просветительные акции, направленные на выполнение конкретных задач и реализацию конкретных функций. Их принято подразделять в зависимости от используемых средств идейно-эмоционального воздействия и преобладающих способов организации идейно-эмоционального воспитательного материала. В частности, выделяются: 1) устные (лекции, доклады, беседы, диспуты, конференции и т.п.); 2) печатно-наглядные (выставки, окна сатиры, клубные газеты); 3) комплексные (выпуски устных журналов, тематические вечера, праздники, массовые гуляния и др.). В свою очередь, устные формы подразделяются на монологические, диалогические и дискуссионные, а комплексные - на обычные и театрализованные. Кроме того, часть форм можно рассматривать, с точки зрения их периодичности, как эпизодические и цикловые.

    Можно классифицировать формы и по следующим признакам: по субъекту организации воспитательной работы в сфере досуга; по количественным показателям аудитории; по социально-демографическим характерам; по основным направлениям социально-культурной деятельности; по организационным особенностям.

    Методы социально-культурной деятельности– это пути и способы достижения поставленных целей работниками социально-культурных учреждений и общественным активом. В педагогике под методами понимаются способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, воспитателя и воспитуемых, направленные на решение задач образования, воспитания и развития. Рассматривая социально-культурную работу как весьма своеобразную педагогическую деятельность, следует учитывать ее неадекватность школьному учебно-воспитательному процессу, отсюда ни один педагогический метод не может быть заимствован из школы в его неизменном виде уже потому, что учебно-воспитательная работа школы далеко неадекватна педагогическому процессу, протекающему в социально-культурных учреждениях. Субъект и объект воспитания в социально-культурной работе находятся в особом положении по отношению один к другому, а главное здесь - не внешнее воздействие воспитателя на воспитуемого, а их взаимодействие, предполагающее постоянное самообразование, самовоспитание и саморазвитие людей, включенных в систему культурно-досуговых взаимоотношений. В самом общем виде методы можно представить в виде нескольких групп:

    а) методы учебно-познавательной, самообразовательной деятельности - работа с литературными источниками, изучение материалов прессы, взаимный обмен информацией, дискутирование по поводу услышанного и прочитанного; изложение или рассказ лектора, обозревателя; просмотр слайдов, учебных плакатов, структурно-логических схем, видеофильмов, телевизионных передач, кинофильмов и т.п., а также их показ, демонстрация специалистами культурно-досуговых учреждений или самими участниками мероприятий; упражнение (гл. образом в кружках, студиях, народных коллективах, музыкальных классах и т.д.); иллюстрация (использование произведений искусства или их фрагментов при проведении массовых мероприятий) и театрализация (уподобление документального, жизненного материала произведению искусства, его художественное обобщение);

    б) методы формирования общественного сознания личности - убеждение (доказательство какой-либо идеи путем обращения к научным фактам и аргументам); внушение (авторитетное заявление или заключение, рассчитанное на некритическое его восприятие одним человеком, их группой или массовой аудиторией); пример (обращение к позитивному или негативному опыту других людей, побывавших в ситуациях, подобных рассматриваемым сейчас);

    в) методы включения в социально-культурную деятельность и формирования опыта общественного поведения - практическое задание, вовлечение в деятельность, индивидуальное поручение, педагогическое требование, соревнование, наставничество, выдвижение почина и его поддержка другими и т.д.;

    г) методы стимулирования социально-культурной активности - моральное поощрение (награждение дипломами, грамотами и т.п.), материальное поощрение (награждение памятными подарками, сувенирами, призами и т.п.), общественное порицание.

    д) методы социологических исследований социально-культурной деятельности - опрос, интервью, эксперимент, анкетирование, тестирование и другие.

    Приведенная классификация методов достаточно условна. В практической работе названные методы варьируются в зависимости от возраста участвующих в культурно-досуговых акциях людей; целей, преследуемых организаторами мероприятий; организационно-методической формы, взятой в работу; содержания идейно-эмоционального воспитательного материала и т.д. Практически во всех случаях социально- культурным работникам приходится иметь дело одновременно с несколькими методами, что соответственно, и рождает общую отраслевую методику социально- культурной деятельности.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта