скд гэк учебное пособие. Курс лекций по подготовке к государственным экзаменам по истории, теории и методике социальнокультурной деятельности
Скачать 0.63 Mb.
|
Социально-культурная работа как феноменсовременного мира. Социально-культурная ситуация индустриально развитых стран характеризуется совершенствованием досуговой этики, которая более эффективно, чем традиционные формы человеческой жизнедеятельности (труд, познание), способствуют улучшению качества жизни каждого индивида и общества в целом посредством его свободного и творческого участия в различных видах культурно-досуговых занятий, выбор которых определяют личностные желания и устремления. При рыночных механизмах хозяйствования реально осуществляется крупномасштабное обслуживание свободного времени населения; создана система подготовки специалистов в области организации, управления и педагогической деятельности в сфере досуга. Особенности социокультурных процессов и культурной политики предопределяются современным научно-техническим, производственно-экономическим прогрессом и национально-мировоззренческими основами этносов, их культурным наследием и достоянием. Социальная ценность досуга состоит в идее превращения его в фактор обеспечения необходимой каждому человеку рекреации и дальнейшего развития своих творческих способностей. В условиях усиления физических, психологических, интеллектуальных перегрузок, ухудшения экологической среды каждого вступающего в жизнь необходимо последовательно обучать релаксаторским технологиям, навыкам самоорганизации досуга; обеспечить выбор социально-культурных занятий, активного отдыха. В мировом сообществе передовых государств досуг признан как важный фактор общественного прогресса. Расширяются границы свободного времени, диапазон культурно-досуговых услуг, количественное и качественное разнообразие досуговых программ, проектов, идей, технологий. Индивидуализация досуга, избирательность социальных групп диктует повышение планки благоприятных условий для камерного отдыха, досугового общения, получения интересной и полезной информации, встречи с искусством, творчества, спорта, туризма, путешествий. Лидерами в организации досугово-рекреационного сервиса всех слоев населения являются США, Канада, страны Западной Европы, Япония. Здесь в рамках коммерческого досуга созданы: мощная индустрия развлечений, государственный и общественный секторы, где выражаются общечеловеческие приоритеты и народные традиции, ментальность нации, патриотизм, другие общественные ценности. Развивается богатая инфраструктура: национально-культурные заповедники, культурные центры: Дж. Кеннеди, Ж. Помпиду, Гетти, Изящных искусств; Дворец фестивалей, парковая рекреация. Осуществляется активный обмен теоретическими и эмпирическими знаниями в области досуговедения и наработками в применении этих знаний, технологий в практической деятельности; обмен научно-профессиональными кадрами. Интересные и конструктивные исследования в области прикладной культурологии и социальной педагогики – в Оксфордском, Принстонском, Токийском, Краковском университетах, в ряде других научных центров. Широкое развитие получили исследования рекреативно-воспитательного потенциала национальных парков, музеев, библиотек, хобби-центров. На базе университетов, дополненных одно-двухгодичными курсами повышения квалификации, готовятся специалисты: в Германии – педагоги свободного времени, во Франции - аниматоры, в США – релаксаторы. Профессиональная ориентация разнообразна: социальный работник, семейный педагог или психолог, педагог-правовед, педагог-реалибитатор … Сообщество стран рационального досуга активно участвует в интеграционных процессах: Европейская культурная конвенция, деятельность ЮНЕСКО, Всемирная ассоциация работников досуга, Международный Союз работников культуры, туризма и спорта... Проводятся совместные акции: Десятилетия Всемирной культуры – 1988-1998 гг, Год пожилых людей, Всемирный год культуры – 2000, Звезды мира -детям, За культуру мира и демократии. Международные фестивали, конкурсы, культурно-спортивные программы, (Олимпийские игры, Игры доброй воли, Большой футбол …), тематические проекты (Всемирные молодежные компьютерные игры, Дебаты), международные праздники и шоу (День Детства, 10-летие падения Берлинской стены, День молодежи, День студентов, День Земли …). Исторический анализ социально-культурных процессов и технологий за рубежом. Истоки общества рационального досуга уходят в глубины истории, в Древний Восток, Античный мир, в эпоху Возрождения, в языческие традиции доколумбовой Америки; в иудаизм, христианство, ислам; в философию, социологию, психологию, педагогику и др. науки о человеке, который по мере развития цивилизации все в большей степени становится хозяином своего времени, постигает ценность досуга и формирует в себе умение и навыки его разумного использования. Элементы складывающегося восприятия досуга как средства рекреации и фактора духовной жизни встречаются в различных материалах по истории Китая, Индии, Египта, Двуречья, Австралии, Новой Зеландии, Северной Америки, Британских Островов, Западной и Восточной Европы. Относительно сложившаяся система взглядов на содержание, формы, аксиологии досуга изложена в философии Платона (досуг как один из регламентированных компонентов функционирования государства; искусство, празднества, хороводы как «этическая униформа», порождающая строго определенный настрой граждан), Аристотеля (свободное время как «высокий досуг» для реализации «самоценности» личности, раскрытия ее творческих потенций в государстве демократии), Демокрита, Сократа, Эпикура, Сенеки. С распространением христианства углубляется противоречие между пониманием досуга: а) как праздности, обнажающей сущность и бренность человека; б) как высшей созерцательности, поднимающей его над повседневной будничностью жизни, над условностями общества. В Испании, Англии, Франции, Италии, Германии XVII в. аристократы - вольнодумцы, разночинцы отстаивают право на досуг как источник наслаждений и удовольствий - неотъемлемую часть прогрессивной модели образа жизни, завещанную титанами Возрождения. Чрезмерная праздность постепенно уступает место более рациональному, целеустремленному досугу: образованию, просвещению, художественному любительству, спорту, внутренней работе над собой. Аристократия выступает как носитель высоких культурно-досуговых потребностей. В народной культуре всех континентов к первым социокультурным технологиям относятся праздники и обряды. Им присущи ритуальность и многоликость: праздники Дионисия (Эллада), Дракона (Китай), Слонов (Индия), Кита (народы Севера), Цветов (Кипр), Розы (Болгария), карнавалы (Италия, Латинская Америка), фиеста (Куба), Новый год по юлианскому, григорианскому, лунному календарям. Народные обычаи и традиции новогодних празднеств. Религиозные праздники. Государственные, викторианские, революционные, сезонные праздники. Традиции светских праздников международного значения: Татьянин день, Валентинов день, День Смеха, Первомайские праздники, Олимпийские игры и др. Генезис народного творчества и его влияние на развитие содержания и форм досуга: греки, цыгане - врожденные артисты, канадцы - танцоры, немцы - любовь к литературе, музыке; японцы - ко всему красивому; французы - коммуникабельные, Италия - традиции театра, певческого искусства. Художественные, спортивные, прикладные пристрастия и дарования разных народов. Клубная культура и ее корни. Клуб как социально-культурное явление и форма досуговой самоорганизации, как многофункциональный комплекс, состоящий из образовательной, общественно-полезной, развлекательной деятельности на средства членских взносов. Три уровня взаимоотношений клубной организации и социума: тесное взаимодействие с преобладанием социальных интересов над культурой; дистанцированное, обособленное существование клуба и общества; интегральное, сбалансированное, творческое сотрудничество. Мужские и женские дома первобытной эпохи как потребность в многостороннем приобщении к жизни коллектива (рода, общины, племени), в общественном очаге. Объединения свободных граждан в античные времена как общественные места всестороннего проявления и самовыражения человека эпохи зрелой афинской демократии, когда досуг был основой свободной деятельности во всех сферах культурной жизни и был самоценен сам по себе. Система воспитания: школы мальчиков, юношеские объединения (аггелы), мужские союзы (сисситии в Афинах, фидитеи в Спарте, гимназии, гетерии на Крите); виды деятельности: общественные обеды, подготовка юношей к воинской службе и самостоятельной жизни, философские беседы, дебаты, риторика, развлечения. Ремесленные мастерские как своеобразные клубы: Фантомные клубы простолюдинов без четких организованных начал. Римский период: школы философов-эпикурейцев, стоиков, академиков; кружки молодых поэтов, художников. Термы-римские бани для знати - как культурно-оздоровительный комплекс и клуб. Коллегии как локальные институциональные и досуговые общности: по профессиональному признаку; землячества; почитателей различных богов. Капелеи, трактиры, агоры. Модификации клубных форм в культуре средних веков: XI в. - век светской рыцарской культуры; XII-XIII века - городской крестьянской или народной. Монастыри - социальные институты евразийского Средневековья. Аскетические движения и кружки, культурные центры частных инвесторов. Рыцарские общества, рыцарские ордена - формальные носители миропорядка, чести, духовности, воинской доблести с элементами клубной этики. Студенческие университетские веселые компании, бродячие клирики, ваганты, жонглеры, трубадуры - зачинщики неформального, нерегламентированного досуга. Школы майстерзангеров (поэтов-песенщиков) в Германии XIV-XV вв.. Начало клубного движения в Англии XVI-XVII вв, аристократический и элитарный клубный досуг XVIII-XIX вв; развитие клубов в двух направлениях: на основе интереса к конкретному делу (спортивные, танцевальные, музыкальные), по четко выраженной социальной ориентации (клубы рабочих, служащих, подростков, моряков). Политические клубы, женские клубы, деревенские клубы. Французские клубы как порождение революционных эпох: Великой Французской революции 1789 года и Парижской Коммуны 1871 года. Салоны как центры просвещения, Якобинский клуб, Общество друзей Конституции, народные собрания; клубы, ассоциации, гильдии. Клубы – церкви. Клубы – кафе. Теория социально-культурной деятельности за рубежом. Социология досуга впервые утвердилась в США с появлением глубокого, разностороннего анализа бюджета свободного времени Питирима Сорокина в 1935 году. Это направление науки связано с именами К. Мангейма, Г. Маркузе, Э. Фромма и др. Однако, страной, где наиболее полно интегрировались исторические, экономические, социальные, культурные и иные корни КДД, длительный период оставалась Франция: Ж. Фридман, Ж. Дюмазедье - идея компенсаторного характера досуга, суть которого в обеспечении рекреации, т.е. снятие физической, психической, интеллектуальной усталости. Наряду с широко принятым понятием культура Ж. Дюмазедье вводит понятие социокультурной деятельности «как сознательной, преднамеренной, организованной, в значительной мере планируемой аккультурации. Германская школа досуга представлена именами Макса Вебера, Герберта Маркузе, английская - К. Робертса, С. Паркера, Д. Келли: о взаимовлиянии труда и досуга. Для социологии досуга 60-70 гг. характерно отношение к нему как к социальной сфере, обладающей наибольшими резервами для личностной самореализации и саморазвития: О. Тенисоретский. К настоящему времени в досуговедении англоязычных стран сложились четыре основные теоретические концепции при определении сущности и значимости досуга для отдельной личности. В соответствии с данными концепциями досуг рассматривается в качестве:
В западном досуговедении понятия «досуг» и «рекреация» взаимосвязаны, но они обладают и своими уникальными особенностями. Термин «рекреация» является производным от двух латинских глаголов: «обновлять» и «восстанавливать». Семантическое значение данного термина указывает на тесную связь рекреации с концепциями, имеющими отношение к восстановлению или обновлению, развитию каких-либо качеств человека. Большинство определений рекреации основано на том, что это добровольно избираемый индивидом вид деятельности на досуге, доставляющий удовольствие и удовлетворение, обеспечивающий рост и обогащение его как личности. Предполагаются конструктивные, положительные и социально оправданные виды занятий, цели и организация. Анализ концепций рекреации позволяет выделить следующие характеристики данного феномена:
Общественно-государственная политика в социально-культурной сфере за рубежом. Традиции, менталитет и др. особенности различных народов мира наиболее очевидно интегрируются в специфике свободного времяпрепровождения. Досуг француза, датчанина ассоциируется с кафе; бразильца, мексиканца, аргентинца, испанца - с футболом, карнавалом; араба, пакистанца - с домашним прикладным творчеством; англичанина - с клубом. Для миллиардов верующих праздничные и выходные дни связали с костелом, мечетью, церковью, собором, другими молебными домами. Найти подобную детерминанту в США, Канаде, сложнее; здесь представлено все: религиозный, спортивный, образовательный, туристический, терапевтический досуг; художественное и прикладное творчество, волонтерская и любительская деятельность. Ведущие факторы, обусловившие современную канадско-американскую модель:
Основные структурно-функциональные элементы:
Основы рекреационного законодательства формируются в высших инстанциях западных стран, а реализация государственной политики в области рекреации является прерогативой федеральных правительств через рекреационные агентства. Понятие о проектировании и развитии социально-культурной сферы. Социокультурное проектирование - это, с одной стороны, специфическая технология представляющая собой конструктивную творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей; с другой - это целенаправленно организуемый процесс социокультурной коммуникации субъектов, ориентированный на совместное конструктирование способов и образцов решения значимых для личности и общества проблем. Сущность проектирования заключается в производстве желаемой и предназначенной к осуществлению моделей будущего объекта: социальной или предметной среды, сферы жизнедеятельности, образа жизни учреждения, социального института. Объектом проектирования является социально-культурная сфера, включающая в себя широкий круг явлений, процессов и институтов, относящихся по своей природе либо, преимущественно, к сфере «социального», либо «культурного». Преобладающая ориентация проекта на решение социальных или культурных проблем определяет специфику проектной деятельности. Социокультурную сферу представить как совокупность субъектов культурной деятельности, являющихся: а) носителями идей, инициатив, технологий, традиций; б) носителями определенных проблем ( в этом качестве можно рассматривать отдельную личность, социальную группу, учреждения, орган власти, коммерческую структуру). Именно переживания проблемной ситуации делает человека потенциальным или реальным участником культурных проектов и программ. Технологической основой и первым этапом разработки социально-культурных проектов и программ всех уровней является характеристика социокультурной ситуации. Ситуация - это совокупность типичных условий и обстоятельств, в которых функционирует личность, социальных групп, общность и которые определяют содержание и формы жизнедеятельности человека, систему его ценностей ориентацией, характер его окружения, отношения с другими людьми. Вслед за характеристикой социокультурной ситуацией необъходимо сформулировать проблемы. В самом общем смысле проблемы - это, с одной стороны, объективные трудности, преграды, факты неблагополучия, с другой - результат осознания, понимания ситуации, видения в ней определенного противоречия, на разрешение которого и должно быть направлена разрабатываемая программа. Особую важность при разработке социально-культурных программ имеют две группы проблем: социально-культурные и личностные (социально-психологические). Именно характер этих проблем определяет смысловую и содержательную части проекта - цели, задачи, виды и содержание деятельности. В социально-культурное проектирование особое место региональное проектирование. Именно ремонт представляет собой совершенно конкретный объект управления и на его уровне возникает объективная возможность осуществляет управляющее воздействие на культурные процессы, обеспечивая необходимое сочетание развития и саморазвития, управления и самоуправления и т.д. |