Сексология. Курс лекций по сексологии и сексопатологии пособие для медикопсихологического факультета
Скачать 407.88 Kb.
|
Непринудительные и принудительные парафилии Разделяются по признаку наличия или отсутствия в них элемента принуждения. Если другие люди соглашаются участвовать в качестве наблюдателей или просто молча мирятся с определенным видом парафилического поведения. Поскольку в данном случае нет принуждения и основные права человека не нарушаются, такие так называемые непринудительные парафилии многими считаются относительно безобидными или безопасными. Ясно, что начинать главу следует с этой категории. Однако, как мы увидим далее, эти непринудительные парафилии могут иногда вести к потенциально неблагоприятным последствиям для людей, которых они затрагивают. Некоторые же парафилии имеют явно принудительный или агрессивный характер. Они предполагают недобровольное участие других людей. Например, это такие формы нетипичного поведения, как вуайеризм или эксгибиционизм Непринудительные парафилии Виды непринудительных парафилий: фетишизм, трансвестический фетишизм, сексуальный садизм и сексуальный мазохизм. Менее распространенные разновидности непринудительных парафилий. Фетишизм Фетишизм. Нетипичное сексуальное поведение, в котором источником сексуального возбуждения главным образом или исключительно является неодушевленный объект или определенные части тела. Как и в случае многих других парафилий, часто трудно провести грань между нормальными действиями, которые могут иметь фетишистский подтекст, и действиями, которые являются безусловно парафилическими. Многих людей эротически возбуждает вид предметов нижнего белья и некоторых определенных частей тела, например стоп, ног, ягодиц, бедер и грудей. Многие мужчины и некоторые женщины могут использовать предметы одежды и другие принадлежности в качестве сопровождения мастурбации или полового акта с партнером. Критерии фетишизма: - человек полностью ограничивается этими объектами или частями тела, исключая все остальное; - человек не в состоянии испытать сексуальное возбуждение и оргазм без объекта фетиша; - сексуальная реакция в отсутствие объекта может возникать, но интенсивность уменьшена; - объекты фетиша служат заменой контакта с человеком. Однако если партнер становится доступным, без них могут обойтись. К числу наиболее распространенных объектов фетиша относят дамское белье, туфли (особенно на высоких каблуках), ботинки (часто в ситуациях, связанных с темами доминирования), волосы, чулки и разнообразные изделия из кожи, шелка и латекса. Механизмы формирования Ф 1. Классическое обусловливание, в котором объекты или части тела связываются с сексуальным возбуждением. 2. Детские впечатления в которых сексуальное возбуждение связывается с объектами (например, с колготками или туфлями), принадлежащими эмоционально значимому человеку, в частности матери или старшей сестре. Процесс, посредством которого это может произойти, иногда называется символической трансформацией. В данном случае объект фетиша становится наделенным силой или сущностью ее владельца. Таким образом, ребенок (обычно мальчик) реагирует на этот объект так, как он мог бы реагировать на реального человека. Если эти механизмы закрепляются, то ребенок в подростковый период почти не вступает ни в какие сексуальные взаимодействия с другими людьми, и даже став взрослым, может продолжать замещать объектами фетиша сексуальные контакты с другими людьми. Кража - это самое частое из серьезных преступлений, связанных с фетишизмом. Иногда человек может совершить какой-либо странный поступок, например, насильно срезать прядь волос у человека. В чрезвычайно редких случаях мужчина может убить и изуродовать свою жертву, чтобы сохранить некоторые части тела для фантазирования и мастурбации. Трансвестический фетишизм Трансвестический фетишизм. Достижение сексуального возбуждения от переодевания в одежду, предназначенную для лиц другого пола. Сексуальный компонент переодевания в одежду другого пола отличает этих людей от тех, кто переодевается ради развлечения, и от геев, которые иногда переодеваются в женское платье для привлечения мужчин. Отличаются они также и от транссексуалов, которые, переодеваются в одежду противоположного пола, чтобы получить некоторое ощущение физической и эмоциональной законченности, а не с целью сексуального возбуждения. Трансвестизм имеет целый ряд разновидностей. Некоторые люди предпочитают полностью наряжаться в одежду другого пола. Часто это происходит в уединении, дома, в тайне от окружающих. Иногда человек может в таком виде выйти в город, но это случается редко. Обычно переодевание в одежду другого пола - это довольно-таки кратковременная деятельность, приводящая к сексуальному возбуждению, кульминацией которого становится удовлетворение посредством мастурбации или полового акта с партнером. Во многих случаях трансвестизма человек возбуждается, надевая только один предмет одежды, возможно, пару чулок или бюстгальтер. Отличие трансвестического фетишизма от фетишизма заключается в том, что предметы одежды действительно надеваются, а не только рассматриваются или ласкаются, как это имеет место у фетишистов. Трансвестический фетишизм - это отклонение, присущее в большей степени гетеросексуальным мужчинам. Описание такого поведения среди женщин чрезвычайно редко встречается в клинической литературе. Несколько исследований, проведенных как в клинических, так и в неклинических условиях, показали, что трансвестический фетишизм больше всего распространен среди женатых мужчин с преобладающе гетеросексуальной ориентацией. Хотя большинство опрошенных мужчин были гетеросексуалами, значительная их часть (больше 30%) считала себя бисексуалами, гомосексуалистами или же людьми, сексуально не активными по отношению к другому человеку. Большинство женатых мужчин, склонных к трансвестическому фетишизму до брака, как правило, не рассказывают женам о своем интересе к переодеванию в одежду другого пола. Это происходит, в основном, из-за уверенности этих мужчин в том, что с началом семейной жизни их наклонность исчезнет. Однако этого обычно не случается, и большинство жен, в конечном счете, узнают о тайном занятии своих мужей. Данные показывают, что большинство жен не поддерживают переодевание своих мужей в одежду другого пола, а только терпят эту парафилию. И даже если изначальная реакция жен не является особенно негативной, со временем у них может развиться негодование и отвращение, как показано в следующем примере: Развитие трансвестического фетишизма часто происходит по типу обусловливания. Возможно, что в начальный период формирования сексуального интереса процесс переодевания в одежду другого пола сопровождался подкреплением в форме сексуального возбуждения и оргазма. Некоторые мужчины, склонные к трансвестическому фетишизму, рассказывали, что в детстве они по разнообразным причинам наряжались как девочки. Иногда такое поведение инициировали сами родители. Они одевали своего маленького сына в красивую одежду для девочек, потому что им казалось это "прелестным" или потому что они больше хотели иметь девочку, а не мальчика. Кроме того, некоторые истории болезни мужчин, являющихся трансвестическими фетишистами, показали, что когда они были мальчиками, их наказывали, заставляя надевать одежду девочек. Такие наказания через унижение подчас служат первым шагом к трансвестизму. В ряде случаев к трансвестическому фетишизму проявляют склонность гетеросексуальные мужчины, которые стремятся исследовать женскую сторону своей личности. В сущности, такие мужчины создают себе два отдельных мира. Первый - это мир, в котором доминирует "мужественный образ" и который они демонстрируют публично. Второй - это частный, уединенный домашний мир, в котором, переодевшись, они могут выражать свою нежную, чувственную "женскую" сущность. Антрополог Роберт Манро заметил, что трансвестический фетишизм имеет тенденцию чаще всего появляться в тех культурах, где мужчины берут на себя большую часть экономического бремени, чем женщины. Мунро высказал предположение, что в некоторых случаях переодевание в одежду другого пола может позволить мужчинам в этих культурах временно сбросить с себя ощущаемое ими бремя ответственности путем бегства в мир женщин со всеми его атрибутами и особенностями поведения. Большинство людей, склонных к трансвестическому фетишизму, редко обращаются за профессиональной помощью. Даже если они и соглашаются на лечение, то маловероятно, что оно приведет к заметным результатам и в корне изменит их поведение. Сексуальный садизм и сексуальный мазохизм Сексуальный садизм. Акт достижения сексуального возбуждения путем причинения физической или душевной боли. Сексуальный мазохизм. Акт достижения сексуального возбуждения от ощущения физической или душевной боли. Садизм и мазохизм часто рассматриваются как одна общая категория - садомазохистское поведение, в котором сексуальное выражение связывается с болью. Кроме того, движущие силы этих двух феноменов во многом подобны, а иногда они одни и те же.. Однако человек, который имеет склонность к одной из этих форм поведения, не обязательно демонстрирует и вторую. И с этой точки зрения садизм и мазохизм - фактически разные формы поведения. В МКБ-10 сексуальному садизму и сексуальному мазохизму отведена отдельная категория. Отнести те или иные действия к категории сексуального садизма или сексуального мазохизма не так просто. Известно, что многие люди получают удовлетворение во время сексуальной игры от некоторых форм агрессивного взаимодействия (например, "укусы любви"). Но термин "садомазохизм" в его прямом значении тут не очень подходит. Альфред Кинси и его коллеги установили, что 22% мужчин и 12% женщин в его выборке эротически реагировали на рассказы садомазохистского содержания. Кроме того, более 25% испытуемых обоего пола сообщили о наличии у них эротической реакции в ответ на "укусы любви" во время сексуального взаимодействия. Хотя садомазохистские действия могут быть потенциально опасными и привести к травмам, большинство участников, как правило, остаются в рамках взаимно оговариваемых пределов, часто ограничивая свои действия умеренными или даже символическими садомазохистскими действиями с партнером, которому доверяют. В умеренных формах сексуального садизма причиненная боль может часто быть больше символической, чем реальной. Например, партнер может быть "побит" по его собственному желанию пером или мягким предметом, специально сделанным в форме биты или дубинки. В этих условиях имитации партнером страданий бывает достаточно, чтобы вызвать сексуальное возбуждение у человека, причиняющего символическую боль. Люди с мазохистскими наклонностями могут возбуждаться от получения ударов плеткой, хлыстом, от порезов, от уколов спицами (иголками), от связывания или от шлепков. Интенсивность болевого ощущения, которая необходима человеку для получения сексуального возбуждения, варьирует от символической или очень незначительной до, в редких случаях, жестоких избиений или увечий. Склонностью к сексуальному мазохизму может также объясняться и поведение тех людей, которые достигают сексуального возбуждения от того, "что становятся объектом презрения, оскорблений или если их принуждают делать черную, грязную или унизительную работу". Однако распространенное представление о том, что любой вид боли, физической или душевной, сексуально возбуждает человека с мазохистскими наклонностями, неверно. Боль должна быть связана со специально организованной встречей. И единственная цель этой встречи - сексуальное удовлетворение. В еще одной версии мазохизма некоторые люди получают сексуальное удовольствие в результате того, что их приковывают наручниками, связывают или как-то иначе ограничивают. Такое поведение, называемое сексуальным рабством, обычно предполагает помощь партнера. Партнер мазохиста связывает или приковывает его наручниками и часто применяет наказания, например шлепки или удары плетью. 25% опрошенных одного исследования сообщили о том, что иногда в своей жизни им приходилось практиковать некоторые формы такого сексуального рабства. Многие люди, совершающие садомазохистские действия, не ограничиваются исключительно садистскими или мазохистскими действиями. Многим приходится чередовать эти роли. Причина заключается в том, что порой бывает очень трудно найти партнера, который предпочитает только причинять или только получать боль. Большинство этих людей действительно предпочитают одну или другую роль, но некоторые могут одинаково комфортно чувствовать себя в любой из них. Есть несколько указаний на то, что люди с сексуальными садистскими наклонностями встречаются реже, чем мазохисты. Этот дисбаланс может отражать общий социальный стандарт. Исходя из него более добродетельно быть наказанным (жертвой), чем проявлять физическую или психическую агрессию по отношению к другому. Таким образом, человеку, который испытывает потребность в сильной боли в качестве необходимой предпосылки сексуальной реакции, возможно, будет трудно находить соответствующего партнера. Следовательно, такие люди могут прибегнуть к причинению боли самому себе путем прижигания, нанесения увечий или аутоэротической асфиксии. Многие люди в современных западных культурах рассматривают садомазохизм в очень негативном свете, т.к. предполагается, что люди, втянутые в такие действия, часто являются жертвами, а не добровольными участниками. Исследование, охватившее выборку из 164 мужчин - членов садомазохистских клубов, показало, что эти люди были вполне социально приспособленными и что "садомазохистское поведение было, главным образом, стимулирующим аспектом их сексуальной жизни" (Sandnabba et al., 1999). Изучение сексуального поведения животных показывает, что у многих видов перед коитусом наблюдается то, что можно было бы назвать воинственным или причиняющим боль поведением. Некоторые теоретики предположили, что такая деятельность имеет определенное нейрофизиологическое значение. Она усиливает сопутствующие сексуальному возбуждению процессы, такие как кровяное давление, мышечная напряженность и гипервентиляция. Садомазохизм может также помочь участникам уйти от жестких, ограничивающих ролей, которые они вынуждены выполнять в своей ежедневной общественной жизни. Это помогает объяснить, почему мужчины, которые участвуют в садомазохистской деятельности, намного чаще предпочитают роли мазохистов, чем женщины. Джон Мани описывает сценарий, в котором "мужчины, которые днем могут обладать огромной властью в политике, бизнесе или промышленности, ночью становятся покорными мазохистами, умоляющими об эротическом наказании и унижении". И напротив, людям, кротким в обычной жизни, может нравиться временная возможность принимать властную, доминирующую роль во время тщательно структурированного садомазохистского представления. Одна из сходных теорий рассматривает сексуальный мазохизм как попытку убежать от высших уровней своего самосознания. Подобно некоторым другим действиям (таким, как пьянство), с помощью которых человек может пытаться "потерять себя", мазохистская деятельность разблокирует подавляемые ранее мысли и чувства, особенно те, которые могут вызывать беспокойство, вину или чувство неполноценности или неуверенности. В историях болезни людей, склонных к садомазохизму, иногда можно обнаружить свидетельства о ранних переживаниях, которые, возможно, способствовали установлению связи между сексом и болью. Например, наказание за сексуальные манипуляции (типа мастурбации) может привести к тому, что ребенок или подросток свяжет секс с болью. Ребенок может даже испытать сексуальное возбуждение в момент наказания. Другие люди, которые получают удовольствие от садомазохизма, возможно, когда-то усвоили сильное отвращение к сексу, полагая, что это греховно и безнравственно. Для таких людей мазохистское поведение выглядит как избавляющий от вины механизм: они либо получают удовольствие одновременно с наказанием, либо сначала терпят наказание, чтобы получить право на удовольствие. Люди, имеющие сильное ощущение личностной или сексуальной неполноценности, могут обратиться к садистским действиям доминирования над своими партнерами, чтобы временно ослабить это ощущение. Многие люди, возможно большинство из тех, кто склонен к садомазохизму, могут достигать сексуального возбуждения и оргазма независимо от этих парафилических действий. Другие непринудительные парафилии Это более редкие формы нетипичного сексуального поведения, к ним относятся аутоэротическая асфиксия, клизмафилии, копрофилии, урофилии и некоторые другие. Аутоэротическая асфиксия представляет собой необычно редкую и опасную для жизни парафилию, которая заключается в том, что человек, почти всегда мужчина, стремится уменьшить поступление кислорода к мозгу чтобы увеличить сексуальное возбуждение и повысить интенсивность оргазма. Кислородное голодание обычно вызывается удушением цепью, кожаным поясом или веревочной петлей), могут использоваться полиэтиленовый пакет или сдавливание груди. Предмет, применяемый для того, обычно затягивается вокруг шеи, чтобы усилить возбуждение во время мастурбации, и затем ослабляется во время оргазма. Люди часто изобретают сложные методы, которые позволяют им освободиться от удушающего приспособления до того, как они потеряют сознание. Люди, которые практикуют аутоэротическую асфиксию, редко рассказывают об этом родственникам, друзьям или врачам, не говоря уже о том, что избегают всяческих дискуссий и объяснений, почему они этим занимаются. Аутоэротическая асфиксия может быть крайне нетипичным вариантом сексуального мазохизма, в котором участники разыгрывают ритуализированные сцены сексуального рабства. Люди, совершающие подобные действия, иногда ведут дневники, в которых записывают изощренные фантазии на тему сексуального рабства. В отношении этой редко наблюдаемой парафилии абсолютно ясно только одно: это очень опасная деятельность, которая часто заканчивается смертью из-за неисправности специальных приспособлений или вследствие неправильного размещения петли или перевязки. В Соединенных Штатах, Англии, Австралии и Канаде, каждый год происходят один-два смертельных случая от аутоэротической асфиксии на миллион населения. Клизмафилия проявляется в том, что человек получает сексуальное удовольствие от клизмы. Реже эротическое возбуждение может быть связано с постановкой клизм кому-нибудь другому. Истории болезни многих людей, у которых наблюдалась клизмафилия, свидетельствуют о том, что когда эти люди пребывали в младенческом или детском возрасте, их чересчур обеспокоенные и заботливые матери часто ставили им клизмы. Возможно, что ассоциация любви и заботы с анальной стимуляцией эротизировала переживания, связанные с процедурой. Таким образом, став взрослыми, эти люди начали испытывать потребность в клизме в качестве замены или необходимой предпосылки полового общения. Копрофилия (coprophilia) и урофилия (urophilia) - это такие действия, в которых люди достигают сексуального возбуждения от контакта с фекалиями и мочой соответственно. Лица, склонные к копрофилии, достигают высокого уровня сексуального возбуждения от наблюдения за актом дефекации или испражняясь на кого-либо. В редких случаях они могут достигать возбуждения, когда кто-то испражняется на них. Люди с урофилией любят производить мочеиспускания на кого-либо, или наоборот, им нравится, если кто-либо мочится на них. Какого-либо единого мнения относительно происхождения этих очень необычных парафилий в настоящий момент не существует. Принудительные парафилии Сюда относятся эксгибиционизм, вуайеризм, фроттеуризм, зоофилия и некрофилия. |