Курс лекций, прочитанньїх в Национальной юридической академии Украиньї им. Ярослава Мудрого Харьков факт 2001
Скачать 3.06 Mb.
|
часть философии. («Наука о праве есть часть философии»). Задача философии им виделась в том, чтобы постигнуть право и государство как продукты разумной деятельности человека, получившие свое воплощение в реальных общественных институтах. По его мнению, философия права не должна заниматься ни описанием существующего, действующего законодательства (это предмет позитивной юриспруденции), ни составлением проектов идеальных кодексов и конституций на будущее. Она должна рассматривать разумность права, постичь истину о праве и нравственности. Задача науки о государстве, по Гегелю, — постичь и изобразить государство как нечто разумное в себе. Не конструировать государство таким, каким оно должно быть, но как должно быть познано. Свое понимание предмета и метода философии права и государства Гегель выразил в знаменитом афоризме: «Что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно». Теоретики Нового времени по-разному трактовали его, но гегелевский тезис о тождестве разумного и действительного имеет ввиду не все существующее, а лишь необходимое, разумное и сущностное в нем. Поэтому предметом философской науки о праве у Гегеля выступает идея права — единство понятия права и его осуществления, наличного бытия. Идея права есть свобода, бытие свободной воли, проявление естественного права. Он отвергает концепции, определявшие право как взаимное ограничение индивидами своей свободы в интересах общего блага. Согласно его учению подлинной свободой обладает всеобщая (а не индивидуальная) воля. Она требует, чтобы субъективные устремления индивида были подчинены нравственному долгу, права гражданина соотнесены с его обязанностями перед государством, свобода личности — согласована с необходимостью. Понятие «право» употребляется в гегелевской философии в трех основных значениях: 1) право как свобода; 2) право как определенная ступень и форма свободы (деление права на абстрактное, мораль и нравственность в сфере семьи, гражданского общества и государства); 3) право как закон (позитивное право).
221 ственности. Философ обосновывает формальное правовое равенство людей — они равны именно как свободные личности — собственники. Одновременно с этим он подчеркивает недопустимость обращения в собственность самого человека. «В природе вещей заключается абсолютное право раба добывать себе свободу». Гегель отвергает платоновские проекты обобществления имущества, уравнение собственности. В опосредованной форме собственность проявляется в договоре лиц-собственников, в преступлении и наказании за его нарушение (неправо, обман и преступление). Способ, форма защиты прав личности, справедливости, осуществляемой в государстве, есть наказание. Преступление — сознательное нарушение права и наказание является, по Гегелю, не только средством восстановления нарушенного права, но и правом самого преступника как свободной личности. Вторая ступень и форма свободы — сфера моральности. В ней абстрактные и негативные предписания формального права наполняются положительным содержанием. На данной ступени свобода проявляется в способности индивидов совершать осознанные действия (умысел), ставить перед собой определенные цели и стремиться к счастью (намерение и благо), соизмерять свое поведение с обязанностями перед другими людьми (добро и совесть). «Добро — это реализованная свобода, абсолютная конечная цель мира». Третья, высшая, ступень развития идеи свободы — нравственность. В ней абстрактное право и мораль приобретают свою действительность и конкретность. Здесь понятие свободы субъективируется в наличном мире в виде семьи, гражданского общества и государства. Вступая в различные сообщества, индивиды сознательно подчиняют свои поступки общим целям. 3. Право как закон. Превращение права в себе в позитивное право путем законодательства придает праву форму всеобщности и определенности. Предметом законодательства могут быть лишь внешние человеческие отношения, но не их внутренняя сфера. «Система права, — определяет Гегель, — есть царство реализованной свободы». Различая право и закон, он исключает их противопоставление: речь идет лишь о высшей ступени конкретизации права. В то же время философ признает, что содержание права может быть искажено в процессе законодательства. Не все, данное в форме закона, есть право, т.е. правомерное, разумное. С другой стороны, — недостижимо и вредно стремление, по его мнению, придать праву абсолютно законченную, совершенную форму, ибо «существует постоянная потребность в новых правовых определениях». Закон — это конкретная форма выражения права, предписывающая его непосредственное применение. Право как свобода становится законом, полагает Гегель, приобретает общеобязательный характер при условии обнародования закона, его осуществление через публичное судопроизводство, суд присяжных. Позитивная наука о праве, говорится в «Философии права», есть историческая наука. Вслед за Монтескье Гегель утверждает, что в законах отражается исторический опыт, национальный характер данного народа, ступень его исторического развития, естественные условия жизни и т.п. Г. Гегель различает гражданское общество и государство. Гражданское общество, пишет философ, есть дифференциация (различие) между семьей и государством. Развитие гражданского общества наступает позднее, чем развитие государства, оно создано «лишь в современном мире». С точки зрения понятия права — это необходимый этап, с его взаимосвязью особенного и всеобщего, сфера реализации особенных, частных целей и интересов отдельных личностей. «В гражданском обществе каждый для себя — цель, все остальное для него ничто. Однако без соотношения с другими он не может достигнуть своих целей во всем их объеме: эти другие суть поэтому средства для цели особенного». Таким образом, гражданское общество гармонизирует интересы своих членов, придает им характер всеобщности. Оно представляет собой объединение индивидов «на основе их потребностей и через правовое устройство в качестве средства обеспечения безопасности лиц и собственности». По-современному звучит и сформулированный философом принцип гражданского общества: оно «должно защищать своего члена, отстаивать его права, а индивид в свою очередь обязан соблюдать права гражданского общества». Он предупреждает об опасности бедности и богатства, снижения «известного уровня существования» членов общества. Это ведет к потере чувства права, возникает чернь, а с ней — зло, возмущение, направленные против богатых, общества, правительства и т.д. Гарантировать общественный правопорядок призваны законы и учреждения (суд, полиция, корпорации). В структуре гражданского общества Гегель выделяет три сословия (корпорации): субстанциальное, или земледельческое, промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники) и всеобщее (чиновники). Вследствие различия интересов индивидов, их объединений, сословий гражданское общество неспособно все же самостоятельно урегулировать возникающие социальные противоречия. Для этого необходима политическая власть — государство как основание общества. В учении Гегеля о государстве разумное государство как раз и предстает нравственным целым, идейно-политическим единством, снимающим противоречия в правовом гражданском обществе. Гегелевское разумное государство — «есть действительность нравственной идеи», здесь свобода «достигает своего высшего права», оно есть «действительность конкретной свободы». Таким образом, такое государство — воплощение идеи разума, свободы и права. «Государство — это шествие Бога в мире; его основанием служит власть разума, осуществляющего себя как волю». Государство, за- 222 223 мечает философ, — не произведение искусства, оно находится в мире произвола, случайностей и заблуждений. Легко выявлять недостатки у конкретных, плохих государств, тяжелее постигать позитивное в них. Именно на позитивном, разумном «во внутреннем организме самого государства» и сосредотачивается философ. Реальная разумность внутреннего государственного устройства, полагает Гегель, проявляется в разделении властей. Политическое государство в его учении подразделяется на три различные власти: законодательную, правительственную и власть государя. Соглашаясь с идеей Локка и Монтескье, также считает разделение властей в государстве гарантией публичной свободы, но выступает за их равновесие и живое единство. Вершиной такого единства он называет конституционную монархию. Другие формы правления — монархия, аристократия и демократия, по мнению Гегеля, — свидетельство еще не разделенного единства власти, не достигнутого «внутреннего различия (развитой организации внутри себя), а следовательно, глубины и конкретной разумности». Законодательная власть, по Гегелю, — власть определять и устанавливать всеобщее, «касается законов как таковых». Законодательное собрание призвано обеспечивать представительство гражданского общества, его сословий. Верхняя палата формируется по наследственному принципу из дворян, нижняя избирается гражданами по корпорациям, объединениям и т.п. Автор «Философии права» отстаивает принцип публичности сословного собрания, как воспитывающего зрелища для граждан, выразителя общественного мнения, здравого смысла, содержащего принцип справедливости. Его политический идеал выражал стремление немецкого бюргерства к компромиссу с дворянством и установлению конституционного строя в Германии путем реформ «сверху». Правительственная власть, куда Гегель относит и власть судебную, определяется как власть подводить особенное под всеобщее. Ее задачи — выполнение и применение решений государя, существующих законов, сохранение учреждений, меры, направленные на общую пользу, и т.п. Поддержание законности, гарантии от злоупотребленной власти философ усматривает в иерархии власти в государстве, ее равновесии, контроле за ней сверху и снизу. Но главную надежду все же возлагает на государственных чиновников — «среднее сословие», «средоточие государственного сознания и выдающейся образованности». Государство, где нет таких чиновников как в России, по мнению Гегеля, «еще стоит поэтому не на высокой ступени». Власть государя объединяет государственный механизм в единое целое, придает всеобщность государственному устройству и законам. Высший момент идеи государства в гегелевском учении представляет собой идеальность суверенитета (внутри и вовне). Он вы-224 ступает как абсолютная власть идеального целого над всем единичным, над правами отдельных лиц и объединений. По мнению ученого, государства относятся друг к другу как самостоятельные, свободные и независимые индивиды. Сферу межгосударственных отношений он трактует как область проявления внешнего государственного права. Г. Гегель подвергает критике кантовскую идею вечного мира. Формулируя принципы международного права, философ утверждает, что договоры, на которых основаны обязательства государств по отношению к друг другу, должны выполняться. Но считает, что войну не следует рассматривать как абсолютное зло и внешнюю случайность: война очищает дух нации. Тем самым он оправдывал войну Германии с наполеоновской Францией. Всемирная история как прогресс в сознании и свободы в гегелевской философии представляет собой, по существу, историю суверенных государств, прогресса в государственных формированиях. В соответствии с этим всемирная история распадается, по Гегелю, на четыре всемирно-исторических царства: восточное, греческое, римское и германское. Им соответствуют формы государства — восточная теократия, античная демократия и аристократия, современная конституционная монархия. «Восток знал и знает только, что один свободен, греческий и римский знает, что некоторые свободны, германский мир знает, что все свободны». Итак, сконструированное Гегелем разумное государство как конституционная монархия представляет собой правовое образование, как реализацию идеи свободы. Недостатки гегелевского этатизма все же проявляются в возвышении государства над индивидом и гражданским обществом, в недооценке прав и свобод личности, хотя государственные механизмы в его идеальном государстве функционируют лишь в правовых формах. Именно в этом его отличие от обычных этатистских, тоталитаристских теорий государства. Содержащиеся в гегелевском учении о государстве прогрессивные положения стали теоретической основой как либеральных концепций, так и его консервативных интерпретаций. 3. ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА С критикой рационализма теории естественного права и свойственной Просвещению веры во всесилие закона в начале XIX в. выступил ряд немецких юристов, создавших историческую школу права. Его представители доказывали, что нет естественного права, а есть лишь положительное право, которое имеет свои законы развития, не зависящие от разума. Само право — историческое наследие народа, которое не может и не должно произвольно меняться. Подлинным бытием, источником права является не закон, произвольно принимаемый, отменяемый государством, а обычай, выражающий дух народа. 225 Основателем исторической школы права был профессор Геттин-генского университета Густав Гуго (1764 — 1844 гг.)1. В своем «Учебнике естественного права как философии позитивного права» и особенно в «Учебнике по курсу цивилистики» немецкий юрист оспаривает основные положения естественного права, отвергает концепцию общественного договора. Во-первых, таких договоров никогда не было, все государства возникали и изменялись по-другому. Во-вторых, общественный договор практически невозможен — миллионы незнакомых людей не могут вступить в соглашение и договориться о вечном подчинении учреждениям и лицам, о которых они судить еще не могут. В-третьих, концепция общественного договора вредна — никакая власть не будет прочной, если обязанность повиноваться проистекает только из договора. Право — не только установление государства. Каждое человеческое сообщество имеет свои собственные правовые нормы, писал Гуго, большая часть которых «возникли стихийно подобно тому, как возникли язык и нравы этого народа». Люди, живущие в обществе, привыкли считать справедливым, правомерным одно и то же. Исторически сложившийся обычай, нормы обычного права — истинный источник права. С распространением образования к естественно возникшим правовым нормам добавился еще один источник — правосознание юристов, книги которых народ получил возможность читать. Закон же — произвольное повеление властей. Кодексы — «это не закон», а собрание предписаний властей. Поэтому множество законов и договоров никогда не выполняются. Сколько раз в Геттенгене власть переименовывала улицы, но все их привычно называли и называют по-старому. Людям лучше не вмешиваться в ход времени, держаться исстари заведенных порядков. Концепция права Гуго фактически была апологией феодального обычного права, сохранившегося в Германии. Он обосновывал право государства препятствовать всяким нововведениям под влиянием Французской революции, ограничивать свободу мысли и другие свободы во имя общего блага и правопорядка. Правовые взгляды Гуго развивал и дополнял профессор Берлинского университета Фридрих Савиньи (1779—1861 гг.), известный своими работами также по цивилистике и римскому праву. 2 В брошюре «О призвании нашего времени к законодательству и правове- 1 Гуго Густав окончил юридический факультет Геттингенского университета. В 1792 г. поступил в аспирантуру университета г.Галле. В последующем до самой смерти занимал должность профессора в Геттингенском ун-те. К наиболее известным произведениям Гуго относятся «Учебник по истории римского права» (1790 г.), «Учебник и хрестоматия классического пандектного права» (1790 г.), «Учебник естественного права» (1798 г.), «Учебник по курсу цивилистики» (1823 г.). 2 Савиньи Фридрих Карл родился во Франкфурте-на-Майне в дворянской семье. С 1795 г. учился на юр. ф-те ун-та Марбурга, затем —• Геттингена. Защитив диссерта цию, получил должность доцента права в ун-те Марбурга. С 1810 г. возглавил юр. ф-т Берлинского ун-та. С 1842 г. занимал пост министра юстиции Пруссии. 226 дению» (1814 г.) он не поддержал идею создания в кратчайшие сроки Гражданского кодекса Германии, базирующегося на тех же рациональных началах, что и французский Гражданский кодекс 1804 г., назвав саму идею антинациональной и неосновательной. Савиньи полагал, что распространением Кодекса Наполеона («подобно раковой опухоли») зачеркивались национальные причины создания усовершенствованного гражданского права. Не отрицая возможности кодификации, связывал ее с созданием в Германии единой «органически развивающейся правовой науки». Считал ошибочным мнение, что право создается законодателем: оно не зависит от случая или произвола. |