Курс лекций, прочитанньїх в Национальной юридической академии Украиньї им. Ярослава Мудрого Харьков факт 2001
Скачать 3.06 Mb.
|
Наказательную власть, которая «должна больше зависима быть от высших», Десницкий предлагал вручить воеводам в губерниях и провинциях. Они назначаются монархом, но в своей деятельности подотчетны губернскому суду, который принимает жалобы на действия воевод и публично их рассматривает. Воеводы ведают сбором подушных и податей, исполнением приговоров и местами заключения. В своем проекте ученый подразумевает и существующую исполнительную власть. По проекту ее осуществляют монарх, обладающий правом отлагательного вето и высшие органы управления — коллегии, подчиненные монарху и Сенату. В дополнение к вышеуказанным властям проект предусматривает учреждение и гражданской власти как органов местного самоуправления. Ее учреждение Десницкий предлагает в губернских и крупных провинциальных городах из выборных купцов и дворян. Компетенция всех пяти властей должна быть строго определена законом, с тем, «что одна власть не входила из своего предела в другую». Основной целью проекта было создание условий для упорядочения законодательной деятельности, а главное — организационно-правовых гарантий против деспотизма, законность деятельности бюрократического и судебного аппарата самодержавной России. В духе политики и идеологии «просвещенного абсолютизма» Десницкий одобрял государственное покровительство промышленности и торговли, поддержку мануфактур, учреждение банков и т.п. Не предлагая отмены крепостного права, он тем не менее считал необходимым «означить некоторый род собственности для крестьян», которой помещик, для собственной выгоды награждал бы трудолюбивых, запретить продажу крепостных в одиночку и отдельно от земли, заменить подушную подать поземельным налогом. С.Десницкий выступал за равное отношение ко всем народам, населяющим Россию, придерживался мирной ориентации во внешней политике. Его проект реформ государственных и правовых учреждений в России оказал значительное влияние на развитие просветительских 196 идей, в т.ч. утверждение идеологии «просвещенного аосолютизма», намечал конституционный путь его эволюции. 3. ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ Я.КОЗЕЛЬСКОГО, Г.СКОВОРОДЫ, А.РАДИЩЕВА Более радикальные ответы на волновавшие современное им общество проблемы давали Я.Козельский, Г.Сковорода, А.Радищев. Украинский и российский философ-просветитель Яков Козельский (ок. 1728—1794 гг.) обладал поистине энциклопедическими знаниями.1В своей «философии нравоучительной» отстаивал тезис, что люди не рождаются добродетельными или порочными, добрыми или злыми». Эти качества они приобретают под влиянием воспитания и общества. В благоустроенном обществе все люди должны помогать друг другу творить добро, относиться к другим так, как бы каждый желал, чтобы относились к нему. В своих рассуждениях Козельский придерживался концепции естественных прав человека и договорного происхождения государства. В его правопонимании представляет интерес четко проводимое им разделение права и закона. Право он классифицирует на четыре вида: божественное (от самого Бога, вечное, необходимое для всего живого); общее, которое он делил на натуральное (естественное) и всемирное, или право народов; гражданское. Естественное право, объяснял философ, имеет своим источником разумную природу и потребности человека. Всемирное — «правость» в международных отношениях для взаимного благополучия. Гражданское право — правость между гражданами и обществом для их взаимной пользы. Все издаваемые государством законы должны соответствовать этим видам права: «если законы не будут на них основаны, то они не могут быть справедливы». Для Козельского такими законами были, в частности, акты, закрепощающие крестьян. Они противоречат идее естественного права и не соответствуют «право-сти» закона. Закон — правило или повеление, по которому человек действовать обязывается страхом наказания или надеждою награды. Правило без обязательства Козельский называет советом. Закон обязывает «искать добро и бегать от зла», обязывает только того, кому он известен и быть посильным для исполнения. Граждане должны знать законы. Чем меньше законов, тем их легче знать и исполнять. Хорошим законом помогают хорошие обычаи и наоборот. В отличие от законов обычаи редко изменяются и потому обществу 1 Козельский Яков Павлович родился в семье казацкого сотника Полтавского полка. Учился в Киево-Могилянской академии, потом в Петербургской академической гимназии. Служил в армии, позже перешел на службу в Сенат. Возвратился в Украину, где служил в Малороссийской коллегии в Глухове. Перу Козельского принадлежат труды «Арифметические предложения» (1764 г.), «Механические предложения» (1765 г.), «Философические предложения» (1768 г.), «Рассуждения двух индийцев Калана и Ибрагима о человеческом познании» (1788 г.) и др. 197 полезно отлучать своих граждан от пороков, ибо привычки к порокам не скоро искореняются наказанием. Мыслитель формулирует важный вывод о творческой роли законов: «пороки народные скрыты в самих законах, и ежели кто хочет истребить пороки в каком народе, не переменяя производящих их законов, тот ищет невозможного». Законодатель — «отец народа», дающий ему законы. Одна «нравоучительная философия» не исправит нравов в народах. Я.Козельский согласен с концепцией общественного договора Ж.Ж.Руссо, но его суть и последствия трактует по-своему. Через договор с обществом человек теряет естественную свободу, равенство, но приобретает нравственную свободу, нравственное и законное равенство, которые делают его господином над собой. «Повиновение предписанным законам есть вольность». Концепция общественного договора "Козельского содержит идеи равенства граждан перед законом и взаимной ответственности верховной власти, должностных лиц и граждан за соблюдение условий договора. В обществе и государстве философ ценит гармонию взаимной пользы, их соответствие природе человека. Как равноправная сторона, члены общества имеют право разорвать договор и заключить новый. Он за право сопротивления несправедливой власти (когда люди «так обижены, что обида их стоит по справедливости войны») и фактически оправдывает крестьянские восстания. И все же свою надежду связывает с правительственными реформами в России, с реформой законодательства, распространением образования и правовых знаний. Юриспруденцию Козельский определял как «знание всех возможных прав или правостей». Политику — как «науку производить праведные намерения самыми способнейшими и притом праведными средствами в действо». Юриспруденция, на его взгляд, учит быть добродетельным. Он различает юриспруденцию как знания права, основывающегося на справедливости, и лигиспруденцию как знание законов, не всегда соответствующих справедливости. Философ высоко ценил принципы правления и законы республики, сформулированные Ш.Монтескье. И хотя Козельский сначала был сторонником концепции просвещенной монархии, в «Философических предположениях» он формулирует однозначный вывод: «В республиканском правлении общая польза есть основание всех человеческих добродетелей и законодательств». Из четырех форм правления, называемых здесь, — демократической, аристократической, монархической и деспотической — предпочтение явно отдается первой, в которой соединяется польза «каждого человека с общею пользою всех». Но реалии российского самодержавия вынуждают Козельского ограничиться пожеланиями справедливых «созидательных законов». Касается Козельский и вопросов уголовного и гражданского права. Его уголовно-правовая теория весьма близка к теориям западноевропейских просветителей — Ш.Монтескье, И.Беккариа. Основное внимание он обращает на причины преступлений, усмат- 198 ривая их не только в свойствах отдельного человека, но и, главным образом, — в ненадлежащем устройстве общества. «Как в механике. _— пишет он, — малою силою можно подымать великую тяжесть, так и в управлении общества чрез уничтожение одного главного порока можно отвратить множество других, от него зависящих, как, например, чрез учреждение пропорционального каждого состоянию содержание можно отвратить воровство, плутовство и проч.». Целью наказания, по Козельскому, является предотвращение преступлений. Но предотвратить преступление можно не столько применением наказаний, сколько таким общественным устройством, которое исключало бы возможность преступлений. Отсюда он делает вывод: «что касается до таких людей, которые крадут, побуждаемы будучи крайностию нужды и другими нестройностями то в таком случае мало видно их винности...». Наказание должно быть неотвратимым и соразмерным, «пропорциональным обиде», определяемое правосудием. Применение смертной казни Козельский считает возможным лишь за убийство. В области гражданского права он уделял наибольшее внимание праву собственности. Он различает «такие вещи, которыми все люди без разбору пользоваться могут...», т.е. принадлежащие обществу, и «вещи, могущие составлять частную собственность». К первым относит воду, воздух, недра, огонь и т.д., ко вторым — например, дом, построенный «своим коштом». Допускает возможность отчуждения собственности двумя способами: «подарком и разменою» (т.е. «куплей-продажей»). Оригинальные мысли в «Философических предложениях» и по вопросам международного права и внешней политики. Внешняя безопасность государства черпает свою силу из его внутреннего благосостояния. Средства внешней безопасности — доброе и справедливое обхождение с другими народами, нежелание вредить им, наличие хорошего войска. «Хранение праведных законов, великое постоянство и твердость в соблюдении добрых обычаев» приносят больше величия государству, чем новые завоевания. Я.Козельский писал, что его «Философические предложения» противоречат «нынешним обычаям», а потому не избегнут порицания. Решительный противник макиавеллизма в политике заявлял: «Макиавелли не умрет, проклинать его будут очень громко, а подражать очень тихо». Демократическое, антикрепостническое направление просветительских идей было характерно и для философии Григория Сковороды (1722—1794 гг.).1Его по праву считают основателем украин- 1 Сковорода Григорий — видный украинский философ, поэт, просветитель — ро-Дился в с.Чернухи на Полтавщине в семье казака. В 1733—1741 гг. учился в Киево-Могилянской академии. Работал в ней в 1744-*—1745, 1751—1753 гг. служил в при-Дворной капелле в Петербурге (1741—1744 гг.), работал в составе посольской миссии в Венгрии (1745—1750 гг.), бывал в Италии, Германии, Словении, Австрии, Польше. 199 ской классической философии. Заметное место в мировоззрении философа занимали его политико-правовые взгляды. Что наиболее примечательно в них? В основе философской системы Сковороды — концепция трех миров: макрокосм (Вселенная), микрокосм (человек) и мир символов (Библия). В человеке, писал философ, соединяются две «натуры»: видимая и невидимая. Главное в человеке — его духовность, «сердце». «Сердце есть существом человеческим, а без него он чучелом и пнем есть... Без зерна орех ничто же есть, а без сердца — человек». И прежде, чем познать мир, нужно познать себя. Самопознание — ключ к истине, понимания своего предназначения, места в обществе. Счастье человека — в познании. Его разум — инструмент познания. Поэтому философа современники часто называли «украинским Сократом». Принцип «познай себя» предполагает осознание человеком своих способностей к определенному роду занятий. Познав себя, он правильно выберет свою профессию, занятие, труд — «только природный труд сладок». Нравственный идеал Сковороды — высоконравственный, духовный индивид, нашедший себя, свое место в обществе, смысл жизни в труде («Жизнь и дело есть то же»). «Сродный труд» — источник гармонии в обществе, где каждый имеет право и должен трудиться по способностям. Если чабан имеет прирожденные способности администратора, — он имеет право быть губернатором. Обществу польза, если губернатор, более способен к чабанству, станет чабаном. Таким образом, разумное общественно-политическое устройство в соответствии с философией Сковороды должно воздаваться на основе принципов, выведенных из природы человека. Среди них — «неравное равенство»: неравенство способностей дополняется юридическим равенством в государстве. Современное ему общество философ осуждает: в нем, как у бездуховного человека, превалируют зло, жадность, корысть. Самодержавную, крепостническую систему он называет «миром темным, миром прескверным». Он осуждает образ жизни панов, их нравственную низость, стремление к наживе. Его широко известная поэма «Всякому городу нрав и права» стала народной песней и была использована И.Котляревским в пьесе «Наталка-Полтавка» как песня Возного. Сковорода осуждает крепостное право, устаревшую феодальную систему. По его мнению, сосредоточение богатства у немногих, резкое социальное неравенство — путь к гибели государства: «Из сего родника родятся измены, бунт... падения государств...». Сословные привилегии, произвол и беззаконие рассмат- После возвращения на родину преподавал в Переяславском, Харьковском коллегиумах, был домашним учителем. Отказавшись принять высокий духовный сан, стал путешествующим философом, поэтом, просветителем. Среди многочисленных философских и поэтических произведений Сковороды — «Диалог, или Разглагол о древнем мире», «Наркис. Разговор о том: узнай себя», «Алфавит мира», многочисленные басни, притчи, переводы Плутарха, Цицерона и др. 200 ривал как противоречащие человеческой природе, естественному праву и законам. Правый бедняк лучше неправого богатого: «лучше голый да правый, нежели богатый беззаконник». Особенно гнев у Сковороды вызывали существующие право и неправосудие. Отличая неравенство в суде, формализм судопроизводства, он оценивает действующее право как право сильного. «Не тот прав, кто в существе прав, а кто ведь не прав по исте, но казаться правым умеет и один только выд правоты имеет... Ныне, когда нищ, тогда и бедняк, и дурак». В своих поэтических произведениях Сковорода — враг самодержавия, тирании. «О мире! Мир бессовестный! Надежда твоя в царях! Мниш, что сей брег безнаветный! Вихрь развеет сей прах...» — писал он в песне «Кто сердцем чист и душою». Для него и «здоровый хлебороб счастливейший от больного царя. Нет, даже лучший и от здорового царя». Признавал свободу высшим благом человечества и «главной мерой» жизни, писал, что против свободы богатство — ничто. Воспевал Б.Хмельницкого как героя Освободительной войны: «Будь славен вовек, о муже избрание, Вольности отче, герою Богдане!». Г.Сковорода обосновывал свое представление об общественно-политическом идеале, идею «горней республики» (т.е. «духовной республики»), «христианском государстве» (вероятно, по типу раннехристианских общин). В его республике будущего отсутствуют имущественное неравенство, гнет, торжествуют свобода, равенство и любовь, «сродность труда». Законы тут вовсе «противны тиранс-ким», обеспечивающие права всех граждан. Гражданский мир и согласие, взаимное уважение, коллективизм жизни и труда, по его мнению приведут к постепенному отмиранию законов. При республиканском устройстве все должности, до самых высших, будут выборными по принципу «сродности труда», что станет запорукой гармонии личных и общественных интересов и условием успешного функционирования всех органов в государственном механизме. Исповедывая любовь к простому мужику, народу, философ оставался верен сформулированному им еще в юности кредо: «А мой жребий с голяками!» События пугачевщины, Французской революции напугали правительственные круги в России, обострили поиски путей преодоления социально-политического кризиса. Наряду с теоретическими моделями просвещенной монархии, различных форм и конституционных ограничений появляется революционно-демократическая теория А.Радищева. Александр Радищев (1749—1802)1 своей книгой «Путешествие из Петербурга в Москву» и одой «Вольность» переполошил санов- 1 Радищев Александр Николаевич родился в состоятельной дворянской семье. Закончил Петербургский пажеский корпус, юридический факультет Лейпцигского Ун-та, много занимался самообразованием. Служил в Сенате. В 1773 г. издает свой 201 Социальные и политико-правовые взгляды Радищева были восприняты российской общественно-политической мыслью и получили свое развитие в революционно-демократических проектах декабристов. Таким образом, украинские и российские просветители сделали заметный шаг от теологического к юридическому мировоззрению, рационализму. Антифеодальная направленность учений, их просветительных идей парадоксально сочетались с идеологией «просвещенного абсолютизма», апологией крепостничества. В то же время в учениях, особенно второй.половины XVIII в., общепринятыми подходами в обосновании происхождения права и государства становится естественно-правовая концепция, доктрины общественного договора, ограничения монархии сословно-предста-вительными органами, конституционного варианта монархического правления, реформы законодательства и суда. Под влиянием Просвещения и демократических традиций Гетманщины в философии Я.Козельского, Г.Сковороды отвергалась сословно-крепост-ническая система, допускалась возможность ее насильственного уничтожения, формулировался демократический идеал с позиций гуманизма и естественного права. А.Радищевым впервые была выдвинута концепция народной революции, обосновывалась ее неизбежность. В творчестве мыслителей XVIII в. проявились охранительная (консервативная) тенденция и первые ростки либерализма и радикализма. Их нарастающее противостояние, составит основное содержание течений в российской политико-правовой идеологии XIX в. |