Курс лекций, прочитанньїх в Национальной юридической академии Украиньї им. Ярослава Мудрого Харьков факт 2001
Скачать 3.06 Mb.
|
ЛЕКЦИЯ XV. АМЕРИКАНСКИЕ ПРОСВЕТИТЕЛИ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ В ПЕРИОД БОРЬБЫ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ США 1. Демократическая традиция «отцов основателей» США: В. Франклин, ТЛейн, ТДжефферсон. 2. Взгляды федералистов на государство и право (АТамилътон, Дж Адаме, ДжМэдисон). 1. ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ «ОТЦОВ-ОСНОВАТЕЛЕЙ» США: Б. ФРАНКЛИН, Т.ПЕЙН, Т.ДЖЕФФЕРСОН С начала XVII и до конца XVIII в. английские колонисты в Северной Америке вели самоотверженную борьбу за выживание, самоуправление, а затем и независимость от метрополии. В результате Освободительной войны 1775—1783 гг. возникло независимое государство — Соединенные Штаты Америки. Решающее воздействие на формирование американской политической и правовой мысли во время борьбы 13 английских колоний за независимость оказали идеи европейских просветителей, особен- 204 но естественно-правовая доктрина в учениях Мильтона, Гоббса, Лок-ка, Вольтера, Монтескье, Руссо. Их идеи вдохновляли активных участников освободительного движения в колониях, его идеологов — Б.Франклина, Т.Пейна, Т.Джефферсона, А.Гамильтона и др. Они представляли различные течения политической и правовой мысли, внесли решающий вклад в разработку Декларации независимости, Конституции США, концепции федерализма. Их имена неразрывно связаны с демократической традицией современного государства и права, с созданием концепции федерализма, разработкой демократической трактовки политических и гражданских прав личности. Бенджамин Франклин (1706—1790 гг.), хставший известным в Европе благодаря своим научным трудам, дипломатии, уже в конце 60-х гг. отстаивал идею политического самоопределения североамериканских колоний, впервые назвал их штатами (государствами), выступал за их конфедерацию. В своей публицистике и общественной деятельности Франклин неизменно отстаивал идею независимого и гармоничного развития своей страны как «страны труда», в которой отсутствует резкое неравенство, торжествует «счастливая умеренность». Он утверждал простоту республиканских нравов, определяющих материальные интересы и политические предпочтения. Верил в торжество разума и знания, совершенствование науки о политике. Американский просветитель стал одним из учредителей и первым президентом «Общества политических изысканий», провозгласившего задачей развитие знаний о государственном управлении и совершенствовании политической науки. Вслед за Вольтером Франклин отстаивал право народа на революцию. Однако опыт Французской революции убедил его в том, что «огонь свободы может не только очищать, но и разрушать». Он разделял естественно-правовые идеи о равенстве людей, неотъемлемом праве граждан республики на жизнь, свободу и стремление к счастью. В своих памфлетах писал: в случае, если какая-либо форма государственного управления не обеспечивает прав человека, народ может изменить ее. В памфлете «Как из великой империи сделать маленькое государство. Правила, преподанные министру при вступ- > Франклин Бенджамин (Вениамин)- родился в Бостоне в семье ремесленника. В 1723 г. переехал в Филадельфию, где работал в типографии. Путем неустанного самообразования сумел стать одним из образованнейших людей своего времени. В 1731 г. основал в Филадельфии первую в США публичную библиотеку, организовал американское философское общество (1743 г.), Пенсильванский университет (1740 г.). После начала войны за независимость английских колоний в Северной Америке был избран в Континентальный конгресс и участвовал в подготовке Декларации независимости США (1776 г.). В 1775—1785 гг. Франклин — представитель США во Франции. Выступал за демократизацию Конституции США 1787 г., призывал к отмене рабства негров. Ученый-энциклопедист — автор многих научных, исторических, экономических и философских произведений, публицистики. Особую популярность в народе имели его «Альманах простака Ричарда», издававшегося с 1732 г. в течение 25 лет, «Как сделать, чтобы у каждого человека в кармане было много денег» и др. 205 ленип его в должность^ (1 778 г ) он формулирует сатирические антитезы государственной политики Англии в колониях, попирающей права народа-колониста, свободу личности, совести, мысли. В общетеоретически а вопросах Франклин отстаивал естественное равенство людей. Возникновение неравенства, собственности и законов связывал с созданием общества и государства. В отличие от Локка считал, что «всякая собственность является .,. порождением общественного договора*. Важную роль отводил справедливости, моралк в обществе и международных отношениях, писал, что «справедливость строго обязательна как между соседними странами, так и между соседями-гражданами». В отсутствии справедливости и морали в обществе видел причину преступлений. Выступал решительным противником рабства, полагая, что «несчастный человек, с которым долго обращались как с животным, очень часто опускается и не имеет человеческого достоинства». Считал серьезной обязанностью республики попечение об освобожденных неграх. В вопросах конституционного устройства США просветитель-демократ выступал за юридическое равенство граждан, конституционное закрепление их прав, равенство голосов штатов, полномочий Сената и Конгресса США, Он заложил демократические традиции американского конституционализма и федерализма. В качестве дишломатга Франклин боролся за полную свободу международной торговли, запрещение пиратства, защиту прав нейтральных и невоюющих сторон в вооруженных конфликтах, пропагандировал идею арбитража в международных спорах. Радикально-демократическое направление освободительного движения североамериканских колоний воплощали творчество и политическая деятельность Томаса Пейна (1737—1809 гг.).1 Он первым в работе «Здравый смысл» (1776 г.) обосновал вывод: вопрос о независимости колоний есть вопрос целесообразности и экономической выгоды. Обосновывал наличие и сочетание в английской конституции остатков тирании и республиканских элементов (короля и парламента), защищал идеи республиканского самоуправления штатов. Именно Пейн предложил название нового независимого государства — Соединенные Штаты Америки. 1 Пейн Томас — американский просветитель и гуманист, активный участник Войны за независимость и Французский революции. В 1774 г. прибыл в Америку. Активно выступал за отделение колоний от Англии и образование независимого государства. После Войны за независимость принял активное участие во Французской революции. В 1792 г. был избран в Национальный Конвент. Написал ставшую знаменитой работу «Права человека» в защиту принципов Французской революции, демократических прав и свобод, С приходом к власти якобинцев был арестован, приговорен к смертной казни, но сумел спастись. Еще в тюрьме написал антицерковный философский труд «Век разума». В 1802 г. Пейн возвратился в Америку. Но его радикальные республиканские воззрения не нашли поддержки у руководителей нового государства. Был подвергнут остракизму и умер в нищете и забвении. 206 Развивая идеи европейских просветителей, Пейн проводил четкое различие между обществом и государством («правительством»). Общество создается нашими потребностями, — писал он в «Здравом смысле», — а правительство нашими пороками ... Первое — это защитник, второе — каратель». Далее он обосновывает: «Общество в любом своем состоянии есть благо, правительство же и самое лучшее есть лишь необходимое зло, а в худшем случае — зло нестерпимое...» Нужда в законодателе, средствах защиты собственности, безопасности делают необходимым государство и предпочтительной ту его форму, которая все это обеспечит «с наименьшими затратами и с наибольшей пользой». Для Пейна природа и существование власти зависят исключительно от согласия управляемых. Все формы правления радикальный демократ делит на два вида: 1) власть на основе избрания и представительства; 2) власть, основанная на наследовании. Последняя (монархия, аристократия), по его мнению, не имеет права на существование. Республиканское правление должно быть основано на принципе народного представительства. Оно учреждается в интересах общества. В республике каждый имеет право избирать и быть избранным. Поскольку в основе такого правления лежит народный суверенитет, постольку верховной властью должен обладать законодательный орган, избираемый на основе всеобщего избирательного права, как реализации естественного равенства людей. Республика, утверждал Пейн, обеспечивает лучшие гарантии права граждан, защиту личности, а равенство — гарантии для собственности. «Когда гарантированы права, собственность обеспечивается как следствие». В книге «Права человека» в соответствии с естественно-правовой теорией того времени автор различает естественные и гражданские права человека. Первые присущи «по праву его существования». К ним Пейн относил «все интеллектуальные права» или «права духа» — право на благоденствие, свободу совести и мысли. Гражданские права — «суть те, что принадлежат человеку как члену общества». Человек и вступил в общество не затем, чтобы иметь меньше прав, чем прежде, а затем, чтобы лучше обеспечить эти права. Автор формулирует важные теоретические выводы: 1) Каждое гражданское право вырастает из права естественного (или получено в обмен на естественное право); 2) гражданская власть — соединение естественных прав, которые личность не в силах осуществить самостоятельно; 3) эту власть нельзя использовать для посягательства на естественные права, сохраняемые личностью. Ибо правительство, результат общественного договора — «единственный способ, каким имеют право создаваться правительства». Таким образом, развивая теорию прав человека и общественного договора, Пейн определяет природу и важнейший принцип республиканского правления. После возвращения в Америку (1802 г.) Пейн критиковал Конституцию США 1787 г. за недостаточный демократизм: он был 207 против двухпалатного законодательного органа на основе цензового избирательного права, слишком большого срока полномочий сенаторов (6 лет), президентского, а не коллегиального руководства исполнительной властью. Возражал он и против наделения президента правом вето, несменяемости судей, использования в судах прецедентного права. Все эти недостатки демократ считал отступлением от единого, общего принципа республиканизма. Демократические взгляды Пейна отражали интересы широких слоев народных масс, их стремление к равенству и сохранению своих гражданских прав. Существенный вклад в трактовку естественных прав человека и теорию республиканизма внес и автор Декларации независимости, третий президент США Томас Джефферсон (1743—1826 гг.)1. Человек разносторонних энциклопедических знаний, неуемной энергии, активной государственной и общественной деятельности, он последовательно прошел ступени политической карьеры от практикующего юриста и милицейского чиновника до президента США. Такой * легитимной карьеры» Старый Свет, пожалуй, не знал. Уже в первой своей значительной работе «Общий обзор прав Британской Америки» молодой философ и публицист обосновал тезис о необходимости вернуть народу «права, полученные по закону природы». Джефферсон еще надеялся на мирное предоставление Англией независимости американским колониям. После победы в Войне за независимость в «Заметках о штате Виргиния» он выражал надежду на свободное развитие народа, будущую демократию в США. Как основной автор проекта Декларации о независимости, Джефферсон исходил из демократической и революционной трактовки естественно-правовой доктрины, обосновывал правомерность отделения колоний от Англии и образование независимого государства. Изложение естественных и гражданских прав человека, обоснование народного суверенитета и права народа на революцию делало Декларацию выдающимся теоретическим и политическим документом эпохи. Каковы важнейшие пункты политических и правовых устремлений автора Декларации независимости США? 1 Джефферсон Томас — американский просветитель, философ, крупный ученый-гуманист и энциклопедист, юрист. В 1769 г. был избран в Законодательное собрание Виргинии. В 1775 г. — членом Континентального конгресса, по поручению которого составил проект Декларации независимости. В 1779—1781 гг. — губернатор Виргинии. Он был автором Билля об установлении религиозной свободы, президентом Американского философского общества, опекуном университета, построенного в Виргинии по его проекту. В 1785—1789 гг. — посол во Франции. В 1790—1793 гг. — Государственный секретарь США. Выступал за включение в Конституцию Билля о правах. Был основателем антифедералистской партии. В 1796 г. был избран вице-президентом США. В 1801 — 1809 гг. — Президентом США. Перу Джефферсона принадлежат работы — «Общий обзор прав Британской Америки» (1774 г.), «Заметки о штате Виргиния» (1785 г.) и др. 208 Во-первых, для Джефферсона являются очевидными истины — все люди сотворены равными, наделенными неотъемлемыми правами: на жизнь, свободу, стремление к счастью. Эти идеи утверждали неприемлемость сословных привилегий и феодального бесправия, равноправие колонистов с жителями метрополии. Как и Пейн, Джефферсон считал право собственности приобретенным, гражданским, а не естественным правом человека. Свобода виделась как условие, гарантия свободы собственности. Еще в 1762 г., будучи членом Законодательного собрания Вирджинии, он выступал за отмену рабовладения как противоречащего человеческой природе и естественным правам человека. В конце жизни Джефферсон заметил: «Нет ничего, что нельзя было бы изменить, кроме врожденных и неотъемлемых прав человека». Осмысливая пределы естественных прав человека, он относил к их разряду свободу вероисповедания, «право мыслить и предавать гласности свои мысли устно или письменно», «право свободной переписки и обмена мнениями, взглядами и информацией». Более того, был убежден: каждый человек и каждая общность людей обладают правом на самоуправление — «они получают его вместе с жизнью из рук природы». Джефферсон исходил из того, что естественные права имеет не только каждый индивид, но и каждый народ или сообщество людей. Во-вторых, для обеспечения прав человека, по Джефферсону, люди учреждают государства, правительства, «заимствующие свою справедливую власть из согласия управляемых». Народ-суверен вправе изменять или уничтожать существующую форму правления (правительство), если «обнаруживает намерение передать этот народ во власть неограниченного деспотизма». Тем самым обосновывалось право народа на революцию. Народ, а не богатые, «наша опора в постоянной борьбе за свободу». Правители должны получать время от времени предупреждения о том, что народ страны хранит свой дух сопротивления. Публицистически остро Джефферсон формулирует вывод: «Дерево свободы необходимо поливать время от времени кровью тиранов и патриотов. Это его естественное удобрение ». В-третьих, автор Декларации последовательно отстаивал республиканское устройство США, основанное на всеобщем избирательном праве, равном представительстве в законодательных учреждениях, выборности исполнительных органов власти и судей, сменяемости судей, присяжных, шерифов, на широком самоуправлении. Республиканские принципы в организации и деятельности государства, по его мнению, должны пронизывать последовательно все уровни — организацию и деятельность федерации (по вопросам внешней и общефедеральной политики), штата (по отношению к гражданам), а также округа, района и отдельного прихода (по всем местным вопросам). Как и Пейн, полагавший, что каждое поколе- 209 ние должно салю определять, что соответствует его интересам и поэтому иметь право изменять Конституцию, будущий президент США предусматривал периодические поправки к конституции, придание ей республиканского характера. «Законы и учреждения должны идти об руку с прогрессом человеческого ума». Т.Джефферсон сторонник четкого разделения компетенции трех властей в республике. Был убежден: государственная власть должна способствовать, а не ограничивать свободу граждан. В-четвертых, подлинной основой республиканского правления, утверждал Джефферсон, является равноправие «каждого гражданина, равные личное и имущественное права и распоряжение ими». По его мнению, равноправие опирается на волю народа и должно быть последовательно проведено в каждом пункте конституции. Это равноправие должно быть реализовано в первую очередь во всеобщем избирательном праве, праве народа избирать должностных лиц и судей. В-пятых, Джефферсон полагал: право становится таковым потому, что оно есть воля нации. Однако видел опасность унификации законодательства для всех штатов, его угрозы самоуправлению. Соблюдение законов — одна из важнейших обязанностей граждан, «но не самая высокая». Высший долг — законы самосохранения граждан и страны. Абсурдно жертвовать целью ради средств. В-шестых, Джефферсона не оставляет надежда на то, что человечество вскоре «научится извлекать пользу из всякого права и власти, которыми оно владеет или может принять на себя». Неэффективность ограниченной власти, ее злоупотребления могут и порождают коррупцию. «Следует ожидать того времени, — писал он в «Заметках о штате Виргиния, — а оно недалеко, когда коррупция в нашей стране, как и в той, от которой мы происходили, охватит стоящих во главе правления и распространится от них на весь народ, когда они станут покупать голоса народа и заставят его заплатить себе полной ценой». Она будет оставаться одинаковой при влиянии одних и тех же причин. Джефферсон твердо придерживался принципа правления большинства. Полагал, что лекарством от зла, приносимого демократией, является еще большая демократизация, поскольку от народа можно ожидать несправедливостей в целом меньше, чем от правящего меньшинства. Т. Джефферсон критиковал капитализм, набиравший силу в США, ведущий к разорению и обнищанию широких слоев населения. Его идеалом была демократическая республика свободных и равноправных фермеров. Таким образом, творческая, политическая и общественная деятельность Джефферсона была вершиной американской демократической политико-правовой мысли, сыгравшей решающую роль в привлечении широких народных масс к активному участию в 210 Войне за независимость, в формировании политических и правовых институтов США. Период борьбы за независимость США ознаменовался их победой, созданием конфедерации штатов, а затем и федеральной Конституции (1787 г.), закрепившей республиканский строй, федеративное устройство государства. 2. ВЗГЛЯДЫ ФЕДЕРАЛИСТОВ НА ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В период непосредственной подготовки Конституции и после ее принятия в стране разгорелась острая полемика между республиканцами (антифедералистами) и федералистами по вопросу о форме государственного устройства США. Последние фактически представляли интересы крупной торговой и промышленной буржуазии и плантаторов, торопившихся воспользоваться плодами Войны за независимость. К числу наиболее влиятельных лидеров федералистов, считавших федеративное устройство США предпочтительнее конфедеративной организации, принадлежал Александр Гамильтон (1755—1804 гг.).х Он представлял тех политических деятелей, чьи политико-правовые взгляды оказали решающее воздействие на содержание Конституции. Будучи членом Конституционного конвента, он принимал деятельное участие в ее разработке. Федерация, утверждал Гамильтон, будет барьером, препятствующим внутренним раздорам и народным восстаниям. Федеральные законы — высшие законы страны, выше законодательных актов штатов. Ни один их законодательный акт, противоречащий федеральной Конституции, не может иметь силу. По мнению федералистов только сильная центральная власть способна создать прочное авторитетное государство, приостановить разросшееся демократическое движение в стране. В основу Конституции Гамильтон полагал необходимым положить конституционное устройство Англии с его четким разделением властей. Смирившись с необходимостью признания республиканского строя, обязательным условием считал создание сильной президентской власти, мало чем отличающейся от власти конституционного монарха. В единоначалии исполнительной власти видел «одно из главных достоинств нашей Конституции». Высказывал мнение о том, что президент должен избираться пожизненно, обладать широкими полномочиями, в т. ч. правом контроля законодательной власти, ис- 1 Гамильтон Александр — государственный деятель США. Во время Войны за независимость пользовался популярностью как оратор и публицист. В 1776—1781 гг. служил в армии, был секретарем Дж. Вашингтона. В 1787—1789 гг. возглавлял партию федералистов. В 1789—1795 гг. — министр финансов в правительстве первого Президента США Дж. Вашингтона. Автор серии статей («Федералист»), опубликованных в нью-йоркских газетах (1787—1788 гг.), убеждавших граждан штата в необходимости ратификации принятой Конвентом Конституции. 211 пытывающей давление избирателей, назначения министров, практически не ответственных перед парламентом. С этой же целью предлагал сделать членов Верховного суда, обладающего конституционной юрисдикцией, независимыми и занимающими свою должность пожизненно. Законодательный орган мыслился Гамильтоном как двухпалатный, избранный на основе избирательного права с высоким имущественным цензом. Деление людей на богатых и бедных, а следовательно, на просвещенных и непросвещенных, способных и не способных управлять делами общества имеет, как он утверждал, естественное происхождение и неустранимо. Только первым по самой природе принадлежит право быть представленным в высших государственных органах и обеспечить стабильность политического строя. Предоставление такого же права простому народу неизбежно приведет к ошибкам и заблуждениям из-за его неразумности и непостоянства и ослабит государство. Народ — это «зверь многоголовый», с которым мудрому правителю следует считаться в той мере, в какой раздоры и недовольства могут угрожать его власти. Конституционный конвент поддержал Гамильтона, возражавшего против включения в текст Конституции Билля о правах, хотя такие билли содержались уже в конституциях штатов. Суды, по Гамильтону, служат промежуточными органами между народом и законодательной властью. Федеральная судебная власть должна иметь процедуру назначения судей на неограниченный срок (при условии их безупречного поведения), что делает их независимыми и ограждает судебную власть от посягательства других властей. Лидер федералистов был уверен: три ветви власти не могут сохранить на практике ту степень раздельности, которую предусматривает Монтескье. Они «связаны и слиты с тем, дабы каждая осуществляла конституционный контроль над двумя другими». По схеме Гамильтона, исполнительная власть имеет только меч, конгресс располагает кошельком, а у судей одна только мудрость. Джон Адаме (1735—1826 гг.) разделял взгляды Гамильтона и других федералистов о форме государственного устройства США1. Дж. Адаме, автор первого фундаментального 3-томного труда «В защиту конституций правительственной власти в Соединенных Штатах Америки» (1787—1788 гг.), по вопросам государства и права и политической науки был противником правления большинства. Он обосновывал необходимость обособления и независимости законодательной, исполнительной и судебной властей. В работе «Мысли о правительстве» (1776 г.) Адаме защищал достоинства двухпалатной легислатуры, изложил оригинальные соображения о желательности не только обособления, но и частичном совмещении полномочий властей и их уравновешивании. Он, в частности, предусматривал участие исполнительной власти в осуществлении судебной властью роли посредника, поддержки результативного равновесия между соперничающими властями. В отличие от Пейна и других демократов Адаме допускал и признавал целесообразность монархической формы правления при условии сдерживания и взаимного уравновешивания властей (знать контролирует и сдерживает короля, министры —- знать и т.д.). Монархия, аристократия, демократия в чистом виде, по Адамсу, — воплощение деспотизма. Его идеал — смешанная форма правления, где аристократия предстает господствующим элементом в государстве. Сбалансированная публичная власть предстает в его схеме двухпалатным парламентом (верхняя палата — аристократическая, нижняя — демократическая), исполнительной и судебными властями. Ссылаясь на труды Цицерона, он обосновывал: именно такая форма республики более всего подходит для реализации принципа «правления законов, а не людей». Собранные автором трехтомного труда исторические факты утверждали мысль о благотворном влиянии аристократии в социальных и политических процессах на всех этапах цивилизации. Значительный вклад в разработку Конституции США внес и один из лидеров федералистов Джеймс Мэдисон, кто также по праву признан «отцом американской Конституции». Прежде всего, он внес значительный вклад в разработку идей республиканского правления в условиях США, теорию равновесия обособленных властей. В характеристике республиканского правления Мэдисон большое внимание уделял роли и значению социальных различий в обществе и государстве. Самый длительный по воздействию источник различий и конфликтов, по его мнению, — экономические интересы. Поэтому более стабильным и жизнеспособным, склонным к поддержке умеренной формы правления он, вслед за Аристотелем, считал «средний класс». Составляющие его граждане более свободны от группировок, богатых и бедных, неравенства собственности и обеспечивают жизненную устойчивость большого государства. Проблему взаимоотношений различных отраслей публичной власти Мэдисон связывал, во-первых, с обособлением отраслей, со- 1 Адаме Джон — государственный деятель США. Участвовал в 1-м и 2-м Континентальных конгрессах представителей английских колоний в Северной Америке. С 1780 г. — представитель США в Гааге, добился признания Нидерландами независимости США. Участник Версальского мирного договора 1783 г. США с Англией, первый американский посланник в Англии (1785—1788 гг.). По возвращении стал одним из лидеров федералистов. В 1789—1797 гг. — вице-президент, в 1791—1801 гг. — Президент США. С 1801 г. участия в политической жизни не принимал. 1 Мэдисон Джеймс — государственный деятель США. Принадлежал к плантаторским аристократическим кругам штата Виргиния. Принимал участие в Войне за независимость, в работе Континентального конгресса. Был автором проекта, положенного в основу Конституции 1787 г. Автор серии статей ♦Федералист» в защиту новой конституции. В 1789—1797 гг. — член Конгресса США. В 1801—1809 гг. — Государственный секретарь в правительстве Т.Джефферсона, в 1809—1817 гг. — Президент США. 212 213 ставляющих «общую массу власти»; во-вторых, с распределением этой массы власти среди образующих ее частей. Речь идет не только о контроле и уравновешивании полномочий, но и о неравном распределении полномочий власти, обозначении границ трех важнейших сфер власти — законодательной, исполнительной и судебной. Делил государственную власть также на федеральную и национальную, считал, что по объему полномочий она федеральная, а по использованию — национальная. Таким образом, она сначала распределяется между двумя автономными системами государственной власти, а затем та ее часть, которая поступает в распоряжение каждой из них, повторно распределяется между автономными и раздельными ветвями. «Таким образом, безопасность прав народа гарантируется вдвойне, — писал Мэдисон. — Системы государственной власти будут надзирать друг над другом, а вместе с тем каждая — надзирать над собой». Тщательная проработка лидерами федералистов проблемы сдержек и противовесов в разделении властей и их закрепление в Конституции сделали достаточно устойчивым и эффективным такое разделение, механизм защиты Основного закона. Именно благодаря основательному политическому и юридическому подходу «Федералист» превратился в профессиональный анализ фундаментальных принципов государственной власти, а со временем — в источник конституционного права для Верховного суда США, настольную книгу исследователей американского конституционного опыта. Таким образом, американские мыслители, жадно воспринявшие идеи европейского Просвещения, не внесли существенно новых положений в естественно-правовую доктрину, теорию происхождения государства, разделения властей и др. Их бесспорная заслуга в другом — в пропаганде и оригинальной трактовке многих просветительных идей, достижений европейской политико-правовой мысли. А главное — в их последовательной и творческой реализации с учетом американских условий. Наличие демократического (Франклин, Пейн, Джефферсон) и умеренного (Гамильтон, Адаме, Мэдисон) течений в американской политико-правовой мысли, отражавших разные социальные интересы, хотя и привело к различным практически-политическим и конкретно-правовым выводам, зато взаимно обогащало их, способствовало конституционному оформлению США. Если идеи естественно-правовой доктрины, развитые первыми, помогли провозглашению образования США и были закреплены в Декларации независимости 1776 г., то творчество вторых, федералистов, послужило теоретической разработке Конституции 1787 г. В свою очередь, американская мысль и американский опыт стали отныне образцом, вдохновляющим примером для Европы. 214 ЛЕКЦИЯ XVI. УЧЕНИЯ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ В ГЕРМАНИИ (КОНЕЦ XVIII — НАЧАЛО XIX в.) 1. Учение И.Канта о праве и государстве. 2. Учение Г.Гегеля о праве и государстве. 3. Историческая школа права. 1. УЧЕНИЕ И.КАНТА О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ Новым словом в философском осмыслении идей Просвещения, французского революционного опыта и политико-юридических реалий Германии стали политические и правовые учения классиков немецкой философии И.Канта и Г.Гегеля. Они приступили к систематической разработке методологии теоретического познания, философии права, политической теории. Методологическое и теоретическое содержание их учений — своеобразный философский ответ на общественно-политические и правовые проблемы Нового времени. Иммануил Кант (1724—1804 гг.) — родоначальник классической немецкой философии и немецкого либерализма, основоположник одного из крупнейших направлений в современной теории права (неокантианства)' . В ранних философских работах «докритического периода» Кант излагает идеи о системном устройстве мироздания, о развитии в неорганической и органической природе, формулирует вывод о бесконечности процесса развития мира. В последующих работах «критического периода» он установил, что источником достоверного знания являются независимые от опыта и предшествующие опыту (априорные) знания, формы чувственности и рассудка. Только с помощью разума можно распознать сущность предмета, определить его внутренние свойства и причины. Философ исследует границы, до которых простирается способность разума, других способностей и форм познания. «Метафизика нравов» Канта завершает разработку отдельных частей кантовской философской системы. Первая часть работы содержит учение о праве, вторая — о морали. Главное для философа — поведение человека, его поступки. Он приходит к выводу: практический (а не теоретический) разум и свободная воля людей выступают источником нравственных и правовых законов. Задача 1 Кант Иммануил родился в семье ремесленника в Кенигсберге. Поступив в 16 лет в университет, окончил его в 1745 г., стал домашним учителем. С 1755 г. — приват-доцент, а с 1770 г. — профессор Кенигсбергского университета. Дважды избирался его ректором. И.Кант — автор фундаментальных философских произведений: «Мысли об истинной оценке живых сил» (1749 г.), «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755 г.), «Исследование отчетливости принципов естественной теологии и морали» (1764 г.), «Критика чистого разума» (1787 г.), «Критика практического разума» (1788 г.), «Критика способности суждения» (1790 г.), «Метафизика нравов» (1797 г.) и др. 215 нравственной философии состоит в том, чтобы, исходя из разума, указать всеобщие правила поведения, которым человек должен следовать. Краеугольный принцип его социальных воззрений, навеянный духом Просвещения и теорией естественного права: каждое лицо обладает совершенным достоинством, абсолютной ценностью. Личность не есть орудием осуществления каких бы то ни было планов, даже благороднейших планов общего блага. И.Кант убежден, что в конечном итоге человек стремится к достижению всеобщего правового гражданского общества, членам которого будет представлена величайшая свобода, совместимая, однако, с полной свободой других. Антагонизм в этом обществе будет существовать, но его ограничат законы. Только в таких условиях, считает философ, возможно наиболее полное развитие потенций, заложенных в человеческой природе. Как достичь этой достойной человека цели? Человек от природы обладает свободой, свободной волей, пишет Кант, поэтому равен с другими и каждый индивид обладает для другого абсолютной ценностью. Человек в корне отличается от окружающей природы тем, что он наделен нравственным сознанием. Следовательно, в своем поведении он должен руководствоваться велениями нравственного закона. Закон этот априорен и безусловен. Кант называет его «категорическим императивом» * морально-практическим законом. Он гласит: поступай так, чтобы ты относился к человечеству и в своем лице, и в лице любого другого как к цели и никогда только как к средству. Или иными словами: «Поступай согласно максиме, которая в то же время может иметь силу всеобщего закона». Максима — это субъективный принцип действия, который сам субъект делает для себя правилом (как именно намерен он поступать). Таким образом, моральный закон у Канта формулирует принцип поведения, принцип долга перёд другими, следуя голосу «практического разума». Долг — единственный источник категорического императива. Только долг придает поступку моральный характер. Хотя сам категорический императив формален и абстрактен, как библейские заповеди, однако, следование простым истинам разве не важно в поведении человека? Как и в Десяти заповедях Библии здесь заметна юридизация морали. Моральная философия Канта является ключом к его политико-правовому учению. Так, право и мораль имеют один и тот же источник (практический разум человека) и единую цель (утверждение всеобщей свободы). Суть проблемы, однако, заключается в том, что хотя разум способен создавать принципы и правила морального поведения, но не всякий индивид использует свободу только для 1 «Императив, — поясняет Кант, — это практическое правило, благодаря которому сам по себе случайный поступок делается необходимым». 216 реализации категорического императива. Следовательно, по Канту, мораль нуждается в защите, в праве. Философ формулирует вывод: право — «это совокупность условий, при которых произволение одного [лица] совместимо с произволением другого с точки зрения всеобщего закона свободы». К таким условиям относятся: наличие законов, гарантированный статус собственности и личных прав индивида, равенство членов общества перед законом, правосудие. Право и есть общее для всех правило (совокупность правил), согласования произвольных коллизионных действий свободных лиц. Смысл и назначение права в том, чтобы ввести свободу и произволение (и произвол) всех индивидов, как властвующих, так и подданных в разумные, законные рамки. Ибо свобода, по Канту, — независимость от принуждающего произвола другого. Право касается лишь действия, обозначает внешние границы общедоступного поведения и выступает по существу в виде запретов, подразумевая дозволенность «произволения», т.е. проявления воли. Из признания человека носителем свободной воли и нравственного закона, столь же великого и неисчерпаемого, как космос, вырастал кантовский этический и аксиологический (ценностный) подход к праву. «Две вещи наполняют нашу душу всегда новым удивлением и благоговением, — восклицал философ. — ...Это — звездное небо над нами и моральный закон в нас». Право, согласно Канту, связано с правомочием принуждать. Все неправое препятствует свободе. Следовательно, применение принуждения препятствует неправу («воспрепятствует препятствию для свободы»), совместимо со свободой, сообразной со всеобщими законами. Если требование этики — делать правые поступки своей максимой, то всеобщий правовой закон гласит: «Поступай внешне так, чтобы свободное проявление твоего произвола было совместимо со свободой каждого, сообразной со всеобщим законом». Этот правовой закон Кант называет всеобщим принципом права. Он видит в праве прочную опору гуманности, оплот надежды для человека. Истинное призвание права — гарантировать морали то социальное пространство, в котором беспрепятственно могла бы реализоваться свобода индивида. В «Метафизике нравов» предложена и своеобразная трактовка естественного права. По мнению автора, единственное первоначальное право — свобода, из которой вытекали такие неотъемлемые свойства людей, как равенство, независимость, право собственности и т.п. Но они в естественном состоянии ничем не обеспечены, кроме физической силы индивида. Такое состояние, где никто не гарантирован от насилия, Кант называет неправовым. Заинтересованность всех в том, чтобы находиться в правовом состоянии, приводит к «идее разума» — общественному договору, одной объединяющей всех воле, переходу в гражданское состояние. Теперь правовое состояние создает система законов — публичное 217 право, конституция. Таким образом, границей неправового и правового состояний, «безошибочным мерилом» права и бесправия служит идея договора. Тем самым Кант отказывает в легитимности феодально-абсолютистского строя: он существует вопреки договору, «идее разума». Правовое состояние обеспечивает государство, сообщающее праву принудительную силу. Государство, по Канту, — это объединение множества людей, подчиненных правовым законам. Здесь важнейшим признаком государства названо верховенство правовых законов. Он подчеркивал при этом, что рассматривает не действительное государство, а «государство в идее, такое, каким оно должно быть в соответствии с чистыми принципами права». В каждом государстве, пишет философ, существует три власти как объединенная воля в трех лицах: верховная власть в лице законодателя, исполнительная власть в лице правителя и судебная власть, присуждающая каждому свое в лице судьи. Законодательная власть, по Канту, может принадлежать только объединенной воле народа. Эта власть проистекает из первоначального договора, согласно которому каждый человек оставил дикую, не основанную на законе свободу, чтобы в полной мере обрести в государстве свою законную свободу, гражданское равенство и самостоятельность. Все три власти, во-первых, координированы между собой, одна дополняет другую, во-вторых, подчинены друг другу, чтобы ни одна не могла узурпировать функции другой, в-третьих, объединение их функций каждому подданному предоставляет его права. Критерий прогресса в кантовском учении, — «закономерный ход улучшения государственного устройства». Государство, устроенное на началах общественного договора и народного суверенитета, разделения властей призвано гарантировать устойчивый правопорядок, верховенство закона, а следовательно и требования категорического императива. В духе либерализма он сводит деятельность государства к правовому обеспечению индивидуальной свободы. «Под благом государства, — пишет Кант, — подразумевается не благополучие граждан и их счастье — ведь счастье (как утверждает и Руссо) может в конце концов оказаться гораздо более приятным и желанным в естественном состоянии или даже при деспотическом правлении; под благом государства подразумевается высшая степень согласованности государственного устройства с правовыми принципами, стремиться к которой обязывает нас разум через некий категорический императив». Поэтому Кант не придавал особого значения традиционной классификации форм государства по числу правящих лиц (монархии, аристократии, демократии), считая ее выражением буквы, а не духа государственного устройства. Он полагает: «Гражданское устройство каждого государства должно быть республиканским», оно основано, во-первых, на принципах свободы членов общества; во-вторых, на 218 зависимости всех от единого законодательства; в-третьих, на заколе равенства всех. Философ не ожидает и считает напрасным желать, чтобы короли философствовали или философы были королями. Верховенство народа, провозглашенное Кантом вслед за Руссо, обусловливает свободу, равенство и независимость всех граждан в государстве. Но он вовсе не помышляет о действительно широкой, неурезанной демократии. Для него республика не синоним демократии, а абсолютизм — не синоним абсолютизма. Для философа главное — республиканское устройство, будь то даже самодержавная форма власти, если в ней реализован принцип свободы, механизм ее защиты — разделение властей, ибо и демократия подвержена трансформации в деспотизм. Республиканское устройство, согласно Канту, обеспечивает условия существования правового гражданского общества, где свобода подчинена внешним законам и связана с необоримой властью. Здесь народ-суверен, правитель — поверенный государства, обладающий исполнительной властью, народ-судья, «сам судит себя через своих сограждан» — присяжных. Правовое состояние гражданского общества не допускает права на возмущение или восстание. Кант считает: «Обязанность народа терпеть злоупотребления верховной власти, даже те, которые считаются невыносимыми». Это — правовое следствие из природы гражданского союза. Он приветствует только законодательные реформы, проведенные самим сувереном. Но даже если революция произошла, «удалась и установлен новый строй», то это «не может освободить подданных от обязанности подчиниться в качестве добрых граждан новому порядку вещей» и новому правительству. Правовым следствием из природы гражданского союза Кант считает и право наказания и помилования. Нарушение публичных законов, лишающее нарушителя возможности быть гражданином, он называет просто преступлением. Злоупотребление доверием — частным преступлением. Преступления, подвергающие опасности все общества, — публичными. Они могут быть или низменного, или насильственного характера. Наказание по суду, предусмбтренное законодателем, не средство содействия какому-то благу, но лишь за совершенное преступление. Карающий закон есть требование категорического императива. Способ и степень наказания, по Канту, которые общественная справедливость делает для себя принципом и мерилом — принцип равенства перед судом. И.Кант не соглашается с мнением Беккариа о нео0ходимости замены смертной кары преступника пожизненным рабством. «Если же он убил, то он должен умереть». Философ допускает исключения лишь для убийства матерью новорожденного внебрачного ребенка и убийства на дуэли. В противном случае, это нарушение равенства Между преступлением и наказанием, справедливости как идеи всеобщих законов (очевидно, и его отношение к жертве — Г.Д.). Междуна- 219 родное право, которое должно, скорее, называться межгосударственным, по мнению Канта, — это то право, «...когда одно государство, рассматриваемое как моральное лицо по отношению к другому государству, в состоянии естественной свободы... делает своей задачей установить отчасти право на войну, отчасти право во время войны, отчасти право заставлять друг друга выйти из этого состояния войны, стало быть, установить строй, обеспечивающий прочный мир...». В философском проекте «К вечному миру» его автор с прогрессивных позиций анализирует проблему, клеймит захватнические войны, осуждает подготовку к ним, ратует за соблюдение международных договоров, развитие межгосударственных торговых и культурных связей. Проект будущего «вечного мира» Кант связывает с федерацией свободных государств (с республиканским устройством). Это будет союз равноправных народов, (но не государство народов). Его идеи будущей мирной общности всех народов Земли для установления всеобщих законов их общения, о праве гражданина мира — также намного опережали свое время. Таким образом, учение Канта о праве и государстве было создано с учетом итогов и под непосредственным впечатлением Французской революции. Радикальные идеи Просвещения, конституционных актов революции он переплавил в своей глубоко продуманной теоретической системе в политическую программу либерализма, стройное учение о праве, правовом государстве, гражданском обществе. 2. УЧЕНИЕ Г.ГЕГЕЛЯ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ Грандиозную философскую систему, охватывающую всю совокупность теоретических знаний того времени, создал выдающийся немецкий философ Георг Гегель (1770—1831 гг.)1. Ключом к пониманию гегелевской философии является его работа «Феноменология духа», где на основе диалектики обоснованы выводы о роли труда в формировании человека и его сознания, путь к истолкованию процесса познания как общественного и исторически развивающегося. Основными частями его философской системы являются: логика, «натурфилософия» (философия природы) и философия духа. Последняя часть включает в себя субъективный дух (антропология, феноменология, психология), объективный дух (к его сфере отнесены всемирная история, учение о праве и государстве) и абсолютный дух (искусство, религия, философия). 1 Гегель Георг Вильгельм Фридрих родился в Штутгарте в семье финансового чиновника. Окончив богословский факультет Тюбингенского ун-та, отказался от духовной карьеры и углубился в изучение философии. В 1818 г. получил кафедру в Берлинском ун-те. Основные произведения Гегеля — «Феноменология духа» (1806 г.), «Наука логики» (1812—1816 гг.), «Энциклопедия философских наук» (1817 г.), «Философия права» (1821 г.), «Философия истории» (лекции, прочитанные в 1822—1831 гг.). 220 В «Философия истории» учение о всемирной истории представлено как единый закономерный поступательный процесс. Учение о праве и государстве изложено главным образом в работе Гегеля «Философия права». Науку о праве он рассматривает как |