Главная страница
Навигация по странице:

  • Уподобляя террор справедливости

  • 5. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ НЕМЕЦКОГО И ИТАЛЬЯНСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

  • Мораль

  • В сфере морали

  • Христиан Вольф

  • Право

  • Итальянские просветители Дж.Вико и Ч.Беккариа

  • Курс лекций, прочитанньїх в Национальной юридической академии Украиньї им. Ярослава Мудрого Харьков факт 2001


    Скачать 3.06 Mb.
    НазваниеКурс лекций, прочитанньїх в Национальной юридической академии Украиньї им. Ярослава Мудрого Харьков факт 2001
    АнкорDemidenko_G_G__Istoria_ucheny_o_prave_i_gosuda.doc
    Дата04.02.2017
    Размер3.06 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаDemidenko_G_G__Istoria_ucheny_o_prave_i_gosuda.doc
    ТипКурс лекций
    #2101
    страница23 из 51
    1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   51

    Революционное правительство нуждается в чрезвычайных пол­номочиях и деятельности, считает вождь якобинцев, ибо действует в состоянии войны с внутренними и внешними врагами революции. Оно должно быть более энергично и свободно в своих действиях, чем обычное правительство. Оно должно установить и упрочить царство законов. Оно не должно иметь ничего общего с произволом. Согласно Робеспьеру, революционное правительство должно при­держиваться конституционных принципов во всех тех случаях, ког­да не нарушается общественная свобода. Во всех других случаях гарантиями от произвола у него выступают лишь моральные и по­литические принципы, а мерилом силы революционного прави­тельства — «дерзость или вероломство заговорщиков».

    В речи «О принципах политической морали» Робеспьер форму­лирует вывод: «Революционное правление — это деспотизм свобо­ды против тирании». Его сила в том, чтобы «разить надменные голо­вы». Последние лишены всякой защиты: «общественная защита предназначена лишь для мирных граждан». Их не могут спасти оправдательные свидетельские показания, ни документы: они не могут заменить «свидетельства вселенной» и «самую очевидность». 174

    Уподобляя террор справедливости, Робеспьер объективно призна­ет его методом перехода к будущему республиканско-конституци-онному государству.

    Утверждение господства силы над правом, правовой нигилизм в революции как средство перехода к «царству законов» не спасли самого Робеспьера от гильотины, а якобинскую диктатуру — от тер­мидорианского переворота. Закономерный итог теории насилия, урок попытки принудить нацию совершить скачок в «царство свободы». Конец якобинской диктатуры в результате термидорианского переворота 1794 г. и установление власти Директории не останови­ли попыток продолжения и углубления революции. Ухудшившееся и без того тяжелое положение народных масс привело к массовым выступлениям под лозунгом «Хлеба и Конституции 1793 года». В марте 1796 г. возникла «Тайная директория общественного спасе­ния», названная позже «Заговор во имя равенства», ставившая це­лью организацию переворота и установления подлинного равен­ства. Программным документом революционеров был «Манифест плебеев» Г. Бабёфа1.

    Гракх Бабёф утверждал: народ обокрали с помощью антинарод­ного государства и «разбойничьих законов»; все общественные упо­вания «являются лишь актами непрестанного разбоя». Земля и об­щественное достояние принадлежат всем: никто не должен испыты­вать недостатка в том, что «природа дает всем, производит для всех». Программная установка Бабёфа — «восстановление демокра­тии», «построение народного государства». Он уверен, что «народное правление должно и может обеспечить зажиточность и счастье каждого человека, нерушимое благоденствие всех членов обще­ства». Провозглашал: «цель общества — всеобщее счастье».

    Путь к такому обществу лежит через переходной период. Он начинается с восстания народа («плебеев»), устранения всех преж­них органов верховной власти и сосредоточения ее в руках времен­ного революционного правительства — Национального конвента. Он осуществит диктатуру плебеев: примет меры для облегчения положения трудящихся (бесплатная раздача хлеба народу, обеспе­чение его продовольствием, вселение неимущих в дома врагов рево­люции и т.д.), законодательные меры против богачей (все лица, не занятые полезным трудом, объявляются «иностранцами», они ли-

    1 Бабёф Гракх (1760—1797 гг.) — (настоящее имя Франсуа Ноэль) родился в бедной семье отставного солдата. Вплоть до начала Французской революции служил в поземельном архиве в г.Руа. Изучение произведений просветителей определило его политические взгляды. В годы революции выступал за ликвидацию земельной соб­ственности, в защиту уравнительного «аграрного закона». В период термидорианского переворота был заключен в тюрьму, где вынашивал идеи борьбы за подлинное ра­венство. Вместе со своими единомышленниками возглавил «Заговор во имя равен­ства» в целях коммунистического преобразования общества. Заговор был раскрыт, по приговору суда был гильотирован.

    175

    шаются политических прав, а не желающие отказаться от своего избытка в пользу неимущих, объявляются «врагами народа»), меры против частной собственности (упразднение права наследования, отмена денег, взимание налогов натурой, их прогрессивный харак­тер, запрет частной торговли и т.д.).

    По окончании переходного периода предполагалось установле­ние республиканской формы правления на основе Конституции 1793 г. Эта конституция объявлялась «подлинным законом» фран­цузской нации. Национальная община, по Бабефу, организованная на коммунистических началах, будет формой единого в масштабах страны централизованного и регулируемого государством народно­го хозяйства, основанного на общественной собственности. По мне­нию Бабефа, осуществимость такого правления доказана на опыте «в наших 12 армиях». Армейский образец для осуществления на­родного правления здесь закономерен. Последнее мыслилось пре­дельно централизованной организацией, с жестким закреплением каждого за местной общиной (местом работы и жительства), регла­ментацией поведения людей, распределения благ, с беспрекослов­ным повиновением всех предписаниям администрации и т.п. Если учесть при этом «равномерное распределение знаний», ибо Бабёф считал «превосходство таланта и предприимчивости» лишь химе­рой и благовидным обманом в кознях против равенства, общеобяза­тельность физического труда, то само оно превращалось в казармен­ное, подневольное равенство. Однако сам идеолог такого казар­менного коммунизма был уверен в его высоком предназначении. Если Бабёф намечал лишь основные принципы и контуры бу­дущего строя общности, то его единомышленники значительно де­тализировали все стороны общественной жизни. В «Манифесте равных» (1796 г.) С.Морешаля, «Заговоре во имя равенства, имену­емом заговором Бабёфа» (1828 г.) Ф.Буонарроти государственной и правовой регламентации подлежали не только производство и рас­пределение, но и воспитание и обучение, общественная и личная жизнь граждан будущего общества. Не будет ни столицы, ни боль­ших городов, все дома и мастерские будут построены по одинако­вым планам, участие в общественных трапезах — обязательно. Бу­дет запрещено все, что не может быть предоставлено каждому граж­данину. Лиц, у которых отсутствуют «гражданские чувства», «верховная власть осуждает на принудительные работы».

    Г.Бабёф и его единомышленники развивали традиционную для коммунистов мысль о простоте законодательства. Предполагалось, что во всей Национальной общине все граждане будут постигать «законы, чтобы благодаря их изучению каждый был осведомлен о своих обязанностях, приобрел способность занимать государствен­ные должности и высказывать свое мнение по поводу государствен­ных дел». Бабувисты предполагали упрощение самого искусства управления: «оно скоро станет доступным для всех». 176

    Революционно-коммунистическое учение Бабёфа и его едино­мышленников получило название бабувизма. Человеческая инди­видуальность, ее воля, права личности в доктрине бабувизма высту­пают помехой демократии, «всеобщему счастью». Здесь идеи Руссо об общественном договоре, общей воле, свободе и равенстве гипербо­лизированы, доведены до крайнего предела. Бабувизм создал идеал плебейского коммунизма. Ради его достижения Бабёф призывает к плебейской Вандее. «Пусть все ввергнется в хаос, и пусть из хаоса изыдет мир новый и возрожденный!»

    Таким образом, французская политико-правовая мысль в XVIII в. продолжила и развила теоретическую разработку проблем государ­ства и права. Рациональное их понимание и толкование, свободное от теологии, на основе историзма способствовало поиску объектив­ных факторов, влияющих на природу, функции права и государства. Естественно-правовая доктрина французских просветителей стала основой глубокой разработки доктрины прав человека и граждани­на, концепций общественного договора, народного суверенитета, раз­деления властей, всесилия разумного закона, теории демократии, предложила пути преодоления политического отчуждения, прису­щего феодализму. Этим концепциям были приданы классические формы, а их воплощение в политико-правовую практику рассматри­валось в связи с близкой перспективой революции. Общей идеей Просвещения было низвержение сословно-феодального строя и уч­реждение общества, основанного на равенстве людей, их правах и свободах.

    Богатство идей и содержания идеологии французского просве­щения обусловили его могучее влияние на идеологию Просвещения в других странах, на последующее развитие политико-правовой мысли, непреходящее значение и актуальность многих идей просве­тителей.

    5. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ НЕМЕЦКОГО И ИТАЛЬЯНСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

    Социально-политические условия в Германии и Италии су­щественно отличались от обстановки в Нидерландах, Англии и Франции прежде всего наличием крепостнически-абсолютист­ских порядков, слабо консолидированной, робкой оппозиции. В раздробленной на сотни самостоятельных княжеств, терзаемой Духовными и светскими феодалами в Германии на исходе XVII в. зарождается немецкое Просвещение. Его мыслители многое сдела­ли для систематизации и популяризации доктрины естественного права, разработанной в Нидерландах и Англии, преодоления нега­тивного влияния теологии на юриспруденцию, противопоставле­ния ему разумного начала. В государственно-правовой науке идеи Просвещения получили наибольшее развитие в учениях С.Пуфен-Дорфа, Х.Томазия и Х.Вольфа.

    177

    Самуэль Пуфендорф (1632—1694 гг.) — известный юрист и историк, труды которого издавались во многих европейских стра­нах. ' Из них выделяются «Право естественное и право народов», «О должностях человека и гражданина», посвященные вопросам государства и права. Что наиболее существенно и характерно в его учении?

    Прежде всего, Пуфендорф одним из первых немецких просве­тителей стремился отделить юридическую науку от религиозной схоластики. Право, утверждал мыслитель, должно согласовываться с законами разума и действующего законодательства, а государство не может возникнуть без свободного согласия людей.

    Синтезируя взгляды Г.Гроция, Б.Спинозы, Т.Гоббса, Пуфендорф трактует естественное право как совокупность нравственных норм, правил, объединяющих индивидов в их стремлении к жизни с ближними, себе подобными, т.е. в обществе. В естественном обще­житии нет «войны всех против всех» (как считал Гоббс), есть мир, естественная свобода и равенство людей. Однако их необеспечен­ность правом, страх перед злом, эгоизм, а главное — стремление к свободе, к самосохранению, понуждают создать государство.

    Хотя инициатор создания государства Бог, по Пуфендорфу, од­нако, оно не может возникнуть без свободного согласия людей, их решения объединиться. Это решение есть действительная опора, правовая основа государства. Объединение людей закрепляется до­говором (pactum), выбор формы правления и обязанности правите­ля и подданных (первого — заботиться о благе народа, последних — подчиняться власти) — постановлением (decretum). С образовани­ем государства люди утрачивают естественные права (кроме свобо­ды убеждений и вероисповеданий как области их частной жизни), не допускается и сопротивление власти подданными. Лучшей фор­мой правления Пуфендорф считал абсолютную монархию, хотя до­пускал наличие при монархе представительного сословного органа. Государство должно твердо поддерживать безопасность людей, по­рядок и спокойствие, не позволять церкви вмешиваться в мирские дела. Элементы рационального подхода к праву и государству у Пуфендорфа сочетались с оправданием крепостничества, как добро­вольного договора между господином и зависимым крестьянином, всесилия монарха.

    Последователь Пуфендорфа профессор Христиан Томазий (1655—1728 гг.) в своих научных работах и лекциях стремился к освобождению юриспруденции из тенет богословия. 2

    1 Пуфендорф Самуэль преподавал в ряде ун-тов Западной Европы. В Гейдельбер-
    ге занимал первую в Европе кафедру естественного права. Автор многих работ по
    юриспруденции и истории.

    2 Томазий Христиан (Кристиан) — юрист и философ-просветитель. Преподавал в
    ун-тах Лейпцига, Галле. В 1686 г. основал первый научный журнал на немецком
    языке. Его основной труд — «Основы естественного права» (1705 г.).

    178

    Вслед за Пуфендорфом, Томазий утверждал: человек — существо общежительное, стремящееся к мирному общению и личному благу. Основа естественного права — мораль, предписывающая делать то, что соответствует разумной природе людей. Мораль соотносится с правом как внутренний и внешний мир человека. Противоречия между ними предотвращаются двумя средствами: советом и приказаниями. Пер­вое убеждает, второе принуждает. Принуждение — признак права. Принудительная власть осуществляется государством.

    Государство, по Томазию, создается людьми, а не Богом. Это — «естественное общество, которое заключает в себе верховную власть ради довольства всех и гражданского благополучия. Границы воз­действия государственной власти рассматриваются в 3-х измерени­ях — моральном, политическом и правовом. В сфере морали дей­ствует только совет: делай то, что ты желаешь, чтобы другие делали для тебя. В политике — совет и приказание: делай другим то, что ты желаешь, чтобы они делали для тебя. В праве действует только приказ: не делай другим то, чего ты не желаешь себе.

    Таким образом, право в государстве приобретает императивный (повелительный) и запретительный характер, здесь действует при­каз государства. Однако мораль ограничивает сферу действия пра­ва — государство не должно посягать на духовную свободу лично­сти, свободу убеждений. Мыслитель осуждал практику полицейско­го государства.

    Как и Пуфендорф, Томазий считал лучшей формой государства монархию. Основа власти монарха — согласие народа. Допускал его право на сопротивление в случае нарушения монархом условий общественного договора, допущения им очевидных несправедли­востей.

    В отдаленной перспективе Томазий предвидел истинную челове­ческую общность, идеальный строй, порогом к которому будет отме­на частной собственности и нравственное совершенство людей.

    Более консервативное истолкование естественно-правовых идей, аналогию полицейского государства допускал энциклопедист не­мецкого Просвещения, профессор естественного и международного права университета в Галле Христиан Вольф (1679—1754 гг.). 1

    Нравственный закон, по Вольфу, делать добро и избегать зла. Он соответствует стремлению людей к совершенствованию души, тела, общества. Человек обязан следовать нравственному закону. Право проистекает из нравственных обязанностей. «Нет права, — писал мыслитель, — без нравственности обязательства, которое ему пред­шествует, в котором оно коренится и проистекает. Есть врожден­ные человеческие права, потому что есть врожденные человеческие

    1 Вольф Христиан — профессор права, философии в Галле, Марбурге. Отстаивал теорию естественного права. Ему принадлежат ряд трудов по международному, пуб­личному праву.

    179

    обязанности». Поскольку от природы люди равны, они имеют рав­ные права. Ни один человек не имеет власти над другими, поэтому все люди свободны. Стремление людей к совершенствованию по­рождает право на жизнь, труд, образование и научные исследования, без чего нет совершенствования.

    Позитивные законы, согласно Вольфу, — выражение естественно­го закона и содержащиеся в них права индивида есть мера свободы, нужная для исполнения обязанностей. Такая интерпретация смысла законодательства оправдывала дозирование государями своим под­данным свободы, необходимой для исполнения их долга перед госу­дарством. Право у Вольфа — свобода действий для исполнения обя­занностей. Его рамки определяются властью государства.

    Происхождение и сущность государства Вольф трактовал в духе своих предшественников как результат соглашения между се­мьями. Верховная власть — сложения воли его контрагентов. Же­стокая правовая регламентация и контроль над общественной и личной жизнью, экономикой и воспитанием, семьей и религией под опекой мудрого нравственного монарха, считал немецкий просве­титель, обеспечивает свободу индивидуальных дарований и счастли­вую жизнь подданным. Монарх должен использовать свою власть для общего блага, быть добродетельным, знать науку управления государством, не творить произвол. Претендовавший на роль пере­дового монарха в Европе прусский король Фридрих II писал Воль­фу, что задача королей — осуществлять идеи философов. Вольф подчеркивал пользу сословного представительства в монархиях, право народа на сопротивление власти при ее покушении на есте­ственные законы.

    Таким образом, если в Англии и Франции естественно-правовая доктрина стала идейным оружием, смыслом лозунгов в борьбе про­тив феодального абсолютизма, то в Германии она превратилась в средство рационализации существующего режима, пропаганды культа государства и правопорядка.

    Итальянские просветители Дж.Вико и Ч.Беккариа свою крити­ку феодально-крепостнических порядков, влияния клерикализма на науки сочетали с оригинальной трактовкой учения о праве.

    Джамбаттиста Вико (1668—1744 гг.) в своем главном труде «Основания новой науки об общей природе наций» (1725 г.) пер­вым среди мыслителей Нового времени развил философию истории, раскрыл объективный характер исторических закономерностей1.

    1 Вико Джамбаттиста — один из основоположников философии истории. Родил­ся в Неаполе в семье библиотекаря. Прослушал курс лекций в Неаполитанском ун-те. Много занимался самообразованием, изучал труды Платона, Аристотеля, Плутарха, Тацита, Августина. В 1697 г. становится профессором риторики в том же универси­тете. Обладал обширными познаниями в области римского и канонического права, написал «О единственном начале и единственной цели всеобщего права» (1720 г.) и ряд других произведений.

    180

    Теорию круговорота исторических типов государства, разработан­ную Полибием, он экстраполировал на историю наций. Вико устано­вил ее цикличность, закономерности восходящей смены государ­ственно-правовых институтов. По его мнению, трем эпохам исто­рии (божественной, героической, человеческой), аналогичным возрасту человека (детству, юности, зрелости), соответствуют безго-сударственность, подчинение жрецам; аристократическое государ­ство; демократическая республика или представительная монар­хия. Согласно Вико, исторично не только государство, но и право. Он выдвинул плодотворную идею изменения правовых норм в ходе исторического развития общества и государства, тем самым на сто­летие опередил теоретиков исторической школы права.

    Среди итальянских просветителей XVIII в., осуждавших произ­вол и беззаконие феодалов и положивших начало «просветительно-гуманистическому» направлению уголовного права и процесса, был юрист и публицист Чезаре Беккариа (1738—1794 гг.).1 Его глав­ный труд «О преступлениях и наказаниях» (1764 г.) содержит кри­тику феодального правосудия, уголовного судопроизводства и новые принципы уголовного права и процесса, основанные на идеях гума­низма и законности.
    1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   51


    написать администратору сайта