Курс лекций, прочитанньїх в Национальной юридической академии Украиньї им. Ярослава Мудрого Харьков факт 2001
Скачать 3.06 Mb.
|
Царской расправы весной 1564 г., бежал в Литву и поступил на службу к королю польскому и великому князю Литовскому Сигизмунду II Августу. Желая оправдать свою измену, Курбский пишет послание Ивану Грозному. Царь отвечает на это послание. Так началась переписка (два послания царя и трех посланий Курбского). 153 ных царю он обосновывает жизненную необходимость для Московии сильной государственной власти, централизации административной и судебной систем. Первым, кто в России начал разрабатывать теорию просвещен- ной монархии, был выпускник Киево-Могилянской академии Симе- он Полоцкий (1629—1680 гг.).1Служа в Москве при царском дво- ре, он в своих произведениях «Жезл правления», «Вертоград многоцветный» по-новому разрешал традиционные вопросы о верховной власти, форме ее лучшей организации и деятельности. Царь у него подобен Солнцу. «Небом Россию наречи дерзаю, ибо планиты в ней обретаю. Ты — Солнце, Луна — Мария царица». Фор мула «царь-солнце» у Полоцкого — это поэтический образ просве щенной абсолютной монархии. Царь дает жизнь государству, при зван быть образованным, вечно стремящимся к знанию государем, просвещающим свой народ. Симеон настоятельно советует царю чи- тать книги по истории, усваивать исторический опыт других стран и народов и «по их примеру живот свой править», беседовать с «пре- мудрыми людьми», читать Аристотеля. Желание царя «прибытков» подданным отличает его от тирана, пекущегося только о себе. Нарекая «небом» Россию, Симеон одобряет вечное неравенство i людей, но призывает управлять ими с разумом и кротостью, к выполнению каждым своего долга, предопределенного судьбой. Среди пороков российской жизни он не приемлет лени, праздности и особенно пьянства. Свет «Солнца» — правда. Этот термин Симеон употребляет в традиционном значении «закон». Он просит царя «хранить правду» и утверждать ее во всем царстве. Другими словами, деятельность государства должна быть основана на законах. «В образ правды» должен действовать и суд. Он обязан восстанавливать правду, а не мстить, ибо месть бесчеловечна и противопоказана правде. Симеон за равный для всех суд: «равно судити мала и велика», за истинное правосудие. Свет «Солнца» — свет для всех православных народов. Полоцкий полагает, что российский царь должен помочь им освободиться «от общего врага рода христианского — змия ... агарянского», «брани ищущий, мира нехотящий», он советует царю жить в мире со всеми государствами «до конец земли», царствовать «мирно и мудро», никогда не искать «брани», а славу России расширять «через книги». Так в рифмованных строках своих произведений Симеон ярко отразил свое понимание сути просвещенной абсолютной монархии. 1 Петровский-Ситнианович Самуил родился в Полоцке. Закончил Киево-Моги-лянскую академию. В 1659 г. принял монашеский постриг под именем Симеона в православном полоцком Богоявленском монастыре. С 1664 г. проживал в Москве, стал учителем царских детей, занимал должность придворного поэта. Наиболее известные его произведения: «Жезл правления» (1666 г.), «Вертоград многоцветный» (1668 г.), «Рифмологион» (1679 г.). Выступал проводником западной культуры и образованности. 154 Влияние европейской ориентации на российскую политико-правовую мысль оказал и современник Полоцкого хорват по происхождению Юрий Крижанич (1618—1683 гг.). В своем трактате «Политика», серии статей изложил позитивную программу преобразований. Он выступил против утвердившейся в российской официальной идеологии концепции о происхождении царской власти от римских и византийских императоров, отстаивая ее божественное происхождение. Идеальным правителем Крижанич хотел бы видеть короля-философа, осуждал раболепие, холопство, противопоставлял просвещенного правителя тирану. Главными и основными гарантиями против тирании у него является уничтожение «дурных» и наличие в государстве хороших законов, контроля за их исполнением и должного правосудия. Таким образом, исторические обстоятельства размежевали судь- бы народов бывшей Киевской Руси, отразились на возрождении и развитии их национальной государственности, формировании право- вых систем, а, следовательно, и на политической и правовой мысли. В Украине при литовско-польском господстве оставались живу- чими нормы обычного права, традиции военной демократии, веча, религии, культуры, испытавшие влияние польского и литовского права, политических идеалов Речи Посполитой и воплотившиеся в казацкой военной христианской республике. Ее традиции и идеалы заложили фундамент политических проектов и программ украинских гетманов. На этой основе рождались передовые для средневековой Европы идеи республиканского устройства Казацкой державы, с четким разделением властей, правами и свободами сословий общества, их конституционного закрепления. Такое «забегание вперед» предопределило и судьбу этих идей. Политический и социально-економический строй Московского государства, возникшего намного раньше Казацкой державы, был ближе к строю Киевской Руси, соседей Московии. Несмотря на более зрелое феодальное общество, более сложную ее политическую и правовую идеологию, историческая преемственность от Киевской Руси стала здесь политической идеей, составной частью официальной идеологии. События «Смуты» начала XVII в., временное крушение российской государственности надолго наложили отпечаток на общественное сознание. Сформировалось представление о Российском государстве как осажденной крепости, единственном оплоте православного мира, отношение к Европе как враждебной силе, опасности быстрых нововведений. Перемены в государственном строе, небывалое по масштабам расширение территории, создавали предпосылки перехода российской государственности к империи, что наложило отпечаток на российскую политико-правовую мысль, придало ей консервативный характер. Она сосредоточилась на обосновании абсолютизма, проблемах политического и правового совершенствования самодержав- 155 ной власти, ее функций, взаимоотношений с церковью. Идеал просвещенной монархии оказался привнесенным извне, главным образом украинской политической мыслью. ЛЕКЦИИ XII—XIII. ПРАВО И ГОСУДАРСТВО В УЧЕНИЯХ ЕВРОПЕЙСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ 1. Политическая программа Вольтера. 2. Учение о государстве и праве Ш.Монтескье. 3. Теория народного суверенитета Ж.Ж. Руссо. 4. Политические и правовые идеи якобинцев: Ж.П.Марат и М.Робеспьер, Г.Бабеф и бабувизм. 5. Политические и правовые учения немецкого и итальянского Просвещения: С.Пуфендорф, Х.Тома-зий, Х.Вольф, Дж. Вико и Ч.Беккариа. Просвещение — прогрессивное идейное и культурное течение XVII—XVIII вв., эпохи перехода от феодализма к капитализму, ставшее идеологической подготовкой революций в Европе. Его крупнейшие деятели — Дж.Локк в Англии; Вольтер, Ш.Мотескье, Ж.Ж.Руссо, П.Гольбах, К.Гельвецкий, Д.Дидро и др. во Франции; С.Пуфендорф, Х.Томазий, Х.Вольф, Ф.Шиллер, И.Гетте в Германии; Д.Вико, Ч.Беккариа в Италии; Т.Пейн, Б.Франклин, Т.Джефферсон в США — ставили целью преодоление темноты и невежества народа путем распространения рационального знания, новых ценностей и идеалов, гуманизма, уважения человеческой личности. Они боролись за установление «царства разума», основанного на «естественном равенстве», за политические и гражданские свободы. Идеи и идеалы Просвещения оказали значительное влияние на направление, содержание и способы развития науки о праве и государстве. 1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ВОЛЬТЕРА Выдающийся писатель и философ Вольтер (1694—1778 гг.) по справедливости считается вдохновителем и признанным лидером европейского Просвещения.1 Многочисленные философские, исторические, драматические, поэтические произведения, публицистика и работы по уголовному праву и процессу Вольтера отразили его 1 Вольтер (настоящее имя Франсуа Мари Аруэ) родился в семье парижского нотариуса. Уже в колледже проявил незаурядный литературный талант. За острые обличительные статьи и стихи, выпады против абсолютизма был дважды заключен в Бастилию (в 1717 и 1726 гг.), а затем выслан из Франции. В 1726—1729 гг. жил в Лондоне. Вернувшись из Англии, опубликовал «Философские письма», обличавшие феодальный строй и пропагандировавшие передовые идеи из английских учений, либеральные порядки и государственное устройство Англии, «Трактат о метафизике» и ряд других произведений. Активно сотрудничал в «Энциклопедии», возглавляемой Д.Дидро. Разящая ирония Вольтера, его критические стрелы были направлены против схоластики, католической церкви, феодального деспотизма и крепостничества. 156 взгляды на политику, государство, право и закон. В своей совокупности его рассуждения, идеи, сформулированные принципы представляют довольно стройную политико-правовую программу, оказавшую решающее влияние на взгляды радикальных деятелей Великой французской революции. Каковы смысл и содержание просветительной программы Вольтера? Во-первых, он рассматривал историю, общественную жизнь как арену борьбы добра и зла, просвещения и невежества, предрассудков и суеверия — виновников существующих социальных зол. Слишком велико их влияние на политические отношения, верховную власть. Суеверие, замечает философ, возбуждает бури. Оно — самый страшный враг человеческого рода: когда оно властвует над народом, то поднимает его против государя. Рассадниками суеверий и невежества мыслитель считал церковь, католицизм, темноту народных масс. Именно религиозный фанатизм, единомыслие, насаждаемые церковью, убежден Вольтер, умерщвляют свободу совести слова. Он утверждал: «христианство и разум не могут существовать одновременно». Против предрассудков, суеверий и невежества был направлен его призыв: «Раздавите гадину!». Он писал о необходимости просвещения, торжестве разума. Высоко ценя знания, считая главным виновником засилья невежества и предрассудков церковь, мыслитель тем не менее полагал: атеизм опасен для простонародья. «Атеист бедный и злой, верящий в безнаказанность, — писал Вольтер, — будет дурак, если не убьет вас, чтобы присвоить ваши деньги. Чернь станет ордой разбойников». Бог необходим людям. «Без Бога я сам для себя бог, я пожертвую миром ради моих фантазий». Во-вторых, с позицией рационализма Вольтер критикует феодальные порядки, абсолютизм: «человеческое общество, коим правит произвол, похоже совершенно на стадо подъяремных волов, работающих на хозяина». Намечаемые им меры ликвидации крепостного права предусматривали освобождение крепостных, принадлежащих государству и церкви, выкуп помещичьих крестьян с согласия их владельцев. Он предлагал упразднить крепостничество и в Пруссии, России, Польше.1В «Истории России при Петре Великом» (1759 г.), идеализируя Петра I, восхвалял его реформы. В своих сочинениях — «Прошение ко всем должностным лицам королевства» (1759 г.) и других сочинениях выступал в защиту крестьян. В-третьих, в своей публицистике Вольтер выступал последовательным борцом за правосудие, гневно осуждал инквизицию, хрис- 1 В 1750—1753 гг. Вольтер находился в Пруссии при дворе короля Фридриха И, вел активную переписку с российской императрицей Екатериной II, побуждая монархов к политике «просвещенного абсолютизма». 157 тианские трибуналы. В своих статьях и письмах выступал правозащитником несправедливо осужденных, клеймил невежество, юридическую безграмотность судей, писал: «Если правосудие изображается с повязкой на глазах, то нужно, чтобы разум был его вожатым». В произведениях по уголовному праву и процессу критиковал теорию формальных доказательств, в частности, «признания» подследственным своей вины, защищал важнейшие принципы правосудия — законности, равенства при применении закона, гласности процесса, соразмерности наказания преступлению, справедливости, участия адвокатов в процессе и др. Считал, что наказывать должен не человек, а закон, выступал против смертной казни, пыток. Предлагал осуществить реформу законодательства, демократизировать его в интересах человека и государства.: В-четвертых, Вольтер защищал естественные права человека. Естественное право, по его мнению, утверждает справедливость в человеческих отношениях. Таковыми считал свободу и собственность. Под свободой просветитель понимал устранение феодальных пережитков, независимость граждан от произвола. «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от одних законов». Благодаря ей люди становятся независимыми, автономными субъектами политических отношений и права. Из идеи Вольтера о превращении подданных в полноправных граждан, возвращении им неотчуждаемых прав: права на личную неприкосновенность, свободу совести, свободу слова и печати и проч. прорастала новая философия права с ее идеей «господства права». Материальной основой и предпосылкой свободы и независимости граждан у Вольтера выступает частная собственность и равные права. «Собственнический дух удваивает силы человека, — полагал мыслитель. — На себя и на свою семью работают с большим усилием и удовольствием, нежели на хозяина». Был решительным противником имущественного равенства (эгалитаризма), понимал равенство в строго политико-юридическом смысле: равенство перед законом и судом, равное право на «поддержание порядка», участие в создании законов. Свобода, а не собственность уравнивает людей. Не все будут богаты, но свободны продавать свой труд тому, кто больше заплатит. Эта свобода заменит им собственность. «Быть свободным, знать только равных — вот истинная жизнь», — считает философ. Эти представления о свободе и равенстве просветитель использовал в своих предложениях по реформированию феодального общества, уничтожению сословных привилегий и произвола властей. В-пятых, согласно взглядам Вольтера, на смену деспотическому правлению придет царство разума и свободы, которое уже готовится («начинают мыслить, просвещаться и грамотно писать»). Его политическая организация важна для философа не в форме, процедуре 1 См.: Вольтер. Избр. произведения по уголовному праву и процессу. М., 1956. 158 власти, а в сути — реализации в нем свободы. Он исходил из того, что «совершенного государственного устройства не бывало никогда». Самым приемлемым государственным устройством он называет республиканское: оно всех более приближает людей к естественному равенству, охраняемому законами. Такое равенство не предполагает уничтожения подчиненности одних другим: «мы все в равной степени люди, но мы не равные члены общества», по своей роли, места в нем. Зато каждому («и султану, и телохранителю») в равной мере принадлежат все естественные права — в правомочии располагать собой, своим имуществом. «Я легко приспособился бы к демократическому строю», — замечает философ, но считает, что он мало применим на практике. Политические реалии Франции и других абсолютистских режимов Европы делают возможным, убежден просветитель, их трансформацию в «просвещенные монархии». Образцом мудрого правления Вольтер называет Англию, где власть короля ограничена и где народ участвует в управлении. Он считает, что народы были бы счастливы, имея государей-философов. «Наступит день, когда у руководства встанут философы. Готовится царство разума». Свобода лучше всего защищена законами в Англии, Голландии, Швейцарии, Венеции, Генуе. Суть не в форме управления государством, пишет Вольтер. Свобода и рабство отличают государства. Там, где все подчинено закону, начиная с королевской власти и церкви, как в Англии, наилучше охраняются свобода и равенство. В-шестых, феодальные порядки, «все, что я вижу», считает Вольтер, сеет семена революции. Разочаровавшись в готовности европейских монархов к либеральным реформам сверху и под влиянием нарастания революционных настроений во Франции, он приходит к выводу: ради свободы народ имеет право на восстание и свержение тиранов. На урне с его прахом, установленной в 1791 г. в парижском Пантеоне, были высечены бессмертные слова великого Вольтера: «Если человек порабощен тиранами, он должен их свергнуть». Отношение основоположника Просвещения к революции было типичным для французских просветителей XVIII в.: рассуждения о нежелательности кровопролития, о пагубных последствиях гражданской войны перерастали в уверенность в неизбежности революции. И последнее. «Подобно тому, — писал философ, — как самым большим физическим злом является смерть, так самым большим моральным злом является, конечно, война». Он осуждал войны, влекущие за собою все преступления, грабежи, опустошения, смерть. Однако оправдывал войны ради свободы, писал: «Небо дозволяет войны для дела свободы». Таким образом, просвещение, свобода, равенство являются поистине девизом политической доктрины Вольтера. Своими идеями он наметил программу французского Просвещения, выразил идеоло- 159 гию французской буржуазной демократии, определил путь освобождения от феодальных пут, ниспровержения абсолютизма. Влияние вольтеровских идей в той или иной мере испытали просветители многих стран. Вольтер отстаивал общечеловеческий прогресс, общечеловеческие нравственные ценности. «Человечество есть принцип всех моих мыслей», — любил повторять он. И в своей жизни был верным сформулированному им принципу действий, выбору. 2. УЧЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ Ш.МОНТЕСКЬЕ Выдающимся теоретиком государства и права французского Просвещения был Шарль Луи де Монтескье (1689—1755 гг.).1Его общественно-политические воззрения изложены в сатирическом романе «Персидские письма» о феодально-абсолютистских порядках во Франции, историческом очерке «Размышления о причинах величия и падения римлян», а также в фундаментальном труде «О духе законов», принесшем автору европейскую славу. |