Курс лекций, прочитанньїх в Национальной юридической академии Украиньї им. Ярослава Мудрого Харьков факт 2001
Скачать 3.06 Mb.
|
Форма республиканского правления в проекте Уинстэнли отличается большим демократизмом, чем у левеллеров. В его демократической республике с общественной собственностью и уравнительным распределением продуктов труда, всеобязательным трудом — во главе Англии также стоит парламент, но с его ежегодным переизбранием на основе избирательного права для всех мужчин с 20 лет (кроме преступников и тех, кто домогается должностей). Здесь — требования оглашения законов перед народом, их принятие лишь с согласия последнего, организации референдумов, ответственности должностных лиц за исполнение закона, их избрания, а не назначения и т. п. В правлении страны проект конституции выделяет три составные части: законы, пригодные должностные лица и добросовестное исполнение законов. Законы — «правильно созданные», «почти для всех действий, совершаемых людьми», на «все времена года». Пригодные должностные лица — которые могут исполнять законы страны как свою волю, не ставя ее выше правил свободы: «когда правят законы, правление здраво». В добросовестном исполнении законов заключается подлинная жизнь правительства. «Руководство хорошего правительства, таким образом осуществляемое, — писал Уинстэнли, — может превратить всю страну, нет даже всю земную фабрику, в единую семью человечества и в единую хорошо управляемую республику». Проект содержит также уголовные законы, хотя, как полагал Уинстэнли, вслед за Т.Мором, упразднение частной собственности ликвидирует основную причину преступлений и проступков. Тем не менее предусматривается применение смертной казни к тем, кто попытается восстановить частную собственность, за куплю-продажу земли и ее плодов, к убийцам, изменникам. В будущей республике лиц, совершивших проступки, предупреждают и увещевают. Повторение проступков и преступлений, упорство в праздности влечет за собой телесные наказания или лишение свободы и принудительные работы (для противников законов — рабство, т.е. каторжные работы). Идеи «истинных левеллеров» не получили широкого распространения в Англии. 2. УЧЕНИЕ Т. ГОББСА О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ Выдающийся английский мыслитель Томас Гоббс (1588—1679 гг.) был теоретиком естественного права, защитником абсолютной политической власти.' В начале революции он выступил защитни- 1 Гоббс Томас родился в Мальмсбери, в семье священника. Закончив Оксфордский университет и получив ученую степень бакалавра, отказался от преподавательской 124 ком королевской власти, был вынужден эмигрировать во Францию. После окончания гражданской войны опубликовал свое основное произведение «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651 г.). Учение о праве и государстве Гоббс стремился превратить в столь же точную науку, как геометрия, которая является «матерью всех естественных наук». Если бы ее истины оспаривались теми, пишет он, чьи интересы ими задеты, то учение геометрии было бы «вытеснено сожжением всех книг по геометрии». Учения о праве и несправедливости постоянно оспариваются как пером, так и мечом. Каковы же результаты стремления автора «Левиафана» превратить свое учение в точную науку? Прежде всего, свое учение Гоббс строит на изучении природы человека. По его мнению люди равны от природы («равенство способностей»), но из-за равенства проистекает взаимное недоверие. К тому же человек еще и существо глубоко эгоистическое, обуреваемое жадностью, страхом и честолюбием. «Отсюда видно, что пока люди живут без общей власти, держащей всех в страхе, они находятся в том состоянии, которое называется войной, и именно в состоянии войны всех против всех». До такого состояния «войны всех против всех», по мнению мыслителя, обыкновенно опускаются во время гражданской войны. Очевидно, здесь проявилось неприятие им гражданской войны в Англии. Какой же выход видится Гоббсу из этого состояния общества? Такой выход, полагает философ, тоже коренится в природе человека: отчасти в страстях, склоняющих людей к миру, отчасти в разуме, который подсказывает условия мира. А «эти условия суть то, что иначе называется естественными законами». Итак, в естественном состоянии, по Гоббсу, каждый индивид в равной мере обладал естественным правом. Последнее он определяет как свободу всякого человека использовать собственные силы по своему усмотрению для сохранения собственной жизни. В естественном состоянии каждый человек имеет право на все, «даже на жизнь всякого другого человека», что и приводит к войне между ними. Пагубность такого состояния понуждает людей искать путь к его прекращению. Этот путь указывают предписания разума, естественные законы. Следовательно, право и закон различаются меж- работы, стал воспитателем сына барона. Вместе с воспитанником путешествовал, посетив Францию, Италию, Голландию. С началом английской революции написал трактат в защиту королевской власти, был вынужден эмигрировать. В 1651 г. вернулся в Англию и опубликовал свою книгу «Левиафан». С уважением был принят О. Кромвелем, принял участие в реорганизации университетского образования, опубликовал ряд произведений по философии. После реставрации власти Стюартов подвергался гонениям за свои политические и философские взгляды. После смерти Гоббса «Левиафан» был публично сожжен, а церковь включила его произведения в список запрещенных книг. 125 ду собой так же, как свобода и обязательство. Естественное право Гоббс определяет как свободу человека делать или не делать что-либо (для своего сохранения). Естественный закон обязывает стремиться к миру, запрещает делать то, что пагубно для жизни. Основной естественный закон гласит: необходимо искать мира и следовать ему. От него происходит и второй естественный закон: в интересах мира и самозащиты следует довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим людям, которую человек допустил бы у других по отношению к себе. Иначе право делать все, что человек хочет, возвращает людей в естественное состояние, т.е. в состояние войны. Мотивом и целью взаимного ограничения или отчуждения своего права (договором) является гарантия безопасности личности. Из второго естественного закона вытекает третий: люди должны выполнять заключенные ими соглашения. Они — начало и источник справедливости. Справедливость и собственность, считает Гоббс, начинаются с основания государства. Он называет еще 16 естественных (неизменных и вечных) законов, смысл которых может быть резюмирован в одном легком правиле: не делай другому того, чего ты не желал бы, чтобы было сделано по отношению к тебе. Чтобы устранить опасность нарушения естественных законов, пишет Гоббс, необходима сила, принудительная власть, которая угрозой наказания заставила бы всех в одинаковой мере выполнять соглашения, упрочила бы ту собственность, которую люди приобретают путем взаимных договоров взамен отказа от всеобщего права. Такая принудительная власть появляется с основанием государства, а сила — с появлением гражданских законов. Цель государства — главным образом обеспечение безопасности, поскольку естественными законами она не гарантируется. Соглашения без меча — лишь слова, которые не в силах гарантировать человеку безопасность, писал Гоббс. Для установления общей власти люди путем соглашения между собой («каждого человека с каждым другим») создают общее, единое лицо — государство. «Государство, — дает определение мыслитель, — есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем, чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтет необходимым для их мира и общей защиты». Носитель такого лица (представленного одним человеком или уполномоченным собранием лиц), обладающего верховной властью — суверен. Всякий другой — его подданный. Таким образом, абсолютная власть государства — вот, по мнению Гоббса, гарант мира и реализации естественных законов. Он называет его Левиафаном (библейским чудищем), искусственным человеком, для которого верховная власть, «дающая жизнь и движение всему телу» — душа; должностные лица исполнительной и су- 126 дебной власти — искусственные суставы; награды и наказания — нервы; благосостояние и богатство граждан — сила; безопасность народа — занятие; его советники — память; справедливость и законы — разум и воля; гражданский мир — здоровье; смута — болезнь; гражданская война — смерть. Власть суверена абсолютна: ему принадлежит право издания или отмены законов и контроль за их соблюдением, объявление войны и заключения мира, назначения чиновников и судебная власть. Он вправе даже определять, какие религия или секта, мнение или учение истинны, а какие нет, что есть справедливость и добродетель. Подданные не могут осуждать действия суверена, пишет Гоббс. Заключив однажды договор и перейдя в гражданское состояние, люди утрачивают возможность его разорвать и изменить избранную форму правления, освободиться от верховной власти. Ее неограниченная власть над жизнью и смертью подданных не может считаться несправедливостью или беззаконием. Более того, «каждый подданный является виновником каждого акта, совершаемого сувереном», — считает мыслитель. Ведь, устанавливая «общую власть» каждый подчинил свою волю и суждение воле носителя «общего лица». Для Гоббса единственное мерило добра и зла — гражданский закон, единственный судья — законодатель. Предполагая возражения против безропотного подчинения прихотям и порочным страстям носителя (носителей) такой неограниченной власти, Гоббс обращает внимание на то, что положение человека всегда связано с каким-либо неудобством. Стеснения народа при той или другой форме правления «едва чувствительны» по сравнению с бедствиями и ужасами гражданской войны или «войны всех против всех» в естественном состоянии, утверждает Гоббс. Слабое утешение! Но для автора «Левиафана» абсолютная государственная власть — гарант мира и безопасности, важнейшее условие прав отдельного индивида, правовой организации самого государства. В учебниках и литературе о «Левиафане» Гоббса непременно отмечается: в области публичного права, политических отношений у подданных сосредоточены одни лишь обязанности, а у суверена — только права. Действительно, мыслитель постоянно подчеркивает абсолютность власти суверена ради мира и безопасности в государстве. Однако правовая организация самого государства у него включает права и свободы подданных, обязанности суверена. Как Гоббс трактует свободу? Как она совмещается с неограниченной властью суверена? Подобно тому, как люди для достижения мира и самосохранения создали «искусственного человека», т.е. государство, полагает мыслитель, точно так же они создали искусственные цепи, т.е. гражданские законы, прикрепленные к устам верховной власти и ушам подданных. Потому, во-первых, свобода подданных заключается в свободе делать то, что не указано в соглашениях с властью, заклю- 127 чать договоры друг с другом, выбирать свое местопребывание, образ жизни, наставлять детей по своему усмотрению и т.д. Граждане «пользуются тем большей свободой, чем больше дел законы оставляют на их усмотрение». Таким образом, здесь свобода подразумевается как право делать все то, что не указано в соглашениях с властью, что не запрещено законом. По Гоббсу, наделенное абсолютной властью государство должно выполнять не одни только по-лицейско-охранительные функции, но и гарантировать своим подданным свободы, «поощрять всякого рода промыслы, как судоходство, земледелие, рыболовство, и все отрасли промышленности, предъявляющие спрос на рабочие руки», принуждать физически здоровых людей к труду, заниматься воспитательно-просветительной деятельностью и т.п. Такая трактовка свободы имела бесспорно не только пробуржуазный экономический, но и прогрессивный, гуманный социальный смысл. Во-вторых, право суверена, по Гоббсу, ограничено естественными правами подданных. «Суверен, таким образом, имеет право на все с тем лишь ограничением, что, являясь сам подданным Бога, он обязан в силу этого соблюдать естественные законы». Автор трактата считает, что подданные обладают правом защищать себя, свою жизнь даже от тех, кто посягает на нее на законном основании; они не обязаны наносить себе повреждения, обвинять себя и т.п. В третьих, обязанности подданных по отношению к суверену сохраняются до тех пор, пока суверен в состоянии защищать их. Ибо данное природой право защищать себя, говорится в книге, не может быть отчуждено никаким договором. Его не вправе переступать и суверен. Когда же он, вопреки естественным законам, обязывает подданного наносить вред себе или убивать себя, либо запрещает защищаться от нападения врагов, тем самым оставляет возможность подданным воспротивиться его воле. Народ тем самым получает право на восстание. Суверен рискует потерять власть. Следовательно, естественные законы предписаны и ему. Иное дело — гражданские законы: «суверен государства, будь то один человек или собрание, не подчинен гражданским законам». Гражданским правом, по Гоббсу, являются те правила для каждого подданного, которые государство устно или письменно предписало ему, дабы он пользовался ими для различения между правильным и неправильным, т.е. между тем, что согласуется и не согласуется с правилами. Таким образом, подразумеваемая цель законов в том, чтобы дать правильное направление действиям людей, оставляя на их усмотрение все то, что не запрещено и не предписано законами. По содержанию и цели естественные и гражданские законы, по Гоббсу, совпадают, так как последние также являются частью предписаний природы, «ибо справедливость, т.е. соблюдение договоров и воздаяние каждому того, что принадлежит ему, есть предписание естественного закона». Однако естественная свобода человека может быть урезана и ограничена, что «является естественной целью 128 издания законов, так как иначе не может быть никакого мира». Положительными являются те законы, которые стали таковыми по воле верховной власти. Закон — установление разума и приказание государства. Следовательно, толкование закона зависит от верховной власти и его могут толковать только те, кого назначит для этого суверен. Природа закона, пишет Гоббс, не в его букве, а в его значении или смысле, т.е. в его достоверном толковании, долженствующем выявить мысль законодателя. Положительные законы он делит на распределительные (определяют права подданных) и карательные (определяют наказания за нарушения законов), основные (определяющие государственное устройство и обязанности подданных по отношению к власти) и неосновные (частноправовые). Гоббс делает вывод: право есть свобода, которую нам оставляет гражданский закон. Последний же есть обязательство и отнимает у нас ту часть свободы, которую предоставляет естественный закон. В этом такое же различие между свободой и обязательством, как и между правом и законом. Обязанности суверена, по Гоббсу, определяются той целью, ради которой он был облечен верховной властью: безопасность и благо народа. Благо народа — высший закон государства. Исполнение его он связывает с заботой как об отдельных индивидах (защитой их от обид), так и с воспитательно-просветительной деятельностью — изданием и применением хороших законов, воспитанием равной справедливости (в защите достоинства, чести, собственности) и ее соблюдением всеми сословиями и самим сувереном. «Необходимым средством к миру», условием общежития в трактате называется частная собственность. Безопасность народа требует, пишет его автор, чтобы к равной справедливости относились и равенство долга перед государством, равномерное налогообложение. К обязанностям суверена он относит также правильное применение вознаграждений и наказаний. Таким образом, Гоббс подчиняет праву и государственную власть: суверен подчинен естественному закону так же, как последний из его подданных гражданскому закону. Предусматривает он и влияние права на политику. Однако положительные законы, установленные для подданных, на него не распространяются. В его концепции государства, мы полагаем, в отличие от авторов предшествующих учебников, вполне соизмерим объем правовых полномочий и юридической ответственности сторон (государства и подданных). Его концепция предусматривает систему прав и свобод подданных и их гарантий, предоставления широкой правовой инициативы не только (хотя и главным образом) в частноправовых отношениях. Подобно Ж.Бодену Гоббс признает только три формы государства: монархию, демократию и аристократию. Независимо от различий, законодателем во всех государствах является лишь суверен. В этом смысле, по его мнению, «власть, если только она доста- 129 9 Г. Г. Демиденко точно совершенна, чтобы быть в состоянии оказывать защиту подданным, одинакова во всех формах». Различия лишь в пригодности к осуществлению той цели, для которой они установлены. Симпатии Гоббса очевидно эволюционировали: сначала они были на стороне монархии, потом — на стороне сильной власти лорда-протектора О. Кромвеля. Здесь лучше других форм выражается и реализуется абсолютный характер власти государства, а общие интересы тесно связаны с частными. Итак, Гоббс существенно развил идеи о природе человека, его страстях и разуме как о движущих силах политики. В основе его теории естественного права — идея всеобщего естественного равенства людей, правового равенства в государстве. Он обосновал и показал роль естественных законов для публичного и частного права. Политико-правовой идеал Гоббса — гражданское общество, охраняемое авторитарной властью, где сочетаются неограниченная власть суверена и права подданных. Его возвеличивание государства Левиафана, правопорядка — не гимн тоталитаризму, а правовая альтернатива гражданской войне, войне «всех против всех», бессилию власти. Не случайно Гоббс возвратился в Англию в 1651 г., признав протекторат Кромвеля, и был с уважением принят последним. |