Курс лекций, прочитанньїх в Национальной юридической академии Украиньї им. Ярослава Мудрого Харьков факт 2001
Скачать 3.06 Mb.
|
Право является «как бы духом государства, которым все должны руководствоваться». Оно установлено по предписанию разума, который «учит блюсти благочестие и хранить душевное спокойствие и доброжелательность (что возможно лишь в государстве)...», и предписывает действовать по праву. Теперь действие, запрещенное гражданским правом или не по праву, есть преступление. 1 Во «Введении» своего «Политического трактата» Спиноза объясняет: «...Я постоянно старался не осмеивать человеческих поступков, не огорчаться ими и не клясть их, а понимать». Человеческие аффекты, пишет он, не пороки человеческой природы, а как свойства, проявления природы (тепло, холод, непогода, гром и проч.). 113 «Преступление, — определяет Спиноза, — ...есть действие, которое не может быть совершено по праву». Оно «может быть представлено только в государстве, где именно по общему праву всего государства решается, что есть добро и что зло, и где никто не действует ни в чем по праву, если не действует с общего решения и согласия». В этой связи Спиноза касается и задач правосудия, которое в соответствии с требованием общего права не вредить друг другу, определяется им как воздаяние каждому того, что ему следует по гражданскому праву. Ибо то естественное состояние, при котором каждый был своим судьей, в гражданском состоянии прекращается. Таким образом, с образованием государства, обусловленного естественным правом и необходимостью его обеспечения, у людей появляется общее для всех право (закон), общий гарант и защитник безопасности. Конечная цель государства, согласно Спинозе, — освободить каждого от страха, обеспечить его безопасность и возможность наилучшим образом удерживать свое естественное право на существование и деятельность без вреда себе и другим, «следовательно, — заключает он, — цель государства в действительности есть свобода». Мера свободы индивида определяется Спинозой не степенью своеволия, мерой разумности. Истинный разум, всегда направленный на общее благо, воплощается в законе, обеспеченным принуждением. Свобода здесь — это подчинение равному для всех закону. Поэтому ни одно общество не может существовать без власти и силы, а, следовательно, и без законов, умеряющих и сдерживающих страсти и необузданные порывы людей». По его мнению, человеческая свобода тем больше, чем больше человек руководствуется разумом и повинуется законам. Отличительный признак гражданского состояния — наличие верховной власти (imperium), совокупное тело которой, по Спинозе, называется государством (civitas). Под верховной властью по существу имеется в виду суверенитет государства. В ведении верховной власти находятся издание, толкование и отмена законов, вопросы правосудия, избрание должностных лиц, право войны и мира и прочие государственные дела, а также право решать, что справедливо и несправедливо, что есть добро и что зло и т.п. Право верховной власти, отмечает философ, «есть не что иное, как естественное право, но определяемое не мощью каждого в отдельности, а мощью народа, руководимого как бы единым духом...»-Теперь каждый гражданин подчинен праву государства, все приказы которого он обязан исполнять. Следовательно, волю государства нужно считать волей всех и решение государства относительно справедливого и доброго, каково бы оно ни было, должно быть признано решением каждого в отдельности. Что же оставляет Спиноза подданным государства? 114 Он полагает: никогда не будет существовать такая верховная власть, которая могла бы делать все, что захочет, не считаясь с законами человеческой природы. «Посему должно допустить, что каждый сохраняет при себе из своего права многое, зависящее, таким образом, только от его решения, но ни от чьего другого». Но како-зы вообще пределы мощи и права государства, определяемые Спинозой? Во-первых, такой предел устанавливается требованиями разума, ибо именно «то государство будет наиболее мощным и наиболее своеправным, которое зиждется на разуме и направляется им». Не возможность творить произвол и насилие, а осуществление того, что здравый разум считает полезным для всех людей («разум вообще учит искать мир»), определяют пределы мощи и права государства. Поскольку истинный разум воплощается в законах, постольку государство связано законами. Если бы государство не было подчинено никаким законам или правилам, замечает мыслитель, то государство не было бы государством и на него следовало бы смотреть не как на естественную вещь, а как на химеру. «Следовательно, государство совершает преступление, когда делает или терпит то, что может быть причиной его гибели». Оно наиболее своеправно тогда, когда поступает по велению разума. При этом законы, которые обязано соблюдать государство, считает Спиноза, относятся не к праву гражданскому, (которое само зависит от решения государства), а к праву естественному. И государство связано ими на том же основании, на котором человек в естественном состоянии, чтобы быть своеправным, обязан остерегаться смерти от собственной руки, соблюдать осторожность и следовать свободе человеческой природы. Во-вторых, предел права государства обусловлен природой самих подданных, которые лишь в той мере признают это право государства, в какой они боятся его угроз или любят гражданское состояние. «Отсюда следует, — заключает Спиноза, — что все то, к выполнению чего никто не может быть побужден ни наградами, ни угрозами, не относится к праву государства». Вне сферы права государства (и государственного вмешательства) он называет способность суждения, право свободы и мысли, любви и ненависти, веры в Бога, право не свидетельствовать против себя, не убивать своих родителей, защищать свою жизнь, присущие человеческой природе. Таким образом, по существу речь идет о тех естественных правах человека, которые не могут быть отчуждаемы в пользу государства. В-третьих, «к праву государства менее относится то, на что негодует большинство, ...мощь и право государства уменьшаются постольку, поскольку оно само дает поводы значительному числу лиц к заговору». Пределы власти государства в данном случае ставятся Условиями общественного договора, которые оно не вправе нару- 115 шать и, следовательно, общественным мнением, уважением к верховной власти. «Поэтому государство, чтобы быть своеправным, обязано сохранять причины уважения и страха; в противном случае оно перестает быть государством» 1. Б.Спиноза определяет пределы права государства и в международных отношениях. Он пишет: поскольку право верховной власти есть естественное право, то отсюда следует, что два государства находятся в тех же отношениях, что и два человека в естественном состоянии, с той лишь разницей, что оно может обеспечить себя от притеснения со стороны других. В естественном состоянии два государства — по природе враги. Государство постольку своеправно, поскольку оно может руководствоваться своей пользой и обеспечить себя от притеснения. «Из этого следует, что право войны принадлежит каждому государству в отдельности, право же мира есть право не одного, но по меньшей мере двух государств, которые поэтому называются союзными». Таким образом, требования естественного и международного права обязывают государства следовать миру. «Чем больше государств заключают вместе мир, — делает вывод Спиноза, — ... тем более они обязаны блюсти условия мира, т.е. тем менее они своеправны...». Б.Спиноза в принципе отвергал право подданных (по гражданскому праву) на сопротивление властям, изменение, толкование или нарушение учредительного договора и законов. Однако их нарушение властями ведет к тому, что общий страх большинства граждан превращается в негодование против властей, «разрушается государство и прекращается договор, защищаемый поэтому не по гражданскому праву, а по праву войны». Следовательно, философ признает естественное право на восстание в случае нарушения государственными властями условий договора. В учении Спинозы большое внимание уделено формам государства как различных форм верховной власти, степени обеспечения в них цели гражданского состояния — мира, безопасности, справедливости. По его мнению, верховная власть сосредоточена в руках того, на кого с общего согласия положена забота о делах правления. «Если эта обязанность лежит на собрании, составляющемся из всего народа, то форма верховной власти называется демократией, если на 1 Б.Спиноза пишет далее: «Ибо для тех или для того, в чьих руках верховная власть, столь же невозможно бегать пьяным или нагим по улицам с развратницами, ломать шута, открыто нарушать и презирать им же самим изданные законы и в то же время сохранять подобающее ему величие, как невозможно быть и не быть. Далее, убийство и грабеж подданных, похищение девушек и тому подобные поступки превращают страх в негодование и, следовательно, гражданское состояние — в состояние враждебности». Сколько носителей верховной власти за более чем 400 лет после написанного доказали, что «невозможное» - возможно, совершая поступки, о которых пишет мыслитель, но не смогли опровергнуть, а лишь подтвердить их последствия? 116 собрании, в которое входят только избранные, — аристократией, и, если, наконец, забота о делах правления и, следовательно, верховная власть возложена на одно лицо, — монархией». Мыслитель отвергает всякую иную форму верховной власти, тем более установленную путем завоевания и порабощения народа. Под верховной властью, — отмечал он, — «я понимаю ту, которая устанавливается свободным народом, а не ту, которая приобретается народом по праву войны». И хотя между той и другой верховной властью он не видел существенного отличия, зато замечал их различные цели и средства, используемые для самосохранения. Какая же форма верховной власти наилучшая? Б.Спиноза считал: она легко познается из цели гражданского состояния — мира и безопасности жизни. Потому та верховная власть наилучшая, при которой люди проводят жизнь в согласии и когда ее права блюдутся нерушимо. Ибо несомненно, что восстания, войны, презрение или нарушение законов следует приписывать не злобности подданных, сколько дурному состоянию верховной власти. Люди не рождаются гражданами, но становятся. Голландский мыслитель осуждал абсолютную монархию: при абсолютной власти подданные — рабы, она враждебна общему благу, монарх боится своих подданных больше, чем врагов. Один человек не может обладать высшим правом и всей мощью государства, поэтому монарх вверяет свое и общее благополучие разного рода советникам и приближенным. Это нарушает условия общественного договора, ведет к разделу верховной власти, ее права, отражается на гражданском праве, безопасности и благополучии граждан. Аристократическая форма верховной власти из числа выбранных лиц (патрициев), по оценке Спинозы, предпочтительнее монархии: она в большей мере обладает абсолютным правом государства, больше приспособлена к сохранению свободы. Только демократия названа в «Политическом трактате» как «всецело абсолютная форма верховной власти». Каковы ее преимущества и особенности? Во-первых, демократическая форма видится Спинозе наилучшей, в наибольшей мере обеспечивающей мир и безопасность жизни, отвечающей целям демократии. Ее отличие от аристократии состоит главным образом в том, отмечается в трактате, что в ней все «на законном основании притязают на право голоса в верховном совете и право поступления на государственные службы». Здесь правители не избираются как лучшие верховным советом, но определяются самим законом. В аристократии же правители (патриции) избираются верховным советом аристократии. Ведь патриции всегда считают лучшими богатых или своих ближайших родственников, или Друзей. Они намеренно препятствуют лучшим доступ в совет, их воля менее всего связана законами. 117 Во-вторых, в демократии все без исключения подчинены одним только отечественным законам, в остальном оставаясь свое-правными. Отечественным законам, подчеркивает Спиноза, чтобы исключить иностранцев. Своеправными — чтобы устранить от участия в управлении государством женщин и рабов, стоящих под властью мужей и господ, а также детей и несовершеннолетних, стоящих под властью родителей и опекунов. Устраняются и те, кто совершил бесчестие (вследствие позорного образа жизни) или преступление. Таким образом, то государство наиболее свободно, законы которого основаны на здравом рассудке. Разумность законов в демократии обусловлена тем, что при ее создании люди «договорились, чтобы силу решения имело то, что получило большинство голосов». А также тем, что законы здесь принимаются многочисленным собранием, где взаимно погашаются страсти. Поэтому создание законов не может быть доверено монархам, сановникам и вообще отдельным лицам, прихоти и аффекты которых неизбежно возьмут верх над разумом. «В демократическом государстве, — писал Спиноза, — менее должно бояться нелепостей, ибо почти невозможно, чтобы большинство собрания, если оно велико, сошлось на одной нелепости». В-третьих, демократическое государство, по оценке мыслителя, «наиболее естественно и наиболее приближается к свободе, которую природа представляет каждому, ибо в нем каждый переносит свое естественное право не на другого, лишив себя на будущее права голоса, но на большую часть всего общества, единицу которого он составляет». Поэтому все в демократии, как прежде в естественном состоянии, пребывают равными. «Она в наибольшей степени способна повелевать подданными и не имеет надобности их опасаться, поскольку такое устройство государства обеспечивает разумность законов, а тем самым и свободу. Только тот свободен, кто, не кривя душой, живет, руководствуясь одним разумом». Поэтому Спиноза определяет демократию в «Богословско-политическом трактате» как всеобщее собрание людей, сообща имеющих верховное право на все, что они могут. Таковы преимущества, особенности и отличие от других форм демократической формы верховной власти, названные Спинозой. Он предложил путь преодоления политического отчуждения человека от государства: надо, чтобы и гражданами, и государством руководил разум. Эта задача достигается демократическим устройством государства, при котором оно фактически сливается с народом, оставаясь обособленной от общества силой, воплощает разумную общую волю, перестает быть чуждым и опасным для народа. Итак, Гроций и Спиноза разработали новую доктрину — теорию естественного права, основанную на новой методологии — рационализме. Эта доктрина выражала основные принципы гражданского общества, всеобщего естественного равенства людей. Противопо- ! ставление требований естественного права нормам волеустановлен-! ного права, т.е. феодальным правовым институтам большинства ; стран того времени, явилось орудием критики феодального права и ! феодального строя в целом, внешней политики феодальных государств. Гроций развивает теорию суверенитета, общественного дого-I . вора, международных отношений, которые он последовательно рассматривает с позиций естественного права, свободной воли людей как основы общежития. Спиноза вслед за софистами обосновал естественные права и свободы человека, на которые государству посягать или бессмысленно, или опасно. Наиболее естественной формой государства он считал демократию, начав развивать ее теорию. ЛЕКЦИЯ X. ПОЛИТИЧЕСКОЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В АНГЛИИ В XVII в.
1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АНГЛИЙСКОЙ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ Английская революция 1640—1649 гг. нанесла сокрушительный удар по феодализму, абсолютизму и поддерживающей его государственной англиканской церкви, расчистила путь развития капитализма в одной из ведущих стран Западной Европы. Она имела огромное влияние на антифеодальное движение в других странах. Революция проявила различие интересов участвующих в ней классов, их политических программ, политико-правовых идеалов. Общим у оппозиции абсолютизму и англиканской церкви было требование ее «чистки» от остатков католицизма, в результате, участники оппозиции назывались пуританами (от англ. риге — чистый). Широкое распространение получили идеи естественного права, договорного происхождения государственной власти в обосновании прирожденных прав англичан, упразднения абсолютизма. Наиболее многочисленными и влиятельными в революции были идеи радикальных пуритан, сторонников О.Кромвеля — индепен-дентов (independent — независимый). Главными религиозными лозунгами индепендентов были: полная независимость и самоуправление общин верующих, веротерпимость и неотчуждаемость свободы совести. Политические требования индепендентов были Умеренными: республика или, как минимум, конституционная монархия. Выразителями их политико-правовых взглядов явились Дж. Мильтон, Г.Айртон, О.Сидней и др. Выдающийся английский поэт и публицист Джон Мильтон (1608—1674 гг.) в своих поэмах, памфлетах и трактатах обосновы- 118 119 вал естественную свободу людей, их ненависть к монархии и всякому гнету1. Народ — единственный источник и носитель власти, суверенитета государства. Те, кому он вручает бразды правления (королю, магистратам), — не господа, а уполномоченные, выполняющие его законы и поручения. Если они от этого уклоняются, народ вправе (в т. ч. через палату общин парламента) призвать их к ответу и подвергнуть самым суровым наказаниям. Дж. Мильтон писал: когда короли говорят, что их власть от Бога, то забывают, что от Бога же и свобода народа, основанная на прирожденных правах. Он защищал свободу совести pi равноправие всех религий, кроме католической, свободу слова и печати, недопустимость цензуры («учреждение цензуры было порождено инквизиций»). Обоснование им прав и свобод народа было вкладом в развитие теории естественного права, прав и свобод человека. Дж. Мильтон доказывал: государство создано по велению Бога общественным соглашением народа, поэтому республика, по-видимому, лучшая из прочих политических форм. Она позволяет ему оказывать решающее влияние на деятельность должностных лиц, на управление государством. При ней всего более обеспечиваются права индивида — его свобода совести, мысли, слова. Избирательное право, по его мнению, следует предоставлять главным образом средним классам («там — умные и дельные люди»), заслуживающим право государственного правления. Идею народного суверенитета, права и свободы индивидов отстаивал и Олджернон Сидней (1622—1683 гг.), казненный за критику короля Карла II. В своих «Рассуждениях о правительстве» он выводил происхождение государства из свободного соглашения людей в целях самосохранения. Только это соглашение — правомерное основание власти: ни родство, ни сила, ни обман не рождают права. Поэтому народ всегда вправе низвергнуть королей, злоупотребляющих полученной ими властью. Свободу народа-суверена, индивида трактовал преимущественно в политическом смысле как участие людей в установлении верховной власти, гражданских законов. Демократическим идеалом Сиднея тем не менее была не республика, а конституционная монархия, ограниченная парламентом. Еще более компромиссную позицию по отношению к монархии занимал зять Кромвеля, генерал-комиссар Генри Айртон (1611 — 1 Мильтон Джон — английский поэт, публицист, политический деятель, сторонник индепендентов в период революции 1640—1649 гг. Родился в Лондоне, учился в Кембриджском ун-те. Много занимался самообразованием, путешествовал по Италии и Франции, где подружился с Галилеем, Гроцием и др. В период революции посвятил ряд произведений обоснованию программ индепендентов. Главные его политические произведения — «О державе королей и сановников»), «Защита английского народа против Салмазия», «Трактат о гражданской власти и духовных делах», «О свободе печати. Речь к английскому парламенту (Ареопагитика)». При парламентском правлении служил правительственным секретарем. В 1652 г. ослеп, что тяжело отразилось на его материальном положении. Свой талант посвятил обоснованию прав и свобод народа. 1651 гг.). Он оспаривал теорию естественного права, обосновывал право собственности как гражданское, а не естественное право. «Ни закон Бога, ни закон природы не дают мне собственности, — настаивал Айртон. — Собственность есть установление человеческой конституции». Поскольку собственность установлена правом государства (и то, и другое — результат договора), оно должно ее надежно охранять. Гарантия собственности — власть крупных собственников. Только при этом условии «свобода может быть дана, а собственность не будет разрушена». Поэтому Айртон возражал в 1648 г. против требования заменить монархию республикой: любая попытка демократизации конституции рассматривалась как возможное посягательство на существующее распределение собственности. Если индепенденты желали видоизменения форм правления, завоевания для буржуазии и нового дворянства доступа к власти и завершения революции в их интересах, то левеллеры («уравнители») выступали за республику и демократическую конституцию Англии, критиковали «шелковых индепендентов». Вождем и идеологом левеллеров был Джон Лильберн (ок. 1614— 1657 гг.).* Им написаны и с его участием составлены многочисленные памфлеты, проекты, в которых излагались политико-правовая программа демократической части английского общества. Многие пункты этой программы отличали смелость и новизна ключевых для Европы XVII в. проблем государства, права, законодательства, политики, обогатившие европейскую мысль. Во-первых, ключевым в программе левеллеров был принцип первичности, верховенства и суверенности власти народа. «Вся власть изначально и по своей сущности, — писал Лильберн, — исходит от народа, и его согласие, выраженное через его представителей — единственное основание всякого справедливого управления». Провозглашая этот принцип, левеллеры обогатили его положением о неотчуждаемости народного суверенитета. Законы самой истории, ответственность перед потомками воспрещают нации отчуждать кому-либо свою власть. Во-вторых, прирожденными и неотъемлемыми правами человека Лильберн и его единомышленники считали безопасность жизни, свободу личности и право собственности; свободу совести и печати; промышленной и торговой деятельности; равенство всех перед законом и судом. «Все люди по природе равны и одинаковы по силе, 1 Лильберн Джон — английский политический деятель XVII в., в период революции — идеолог левеллеров. Во время гражданской войны до 1644 г. служил в парламентской армии под начальством О.Кромвеля. Затем выступил с рядом памфлетов, проектов, петиций, выражавших основные идеи левеллеров. В 1649 г. подвергался судебному преследованию, в результате оказавшись в Ирландии. Оттуда в памфлетах обличал непоследовательность Кромвеля. Наиболее значительными памфлетами Лильберна и его единомышленников являются «Защита прирожденного права Англии» (1645), «Новые цепи Англии», «Соглашение свободного народа Англии» (1649). 120 121 знанию, власти и величию». Никакие власти и никакие органы, по мнению левеллеров, не полномочны отменять или изымать эти естественные права и свободы, сохранять привилегии. В проект «Соглашения свободного народа Англии» были включены специальные запреты парламенту издавать законы или продлевать их действие, которые лишали бы жизни кого бы то ни было, за исключением осужденных, упраздняли бы собственность, ограничивали другие неотчуждаемые права человека. В-третьих, первостепенное значение левеллеры придавали проблемам демократизации государственного строя Англии. Государство создано, писал Лильберн, взаимным соглашением людей «для доброй пользы и блага каждого». Отсюда проистекает неотчуждаемое право народа организовать государство таким образом, чтобы это благо было обеспечено. Власть должна быть основана на свободном выборе или согласии народа; никто не может господствовать над людьми без их свободного согласия. Исходя из этого, левеллеры требовали ликвидации королевской власти, палаты лордов, резко критиковали противостоящие народу органы власти. Лильберном и его единомышленниками, заключенными в лондонский Тауэр, было подготовлено «Соглашение свободного народа Англии» (1649 г.) — проект республиканской конституции. В проекте предполагалось, что верховная власть в Англии должна принадлежать народному представительству (парламенту), избираемому на один или два года, с предоставлением избирательного права всем англичанам с 21 года («за исключением слуг, лиц, живущих на подаяния, и тех, кто служил бывшему королю оружием и добровольными пособиями»). Все должностные лица должны быть подотчетны парламенту и избираться народом. В-четвертых, отстаивая принцип законности (равный для всех закон без изъятий и привилегий, его ненарушимость, пределы полномочий самих законодателей и т.п.), авторы проекта стремились разграничить законодательную, исполнительную власти, правосудие. Законодатели не должны быть одновременно и исполнителями законов или осуществлять правосудие, а исполнители законов (чиновники, судьи) не должны быть депутатами парламента. «Неразумно, несправедливо и губительно для народа, — писал Лильберн, — чтобы законодатели были одновременно и исполнителями законов». Левеллеры утверждали, что только строгое разграничение власти гарантирует целостность народной свободы, что при сосредоточении в одних руках власти принимать законы, исполнять их и осуществлять суд неизбежны возрождение привилегий, нарушение законности, узурпация власти. Они были одними из первых, кто выступил по существу за отделение религии и церкви от государства. «Никакой человеческой власти нами никоим образом не доверяется решение вопросов религии о способах богопочитания». Левеллеры были противниками законов, предусматривающих преследования и гонения за свободу совести. 122 Демократическое содержание программы левеллеров обогатило европейскую политико-правовую мысль положениями о суверенности власти народа, демократии, неотчуждаемых правах человека, верховенстве закона, разделении властей — гарантов и важнейших факторов социального прогресса. Их идеи питали последующие демократические доктрины XVIII—XIX вв. В разгар второй гражданской войны в 1648 г. партия левеллеров раскололась. От нее отошли «истинные левеллеры», опиравшиеся на беднейшее крестьянство, городские низы и получившие от левеллеров презрительную кличку «жалких диггеров». Поначалу «истинные левеллеры» надеялись на силу проповеди и примера. Они организовали коммуну и стали сообща вскапывать под огороды общинные земли на холме св. Георгия, почему и были прозваны «диггерами {digger — копатель). Их движение возглавил и его теоретиком стал Джерард Уинстэнли (1609 г. — после 1660 г.).1Диггеры рассчитывали, что первый опыт коммуны положит начало массовому созданию таких же коммун. Осуждая насилие и остро критикуя современное им государство и право, отвергали их как вообще ненужные при строе общности. Однако их надежды «на пробуждение закона справедливости» в сердцах своих противников не оправдались. В своих памфлетах и проекте конституции «Закон свободы» (1652 г.) Уинстэнли продолжил и существенно развил идеи Т.Мора о коллективной собственности и основанном на ней новом общественном строе. Проект конституции состоит из 62 законов, которыми должна управляться будущая демократическая республика. Здесь изложены необходимость новой системы законов, правила их опубликования и применения, законы об обработке земли, против праздности, против купли-продажи, о выборе должностных лиц, о свободе, о возвращении свободы рабам и др. Автор исходил из того, что «краткие и сильные законы — лучшие для управления республикой». Основанием республики провозглашается истинная свобода. Она трактуется прежде всего как свободное пользование землей. Уинстэнли считал, что люди по природе равны и имеют естественное, равное право на землю («она принадлежит всем»), на которой ТРУД — исконный и естественный источник всех богатств, единственный источник жизни. Следовательно, существование частной собственности на землю, получение нетрудового дохода есть нарушения естественного права, являющиеся причиной всех общественных бед. Чтобы избавиться от них, необходимо будущее здание государства воздвигнуть на новом фундаменте — «законе свободы». 1 Уинстэнли Джерард — идеолог «истинных левеллеров» с 1649 г. Родился в Ланкашире, обучался торговому делу в Лондоне, потом разорился и работал по найму. Автор памфлетов и конституционного проекта «Закон свободы», где изложил проект законов государства, основанного на общности имущества и всеобязательном труде. Идеи Уинстэнли не получили широкого распространения. 123 Свобода в республике предполагает отсутствие угнетения, обладание людьми их неотчуждаемыми правами, обеспеченный общественным пользованием землей материальный достаток. В таком государстве все будут «жить мирно в благосостоянии и свободе». |