Курс лекций, прочитанньїх в Национальной юридической академии Украиньї им. Ярослава Мудрого Харьков факт 2001
Скачать 3.06 Mb.
|
3. УЧЕНИЕ ДЖ. ЛОККА О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ В 1688 г. произошедший в Англии государственный переворот («Славная революция») определил становление конституционной монархии. В следующем году был принят «Билль о правах», закрепивший государственно-правовые гарантии законности и правопорядка. Так закончилась полоса революционных преобразований английского общества из феодального в капиталистическое, гражданское. Перспективы его мирного развития, эволюции востребовали либеральные доктрины права и государства, ставившие на первое место права человека, проблемы совершенствования государственного и юридического механизмов их защиты, чтобы избежать новых революций и социальных потрясений. Такую доктрину раннего либерализма, содержавшую оригинальную концепцию естественного права и важнейшие государственно-правовые принципы гражданского общества предложил Джон Локк (1632—1704 гг.) в книге «Два трактата о правлении».1 Какова природа, источники права и публичной власти по Локку? 1 Локк Джон — английский теоретик естественного права, политический мыслитель, философ. Родился в семье адвоката и нотариуса. В период протектората О. Кромвеля изучал естественные науки в Оксфордском университете, где получил степень магистра. Преподавал в университете, был несколько лет на дипломатической службе, занимал высокие государственные должности, но из-за преследований вынужден был эмигрировать. Вернулся на родину после 1688 г., издал ряд трудов, в т.ч. книгу «Два трактата о правлении». Правовые и политические идеи Локка нашли воплощение и развитие в Декларации независимости США 1776 г., Декларации прав человека и гражданина Франции 1789 г. и др. Как и его предшественники, Локк ищет их истоки в «естественном состоянии людей». Но в отличие от них приходит к выводу: уже в догосударственном состоянии люди обладали правами и свободами. Это состояние «полной свободы в отношении их действий и в отношении распоряжения своим имуществом и личностью». Это состояние «равенства, при котором вся власть и вся юрисдикция являются взаимными, — никто не имеет больше другого». Естественное состояние здесь трактуется в противовес Гоббсу не как состояние своеволия, вражды, а как руководимое разумом, т.е. естественными законами природы. Этот закон учит людей: поскольку все люди равны и независимы, не наносить ущерба жизни, здоровью, свободе и собственности другого, требует мира и сохранения всего человечества. Естественное состояние, по Локку, — состояние мира и доброжелательности. Итак, в естественном состоянии каждый человек обладает неограниченной свободой, он связан лишь законом природы. Того, кто пожелал бы отнять свободу, следует считать, пишет мыслитель, умышляющим отнять и все остальное, поскольку свобода является основанием всего остального, (что делает законным убийство человеком вора). Естественный закон, замечает Локк, — это не столько ограничение, сколько руководство для свободного существа. Целью закона является сохранение и расширение свободы. Естественное право людей включает власть каждого охранять «свою собственность, т.е. жизнь, свободу и имущество». Такое определение позже правоведы назовут «локковской триадой» естественных прав человека. Право собственности трактуется Локком еще шире — как право на собственную личность (индивидуальность), на труд и его результаты. По его мнению, до образования государства каждый обладает и исполнительной властью, вытекающей из законов природы, является судьей в собственных делах. Дж. Локк называет три недостатка естественного состояния: здесь не хватает установленного, определенного закона в качестве нормы справедливости и мерила в спорах; знающего и беспристрастного судьи, который бы разрешал все затруднения в соответствии с установленным законом; силы, которая могла бы подкрепить и поддержать приговор и привести его в исполнение. Ненадежное и небезопасное состояние, желание избежать состояния войны подвигло людей создать политическое сообщество или государство. Поскольку люди по природе свободны, равны и независимы, постольку создание государства возможно только с их собственного согласия. Главные цели общественного договора и создаваемого государства: сохранение собственности (т.е. «жизней, свободы и владений»), мирное и безопасное пользование ею. Государство устраняет недостатки естественного состояния. Государство, по Локку, — единое, независимое политическое сообщество с общей властью, законом и судом. Теперь лишь оно воплощает политическую власть, проистекающую из договора и 130 131 согласия тех, кто составляет сообщество. «И кто бы ни обладал... верховной властью в любом государстве, — отмечается в трактате, — он обязан править согласно установленным постоянным законам, провозглашенным народом и известным народу, а не путем импровизированных указов; править с помощью беспристрастных и справедливых судей, которые должны разрешать споры посредством этих законов, и применять силу сообщества в стране только при выполнении таких законов, а за рубежом — ...для охраны сообщества от вторжения и захватов». Не подавляет ли государство и законы свободу? Локк полагает: теперь свобода людей заключается в том, чтобы жить в соответствии с установленным законом. Это — свобода следовать собственному желанию во всех случаях, когда этого не запрещает закон. Он — связующее звено гражданского общества. Поэтому, «ни для одного человека, — подчеркивается в трактате одно из основных положений локковской теории, — находящегося в гражданском обществе, не может быть сделано исключение из законов этого общества». Таким образом, законы тогда способствуют достижению целей общества, когда их все знают и выполняют. Во-вторых, высокий престиж закона проистекает из того, что он, по Локку, «основное орудие» сохранения свободы личности, гарант от произвола и деспотизма воли других лиц. «Сила без права, обращенная против личности человека, создает состояние войны» как в естественном состоянии, так и в государстве. Однако здесь наличие общего закона и общего судьи подвергают справедливому определению закона обе стороны. Передавая свою естественную власть государству, каждый его подданный оставляет за собой право на жизнь, свободу, владение имуществом, которые не отчуждаются ни при каких обстоятельствах. Постоянные законы, с одной стороны, и естественные права граждан — с другой, — вот пределы власти государства. В-третьих, государство и установленный им общий закон, по мнению Локка, расширяют права и свободы граждан. Ибо справедливый и основной закон гласит: Salus populi suprema lex! (Благо народа — высший закон!). Он предоставляет им равное право перед законом, право на правосудие, наказание преступника, возмещение ущерба и возможность воспрепятствовать будущему ущербу. Отсюда очевидно, полагает мыслитель, что абсолютная монархия несовместима с гражданским обществом: там нет гарантий естественных прав, равного для всех общеобязательного и справедливого закона, принятого по согласию всего общества, правосудия. Главная опасность для естественных прав и законов проистекает из привилегий носителя властных полномочий. Вообще у Локка форма правления — производная от верховной власти, созданной по добровольному согласию большинства сообщества для принятия и осуществления законов. «Форма правления зависит от того, — подчеркивается в трактате, — у кого находится 132 верховная власть, которая является законодательной». Она может быть демократией, олигархией или монархией (наследственной или выборной). Ни одной из них автор трактата не отдавал особого предпочтения. Для него главное, чтобы организация самой власти надежно гарантировала права и свободы граждан от произвола и беззакония. Именно из этого главного исходила его концепция разделения властей. Дж. Локк различал законодательную, исполнительную и федеративную власти. «Первым и основным положительным законом всех государств является установление законодательной власти; точно так же первым и основным естественным законом, которому должна подчиняться сама законодательная власть, является сохранение общества и ...каждого члена общества». Ни один указ кого бы то ни было не обладает силой и обязательностью закона, если он не получил санкции законодательного органа, избранного и назначенного народом. Закон делает действительно законом согласие общества, «выше которого нет ничего». Такой закон — гарантия и воплощение свободы. Потому законодательная власть является высшей властью в государстве: она основана на согласии и доверии подданных, избрана народом и ответственна перед ним. Народу всегда принадлежит верховная власть отстранять или изменять состав законодательного органа, когда народ видит, что он действует вопреки оказанному доверию. Полномочия законодательной власти, по Локку, строго ограничены: беречь жизнь и достояния народа, отправлять правосудие (здесь сказались особенности английского права, одним из источников которого является судебная практика), сохранение собственности граждан, издание постоянных законов — полномочия, которые она не может передать в чьи-либо руки. Только она имеет право указывать, «как должна быть употреблена сила государства для сохранения сообщества и его членов». Пределы полномочий, данные и установленные обществом, законодательная власть не вправе нарушать. Исполнительную власть государства, которую, по мнению Локка, можно назвать природной, образует совокупность исполнительной власти каждого в естественном состоянии, переданной в результате общественного договора политическому сообществу. Федеративная власть имеет право войны и мира, участия в коалициях и союзах, вести все дела вне данного государства. Автор трактата оговаривает: несмотря на отличия друг от друга исполнительной и федеративной властей, все же вряд ли следует разделять лиц, действующих независимо. Обе они являются министериальны-ми и подчиненными по отношению к законодательной власти. Законодательная и исполнительная власти не должны находиться в одних руках, рассуждал Локк. В противном случае носители власти могут принимать выгодные только для них законы и 133 исполнять их, делать для себя изъятия из общих законов в ущерб общему благу, миру и безопасности, естественных прав граждан. Поэтому законодательный орган не должен заседать постоянно — слишком велик соблазн для депутатов узурпировать власть целиком, создавать для себя привилегии, править тиранически. Определенные права депутатов не должны превращаться в привилегии, выводящие их из-под власти законов. Таким образом, из слабостей человеческой природы, склонности к искушениям теоретически выводилась необходимость специальных гарантий законности и прав граждан, в т.ч. разделения властей, недопустимости политических привилегий. Длительные злоупотребления, правонарушения и хитрости со стороны власти, пишет Локк, делают правомерным восстание народа. «Восстание — это сопротивление не отдельным лицам, но власти». Те, кто силой нарушают конституцию и законы и силой же оправдывают свое нарушение, кем бы они ни были, являются истинными мятежниками. Народ вправе передать власть в руки тех, кто может обеспечить ему достижение целей, ради которых создавалось государство. Итак, Локк, углубляя и перерабатывая достижения политико-юридического знания и передовой научной мысли XVII в., учитывая исторический опыт английской революции, последовательно развивает естественно-правовую теорию. Ее краеугольным камнем выступают у него естественные права и свободы человека — в догосу-дарственном состоянии, в гражданском обществе как основе государства, верховной власти, общего закона, что принесло английскому мыслителю славу основателя либерализма. Исследование гарантий этих прав, ограничения ими и разграничения публично-властных полномочий государства как механизма их защиты, функций индивидуальной свободы и закона, режима законности — его весомый вклад в фундамент теории правового государства. Учение Локка о праве и государстве развивалось в дальнейшем французскими просветителями, теоретиками американской революции. Разработка теории естественного права, выразившей основные принципы гражданского общества, — главный итог развития политико-правовой мысли XVII в. Впервые было выдвинуто и широко обосновано после Средневековья рациональное представление о естественно-правовом происхождении государства, верховной власти, закона, всеобщем правовом равенстве людей, сформирована и теоретически обоснована модель гражданского общества. В конце XVII в. был определен перечень естественных прав и свобод человека, ставший классическим для следующей эпохи, обозначены основные пути и механизмы их реализации в гражданском обществе. Все это дало возможность значительно продвинуться вперед в развитии учений о праве и государстве. 134 ЛЕКЦИЯ XI. ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ И ПРАВА В УКРАИНЕ И РОССИИ XVI—XVII вв. 1. Политико-правовая мысль Польско-Литовского периода в Укра ине: С.Ориховский-Роксолан, И.Вишенский, П.Могила. 2. Политические программы гетманов Украины: Б.Хмельницкий, И.Вы говский, И.Мазепа, П.Орлик. 3. Политическая и правовая мысль в Московском государстве: теория «Москва-третий Рим», полемика Ивана IV с А.Курбским. И.Волоцкий, И.Пересветов, С.Полоцкий, Ю.Крижанич. 1. ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ ПОЛЬСКО-ЛИТОВСКОГО ПЕРИОДА В УКРАИНЕ После продолжительного золотоордынского господства на Руси в середине XIV в. большинство южно-русских земель оказались под властью Польши и Литвы. Литовское государство приняло культуру и традиции государственной жизни Киевской Руси и Галицко-Волынского княжества, правовые нормы Русской Правды, стало фактически Литовско-Русским государством. Люблинская уния 1569 г., объединившая Польское королевство с Великим княжеством Литовским в единое государство — Речь Посполитую, положила начало масштабной польской колонии, крепостничеству, политическому и национально-религиозному гнету украинцев. Но польское влияние в Украине имело и определенное положительное влияние на отечественную политическую мысль: во-первых, Речь Посполитая как монархическая парламентская республика выгодно отличалась от абсолютистских государств Европы. К тому же через Польшу, Чехию и Литву в Украину начали проникать с Запада идеи Возрождения и Реформации, подрывавшие господство феодалов и католической церкви. Во-вторых, на отечественную правовую мысль и правопонима-ние значительное влияние оказала правовая система Великого княжества Литовского и теоретическая работа кодификаторов Литовских статутов. Их источниками являлись нормы обычного права (литовского, украинского, белорусского), Русской Правды, польского и магдебургского права. На развитие правовой мысли влияли октроированные (т.е. жалованные) литовскими и польскими королями и князьями преимущественно украинской шляхте, мещанству, духовенству, а позже — казачеству т.н. «привилегий» на права и вольности, литовские статуты, грамоты о предоставлении украинским городам и местечкам магдебургского права, нового статуса украинских земель и т.п. В-третьих, в польско-литовский период в Украине появился главный субъект защиты неписаных давних прав и вольностей руссов, формирование державной идеи — запорожское казачество. 135 Именно оно на обширных просторах Поднепровья, охраняя южные рубежи Речи Посполитой от Дикого поля, создало в XVI в. христианскую демократическую республику, лишь номинально подчиненную королевской юрисдикции. Древние русские обычаи тут трансформировались в обычное казацкое право, оказавшее огромное влияние на национальную политико-правовую идеологию, правосознание и правовую культуру соотечественников. В-четвертых, образование Московского государства в XIII в., победа российского народа над татаро-монгольским игом в конце XV — в начале XVI вв. стали вдохновляющим примером для украинского и белорусского народов, открывали для них реальные возможности помощи и защиты от польской колонизации. Однако утверждение в России самодержавной, абсолютистской власти в XVI в., напоминающей восточную деспотию, роковым образом скажется на их судьбах, на казацкой республике. Таким образом., отечественная политико-правовая мысль возрождалась в необычайно сложных исторических условиях, под влиянием разных политико-правовых систем у соседних народов. Она эволюционировала в русле двух сливающихся течений: духовной (богословской), опирающейся на нравственные ценности православия, и светской. Последняя все больше отходила от богословской схоластики и предлагала теоретическое решение насущных проблем возрождения государственности, ее форм социальной политики, геополитических интересов и т.п., создания национальной системы права. Она возрождала изучение и использование античного наследия, достижений европейских мыслителей, идей Возрождения и Реформации. Развитие украинской политико-правовой мысли связано с именами отечественных гуманистов С.Ориховского, Ю.Котермак-Дро-гобыча, П.Русина, Ш.Шимоновича и др., способствующих распространению в Украине идей Возрождения и Реформации. Видным мыслителем первой половины XVI в., чьи произведения были довольно популярными в Европе, был первый отечественный политолог, украинский и польский публицист Станислав Ори-ховский-Роксолан (1513—1566).1 В своих произведениях «Напут- 1 Ориховский Станислав (Роксолан, Русин) родился в с.Ориховцы Перемышлян-ского округа в семье шляхтича и православной украинки. Учился в Краковском, Венском ун-тах, слушал курсы лекций в Виттенбергском, Падуанском, Болонском ун-тах. Дружил и некоторое время жил в доме М.Лютера. Был знаком и поддерживал связи со многими видными европейскими гуманистами и учеными — У.фон Гуттеном, А.Дюрером и др. После 17-летнего пребывания за границей вернулся в Перемышль, где начал активную пропаганду идей гуманизма и античного наследия: Гомера, Платона, Аристотеля, Демосфена, Цицерона, за что его часто называли «русинским Демосфеном», «современным Цицероном». Владел многими европейскими языками, латынью. Наиболее известными произведениями Ориховского считаются «О турецкой угрозе», «Отступничество Рима», «Напутствия польскому королю Сигизмунду Августу», «О естественном праве» (сохранились лишь отдельные отрывки). Его произведения неоднократно переводились и издавались в Западной Европе. 136 ствия польскому королю Сигизмунду Августу-> (1543 г.), «О естественном праве» и др. он, как и большинство гуманистов того времени, рассматривал историю не как промысел божий, а как деятельность людей в историческом процессе, настоящих творцов истории. По его мнению, человек равен с Богом и в сотрудничестве с другими разумными людьми может установить справедливость на Земле. С.Ориховского по праву можно считать одним из первых европейских сторонников концепции общественного договора. В «Напутствии» он писал: королевская власть происходит не от Бога, но является результатом соглашения между людьми, добровольно послушных королю. Причина возникновения государства — врожденная потребность людей во взаимопомощи, их приязни. Власть королю дает народ. Его обязанность — забота о подданных, их защита. Вообще власть должна опираться не на страх, а на уважение и любовь подданных, без чего нет сильной государственной власти. Цель государства — гарантия прав и пользы каждого индивида. И государство, и индивид имеют взаимные обязательства. Долг последнего — заботиться об интересах общества и государства. |