Главная страница
Навигация по странице:

  • ЛЕКЦИЯ II. ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

  • «Маат»

  • В «Кни­ ге песен»

  • Курс лекций, прочитанньїх в Национальной юридической академии Украиньї им. Ярослава Мудрого Харьков факт 2001


    Скачать 3.06 Mb.
    НазваниеКурс лекций, прочитанньїх в Национальной юридической академии Украиньї им. Ярослава Мудрого Харьков факт 2001
    АнкорDemidenko_G_G__Istoria_ucheny_o_prave_i_gosuda.doc
    Дата04.02.2017
    Размер3.06 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаDemidenko_G_G__Istoria_ucheny_o_prave_i_gosuda.doc
    ТипКурс лекций
    #2101
    страница2 из 51
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   51

    Периодизация истории политических и правовых учений, структура курса обусловлены принятой исторической периодизаци­ей (Древний мир, Средневековье, Новое и Новейшее время и совре­менность), Программой учебной дисциплины.

    Основными источниками изучения курса являются произведе­ния мыслителей прошлого, теоретические решения в них проблем права, государства, политики, прав личности и др.

    Историография (история самой науки, ее проблем) истории уче­ний о праве и государстве отличается богатством и разнообразием, большим количеством исследований творчества мыслителей про­шлого. Первым историографом этой науки был Аристотель, дав­ший в книге «Политика» критический обзор работ своих предше­ственников, предложенных проектов идеального государства, кон­ституций и законодательств. Такие обзоры стали традицией и обязательны в научных трудах. В данном учебном пособии также учитываются и используются важнейшие достижения историогра­фии истории политико-правовых учений, ее результаты, имеющейся учебной литературы 1.

    1 Чичерин Б. История политических учений. 4.1 — 5. М., 1896 — 1902; Лекции по истории права проф. П.И.Новгородцева. Учения Нового времени. XVI—-XIX вв.. Изд. 3-е, М., 1914; Коркуное Н.М. История философии права. Пособие к лекциям. 6-е изд. СПб., 1915; История политических и правовых учений. (Отв. ред. В.С.Нарсесянц) В 5-ти т. М., 1985—1993; История политических и правовых учений: Учебник для вузов/Под общей ред. чл.-кор. РАН В.С.Нарсесянца. М., 1998; Борисов Л.П. Очерки истории политических учений. М., 1997; 1стор1я розвитку полггично! думки. Курс лекцш: Навч. пособник / Мад1ссон В.В. (кер1вник авт. колективу), Ларченко Л.1., Стетко В.П., Двденко Л.Я. К., 1997; Шульженко Ф.П., Наум М.Ю. 1стор1я i право: Курс лекщй / За заг. ред. акад. АПрН Украши, д.юр.н., проф. В.В.Копейчикова. К., 1997; История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. д.юр.н., проф. О.Э.Лейста. М., 1999; Литвинов А.Н., Левченко А.И. История учений о государстве и праве. Уч.-метод, пособие для слушателей отделения заочного обучения /МВД Укра­ины, Луган. ин-т внутр. дел. Луганск, 2000; МЧрошниченко МЛ., М1рошниченко B.I. iCTopiH вчень про державу i право: Навчальний послбник. К., 2001.

    13

    ЛЕКЦИЯ II. ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

    1. Истоки и особенности древневосточной политико-правовой мысли.

    2. Политико-правовые идеи в Древней Индии: брахманизм и буддизм.

    3. Государство и право в воззрениях древнекитайских мыслителей:
      даосизм, конфуцианство, легизм.


    1. ИСТОКИ И ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНЕВОСТОЧНОЙ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ

    Древний Восток — колыбель самых ранних цивилизаций, миро­вых и региональных религий: зороастризма, брахманизма, буд­дизма, индуизма, конфуцианства, иудаизма, христианства, исла­ма. Тут впервые возникли человеческие общества, города, государ­ства, письменность, литература и искусство. Здесь были созданы первые литературные памятники — летописи, эпосы, поучения, книги религиозно-правовых предписаний, тексты законов, отра­зившие мировоззрение, правопонимание и политические взгляды древнего человека. Их источниками были общинные правовые обычаи и запреты (табу), мифы (предания и легенды), религиозные верования.

    В древнеиндийской Ригведе записаны предания о прошлом, ког­да древние арийцы жили общинами, совместно трудились, решали вопросы внутренней жизни и управления. В древнеиранской «Авес­те» земные порядки трактовались как неразрывная часть общеми­ровых, космических порядков, имеющих божественное происхожде­ние. В «Книге мертвых» (II тыс. до н.э.) и других древнеегипетских источниках восхваляется богиня Маат, олицетворявшая справедли­вость, правду и правосудие, «божественную справедливость», «боже­ственную правду» как основу социальных порядков, законов и пра­вил человеческих взаимоотношений. «Маат» в Египте, «рта» в Ин­дии, «дао» в Китае, «дике» у древних греков — сходные по смыслу понятия божественной (естественной) справедливости, правды, зако­номерности, которые в последующих естественно-правовых концеп­циях правопонимания стали обозначаться как естественное (или естественно-божественное) право.

    Религиозно-мифологическое объяснение имело и происхожде­ние государства, верховной власти, законов. Согласно древнеин­дийской легенде у людей вначале царя не было, все люди были равны и строго следовали нормам морали. Затем многие из них погрязли в удовольствиях, стали нарушать порядок, сильные по­жирали слабых. Тогда главный бог Брахма создал власть царя и науку о наказании. Библейские предания древних иудеев расска­зывают, как Яхве уважил мнение народа, просившего у него царя:

    11

    «И стал царь у столба и заключил перед 51хве завет следовать Яхве и соблюдать заповеди его... И вступил весь народ в завет». Как ви­дим, здесь впервые встречается представление о договорном харак­тере происхождения государственной власти. Согласно Библии Сын Божий передал людям через пророка Моисея законы, высеченные на скрижалях. Божественное происхождение законов и царской власти закреплено и в самих памятниках права — «Законах из Эш-нуны» (XX в. до н.э.), «Законах Хаммурапи» (XVIII в. до н.э.) и др. Базальтовый столб, на котором высечены «Законы Хаммурапи», изображает царя в молитвенной позе перед богом Солнца и спра­ведливости Шамашем, вручающим ему законы.

    Таким образом, право как обычай (неписаное право), правопони­мание сформировалось задолго до появления первых государств на Древнем Востоке. С появлением первых государственных об­разований в Египте, Двуречье, Иране, Индии, Китае в IV—III тыс. до н.э. неписаное право стало основным источником законов. Древ­нейшие памятники права — «Законы Ур-Наму» (конец III тыс. до н.э.), «Среднеассирийские законы» (II тыс. до н.э.), «Законы из Эш-нуны», «Хеттские законы», «Законы Хаммурапи» и др. составлены на основе древних текстов и норм обычного права, дополненных предписаниями и нормами властвования и подчинения, защиты привилегий, собственности и т.п. Авторитет верховной власти и ус­тановленных законов, незыблемость социально-политических по­рядков подкреплялись ссылками на их божественное происхожде­ние. «Когда Мардук направил меня, чтобы справедливо руководить людьми и дать стране счастье, — объяснял Хаммурапи во «Введе­нии» к своему своду законов, — тогда я вложил в уста страны исти­ну и справедливость и улучшил положение людей». В Древнем Египте некоторые фараоны с целью укрепления своей абсолютной власти провозглашали свое божественное происхождение — Сену-серт II («божественный рождением, царь Верхнего и Нижнего Егип­та»), «Родной сын Ра» (бог Солнца — Г.Д.), Тутмос I («Бог добрый, побивающий азиатов»), Аменхотеп II («Благой бог, равный Ра»).

    С той же целью древневосточные правители обожествляли и свое правление, политику. Так, урартский царь Аргишти I в лето­писи объясняет свою внутреннюю и внешнюю политику, захватни­ческие войны против соседних народов проявлением воли богов. Свои успехи в завоевательных походах и управлении государством персидский царь Дарий I также относил на счет воли высшего бо­жества. «То, что сделано, все это я совершил по воле Ахурамазды. Ахурамазда мне помог, пока я не довершил дело. Он призывал сле­довать божественным установлениям, не покидать праведного пути, не быть мятежным». Последнего восточные деспоты боялись боль­ше всего. Действительно, мифические, сакральные представления о верховной власти, праве, политике, навязываемые подданным, уже в Древности не всегда приводили к успеху. Так в «Речении Ипусера»,

    15

    «Пророчестве Неферти» содержатся сведения о восстании в Египте низов против знати в конце Серединного царства (ок. 1750 г. до н.э.). Ипусер изобличал царя, наместника бога на земле, в бездей­ствии, лжи и ненависти — причинах гибели и несчастий людей.

    Постепенно сакральные представления уступают место десакра-лизованным, рациональным. По «Законам Ману» сила царя — в его мудрости и справедливости. Он должен сам следовать зако­нам страны, чтить традиции народа. Царь, который по неразумению мучает свою страну, «немедленно лишается вместе с родственника­ми страны и жизни». В «Авесте» тоже различаются «добрые» и «дур­ные правители»: «добрые правители должны править, а не дурные над нами». В целом, общая тенденция к рациональным трактовкам социально-политических явлений достаточно отчетливо проявляет­ся уже во II—I тыс. до н.э. в политико-культурных центрах Древне­го Востока. Право, закреплявшее юридические, социальные и нрав­ственные представления, господствовавшие в обществе, выступало частью восточной культуры.

    С необычайной яркостью политико-правовые взгляды отрази­лись и в древнеегипетских «Поучениях» фараонов и вельмож, в сборниках диалогов, нравственных предписаний, афоризмов и по­словиц в Древнем Вавилоне, получивших широкое распростране­ние. Они учили правилам поведения, искусству политики и госу­дарственного управления. Так, в «Поучениях Птахотепа» (XXII в. до н.э.) египетского вельможи говорилось, что основой государства является социальная иерархия. Он поучал: те, кто находится на нижних ступенях социальной лестницы, должны перед высшим «опустить руки и согнуть спину»; «сгинай покорно свою спину пред своим начальником... И тогда дом твой простоит долго, и все, что в доме, сохранится, и награда тебе будет соответствующая... Если ты покорно слушаешь своего начальника, ты добро делаешь богу». В «Поучении гераклитского царя своему сыну» (ок. XXII в. до н.э.) содержатся практические и политические наставления, как предот­вратить недовольство народа, не допустить восстания, осуществлять правосудие. «...Избегай наказывать несправедливо. Не убивай. Не хорошо это для тебя... — говорилось в «Поучении». — Твори исти­ну, и ты будешь долго жить на земле. Утешай того, кто плачет, не притесняй вдову, не прогоняй человека из-за имущества отца его». Аналогичные наставления содержали «Поучения Аменемхета I» (XIX в. до н.э.), «Поучения Ахтоя» (XVIII в. до н.э.). «Поучения» были популярными в Древнем Египте, они изучались и переписы­вались в школах.

    Господствующей идеологии противостояли политические взгляды угнетенных. Популярный эпос о герое в древнем Вавилоне Гильгамеше, лейтмотивом которого была борьба со смертью, утвер­ждал идеи жертвенности ради общественного блага. «Диалог госпо­дина и раба о смысле жизни» передавал народную мудрость о тщет-16

    ности надежд на царскую милость, помощь бога, посмертное возда­яние и т.п. Нормы официального права и морали призывали людей к покорности, послушанию, но простые люди понимали формаль­ность такой законности, охранявшей власть предержащих. В «Вави­лонской Теодиции» отношение к властям и правопорядку иллюст­рируют такие невеселые констатации: «Возвеличивают почтенного, (хотя) он познал убийство. Унижают малого, не сделавшего зла. Утверждают дурного, кому мерзость как правда. Прогоняют правед­ного, почитавшего волю богов. Наполняют золотом сундучок вора. Выгребают из закромов жалкую еду. Усиливают сильного, с грехом дружащего. Губят слабого, немощного затаптывают». Здесь «Невин­ный страдалец» задается вопросом: почему злые и неправые торже­ствуют, а праведные испытывают неудачи и страдают? Таким обра­зом, эмпирическое правовое и политическое сознание народа суще­ственно противоречило господствующей идеологии.

    Итак, задолго до образования древних государств древневосточ­ное общество, отношения в общинах регулировались нормами непи­саного права, морали, религии, ставших источниками и нормами законов первых государств. Различные наставления и поучения развивали религиозно-мифологические и этико-политические воз­зрения на природу государства, законов, отношения властвования и подчинения, поведение людей.

    2. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ИДЕИ В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ: БРАХМАНИЗМ И БУДДИЗМ

    История Индии, знавшая множество войн, междоусобиц, пересе­ления народов, смен царских династий, вместе с тем отличается не­обычайной традиционностью в развитии социально-экономических и политических институтов, религий, философии, уклада жизни. «Нигде, кроме Индии и Китая, не было настоящей беспрерывной цивилизации», — отмечал Джавахарлал Неру. Эта непрерывность, традиционность характерна и для права, основных принципов поли­тики. Она отразилась в богатейшей раннеиндийской литературе — «Ригведе», «Самаведе», «Атхарваведе» (II тыс. до н.э.) и в религиоз­но-философских трактате «Упанишады», эпических поэмах «Ма-хабхарата», «Рамаяна» (IX—VI вв. до н.э.). Ведийские тексты («Веды» — священные знания) отражают религиозные воззрения и мифологические представления древних индийцев, их политиче­ское устройство, повседневную жизнь. Наиболее ярко политико-правовая мысль запечатлена в многочисленных нравственно-право­вых сборниках (дхармасутры и дхармашастры), составленных в со­ответствии с идеологией брахманизма — древнейшей религии Индии, возникшей у арийских племен, при образовании у них сосло­вий. Среди этих сборников наибольшую известность получили «Ар-тхашастра» (IV—III вв. до н.э.) и «Законы Ману» (II в. до н.э.), составленные жрецами, (брахманами) на основе древних текстов и

    17

    норм обычного права. Каковы наиболее важные элементы полити­ко-правовых представлений брахманизма?

    Во-первых, устройство мира, природы и общества согласно брах-манистской концепции подчинено мировому закону (рта), установ­ленному высшим божеством Брахмой. Этот закон определяет и место, и правовое положение каждого сословия (варны) в обществе, каждого человека в них. Уже в «Ригведе» дано религиозное освя­щение деления общества на четыре сословия, происходивших из первочеловека Пуруши: брахманов — из его уст, кшатриев — из рук, вайшьи — из бедер и шудр — из ступней. Хотя члены всех варн считались свободными (рабы находились вне варн), две первые Вар­ны (жрецы — брахманы и кшатрии — цари, военачальники, воины) были господствующими, а две остальные (вайшьи — свободные об­щинники, земледельцы, торговцы; шудры — свободные, но бедные ремесленники, прислуга) зависимыми. Утверждались вечность и незыблемость такого установления Брахмой, руководящее значение брахманов в политической, социальной и духовной жизни обще­ства. В «Законах Ману» о брахманах говорилось: «Из живых су­ществ наилучшими считаются одушевленные, между одушевленны­ми — разумные, между разумными — люди, между людьми — брах­маны». Даже царь при его божественном статусе должен чтить брахманов, следовать их советам и наставлениям, учиться у них «изначальному искусству управления».

    Во-вторых, по «Законам Ману» все варны и их члены должны следовать предустановленной для них дхарме — закону, долгу, обы­чаю, правилу поведения, толкование смысла которой принадлежит только брахманам. «Само рождение брахмана — вечное воплоще­ние дхармы... Ведь брахман, рождаясь для охранения сокровищ­ницы дхармы, занимает высшее место на земле как владыка всех существ». Основная дхарма толковалась как ненанесение вреда, прав­дивость, неприсвоение чужого, чистота и обуздание чувств. «При­надлежность к одной дхарме» не означала равноправие варн. В «Ма-хабхарате» отмечается: дхарма «вытекает из богатства, как горная река из скалы». Перерождение человека и переход в высшую касту брахманами допускались лишь после его смерти, в «будущей жиз­ни». Как награда за соблюдение дхармы, терпение и кротость.

    В-третьих, решающая роль в общественном устройстве и искус­стве управления в Ведах и «Законах Ману» отведена наказанию. Будучи сыном божественного владыки, наказание (данда) в своем земном облике означает буквально палку, а смысл управления (дан-даити) — «руководство (владение) палкой». «Законы Ману» содер­жат настоящий панегирик наказанию как охранителю дхармы и всех живых существ. «Наказание — царь... Если бы царь не налагал неустанно наказание на заслуживающих его, более сильные изжа­рили бы слабых, как рыбу на вертеле, ...никто не имел бы собствен­ности и произошло бы перемещение высших и низших. Весь мир 18

    подчиняется (только) посредством Наказания...». В «Махабхарате» отмечалось: мудрые, т.е. брахманы, считают наказание справедли­востью, тождественной закону. Политика наказания ведет к успеху. Неравенство прав и обязанностей членов различных варн означает и их неравенство перед законом в вопросах преступления и наказа­ния. Переселение душ после смерти не спасает от загробной кары. В-четвертых, древнеиндийские правовые сборники содержат практическое руководство по государственному управлению, по­литике. Такова «Артхашастра» (или Наука политики, Наука о госу­дарственном устройстве), приписываемая мудрому брахману Каути-лье. Очевидно, на содержание сборника заметное влияние оказал буддизм. Здесь дхарма трактуется как «закон, основанный на исти­не». Однако принципом государственного управления называется «артха» — польза. Принцип пользы пронизывает изложенные в сборнике практические наставления об устранении препятствий на пути к общественному порядку, о применении утонченных средств государственной политики, о судопроизводстве, правилах и обязанностях государственных чиновников и т.д. В разделе «Об основах государства» названы и раскрыты основные элементы го­сударства: государь, министр, сельская местность, укрепленные го­рода, казна, войско, союзники. Идеал государя определяется его высоким происхождением, счастливой судьбой (дела удаются ему с легкостью, без особых усилий), обладанием умом, вниманием к сове­там старых и опытных людей, справедливостью, правдивостью, щед­ростью, в высшей степени энергичностью, сильной волей, неимением в своем окружении лиц негодных. Этими и другими превосходны­ми качествами (любознательность, способность учиться, храбрость, красноречие, веселость и т.п.) он привлекает к себе людей. В сбор­нике содержатся размышления о бедствиях, коим подвергаются царь и государство, их причинах (смута внутренняя или внешняя, болезнь государя). Это был заметный шаг в формировании светской Доктрины государства, политики, законодательства, которая все больше высвобождалась из морально-религиозных пут. Не случай­но исследователи иногда называют автора «Артхашастры» индийс­ким Макиавелли.

    Такова политико-правовая суть брахманизма в религиозно-фи­лософских и правовых сборниках Древней Индии.

    Господствовавшая брахманская идеология политического, соци­ального и духовного гнета и подчинения вызвала неприятие и кри­тику со стороны основателя буддизма в VI в. до н.э. Сиддхартхи Гаутамы, прозванного Буддой (Просветленный). Согласно легенде, молодой царевич, однажды столкнувшись со страданиями, болезня­ми других, отказался от жизни в роскоши, стал странствующим монахом, аскетом, мучительно искал ответы на вопросы о причинах страданий, смысле жизни и смерти. Найденные ответы на них и составили сущность просветления Будды, постижения двоякой ис-

    19

    тины: жизнь в мире полна страданий и есть причина этих страда­ний, молено прекратить страдания и есть путь, ведущий к прекраще­нию страданий, к нирване. Судьба человека зависит от него самого, от его усилий. Только познание истины и постижение Вечного за­кона, праведный путь жизни и постоянное самосовершенствование ведут человека к перерождению, счастью. Кто руководствуется в жизни справедливостью, тот уже не знает смерти.

    Таким образом, в буддийском учении совершен поворот от бога к человеку. Он может выбирать: быть свободным «через осознание истины» или, преступив закон, «склоняться ко всему злому». Восхваление законности, законного пути в жизни, пропо­ведь гуманизма, уважения и любви человека к другим, ко всему живому, непротивление злу злом и насилием — нравственно-пра­вовая основа буддизма.

    Признание буддизмом нравственно-духовного равенства всех людей отрицало брахманский принцип неравенства сословий в об­ществе. «Не по рождению надо отличать образованных, знатных и низких, а по жизни их», — подчеркивается в буддийских писаниях. Отрицалась и мысль о боге как верховной личности и нравственном правителе мира, первоисточнике закона. В отличие от традиционно-теологического брахманистского толкования дхармы, буддизм трактовал ее как управляющую миром природную закономерность, естественный закон («Вечный Закон»), Он ограничивает роль и масштабы наказания, подчеркивает недопустимость применения наказания без вины, утверждает: путь законности — путь спра­ведливости, истины, добра.

    Нравственно-духовное и политико-правовое содержание учения Будды привлекало все большее число его сторонников, оказало влияние на государственную политику и законодательство. С объединением Индии в III в. до н.э. буддизм был признан госу­дарственной религией. Буддийская религия и философия с тече­нием времени распространилась на Цейлон, Бирму, Сиам, Тибет, Китай, Монголию, Японию и Корею. Буддизм и важнейшие дог­маты брахманизма явились впоследствии основой для новой рели­гии — индуизма.

    3. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В ВОЗЗРЕНИЯХ ДРЕВНЕКИТАЙСКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ

    Китай — страна истории, высокочтимых предков, тщательно изучавшихся преданий старины. Культ прошлого, воспевание древ­них мудрецов, отношение к истории как учителю жизни объясняет тщательное сохранение большого количества жизнеописаний, хро­ник, исторических записок, древних книг песен и преданий. В «Кни­ге песен» (конец II тыс. — I тыс. до н.э.) записаны предания о происхождении Земли, людей, о первых прародителях. Предания приписывают Небу появление народа, предки которого во исполне-
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   51


    написать администратору сайта