Главная страница
Навигация по странице:

  • Алкидам Элейский, Гиппий

  • Фрасимах, Пол Агригентский

  • Плутократия

  • Закон — цементирую­ щая общество норма.

  • Кроме образцового государства

  • Правителями

  • «второй по достоинству государствен­ ный строй».

  • Курс лекций, прочитанньїх в Национальной юридической академии Украиньї им. Ярослава Мудрого Харьков факт 2001


    Скачать 3.06 Mb.
    НазваниеКурс лекций, прочитанньїх в Национальной юридической академии Украиньї им. Ярослава Мудрого Харьков факт 2001
    АнкорDemidenko_G_G__Istoria_ucheny_o_prave_i_gosuda.doc
    Дата04.02.2017
    Размер3.06 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаDemidenko_G_G__Istoria_ucheny_o_prave_i_gosuda.doc
    ТипКурс лекций
    #2101
    страница5 из 51
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   51

    34

    ны они рассматривали, как их гарантию, политический и юридичес­кий механизм их реализации. Личные права человека, свобода трактовались как неотчуждаемое естественное право, для гарантии которого и устанавливается соглашение о государственной общнос­ти. Так, Ликофрон считал закон простым договором, «просто гаран­тией личных прав». В основе его концепции лежит представление о естественном равенстве людей, равенстве их личных прав. Некото­рые софисты, как Алкидам Элейский, Гиппий, распространяли эти права и на рабов: «Божество создало всех свободными, а природа никого не сотворила рабом».

    В-третьих, Гиппий, Антифонт, Горгий первыми осуществили основательную разработку ествественно-правовой теории. Есте­ственное право первый трактовал как неписаные законы, «которые одинаково исполняются в каждой стране». Истинное, естественное право противостоит искусственному, полисному закону (номос). «...Люди родственны по природе, законы же, властвуя над людьми, принуждают ко многому, что противно природе». Естественное пра­во воплощает справедливость. Он аргументировал это тем, что писа­ные законы — условны, текучи, зависят от смены законодателей. «Кто станет думать о законах и про следование им, как о деле серь­езном, когда нередко сами законодатели не одобряют их и изменя­ют». Молодые софисты Фрасимах, Пол Агригентский, ученик Гор-гия, считали: законы закрепляют выгоду сильнейших, тут сила — основа права. Воспитание людей в духе требований природы Анти­фонт расценивал, как необходимое условие достижения единства граждан в вопросе о государственных порядках и законах.

    Но большинство софистов не противопоставляли естественное право и писаные законы полиса, считая их достижением человече­ской культуры. По Протагору, «закон есть выражение согласован­ной, взаимной справедливости». Горгий считал «писаные законы, этих стражей справедливости» искусным человеческим изобрете­нием: они охраняют справедливость. Гиппий под законом понимал «то, что граждане по общему соглашению написали, установив, что должно делать и от чего н^до воздерживаться». Таким образом, старшее поколение софистов развивали учение о законе в духе тре­бований окрепшей рабовладельческой демократии, утверждали, что законы, по сути дела, являются той высшей справедливостью, на которую не может претендовать ни один человек.

    В-четвертых, мыслители Древней Греции и особенно софисты дали в принципе научное объяснение происхождению общества, государства, природы власти и политики. Протагор, Ликофрон трактуют происхождение «взаимного союза», как результат согла­шения для защиты личных прав, стремления людей к миру и благо-законию. Политика, по Фрасимаху, область проявления человече­ских сил и интересов, сфера человеческого, а не божественного дей-Ствования. Реальный критерий практической политики и принцип

    35

    властвования Фраспмах вплел в пы'идс сильнейшего: «справедли­вость, утверждаю я, это то, что прпголно сильнейшему». В каждом государстве, развивал он свою мысль, власть устанавливает законы ц свою пользу: демократия — демократические законы, тирания — тиранические и т.д. Установив подобные законы, власти объявляют их справедливыми. Обладание властью дает большие преимуще­ства. Несправедливость в политических отношениях оказывается целесообразнее и выгоднее справедливости. По Фрасимаху понятие «сильнейшие» одинаково характеризует правителей всех форм. Он заметил роль насилия в деятельности государства, авторитарный характер политики и законов.

    С ним не соглашался Калликл. «По-моему, — говорил он, — законы как раз и устанавливают слабосильные, а их большинство. Ради себя и собственной выгоды устанавливают они законы, расто­чая и похвалы, и порицания». Он был сторонником аристократи­ческого правления. По природе, утверждал Калликл, справедливо то, что лучший выше худшего и сильный выше слабого. В этом он видел «природный признак справедливости» и с позиции такого понимания естественного права критиковал демократические зако­ны и лежащий в их основе принцип равноправия граждан.

    Таким образом, софисты внесли существенный вклад в теорети­ческую разработку проблем государства, права, политики, в полити­ческое и правовое воспитание граждан греческих полисов. Однако постепенно слова «софист», «софистика» приобрели одиозное звуча­ние в связи с присущим многим софистам стремлением выиграть спор путем жонглирования понятиями, логических ухищрений, умением делать слабые доводы сильными и т.п.

    Многие положения софистов о праве, государстве, политике раз­вил и пересмотрел Сократ (469 — 399 гг. до н.э.).

    Один из основателей диалектики, величайший мыслитель древ­ности, уже при жизни был провозглашен в Дельфах в храме Апол­лона мудрейшим из всех людей. Родился Сократ в семье скульпто­ра, рано сам начал ваять, служил гоплитом, участвовал в Пелопонес­ской войне, позже входил в Совет 500. Он не писал трактатов, формой познания, исследования явлений и фактов были его рассуж­дения, беседы, методом — ирония, сомнения в прописных истинах, поиск настоящей истины.

    Диалектика для Сократа — искусство вести беседу с целью вы­яснения истины, понятий, искусство аргументации, наука логики.

    В условиях затяжного политического кризиса и падения нравов после окончания Пелопонесской войны этот бескорыстный иска­тель истины пришел к выводу: никакая реформа общества невоз­можна без оздоровления личности. Поиск и определение позитив­ного смысла жизни, призвания человека, путей и способов его само­реализации, достижение высокого нравственного идеала — главное в* сократовском учении о человеке. Он верит в возможность дости-

    36

    доения человеком такого идеала через разум, знания, добродетель. В этом смысл его призыва —- «Познай себя!» Человек счастлив, если он морален, добродетелен и овладел знаниями. Диоген Лазртский вспоминал о Сократе: «он говорил, что есть только одно благо — знания, одно только зло -- невежество». Овладение знаниями без нравственной подготовки вредно и нецелесообразно. Люди без мо­рали более несправедливы и способны делать зло другим.

    Обществу нужны счастливые люди, считал Сократ. Счастливые люди — благополучное общество. Ибо общество — это совокупность индивидов, у них одна и мораль, и цель. Достичь индивидуального счастья без или вопреки обществу невозможно. Созданный вели­ким мудрецом позитивный социальный идеал — значительный шаг по сравнению с философией софистов.

    Государство. У Сократа, как и в этике, в политике знания явля­ются критерием правления и законодательства. Править и законо­дательствовать должны знающие. Поэтому формы правления для Сократа несущественны: существующая государственно-правовая практика(демократия,аристократия, олигархия,тирания) — не со­ответствует разумным и справедливым началам государства. Его благополучие прямо зависит от разумной деятельности правителей и законодателей. Из всех достоинств правителя главное — делать счастливыми тех, кого он ведет. Некомпетентность, невежество афинской демократии вызывали у него саркастические замечания, едкую иронию.

    Сократ первым предложил критерии и оценки форм правле­ния: царская власть — власть по согласию народа и на основе зако­нов. Тирания — власть против воли народа и на беззаконии, произ­воле правителя. Аристократия — где должностные лица избирают­ся из «знающих» и они исполняют предписания законов. Плутократия (олигархия) — правление на основе ценза, в угоду бо­гатым. Демократия — правление всех граждан на основе законов. Таким образом, критериями здесь выступают воля народа, компе­тентность правящих, законность. В теоретическом плане это плодо­творная попытка выявить и сформулировать нравственно-разум­ную природу и сущность государства, его формы.

    Законы и законность. По Сократу, нравственная организация полисной жизни (политика) невозможна без законов. Законы — Устои полиса. Как и софисты, он различал естественное право и закон полиса, но в отличие от них считал, что и то, и другое восходит к разумному началу. Сказывалось его стремление отразить и сфор­мулировать именно эту разумную природу нравственных, полити­ческих и правовых явлений. По его мнению, и неписаные боже­ственные законы и писаные имеют одну цель — справедливость. «законное и справедливое -- одно и то же. Сократ соглашался с иппием: под законами «нужно понимать то, что граждане по обще-У согласию написали, установив, что можно делать, а от чего нужно

    37

    воздерживаться•>. Но не соглашался с ним в том, что несовершенство законов их обесценивает. Сократ отвечал: то, что войны ведутся вре­мя от времени, еще не означает, что следует ставить под сомнение значение воинской дисциплины и мужества. Закон — цементирую­щая общество норма. Они обязательны, поскольку не отменены, ина­че неминуемы беззаконие и хаос в обществе. И патриотическая обя­занность гражданина — исполнять соответствующие законы полиса. На ссылки о несправедливости закона или суда отвечал: их волю, даже несправедливую, нужно терпеть так, как терпят волю родите­лей. Преданность граждан полиса законам — это и есть единомыс­лие, договорная и правовая связь гражданина и государства. Итак, Сократ был принципиальным сторонником законности. Его положение о совпадении законного и справедливого, восхвале­ние законности имели в виду идеальное, а не реально существую­щее. Основные пороки афинской демократии он видел в тяге граж­дан к стяжательству, в некомпетентности, коррупции правителей, вызывавшие у него едкую иронию. Но ущербная совесть и невеже­ство всегда зло мстят своим противникам. Семидесятилетний Со­крат был обвинен в безбожии, нарушении законов, развращении молодежи своими беседами. Осужденный на смерть, он остался ве­рен своим принципам — не нарушать законов, подчиняться их предписаниям и решениям суда и спокойно выпил яд из рук палача. Учение Сократа с его культом закона, сама жизнь и смерть вели­кого мудреца произвели неизгладимое впечатление на современни­ков, учеников, последователей своей гармонией, соответствием с нравственностью.

    Благотворное влияние Сократа испытал на себе его восторжен­ный ученик Платон (427—347 гг. до н.э.), прозванный так в шутку Сократом за могучую фигуру и широту плеч (Платон — «ши­рина»).

    Настоящее его имя — Аристокл, доводился правнучатым пле­мянником Солона. Расправа над его учителем потрясла Платона. Она показала — политическая карьера, к которой он себя готовил, в тех условиях невозможна. Вместе с другими учениками казненного мудреца он покинул Афины. Много путешествовал и только спустя 12 лет вернулся в Афины. Тут, в роще Академа основал свою знаме­нитую Академию, которой руководил до конца жизни. Академия просуществовала до 529 г. н.э.

    Аристократ по происхождению и духу Платон не воспринимал все виды тирании, аристократические тюрьмы, смертные казни де­мократии за инакомыслие. Под влиянием Сократа увлекся пости­жением истины, диалектикой, политическими и правовыми пробле­мами. Его перу принадлежат знаменитые диалоги «Апология Со­крата», «Протагор», «Критон», «Тимей», «Государство» и «Законы».

    Основной наукой, определяющей собой все другие, для Платона является диалектика, которая именно и состоит в рассмотрении са-

    38

    yioroпринципа наук. Для Платона диалектика есть умение беседо­вать, спрашивать и отвечать, среди смутных споров находить истину. умение мыслить логически, получать искомый предмет в расчленен­ном, понятийном виде. При помощи диалектики, считал Платон, знание становится максимально истинным. Знания позволяют оп­ределить идею блага, полезность справедливости и всего остального в человеке и государстве.

    Платон развивает идею Сократа о взаимосвязи личности и об­щества и приходит к выводу: идеальному, нравственному, спра­ведливому человеку соответствуют идеальное, справедливое госу­дарство и законодательство. «Справедливое государство и справед­ливый человек ...ничем не отличаются». Они схожи в своем устройстве, в целях достижения блага. Природа справедливости, как и природа законодательства, имеет естественное происхождение. Когда люди и поступали несправедливо, и страдали от несправедли­вости, — пишет Плафон, — тогда они «нашли целесообразным дого­вориться друг с другом, чтобы не творить несправедливость, и не страдать от нее. Отсюда взяло свое начало законодательство и вза­имный договор». Из потребностей людей он выводит и происхожде­ние государства, его сущность: «...Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказы­вать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства. ...Его создают наши потребности».

    Нынешние типы государственного устройства, считает Платон, несовершенны, как несовершенен человек, правители государства. Свойствам человеческой души, по его мнению, соответствуют пять типов государственного устройства. Человеку хорошему и спра­ведливому соответствует аристократическое правление лучших. Остальные типы государственного устройства — следствие про­грессирующей болезни государства (несоблюдение справедливости и разумности). Тимократия своим появлением обязана раздорам и перерождению аристократического строя и государства. В ней уже боятся ставить мудрых людей на государственные должности. Здесь господствует честолюбие, яростный дух. Такое государство будет вечно воевать. Его болезнь приводит к олигархии, строю, основанному на имущественном цензе, у власти там стоят богатые, а бедняки не участвуют в правлении, там менее всего ценятся доб­родетель и ее обладатели. Демократия осуществляется тогда, ког­да бедняки, совершив переворот, всех уравняют в гражданских правах. Демократию Платон расценивал, как строй приятный и разнообразный, но не имеющий должного управления. «Когда во главе государства, где демократический строй и жажда свободы, доведется встать дурным виночерпиям, — говорится в диалоге «Государство», — государство это сверх должного опьяняется сво­бодой в неразбавленном виде». Здесь кончат тем, что перестанут считаться со справедливостью и законами. Чрезмерная "вобода

    39

    оборачивается чрезмерным рабством тиранией, самым тяжким заболеванием государства. Главной его причиной Платон считал порчу человеческих нравов, выздоровление связывал с возвращени­ем к правлению мудрых, соблюдением справедливости вместе с ра­зумностью.

    В диалоге «Политик» Платон продолжил анализ этой проб­лемы. Кроме образцового государства, правитель которого руко­водствуется истинным знанием, он выделяет здесь еще три типа правления — монархия, власть немногих и власть большинства, каждый из которых в зависимости от наличия или отсутствия за­конности, делится надвое. Законная монархия — это царская власть, противозаконная — тирания; законная власть немногих — аристократия, незаконная — олигархия; демократия с законами и без законов. Итого 7 форм государства, где критерием на этот раз выступают знания и законность. Политика, согласно Платону, — царское искусство, требующее знания и умения управлять людьми. Если такие данные есть у правителей, будет уже неважно — правят они по законам или без них. Во всех иных государствах, во главе которых нет истинных правителей, правление должно осуществ­ляться через законы, начертанные мудрыми законодателями. Такие государства даже «не государства, а попросту сожительство граждан, где одна их часть владычествует, а другая рабски повинуется». По­этому здесь так необходимы законы. Законность, по Платону, — повиновение правильным законам. Иное дело — идеальное госу­дарство, две модели которого предложил Платон.

    В «Государстве» Платон предлагает свою модель идеального справедливого государства. В нем устранены богатство и бедность — порок всех обычных государств, где существует как бы «два враждебных между собой государства: одно — бедняков, другое — богачей». Четырем добродетелям человека соответствуют четыре добродетели идеального государства: оно мудро, мужественно, рас­судительно и справедливо. Мудро, потому что здесь осуществляются здравые решения на основе знаний, управляют им «знающие». Му­жественно — это гражданское свойство. Рассудительно —- здесь ограничены вожделения правителей и подвластных. Справедли­вость — во имя целого, когда сословия «делают каждое свое дело». Трем началам человеческой души — разумному, яростному и вож­делеющему — соответствуют, поясняет Платон, три рода начал в государстве: совещательное, защитное и деловое. Их реализуют три сословия — правители, воины и производители (земледельцы и ремесленники). Они действуют без взаимного вмешательства во имя целого — блага государства.

    Правителями государства должны быть философы. Пока в го­сударствах не будут царствовать мудрые (философы), либо нынеш­ние цари и владыки не станут благородно и основательно философ­ствовать и не сольются воедино государственная власть и филосо-

    10

    фия. замечает Платон, пока не будут в обязательном порядке отстра­нены от власти те люди, которые порознь стремятся либо к власти, либо к философии, до тех пор государствам не избавиться

    от зол.

    В идеальном государстве, где все граждане — братья, сохраняет­ся неравенство занятий, соответствующее неравенству способно­стей. В тех из них, кто способен править, бог примешал при рожде­нии золота, в их помощников — серебра, а в земледельцев и ремес­ленников — железа и меди. Лишь в тех случаях, когда от золота родится серебряное потомство, а от серебряного — золотое и т.д., допустимы переходы из одного сословия в другое. Придуманная Платоном метафора предостерегает: государство погибнет, если уп­равлять им или охранять его станет другое сословие.

    Здесь правят лучшие и благородные, действуют хорошие зако­ны, государство заботится и болеет за своих граждан («если один гражданин ушиб палец — всему государству больно»), у стражей государства отсутствует собственность, вводится общность жен и де­тей. Платон тщательно выписывает правила отбора и воспитания правителей. «Если мы подберем людей, здравых телом и духом и воспитаем их на возвышенных знаниях и усиленных упражнениях,

    — замечает он, — то самой справедливости не в чем будет нас уп­
    рекнуть и мы сохраним в целости и государство, и его строй». Та­
    ким образом, правление философов и действие справедливых зако­
    нов у Платона две стороны единого идеального проекта.

    В «Законах» он рисует «второй по достоинству государствен­ный строй». В нем 5040 граждан, имеющих дома и земельные наде­лы, принадлежащие государству. Здесь отсутствует частная соб­ственность, царят равенство, коллективизм и единомыслие. Прави­тели тут выборные. Суровые законы регламентируют публичную и частную жизнь людей.

    Итак, у Платона два вида идеального государственного устрой­ства. В первом — над всем стоят правчтели-философы, во втором

    — и правителям предписаны законы. Отличаются они и степенью
    равенства. Автор проектов полагал: правление философов, действу­
    ющих сообща с «истинным по природе законодателем», сделает го­
    сударство идеальным и долговечным.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   51


    написать администратору сайта