Курс лекций, прочитанньїх в Национальной юридической академии Украиньї им. Ярослава Мудрого Харьков факт 2001
Скачать 3.06 Mb.
|
Право в Древнем Риме делилось на частное и публичное. По знаменитой формуле Ульпиана, публичное право относится к положению государства, частное — к пользе отдельных лиц. Частное 56 право, считал он, включает в себя предписания права естественного, права цивильного и права народов. Основное внимание юристы уделяли частному праву. В их трудах были заложены основы теории гражданского права — цивилистики. Разрешая споры по гражданским делам, юристы разграничили виды сделок, выработали формы исков, договоров, завещаний, определили полномочия собственника и других субъектов права, правовой статус личности и т.д. Именно частное римское право стало основой для развития европейского права. А система права, сложившаяся в Древнем Риме, сыграла исключительную роль в становлении гражданского общества в странах Европы. К изучению публичного права римская юриспруденция обратилась в I—II вв., когда правоведы, получившие привилегию официального толкования закона, выступили в поддержку императорского режима. В публичном праве они проводили идеи неограниченных полномочий принцепса, передачи ему законодательных функций, разрабатывали правовое положение святынь и жрецов, полномочия государственных органов и должностных лиц, понятия власти (imperium), гражданства и ряд других институтов государственного и административного права. Право народов юристы толковали как правила межгосударственных отношений, так и нормы имущественных и иных договорных отношений римских граждан с неримлянами. Это обеспечивало взаимодействие и взаимовлияние норм цивильного права и права народов, защищавшего частные и государственные интересы римлян. По нормам права народов запрещались какие бы то ни были сделки с врагами. Захваченный римлянами враг терял свою правоспособность и становился рабом. Строго соблюдался иммунитет послов и посольств, в т.ч. послов врага. Высокая юридическая культура римской юриспруденции, юридической техники и та роль римских юристов, которую они сыграли своим детальным обоснованием институтов и норм действующего права, объясняют и рецепцию римского права, его принципов юриспруденцией стран континентальной Европы, и огромное влияние римских юристов на последующее развитие правовой мысли. Рим трижды «покорил» мир: первый раз своими легионами, поставившими Италию в центр тогдашнего «orbis terrarum» — круга земель, омываемых Средиземным морем; второй раз — своим правом, реце-пированным Европой; третий — христианством. «Величие римского народа проявляется не столько в том, что он взял, сколько в том, что он роздал», — писал Марк Антоний. 4. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ИДЕИ РАННЕГО ХРИСТИАНСТВА. ЗАРОЖДЕНИЕ ТЕОКРАТИЧЕСКИХ ДОКТРИН Появление христианства как мировой религии в пределах Римкой империи стало важным фактором обновления мира, поиска овои модели жизнеустройства. Возникнув в I в. н.э. из учения о i небольшой иудейской секты Иерусалима, оно за пять столетий распространилось на все народы Средиземноморья, а затем и всей Европы, оказало огромное влияние на общественно-политическую мысль. Основные произведения раннего христианства появились во второй половине I — середине II вв. Из них 27 были канонизированы и составили «Новый завет». Здесь четыре евангелия, 21 послание апостолов и «Апокалипсис» Иоанна Богослова. Таким образом, Библию (Святое Писание) составили Ветхий и Новый Завет. Главные политические и правовые идеи раннего христиан ства. В книгах Нового Завета осуждался рабовладельческий Рим «царство дьявола», «дьявольский мир зла и насилия», римские императоры, особенно «зверь антихрист Нерон» — гонитель христиан. В откровении Иоанна Богослова предрекается гибель Рима — «великой блудницы». Христиане ждали пришествия Мессии, Христа-избавителя, Божьего посланника, который сокрушит царство зла, повергнет угнетателей «в гиену огненную». Существующие государства, как установления человека, осуждались. Им противостояло Царство небесное как совершеннейшее и справедливейшее, где трудящиеся «не будут уже ни алкать, ни жаждать и не будет палить их солнце и никакой зной». В ожидании Мессии проповедовалось смирение и непротивление злу насилием: «не противься .злому», «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас». Вместе с тем в произведениях христианской письменности сохранились намеки на вооруженные отряды христиан («не мир Я принести пришел, но меч»), на схватки с римскими оккупантами. Главное же — ожидание скорого пришествия Мессии: «Се, гряду скоро, — говорится в Новом Завете, — и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его». В соответствии с традицией Древнего Востока Библия проповедует божественное происхождение всякой власти и покорность ей. «Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены, противящийся власти противится Божию установлению», — говорится в «Послании к римлянам» апостола Павла. Христианство — революция в античном мире во взглядах на человека, требовавшая его духовной свободы, равенства и общеобязательности труда. Христианские общины организовывались на коллективистских началах, с общностью имущества, труда, трапез. «Если кто не хочет трудиться, тот не ешь». Осуждались богатые: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в царствие Божие». Пропаганда божественного «закона свободы», равенства всех перед Богом («Нет иудея, ни грека, нет раба, ни свободного, нет мужского пола или женского, — ибо все вы один в Иисусе Христе»), принципа эквивалента — «равным за равное» 58 («И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними») отражала древние естественно-правовые идеи и представления. Библия отводит важную роль закону в преодолении пороков человека. «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить». Поощряются исполнители законов, «потому что не слушатели закона праведны перед Богом, но исполнители закона оправданы будут». При этом действие закона распространяется лишь на принявших их, «стоящим под законом». Закон свидетельствует о правде Божьей и имеет власть над человеком пока он жив. Выше закона — вера. «Закон свят», — провозглашается в Библии. Его божественное происхождение подтверждается притчей о передаче Господом через пророка Моисея каменных скрижалей с высеченными на них заповедями. Из ставших каноническими десяти заповедей, первые три посвящены религиозным догмам («Да не будет у тебя других перед лицем Моим», «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху...», «Не произноси имени, Господа Бога твоего, напрасно...»), четвертая — требование почитания родителей («Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даст тебе»), а остальные — предостережение от уголовных преступлений («Не убивай», «Не прелюбодействуй», «Не кради», «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего», «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего»). Таким образом, нормы заповедей требуют неприкосновенности человеческой жизни, собственности, нравственного поведения. Следование заповедям — путь истинный, провозглашается в Библии. Суд — также «дело Божье». Бог дал напутствие судьям через пророка Моисея: «выслушивайте братьев ваших, и судите справедливо... Не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушивайте; не бойтесь лица человеческого, ибо суд — дело Божье, а дело, которое для вас трудно, доведите до меня и я выслушаю его». Таким образом, «высшей судебной инстанцией» провозглашался Божий суд. К середине II в. руководство христианскими общинами переходит в руки епископов, пресвитеров, дьяконов, образовавших стоящее над верующими духовенство (клир). Епископы разных общин установили между собой прочные связи; таким образом, была образована вселенская церковь. «Вне церкви нет спасения», «без епископа нет церкви», «на епископа должно смотреть как на самого Господа»,, учило духовенство. Присвоив монопольное право проповедовать и толковать христианское учение, духовенство разработало сложную систему обрядов, служб, догм, используя ряд положений других Религий (например митраизма) и философских школ (стоиков, гностиков). Общие трапезы были заменены причащением, апостолы — 59 слугами и гонцами епископов, равенство верующих — неравенством между клиром и мирянами. Первоначальное осуждение императорской власти сменилось стремлением церкви к союзу с ней, разделению светской и духовной власти, призывом к верующим: «Отдавайте кесарю кесарево, а Божие — Богу». С IV в. императоры уже вынуждены считаться с церковью и даже искать у нее поддержки. В свою очередь в борьбе против разного рода сект и ересей, отклонявшихся от «истинного» вероучения, церковь нередко находила себе союзницу в лице официальной власти. При императоре Константине христианство было объявлено сначала равноправным с другими религиями, а затем и государственной религией (324 г.). С развитием научно-правового мышления в Древнем Риме на правоведение с IV в. все большее влияние оказывали христианская идеология, теологические учения. Важнейшее выражение взглядов христианской церкви этого периода на политику, право и сами правовые нормы представлено в трудах знаменитых теологов Иоанна Златоуста (ок. 345—407 гг.) и Аврелия Августина (Блаженного) (354—430 гг.). Константинопольский епископ Иоанн Златоуст в своем толковании «Послания к римлянам» апостола Павла требует от всех верующих строгого исполнения предписаний Библии, повиновения политической власти. Всякая власть от Бога. Повиновение.власти как божественному установлению — должное и необходимое, «в награду добрым и в наказание злым». Цель ее: дать возможность людям вести тихую и спокойную жизнь. Поэтому ей следует подчиняться безропотно, воздавать не только дань, но честь и страх. За сопротивление и непокорность властям, учил Златоуст, грозит Божье наказание — «ибо если ты корабль лишаешь кормчего, ты губишь самое судно». В то же время он подчеркивал: не всякий царь или князь следуют закону Божьему. «Истинный царь тот, кто властвует над гневом, завистью и наслаждениями, кто все подчиняет Закону Божьему, кто, сохраняя свободный разум, не дозволяет страстям властвовать над душою». Таким образом, Бог, учредив многообразие власти и подчинение ей, ибо равенство чести порождает войну, писал Иоанн Златоуст, требует от властителей и соответствующих нравственных качеств. Иоанн Златоуст подчеркивал приоритет духовной власти над светской. Царская власть имеет свои границы: она действует лишь в гражданской области. Он ставит священников выше царей — «царю поручены тела, священнику души», «священство настолько выше царской власти, насколько велико расстояние между плотью и духом». Священник — посредник между Богом- и человеком. «Закон светский не должен стоять выше божественного», — учил Златоуст. Заметной вехой в развитии политико-правовой идеологии христианской церкви было учение епископа из Гиппона (Сев. Африка) 60 Аврелия Августина, прозванного Блаженным и канонизированного церковью как святой и учитель церкви. В его знаменитых произведениях «Исповедь» и «О граде Божием» он ратует за соблюдение христианских моральных заповедей, которые должны закрепляться законами или обычаями государства. Здесь изложены основные положения христианской концепции мировой истории, характерными чертами которой являются божественная предопределенность, фатализм. Августин писал, что вся история человечества представляет собой развитие двух государств: «Града Божия» и «Града земного», греховного, в котором царствует дьявол. Государство земное — создание человеческое, его цель временная, оно создано насилием, держится принуждением. Только к церкви, как к земному прообразу божественного порядка, подходит определение государства, данное Цицероном, т.к. лишь в ней право и истинная справедливость. «Град Божий», утверждал Августин, основан на любви к Богу, доходящей до презрения себя. «Град земной» основан на любви к себе, доходящей до презрения Бога. Последнее государство он определяет как собрание людей, объединенных общественной связью. В его основе лежит общественный договор, укрепленный законом или обычаями государства. Но по сравнению с «Градом Божием» оно лишено высшей нравственной силы и имеет единственную цель — «охранение земного мира», поддержание социального порядка. Греховность государственно-правовой жизни проявляется, согласно Августину, в господстве человека над человеком, в существующих отношениях управления и повиновения, господства и рабства. Такой порядок он называет «естественным». Рабство не создано ни природой, ни правом народов: «грех — первая причина рабства». Греховный порядок мира носит временный характер и продлится до второго пришествия Христа и Судного Дня. Формы правления различаются Августином в зависимости от выполнения обязанностей, возложенных на верховную власть. Главными из них он считает моральные и религиозные обязанности, уважение к Богу и человеку. Несправедливого правителя, как и несправедливый народ, он именует тираном, несправедливую аристократию — кликой. Государство, в котором игнорируется право как воплощение справедливости, предстает в его оценке как погибшее государство. Если в государстве сохраняются справедливость и уважение к религии, то все формы правления, равно как и авторитет и полномочия власти становятся достойными того, чтобы им подчиняться. Христианское государство — образец «Града земного». Человек, согласно Августину, существо немощное и совершенно не способное своими силами ни избежать греха, ни создать на земле какое-либо совершенное общество. Но в конечном счете добро и справедливость должны возобладать благодаря предустановленному вечному порядку. Божественными установлениями в земном 61 государстве у Августина выступают не только институт власти, но и частная собственность, имущественное неравенство, деление на бедных и богатых. «Кто сотворил тех и других? — Господь! Богатого чтобы помогать бедному, бедного, чтобы испытать богатого». Таким образом, отдельный индивид не цель в себе и для себя, а только средство в осуществлении божественного порядка. Правопонимание Августина проявляется в рассуждениях об обязанностях, налагаемых законами естественными, божественными и человеческими. Этим законам надлежит подчиняться, но люди их часто переступают. Божественный закон повелевает «сохранять порядок естественный и запрещает его нарушать...» Возможностью жить по законам Бога могут воспользоваться лишь избранные, праведники. Все другие должны страдать. Все государственные и социальные институты, а также правовые нормы являются результатом греховности людей. Это проявляется в господстве человека над человеком, в отношениях управления и подчинения. Познать суть государства и права, свободы и справедливости, закона и порядка можно только с помощью Святого Писания. Источником естественного права и естественно-правового принципа эквивалента у него выступает Бог. «Кто иной, как не Бог, — риторически вопрошал Августин, — вписал в сердца людей естественное право?» Как видно, его представления о праве в ряде моментов сходны со взглядами римских стоиков, юристов, Цицерона, в частности, с их трактовкой естественного права. Установленный Богом порядок охраняется и управляется, согласно Августину, законом. И нечестен тот, кто не живет в мире с законом. Мир с Богом же есть повиновение в вере вечному закону. Этот мир строится на любви к Богу и любви к ближнему. Религиозно-этический подход, характерный для августиновского истолкования проблем государства и права, присущ и суждениям о законном и преступном. Он учил: «Злом называется и то, что человек совершает, и то, что он терпит. Первое — это грех, второе — наказание...Человек совершает зло, которое хочет, и терпит зло, которого не хочет». Итак, источник зла Августин видел в свободной воле людей. Особенно это опасно в делах веры. «Прежде чем понимать, мы должны верить». Коль скоро цель христианского государства — благо, государство, если безнравственность и неверие не поддаются убеждению, должно «принуждать людей, а не учить». Нарушений людской нравственности, проступков следует избегать, говорится в «Исповеди». Прихоть гражданина или чужестранца не смеет нарушать общественного договора, закона или обычая государства или народа: «всякая власть, которая не согласуется с целым, безобразна». Людские мерки преступлений или проступков, считает Августин, не совпадают с божественными. Есть поступки, на которые люди смотрят неодобрительно, но которые одобрены свидетельством Бога и, наоборот, много таких, которые люди хвалят и кото- 62 пы осуждены Богом. Различие между проступками и преступлениями Августин устанавливает следующим образом: «Когда неукротимая страсть портит душу и тело, — это проступок; когда она действует во вред другому, — это преступление». Их причинами являются или стремление достичь каких-либо благ, или страх их потери. Эти блага по сравнению с Царством Небесным — «презренны и низменны». Таким образом, в своем противопоставлении «Града земного» и «Града Божия» Августину не удается избежать противоречий. Если земное государство есть царство дьявола, «неправды», то обесцениваются политические, социальные и нравственные институты, как установления Бога, утрачивается логическая связь между божественным и человеческим правом, значение естественного права, законов. Если земное общество способно установить у себя «благой порядок» на основе Божественных заповедей, то нельзя признать эту цель за дело греховное. Противоречием такой трактовки были появившиеся в то время христианские государства. Августин сам считаясь с политическими реалиями своего времени признает право государства на поддержку церкви и вмешательство в ее борьбу с еретиками и соперничающими религиями. В обязанности христиан по отношению к христианскому правителю вменяется лояльность, подчинение, а в обязанности церкви — быть наставницей в гражданских добродетелях и проповедницей «братства». Позже церковь восточного обряда не приняла августиновского противопоставления «Града земного» и «Града Божьего», считая их взаимосвязанными. Однако вопрос о приоритете духовной власти над светской оставался долгое время предметом противоборства и яростных споров. Недолго сохранялось и единство в самой христианской церкви: в XI в. она распадается на Западную и Восточную (католическую и православную). Итак, христианство своим новым подходом к проблемам человека, государства и права обогатила политико-правовую мысль древних веков, оказало заметное влияние на ее последующее развитие, что обусловило его господство в Европе. Таким образом, римские учения о праве и государстве творчески развили основные политико-правовые идеи и принципы греческих философов, приобрели теоретическую завершенность и совершенство. В трактовке Цицерона право выступает основой государства, его определяющим началом. Развивая теорию полисной демократии, он предложил новый, смешанный тип государства — республику» имеющий своим началом естественное право и волю народа, систему сдержек и противовесов, предупреждающих вырождение республики в тиранию. Обширность разработанных юристами общетеоретических проблем права, его институтов и понятий положила начало юриспруденции как самостоятельной науки. Благодаря им римское право |