Главная страница

Курс лекций, прочитанньїх в Национальной юридической академии Украиньї им. Ярослава Мудрого Харьков факт 2001


Скачать 3.06 Mb.
НазваниеКурс лекций, прочитанньїх в Национальной юридической академии Украиньї им. Ярослава Мудрого Харьков факт 2001
АнкорDemidenko_G_G__Istoria_ucheny_o_prave_i_gosuda.doc
Дата04.02.2017
Размер3.06 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаDemidenko_G_G__Istoria_ucheny_o_prave_i_gosuda.doc
ТипКурс лекций
#2101
страница1 из 51
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   51

Г. Г. Демиденко

ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ

О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ

Курс лекций, прочитанньїх в Национальной юридической академии Украиньї им. Ярослава Мудрого

Харьков «ФАКТ» 2001





Рецензенти:

О. Ф. Скакун, доктор юридичних наук, професор Нацюнально-го университету внутриишх справ МВС Украти, член-кореспон-дент Академп правових наук Украти, заслужений юрист Украти

6. О. Бондарев, доктор 1сторичних наук, професор, завгдуючип кафедрою всесвхтньох 1сторп Хартвсъкого державного педагоггчно-го утверситету 1м. Г. С. Сковороди

Демиденко Г.Г.

ДЗО 1стор1я вчень про право 1 державу: Курс лекщй. — X.:

Факт, 2001. — 384 с. 18ВК 966-637-045-Х.

У курс1 лекщй викладеш основш доктрини права 1 держави Стародав-нього сшту, Середньов1ччя, Нового та Нов1тнього час1в, показано форму-вання найважлив1ших правових 1 державних 1дей. Особлива увага при-д1ляеться розвитку пол1тико-правових знань у XIX, XX стол1ттях, а саме — теорп правово1 держави, характеристик р1зних шк1л права, в1тчиз-няшй 1стор1] пол1тико-правово1 думки тощо.

Призначаеться для студентов, асп1рант1в та викладач1в юридичних вуз1в, а також ус1х, хто щкавиться проблемами права 1 держави.

ББК 67.3

Г.Г.Демиденко, 2001

Г81Ш 966-637-045-Х

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ 7

ЛЕКЦИЯ I. ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ

КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 9

Предмет, методология и периодизация курса 9

ЛЕКЦИЯ II. ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ

ДРЕВНЕГО ВОСТОКА 14

  1. Истоки и особенности древневосточной политико-правовой мысли 14

  2. Политико-правовые идеи в Древней Индии: брахманизм и буддизм 17

  3. Государство и право в воззрениях древнекитайских мыслителей 20

ЛЕКЦИИ III—IV. УЧЕНИЯ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ

В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ 2 7

  1. Ранние учения в древнегреческой философии 28

  2. Период расцвета древнегреческой политико-правовой мысли 33

  3. Учения в условиях кризиса древнегреческой государственности 45

ЛЕКЦИЯ V. УЧЕНИЯ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ

В ДРЕВНЕМ РИМЕ 49

  1. Учение Цицерона о государстве и праве 50

  2. Политико-правовые воззрения римских стоиков 53

  3. Римские юристы о праве 54

  4. Политические и правовые идеи раннего христианства.

Зарождение теократических доктрин 57

ЛЕКЦИЯ VI. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ

В СРЕДНИЕ ВЕКА (VXIII вв.) 64

  1. Теократические доктрины 64

  2. Учение Фомы Аквинского о государстве и праве 66

  3. Теория всемирной монархии А. Данте 69

  4. Политико-правовое учение М.Падуанского 70

  5. Мусульманская политико-правовая мысль в Средние века 73

ЛЕКЦИЯ VII. НАЧАЛА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРАВОВОЙ

И ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ 77

1- Формирование идей и представлений о праве и власти 77

  1. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона 80

  2. «Поучение» Владимира Мономаха 84

1- ] 1олитико-прнвовые проблемы в летописях Киевской Русл 85

5. «Слово» и «Моление» Даниила Заточника 87

ЛЕКЦИЯ VIII. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ
ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ 90

  1. Введение 90

  2. Политическое учение Н.Макиавелли 91

  3. Политико-правовые идеи Реформации ., 95

  4. Учение о государстве Ж.Бодена. Теория государственного суверенитета 99

  5. Политико-правовые идеи раннего социализма:

Т. Мор и Т. Кампанелла 102

ЛЕКЦИЯ IX. УЧЕНИЯ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ В НИДЕРЛАНДАХ
ПЕРИОДА АНТИФЕОДАЛЬНОЙ РЕВОЛЮЦИИ 106


  1. Введение" 106

  2. Теория естественного права. Г.Гроций о праве и государстве 107

  3. Разработка естественно-правовой теории Б.Спинозой 112

ЛЕКЦИЯ X. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ

В АНГЛИИ В XVII в 119

  1. Основные направления английской политико-правовой мысли 119

  2. Учение Т.Гоббса о праве и государстве 124

  3. Учение Дж.Локка о праве и государстве 130

ЛЕКЦИЯ XI. ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ И ПРАВА

В УКРАИНЕ И РОССИИ XVIXVII вв 135

  1. Политико-правовая мысль Польско-Литовского периода в Украине 135

  2. Политические программы гетманов Украины 142

  3. Политическая и правовая мысль в Московском государстве 149

ЛЕКЦИИ XII—XIII. ПРАВО И ГОСУДАРСТВО В УЧЕНИЯХ

ЕВРОПЕЙСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ 156

  1. Политическая программа Вольтера .' 156

  2. Учение о государстве и праве Ш.Монтескье ,...160

  3. Теория народного суверенитета Ж.Ж. Руссо 165

  4. Политические и правовые идеи якобинцев: Ж.П.Марат и М.Робеспьер.
    Г.Бабеф и бабувизм 171

  5. Политические и правовые учения немецкого и итальянского Просвещения:
    С.Пуфендорф. Х.Томазий, Х.Вольф, Дж. Вико и Ч.Беккариа 177

ЛЕКЦИЯ XIV. УКРАИНСКИЕ И РОССИЙСКИЕ ПРОСВЕТИТЕЛИ

О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ 184

  1. Защитники абсолютизма. Теория просвещенной монархии: С.Яворский,
    Ф.Прокопович, В.Татищев, И.Посошков, М.Щербатов 184

  2. Проект реформ государственных и правовых учреждений С.Десницкого 194

  3. Демократический идеал Я.Козельского, Г.Сковороды, А.Радищева 197

ЛЕКЦИЯ XV. АМЕРИКАНСКИЕ ПРОСВЕТИТЕЛИ О ГОСУДАРСТВЕ

И ПРАВЕ В ПЕРИОД БОРЬБЫ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ США 204

1. Демократическая традиция «отцов-основателей» США:

Б.Франклин, Т.Пейн, Т.Джефферсон 204

2. Взгляды федералистов на государство и право

(Л.Гамильтон, Дж.Адаме, Дж.Мэдисон) 211

ЛЕКЦИЯ XVI. УЧЕНИЯ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ В ГЕРМАНИИ

(КОНЕЦ XVIII — НАЧАЛО XIX в.) 215


  1. Учение И.Канта о праве и государстве 2 1 •">

  2. Учение Г.Гегеля о праве и государстве 2 2(1

  3. Историческая школа права 2 2.')

ЛЕКЦИЯ XVII. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЗАПАДНО­
ЕВРОПЕЙСКОЙ ПОЛИТИКО-ЮРИДИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в 230

1. Английский либерализм. Теория утилитаризма И.Бептама.

Дж.Миль о свободе 23(1

  1. Французский либерализм: Б.Констан, А. де Токвиль 236

  2. Социалистические учения: Ш.Фурье, А.Сен-Симон, Р.Оуэн 241

  3. Философский и юридический позитивизм: О.Конт, Дж.Остин 246

ЛЕКЦИЯ XVIII. ПРОЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

В РОССИИ И УКРАИНЕ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в 251

1. Проект государственных преобразований М.Сперанского

и контрпроект Н.Карамзина 251

  1. Проекты конституции декабристов: Н.Муравьев, П.Пестель 255

  2. Проект славянского союза Кирилло-Мефодиевского товарищества:
    Н.Костомаров, Т.Шевченко, Г.Андрузский 259

ЛЕКЦИЯ XIX. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ КОНЦЕПЦИИ
ПРАВА И ГОСУДАРСТВА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в 265

1. Либеральные учения о праве и государстве:

Р.Иеринг, Г.Еллинек, Г.Спенсер 265

  1. Марксистское учение о государстве и праве 2 72

  2. Анархизм о государстве и праве:

П.Прудон, М.Штирнер, М.Бакунин 277

4. Аристократическая концепция государства и права Ф.Ницше 282

ЛЕКЦИЯ XX. УЧЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ В УКРАИНЕ

И РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в 284

  1. Проекты и программы украинских мыслителей: М.Драгоманов,
    С.Подолинский, О.Терлецкнй, И.Франко 285

  2. Основные направления политико-правовых учений в России: консерватизм
    (К.Победоносцев, К.Леонтьев, М.Катков), «охранительный либерализм»
    (А.Градовский, Б.Чичерин), «русский социализм» (А.Герцен,
    Н.Чернышевский) 296

ЛЕКЦИЯ XXI. РАЗРАБОТКА ТЕОРИИ ПРАВА И ПРАВОВОГО
ГОСУДАРСТВА В УКРАИНЕ И РОССИИ В КОНЦЕ Х1Х-НАЧАЛЕ XX в 30 7

  1. Разработка теории правового государства (М.Ковалевский, В.Гессен,
    С.Котляревский, П.Новгородцев, Б.Кистяковский) 30V

  2. Разработка теории права

Социологическая концепция права С.Муромцева, Н.Коркунова,

М.Ковалевского 316

Формально-догматическая концепция права Г.Шершеневича 321

нормативно-этические концепции права П.Новгородцева

и Б.Кистяковского 323

Психологическая теория права Л.Петражицкого 326

ЛЕКЦИИ XXII—XXIII. ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ

ДЕЯТЕЛЕЙ УКРАИНСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ

И БОЛЬШЕВИЗМА В XX в 330

1- Нациократическая модель государственности: Н.Михновский,

В.Липинский, Д.Донцов 330

4

  1. Государственно-правовые взгляды деятелей Центральной Рады:
    М.Грушевский, В.Винниченко, М. Ту га н-Барановский 33 7

  2. Ленинское учение о государстве и праве и его последователи 344

  3. Советское правопонимание 352

ЛЕКЦИИ XXIV—XXV. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЕ УЧЕНИЯ

О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ В XX в 355

  1. Теория солидаризма Л.Дюги 355

  2. Неолиберализм и консерватизм в учениях о государстве.. 357

  3. Концепция плюралистической демократии 359

  4. Концепции социального государства и политики всеобщего
    благоденствия 363

  5. Теория элит 365

  6. Социологическая юриспруденция 367

  7. Реалистическая теория права 370

  8. Юридический позитивизм. Нормативная теория права Г.Кельзена 372

  9. Современная теория естественного права 374

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 377

ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА 378

УКАЗАТЕЛЬ ОСНОВНЫХ ИМЕН 381

ПРЕДИСЛОВИЕ

История учений о праве и государстве отражает тысячелетние духовные поиски, теоретические альтернативы решений проблем общественного устройства, форм государственности, принципов и содержания политики, законодательства, роли права как важней­шей социальной системы регулирования общественных отноше­ний. Эта история знакомит с богатейшим опытом, состоянием, на­правлениями и тенденциями в мировом правоведении и государ-ствоведении. Она позволяет понять, как в борьбе и столкновениях различных концепций и доктрин рождались и накапливались зна­ния о природе права и государства, расширялись и углублялись представления о правах и свободах человека, формах и принципах взаимоотношений личности и власти, законе и законности и т.д. Без ее изучения невозможно глубокое усвоение теории государства и права, методологии и теории других юридических наук. В этом со­стоит огромное познавательное и воспитательное значение курса.

Предлагаемый курс лекций назван «История учений о праве и государстве», чтобы преодолеть инерцию марксистско-ленинского понимания природы, роли государства и права в жизни общества. Право по отношению к государству всегда первично и обладает вер­ховенством. Еще М.Т.Цицерон заметил, что право возникло раньше, чем какое-либо государство. Вторичность государства обусловлена и тем, что оно возникает как орган для придания праву общеобяза­тельной формы и обеспечения его функционирования. Закрепив в Конституции Украины 1996 г. демократический, социальный, пра­вовой характер государственности, принцип верховенства права, приоритет прав и свобод человека и гражданина, Украина сделала свой европейский выбор.

В курсе лекций автор стремился в первую очередь к анализу перво­источников, содержания и логики различных концепций и доктрин мыслителей прошлого, учитывая и используя несомненные достоин­ства лучших российских учебников по данной дисциплине — под ре­дакцией В.С.Нерсесянца, О.Э.Лейста, а также отечественных учебных

пособий — Ф.Ф. Шульженко, М.Ю. Наума, Т.Г. Андрусяка,*М.И. Ми рошниченко, В.И. Мирошниченко, А.Н. Литвинова, А.И. Левчен-кова и др.

Политико-правовая классика необычайно познавательна как для начинающих правоведов, так и для политиков, исследователей в области права и государства. Поэтому автор сначала составил и издал хрестоматию основных первоисточников по курсу \ а затем подготовил данный курс лекций, надеясь на ответный интерес сту­дентов и читателей к политико-правовой классике.

Автор с благодарностью примет критические замечания и поже­лания о совершенствовании Курса лекций по истории учений о праве и государстве.

1 История политических и правовых учений: Хрестоматия для юр. вузов и ф-тов./Сост. и общ. ред. проф., докт. ист. наук Г.Г.Демиденко. X.: Факт, 1999. В настоящее время готовится второе издание Хрестоматии.

ЛЕКЦИЯ I. ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Предмет истории о праве и государстве. Значение его изучения. Методология истории учений. Периодизация курса.

Всемирная история учений о праве и государстве — составная часть духовной культуры человечества, сконцентрировавшая гро­мадный политико-правовой опыт прошлого, итоги исследования проблемы свободы, права, государства, политики, законодательства. Задача этой дисциплины — познакомить студента с содержанием и историей наиболее значительных теоретических концепций права и государства, оказавших влияние на их последующее развитие. Изучение этих теорий и их связи с современными проблемами пра­ва и государства помогает их углубленному пониманию и усвоению. Предметом данной научной и учебной дисциплины является история возникновения и развития теоретических знаний о праве, государстве, политике, законодательстве, история политических и правовых теорий.

Политико-правовые теории в наиболее полном, законченном виде часто называют «учениями». Учение — совокупность идей, концепций, доктрин, теоретических положений о какой-либо обла­сти знаний; система воззрений какого-либо ученого или мыслите­ля. Идея (греч. Шеа) — форма отражения в мысли явлений объек­тивной реальности, концентрированное выражение нового решения или способа, пути к решению какой-либо проблемы, ее трактовки. Концепция (от лат. сопсерпа — понимание, система) — формула, выражение основной установки учения, руководящий теоретиче­ский, политический или правовой принцип решения какой-либо об­щей теории.

В системе юридических наук и юридического образования исто­рия учений о праве и государстве является самостоятельной научной и учебной дисциплиной, исторической и теоретической одновремен­но. Этим она отличается от истории и теории права и государства таких разных, хотя и взаимосвязанных дисциплин. В отличие от них она изучает не историю политико-правовых институтов, зако­нодательств или теорию государства и права, а историю развития политико-правовой мысли, историю их теоретического познания. Как мысль предшествует изменениям в политико-правовых инсти­тутах, законодательстве или теоретическим результатам, так исто­рия учений выступает основой, фундаментом истории государства и права, теории государства и права.

Изучение истории учений о праве и государстве актуально уже потому, что они в той или иной мере связаны с современными проб-

*- ' ■ Г. Демиленко р

.темами правоведения, политики, законодательства и т.д. Мыслите­лями прошлого уже давно найдены концептуальные, а часто и альтернативные решения многих проблем, и их теоретические по­ложения и выводы имеют непреходящее значение. Так, еще древне­греческими философами были определены природа, основные фор­мы, признаки, функции и механизмы государства, сущность права и его роль в обществе, развитые римскими юристами и закрепленные в римском праве.

Бесспорна и очевидна актуальность выводов Демокрита, Сокра­та, Б.Спинозы о демократии, рассуждений Аристотеля о преобла­дании «среднего класса» как условии прочности государственного строя, о предупреждении преступлений Владимира Мономаха и Че-заре Беккариа, о связи права, морали и этики в философии Имману­ила Канта, Григория Сковороды и т.д. Политико-правовая мысль всегда была направлена на выяснение генезиса, сути, закономерно­стей, тенденций и перспектив развития права, государства, полити­ки. В этом заключается эвристическая («открывательная») функ­ция и значение истории учений о праве и государстве для других юридических наук, политологии, социологии.

Ее значение заключается и в том, что она исследует и отражает процесс выработки теоретических знаний, понятийного аппарата, юридического инструментария, которым сегодня оперирует право­ведение и государствоведение. Так, значительным достижением древнеримской мысли было создание самостоятельной науки — юриспруденции. Римские юристы тщательно разработали обшир­ный комплекс политико-правовой проблематики в области общей теории государства и права, отдельных юридических дисциплин и их инструментарий — гражданского, государственного и админист­ративного, уголовного, международного права.

История учений дает возможность понять важность и значение права и государства в духовной истории человечества, увидеть по­стоянную работу человеческой мысли, ее каждодневный поиск оп­тимальных, идеальных форм государственно-правовой организации жизни народов. На протяжении всей человеческой цивилизации это стремление остается постоянным и определяющим: идеи о пра­ве, как мериле справедливости, о верховенстве законов, о государст­ве как оптимальной форме согласования интересов всех членов об­щества.

И последнее. Данный курс знакомит с историей возникновения и развития современных политических и правовых теорий, дает воз­можность сформировать собственное юридическое мировоззрение, основывающееся на знании разных подходов и концепций в изуче­нии права и государства. Высокая правовая культура невозможна без усвоения важных составных частей всемирной духовной куль­туры человечества, богатства идей правовой и политической класси­ки. Древние называли историю наставницей жизни, уважительно

10

относясь к накопленному интеллектуальному и практическому опыту, признавая их теоретическое и воспитательное значение. И сегодня политические и правовые идеи прошлого питают современ­ную политико-правовую мысль, служат одним из критериев истин­ности научных выводов.

История учений о праве и государстве — дисциплина юридичес­кая. Однако кроме юристов значительный вклад в ее развитие внес­ли представители других гуманитарных наук, и, прежде всего фило­софы — Пифагор, Гераклит, Демокрит, Протагор, Сократ, Платон, Аристотель, Конфуций, Ф.Аквинский, Т.Гоббс, Дж.Локк, И.Кант, Г.Гегель, К. Маркс, Ф.Энгельс и другие. Влияние на развитие тео­ретических знаний о праве, государстве, политике оказали также историки — Полибий, Н.Макиавелли, Н.Костомаров, М.Драгоманов, М.Грушевский и др., писатели и поэты — А.Данте, Б.Констан, Воль­тер, Т.Шевченко. Своеобразие подходов к политико-правовой реаль­ности, теоретическим проблемам этих мыслителей обогащало зна­ния, понятийный аппарат правовой науки, ее логику и методологию. Соотношение истории учений с другими юридическими и неюриди­ческими науками отражает взаимосвязь исторического, теоретичес­кого, философского аспектов проблем права, государства, политики. Таким образом, предмет рассматриваемой дисциплины — это не просто совокупность политических и правовых учений прошлого, а именно их история. Выяснение смысла этой историчности значи­мо как для характеристики предмета данной дисциплины, так и ее методологии.

Как и любая другая наука и учебная дисциплина история уче­ний о праве и государстве имеет свою методологию. Методология (от греч. тегойез и 1о§оз — наука о методах) — теория познания, система принципов (т.е. основных начал) и методов (способов) на­учного исследования, основных подходов к изучению его предмета. Методологическими принципами данной дисциплины являются: 1) Принцип, или всеобщий метод, диалектики (от греч. (ИаЬекНке — искусство вести беседу, рассуждать). Сократ рассматривал диалек­тику как искусство обнаружения истины путем сопоставления про­тивоположных мнений, способ ведения ученой беседы, ведущей к истине, настоящим определениям понятий. Методом познания сущего для Сократа была ирония, критический подход к понятиям, рационализм. У Г.Гегеля диалектика — единственно правильный метод познания, раскрывающий истинное содержание предмета в единстве его противоположностей. Как методологический прин­цип диалектика включает в себя, таким образом, требования конк­ретности, сопоставления различных подходов и понятий, единства логического и исторического, учета причин и следствий, ясности определений. В исследовании политико-правовых учений диалектика как всеобщий метод познания играет ведущую роль и требует от исследователя глубокого проникновения в сущность самого учения,

2* 11

всестороннего анализа его идей, логико-понятийного аппарата, спо­соба построения политико-правовой теории. Например в гегелевс­ком учении о праве, наука о праве рассматривается как часть фило­софии, и понятие права трактуется «вне науки права», «как дан­ное». При этом понятие «право» употребляется в его философии в трех основных значениях: право как свобода, «идея права»; право как определенная ступень и форма свободы («особое право»); право как закон («позитивное право»). Сложна и гегелевская трактовка государства: государство как идея свободы, как конкретное и выс­шее право, как правовое образование, как единый организм, как по­литическое государство, как конституционная монархия. Руковод­ствуясь диалектическим методом, важно понять и усвоить не толь­ко замечательные результаты теоретических разработок мыслителей прошлого, но и логику, аргументацию, методы и приемы анализа политико-правовых явлений. В их произведениях бьется живая мысль и, при их чтении создается впечатление будто слу­шаешь мудрого рассказчика.

  1. Принцип историзма. Он требует подходить к тому или иному
    учению, идее, концепции конкретно-исторически, рассматривать их
    в контексте эпохи, учитывать, как это учение складывалось, развива­
    лось, какие этапы в своем развитии прошло, какую роль сыграло в
    дальнейшем развитии теории. Отвергая крайности архаизации или
    модернизации идей и концепций прошлого, исторический подход
    позволяет выявить в них как исторически преходящее, написанное
    на злобу дня и утратившее теоретическую ценность, так и непрехо­
    дящее, вечное, истины и открытия. 'Так, в речах Цицерона против
    заговора Катилины («катилинарии») и Антония («филиппики»),
    в которых он защищал сенатскую республику, в его знаменитых
    «Диалогах» и сегодня не утратили теоретической ценности идеи о
    смешанной форме государства, о государстве (respublica, res populi)
    как деле, достоянии народа, как правовом образовании, его опреде­
    ление естественного права как высшего, «истинного закона», актуа­
    лен и сформулированный правовой принцип: «Под действие закона
    должны подпадать все».

  2. Принцип объективности, как общенаучный метод требует
    оценивать учения и идеи в них без предвзятости, политической или
    партийной конъюнктуры, идеологических пристрастий. К чему
    приводит игнорирование объективного подхода к учениям о праве
    и государстве, наглядно показывают советские учебники по истории
    учений, изданные в 70-80-х гг. XX ст. Здесь правовые доктрины и
    взгляды мыслителей прошлого рассматриваются как отражение
    идейной борьбы разных классов. Возникновение марксизма оцени­
    валось как революционный переворот в учении о государстве и пра­
    ве. Тем самым" обесценивались весь предшествующий опыт поли­
    тико-правовой мысли и немарксистские учения. Объективность не
    терпит идеологических ярлыков, классовой зашоренности. Крите-

12

рием истинности, светом истины (греч. luxveritatis) в изучении прошлых учений являются, с одной стороны, результаты развития теоретических знаний, а с другой — практика, исторический опыт.

4) Принцип социального подхода, общечеловеческой морали. Он требует оценивать идеи, учения, политические программы с точ­ки зрения интересов народа, общечеловеческой морали. Только в гуманитарном измерении, с точки зрения общечеловеческих цен­ностей предстают в истинном свете идеи Ф.Ницше, теории нацио-кратической державы Д.Донцова и др.

Методология любой науки включает набор и общенаучных, и специальных методов исследования. В истории политико-правовых учений используются методы: исторический, логический, систем­ный (общенаучные); хронологический, сравнительно-исторический, ретроспективный, диахронный, биографический (специальные).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   51


написать администратору сайта