Главная страница
Навигация по странице:

  • «семи мудрецов» ( VII

  • Сущность справедливости

  • «искусство управления государ­ ством»

  • Протагор

  • Никакое государство не устоит, если полити­ кой, политическим искусством не будут заняты все его граждане.

  • Курс лекций, прочитанньїх в Национальной юридической академии Украиньї им. Ярослава Мудрого Харьков факт 2001


    Скачать 3.06 Mb.
    НазваниеКурс лекций, прочитанньїх в Национальной юридической академии Украиньї им. Ярослава Мудрого Харьков факт 2001
    АнкорDemidenko_G_G__Istoria_ucheny_o_prave_i_gosuda.doc
    Дата04.02.2017
    Размер3.06 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаDemidenko_G_G__Istoria_ucheny_o_prave_i_gosuda.doc
    ТипКурс лекций
    #2101
    страница4 из 51
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   51

    97

    может быть условно разделена на три периода: ранний, «досокра-товский» (IX — VI вв. до н.э.) период, характерен заметным отхо­дом от религиозно-мифологических представлений к рациональ­ным (в творчестве Гомера, Гесиода и особенно знаменитых «семи мудрецов»), развитием философии и философским подходом к проблемам государства и права (Пифагор и пифагорейцы, Гераклит, Демокрит). Второй, «сократовский» период (V — первая пол. IV в. до н.э.), — время расцвета древнегреческой политической и фило­софской мысли, поворот к проблеме человека (софисты, Сократ, Пла­тон, Аристотель). Третий период (втор. пол. IV—II в. до н.э.) — время упадка греческой государственности, зависимости от Македо­нии, а затем Рима (Эпикур, стоики, Полибий).

    Особенности древнегреческой политико-правовой мысли в зна­чительной мере определялись геополитическими и географически­ми факторами, потребностями укрепления обороны от многочислен­ных нашествий «варваров» с Востока, развития широких междуна­родных связей. Древние греки создали удивительную цивилизацию, обогатившую человечество громадным опытом создания разных моделей государственности, подготовившую почву для европейской континентальной системы права. По богатству политического опы­та, достижений философской, политической и правовой мысли, вкладу в науку и культуру античная цивилизация сыграла роль своеобразной лаборатории, обогатившей знания всего человечества.

    И еще об одной особенности. Здесь субъектами политики (т.е. полисной жизни) были только свободные, граждане полиса — пол­ноправные члены полисного коллектива небольших, иногда кро­шечных, государств, ограниченных территорией города и прилега­ющих к нему селений. Политика и связанные с нею практические и интеллектуальные занятия (shole) считались делом свободных, фи­зический труд — уделом рабов. Отношения господина и раба, главы семьи и остальных ее членов рассматривались, как отношения непо­литические. Активное участие граждан в делах полиса, многообра­зие политического опыта, особенно демократического, вызвали кри­зис мифологических представлений и побуждали искать новые объяснения политических и правовых явлений. Политико-право­вые концепции начинают разрабатываться в рамках общефилософ­ских учений.

    1. РАННИЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

    Литература и искусство Древней Греции донесли до нас религиоз­но-мифологические представления греков о мире, событиях прошло­го, началах полисной жизни, справедливости и законах. Их установ­ление связывалось с волей богов-олимпийцев во главе с Зевсом.

    В поэмах Гомера (VIII в. до н.э.) «Илиаде» и «Одиссее», на кото­рых воспитывалось много поколений эллинов, Зевс выступает как верховный заступник всеобщей справедливости, сурово карающий

    28

    насилие и творящих неправый суд. Автор «Илиады» использует употребляемые в его время понятия «дике» (справедливость), как основу и принцип права, «темпе» (обычай, право), «тиме» (честь, пра­ва). При этом право понимается, как совокупность индивидуаль­ных (неравных, в зависимости от достоинств и заслуг) прав, освя­щенных принципом справедливости и соответствующих сложив­шимся обычаям. Право выступает, как конкретизация вечной справедливости, ее проявление и соблюдение в отношениях как между богами, так и людьми. У древних греков уже в ранний пери­од, исходя из поэм Гомера, было сильно развито чувство права, нрав­ственных и безнравственных деяний.

    Идеи права и справедливого общественного устройства находят развитие в поэмах Гесиода (VII в. до н.э.) «Теогония» (Происхожде­ние богов) и «Труды и дни». Боги выступают в его толковании как олицетворение различных нравственно-правовых принципов и сил. По Гесиоду правление Зевса знаменуется установлением основ справедливости, законности и общественного блага. От Зевса (оли­цетворение всего совершенного) и его жены Фемиды (олицетво­ряющей вечный порядок), родилось две дочки-богини: Дике (справедливость) и Эвномия (благозаконие). Первая охраняет есте­ственно-божественную справедливость и карает неправду. Вторая — законность в общественном устройстве, полисной жизни. Гесиод отстаивает идеалы патриархального (догосударственного) строя, когда люди «золотого века» жили счастливо, не зная ни трудов, ни забот. Порча нравов людей и их уход от божественных установле­ний приводят, по словам Гесиода, к тому, что «правду заменит ку-. лак», «где сила, там и будет право». Такую подмену он клеймил, как извращение представлений о правде и справедливости.

    Очевидно, современники Гесиода четко различали право по природе (божественно-естественное право) и право по человеческо­му установлению — номос. Чрезвычайно плодотворные идеи благо-закония и различия естественного и позитивного права были вос­приняты и развиты следующими поколениями древнегреческих

    мыслителей.

    Рационализация этических и нравственно-правовых представ­лений особенно ярко выступает в творчестве т.н. «семи мудрецов» (VII—VI вв. до н.э.). К ним обычно причислялись Фалес, Питтак, Периандр, Биант, Солон, Клеобул и Хилон. Их мудрость — сплав мысли и опыта, ибо некоторые из них были правителями, законода­телями, реформаторами. Их мудрость облекалась в форму кратких афоризмов и выражений («гномов»). Они утверждали: благоустро­енный полис — это соблюдение законов. «Повинуйся законам» (Хи­лон). «Не делай сам того, что ты осуждаешь в других» (Фалес). «Подчиняйся тому закону, который ты установил для себя», «Пове­левай не прежде, чем сам научишься подчиняться» (Питтак). «Не Довольствуйся наказанием преступника, но предупреждай преступ-

    29

    ления>>, «Употребляй законы старые, а зелень молодую» (Периандр). Как видим, смысл афоризмов — в почтении к законам, их стабиль­ности, восхваление нравственного превосходства. Афоризмы мудре­цов пережили века.

    Знаменитый афинский реформатор и законодатель Солон (ок. 638— 559 гг. до н.э.), избранный первым архонтом, реформировал афин­ский полис, ввел умеренную демократию, основанную на компро­миссе знати и демоса. Государство, по Солону, нуждается прежде всего в законном порядке: порядок и закон — наибольшее благо для полиса, беззаконие и междоусобица — наибольшее зло. Закон, власть закона в полисе — сочетание права и силы. Позже Аристо­тель заметит, что именно с реформ Солона «началась демократия».

    Среди древнегреческих мудрецов выделялся и Пифагор (ок. 580— 500 гг. до н.э.), «величайший эллинский мудрец» по словам Геродота.

    Испытав на себе власть тирана на родном о-ве Самос, Пифагор много путешествовал, жил в полисе Кротон с аристократическим правлением и навсегда остался приверженцем такой формы прав­ления. Сначала в Кротоне, а затем во многих других полисах Юж­ной Италии и остальной Греции последователи его учения органи­зовали геттерии — аристократические по духу тайные религиозно-политические союзы пифагорейцев.

    Пифагор называл себя философом, возможно, первым употре­бившим понятие философии (любви к мудрости) в отличие от са­мой мудрости (софии). Скорее не мистикой, а любовью к математи­ке как основе.наук, было продиктовано его стремление обьяснить начала всего сущего с помощью чисел — «числа от природы суть первое». Все свойства и соотношения в мире, объяснял Пифагор, выразимы в числах. Справедливость — число, умноженное на самое себя, — это первый квадрат. Сущность справедливости состоит в воздаянии равным за равное (добром — за добро, злом — за зло). Равенство, столь существенное понятие для права, у пифагорейцев выступает всеобщим принципом справедливости, «мерой надлежа­щего». Жизнь людей должна быть реформирована (частная и пуб­личная) и приведена в соответствие с выводами философского разу­ма. Человек должен провести свою жизнь достойно, утверждали пифагорейцы, стремясь к прекрасному и заботясь о гармонии души, которую ждет потусторонний суд за прошлый земной путь. Власть богов содействует прочному существованию справедливости, ее воп­лощению в государственном устройстве, законах, правосудии.

    Идеалом пифагорейцев являлся полис, в котором господствуют справедливые законы. В своих беседах Пифагор учил: после боже­ства более всего следует уважать родителей и законы, повинуясь им по убеждению, а не внешне и притворно; законопослушание — вы­сокая добродетель; законы — большая ценность. Склонность к за­конодательным нововведениям пифагорейцы противопоставляли пребыванию «в отцовских обычаях и законах». Наихудшим злом

    30

    пифагорейцы считали анархию (безвластие): человек по своей при­роде не может обойтись без руководства и начальства. Рассуждая о правителях и управляемых, Пифагор говорил, что «правители долж­ны быть не только знающими, но и гуманными, а управляемые не только послушными, но и начальстволюбивыми». Цель воспитания и управления — в упорядочении индивидуальных и общих дел, в гармонизации человеческих отношений, поскольку «порядок и симметрия прекрасны и полезны, беспорядок и асимметрия же безобразны и вредны».

    Пифагорейцы были сторонниками аристократии — правления лучших, знающих, а не родовой знати. Их аристократические сим­патии и антипатии к демократии отмечены интеллектуальным не­доверием к «мнению толпы». «Неразумно обращать внимание на мнение всякого и в особенности на мнение толпы. Ибо немногим свойственно прекрасно полагать и думать. Ведь очевидно, что это свойственно (только) знающим». Пифагорейские нравственно-пра­вовые и политические представления и идеалы пережили их перво­начальные союзы, повсеместно подвергшиеся разгрому.

    Значительное влияние их воззрений испытали многие последу­ющие греческие мыслители, в т.ч. Гераклит (ок. 530 — ок. 470 гг. до н.э.) — знаменитый философ-диалектик.

    Происходил он из аристократического рода города Эфес. Исходя из его философии, в мире царят необходимость и закономерность — всеобщий логос (всеуправляющий разум), проявления которого в вечном изменении, движении, борьбе и обновлении. Нельзя дважды войти в одну и ту же реку, поскольку все течет и изменяется. В этом вечном потоке изменений единое состоит из противоположностей, а противоположности переходят друг в друга и составляют единое. Жизнь полиса и его законы должны, по Гераклиту, следовать логосу. Этот божественный закон — источник человеческого зако­на, который определяет разумную природу закона полиса. Поэтому народ должен сражаться за закон, как за свои стены, своеволие же следует гасить скорее, чем пожар. Большинство людей не понимают всеобщего логоса, которому необходимо следовать. Гераклит разли­чает мудрых и неразумных, лучших и худших. Социально-полити­ческое неравенство — правомерный и справедливый результат все­общей борьбы. Критикуя демократию, где правит толпа и нет места лучшим, Гераклит выступал за правление духовной аристократии. «Один для меня — десять тысяч, если он — наилучший», «И воле одного повиновение — закон». По его мнению, согласование всей Жизни людей, в т.ч. их государственной жизни, законов с велениями логоса, сохраняет свою силу во всех формах и типах политического правления.

    Аристократические взгляды Пифагора и Гераклита существенно отличались от демократических воззрений Демокрита (ок. 460— 370 гг. до н.э.)

    31

    Происходил он из знатного и богатого рода. Его отец мог при­нять у себя в качестве гостя персидского царя Ксеркса. С раннего детства и до глубокой старости Демокрита не покидала страсть к познанию, он был энциклопедическим мыслителем и плодови­тым автором, к сожалению, сохранились лишь отдельные фраг­менты его многочисленных сочинений.

    В своем социально-политическом учении Демокрит одним из первых в истории античной мысли рассматривал возникновение и становление человека и человеческого общества как часть естественного процесса мирового развития. В ходе этого процес­са, полагал Демокрит, люди постепенно под влиянием нужды, под­ражая природе и опираясь на свой опыт, приобрели все свои основ­ные знания и умения, необходимые для общественной жизни. По­лис, законодательства созданы искусственно, а не даны по природе. Отсюда — несовершенство полисной жизни, законов. Соответствие природе, «правде» философ расценивает, как критерий в этике, политике, законодательстве. «То, что считается справедливым, — не есть справедливое: несправедливо же то, что противно природе».

    Государство у Демокрита олицетворяет собой «общее дело» граждан и служит его «опорой». «Дела государственные, — подчер­кивал он, — надо считать много более важными, чем все прочие; каждый должен стараться, чтобы государство было благоустроено, не добиваясь больших почестей, чем ему приличествует, и не захва­тывая большей власти, чем это полезно для общего дела. Ибо госу­дарство, идущее по верному пути, — величайшая опора. Ив этом заключается все: когда оно в благополучии, все в благополучии, ког­да оно гибнет, все гибнет». Апология демократически устроенного государства предполагает решение проблемы благоустроенного го­сударства как сообщества свободных людей с правильным полис­ным порядком.

    По Демокриту единение свободных граждан, взаимопомощь и братство — черта истинной демократии. Ей не противоречит и «правление лучших»: «Приличие требует подчинения закону, влас­ти и умственному превосходству». Возможные упреки во всеобщей бедности при демократии он отводил возражением: «Бедность в де­мократии настолько же предпочтительнее так называемого благо­получия граждан при царях, насколько свобода лучше рабства». Он высказывался за свободное полисное общение, отвергал бесправие и рабство граждан.

    Правления лучших требует «искусство управления государ­ством», которое Демокрит характеризует, как «наивысшее из ис­кусств». Он рекомендует тщательно его изучать и допускать к прав­лению лишь тех, кто сведущ в этом деле, обладает соответствующи­ми знаниями и достоинствами: «Дурные граждане, получая почетные должности, ведут государственные дела небрежно, глупо и

    32

    нагло». Они палки на лесть it угодничество, приносящие вред <> об­щему делу» и благополучию полиса.

    Законы, по Демокриту, призваны обеспечить бла1 оустроенную жизнь в полисе, но для достижения этих результатов необходимы соответствующие усилия и со стороны самих граждан, их повинове­ние закону: «Закон стремится помочь жизни людей. Но он может этого достигнуть только тогда, когда сами граждане желают жить счастливо: для повинующихся закон — только свидетельство их собственной добродетели». Добродетель сама по себе ценнее закона, который лишь средство, причем не самое лучшее, для приобщения к добродетели. «Тот, кто воспитывает в добродетели убеждением и доводами рассудка, окажется лучше, чем тот, кто применяет закон и принуждение». Ибо «тот, кто воздерживается от несправедливости, только подчиняясь закону, будет, вероятно, грешить втайне; тот же, кого побуждают поступить должным образом его убеждения, вряд ли станет делать что-либо неподобающее, все равно тайно или явно». Именно в этом смысле надо понимать слова Демокрита о том, что законы — «дурная выдумка», что «мудрец не должен пови­новаться законам, но жить свободно», что «для мудреца открыта вся земля, ибо мир — родина для высокого духа». Мудрец достаточно добродетелен, чтобы не нуждаться в нравственной опеке государства и законов. Законы нужны собственно для обычных людей, чтобы обуздать присущие им зависть, раздоры, тягу к причинению вреда другому. Отсюда — необходимость наказаний: «Должно во что бы то ни стало убивать все, что приносит вред и попирает справедли­вость. Тот, кто это делает, сохраняет при всяком государственном строе спокойствие духа, право, мужество и имущество скорее, чем тот, кто этого не делает». Само наказание должно опираться на пи­саный закон или устоявшийся правовой обычай.

    Воззрения Демокрита получили широкое распространение сре­ди античных мыслителей уже при его жизни и оказали заметное влияние на последующую политико-правовую мысль.

    2. ПЕРИОД РАСЦВЕТА ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ

    Развитие и расцвет древнегреческих полисов, особенно афин­ской демократии, во второй половине V в. до н.э. обусловили возра­стание роли политики, спрос на знания. Уровень знаний, подготовки к государственной деятельности стали критерием при отборе кан­дидатов на государственные посты. Эти обстоятельства и стали при­чиной появления школы софистов — платных учителей мудрости, которые готовили слушателей к политической деятельности, учили Умению управлять частными и общими делами, выступать в Народ­ном собрании, суде, приемам доказательств и ораторского искусст­ва. Многие из софистов были выдающимися просветителями своего времени, глубокими и смелыми новаторами в риторике, этике, логи-

    33

    ке, праве, политике. Они не составляли какой-нибудь единой школы и развивали различные философские, политические и правовые взгляды. Уже в древности различали два поколения софистов: старших — Протагор, Горгий, Продик, Гиппий, Антифонт и др.; младших — Фрасимах, Калликл, Ликофрон и др. Многие из стар­ших софистов придерживались в целом демократических взгля­дов. Среди младших же софистов были как сторонники демократии, так и аристократии и тирании.

    Что было нового, наиболее примечательного в политико-право­вых воззрениях софистов?

    Во-первых, для них характерен еще больший поворот к проблеме человека, его общественного бытия, поиску естественных основ пра­ва и закона. Основатель школы софистов, пользовавшийся славой много знающего софиста, великого спорщика и блестящего оратора, Протагор (481—411 гг. до н.э.) основной тезис многих софистов сформулировал так: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют». Так заявил Протагор-философ о субъективизме, текучести всех вещей (по Гераклиту), относительности человеческих знаний. Так заявила о себе эпоха расцвета демократии: не только человек для полиса, но и полис для человека, о равенстве всех людей.

    Человек, по Протагору, сначала отличался от животных только умением пользоваться огнем. Этому его научил Прометей. Но люди не умели жить сообща. Тогда боги ввели стыд и правду, наделив ими всех людей, и каждый стал причастен к справедливости и политике (полисной жизни). Никакое государство не устоит, если полити­кой, политическим искусством не будут заняты все его граждане.

    Что на самом деле истинно, мы не знаем, заявлял Протагор. «О богах я не могу знать ни того, что они существуют, ни того, что их нет, ни того, каковы они по виду. Ибо многое препятствует знать это: и неясность вопроса, и краткость человеческой жизни». А то, что для нас полезно, об этом нам говорят естественное право и государственные законы. Законы так же текучи, как и все су­ществующее. Но пока существует данный закон, ему необходимо повиноваться. Поэтому он придавал важное значение воспитанию граждан в духе законов. «Государство, — учил Протагор, начертав законы — изобретение славных древних законодателей, — соответ­ственно им заставляет и повелевать, и повиноваться. А преступа­ющего законы государство карает и название этой каре — исправ­ление, потому что отплата исправляет». Он энергично отстаивал принципы справедливости, законности и общественного порядка, как объективной ценности в жизни человека и государства. Каж­дый гражданин, считал этот мудрец, должен иметь развитое чувство справедливости, рассудительности, благочестия.

    Во-вторых, и старшим, и младшим поколениями софистов раз­рабатывалась концепция личных прав человека. Государство, зако-
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   51


    написать администратору сайта