Курс лекций, прочитанньїх в Национальной юридической академии Украиньї им. Ярослава Мудрого Харьков факт 2001
Скачать 3.06 Mb.
|
Политико-правовые учения Древнего Рима имели много общего с учениями античной Греции. Во-первых, их сходство определялось однотипностью социально-экономических отношений, глубокой преемственностью в развитии их культур. Завоевание Римом греческих полисов положило начало эллинизации римского общества, широкому распространению греческой культуры среди римлян. Во-вторых, политико-правовые учения здесь формировались на основе философских направлений, перенесенных из Греции. При разработке политико-правовых концепций римские мыслители опирались на заимствованные из греческих источников представления о формах государства, о соотношении закона и справедливости, о естественном праве и др. Своеобразие римской политико-правовой мысли было обусловлено, во-первых, развитием отношений частной собственности и рабства, что диктовало необходимость усиления правовой защиты имущественных отношений, особенно со стороны государства. Во-вторых, результатом практической деятельности юристов по толкованию законов явилось обособление юриспруденции в самостоятельную отрасль знаний. В трудах римских юристов получают детальное обоснование институты и нормы действующего права (правовой статус свободных и рабов, классификация имущественных сделок, содержание права собственности и порядок наследования и т. п.). В-третьих, со сменой республиканской формы правления на промонархический режим в Римской империи получили широкое распространение идеи космополитизма, мирового господства римлян. В-четвертых, значительное влияние на идеологию римского общества оказала философия греческих и римских стоиков, их идеи о духовном равенстве, роли судьбы, необходимости подчинения мировому закону. 49 1 УЧЕНИЕ ЦИЦЕРОНА О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ Среди римских юристов в I ст. до н. э. выделялся знаменитый адвокат, государственный деятель и мыслитель Марк Туллий Цицерон (106 — 43 гг. до н. э.). В его обширном творчестве политико-правовые проблемы рассматриваются в работах «О государстве», «О законах», «Об обязанностях». Государство в Древнем Риме именовалось civitas — гражданская община. Основную причину происхождения государства Цицерон видел не столько в слабости людей pi их страхе (как Полибий, Эпикур), сколько в их «врожденной потребности жить вместе». По мнению Цицерона, благодаря согласию людей образуется общество и государство. Поэтому последнее он рассматривает как «достояние народа», «дело народа» (res publica, res populi) — «соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов». Таким образом, государство у него предстает как правовое образование, «общий правопорядок». Такая юриди-зация понятия государства в последующем имела много приверженцев и стала основой теории правового государства. Второй важной причиной образования государства Цицерон называет охрану собственности. Нарушение неприкосновенности частной и государственной собственности рассматриваются им как нарушение справедливости и права («общего правопорядка»). Формы государственного устройства. Цицерон их различает по числу правящих, «характеру и воле того, кто правит». По этим критериям он различал три простые формы правления: царская власть, власть оптиматов (т.е. аристократия) и народная власть (т.е. демократия). Каждая из них имеет свои преимущества и недостатки. При царской власти «все прочие люди совсем отстранены от общего для всех законодательства». При господстве оптиматов «народ едва ли может пользоваться свободой», он лишен и участия «в совместных совещаниях и во власти». При власти народа равенство становится несправедливым, «раз при нем нет ступеней в общественном положении». Поэтому, считает Цицерон, заслуживает наибольшего одобрения четвертый вид государственного устройства, образованный «путем равномерного смешения трех его видов». «Благоволением своим, — пишет он, — нас привлекают к себе цари, мудростью — опти-маты, свободой — народы». Перечисленные достоинства трех форм правления могут и должны, считает Цицерон, быть представлены в смешанной, наилучшей форме государства, нейтрализовать недостатки простых его форм. Ибо царская власть чревата произволом одновластного правителя и легко вырождается в тиранию. Власть оптиматов из наилучших превращается во власть богатых и знатных — олигархию. Полновластие народа, по мнению Цицерона, приводит к пагубным последствиям, к «безумию и произволу толпы» ее тиранической власти — охлократии. Недостатки простых форм 50 ведут к борьбе между различными слоями населения за власть, к смене форм власти, их недолговечности. Достоинства смешанной формы государственного устройства — республики в правовом равенстве граждан, в прочности государства. Такими достоинствами, полагает Цицерон, обладает сенатская республика: царская власть здесь представлена полномочиями консулов, власть оптиматов — полномочиями сената, народная власть — полномочиями народных собраний и народных трибунов. Он выступал за взаимное равновесие властей в республике, «равномерное распределение прав, обязанностей и полномочий», отстаивая республиканские традиции и систему республиканских учреждений, Цицерон выступал за «общее благо», «всеобщее согласие» римских граждан, решительно осуждал стремление к личной диктатуре. Править в государстве, утверждал Цицерон, должны наилучшие. «Поэтому, если свободный народ выберет людей, чтобы вверить им себя, — а выберет он, если только заботится о своем благе, только наилучших людей, — то благо государства, несомненно, будет вручено мудрости наилучших людей... Тем более, что сама природа устроила так, что не только люди, превосходящие других своей доблестью и мужеством, должны главенствовать над более слабыми, но и эти последние охотно повинуются первым». Рабство тоже обусловлено самой природой, которая дарует лучшим людям владычество над слабыми для их же пользы. Мудрый же государственный правитель, согласно Цицерону, должен видеть и предугадывать пути и повороты в делах государства, всячески содействовать прочности и долговечности государства. Лицо, ведающее делами государства, обязано быть мудрым, справедливым, воздержанным и красноречивым. Оно должно быть сведущим в учениях о государстве и «владеть основами права, без знания которых никто не может быть справедлив». Опыт прошлого, по его мнению, показывает: государство таково, каковы были люди, занимающие в нем наивысшее положение. «Зло не только в том, что проступки совершают первенствующие люди, сколько в том, что У них находилось очень много подражателей». Управление государством Цицерон считал сочетанием науки и искусства, требующим не только знаний и добродетелей, но и умения практически их применять в интересах общего блага. Он советовал изучать науки о государстве и праве — «такие науки, которые смогут сделать нас полезными государству». Служение ему — «самая славная задача мудрости и величайшее проявление доблести и ее обязанность». Обязанность идеального гражданина, согласно Цицерону, — следование таким добродетелям, как познание истины, справедливость, величие духа и благопристойность. Гражданин не только не Должен сам вредить другим, посягать на чужую собственность, но и оказывать помощь потерпевшим от несправедливости и трудиться 51 для общего блага. В республике не может быть отстраненности от политики: «при защите свободы граждан нет частных лиц». Право. Как и природу государства, природу права Цицерон видит в природе человека и выводит право из понятия закона, соответствующего естественному праву. Такой закон «есть заложенный в природе высший разум, велящий нам совершать то, что совершать следует, и запрещающий противоположное». Это — «высший закон, который, будучи общим для всех веков, возник раньше, чем какой бы то ни было писаный закон, вернее, раньше, чем какое-либо государство вообще было основано». Его подлинным источником и носителем естественного права является человеческий разум («разум есть закон»), общий для божества и человека. Следовательно, «мы, люди, должны считаться связанными с богами также и законом». Итак, у Цицерона естественное право — это «истинный», «вечный и неизменный закон» для всех народов, «как бы наставник и повелитель всех людей — бог, создатель, судья, автор закона». Право устанавливается природой, а не человеческими определениями и решениями. «Если бы права устанавливались повелениями народов, решениями первенствующих людей, приговорами судей, — писал Цицерон, — то существовало бы право разбойничать, право прелюбодействовать, право предъявлять подложные завещания, — если бы права эти могли получать одобрение голосованием или решением толпы». Поэтому «нелепее всего думать, делал он вывод, что все, значащееся в установлениях и законах народов, справедливо». Естественный закон, по его мнению, мерило для отличия благого закона и дурного, права от бесправия, честного от позорного. Основой права, по Цицерону, является справедливость («мы рождены для справедливости») и склонность любить людей. Справедливость требует не вредить другим и не нарушать чужую собственность. Ей должны соответствовать законы, установленные в государстве. Закон, по Цицерону, «есть решение, отличающее справедливое от несправедливого и выраженное в соответствии с древнейшим началом всего сущего — природой, с которой сообразуются человеческие законы, дурных людей карающие казнью и защищающие и оберегающие честных». Смысл закона именно в том, что он принят и установлен для всех и ради блага всех, — так Цицерон формулирует важный правовой принцип. Основной закон республики — «Salus populi suprema lex!» («Благо народа — высший закон!»), — писал Цицерон. В учении Цицерона о праве отличаются не только естественное и писанное право, но и частное и публичное. Право народов трактуется частью как положительное право разных народов и частью как естественное право международного общения (т.е. международное право). Он призывает к соблюдению международных договоров и обязательств, как важный принцип международного права, различа- 52 ет справедливые войны и несправедливые (война, которая «не была возвещена и объявлена»). Причиной справедливой войны им указывается необходимость защиты государства, а целью — установление мира. Цицерон выступал за гуманное обращение с пленными и побежденными. Заметно и его в целом одобрительное отношение к завоевательным походам римской державы и ее претензиям на мировую гегемонию. В своей политической деятельности Цицерон оставался верен его теоретической концепции государства. Во время правления триумвиров его имя было включено в проскрипционные списки лиц, подлежащих смерти без суда. 7 декабря 43 г. до н.э. он был обезглавлен сторонниками триумвирата. Творческое наследие Цицерона оказало большое влияние на всю последующую историю политической и правовой мысли. Его положения о государстве, как правовом общении, его формах, республике, о гражданине как субъекте права и государства, о естественном праве и законах привлекают внимание многих последующих мыслителей, современных ученых. 2. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ РИМСКИХ СТОИКОВ Стоицизм пользовался в Риме в период расцвета Эллинской культуры исключительно большой популярностью. Среди наиболее известных в эту эпоху римских стоиков выделялись философы и политические деятели Луций Анней Сенека (3—65 гг.), Эпиктет (ок. 50 — ок. 140 гг.) и Марк Аврелий Антоний (121 — 180 гг.). Сенека был известен современникам как философ-моралист, богач, государственный деятель и изворотливый придворный дипломат. Был воспитателем императора Нерона. Обвиненный в государственной измене, по приказу Нерона вынужден был покончить жизнь самоубийством. Его мировоззрение крайне противоречиво, в нем отразился характер переживаемой эпохи, когда социальные катастрофы вызывали даже в самых высоких умах острые противоречия и усилия вырваться из них. В духе воззрений древнегреческих стоиков Сенека считал судьбу, провидение причиной всех причин. Человеческие отношения рассматривал как часть мировых отношений, которые люди не в силах изменить. Люди — «родные друг другу», ведь природа сотворила всех людей из одной и той же материи и для одних и тех же целей. Все люди — члены одного мирового целого, абсолютно равны ДРУГ другу и каждый человек священен для другого. Сенека считал всех людей не только равными, но и одинаково благородными. Даже рабы часто гораздо благороднее своих господ. Благодаря разуму и общительности люди в борьбе за существование овладели природными стихиями и живут в тесном сообществе. Вместе с другими стоиками Сенека доказывал природную необходимость государства. Земное государство рассматривал как 53 часть государства космического, Вселенной, членами которого являются все люди. «Мы, — писал он, — должны представить в воображении своем два государства: одно, которое включает в себя богов и людей; в нем взор наш не ограничен тем или иным уголком земли, границы нашего государства мы измеряем движением солнца; другое — это то, к которому нас прописала случайность. Это второе может быть афинским или карфагенским или связано с еще каким-либо городом; оно касается не всех людей, а только одной определенной группы их». Разум и необходимость повелевают следовать правилам естественного государства, как отдельным людям, так и их сообществам. Сходные идеи развивал и Эпиктет. Он резко критиковал богатство и осуждал рабство. «Чего не желаешь себе, не желай и другим. ...Как не уживаются друг с другом добродетель и порок, так и свобода и рабство». Эпиктет призывал к личному нравственному совершенствованию и надлежащему исполнению той роли, которая определена судьбой. Марк Аврелий развивал «представление о государстве с равным для всех законом, управляемым согласно равенству и равноправию всех, и царстве, превыше всего чтущим свободу подданных». В сочинении «К самому себе» он писал: «...мир подобен Граду. Ибо кто мог бы указать на какое-нибудь другое общее устройство, к которому был бы причастен весь род человеческий? Отсюда-то, из этого Града, и духовное начало в нас, и разумное, и закон». В духе стоиков он излагал нравственные максимы: «Непозволительно рядом с благом разума и гражданственности ставить нечто чужеродное: одобрение толпы, упоение властью, богатством, жизнью, полной наслаждений». «В жизни лучшее — справедливость, истина, благоразумие, мужество — ...самодостаточность духа». Нравственно-правовые идеи и положения греческих и римских стоиков оказали влияние на римских юристов первых столетий нашей эры. 3. РИМСКИЕ ЮРИСТЫ О ПРАВЕ В результате влияния греческой философии и правопонимания римское правоведение превратилось в науку. Но в отличие от греческих знаний о праве, римское правоведение было сконцентрировано на конкретных практических вопросах в силу назревшей необходимости обслуживания высокоразвитой экономической системы хозяйства с оживленной торговлей и судоходством, развитием договорных институтов. За несколько столетий до н.э. оно прошло путь от jus sacrum (божественное, сакральное право) до jus civile (гражданское право). Начало светской юриспруденции согласно преданию связано с именем Гнея Флавия (I в. до н. э.), издавшего сборник «Jus civile Flavianum» (цивильное право Флавия), использовавшийся в гражданском процессе. 54 По мере вытеснения правовых институтов республиканского периода, происходившего в эпоху принципата, в Риме все большую сИлу набирал опыт ученых-правоведов. Власть нуждалась в специалистах, которых император мог постоянно использовать в качестве своих помощников. Огромное значение для упрочения позиций ученых-правоведов, а также и самого правоведения имели меры, предпринятые римским императором Августом, которые давали наиболее авторитетным юристам право проведения судебных экспертиз (jus respondendi). В практическом смысле это означало, что заключения (responsa) именно этих юристов имели законную силу и предъявлялись в суде. В них же содержались и различного рода комментарии к гражданскому праву. Деятельность юристов по решению правовых вопросов включала respondere — ответы на юридические вопросы частных лиц; cavere — сообщение нужных формул и помощь при заключении сделок; agere — сообщение формул для ведения дел в суде. К числу самых известных юристов периода ранней империи принадлежали Гай, Папиан, Павел, Ульпиан и Модестин (II—III вв.). Позже, в V в. специальным законом о цитировании юристов положениям этих пяти юристов была придана законная сила. Гай был судебным экспертом, важнейшей работой которого является учебник в четырех частях для начинающих юристов «Institutionum juris civilis commentari», завоевавший огромную популярность и широко использовавшийся законодателями. В сокращенном и переработанном виде он вошел в первую часть фундаментального труда императора Юстиниана «Corpus juris civilis» (Свод римского гражданского права). В него вошли и дигесты (или Пандекты), т.е. собрание отрывков из сочинений преимущественно вышеназванных выдающихся римских юристов, а также собрание императорских конституций — кодекс Юстиниана. В них отразились многие важные общетеоретические положения по праву и политике. Человеческое право (jus) понималось римскими юристами как право естественное (jus naturale) и обычное право, закон (lex), включавшее эдикты магистратов, решения сената, право юристов, установления принцепсов, конституции императоров и т.д. Таким образом, естественное право в трактовке римских юристов относилось к действующему праву, было его составной частью и не проти-ставлялось ему. «Все народы, управляемые законами и обычаями, — писал Гай, — пользуются частью своим собственным, частью правом, общим всем людям». Естественное право являлось основой и составной частью права народов (jus gentium). «Право народов, — объяснял Ульпиан, — это то, которым пользуются народы человечества; можно легко понять его отличие от естественного права; последнее является общим для всех живых существ, а первое — только для людей в их отношениях между собой». Различие лишь по 55 кругу субъектов естественного права и права народов. Выделявшиеся в составе действующего права три части — естественное право, право граждан и право народов рассматривались юристами во взаимосвязи и единстве. «Цивильное право, — отмечал Ульпиан, — не отделяется всецело от естественного права или права народов. ...Таким образом, наше право является или писаным или неписаным, как у греков; из законов одни написаны, другие ненаписаны». Собственно сущность права теоретически точнее сформулировал юрист Павел. «Слово «право», — объяснял он, — употребляется в нескольких смыслах: во-первых, «право» означает то, что всегда является справедливым и добрым, каково естественное право. В другом смысле «право» — это то, что полезно всем или многим в каком-либо государстве, каково цивильное право. Не менее правильно в нашем государстве правом называется jus honorarium (преторское право)». Таким образом, право в правопонимании римских юристов приобрело значение справедливости, правды (justitia) и равенства, эквивалентности (aequi) как общих принципов естественного права. Юриспруденцию Ульпиан определял как науку о справедливости и несправедливости. Требования соответствия права справедливости распространялись на все источники права, в т.ч. и на закон. Отсюда и характерное для римских юристов определение закона. Так, по Папиану, «Закон есть предписание, решение мудрых мужей, обуздание преступлений, совершаемых намеренно или по неведению, общий обет государства». Здесь подчеркивается не только общеимперативность, общегосударственный характер закона, но и момент долженствования, различения должного и запретного в соответствии с правопони-манием стоиков. Самым ходовым изречением римских юристов было: «Dura lex sed lex» («Строг закон, но закон»). Императив (веление) права как справедливого права так формулировал Модестин; «действие (сила) права: повелевать, запрещать, наказывать». Его соответствие началам, принципам права часто подчеркивалось юристами. Так, Павел писал: «То, что воспринято вопреки началам права, не может быть распространено на последствия». Противоречие принципам права не может иметь юридической силы. Эту мысль развивал и юрист Юниан: «Тому, что установлено вопреки смыслу права, мы не можем следовать как юридическому правилу». Эта фраза использовалась римскими юристами в детально разрабатываемых правилах и приемах толкования права. Не «строгое право», привязанное к закону, а право, опирающееся на «добрую совесть», справедливость, т.е. нравственные принципы, не только буква, но и дух закона, — как заметит Г.Гегель, — вот что придало римскому праву его непреходящее значение. |