Курс лекций, прочитанньїх в Национальной юридической академии Украиньї им. Ярослава Мудрого Харьков факт 2001
Скачать 3.06 Mb.
|
Особенностями методологии Монтескье в исследовании природы права, государства, политики, законодательства являются, во-первых, последовательный историзм, установление закономерностей исторического процесса. «Я установил общие начала, — писал он в предисловии к трактату «О духе законов», — и увидел, что частные случаи как бы сами собой подчиняются им, что истории всех народов вытекали из него как следствие ... Принципы свои я вывел не из своих предрассудков, а из самой природы вещей». Для мыслителя история человечества — независимый от Бога закономерный процесс, законы — необходимые отношения, вытекающие из природы вещей, объективно существующие правила. Этапы развития человеческого общества, от далекого первобытного до современной цивилизации у Монтескье — это смена физических закономерностей на социальные, которые влияют и определяют общий дух, общий характер нации. Используя эмпирический, сравнительно-исторический, хронологический методы изучения прошлого, он убедительно показывает влияние исторических закономерностей и обстоятельств на возникновение права и государства, его формы и принципы правления, обстоятельно исследует римское законодательство, происхождение и изменения гражданских законов во Франции, историю права и государства других стран. 1 Де Секонда Шарль Луи получил свою фамилию и наследство от знатного дяди — барона де ла Бред и де Монтескье. После колледжа увлекся изучением юриспруденции. В университете изучал право. Был советником, затем президентом суда в Бордо. Стал членом французской Академии. Отказавшись в 1726 г. от должности, занялся изучением европейского искусства, путешествовал по Европе. Увлекся историей и теорией государства и права, философией, социологией, физикой, механикой и др. науками, став ученым-энциклопедистом. Из опубликованных произведений Монтескье наиболее известны «Персидские письма» (1721 г.), «Размышления о причинах величия и падения римлян» (1734 г.), «О духе законов» (1748 г.). 160 Во-вторых, Монтескье отводил важную роль физическим и мо-•ральным причинам, влияющим на общественную жизнь, принципы правления и законодательство. Прежде всего — географическим факторам: климату, размеру и положению страны, численности ее населения, качеству почвы и т.п. Но особенно — моральным факторам: образу жизни, нравам и обычаям ее народов, их религии, степени свободы в государстве и др. Как писал сам просветитель, «моральные причины более влияют на общий дух, общий характер нации и должны более учитываться при выявлении общего духа по сравнению с физическими причинами». Действительно, там, где сам Монтескье отступает от этого правила, абсолютизирует географические факторы, он приходит к произвольным выводам (вроде того, что азиатские народы склонны к подчинению, а европейцы — к господству). Эти идеи мыслителя впоследствии были использованы идеологами геополитики и расизма. Но сам Монтескье преследовал цель показать «триумф морали над климатом». Главная тема «О духе законов» — политическая и гражданская свобода человека, защищаемая законами. Обоснование идеала свободы мыслитель связывал с природой права и государства, государственным устройством, качеством положительных законов. Какова природа права и государства? Мир разумных существ, замечает Монтескье, далеко еще не управляется с таким совершенством, как мир физический. Как существо разумное, человек в естественном состоянии управляется неизменными естественными законами. К естественным законам он относил стремление к миру, к добыванию пищи, влечение к сближению, желание жить в обществе. Соединившись в обществе, люди утрачивают сознание своей слабости, равенство между ними исчезает и начинается война. По мнению Монтескье, это война двоякого рода: между нациями и между отдельными лицами. «Эта двоякая война побуждает установить законы между людьми». Так появляются законы, определяющие отношения между народами (международное право), между правителями и управляемыми (право политическое), отношения всех граждан между собой (право гражданское). Единство воли людей образует гражданское состояние, достаточно развитое состояние жизни людей в обществе, предшествующее образованию государства. Поскольку общество не может существовать без правительства и общих законов, (чтобы защитить справедливость и избегать войны Между людьми), согласно Монтескье, необходимо государство. «Соединение всех отдельных сил ... образует то, что называется политическим состоянием (государством)». Правительство должно соответствовать характеру народа, для которого оно установлено. Закон вообще есть, по Монтескье, разум человеческий, управляющий всеми людьми. Поэтому законы политические и гражданские каждого народа не более как частные случаи приложения этого разума. Далее он исследует те факты, которые в своей совокупно- 161 сти образуют «дух законов»: они должны соответствовать свойствам народа, для которого они установлены, ибо лишь в чрезвычайно редких случаях эти законы могут оказаться пригодными и для другого народа; они должны соответствовать природе и принципам правления; они должны соответствовать физическим и моральным свойствам страны (ее климату, величине, образу жизни народа, степени свободы, религии населения, нравам и обычаям и т.д.). Таким образом, здесь впервые определены и систематизированы правооб-разующие факторы для национального законодательства. Ш.Монтескье различает три образа (формы) правления: республиканский, монархический и деспотический. Республиканское правление — где верховная власть в руках или всего народа (демократия), или его части (аристократия). Монархическое — правление одного человека, но посредством твердо установленных законов. В деспотии все определяется волей и произволом одного лица вне всяких законов и правил. «Нельзя говорить без ужаса об этом чудовищном правлении», — отмечается в трактате. Республика, по Монтескье, характерна для небольших государств (типа греческого полиса), монархия — для государств средней величины, деспотия — для империй. Однако и республиканское правление может быть установлено на обширной территории, если речь идет о федеративной республике («общество обществ»). Природе каждого правления соответствует принцип его деятельности, играющей правообразующую роль. Должными принципами — в республике (особенно в демократии) Монтескье называет добродетель (любовь к законам и отечеству, равенству и умеренности), в монархии — честь, в деспотии — страх. Место добродетели — рядом со свободой. Принципам правления должны соответствовать и основные (конституционные) законы государства. К основным законам демократии Монтескье относит законы, определяющие верховенство народа, его право издавать законы, (избрание законодательной власти), назначать правителей и должностных лиц, контролировать их, законы воспитания (любви к демократии, добродетели) и др. К основным законам аристократии Монтескье относит те, которые определяют право части народа издавать законы и следить за их исполнением. По его мнению, аристократия будет тем лучше, чем более она приближается к демократии, что и должно определять направление законодательства в аристократии. В монархии, где источником власти является сам государь, к основным законам просветитель относит те, которые определяют направления власти, наличие «посредствующих, подчиненных и зависимых властей», их правомочий, где главной является власть дворянства. Иначе без дворянства монарх становится деспотом. В деспотии, где, собственно, нет законов, основным законом является наличие должности полновластного визиря. Автор трактата прослеживает также влияние принципов различных видов правления на характер гражданских и уголовных 162 законов, на формы судопроизводства и определение наказаний. По его мнению, чем больше правление приближается к республиканскому, тем определеннее и точнее становится способ отправления правосудия. «Природа республиканского правления требует, чтобы судья не отступал от буквы закона, — отмечает мыслитель. — Там нельзя истолковывать законы во вред гражданину, когда дело идет о его имуществе, его чести или его жизни». В государствах демократических добродетель в состоянии удерживать от многих преступлений. В этих государствах законодатель будет менее заботиться о наказаниях за преступления, чем о предупреждении преступлений. Причины всякой распущенности — от безнаказанности преступлений, полагает Монтескье, а не от слабости наказаний. В демократии больше дорожат свободой граждан. Что такое свобода? Свобода, по Монтескье, «есть право делать все, что дозволено законами». Подобно Вольтеру он отождествляет политическую свободу с личной безопасностью, независимостью индивида от произвола властей, гражданскими правами. Развивая учение Дж.Локка, французский просветитель считал: чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходимо разделение властей в государстве на законодательную, исполнительную и судебную. Принцип разделения властей состоит, согласно Монтескье, в том, чтобы они принадлежали различным государственным органам. Помимо разграничения компетенции предусматривается предоставление каждой из трех властей специальных полномочий с тем, чтобы они ограничивали и сдерживали друг друга, действовали согласованно. «Все погибло бы, — считает он, — если бы в одном и том же лице или учреждении, составленном из сановников или дворян, или из простых людей, были соединены эти три власти: создавать законы, приводить в исполнение общеобязательные постановления и судить преступления или тяжбы частных лиц». Ведущие и определяющие позиции в системе властей отводятся законодательной власти. Судебная «в известном смысле как бы совсем не власть». Такое разделение и взаимное сдерживание властей, по Монтескье, является главным условием для обеспечения политической свободы в ее отношении к государственному строю. Она устанавливается основными законами государства. Именно эти условия, а не природа государственного строя, будь то демократия или аристократия, обеспечивают политическую свободу. Во-вторых, свобода по отношению к гражданину может явиться результатом обычаев, нравов, «общего духа народа», физических свойств страны и соответствия им гражданских законов. В-третьих, безопасность граждан обеспечивается главным образом доброкачественными уголовными законами и правосудием. «Если не ограждена невиновность граждан, то не ограждена и свобода, — пишет Монтескье. — Сведения о наилучших правилах, кото- 163 рыми следует руководствоваться при уголовном судопроизводстве, важнее для человечества всего прочего в мире». В-четвертых, политическая свобода граждан в значительной степени зависит от соблюдения принципа соответствия наказания преступлению. «Свобода торжествует, — замечает Монтескье, — когда кары, налагаемые уголовными законами, извлекаются ими из особенной природы преступлений». Тогда нет места произволу, а наказание уже зависит не от каприза законодателя, но от существа дела. В-пятых, зависимость свободы от законов требует правильной классификации законов, соблюдения правил их составления и точного их применения. Люди, отмечает Монтескье, управляются различными законами: естественным, божественным (правом религии), церковным (каноническим), международным, государственным, гражданским, семейным правом. И «высшая задача человеческого разума состоит в том, — пишет мыслитель, — чтобы точным образом определить, к какому из названных разрядов по преимуществу относятся те или иные вопросы, подлежащие определению закона, дабы не внести беспорядка в те начала, которые должны управлять людьми». Основополагающими принципами законодательства Монтескье называет соответствие законов положительных «духу народа», физическим свойствам страны, принципу правления, «духу умеренности», ибо «благо политическое, как и благо нравственное, всегда находятся между двумя пределами...». Он формулирует правила составления законов, которыми -должен руководствоваться законодатель. В частности, слог законов должен быть сжат и прост. Слова закона должны быть однозначными, вызывая у людей одни и те же понятия. Законы не должны вдаваться в тонкости, поскольку «они предназначены для людей посредственных способностей и содержат в себе не искусство логики, а здравые понятия отца семейства». Не следует делать изменений в законе без достаточных на то оснований. Не следует запрещать действия, в которых нет Ничего дурного, только ради чего-то более совершенного и т.д. Теория закона у Монтескье, его концепция о принципах правления, разделении властей, политической свободе обладали значительной новизной, соединяли либеральное понимание свободы с идеями конституционализма. Предложенная им триада властей (законодательной, исполнительной и судебной) впоследствии стала классической формулой теории конституционализма. В условиях предреволюционной Франции его учение призывало к созданию представительных органов власти и передаче им законодательных полномочий. Как компромисс он допускал сохранение привилегий дворянства, предусматривал образование в законодательном собрании верхней палаты. Образцом последовательного воплощения принципа разделения властей мыслитель называл государ-164 ственный строй Англии, где законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная — королю, а судебная — присяжным. Вероятно, такая форма правления представлялась ему и в будущей франции. Учение Монтескье оказало существенное влияние на всю последующую политико-правовую мысль, особенно на развитие теории и практики правовой государственности. К его идеям обращались представители исторической и социологической школ права. Идеи свободы, гражданских прав и разделения властей получили закрепление и развитие в конституционных актах революционной Франции, Конституции США и конституциях ряда других государств. 3. ТЕОРИЯ НАРОДНОГО СУВЕРЕНИТЕТА Ж.Ж.РУССО Новое направление общественной мысли — политический радикализм — связано с именем выдающегося французского философа, писателя, теоретика педагогики, драматурга и композитора Жан Жака Руссо (1712—1778 гг.).1Его программа коренных преобразований общественного строя отражала интересы и требования масс, городской бедноты. Литературную известность Руссо принес его очерк «Рассуждения о науках и искусствах», получивший первую премию Дижон-ской академии. Отвечая на вопрос: сделал ли прогресс наук и искусств людей более счастливыми и более нравственными, — он писал, вопреки традициям Просвещения: прогресс наук и искусств, ничего не прибавив к нашему благополучию, только испортил нравы. Работа вызвала горячие споры и его выводы были названы «парадоксами Руссо». Однако центральное место в мировоззрении Руссо занимали его социально-политические идеи. Наиболее полное их изложение и обоснование содержали его исторический очерк «Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1755 г.) и знаменитый трактат «Об Общественном договоре, или Принципы политического права» (1762 г.). Проблемы общества, государства и 1 Руссо Жан Жак родился в Женеве в семье часовщика. В раннем возрасте он лишился родителей, не получил систематического образования. В 1728 г. покинул Женеву. Пережил много унижений, обостривших чувство социальной несправедливости. Редкое трудолюбие и талант способствовали его самообразованию. В 1741 г., переехав в Париж, сблизился с Д.Дидро, Ж.Д'Аламбером, П.Гольбахом и др. просветителями, которые привлекли его к работе над знаменитой «Энциклопедией». Руссо — представитель идейного течения сентиментализма, в основе которого лежали культ естественных чувств и простого образа жизни, сострадание к бедному человеку и идеализация природного состояния людей. Руссо — автор романа-трактата «Эмиль, или О воспитании», где изложил свои педагогические взгляды, 4-х томного романа «Юлия, или Новая Элоиза», положившего начало сентиментализму, нескольких комедий, музыкальных произведений, произведений по теории музыки и др. В 1791 г. прах Руссо по решению Законодательного собрания Франции был перенесен в Париж. 165 права мыслитель начинает решать, изучая естественное и гражданское состояние человека. В естественном состоянии, по Руссо, все свободны и равны, отсутствует частная собственность. По мере совершенствования навыков и знаний человека, складывались общественные связи, зарождались социальные формирования — семья, народность. Семья, по его мнению, — самое древнее из обществ и единственно естественное, прообраз политических обществ. Однако развитие цивилизации, по Руссо, привело к появлению и росту общественного неравенства, регрессу свободы. Имущественное неравенство явилось следствием установления частной собственности на землю. На смену естественному состоянию с этого времени пришло гражданское общество. «Первый, кто, огородив участок земли, придумал заявить: «Это мое!» и нашел людей достаточно простодушных, чтобы тому поверить, был подлинным основателем гражданского общества». Это привело к появлению богатых и бедных, между которыми разгорается ожесточенная борьба, и, как следствие, — политическое неравенство, учреждение публичной власти. С ее установлением все согласились, внимая «хитроумным» доводам богатых, надеясь обрести свободу и — «бросились прямо в оковы». Так появилось государство. Теперь общество поделилось на правящих и подвластных. Созданные путем пагубного договора государство и законы «наложили новые путы для слабых и придали новые силы богатому, безвозвратно уничтожили естественную свободу, навсегда установили закон собственности и неравенства, превратили ловкую узурпацию в незыблемое право и ради выгоды нескольких честолюбцев обрекли с тех пор весь человеческий род на труд, рабство и нищету». Последний предел неравенства наступает с перерождением государства в деспотию. В ней нет больше ни правителей, ни законов — там только одни тираны. Равенство здесь восстанавливается, ибо подданные перед деспотом — ничто в своем рабстве и бесправии. «Человек рождается свободным, но повсюду он в оковах». Народ снова возвращается в естественное состояние, круг замыкается. Пока народ принужден повиноваться и повинуется, пишет Руссо, он поступает хорошо. Но если народ сбрасывает ярмо, он поступает еще лучше, возвращая себе свободу. Здесь мыслитель явно оправдывает насильственное ниспровержение абсолютизма, лишенного легитимности, справедливого и законного характера. Таким образом, первоначальный договор об учреждении государства, безвозвратно уничтоживший естественную свободу, превратил ловкую узурпацию в незыблемое право. Правительство и законы здесь утратили правовой характер. Сила заменила право, а рабство — свободу. Но «сила не творит право», — считает философ. «Слова рабство и право противоречат друг другу; они взаимно исключаю/г друг друга». 166 В противовес такому ложному, порочному и пагубному для человечества направлению развития общества и государства Руссо развивает свою концепцию общественного соглашения как «подлинного договора между народами и правителями». Его формула сводится к следующим положениям: каждый передает в общее достояние и ставит под высшее руководство общей воли свою личность и все свои силы, превращаясь в нераздельную часть целого. Это коллективное Целое получает в результате такого акта свое единство, свое общее Я, свою жизнь и волю. Это лицо юридическое, «некогода именовалось гражданскою общиною, ныне же именуется Республикой, или Политическим организмом: его члены называют этот Политический организм Государством, когда он пассивен, Сувереном, когда он активен, Державою — при сопоставлении его с ему подобными». В результате такого правильного и законного договора образуется ассоциация равных и свободных индивидов, в совокупности они получают имя народа, в отдельности — граждан как участвующих в верховной власти, подданных как подчиняющихся законам государства. Таким образом, отчуждение по общественному договору естественной свободы и равенства возмещается каждому (но уже как неразрывной части целого, члену народа-суверена, гражданину) в виде договорно установленных прав и свобод. Общественный договор, по Руссо, служит в государстве основой всех прав. Благодаря ему все становятся «равными в результате соглашения и по праву». |