Курс лекций, прочитанньїх в Национальной юридической академии Украиньї им. Ярослава Мудрого Харьков факт 2001
Скачать 3.06 Mb.
|
Суверенитет трактуется мыслителем как «осуществление общей воли», неограниченной власти, направляемой общей волей. По условиям общественного договора она принадлежит народу. Идеи народного суверенитета вместе с идеями равенства и свободы (равных прав и обязанностей) выступают у Руссо как основополагающие принципы республиканского строя, центральные пункты его политических программ. Если в естественном состоянии свобода индивида, согласно Руссо, ограничивалась лишь его физической силой, то в республике свобода гражданская ограничена общей волей. Только одна общая воля, считает мыслитель, может управлять силами государства в соответствии с целью его установления, каковая есть общее благо. Общее благо как цель государства, по его убеждению, может быть выявлено только большинством голосов. «Общая воля всегда права», — утверждал Руссо. При этом он различает общую волю и волю всех: первая имеет в виду общие интересы, вторая — интересы частные и представляет собой лишь сумму изъявленной воли частных лиц. «Но отбросьте, — поясняет Руссо, — из этих изъявлений воли взаимно уничтожающиеся крайности; в результате сложения оставшихся расхождений получится общая воля». Различение между индивидом как частным лицом со своими частными интересами и же индивидом как гражданином, носителем общих интересов 167 сыграло значительную роль в конституционно-правовом закреплении итогов Французской революции. В дальнейшем оно легло в основу теории прав человека и гражданина. Отстаивая господство в государстве и его законах общей воли, Руссо резко критикует всевозможные отдельные ассоциации, партии, группы и общественные объединения, вступающие в неизбежную конкуренцию с сувереном. Их воля становится общей по отношению к своим членам и частной по отношению к государству, искажающую общую волю граждан. Он присоединяется к мнению Н.Макиавелли о том, что наличие сект и партий причиняет вред государству. Но делает важный вывод: «если же имеются частичные сообщества, то следует увеличить их число и тем предупредить неравенство между ними». В своей идеализированной конструкции народного суверенитета Руссо предусматривает равенство прав и обязанностей граждан и государства. Пределы государственной власти в ее взаимоотношениях с подданными, согласно его учению, ставятся границами общих соглашений. Верховная власть, какой бы неограниченной, священной, неприкосновенной она ни была, не переступает и не может переступить границы общих соглашений. Каждый человек может всецело распоряжаться тем, что ему эти соглашения предоставили из его имущества и свободы. Так что суверен не вправе наложить на одного из подданных большее бремя, чем на другого. Вместе с тем, суверен, по мысли Руссо, не связан собственными законами. «Нет и не может быть никакого основного закона, обязательного для Народа в целом, для него не обязателен даже Общественный договор». Он вправе изменить и условия договора. Суверен «стоит выше и судьи, и Закона», ибо ему принадлежит право помилования, освобождения от наказания, предусмотренного законом и определенного судом. Боле того, по Руссо, власть суверена включает право на жизнь и смерть подданных. Когда государь говорит гражданину: «Государству необходимо, чтобы ты умер», — то он должен умереть, потому что только при этом условии он жил до сих пор в безопасности, потому что его жизнь не только благодеяние природы, но и дар, полученный им на определенных условиях от государства». Такой антииндивидуалистический гимн суверену, превосходящий этатизм Т.Гоббса, больше не встречается в теории суверенитета. Зато практика тоталитарных государств полна трагических примеров реального воплощения руссоистского ее толкования. Ж.Ж.Руссо отвергает требование каких-либо гарантий защиты прав индивида в их взаимоотношениях с государством. С одной стороны, у суверена «нет и не может быть таких интересов, которые противоречили бы интересам этих лиц, ...ибо невозможно, чтобы организм захотел вредить всем свои членам». Но с другой стороны, согласно мыслителю, нужны гарантии против подданных, чтобы обеспечить выполнение ими своих обязательств перед сувереном: 168 «если кто-либо откажется подчиняться общей воле, то он будет к этому принужден всем организмом, а это означает не что иное, как то, что его силою принудят быть свободным». Итак, по Руссо, общественный договор дает политическому организму (государству) неограниченную власть над всеми его членами во имя общего блага — свободы и равенства. Эту власть, направляемую общей волей, он и именует суверенитетом. Народный суверенитет имеет, согласно его учению, два признака: он неотчуждаем и неделим. Как отчуждение суверенитета от народа в пользу тех или иных лиц или органов, так и его деление между различными частями народа (сословиями) по логике Руссо означали бы отрицание суверенитета как общей воли всего народа. Народ как суверен, как носитель и выразитель общей воли, «может быть представляем только самими собою». «Передаваться, — подчеркивает он, — может власть, но никак не воля». Таким образом, по существу здесь отрицается как представительная форма власти, так и принцип разделения верховной власти государства на различные власти. Законодательная власть — воля суверена и принадлежит, по Руссо, только народу. Суверен действует посредством законов. Законы — акты общей воли. Поэтому парламент или другое представительное собрание депутатов, считает мыслитель, не могут являться представителями народа, они лишь его уполномоченные: «они ничего не могут постановлять окончательно». Всякий закон, если народ не утвердил его непосредственно сам, недействителен. Исполнительная власть (правительство) — сила суверена, согласно Руссо, решения которой не относятся к компетенции суверена или области закона. Ее власть выражается в актах частного характера. Она — посредствующий организм между подданными и сувереном. Правительство является лишь его служителем, уполномоченное приводить в исполнение законы и поддерживать свободу как гражданскую, так и политическую. Оно может быть представлено магистратами или правителями, носить название государя, действующим согласно законам. Устройство исполнительной власти, в целом, должно быть таково, чтобы «оно всегда было готово жертвовать Правительством для народа, а не народом для Правительства». Соединение власти законодательной и исполнительной делает правление непригодным. В качестве меры, призванной предотвратить узурпацию власти чиновниками, мыслитель предлагал периодически созывать народные собрания для решения вопросов о доверии правительству и должностным лицам. «Проведение таких собраний, — писал Руссо, — имеет своей целью, сохранение общественного договора». Народоправство, по его мнению, исключает необходимость в разделении государственной власти как гарантии политической свободы. Достаточно разграничить компетенцию законодательных и исполнительных органов, подчинить исполнительную власть суверену. 169 В зависимости от того, кому суверен вручает правление (всему или большей части народа, немногим или одному), Руссо различает такие формы правления, как демократия, аристократия, монархия. В чистом виде, замечает он, эти виды правления не существуют. Вообще говоря, подчеркивает мыслитель, демократическое правление наиболее пригодно для малых государств, аристократическое —-для средних, а монархическое — для больших. В условиях народовластия «даже монархия становится республикой». Правление, при котором народ уменьшается в числе и оскудевает, по Руссо, есть худшее. Всякое правление посредством законов Руссо считает республиканским правлением. «Таким образом, — подчеркивает он, — я называю Республикой всякое государство, управляемое посредством законов, каков бы ни был при этом образ управления им». По мнению мыслителя, общественный договор дает жизнь государству, наделяет же волей и движением его законодательство. Соглашения и законы объединяют права и обязанности граждан, возвращают справедливость. В гражданском состоянии все права определяются законом. Их цель — сохранение свободы и равенства. Руссо выделяет четыре рода законов: политические (основные), гражданские, уголовные и «наиболее важные из всех» — нравы, обычаи и особенно общественное мнение. Последние законы «запечатлены не в мраморе, не в бронзе, — пишет просветитель, — но в сердцах граждан; они-то и составляют подлинную сущность государства; ...когда другие законы стареют или слабеют, они возвращают их к жизни или восполняют их, сохраняют народу дух его первых установлений и незаметно заменяют силою привычки силу власти». В духе Ш.Монтескье он говорит о необходимости учета в законах географических факторов, нравов, обычаев народа и др., которые делают «его законы пригодными для него одного». Законодатель, по Руссо, — во всех отношениях человек необыкновенный в государстве. Чтобы открыть наилучшие правила общежития, нужен ум высокий, понимающий страсти и природу людей готовый трудиться в одном веке, а пожинать плоды в другом. «Потребовались бы Боги, — заключает Руссо, — чтобы дать законы людям». Деятельность такого необыкновенного законодателя просвещает народ и подготавливает почву для мудрых актов суверена. Таким образом, в политической доктрине просветителя главное внимание уделено проблемам социальной природы власти, ее принадлежности народу. В ней нет детального проекта организации идеального строя. Для него важнее начало «свободной республики», управляемой посредством законов, свободы и равенства в ней. Власть суверена и общая воля определяют права и обязанности индивидов. Выступая против обобществления частной собственности, Руссо предлагал уравнять имущественное положение граждан: «Ни один гражданин не должен быть настолько богат, чтобы быть в состоянии купить другого, и ни один — настолько беден, чтобы быть 170 вынужденным продавать себя». Все это проявляет эгалитаристский характер социальной доктрины Руссо. Она оказала значитель-ное влияние на общественное сознание и развитие в период французской революции, стала одним из основных идейных источников философии и политического радикализма последующих двух веков. 4. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ИДЕИ ЯКОБИНЦЕВ Политико-правовые доктрины и программы мыслителей Просвещения получили свое практическое воплощение и теоретическое развитие в ходе Великой французской революции (1789—1794 гг.). Сложилось революционно-демократическое направление политической мысли, ярким выражением которой стало творчество вождей якобинского движения Ж.Марата и М.Робеспьера. Сплавом идей якобинцев и теоретиков французского коммунизма на заключительном этапе революции была политическая программа Г.Бабе-фа и его сторонников. Жан Поль Марат (1743—1793 гг.)1 в своих политических и правовых работах — «Цепи рабства» (1774 г.), «План уголовного законодательства» (1780 г.), «Проект Декларации прав человека и гражданина с последующим планом справедливой, мудрой и свободной Конституции» (1789 г.) в условиях назревания Французской революции разработал важные теоретические политико-правовые проблемы. Уже в первом своем политическом произведении «Цепи рабства» развивал идеи неприемлемости для народов деспотического абсолютизма. При нем нет политической свободы: «государь теперь является всем, а государство — ничем». Марат исследовал истоки, методы и средства установления деспотической власти, ее последствия, пути и формы борьбы с ней. В «Плане уголовного законодательства», продолжая рассуждения Ш.Монтескье о законодательстве и законах, Марат формулирует важный вывод: неважно, кем созданы законы, лишь бы они были справедливыми; неважно, кто является их блюстителем, лишь бы было обеспечено их исполнение. Он развивает здесь ряд конституционных принципов — ответственность общества за социальную защиту своих граждан, защиту их собственности, создание условий Для их самореализации, законы должны касаться лишь того, что явно связано с благом общества и др. 1 Марат Жан Поль — ученый и публицист, один из вождей якобинцев во время Французской революции. Родился в Швейцарии. В 16-летнем возрасте переселился во Францию, где до 1765 г. изучал естественные, политические и философские науки в Бордо и Париже. Владел основными европейскими языками и латынью. Находился ПоД идейно-политическим влиянием Ж.Ж.Руссо и Ш.Монтескье. После переезда в Англию, где прожил около 10 лет, изучал естествознание, медицину, получил степень Доктора медицины. В 1792 г. был избран в Конвент. Вместе с М.Робеспьером возглавил подготовку народного восстания, свергнувшего власть Жиронды в 1793 г. Продолжал выпускать популярную газету «Друг народа». 13 июля 1793 г. был убит. 171 В духе гуманистических идей Просвещения Марат в проекте «Декларации прав человека и гражданина>> обстоятельно разрабо-тал теорию прав и свобод человека и гражданина. Он писал, что «взаимные права» людей восходят к естественному праву человека. Благодаря общественному договору они приобретают священный и непререкаемый характер. «... Всякое политическое сообщество должно иметь целью утверждение прав своих членов». Источник права Марат усматривает в потребностях индивида: права человека «вытекают единственно из его потребностей». Поскольку люди располагают одинаковыми естественными правами, по его мнению, они должны сохранять равные права, соединяясь в общество. «Гражданские права предусматривают личную безопасность, — говорится в проекте «Декларации», — позволяющую не бояться никакого угнетения; личную свободу, позволяющую правильно пользоваться всеми своими физическими и нравственныгли способностями; собственность на различные блага, позволяющую спокойно наслаждаться всем, чем обладаешь». (Подчеркнуто мной — Г.Д.) Однако в обществе, как и в природе, нет строгого равенства: люди наделены различной степенью чувствительности, умственного развития, силы, способности к труду и т.п. согласно Марату, тем не менее не следует допускать неравенство в состояниях и закон должен предупреждать «слишком большое неравенство состояний», устанавливать его предел. Каждый гражданин вправе требовать поэтому «разумного раздела имущества» тех, кто пользуется достоянием бедняка, вдовы, сироты. «Всякая власть, — пишет он, — которая этому противится, есть власть тираническая». По Марату, каждый гражданин вправе требовать «самого тщательного отправления правосудия и иметь самое лучшее правительство». Таким образом, гражданское общество составляют у него граждане, наделенные широкими общесоциальными правами и свободами, опирающиеся на материальные предпосылки и влияющие на правоприменение. Ж.Марат обосновывает роль политических прав, правовых институтов и механизмов в защите прав человека, класса (бедняков), нации. Прежде всего: разделейие властей в государстве и их ограничение правами гражданина; независимость суда; утверждение законов народом, равноправие, свобода печати и др. Автор «Декларации» предусматривал создание специального органа (Верховного трибунала), призванного карать высших должностных лиц, судей, за злоупотребления и недобросовестные действия, нарушения служебного долга, рассматривать кассационные жалобы граждан. Единственное ограничение свободы человека в обществе, которое допускает Марат, — запрещение наносить ущерб другим. Взаимное обязательство между всеми членами государства, вытекающее из общественного договора, требует подчинения законам. Осуждая «любовь к всевластию» как «источник рабства среди людей», деспотизма, вождь якобинцев в 1793 г. активно отстаивает 172 идею выдвижения народного трибуна или революционного диктатора на переходный период. Согласно Марату, назначение диктатуры — «уничтожить изменников и заговорщиков», «врагов революции». Он допускает применение революционного террора к ним. Оправдывая его целесообразность, Марат пояснял: «Никто не питает большего омерзения к пролитию крови, чем я. но чтобы помешать пролитию потоков, я настаиваю на пролитии нескольких ее капель». По его убеждению «деспотизм свободы» покончит силой с деспотизмом королей, рвением аристократии и «несколько своевременно отрубленных голов надолго сдержит врагов общества и на целые столетия избавит великую нацию от бедствий нищеты и ужасов войны». Таким образом, революционная целесообразность диктатуры и террора заслонила во взглядах одного из вождей якобинского движения разработанную им теорию народного суверенитета, разделения властей, прав человека, механизмов их защиты, управления государством и проч. Однако даже временное игнорирование права, правовых гарантий безопасности гражданина, упование на репрессии, устрашение, наказания как подтвердил опыт, имело роковые последствия и для самой революции и для ее вождей. Столь же характерной эволюцией от либерально-демократических до авторитарных идей отличалась и система государственно-правовых воззрений Максимилиана Робеспьера (1758—1794 гг.).1 В своих многочисленных речах, докладах, воззваниях он отстаивал интересы третьего сословия, защищал идеи народного суверенитета и политического равенства. Как и Марат, Робеспьер испытал сильное влияние идей Ж.Ж.Руссо, Ш.Монтескье, отстаивая идеал республики. Республика и демократия у него — понятия-синонимы. Демократия, по Робеспьеру, — «это такое государство, где суверенный народ, руководимый им же самим созданными законами, делает сам все то, что возможно, и при помощи своих представителей — все то, что он не может делать сам». Принципом народного правительства, пружиной, приводящей его в движение, он так же как и Монтескье, называет республиканскую добродетель. Она — душа демократии. 1 Робеспьер Максимилиан Мари Изидор де родился в семье адвоката. Окончил юридический факультет Парижского ун-та, занимался адвокатурой. В 1783 г. избран членом Арасской Академии наук и искусств (в 1786 г. стал ее президентом). В этот период отстаивал естественные права человека, критиковал французское законодательство, впоследствии стал депутатом Генеральных штатов, членом Учредительного собрания. С 1793 г. фактически возглавил Комитет общественного спасения, став одним из руководителей народного восстания. Революционные взгляды Робеспьера нашли воплощение в его работах, многочисленных публичных выступлениях: речах, Докладах, воззваниях. Одних только речей за период с 1789 по 1794 гг. он произнес свыше 600. Как реальный глава правительства якобинцев, был без суда гильотирован после термидорианского переворота в 1794 г. 173 М. Робеспьер развивает и обогащает важнейшие положения своих предшественников — о естественных правах человека, демократии, исполнительной власти, границах частной собственности и др. Он считает: гражданская свобода — главная забота конституционного правительства, индивидуальная и общественная свобода — условие и составляющая прав человека и гражданина. По его мнению, три начала должны лежать в основе политического союза: 1) охрана и обеспечение естественных прав гражданина, развитие всех его способностей; 2) право каждого гражданина на участие в законодательстве и управлении, обусловленное естественным равенством и прирожденной свободой людей; 3) верховенство власти народа в государстве. «Если один из членов общества подвергается угнетению, то налицо угнетение всего общества. Если общество подвергается угнетению, то налицо угнетение каждого члена общества. Право на сопротивление угнетению есть следствие из других прав человека». Это право и должно реализовать революционное правительство, чтобы «заменить все пороки и все нелепые стороны монархии всеми добродетелями и чудесами Республики». В своем докладе в Конвенте «О принципах революционного правительства» (1793 г.) Робеспьер обосновывал разработанную им концепцию конституционного и революционного правительства. Четкое понимание различий их принципов и функций, по его мнению, важно для успеха революционных преобразований. «Цель конституционного правительства — сохранить Республику; цель революционного правительства — основать ее. Революция — это война свободы против ее врагов; Конституция — это режим победоносной и мирной свободы». |