Курс лекций раздел I. Общие основы педагогики тема Педагогика в системе наук о человеке. Методология педагогики и методы педагогических исследований
Скачать 1.09 Mb.
|
Вопросы и задания для самопроверки и размышлений 1. Раскройте сущность понятия "педагогическая технология". 2. Назовите критерии технологичности педагогической технологии. 3. По каким основаниям классифицируются педагогические технологии? 4. "Технология, которую я выбираю…". Аргументируйте свой выбор. 5. Рейтинговая форма контроля за усвоением учебного материала: за и против. Обоснуйте свою точку зрения. Литература 1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М., 1995. 2. Бондаревская Е.В. Гуманистическая педагогика личностно-ориентированного образования// Педагогика. – 1996. - №1. – с.104 – 108. 3. Кларин М.В. Педагогическая технология. – М., 1989. 4. Кудрявцев П.О. Проблемное обучение: истоки и сущность. – М., 1991. 5. Левитас Д.Т. Практика обучения. Современные образовательные технологии. – Воронеж: НПО "МОДЕП", 1998. 6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С. Полат. – М.: "Академия", 2000. 7. Питюков В.Ю. Основы педагогических технологий. – М., 1997. 8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998. РАЗДЕЛ III. ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ Тема 8,9,10 Теоретико методические основы современного воспитания 1. Сущность воспитания, его особенности и основные функции. 2. Смена парадигм воспитания. 3. Цель, общие закономерности воспитания. 4. Принципы современного воспитания. 5. Важнейшие задачи воспитания. 6. Содержание воспитания. 7. Технология воспитательного процесса. 8. Условия эффективного применения воспитательных технологий. 8.1. Сущность воспитания, его особенности и основные функции Воспитание - целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности, вхождению ее в контекст современной культуры, становлению ее как субъекта и стратега собственной жизни. Белорусские ученые в понятие "воспитание" вводят структурные элементы: ценности воспитания, воспитательная среда и воспитательный процесс . Ценности воспитания - это значимые для человека природные, материальные и нравственно-духовные объекты или явления, выступающие социокультурными образцами жизни, на которые сориентированы теории, технологии и способы социально- педагогической деятельности. Воспитательная среда - это такая организация социальной среды, когда все многообразие человеческих взаимоотношений и материальных объектов в осознанной или неосознанной форме несет в себе воспитательные функции. В качестве необходимого фона воспитательной среды выделяется психолого-педагогическая атмосфера - совокупность эмоциональных взаимосвязей воспитателя и воспитанника, возникающих на основе доверия, уважения, сотрудничества и милосердия. Воспитательный процесс - целесообразно организованный процесс взаимодействия, направленный на удовлетворение потребностей его участников. Базисом является деятельность воспитуемого по приобретению системы личностно и общественно значимых ценностей, а желаемым для общества результатом - формирование жизненных навыков, положительного отношения к созидательной деятельности, природе, обществу, к другим людям и к самому себе. Назначение и роль воспитания проявляются в его функциях: 1. Функция развития предполагает изменение направленности личности воспитанника, структуры ее потребностей, мотивов поведения, способностей и др. 2. Функция формирования предстает как специально организованный процесс предъявления педагогом ребенку (учащемуся, студенту) социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения для его личностного, гражданского и профессионального роста. 3. Функция социализации заключается в обеспечении усвоения социального опыта и выработки совместно со взрослыми собственных ценностных ориентаций в процессе совместной деятельности и общения. 4. Функция индивидуализации предстает как процесс становления "Я-образа", духовного мира личности, ее социальных ролей и отношений на основе ее психического и социального опыта, опыта других людей и поколений. 5. Функция психолого-педагогической поддержки проявляется как помощь детям и Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь // Праблемы выхавання. – 2000. - №2. учащейся молодежи и решении их индивидуальных проблем, связанных с психофизическим и моральным здоровьем, обучением, межличностными отношениями и общением, профессиональным и жизненным самоопределением. Предметом педагогической поддержки выступает процесс совместного с ребенком, молодым человеком определения его собственных актуальных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство в различных сложных ситуациях его жизни и самостоятельно достичь желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни. Предметом психологической поддержки выступают проблемы взрослеющей личности, связанные с кризисными событиями жизни, нарушениями личностного развития и поведения, трудностями социальной адаптации и интеграции. 6. Гуманитарная функция воспитания заключается в обеспечении прав ребенка, удовлетворении потребностей в безопасности, эмоциональном комфорте и независимости, здоровье, смысле жизни, личной свободе. 7. Культурообразующая функция воспитания проявляется в сохранении, воспроизводстве и развитии культуры, предполагает ориентацию на воспитание человека культуры. 8.2. Смена парадигм воспитания Воспитание как организация процесса развития и саморазвития личности но многом определяется воспитательной средой, включающей в себя природные, социальные и культурные факторы. Оно тесно связано с повседневной жизнью, в которой существует индивид, с особенностями жизнедеятельности в регионах, состоянием его религиозности и социальной активности. Человек всегда является частью социального целого: народа, нации, региональной общности, с которыми он связан неразрывными духовными связями как субъект соответствующей культуры. В каждом социуме и культуре воспитание обретает свою специфическую предметность и объект, предполагает особые методы и средства. Уже в силу поликультурной ситуации в обществе оно не может быть раз и навсегда однозначно определенным и единым. В одном случае ставка делается на усвоение групповых образцов и норм коллективной деятельности, стиля мышления той или иной общности; в другом - на духовное развитие личности в соответствии с теми или иными идеалами; в третьем - на развитие структуры потребностей и способностей в зависимости от стадии развития личности, имеющих биологическую, психологическую или социальную основу. Современная ситуация подсказывает, что воспитание должно иметь поликультурную основу. Социальная же обусловленность воспитания позволяет говорить о социальном воспитании как важнейшей функции социальной педагогики. Новая воспитательная парадигма предполагает сохранение естественного характера и порядка социализации индивида, освоения им культурных форм поведения, начиная от своей повседневной культуры, непосредственного социального окружения, естественной среды, формирующих структуру потребностей и интересов личности, развиваясь посредством постепенного наполнения этих потребностей соответствующим духовным содержанием, нравственным и научным смыслом, приобщением к более широким социокультурным горизонтам. Уходящая парадигма может быть представлена как структура, ценностно-целевым образом направленная на социальную ориентированность, безусловную авторитетность педагога, репродуктивность в отношении транслируемых в воспитательном процессе ценностей и применяемого педагогом инструментария, отождествление государственного и личностного интереса. Новая воспитательная парадигма предполагает: установку на равенство различных видов социально приемлемого воспитательного опыта (воспитание на народных традициях, светское воспитание, религиозное воспитание): направленность педагогических усилий на построение самим воспитанником социально приемлемых ценностных ориентаций; терпимое отношение к инакомыслию, которое не пропагандирует жестокость, насилие, агрессивность к другим; диалогизм культурных позиций, их продуктивную кооперацию; освоение педагогами позиции посредника между воспитанником и культурой; ориентацию па формирование научного мышления; рассмотрение культуры как полисистемного образования, аккумулирующего в себе разноголосие эпох, народов, различных подходов к миру; использование в воспитании народной педагогики белорусов; обеспечение прав ребенка и человека; предоставление ребенку (учащемуся, студенту) свободы выбора и принятия ответственности и самоответственности; единство индивидуального и коллективного опыта. Стержневой идеей новой педагогической технологии должно выступать управление инициативой самого воспитанника в процессе педагогического взаимодействия. Со стороны педагога это предполагает как его поддержку, так и создание условий для самореализации. Такой подход способствует самоопределению личности, стимулированию способности к успешной адаптации. 8.3. Цель, общие закономерности и принципы воспитания Воспитание как любая педагогическая деятельность, строится на соответствующих закономерностях и методологических принципах, ставит адекватную цель и задачи и выполняет конкретные воспитательные функции. Цель воспитания - формирование социально, духовно и морально зрелой творческой личности, субъекта своей жизнедеятельности. Социально, духовно и морально зрелая творческая личность - личность с высоким уровнем культуры, обладающая творческим потенциалом, способная к саморазвитию и саморегуляции, с присущими ей качествами гражданина, патриота, труженика и семьянина. Важнейшие общие закономерности воспитания: цель, задачи и содержание воспитания определяются объективными потребностями общества, социально-культурными и этническими нормами и традициями; развитие ребенка и формирование его личности происходит неравномерно, что связано с рассогласованностью вербальных, сенсорных и двигательных процессов; воспитательный процесс представляет собой постоянную трансформацию внешних воздействий во внутренние процессы личности; эффективность воспитания зависит от оптимальной организации деятельности и общения детей, учащихся, молодежи; действенность воспитания определяется степенью собственной активности личности; действенность воспитания обусловлена учетом потребностей, интересов и возможностей личности ребенка (учащегося, студента), отношением к ней как к целостности и самости; результаты воспитания зависят от понимания и учета влияния на личность ребенка (учащегося, студента) объективных и субъективных факторов. 8.4. Принципы воспитания Приоритетными принципами воспитания в современных условиях являются: принцип научности как опора в воспитательном процессе на психологические и половозрастные особенности детей и учащейся молодежи, использование воспитателем достижений педагогической, психологической и других наук о человеке; принцип природосообразности, определяемый не только проявлением природных задатков индивида, но и психофизиологическими возможностями человека и их обусловленностью информационными и социальными явлениями; принцип культуросообразности, проявляющийся как совокупность всех форм духовной жизни общества, которые обусловливают формирование личности, социализацию молодого поколения, основываясь па ценностях национальной и мировой культуры; принцип ненасилия и толерантности предполагает терпимость воспитателя к воспитаннику, его индивидуальности, отказ от любых форм психологического и физического насилии; принцип связи воспитания с жизнью проявляется в учете воспитателем экономических, социальных, экологических, демографических и других условий жизнедеятельности воспитанников; принцип открытости воспитательных систем предполагает оптимальное сочетание различных воспитательных моделей с жизненным опытом личности, ее реальной жизнедеятельностью, создание на этой основе детских дошкольных учреждении открытого типа, социально-педагогических, социально-культурных, образовательно- культурных комплексов; принцип вариативности деятельности, соответствие ее содержания изменяющимся детским (молодежным) потребностям, интересам, возможностям; принцип эстетизации детской (молодежной) жизнедеятельности. 8.5.Важнейшие задачи воспитания 1. Нравственное развитие личности, предполагающее осознание учащимися факта сосуществования и взаимодействия в мире множества культур, каждая из которых имеет свои идеалы, систему духовных и нравственных ценностей; воспитание моральных качеств (совестливости, милосердия, достоинства, любви, добра, трудолюбия, порядочности) и опыта нравственного поведения. 2. Формирование патриотизма и гражданственности, основанной на любви к своей земле, народу, языку, уважение к истории своего Отечества, национальной культуре, традициям, обычаям. Воспитание у учащейся молодежи гражданского долга, ответственности, мужества, основанных на знаниях гражданского права и обязанностей. 3. Развитие самосознания личности, как способность выделять себя из окружающей действительности, осознавать себя представителем рода человечества, своей страны, народа, семьи, профессиональных и других групп. 4. Формирование трудовых навыков, как творческого отношения к труду, целеустремленности, трудолюбия, ответственности, честности, умения прогнозировать личные и коллективные трудовые успехи, способности к профессиональному самосовершенствованию, развития навыков самообслуживания и безопасного поведения. 5. Формирование ответственного поведения, проявляющегося в способностях контролировать себя, свои естественные потребности и задатки, проявлять себя в качестве субъекта деятельности, коммуникации, культуры, проявлять самодеятельность и творческие возможности, соблюдать правила и нормы общежития. Формирование ответственного поведения означает развитие способности поставить свое поведение под контроль разума, вырабатывать и ставить перед собой цель, давать оценку, мотивировать и обдумывать свои действия, принимать правильные решения, утверждаться в них, планировать организацию своей деятельности, направлять выполнение решений. 6. Формирование здорового образа жизни, проявляющееся в отношении к своему здоровью как к ценности, умениях и навыках его сохранения и укрепления. 7. Развитие эмоциональной сферы личности ребенка, осуществляемое в первую очередь в интимно-родственных отношениях в семье, основанных на любви, заботе, теплоте, ненасилии. 8. Развитие чувства прекрасного средствами природы, искусства, окружающей предметной среды, повышающими активность, результативность, творческий характер деятельности воспитанников, формирующими умение видеть, любить и ценить прекрасное во всех сферах их жизнедеятельности, отношениях, общении. 9. Развитие экологического сознания, предусматривающего создание условий для приобретения учащимися и молодежью соответствующих знаний и практического опыта решения проблем в данной области; формирование ценностных ориентации экологического характера и привычек экологоцелесообразной деятельности; способность к причинно-следственному анализу ситуаций и явлении в системе "человек - общество - природа" и выбору способов решения экологических задач. 9.1. Содержание воспитания Гуманистическое понимание развития человека определяет новые подходы к содержанию воспитания детей и учащейся молодежи, которое основывается на учете потребностей растущей личности, общечеловеческих ценностях и базовых компонентах культуры личности. Осознание самоценности человеческой жизни, ориентации на возрождение духовно нравственных ценностей. Все это определяет стратегию воспитания. В ее реализации первостепенное место занимает культура. Культурологический подход как методологическая основа содержания воспитания представляется продуктивным. Он позволяет делать культуру содержанием воспитания, а воспитание процессом культуротворчества. Основное содержание воспитания, предполагающее освоение и присвоение общечеловеческих, личностных и гражданских ценностей, реализуется в процессе формирования следующих Пановых компонентов культуры личности. Нравственно-этическая культура Содержание воспитательной работы включает: формирование представлений и понятий о нравственных основах жизни; усвоение идеи национального самосознания как фактора нравственной культуры народа; знакомство с принципом толерантности; формирование в коллективе культуры межличностных отношений и совместной деятельности; развитие этического мышления, нравственных чувств, мотивов поведения; воспитание высоких моральных качеств: доброты, милосердия, терпимости, вежливости, совестливости, порядочности, достоинства и др.; формирование норм поведения, необходимых учащимся и молодежи в быту, семье, общественных местах, учебных заведениях, на природе. Критерии сформированности нравственно-этической культуры: сформированность ведущих нравственных качеств; развитость этических норм поведения; умение понимать человека и сопереживать ему; точность и обязательность в обещаниях; доброжелательность по отношению к людям; проявление чувства солидарности и коллективности в повседневной жизни; проявление материальной и духовной щедрости; соблюдение этикета. Национальная культура Содержание воспитательной работы включает приобщение детей и учащейся молодежи к ценностям национальной культуры; самоопределение и самореализации личности; использование воспитательного потенциала календарно-обрядового цикла белорусского народа. Критерии сформированности национальной культуры: развитие национального самосознания; уважение культуры национального большинства; интерес к языку, истории и культуре Беларуси; уважение правил, норм и законов жизни людей других национальностей, проживающих в Республике Беларусь; наличие преемственности во взаимоотношениях поколений; участие в созидательной, преобразующей деятельности на благо национальной культуры. Гражданская культура Содержание воспитательной работы включает: воспитание чувства ответственности за свой дом, порядок в нем; формирование ответственности за судьбу отечества; усвоение детьми и учащейся молодежью знаний о своих правах и обязанностях и воспитание потребности реализовывать их в повседневной жизни; стимулирование политической, экономической, социальной, природоохранительной активности, развитие чувства уважения к законам государства, атрибутам государственности; формирование правосознания, законопослушания и чувства патриотизма. Критерии сформированности гражданской культуры: наличие знаний о Конституции Республики Беларусь, гражданских правах и обязанностях, об особенностях гражданского общества; законопослушность (уважение законов); готовность к активному участию в жизни общества; осознание своих прав и обязанностей; сформированность потребности отстаивать интересы Республики Беларусь. Психологическая культура Содержание воспитательной работы включает: формирование навыков и умений эффективной адаптации к меняющимся условиям жизнедеятельности, событиям жизненного пути, повышение психологической компетентности, развитие коммуникативных способностей, коррекцию личностного развития и поведения, стимуляцию процессов самопознания и самосовершенствования. Критерии сформированности психологической культуры: наличие знаний о психической жизни человека, основных психологических явлениях; психическая и социальная адаптированность; стрессовая устойчивость; способность к саморегуляции мотивационной, эмоциональной, волевой и нравственной сфер личности; стремление к самопознанию, самореализации и самоактуализации; коммуникативные способности; социально ориентированная направленность поведения; развитый уровень самосознания. Культура труда Содержание воспитательной работы включает: формирование у детей и учащейся молодежи положительной мотивации трудовых действий; готовности к труду; умений и навыков управления собой в процессе трудовой деятельности; творческого отношения к труду. Критерии сформированности культуры труда: готовность к самостоятельной трудовой жизни; творческий подход к работе; умение организовать совместный труд, руководить и подчиняться общим интересам в коллективной деятельности; качественное и ответственное выполнение работы; навыки по технике безопасности труда. Культура семейных отношений Содержание воспитательной работы включает: формирование у детей и учащейся молодежи отношения к семье как важнейшей ценности, потребности в укреплении семейно-родственных отношений и поддержании традиций, осознания себя, как члена семьи и рода, навыков оказания помощи своим близким; выполнение режима жизнедеятельности семьи; обустройство своего жилья; заботу о сохранении чести и достоинства своей семьи; формирование готовности к семейной жизни. Критерии сформированности культуры семейных отношений: понимание культуры семейных отношений; осознание значимости социально- нравственной, мотивационной, психологической и педагогической готовности к семейной жизни; наличие знаний о своей родословной, семейных традициях и реликвиях; участие в ведении домашнего хозяйства и наличие навыков ухода за маленькими детьми; оказание регулярной помощи престарелым, немощным родителям и родственникам; принятие на себя постоянных обязанностей по дому; наличие чувства ответственности за свою семью, ее благосостояние. Гендерная культура Содержание воспитательной работы включает: формирование у учащихся представлений о жизненном предназначении мужчины и женщины; присущих им положительных качествах и чертах характера; раскрытие физиологических, психологических и этических особенностей девочек-девушек, мальчиков-юношей; формирование представлений о мужском и женском достоинстве, этическом смысле красоты детства, отрочества, юности, зрелости, старости, подлинной и мнимой красоте человека. Критерии сформированности гендерной культуры: усвоение взаимоотношений между мальчиками и девочками, юношами и девушками, мужчинами и женщинами; стремление к взаимопониманию и заботе друг о друге но взаимоотношениях между мальчиками и девочкам, юношами и девушками, мужчинами и женщинами; наличие качеств, характерных для мальчика (юноши, мужчины): смелость, мастерство в каком-то деле, рыцарство, благородство, трудолюбие, совершенствование физической силы, умение преодолевать трудности, готовность прийти на помощь женщине и защитить ее и др.; наличие качеств, характерных для девочки (девушки, женщины): доброта, женственность, отзывчивость, мягкость, терпимость к недостаткам близких людей, умение прощать, забота о слабых, больных, сиротах, любовь к детям и др.; наличие честности, искренности, доверия, верности, милосердия, взаимопомощи во взаимоотношениях между мальчиками и девочками (юношами и девушками, мужчинами и женщинами). Культура здорового образа жизни Содержание воспитательной работы включает: усвоение учащимися сути таких понятий, как "жизнь", "здоровье", восприятие их как общечеловеческих ценностей; формирование умения различать физическое (телесное) и моральное (духовное); воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; формирование способности видеть взаимосвязи и взаимозависимости в таких триадах: жизнь - здоровье -окружающая среда; жизнь - здоровье - безопасность; уяснение значимости физического и умственного труда, физической культуры, спорта, туризма, общения с природой. Критерии сформированности культуры здорового образа жизни: отношение к своему здоровью и здоровью окружающих как к ценности; наличие умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, безопасного и ответственного поведения; сформированность гигиенических навыков и привычек; наличие физической и умственной активности; умение противостоять разрушительным для здоровья формам поведения. Эстетическая культура Содержание воспитательной работы включает: формирование и развитие у учащихся и молодежи эстетического идеала, эстетического интереса, эстетического восприятия и эстетического вкуса как основных компонентов эстетического сознания; формирование художественных и искусствоведческих знаний; эстетическое отношение к природе и искусству; эстетизацию учебно-воспитательного процесса, окружающей предметной среды, отношений в ученическом коллективе, в семье; развитие и реализацию художественного творческого потенциала детей и учащейся молодежи; развитие эмоциональной сферы личности художественными средствами; приобщение к мировой и отечественной художественной культуре. Критерии сформированности эстетической культуры: наличие стремления к общению с искусством и природой; наличие эстетической потребности в преобразовании окружающей действительности по законам красоты и нетерпимости к безобразному; умение воспринимать искусство, сопереживать и получать наслаждение от высокохудожественных образцов; умение дать эстетическую оценку произведению искусства и объекту природы; способность художественно-творческого самовыражения; эстетизация отношений с окружающими людьми; знание основ народного искусства, историко-культурных традиций своей страны, стремление к их творческому освоению и сохранению. Экологическая культура Содержание воспитательной работы включает: усвоение ведущих мировоззренческих идей и формирование ценностных ориентации экологического характера; усвоение системы научных и эмпирических знаний о природных процессах и явлениях; прогнозирование последствий воздействия человека и общества на окружающую среду и свою жизнедеятельность. Критерии сформированности экологической культуры: наличие представлений о взаимодействии в системе "человек-общество-природа", знаний о природе родного края, локальных, региональных и глобальных экологических проблемах; участие в разнообразных видах деятельности в области природопользования и охраны окружающей среды; сформированность ответственности за сохранение природного окружения, определяющего условия жизни людей; соблюдение норм экологически безопасного поведения. 10.1. Технологии воспитательного процесса Составные элементы воспитательных технологий Любая деятельность, в том числе и педагогическая, может быть организована технологически либо основываться па интуиции, педагогическом чувстве меры и такта. Технологию воспитания можно рассматривать в широком и узком смыслах слова. В широком – это система последовательного развертывания педагогической деятельности и общения, направленных на достижение поставленной цели во всей системе. В узком — это проявление индивидуального мастерства педагога в реализации им оптимальных средств, форм и методов воздействия на развитие личности в конкретной ситуации. Методы, составляющие основу традиционной воспитательной технологии: убеждение, внушение, подражание, упражнение, побуждение - в современной социокультурной ситуации необходимо дополнить гуманистической технологией. Ее ключевыми звеньями выступают следующие составляющие. Учет актуальных потребностей учащихся разного возраста. Чтобы по- настоящему понять внутренний мир ребенка (учащегося, студента), необходимо знать сложившуюся у него структуру потребностей. Следует изменить точку зрения, сформировавшуюся в прежние времена, о том, что существуют "плохие" и "хорошие" потребности. Это педагогический миф. Потребности ребенка не имеют знака, они лишь обеспечивают выживание и адаптацию. Но существуют социально приемлемые и социально неприемлемые способы удовлетворения потребностей. Совершенно очевидно, что непосредственным "трансформатором" структуры потребностей являются положительные эмоции, сопровождающие успешное удовлетворение этих потребностей. При этом используются эффективные механизмы реализации потребностей и формирования социально приемлемого поведения: воздействие на эмоционально-познавательную сферу (усвоение правовых знаний, формирование нравственных убеждений, изменение системы ценностей и отношений к действительности) и деятельностную сферу (использование социально организованных форм деятельности, способствующих формированию социально-позитивных потребностей). Позитивное восприятие ребенка (учащегося, студента) педагогом. Смысл позитивного восприятия заключается в том, чтобы понять и воспринять внутренний мир учащегося, выявить, раскрыть и дать проявиться всему тому, что заложила природа в ребенка, верить в его силы и возможности. Следует смотреть и на недостатки ребенка как на его достоинства, которым еще не найдено применение. При этом щадяще применяется прежде всего психолого-терапевтическое и социально-педагогическое воздействие. Оно предполагает воспитание с преобладанием нравственных средств, укрепляющих психофизическое здоровье. Педагог принимает ребенка (а следовательно, и его родителей) таким, каков он есть. И только затем, благодаря терпению, состраданию и любви, он будет становиться таким, каким его хочет видеть педагог, общество. В современной социокультурной ситуации необходимы гуманистические деятельностные технологии, обеспечивающие "проживание", т.е. приобщение к знаниям и жизненному опыту ребенка. Суть идеи заключается в том, что все талантливы, что любого ребенка можно всему научить, если верить в него и доверять ему, делать не за него, а вместе с ним, расширяя и обогащая зону ближайшего развития. Оно требует исключительного напряжения познавательных и нравственных сил воспитателя, его системной высококультурной работы. Но только такое напряжение и может дать положительные результаты, развить в педагоге гуманистическое мастерство. Воспитание без принуждения, психического и физического насилия. Под насилием понимается то, что заставляет совершать действия и поступки, не соответствующие его совести, а следовательно, оно сдерживает развитие сил и потенциала воспитанника, приводит к отставанию в физическом, нравственном, духовном развитии. Этика ненасилия – подлинная основа гуманизма, поэтому она и является системообразующим началом технологии гуманистического воспитания. Воспитание без принуждения и насилия в свою очередь способствует формированию личности, отвергающей принуждение в любых формах, она обеспечивает развитие самосознания и ответственности. Только тот человек способен овладеть гуманными принципами построения отношений с другими людьми, природой, самим собой, кто ответственен за свои действия и поступки, кто принимает иное – других людей, природу, материю как равных себе, как то, что нельзя покорять, а с чем необходимо сотрудничать. Ненасилие в процессе воспитания проявляется в ненасилии над мышлением, в признании прав ребенка как полноценного человека, в предоставлении ему возможности выбирать, высказывать свою точку зрения, занимать свое место в коллективе, иметь право на собственное мнение, свой путь к истине. Гуманистическая технология требует воспитания в ребенке, молодом человеке таких качеств, как взаиморасположенность, доброжелательность, открытость, целенаправленность, умение общаться и расширять сферу коммуникаций, не быть высокомерным, не властвовать над другим, понимать его, проявлять спокойствие и управлять своими эмоциями, давать себе объективную самооценку, не усугублять конфликтные ситуации, избегать открытых столкновений – находить компромиссы и взаимопонимание. Идея ненасилия включает следующие этические моменты общения: не претендовать на абсолютную истину; быть готовым к уступкам и милосердию; подвергать критике свое поведение для того, чтобы выяснить, почему мои поступки вызывают отрицательную реакцию у окружающих; учиться анализировать ситуацию с позиции оппонента; признавать ценности другого как свои; никогда не отождествлять проблему и личность; не требовать от других полного совершенства и не считать себя таковым. Этика ненасилия немыслима без таких качеств, как терпимость, милосердие, уважение и в значительной степени альтруизм. Психолого-педагогическая поддержка предполагает педагогическую и психологическую помощь в индивидуальном развитии и саморазвитии взрослеющей личности. Одновременно она является реализацией гуманистических ценностей, основополагающими из которых выступают следующие: 1. Принимать ребенка (учащегося, студента) таким, каков он есть, и относиться к нему как к высшей ценности. Это означает, что в организации воспитания следует идти естественным путем, от личности ребенка, беря за исходную точку не детей вообще, а вполне конкретного индивида. Для этого надо знать его интересы, потребности, мотивы, возможности, потому что не может быть воспитания вообще, есть только воспитание предельно конкретное и в конкретных условиях. 2. Доверять ребенку (учащемуся, студенту). В этом суть подлинно гуманистической позиции. Она связана с созданием в коллективе благоприятного морального климата и атмосферы доверия. Со стороны воспитанников гуманистические отношения проявляются в их откровенности перед воспитателем, в уверенности в его понимании и доброжелательности. Только так воспитанник будет открыт воспитателю и будет готов принимать его советы и следовать им. Воспитатель, в свою очередь, выражает свои гуманистические отношения посредством веры в своих воспитанников, в их стремление к самосовершенствованию. 3. Признавать ребенка (учащегося, студента) как соучастника, соорганизатора воспитательного процесса. Строго соблюдать их социальные и моральные права. Быть снисходительным, учитывать возраст, небогатый жизненный опыт, половые различия, помогать избавиться воспитаннику от комплексов, вести себя естественно и непринужденно. 4. Поддержать в сложных жизненных ситуациях. Ребенок (учащийся, студент) имеет право и должен рассчитывать на педагогическую поддержку воспитателя. У творческих педагогов это проявляется в том, что они не злоупотребляют плохими отметками, не жалуются родителям на воспитанника, предлагают необходимую "опору", дают ему право на свободный выбор и др. Основой поддержки является подлинно духовный контакт педагога и воспитанника. Именно от этого зависит эффект воспитательного взаимодействия. 5. Прощать воспитаннику его ошибки, просчеты, неудачи. Это не значит, что следует полностью исключать наказания. Дело в другом: воспитанник должен признать наказание как результат избавления от своих проступков. Обращение личности к самой себе. Процесс жизнедеятельности строится так, чтобы он имел характер достижения ребенком (учащимся, студентом) поставленных целей. Общеизвестно, что ребенок выступает как объект воздействия семьи, школы, социальной среды, в меньшей степени - как субъект воспитания. Воспитание, которое не ориентируется на развитие положительных качеств ребенка, не оправдывает своего назначения. Гуманистические технологии призваны способствовать развитию личности, преображать ее, поднимать на новый, более высокий уровень. Это своеобразное восхождение по ступенькам от уровня осознания первичных потребностей к уровню культуротворчества. Достигается такое восхождение через постепенное, поступательное развитие и совершенствование: мыслительное, эмоциональное, речевое, поведенческое, коммуникативное, физическое, становится возможным благодаря помощи извне (сопутствующие условия, психолого-педагогическая поддержка, наличие идеала и собственные усилия ребенка, его целеустремленность, самоконтроль, желание, способность к рефлексии). Основой саморазвития являются жизненные потребности в освоении и выполнении социальных ролей, которые непосредственно вызывают саморазвитие личности, слияние и сопряжение личностных и общественных целей, интересов, мотивов, действий, отношений, реализующихся в конкретных видах деятельности. Свобода и творчество — основа гуманистической технологии воспитания. Весь процесс воспитания носит творческий характер. Творчество - не только путь к ненасилию в педагогике, оно выступает условием гуманизации процесса воспитания и тесно связано со свободой, поскольку творчество возможно только при свободе самовыражения личности, реализации ее убеждений. Именно в творчестве человек выступает как свободный представитель рода человеческого. Поэтому развитие творческой активности ребенка выступает одним из главных условий гуманистической системы воспитания. Следовательно, в воспитательных учреждениях следует расширять рамки индивидуальной свободы, правильного понимания коллективной свободы, соотношения свободных решений и действий коллектива, предоставлять воспитанникам самостоятельность и инициативу. В работе с учащимися и молодежью должны поддерживаться любые их инициативы, начиная от интересных предложений и кончая планированием воспитательной деятельности. При таких условиях каждый воспитанник будет осознавать себя в качестве свободного субъекта деятельности и общения. Воспитывающие ситуации — один из эффективных методов воспитания без принуждения и насилия, который материализует творчество и свободу. Воспитывающие ситуации в современной педагогике получили названия, отражающие их суть: авансирование доверия, творческий подход, свободный выбор, эмоциональное настроение, товарищеское доверие и т.д. Технологичность их заключается в том, что они создаются воспитателем целенаправленно для коррекции поведения в коллективе. Игра, игровая деятельность - важные формы гуманистической технологии. Творческое начало личности наиболее полно реализуется в игре и игровой деятельности. В их процессе ребенок осваивает социальные роли, приобретает сообразительность, сноровку, смекалку, фантазию. Игра может выполнять почти все компоненты воспитательных средств, выступать средством, методом, формой деятельности детей и подростков. Игра выступает тренингом в формировании у воспитанников норм поведения, выполнения правил, условий, ограничений в действиях, их выбора и т.д. Основная функция игры состоит в том, что она дает стимул к новым формам желаний, т.е. соотносит желание с ролью. В игре возможны высшие достижения ребенка, которые в ближайшей перспективе становятся его нормой. 10.2.Условия эффективного применения воспитательных технологий Важнейшим условием эффективности применения воспитательных технологий является знание психолого-педагогических особенностей воспитательного процесса, а именно: воспитательный процесс должен организовываться на диагностической и прогностической основе (диагностика потребностей, уровня развития, сформированности навыков поведения и т.н.); необходим учет личного опыта воспитанников, в том числе и негативного (отношение к миру вещей, людям, к себе, степень активности, природный потенциал, навыки и приемы выполнения действий, эмоциональные реакции, ценности и потребности); воспитание осуществляется в общении и взаимодействии субъектов (роль нравственного авторитета воспитателя, педагогическое руководство системой внутриколлективных отношений, создание благополучного эмоционального и психологического климата в группе, помощь в приобретении жизненного статуса); организация многообразных видов деятельности, способность удовлетворить и обогатить потребности детей и учащейся молодежи, в первую очередь потребности в желаемом общении, творческом самовыражении, переживании успеха, уважении окружающих; взаимосвязь и единство обучения и воспитания как основа процесса формирования личности (знания формируют взгляды, убеждения, чувства, черты личности, потребности, привычки поведения; последние оказывают влияние на мотивацию учения, любознательность, творчество, расширение сферы познания); взаимосвязь воспитания и самовоспитания (воспитательное воздействие и взаимодействие приводят к стремлению работать над собой, совершенствоваться; результаты самовоспитания облегчают воспитательное воздействие); осуществление индивидуального подхода к воспитанию личности (учет особенностей личностной, познавательной, эмоционально-волевой сфер, жизненного опыта); профилактика негативных проявлений в жизнедеятельности воспитанника. Из особенностей воспитания вытекают условия, создание которых обеспечивает эффективность воспитательной работы: создание банка данных о личности воспитанника (наличие такой информации является предпосылкой дифференцированного и индивидуального подхода в воспитании); обеспечение в укладе жизни воспитательного института (семьи, учреждения образования, внешкольного учреждения) условий для трудовой, познавательной, художественной, природоохранительной, спортивно-краеведческой деятельности; проявление заботы и взаимопомощи; создание условий для личностного роста воспитанника; организация жизнедеятельности воспитательного учреждения по законам творчества; обеспечение каждому воспитаннику достойного положения в системе межличностных отношений: активной позиции в отвечающей его задаткам деятельности, возможности самостоятельного принятия решения, удовлетворения потребности быть значимым для других и для себя; стимулирование личностного и профессионального роста воспитателей. Вопросы и задания для самопроверки и размышлений 1. Каково по вашему мнению, состояние воспитательной работы на современном этапе? 2. Чем вызвана смена парадигм воспитания? 3. Раскройте особенности современной парадигмы воспитания. 4. Охарактеризуйте содержание воспитания с учетом состояния воспитательной работы в современных условиях. 5. Раскройте особенности технологии воспитательного процесса и условия ее эффективного применения. Литература 1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 1996. 2. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. - М., 1991. 3. Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики: 2ч. - -М.,1996-1997. 4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1986. 5. Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь // Праблемы выхавання. – 2000. – №2. 6. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. - М., 1991. 7. Программа воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь. - Мн., 2001. 8. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. - М., 1997. |