Главная страница
Навигация по странице:

  • § 3. Международное законодательство о смежных правах

  • § 4. Охрана авторских прав иностранцев в Республике Беларусь и белорусских граждан за рубежом

  • УЧЕБНИК Барышева. Курс лекций Витебск уо вгу им. П. М. Машерова


    Скачать 2.54 Mb.
    НазваниеКурс лекций Витебск уо вгу им. П. М. Машерова
    АнкорУЧЕБНИК Барышева.doc
    Дата09.03.2018
    Размер2.54 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаУЧЕБНИК Барышева.doc
    ТипКурс лекций
    #16460
    страница25 из 41
    1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   ...   41
    § 2. Международное законодательство
    об авторском праве

    1. Первой международной конвенцией по авторскому праву стала Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г., действующая в редакции Парижского акта 1971 г.

    Согласно ст. 1 Бернской конвенции государства-участники образуют специальный Союз для охраны прав авторов на их литературные и художественные произведения, получивший название Бернского союза.

    В ст. 2 раскрыт термин «литературные и художественные произведения», к которым отнесены все произведения в области литературы, науки и искусства, каким бы способом и в какой бы форме они ни были бы выражены: книги, брошюры и другие письменные произведения; лекции, обращения, проповеди и другие подобного рода произведения; драматические и музыкально-драматические произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные сочинения с текстом или без текста; кинематографические произведения; рисунки, произведения живописи, архитектуры, скульптуры, графики и литографии; фотографические произведения; произведения прикладного искусства; иллюстрации, географические карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии, архитектуре или наукам. Охране также подлежат переводы, адаптации, музыкальные аранжировки и другие переделки литературного или художественного произведения без ущерба правам авторов оригинального произведения. В то же время охрана не распространяется на сообщения о новостях дня или на сообщения о различных событиях.

    Согласно ст. 3 Бернской конвенции охрана предоставляется авторам литературных и художественных произведений, которые:

    1. являются гражданами одной из стран Союза;

    2. авторам, не являющимся гражданами одной из стран Союза, в отношении их произведений, выпущенных в свет впервые в одной из стран Союза;

    3. авторам, имеющим обычное место жительства в одной из стран Союза.

    Ст. 5 Конвенции установила, что в отношении своих произведений авторы пользуются охраной в других странах в соответствии с законами этих стран, а также правами, особо предоставляемыми самой Конвенцией. Пользование такими правами не связано с выполнением каких-либо формальностей. Объем охраны, средства защиты, предоставляемые автору, регулируются законодательством страны, в которой истребуется охрана.

    Помимо имущественных прав, за каждым автором признаются неимущественные права, к которым относятся: признание права авторства, противодействие всякому извращению и любому другому посягательству на произведение.

    Срок охраны, предоставляемый Бернской конвенцией, составляет все время жизни автора и пятьдесят лет после его смерти (ст. 7).

    За каждым автором признается: 1) право переводить и разрешать переводить свои произведения; 2) исключительное право разрешать воспроизведение своих произведений в любой форме; 3) право разрешать передачу в эфир произведений; 4) право разрешать публичное чтение своих произведений; 5) право разрешать переделки, аранжировки и другие изменения своих произведений.

    Бернская конвенция согласно ст. 18 имеет обратную силу действия во времени, поскольку она взяла под охрану все произведения авторов, которые еще не стали общим достоянием в стране, т.е. в отношении которых действовала охрана. Но ряд государств-участников при присоединении сделали оговорку о том, что данная Конвенция будет применяться ими без обратной силы.

    В результате оговорки действие Конвенции распространяется только на произведения, которые будут опубликованы или обнародованы после присоединения государства к Конвенции и, соответственно, сфера действия охраны в таком случае будет значительно уже. Смысл оговорки в том, чтобы избежать исков в связи с имевшими место нарушениями авторских прав до присоединения к Конвенции.

    В то же время Бернская конвенция не препятствует более широкой охране произведений, которая может быть предусмотрена законодательством отдельных стран Союза (в частности это может касаться срока охраны произведения, который в национальном законодательстве может превышать пятьдесят лет).

    СССР не участвовал в Бернской конвенции, поскольку его законодательство по авторскому праву противоречило Конвенции, достаточно указать, что срок охраны авторского права в СССР составлял всего 15 лет.

    Республика Беларусь оформила свое членство в Бернском союзе и соответственно участие в Конвенции Законом от 14 июля 1997 г. «О присоединении Республики Беларусь к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (Парижскому акту от 24 июля 1971 г., измененному 28 сентября 1979 г.).1 Конвенция начала действовать в отношении Республики Беларусь с 12 декабря 1997 г. Всего в ней участвует более 150 государств.

    2. Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве была принята 6 сентября 1952 г., вторая ее редакция – 24 июля 1971 г., обе редакции – действующие.

    Разработка и принятие Всемирной конвенции проходили под руководством специализированной Организации ООН по образованию, науке
    и культуре (ЮНЕСКО). Необходимость принятия еще одной конвенции по авторскому праву диктовалась целью привлечь к участию в ней страны, не участвовавшие в Бернской конвенции и, в первую очередь, государства американского континента. В ст. 1 Всемирной конвенции дается самый общий перечень литературных, научных и художественных произведений, включая произведения письменные, музыкальные, драматические и кинематографические, произведения живописи, графики и скульптуры.

    Правовая охрана предоставляется выпущенным в свет произведениям граждан государств-участников и произведениям, выпущенным в свет на территории государств-участников. При этом иностранным гражданам предоставляется национальный режим охраны их произведений.

    Если по внутреннему законодательству государства обязательным условием защиты является соблюдение формальностей (депонирование экземпляров, регистрация, оговорка о сохранении авторского права, нотариальное удостоверение, уплата сборов и т.д.), они считаются выполненными в другом государстве при условии, что начиная с первого выпуска этих произведений все они будут иметь знак © с указанием имени обладателя авторского права и года первого выпуска в свет.

    Срок охраны авторского права определяется законом государства-участника, в котором предъявляется требование об охране, но он не может быть короче периода, охватывающего время жизни автора и двадцать пять лет после его смерти.

    Особое значение имеет ст. V, поскольку она устанавливает исключительное право автора переводить, выпускать в свет переводы, разрешать перевод и выпуск в свет переводов произведений, охраняемых Конвенцией. Название и имя автора произведения должно быть напечатано на всех экземплярах перевода. Ввоз экземпляров в другое государство и продажа их допускается, если в этом государстве национальным языком является тот же язык, на котором сделан перевод, при условии получения лицензии, а также если ввоз и продажа не противоречат действующим в этом государстве постановлениям.

    Под «выпуском в свет» следует понимать воспроизведение в какой-либо материальной форме и предоставление неопределенному кругу лиц экземпляров произведения для чтения или ознакомления путем зрительного восприятия (ст. VI). Эта норма устанавливает, в частности, что местом «выпуска в свет» музыкального произведения будет не место его исполнения, а место опубликования партитуры произведения.

    В ст. VII было установлено, что «Конвенция не распространяется на произведения или права на эти произведения, охрана которых к моменту вступления в силу настоящей Конвенции в Договаривающемся государстве, где предъявляется требование об охране, окончательно прекратилась или никогда не существовала» (выделено нами. – В.Б.). Указание на «никогда не существовавшую охрану» лишило Всемирную конвенцию обратной силы действия, поскольку, если права иностранных авторов до принятия Конвенции в стране не охранялись, то они не охраняются в отношении ранее опубликованных произведений и после вступления Конвенции в силу. Действие Всемирной конвенции распространялось только на произведения авторов, опубликованные уже после ее вступления в силу.

    Всемирная конвенция об авторском праве не затрагивает постановлений Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений и принадлежности к Союзу, образованному этой Конвенцией. Всемирная конвенция не допускает никаких оговорок при присоединении к ней.

    СССР присоединился к Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1952 г. 27 мая 1973 года. Республика Беларусь присоединилась к Конвенции в результате принятия постановления Совета Министров Республики Беларусь от 7 июня 1993 г. № 370 «О правопреемстве Республики Беларусь в отношении подписанной в сентябре 1952 г. в Женеве Всемирной конвенции об авторском праве»1, следовательно, Республика Беларусь участвует в Всемирной конвенции с 27 мая 1973 г. В настоящее время в Конвенции участвует более 100 государств, большинство из которых одновременно принимают участие и в Бернской конвенции. При решении вопроса о том, положения какой из конвенций следует применить, если государство участвует в обеих, приоритет отдается Бернской конвенции, поскольку она обеспечивает более широкую охрану прав.
    § 3. Международное законодательство
    о смежных правах

    1. Помимо конвенций, охраняющих права авторов, приняты и действуют конвенции, направленные на защиту смежных прав, к которым относятся права исполнителей произведений, изготовителей фонограмм и вещательных организаций.

    В октябре 1961 г. в Риме была подписана Международная конвенция об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (Римская конвенция). Эта Конвенция охраняет смежные права и основывает эту охрану на предоставлении зарубежным обладателем смежных прав в соответствии с законодательством страны, где испрашивается охрана. В то же время каждое государство-участник обязано обеспечить минимальный уровень охраны, установленный Конвенцией. Для артистов-исполнителей Конвенция предоставляет право воспрепятствовать передаче их исполнения в эфир, записи исполнения и воспроизведения записи, если они осуществлены без согласия исполнителей. Конвенция не имеет обратной силы и устанавливает минимальный срок действия охраны –
    20 лет, который исчисляется с конца года, в котором была осуществлена запись исполнения или передача прозвучала в эфире.

    2. В октябре 1971 г. в Женеве была подписана Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограммы.

    Главная цель Конвенции – борьба с незаконным распространением среди публики фонограмм, производимых без согласия производителей. Каждое государство самостоятельно определяет юридические меры, посредством которых Конвенция будет применяться, и в числе этих мер могут быть: охрана посредством предоставления авторского права или другого особого права; охрана посредством законодательства, относящегося к нечестной конкуренции; охрана посредством уголовных санкций. Срок действия предоставляемой охраны определяется законодательством каждого государства-участника, но он не может быть менее 20 лет, начиная с конца года, в котором фонограмма была сделана, или с конца года, когда она была впервые опубликована.

    Республика Беларусь присоединилась к указанной Конвенции Указом Президента Республики Беларусь от 7 августа 2002 г. № 440 «О присоединении Республики Беларусь к Международной конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций».1 Всего в конвенции участвует более 70 государств.

    3. В рамках СНГ вопрос об авторском праве и смежных правах регулируется Соглашением государств-участников СНГ «О сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав» от 24 сентября 1993 г.

    Соглашение содержит следующие важнейшие нормы:

    1. государства-участники обязуются обеспечить международные обязательства, вытекающие из участия бывшего Союза ССР во Всемирной конвенции об авторском праве (в редакции 1952 г.), в связи с чем каждое государство считает себя связанным с ее положениями с 27 мая 1973 г. (даты вступления в силу Конвенции в отношении СССР);

    2. государства-участники применяют Всемирную конвенцию об авторском праве (в ред. 1952 г.) в отношениях между собой на тех же условиях, которые установлены национальным законодательством в отношении своих авторов;

    3. государства-участники предпримут меры для разработки и принятия законопроектов, с целью обеспечить охрану авторского права и смежных прав на уровне требований Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, Женевской конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм, Римской конвенции об охране прав артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций;

    4. государства-участники обязались проводить совместную работу по борьбе с незаконным использованием объектов авторского права и смежных прав путем разработки конкретных программ и мероприятий;

    5. государства-участники будут способствовать созданию и деятельности национальных авторско-правовых организаций в сфере управления авторскими правами, а также содействовать их сотрудничеству.


    § 4. Охрана авторских прав иностранцев
    в Республике Беларусь


    и белорусских граждан за рубежом
    1. Законодательство Республики Беларусь об авторском праве и смежных правах состоит из положений Конституции Республики Беларусь, Гражданского кодекса, Закона об авторском и смежных правах от 16 мая
    1996 г., декретов и указов Президента и иных актов.

    Статья 51 Конституции Республики Беларусь провозглашает право каждого на участие в культурной жизни путем обеспечения общедоступности к ценностям отечественной и мировой культуры и гарантирует охрану интеллектуальной собственности законом.

    В ГК Республики Беларусь авторское право и смежные права регулируются в главе 61, состоящей из шести статей, где определены следующие общие вопросы: предмет регулирования, сфера действия и объекты авторского и смежных прав.

    Нормативным документом, детально регулирующим авторские и смежные права, является Закон Республики Беларусь «Об авторском и смежных правах» от 16 мая 1996 г. с последующими редакционными изменениями.

    В ст. 3 Закона определено, что если международным договором, в котором участвует Республика Беларусь, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в Законе, то применяются правила международного договора. Ко времени принятия Закона Республика Беларусь уже заявила о своем правопреемстве в отношении Всемирной конвенции об авторском праве (1952 г.), но еще не была участницей Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений 1886 г. В силу этого факта Закон должен был привести наше законодательство в соответствие с Бернской конвенцией, которая содержит значительное число материально-правовых норм и устанавливает, как уже отмечалось, более высокий стандарт охраны авторских прав.

    В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об авторском и смежных правах» от 16 мая 1996 г. авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, как обнародованные, так и не обнародованные, выраженные в любой объективной форме, независимо от назначения и достоинства произведения.

    Положения Закона непосредственно применяются в отношении:

    • произведений, авторы которых являются гражданами Республики Беларусь или постоянно проживают на территории Республики Беларусь, независимо от места их первого опубликования;

    • произведений, впервые опубликованных либо находящихся на территории Республики Беларусь, независимо от гражданства или постоянного места жительства их авторов;

    • других произведений, охраняемых на территории Республики Беларусь в соответствии с международными договорами Республики Беларусь.

    Как следует из Закона, возможны три ситуации предоставления охраны авторских прав иностранным гражданам и лицам без гражданства:

      1. если они постоянно проживают на территории Республики Беларусь;

      2. если произведение впервые опубликовано в Республике Беларусь;

      3. если имеется соответствующий международный договор с участием Республики Беларусь, по которому такая охрана должна предоставляться.

    К объектам авторского права относятся: литературные произведения (включая компьютерные программы и базы данных); научные произведения (статьи, монографии, отчеты); драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения с текстом или без текста; аудивизуальные произведения; произведения декоративно-прикладного искусства; произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства; фотографические произведения; карты, планы, эскизы и иные произведения, относящиеся к архитектуре, географии, топографии, другим наукам и технике, а также производные произведения: переводы, обработки, инсценировки, музыкальные аранжировки, обзоры, аннотации, рефераты; сборники произведений, такие, как энциклопедии, антологии, атласы и другие составные произведения, представляющие собой по подбору и расположению материалов результат творческого труда.

    Авторское право на произведения науки, литературы и искусства в законодательстве Республики Беларусь возникает в силу факта их создания и для его осуществления не требуется соблюдения каких-либо формальностей.

    Поскольку Республика Беларусь участвует и во Всемирной конвенции 1952 г., то для оповещения о своих исключительных имущественных правах их обладатель вправе использовать знак охраны авторского права, который обязательно состоит из трех элементов:

    1. латинской буквы «с» в окружности;

    2. имени (наименования) обладателя исключительных прав;

    3. года первого опубликования произведения.

    Срок охраны права авторства, права на имя и права на защиту репутации автора является бессрочным. Имущественные права действуют в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти.

    2. В отношении иностранных авторов в Республике Беларусь существует два уровня защиты. К первому уровню относятся охраняемые произведения иностранных граждан из стран, подписавших Всемирную конвенцию 1952 г., опубликованные после 27 мая 1973 г., поскольку в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 июня 1993 г. было признано правопреемство в отношении Конвенции 1952 г., начиная с даты присоединения к ней СССР, т.е. 27 мая 1973 г. Из произведений, подпадающих под действие Бернской конвенции 1886 г., к этому уровню относятся произведения иностранных авторов, опубликованные после 12 декабря 1997 г.

    Ко второму уровню защиты относятся не охраняемые произведения, в отношении которых не защищаются имущественные права авторов, но это не значит, что в Республике Беларусь не соблюдаются личные права иностранных авторов: право авторства, право на имя, право на защиту репутации автора. Эта защита в любом случае будет предоставлена. Следует отметить, что ныне действующее законодательство по авторскому праву Республики Беларусь признает обладателями авторских прав лишь физических лиц, творческим трудом которых создаются произведения. Признание даже в ограниченных случаях авторства юридических лиц, как это имело место
    в ст. 482–483 ГК БССР 1964 г., исключается. Это означает, что иностранные юридические лица не смогут защищать авторские права в Республике Беларусь из-за отсутствия в нашем законодательстве признания за ними таких прав. Передача имущественных прав полностью или в части на охраняемые произведения может производиться только по авторскому договору, который должен быть оформлен в письменном виде.

    3. Международные конвенции по авторскому праву обеспечивают защиту не только прав иностранных авторов в Республике Беларусь, но, в равной степени, и права белорусских авторов в странах-участницах этих конвенций. Поскольку признание авторских прав не требует соблюдения формальных процедур, за исключением тех, что предусмотрены Всемирной конвенцией об авторском праве 1952 г., то произведения белорусских авторов получают охрану во всех других странах-участниках Всемирной или Бернской конвенции, а также в странах СНГ по Соглашению от 24 сентября 1994 г.

    Необходимо отметить, что право свободно распоряжаться своими произведениями не только в пределах своей страны, но и за рубежом, белорусские авторы получили относительно недавно. Во времена СССР исключительные права на произведения всех советских авторов принадлежали созданному в 1973 году Всесоюзному агентству по авторским правам (ВААП), которое заключало сделки с зарубежными пользователями с согласия советских первопользователей. Такая ситуация была связана с монополией советского государства на внешнеэкономическую деятельность. Только в результате постановления Совета Министров СССР от 26 октября 1990 г. № 1095 «О мерах по демонополизации в области экспорта и импорта авторских прав»1 право заключения договоров по распоряжению авторскими правами получили издательства и другие правообладатели.

    В настоящее время охрану авторских и смежных прав, когда их трудно реализовать в индивидуальном порядке, осуществляют Комитет по авторским и смежным правам при Министерстве юстиции Республики Беларусь и Учебно-исследовательское республиканское унитарное предприятие интеллектуальной собственности «РУПИС». Авторы, нуждающиеся в защите своих авторских и смежных прав, могут заключать договоры с указанными учреждениями об управлении имущественными правами на коллективной основе.

    4. Охрана смежных прав в законодательстве Республики Беларусь является новым правовым институтом, которого не было в ГК БССР 1964 г. Категория смежных прав рассматривается во взаимосвязи с авторскими правами, но эта самостоятельная категория исключительных прав. Субъектами смежных прав признаются: исполнители, производители фонограмм, организации эфирного и кабельного вещания. Связь между авторскими правами и смежными заключается в том, что исполнительская деятельность, производство фонограмм, организация эфирного и кабельного вещания предполагают использование чужих произведений (литературных, музыкальных, кинематографических и т.д.), для чего необходимо получение согласия автора. При этом исполнитель должен в свою очередь соблюдать права автора исполняемого произведения, производитель фонограммы должен соблюдать права автора произведения и исполнителя, а организация, ведущая эфирное или кабельное вещание, обязана соблюдать права производителя фонограмм, записавшего произведение. Таким образом, сама исполнительская деятельность, ее фиксация путем изготовления фонограмм рассматриваются как продукты интеллектуальной деятельности, в связи с чем она и получает охрану.

    Как и в отношении авторского права, возникновение и осуществление смежных прав не требует соблюдения каких-либо формальностей. Однако, согласно Закону Республики Беларусь 1996 г. исполнитель и производитель фонограммы для оповещения о своих имущественных правах вправе использовать (выделено нами. – В.Б.) знак охраны смежных прав, который помещается на каждом экземпляре фонограммы и обязательно состоит из трех элементов:

    • латинской буквы «Р» в окружности;

    • имени (наименования) обладателя исключительных прав;

    • года первого опубликования фонограммы.

    Личные неимущественные права, к которым в смежных правах относятся право на имя и право на защиту репутации, охраняются бессрочно. Имущественные права в отношении исполнителя действуют в течение
    50 лет после первой записи исполнения, в отношении производителя фонограмм – в течение 50 лет после первого опубликования фонограммы, в отношении организации эфирного или кабельного вещания – в течение 50 лет с момента осуществления передачи в эфир или по кабельной сети. По сравнению с международными конвенциями по смежным правам, в которых участвует Республика Беларусь, сроки защиты имущественных прав в белорусском Законе значительно выше, что дает возможность иностранным правообладателям защищать свои права в Республике Беларусь более продолжительное время.

    Имущественные права исполнителя, производителя фонограммы, организации эфирного или кабельного вещания могут быть уступлены по договору полностью или в части для использования другими лицами.

    Права иностранных исполнителей – артистов, певцов, танцоров, музыкантов, дирижеров, режиссеров-постановщиков охраняются Законом «Об авторском праве и смежных правах» 1996 г., если исполнение имело место на территории Республики Беларусь, или произведения включены в охраняемые фонограммы, или содержатся в передачах организации эфирного или кабельного вещания, которым предоставляется охрана.

    Иностранные физические и юридические производители фонограмм получают защиту смежных прав, если фонограммы впервые опубликованы на территории Республики Беларусь или опубликованы в течение 30 дней со дня их первой публикации в каком-либо другом государстве.

    Закон Республики Беларусь 1996 г. применяется к иностранным исполнителям, производителям и организациям эфирного или кабельного вещания, которым охрана прав на территории Республики Беларусь предоставляется в соответствии с международными договорами Республики Беларусь (п. 4 ст. 30).

    Охрана смежных прав белорусских физических и юридических лиц осуществляется на основе международных договоров, направленных на охрану смежных прав, в которых участвует Республика Беларусь. Как уже отмечалось, Республика Беларусь является участницей Международной конвенции об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций от 26 октября 1961 г., Конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм от 29 октября 1971 г.; Соглашения о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав от 24 сентября 1993 г., принятого в рамках СНГ.
    1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   ...   41


    написать администратору сайта