ОРКД теория. Курс Основы речевой культуры дефектолога Форма отчетности экзамен
Скачать 214.79 Kb.
|
Тема 2. СТРУКТУРА ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯЛогическая организация речи предполагает продуманность ее плана, четкость композиции, поэтому очень важной частью докоммуникативной стадии работы над речью является продумывание ее построения. Классическая модель композиции включает следующие элементы: вступление, определение предмета, изложение, подтверждение, опровержение и заключение. Каждая из частей имеет свои целевые установки. Основная задача вступления - подготовить адресата к восприятию речи: расположить его к себе, организовать его внимание. Для этого используется ряд приемов: обращение к слушателям, апелляция к их интересам (применение «зацепляющих крючков», по выражению знаменитого мастера судебного красноречия А. Ф. Кони), вопросы, яркие примеры, случаи из жизни и т. д. В главной части ритору важно сообщить основную информацию, доказать свои положения, при необходимости опровергнуть точку зрения оппонента, убедить слушателей (читателей) и, возможно, побудить их к определенным действиям. Для подготовки главной части выступления или текста необходимо знакомство с теорией аргументации. Это знание требований к тезису (положению, которое требуется доказать), аргументам (доводам в обоснование тезиса), основным типам аргументов, уместности их использования и правилам доказательства. Именно в главной части оратор (или автор письменного текста) должен проявить навыки владения риторическими операциями: логическими формами изложения (анализ, синтез, сравнение, обобщение) и основными приемами доказательства (индукция, дедукция, аналогия). Основные виды аргументовСуществует несколько видов аргументации: •нисходящая и восходящая; •односторонняя и двусторонняя; •опровергающая и поддерживающая. Разумеется, любая аргументация ориентирована на конкретную ситуацию, учитывает конкретную тему, конкретного собеседника, поэтому дать практические рекомендации по использованию того или иного вида аргументации можно только в том случае, если известны все названные параметры. Но некоторые общие рекомендации существуют. Так, нисходящая аргументация (сначала приводится самый сильный аргумент, потом - более слабые) обычно эффективна при общении с малоподготовленными собеседниками, а также в эмоциональной обстановке. Восходящая (от более слабых к более сильным аргументам) эффективна в споре с подготовленным собеседником, в спокойной обстановке, при обсуждении сложной проблемы, когда стороны не возбуждены и готовы анализировать аргументы. Односторонняя аргументация (излагаются только аргументы за или только аргументы против) лучше действует на малообразованных, эффективна для укрепления мнения собеседника, который еще колеблется. Двусторонняя (и а аргументы за, и аргументы против с последующим выводом) эффективнее в споре с негативно настроенным оппонентом, с подготовленным собеседником. Опровергающая аргументация (когда мы показываем ошибочность чьих- либо аргументов) и поддерживающая аргументация (подтверждает правильность тех или иных аргументов) по своему воздействию приблизительно одинаковы, но воздействие опровергающей аргументации дольше сохраняется в памяти. Наиболее распространенная ошибка в споре - подмена тезиса. Эта ошибка состоит в том, что, начав доказывать некоторый тезис, постепенно в ходе доказательства спорящие незаметно для себя переходят к обсуждению и доказательству другого положения, сходного с первоначальным тезисом. Например, доказывая тезис "Саша - хороший друг", приводят аргументы: «Саша всегда готов прийти на помощь», "Саша получает хорошие отметки", "Саша участвует в делах класса" и т.п. Но из двух последних аргументов следует вывод, что "Саша - хороший ученик", а не «Саша -хороший друг». Это и есть подмена тезиса. Аргументы, используемые в споре, могут быть разделены на два вида: аргументы к делу и аргументы к человеку. Аргументы первого вида имеют прямое отношение к обсуждаемому вопросу и направлены на обоснование истинности доказываемого тезиса. Можно назвать их объективными аргументами. Аргументы второго вида затрагивают личность оппонента, его убеждения, личностные и моральные качества, призывают учесть мнения известных, авторитетных людей и т.п. Эти аргументы можно назвать субъективными. С точки зрения логики такие аргументы некорректны, но с точки зрения психологии они часто оказываются эффективными. Наиболее распространенными разновидностями аргументов к человеку являются следующие: - аргумент к авторитету - ссылка на высказывания или мнения великих ученых, писателей и т.п. в поддержку своего тезиса; - аргумент к публике - ссылка на мнение, настроения, чувства других людей, присутствующих при споре ( ну подумай о них, они же тоже так думают, меня поддерживают; ну посмотри, все уже со мной согласились и т.д.); - аргумент к личности - ссылка на личностные особенности оппонента (Например: - Ну ты вечно ничего не понимаешь! Что же ты такой бестолковый! Ну хоть раз откажись от своего упрямства и согласись! и т.д.). - аргумент к тщеславию - расточение неумеренных похвал противнику в надежде на то, что, тронутый комплиментами, он станет мягче и покладистей; - аргумент к жалости - возбуждение в другой стороне жалости и сочувствия ( ну пожалуйста, у меня нет другого выхода, я так плохо себя чувствую, ну согласись сделать эту работу вместо меня). Заключение должно закрепить впечатление от сказанного, помочь адресату привести в систему все услышанное или прочитанное. Последнее очень важно в процессе обучения, в научной и других сферах профессионального общения. Кроме того, в заключении можно назвать тему следующего выступления (обычно при повторяющихся встречах с аудиторией - лекциях, уроках, радио- и телепередачах и т. п.) и наметить пути развития высказанных идей. Особенностью устного выступления является возможность импровизации, которая может быть обусловлена контактом с аудиторией, ее реакцией на слова выступающего, ассоциациями, возникшими в ходе рассуждения, или просто «полетом мысли» оратора и т. д. Импровизация придает речи живость, непринужденность, помогает удерживать внимание слушателей. Главное, чтобы она не уводила от основной идеи выступления. Существуют даже специальные приемы возвращения к главной мысли — логическому стержню речи. Соотношение плана и импровизации обусловлено жанром выступления, характером аудитории, индивидуальностью оратора. Тема 3. Основные этапы подготовки публичного выступления 1. Выбор темы. Тема, выбранная Вами, должна быть интересна аудитории. Если тема предложена преподавателем, надо выбрать такой аспект ее рассмотрения, который, с Вашей точки зрения, будет хорошо воспринят предполагаемыми слушателями. 2. Подбор материала. Необходимо подобрать материал для раскрытия темы. Это может быть газетная, журнальная, интернет-публикация, высказывание авторитетного человека, пример из истории или из Вашей собственной жизни. Примеров не должно быть много, но они должны быть показательны и убедительны. 3. Создание текста выступления. Текст должен быть написан (или составлен план). Обязательными частями текста выступают следующие: вступление (попытка привлечь аудиторию к рассмотрению темы), основная часть (логично построенная, содержащая достаточное количество примеров и других видов аргументов), заключение (вывод). 4. Написание текста. При наличии соответствующего навыка текст выступления можно не писать полностью, а воспользоваться составленным планом с указанием необходимых вставок (цитат, примеров и проч.). Написанный текст должен быть ориентирован на слуховое восприятие. Это значит, что он не должен быть перегружен терминами и сложными синтаксическими конструкциями. Кроме того, можно использовать такие ораторские приемы, как обращение к слушателям («вы», глаголы в повелительном наклонении), объединение себя с ними («мы с вами»), риторические вопросы. Эти приемы позволяют сосредоточить внимание аудитории на нужных моментах и разнообразят интонационный рисунок речи. 5. Репетиция. Перед выступлением надо обязательно потренироваться в произнесении подготовленной речи: проверить ее на соответствие регламенту, обратить внимание на труднопроизносимые слова и т.д. 6. Произнесение речи. Необходимо заранее настроить себя на роль «ведущего» и своим внешним видом (мимикой и жестикуляцией) демонстрировать аудитории спокойствие и уверенность. В процессе выступления важно соблюдать зрительный и голосовой контакт с аудиторией. Существует несколько риторических законов, знание и соблюдение которых позволяет достигнуть большей эффективности в общении. Тема 4. Законы современной риторики. 1. Закон гармонизирующего диалога. Достижение основной цели любого взаимодействия с людьми во многом зависит от способности говорящего установить контакт с собеседниками. Установление контакта происходит чаще всего на невербальном уровне, однако в процессе речи говорящий должен постоянно демонстрировать адресату свою к нему расположенность и стремление к сотрудничеству. Взаимная заинтересованность собеседников в общении и их внимательность друг к другу и обеспечивают тот самый «гармонизирующий диалог», который способствует достижению ими поставленной цели. Закон гармонизирующего диалога реализуется в трех основных принципах речевого поведения. а) Внимание к адресату. Вступая в контакт с человеком (группой людей), необходимо уметь правильно оценить его (аудиторию), уяснить себе его вкусы, закрытые темы, интересы, намерения, его ожидания от общения и т.д. Факторами, определяющими взаимоотношения адресата и адресанта, зачастую будут являться также их возрастные, половые, социально-культурные характеристики. б) Близость. Для эффективности речи необходимо подбирать факты, примеры и доказательства из области, хорошо знакомой слушателю. Используемые Вами слова также должны быть ему понятны. в) Конкретность речи. Чтобы Вас правильно поняли, нужно выражать свои мысли точно, конкретно, лаконично (этому надо учиться!), не отвлекаясь на попутное рассмотрение смежных, но в данном случае неактуальных, вопросов, ограниченно используя абстрактную лексику и доказывая правоту своих теоретических выкладок конкретными примерами и сравнениями. 2. Закон продвижения речи и ориентации адресата во времени. Этот закон имеет отношение прежде всего к устной публичной речи. Письменная речь развернута в пространстве, поэтому мы всегда можем пробежать глазами то, что нам предстоит прочесть. Устная речь развернута во времени, и слушателю трудно ориентироваться в предлагаемой ему информации. Поэтому говорящему необходимо: во-первых, постоянно следить за тем, чтобы не топтаться на месте, во-вторых, для выделения особенно значимых мест в своей речи делать паузы, использовать замедление темпа речи или повторы, в-третьих, специальными словами (прежде всего, следовательно и др.) указывать слушателю на взаимосвязанность мыслей и структурных составляющих речи. 3. Закон эмоциональности речи заключается в том, что речь говорящего должна быть достаточно эмоциональной: чтобы «заразить» слушателя своими идеями, надо, помимо логических построений, уметь использовать также другие средства воздействия (интонацию, мимику, жесты, взгляд); надо постараться уверить человека в своей собственной убежденности, в том, что произносится. 4. Закон удовольствия. Удовольствие от общения должны получать обе стороны: и говорящий, и слушатель. О наличии другой стороны всегда следует помнить. Собеседник имеет свое собственное мнение по рассматриваемому вопросу, и это мнение следует уважать. Вот основные правила ведения бесконфликтного общения: не перебивать говорящего, демонстрировать свое внимательное отношение к тому, что он говорит, не оскорблять его в своем ответе. Делая публичное выступление, следует помнить о публике: чередовать в своей речи сложные и легкие для понимания и восприятия места, постоянно вовлекать аудиторию в общение риторическими вопросами, шутками, обращениями. Законы современной риторики помогают обеспечить наилучшее взаимодействие между людьми, найти конструктивное разрешение возникшего конфликта, то есть способствуют установлению гармонии в межличностных и деловых отношениях. Учебный модуль 7 «Языковая норма». 1. План изучения учебного модуля Темы изучаются в следующем порядке: Тема 1. Языковая норма. Нормы устной и письменной речи. Тема 2. Лексические нормы. Темы 3. Грамматические нормы. Тема 4. Стилистические нормы. Тема 5. Орфоэпические нормы. 2. Теоретический материал Тема 1. Языковая норма. Нормы устной и письменной речи. Языковые литературные нормы представляют собой традиционно сложившиеся и принятые в общественно-языковой практике образованных людей правила произношения, словоупотребления, использования грамматических форм. Соблюдение норм речевого взаимодействия, предъявляемых литературным языком, обязательно для участников делового (официального и профессионального) общения и является одним из важнейших показателей уровня общей речевой культуры человека. Нормы литературного языка закреплены в словарях и справочниках и формируются в человеческом сознании посредством обучения на всех стадиях становления человеческой личности (в детских садах, средних и высших учебных заведениях). Они унифицируют употребление языковых единиц на всех уровнях: фонетическом (правильное произношение слов и постановка ударения), словообразовательном (правильное «словопостроение»), лексическом (правила употребления слов в соответствии с их значением), грамматическом (нормы словоизменения, сочетания слов в потоке речи), стилистическом (грамотное построение предложений и целостного текста). Орфографические и пунктуационные нормы (орфография и пунктуация) обеспечивают единое письменное оформление речи. Существуют особые правила составления устных и письменных текстов. Так, в устной речи нежелательны усложненные синтаксические структуры (обилие придаточных предложений, использование причастных и деепричастных оборотов). Они затрудняют восприятие текста на слух, поскольку излишне загружают информацией оперативную память человека. Использование сложных синтаксических структур рассчитано на зрительное восприятие текста. Оно позволяет сосредоточить в коротком отрывке большой объем смысла, однако при этом предполагает наличие у адресата возможности в любой момент вернуться к непонятному фрагменту текста. Устная речь не предоставляет человеку такой возможности. С другой стороны, для письменной речи не характерно использование междометий, разговорных частиц. Кроме того, следует учитывать неразличение в письменной форме целого ряда интонационных конструкций. В устной речи интонация играет огромную роль; в частности, она помогает выделить слова, на которые падает логическое ударение. В письменном же тексте в случае, если логическое ударение падает не на конец предложения, должны содержаться особые «указатели» выделенных слов. К ним относятся порядок слов, специальные слова и конструкции (именно; как раз; не только..., но и...; даже; особенно и др.) а также некоторые графические средства (апостроф, выделение слова посредством изменения шрифта, подчеркивание и т.д.). Например: «В воскресенье сможем уехать» (логическое ударение падает на конец предложения, на слово «уехать»). Сравните: «Уехать сможем в воскресенье» (изменение порядка слов перемещает логическое ударение в другое место); «Только в воскресенье сможем уехать» (использование слова-указателя); «В воскресенье сможем уехать» (графическое выделение слова). Образованный человек должен знать все возможности языковой системы, уметь варьировать свое общение в зависимости от речевой ситуации, но приоритетной и единственно возможной в деловом общении для него должна являться именно система литературного языка. Типы норм В литературном языке различают следующие типы норм: 1) нормы письменной и устной форм речи; 2) нормы письменной речи 3) нормы устной речи. К нормам, общим для устной и письменной речи, относятся: лексические нормы; грамматические нормы; стилистические нормы. Специальными нормами письменной речи являются: нормы орфографии и пунктуации- исторически сложившаяся система правильного, единообразного написания слов; правила, устанавливающие единообразие способов передачи речи на письме; раздел языкознания, изучающий и разрабатывающий систему правил, обеспечивающих единообразие написаний. В настоящее время в русском языке действуют "Правила русской орфографии и пунктуации" (М., 1956). Только к устной речи применимы: нормы произношения; нормы ударения; интонационные нормы. Нормы, общие для устной и письменной речи, касаются языкового содержания и построения текстов. Тема 2. Лексические нормы. Лексические нормы, или нормы словоупотребления, - это нормы, определяющие правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке. Соблюдение лексических норм - важнейшее условие точности речи - коммуникативного качества речи, состоящего в соответствии ее смысловой стороны отражаемой реальности и коммуникативному замыслу говорящего. Точность речи зависит от правильности словоупотребления, умения выбирать необходимый синоним, учета многозначности и омонимии, правильного сочетания слов. Типичные лексические ошибки: неправильный выбор слова из ряда единиц, в том числе смешение паронимов. Пароним - однокоренное слово, имеющее сходство в звучании с другим словом, но отличное от него по значению. Например, костный - костлявый, отрывистый - отрывочный - отрывной, драматический - драматичный, выплата - оплата - плата. Смешение паронимов нарушает лексическую точность речи.' неточный выбор синонимов. Синоним - слово, принадлежащее к той же части речи и имеющее полностью или частично совпадающее значение с другим словом. Полностью совпадают значения таких слов, как гостиница - отель, бегемот - гиппопотам, частично совпадают значения слов быстрый - скорый, друг - приятель, болтать - трещать. Стилистические синонимы различаются сферой употребления и стилистической окраской (очи - глаза - гляделки), (лик - лицо - харя), (ликвидировать - убить - замочить). Точный выбор синонима способствует повышению ясности и выразительности речи. Стилистическая ошибка в выборе синонима может привести к нарушению чистоты и уместности речи. неправильный выбор лексической единицы из семантического поля. Семантическое поле - структурно организованное множество лексических единиц, отражающее в языке определенную понятийную сферу. (костяной тип мышления, проанализировать жизнедеятельность писателей, николаевская агрессия, Россия переживала в те годы много казусов во внутренней и внешней политике); нарушение норм лексической сочетаемости (стадо зайцев, под гнетом гуманности, тайный занавес, закоренелые устои, прошел все стадии развития человека); противоречие между замыслом говорящего и эмоционально-оценочными коннотациями. Коннотация - сопутствующее значение слова, созначение, несущее в себе дополнительную характеристику слова (Пушкин правильно выбрал дорогу жизни и пошел по ней, оставляя несмываемые следы; Он внес непосильный вклад в развитие России); употребление анахронизмов. Анахронизм - речевая ошибка, употребление слова, не соответствующего языку изображаемой эпохи. (Ломоносов поступил в институт, Раскольников учился в вузе); смешение лингвокультурологических реалий. Лингвокультурологическая реалия - слово, обозначающее специфическое явление национальной культуры, например, единицы национальной системы измерения расстояний (миля, верста, километр (Ломоносов жил за сотни миль от столицы); неверное употребление фразеологических оборотов (Молодость била из него ключом; Надо вывести его на свежую воду). |