Главная страница
Навигация по странице:

  • ИГРА – ДРАМАТИЗАЦИЯ

  • ВКР. Вкр Содылева. Курсовая работа игра драматизация как средство развития выразительности речи у детей дошкольного возраста


    Скачать 69.78 Kb.
    НазваниеКурсовая работа игра драматизация как средство развития выразительности речи у детей дошкольного возраста
    Дата19.08.2022
    Размер69.78 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВкр Содылева.docx
    ТипКурсовая
    #649023
    страница2 из 3
    1   2   3
    Глава 2. Методические аспекты развития выразительности речи у детей дошкольного возраста посредством игр - драматизаций

    2.1. Игра-драматизация в развитии речи ребенка дошкольного возраста

     Исследованием игры занимались многие отечественные и зарубежные ученые (Л.С. Выгодский, В. Вундт, А.Н. Леонтьев, Г. Спенсер, Д.П. Эльконин), рассматривая ее своеобразие, роль и значение в жизни, в человеческой культуре.

            По мнению многих отечественных исследователей (Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, С.А. Рубинштейн, Д.П. Эльконин), игра является «ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, в которой происходят главнейшие изменение в психике ребенка, внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой высшей ступени его развития». Игра используется педагогами в целях обучения и воспитания детей, в ней происходит    развитие личности ребенка, речи, психических процессов, нравственных качеств.

          На мой взгляд, особое место в формировании интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста представляет игра- драматизация, являющаяся уникальным средством преодоления речевых нарушений, так как в процессе такой игры развивается звуковая культура речи и ее интонационный строй.

          Для подбора игр-драматизаций для формирования интонационной стороны речи у детей, следует проанализировать роль игры-драматизации как вида театрализованной деятельности.

            В работах отечественных психологов и педагогов игра-драматизация или театрализованная игра рассматривается как деятельность, которая играет большую роль в развитии дошкольников и является разновидностью творческой игры.  Мы ориентируемся на определение игры-драматизации, как вида театрализованных игр.

           Игра-драматизация широко используется в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является процессом становления и развития личностных качеств каждого ребенка, его интеллекта, эмоций, творческих способностей.

       Л.С. Выготский рассматривает драматизацию, как самый распространенный вид детского творчества, так как драматическая форма отражения жизненных впечатлений свойственна природе детей. Театрализованная игра в психолого-педагогических и культурологических исследованиях понимается с одной стороны, как вид деятельности, а с другой, как средство развития. Исследователи М.А. Васильева, С.А. Козлова, Д.Б. Эльконин считают, что театрализованные игры близки к искусству, поэтому их называют «творческими играми».

         В педагогической литературе особое внимание уделяется игре-драматизации, как средству развития детей, посредством которой раскрываются творческие способности ребенка, происходит положительное влияние на звуковую культуру речи и ее интонационный строй.  

        В процессе драматизации  развивается речь, что является необходимым условием для адаптации ребенка в обществе. Речь является важным средством самовыражения ребёнка. С этой точки зрения особое значение имеет выразительность как качественная характеристика речи, многие исследователи подчёркивают функциональное значение выразительности речи (Е.Э. Артемова, Н.С. Жукова др.) .Выразительность речи обеспечивает эффективность коммуникации, способствует донесению смысла высказывания до слушателей.

    В играх драматического типа у детей развивается произвольность, особая чуткость и внимание к действиям людей в жизни, умение видеть и понимать значение простейших действий человека, его чувства, взаимоотношения с людьми, природой.

          В своем исследовании театрализованной игры Л.В. Артемова, ссылается на  мнение Л.С. Выготского, говорящего о том, что театрализованная игра – это необыкновенно насыщенная в эмоциональном отношении деятельность, в которой дети допускают руководство взрослого, не замечая его, поскольку желание поиграть в сказку огромно, сказка доставляет радость и удивление. «театр» - эти слова указывают на родство театрализованных игр с театром. Театр – всеобъемлющий вид деятельности, соединяющий в себе слово, образ, музыку, танец. Ему присущи особый, характерный лишь для него познавательный момент, свое отражение мира в отличие от других видов искусства». (К.С. Станиславский)

            В ряде исследований содержательный компонент театрализованных игр рассматривается как возможность создания разных сценариев: импровизации, коротких сценок, инсценировок литературного текста. (О.А. Акулова , Е.Е. Кравцова)

           Участвуя в игре-драматизации, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, через поставленные вопросы они учатся думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Развитие речи тесно связано с умственным развитием. В ходе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний обогащается словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи и ее интонационный строй. Произносимые реплики и исполняемая роль ставят ребенка перед необходимостью четко и ясно выражаться.

            Учитывая различные точки зрения (Д.Б. Эльконин, Й.Хейзинга) мы будем понимать театрализованную игру как деятельность, моделирующую биосоциальные отношения, внешне подчиненные сюжету-сценарию в обозначенных временных и пространственных характеристиках; в этой деятельности принятие образа овеществлено (переодеванием или куклой) и выражается различными символическими средствами (мимикой и пантомимой, графикой, речью, пением).

            Драматизация основывается на действиях исполнителя, который может использовать пальчиковые куклы и куклы-бибабо, что согласуется с определением: «драматизировать – значит разыгрывать в лицах какое-либо литературное произведение, сохраняя последовательность рассказанным в нем эпизодов и передавая характеры персонажей». Ребенок использует все средства выразительности:  мимику, интонацию, пантомиму. Важно, что в игре малыш перевоплощается в персонажа, управляет его действиями. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, развивается воображение, обогащается словарный запас, раскрываются творческие способности ребенка. Все это отражается на дальнейшем развитии ребенка, а в будущем на его учебной деятельности. Поэтому игры-драматизации нужны и полезны ребенку на всех этапах его развития.

           Такие игры пользуются у детей любовью, так как участвуя в них, дети знакомятся с окружающим миром через образы, звуки, краски. Большое и разностороннее влияние игры-драматизации на личность ребенка позволяет использовать их как сильное и в то же время как ненавязчивое педагогическое средство.

       Специфика и значение театрального искусства отражается в  познавательности, сопереживании, эмоциональности,  коммуникативности и в живом воздействии художественного образа на личность.

       Целью игры-драматизации является раскрепощение каждого вовлеченного в нее ребенка, а основной задачей развитие у детей интонационной и мимической выразительности. Драматизация может проявляться в самых разных формах: как  импровизация и сочинение сценок по содержанию сказки, ее инсценировка и театральная постановка сказки.

    Работа по формированию выразительности речи у старших дошкольников должна пронизывать всю жизнь детей в детском саду, должна вестись на всех занятиях: воспитателей, музыкального руководителя, на физкультурных занятиях, включаться во все режимные моменты, начиная с момента прихода ребенка в детский сад .

    Ритм и интонация речи и стиха начинают уступать ведущее место слову. Слово сначала в речи, затем в стихах становится носителем смысла, а ритм и интонация превращаются в своего рода аккомпанемент словесной речи. Вместе с тем перестройка ритма и интонации речи таит в себе опасность: слово может настолько оттеснить ритм, что фактически речь ребенка теряет свою выразительную красочность и ритмичность.

    Воспитание ритма и интонации является не только проблемой улучшения выразительности самой речи. Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, избегают публичных выступлений, теряются в присутствии незнакомых лиц. Привычку к выразительной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь может оказать игра-драматизация в дошкольных образовательных учреждениях.

    Прежде всего, необходимо формировать интерес к играм — драматизациям, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок. В дальнейшем важно стимулировать его желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки.

    Важным аспектом деятельности воспитателя является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей игры-драматизации. Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребенок.

    • Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко — дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте, «Догадайся, о ком я говорю?»).

    • Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево), на выражение основных эмоций( “У пчелки хвори”, “Придумай веселый и грустный диалог между Белкой и Стрелкой”).

    • Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (Крадется хитрая лиса, храбрый петушок шагает по дорожке, «Котята охотятся за мышкой»).

    • Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Веселый хоровод вокруг елки», «Танец медвежат», «Пляшут звери на опушке»).

    • Однотемная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель (С.Я.Маршака «Перчатки», В. Берестов «Больная кукла»).

    • Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (К. Ушинский «Петушок с семьей»; Е. Чарушин «Утка с утятами»).

    • Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три медведя»).

    • Инсценирование фрагментов сказок о животных («Гуси-лебеди», «Кот, петух и лиса»).

    • Однотемная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок»).

    У детей этого возраста отмечается первичное освоение игры – драматизации. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов (О. Дриз «Добрые слова», «Два жадных медвежонка», К. Ушинский «Петушок с семьей», К.И. Чуковский «Федорино горе».) Фигурки пальчикового театра ребенок начинает использовать в совместных с взрослым импровизациях на заданные темы.

    Итак, система работы по организации игр – драматизаций в дошкольном возрасте делится на три этапа:

    • художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;
    • освоение специальных умений для становления основной позиции – актер;
    • самостоятельная творческая деятельность.

    Реализация названных задач и содержания работы с детьми требует учета основных принципов организации игры — драматизации.

    • Важнейшим является принцип специфичности данной деятельности, объединяющей игровой (свободный, непроизвольный) и художественный (подготовленный, осмысленно пережитый) компоненты.

    • Принципкомплексности предполагает взаимосвязь игры — драматизации с разными видами искусства и разными видами художественной деятельности ребенка.

    • Согласно принципу импровизационности игра — драматизация рассматривается как творческая деятельность, что обусловливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой, основу которого составляют свободная атмосфера, поощрение детской инициативы, отсутствие образца для подражания, наличие своей точки зрения у ребенка, стремление к оригинальности и самовыражению.

    • Все названные выше принципы находят свое выражение в принципе интегративности, в соответствии с которым целенаправленная работа по развитию речи детей посредством организации игр — драматизаций включается в целостный педагогический процесс.

    В старшей группе дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения. Воспитатель учит их самостоятельно находить способы образной выразительности. Драматический конфликт, становление характеров, острота ситуаций, эмоциональная насыщенность, короткие, выразительные диалоги, простота и образность языка – все это создает благоприятные условия для проведения игр-драматизаций на основе сказок. Наблюдая за играми старших дошкольников, Д.Б. Менджерицкая отмечала: такая игра сложнее для ребенка, чем подражание событиям из жизни, потому что в ней требуется понять и почувствовать образы героев, их поведение, выучить и запомнить текст произведения.

    Именно через роль в игре — драматизации дети усваивали различные речевые клише.

    Неспешное выразительное чтение сказки доставляет нашим воспитанникам массу удовольствий, заставляет работать механизмы внутренней речи детей. Дети представляют себя героями литературного произведения и повторяют вместе с педагогом ролевые диалоги персонажей. Для этого, конечно, необходимо читать сказки по несколько раз для того, чтобы дети постепенно усваивали сначала общую канву сюжета, потом более ясно им виделись детали эпизодов, затем четче обозначились особенности характера героев и запоминаются их монологи. В ходе основательного знакомства со сказкой выразительное чтение обязательно сочетали с обыгрыванием отдельных эпизодов. Реплики, отдельные диалоги, импровизированные движения — все это способствует развитию речи детей.

    Основными специфическими методами работы по организации игр – драматизаций с целью развития речи детей являются:

    •  метод моделирования ситуаций (предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов);

    •  метод творческой беседы (предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога);

    •  метод ассоциаций (дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы).

    Необходимо отметить, что общими методами руководства игрой — драматизацией являются прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию) приемы. Игры  планируются  заранее.

    Определяется программная задача, продумывается оборудование игры (раздаточный  материал).  Продумывается  словарная  работа  (напоминается, уточняется, закрепляется).

    Также продумывается организация проведения игры (за столом, на ковре, на улице,  в  зависимости  от  того  какой  материал используется). Необходимо использовать в игре правильную интонацию, продумать как заинтересовать игрой детей.  В  конце  игры  итог  не подводится, но для себя воспитатель записывает  полученные  результаты.

    В заключение нельзя не упомянуть о важности включения в процесс организации и знакомства детей с играми — драматизациями родителей воспитанников. Ведь именно из-за нехватки внимания, у детей появляются нарушения в развитии не только речи, но и остальных функциональных систем.

    Родители являются участниками воспитательно – образовательного процесса в ДОУ. Поэтому, немаловажное значение имеет работа с родителями в данном направлении. Нужно обращать внимание родителей на особенности и значение игры – драматизации для развития речи детей. Привлекать родителей для подготовки и проведения праздников, развлечений, игр. В процессе целенаправленной работы родители группы знакомятся со способами и приемами организации игры – драматизации дома.
    2.2. Анализ современных комплексных вариативных программ по проблеме воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста посредством игр-драматизаций
    О. Акулова отмечает, что характерными особенностями игр - драматизаций являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей. В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

    Программа «Развитие» (Венгер Л. А., д-р психол. наук; Дьяченко О. М., д-р психол. наук; Булычева А. И., канд. психол. наук) в разделе «Игра» предлагает создавать детям условия для свободной самостоятельной игры с настольными игрушечными персонажами, с которыми можно разыграть разнообразные события; поддерживать интерес детей к игре-драматизации по известным сюжетам, предлагая детям разнообразные ее формы (драматизация по ролям, настольный театр, куклы би-ба-бо) и участвуя в ней вместе с детьми.

    В программе «Детство» (под ред. Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.) игры-драматизации входят в раздел «Творческие игры», где в старшей дошкольном возрасте предусматривается разыгрывание в творческих, театральных, режиссерских играх сюжетов сказок, литературных произведений, внесение в них изменений и придумывание новых сюжетных линий, введение новых персонажей, действий. Разыгрывание театральных спектаклей с куклами, игрушками самоделками; пальчиковый театр; театр марионеток.

    В программе «Истоки» (под ред. Л.А. Парамоновой) в разделе «Ведущая деятельность игра» отмечается, что театральные, игры-драматизации, празднично-карнавальные, а также соревновательные игры-развлечения требуют соответствующей подготовительной (подбор костюмов, декораций, специальных игрушек и атрибутов), в том числе репетиционной работы с детьми. Детей нужно учить управлять игрушечными персонажами кукольного театра, техническими, в том числе и компьютерными играми, не допуская при этом нервной перегрузки детей. К концу седьмого года жизни ребенок должен уметь:

    • создавать сюжет совместной и индивидуальной игры, использовать и комбинировать знания, полученные из разных источников;

    • играть в воображаемом словесно оформленном плане, принимая и разыгрывая роли в форме игровой беседы, то есть ролевого диалога, а также разыгрывая сюжетные события в форме игрового монолога, близкого к сочинительству, отталкиваясь при этом от реальных игрушек, рисунков картинок, впечатлений;

    • согласовывать творческие индивидуальные замыслы с партнерами-сверстниками, продолжать свои игровые действия, включая в них события, предложенные партнером;

    • наделять игровым значением нейтральный объект в смысловом поле игры, создавать игровую ситуацию из неоформленных подсобных материалов, средообразующих предметов, графических изображений и изменять их в соответствии с развитием сюжета в игре;

    • свободно и с интересом играть в разные игры - сюжетно-ролевые, режиссерские, игры-драматизации, игры с правилами.

    В программе «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией (М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой), в разделе «Театрализованные игры» отмечается, что в старшем дошкольном возрасте следует учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами; учить создавать творческие игры для подготовки и проведения спектаклей, концертов; воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал детей, вовлекая их в различные театрализованные представления: игры в концерт, цирк, показ сценок из спектаклей. Так же необходимо предоставлять детям возможность выступать перед сверстниками, родителями и другими гостями.

    Таким образом, анализ современных комплексных вариативных программ показал, что игры-драматизации как средство развития нравственных ценностей, присутствует в программах «Развитие» и «Детство» и выделяется отдельным пунктом в соответствующих разделах. В «Программе воспитания и обучения в детском саду» игры-драматизации являются частью театрализованных игр и предлагают решение задачи формирования нравственных ценностей через чувствование и понимание эмоционального состояния героев литературных персонажей.
    2.3. Основные требования и приемы руководства играми – драматизациями с детьми дошкольного возраста
    Игра – драматизация может быть представлена схематично – цепочкой последовательных действий:

    • Сюжет игры – выбор сказки. Пересказ, её обсуждение.

    • Организация игры – распределение ролей. Обустройство игрового пространства.

    • Непосредственная игра детей


    ИГРА – ДРАМАТИЗАЦИЯ

    Игры с пением - хороводы

    Игры – драматизации стихотворений

    Игры – драматизации

    Настольный театр

    Игры – драматизации

    Кукольный театр

    Игры – драматизации

    Творческие игры

    Игры – драматизации

    Проза
    1   2   3


    написать администратору сайта