Главная страница
Навигация по странице:

  • Он утвердил в английском театре новый тип драмы−интеллектуальную драму

  • Неприятные пьесы»

  • «Приятные пьесы»

  • «Пьесы для пуритан»

  • Проблематика и структура Пигмалиона. Курсовая работа по дисциплине проблематика и структура пьесы бернарда шоу пигмалион Лапа Ольга Игоревна


    Скачать 88.89 Kb.
    НазваниеКурсовая работа по дисциплине проблематика и структура пьесы бернарда шоу пигмалион Лапа Ольга Игоревна
    Дата04.11.2018
    Размер88.89 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПроблематика и структура Пигмалиона.docx
    ТипКурсовая
    #55383
    страница4 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    1.3 Жизнь и творчество Джорджа Бернарда Шоу


    Далее мы переходим к рассмотрению жизненного и творческого пути английского драматурга, одного из основоположников «драмы идей», реформатора театрального искусства XX ст., а также лауреата Нобелевской премии по литературе и обладатель премии «Оскар» – Джорджа Бернарда Шоу [7].

    Родился 26 июля 1856 в Дублине. Родители Бернарда происходили из среды обедневшего дворянства. Жизнь семьи была неустроенной и недружной.

    Изучив дополнительную литературу, мы выяснили, что отец Шоу постоянно пил, поэтому с бизнесом у него не получалось. Мать – женщина, обладающая исключительным музыкальным талантом – вынуждена была самостоятельно содержать семью. Она пела на концертах, а позже стала зарабатывать уроками музыки. На детей в семье почти не обращали внимания; средств на образование тоже не было. Родители Шоу не придерживались религиозных никаких догм и поэтому дети выросли свободомыслящими атеистами. Основная заслуга в этом была матери драматурга, характер которой все-таки не сломился из-за такой неудачно сложившейся семейной жизнью. В школах Бернард Шоу ничему не научился. Не случайно он в последствии писал: «В школе я не выучил ничего и забыл многое», но многое он усвоил из книг Ч.Диккенса, У.Шекспира, Д.Беньяна, Библии, арабских сказок Тысяча и одна ночь, а также, слушая оперы, в исполнении своей матери, и созерцая картины в Ирландской национальной галерее [8].

    В пятнадцатилетнем возрасте Бернард устроился служащим в фирму по продаже земельных участков. Он собирал квартирную плату с жителей бедных кварталов Дублина. Благодаря этому он хорошо узнал жизнь городских трущоб. К двадцати годам он получил повышение − место старшего кассира. Этого было достаточно, но к этому времени Шоу уже точно знал чего хочет. Ничего общего со служебной карьерой чиновника он иметь не хотел. Не в силах преодолеть отвращение к этой работе, он в двадцать лет уехал в Лондон к матери, которая разведясь с мужем продолжала зарабатывать уроками пения.

    Согласно источникам, автор уже в молодости решил заниматься литературным трудом, и хотя рассылаемые статьи возвращались к нему регулярно, он продолжал надоедать редакциям. Только одну его статью приняли к печати, заплатив всего пятнадцать шиллингов, – и это было все, что Шоу заработал пером за девять лет. За эти годы он написал пять романов, в печатании которых отказали все английские издательства.

    Писатель глубоко интересовался искусством – литературой, живописью, музыкой. Определенных занятий у него пока не было, так же как и средств к существованию, но круг его интересов и запросов был очень широким. Он увлекался театром. Под псевдонимом Корно де Боссето он публикует свою первую музыкальную рецензию, а затем в течении некоторого времени выступает в печати как музыкальный критик. Шоу был не только знатоком музыки, но и сам великолепно играл. Его имя постепенно становится хорошо известным и в театральных кругах Лондона [9].

    Мы узнали, что в драматургию Бернард Шоу попал абсолютно случайно. Однажды известный театральный критик Уильям Арчер встретил в библиотеке Британского Музея странного молодого человека: одновременно он изучал два объемистых труда: «Капитал» Маркса и партитуры опер Вагнера. Вместе поразмышляли они над недостатком хороших современных пьес в Англии и решили попробовать исправить эту проблему. В 1892 г. Бернард Шоу написал свою первую пьесу: «Дома вдовца» и тем самым показав себя в виде драматического писателя. Именно благодаря Б. Шоу начал формироваться интеллектуальный театр, который занял видное место в развитии европейского сценического искусства [10].

    Самым любимым, и пожалуй известным художественным приемом писателя, как сатирика был парадокс. Именно благодаря парадоксальному обострению ситуаций, открытию их неожиданного, или, как правило, шокирующего читателей и зрителей смысла, писатель помогает современникам разобраться в сложных социальных и политических конфликтах. Подчеркивая активное воздействия драматурга на современное общество, Луначарский утверждал: Шоу – парадоксальнейший из парадоксальных умов. «...Как раз острием своей парадоксальности, смазанным скользкой клоунадой, Шоу все же пробил бегемотову кожу Лондона и заставил говорить повсюду не только о себе, но и о своих идеях».

    Особенность драматурга заключалась в том, что свое занятия искусством, литературой он никогда не отделял от свойственного ему интереса к общественно-политической жизни своего времени, своей страны. Он посещал собрания социал-демократов, принимал участие в диспутах, настойчиво вырабатывал в себе навыки оратора, с увлечением и глубоким интересом читал «Капитал» Маркса – труд, который, по его собственным словам, явился для него откровением. Свой интерес к актуальных проблемам его времени Бернард Шоу описал в самых ранних своих произведениях.

    В период с 1879 по 1883г. он написал пять романов: «Незрелость», «Неразумный брак», «Любовь артистов», «Профессия Кэшиля Байрона», и «Социалист-одиночка». Романы Шоу, в то время еще не получили должного признания. Ему пришлось выдержать длительную борьбу с многочисленными издателями. Он получал только отказы, но как мы знаем, этот человек по своей натуре никогда не сдавался. Новатор по своей природе, писатель и в роман стремился внести нечто новое, неизвестное в то время обществу.

    Романы Шоу свидетельствовали о свойственном ему мастерстве драматурга, которое еще ждало момента для своего выявления. В романах оно сказалось в ярко выраженной предрасположенности более к диалогизированной форме, нежели к прозе, в блестяще построенных диалогах, которые во всех произведениях Шоу занимают основное место.

    Шоу продолжал участвовать в общественно-политической жизни страны и поэтому вступил в Фабианское общество в 1884 г., вскоре же после его создания. Это была социал-реформистская организация, стремившаяся к руководству рабочим движением. Своей задачей члены Фабианского общества считали изучение основ социализма и путей перехода к нему [11].

    Как истинный передовик Шоу выступил в области драмы. Он утвердил в английском театре новый тип драмы−интеллектуальную драму, основное место в которой принадлежит вовсе не интриге, не захватывающему сюжету, а тем напряженным спорам, остроумным словесным поединкам, которые ведут его герои. Шоу называл свои пьесы «пьесами-дискуссиями». Они захватывали глубиной и серьезностью проблем, необычайной, а иногда и оригинальной формой их разрешения; они будоражили сознания зрителя, заставляли его в постоянном напряжении размышлять над происходящим и весело смеяться вместе с драматургом над нелепостью ныне существующих законов, порядков, нравов, тем самым высмеивая их.

    Следует отметить, что начало драматургической деятельности автора было связано с «Независимым театром», который был открыт в 1891 г. в Лондоне. Его основателем был известный английский режиссер Джекоб Грейн. Основной задачей этого театра было знакомство английского зрителя с современной драматургией. «Независимый театр» противопоставлял обилию развлекательных пьес, заполнявших репертуар большинства английских театров тех лет, драматургию больших идей. На его сцене были поставлены многие пьесы Ибсена, Чехова, Толстого, Горького. Для «Независимого театра» начал писать и Бернард Шоу [12].

    «Неприятные пьесы»

    Его путь как драматурга начинается с цикла пьес, объеденных под общим названием «Неприятные пьесы». Сюда вошли: «Дома Вдовца», работать над которой Шоу начал в 1885 г., «Профессия миссис Уоррен» и «Волокита». В своем предисловии к «Неприятным пьесам» В «Неприятных пьесах» перед нами на первый взгляд порядочные английские буржуа, имеющие значительными капиталами и живущие спокойной устроенной жизнью. Но все это обманчиво. Все это таит за собой эксплуатацию, как грязное, бесчестное обогащение буржуа за счет нищеты и несчастий простого народа. Перед глазами читателей и зрителей пьес Шоу проходят картины несправедливости, жестокости бесчестности и подлости буржуазного мира. Как правило пьесы Шоу обычно начинаются с простых и типичных картин обыденной жизни буржуазной семьи. Но вот, как это обычно бывает в драмах Ибсена, наступает момент, когда на первый план выступает социальный сторона этой ситуации, глубоко волнующий не только писателя, но и читателей вопрос: где источники богатства героев? на какие средства они живут? Как они заполучили такую жизнь? Смелая постановка этих вопросов и не менее смелых ответы на них и составляют основу той разоблачительной силы пьес Бернарда Шоу, которая глубоко возмущала одних и не менее глубоко восхищала других.

    «Приятные пьесы»

    Вторым циклом пьес Бернарда Шоу были «Приятные пьесы». Сюда вошли: «Война и человек», «Кандида», «Избранник судьбы», «Никогда вы не можете сказать». В «Приятных пьесах» автор меняет приемы сатирического разоблачения. Если в «Неприятных пьесах» он обращался к «ужасным и отвратительным сторонам общественного устройства», гневно набрасывался на социальные порядки, то в «Приятных пьесах» он уделяет основное внимание той двуличной морали, которая обычно скрывает истинную сущность буржуазных отношений.

    В этих пьесах драматург ставит своей целью сбросить все те красивые покровы, которые обычно скрывают жестокую правду действительности. Он призывает людей смело взглянуть правде в глаза и отказаться от слепых предрассудков, древних традиций, заблуждений и мнимых иллюзий В самом названии – «Приятные пьесы» – звучит вполне откровенная ирония.

    «Пьесы для пуритан»

    В период с 1897 – 1899 гг. созданы «Пьесы для пуритан»−«Ученик дьявола», «Цезарь и Клеопатра», «Обращение капитана Брассбаунда». В предисловии к «Пьесам для пуритан» Шоу поясняет смысл названия сборника. Он противопоставляет свои пьесы драматическим произведениям, в которых основной интерес сосредоточен на любовной интриге и на эротике. Это не значит, что писатель сторонится изображения чувств, но он не хочет признавать, что в основе поступков человека, как правило, лежат только любовные побуждения. Пуританство Шоу связано с героическими пуританским традициями эпохи английской революции, эпохи Кромвеля и Мильтона [13].

    Изучив необходимую литературу, мы выяснили, что со своей будущей женой Шарлоттой Пейн-Таузенд Бернард познакомили его друзья. После свадьбы супруги купили небольшой участок с домом в деревушке Эйот-Сент-Лоренс, и здесь Шоу прожил вторую половину своей жизни.

    Брак Шоу был счастливым, он был основан на прочной дружбе и взаимопонимании. В преклонном возрасте Шарлотта тяжело заболела, Бернард очень любил жену, он самоотверженно ухаживал за ней, Миссис Шоу скончалась в Лондоне в 1904 г.

    Лишь один раз была нарушена их семейная идиллия. Шоу увлекся актрисой мисс Патрик Кэмпбелл. На пике этого романа Шоу уже исполнилось пятьдесят семь лет. Интерес Бернарда к Патрик Кэмпбелл имел не только романтический характер. Специально для нее он написал роль Элизы в своей, пожалуй, самой знаменитой пьесе «Пигмалион». Недолгое, но бурное увлечение Шоу в конце сменилось прочной дружбой [14].

    Согласно источникам, во время Первой мировой войны драматург был исключительно непопулярной фигурой. Пресса, публика, коллеги осыпали его оскорблениями, а он не обращая на это никакого внимания, спокойно заканчивал пьесу. В 1924 его слава вернулась к своему владельцу, Шоу получил мировое признание драмой «Святая Иоанна». В 1925 г. шведская Академия присудила Бернарду Шоу Нобелевскую премию по литературе. Но Шоу-это не Шоу не пошутив по такому, казалось бы, очень серьезному поводу: «Очевидно, премию мне присудили в благодарность за то, что я облегчил в 1925 г. положение всего мира, ничего не опубликовав в этот год». Он поблагодарил за честь, но отказался от денег.

    10 сентября 1950 г. Шоу, который всегда любил работать в саду, подстригал кусты. Работая, он поскользнулся и при падении сломал бедро. Его немедленно отвезли в больницу. Он мужественно перенес две операции и 4 октября вернулся домой. Однако в результате падения у Шоу обострилась болезнь печени, и 2 ноября 1950 г. в возрасте 94 лет Бернард Шоу скончался. По завещанию Шоу, тело его было кремировано, а пепел развеян в саду [15].

    Жизнь Бернарда Шоу оказалась очень тяжелой. Писателю пришлось преодолеть немало трудностей, но это не сломило его дух, а только укрепило. Возможно, благодаря такой захватывающей биографии драматург не боялся писать о том, о чем остальные молчали.

    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта