Главная страница

курсовая по экономической социологии. курсовая экономика. Курсовая работа по экономической социологии Совершение покупок в сети Интернет социологический анализ


Скачать 488.21 Kb.
НазваниеКурсовая работа по экономической социологии Совершение покупок в сети Интернет социологический анализ
Анкоркурсовая по экономической социологии
Дата23.05.2023
Размер488.21 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлакурсовая экономика.docx
ТипКурсовая
#1153693
страница2 из 10
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Глава 1. Теоретические основы изучения поведения потребителей в социологическом аспекте

1.1 Социологические подходы к изучению потребительского поведения в современном обществе


На сегодняшний день существует целый ряд теорий относительно того, какова природа современного общества, сущность экономических отношений. Ученые по всему миру отмечают возрастающую роль информации в современном социуме и экономике. Последние десятилетия можно охарактеризовать бурно развивающейся экономикой, которая движется благодаря возросшей роли потребления в обществе. Потребление является одной из социальных проблем современного общества.

Д. Бенигер определяет информационное общество как общество, где создание, распространение, использование, интеграция и манипуляция информацией – значимая экономическая, политическая и культурная деятельность [1]. Цель информационного общества – приобрести конкурентные преимущества на международном уровне путем использования информационных технологий в производственном и инновационном процессе. Понятие информационное общество является одной из моделей, которые говорят о том, что человечество перешло в новую социально-экономическую эпоху.

Информационное общество охвачено потреблением, каждый член общества регулярно думает, что именно можно потреблять и каким образом. Это касается не только отдельного человека, но и группы людей и общества в целом. Предметы, которые общество потребляет, неразрывно связаны с эмоциями и переживаниями, характерными для современного общества. Потребление товаров и услуг настолько глубоко встроено в повседневную жизнь, что многие аспекты ее практики остаются в основном неоспоримыми. Потребление само по себе - это выбор способа удовлетворения потребностей [23].

Потребление в современном обществе рассматривается, как необходимая и неизбежная составляющая прогресса и эволюции. Феномен потребления представляет собой основу существования общества. Удовлетворение потребностей становится целью материального производства в любой экономической системе, хотя уровень потребления различен в разных социальных группах.

Первоначально потребление рассматривалось лишь в контексте экономической науки, то есть как условие, предпосылка достижения целей производителя. Однако уже в 19 веке были заложены основы социологического подхода к индивидуальному потреблению, для которого характерен взгляд на потребление со стороны действующего индивида, преследующего свои осознанные интересы.

Р. Майер опубликовал статью под названием «Изучение социологических теорий, изучая потребителей», в которой он отметил мнение о том, что маркетологи и исследователи-потребители могли бы с пользой использовать социологические концепции, разработанные ранее. Он утверждал, что «социологи могут многое извлечь из своих эмпирических исследований потребителей» и что «исследование потребления является полезным для тестирования и расширения социологических теорий».

Для экономической социологии потребление является столь же социальным, сколь и экономическим процессом. Поэтому аналитическая рамка здесь существенно расширяется. Прежде всего, это касается мотивов действия. Утверждается, что стремление человека к собственному благу отнюдь не сводится к увеличению потребления, он может стремиться также к власти и уважению, общению или соперничеству. Само же потребление не сводится к инструментальным функциям, связанным с использованием полезных характеристик продукта или услуги [20].

Для многих понятие «потребление» ассоциируется с физическим расходованием материальным благ. В связи с этим сразу приходится заметить, что в современном мире все более значимая часть потребляемых благ выражена не вещами, а услугами, которые могут вообще не принимать предметную форму, реализуясь посредством отношений между людьми. Поэтому физическая сторона процесса потребления имеет подчиненный характер [3].

Под потреблением также обычно понимается использование полезных свойств предметов или процессов, благодаря которым они приобретают характер блага.

Но к потреблению, определяемому с экономической точки зрения, следует относить использование не всяких, а только ограниченных благ, в которые, вдобавок, вложены человеческие усилия, что отделяет эти блага от чистых продуктов природы. Признак использования благ выводит нас на основную цель потребления – удовлетворение потребностей человека. Но речь идет не о всяких потребностях – например, в процессе творческого труда человек тоже удовлетворяет свою потребность в креативной деятельности, но мы не называем это потреблением [8].

Потребление сопряжено с безвозвратным расходованием стоимости. И в этом заключается отличие потребления от других элементов хозяйственного процесса – производства, распределения и обмена, связанных с созданием, сохранением стоимости и сменой ее форм. При этом, чтобы стать предметом потребления, расходуемые блага вовсе не обязательно должны покупаться на рынке, проходя через отношения денежного обмена. Достаточно, если блага обладают некоторой ликвидностью, позволяющей говорить об их способности к денежному обмену и, следовательно, о существовании и расходовании их стоимости.

Следует также подчеркнуть, что речь идет о личных потребностях человека. В этом смысле использование промежуточных продуктов в качестве производственных ресурсов не относится к потреблению как таковому. Иными словами, имеется в виду конечное потребление продуктов и услуг в домашнем хозяйстве.

Итак, потребление выступает как совокупность хозяйственных отношений людей к объектам их желания, а также отношений между самими людьми [4].

Важным понятием, которое раскрывает суть потребления, является «потребительское поведение».

В настоящее время понятие «потребительское поведение» используется для определения:

– действий людей по приобретению, потреблению товаров и услуг и избавлению от них;

– деятельности, непосредственно вовлеченной в обретение, потребление и избавление от продуктов, услуг, идей, включая процессы решений, предшествующие этой деятельности и следующие за ней; – единства процесса принятия потребителем решения о покупке и факторов, определяющих его характер и направленность;

–процесса формирования рыночного спроса покупателей, осуществляющих выбор благ с учётом существующих цен;

–совокупности признаков и показателей, характеризующих действия потребителей, включая их потребительские предпочтения, спрос на товары и услуги, структуру потребления, способы использования доходов.

На протяжении времени изменялись подходы к определению понятия «поведение потребителей». Представители теории предельной полезности и эластичности спроса оценивали потребительское поведение с точки зрения экономического подхода. У. Джеванс, Л. Вальрас, К. Менгер, Э. Бем-Беварк и другие рассматривали потребительское поведение как поиск наибольшей полезности в приобретении материальных благ [15].

Отметим некоторые специфические черты социологического подхода к изучению потребления. Во-первых, потребление анализируется как процесс в его конкретно историческом контексте, а не в сконструированном мире «идеального рынка», как, например, в экономике, и рассматривается на уровне социальных групп и общества в целом. Во-вторых потребление исследуется как культурный феномен общества, объясняющий смысл и значение самого процесса потребления в обществе. В-третьих, само понятие потребления зависит от принятой исследователем концепции [26].

Особое положение в социологии потребления занимает французский социолог П. Бурдье, разработавший оригинальную социологическую концепцию потребления. Автор выходит за рамки рассмотрения потребления как атомарного процесса, детерминированного теми или иными социальными факторами. В его концепции потребитель осуществляет социально нормированную системную деятельность по наращиванию своих капиталов, главной функцией которых является получение максимальной власти и влияния. Причем каждый акт потребления разворачивается в рамках культурных правил, следование которым придает актам потребления легитимность. Автор выделяет три группы капиталов: экономический капитал (материальные блага), культурный капитал (культурный уровень, образование), социальный капитал (семья, друзья, церковь, клубы, принадлежность к какой-либо сети и т. д.) и символический капитал как разновидность социального (авторитет, репутация) [8].

Прежде чем приступить к анализу социологических концепций потребительского поведения, отметим некоторые специфические черты социологического подхода к изучению потребления. Во-первых, потребление анализируется как процесс в его конкретно историческом контексте, а не в сконструированном мире «идеального рынка», как, например, в экономике, и рассматривается на уровне социальных групп и общества в целом. Во-вторых потребление исследуется как культурный феномен общества, объясняющий смысл и значение самого процесса потребления в обществе.

Одним из наиболее популярных современных подходов к изучению потребительского поведения является концепция «общества потребления», основателем и одним из основных идеологов которой является Ж. Бодрийяр. Общество потребления - совокупность общественных отношений, в которых ключевое место играет индивидуальное потребление, опосредованное рынком. Ж. Бодрийяр определяет потребление как систематический акт манипуляции знаками и видит систему потребительских товаров через призму кода сигнификации (смысла), осуществляющего контроль, как над предметами, так и индивидами. Предметы потребления являются частью знаковой системы. При этом происходит мифологизация окружающего мира, смыслы, заложенные средствами маркетинга и рекламы, заменяют потребителям реальность. Товар воспринимается по своим символическим характеристикам, утрачивается его материальная и функциональная сущность, его ценность формируется не полезными свойствами, а исходя из его знаковой стоимости [6].

В данной модели потребление оперирует как форма социального контроля, который генерирует согласованность в обществе посредством понимания индивидами того, что это в их интересах играть по правилам потребительского общества. Через потребление конкретных знаков индивиды уподобляются определенной группе, потребляющей схожие знаки, и, напротив, становятся отличными от групп, которые данные знаки не потребляют. Таким образом, потребление становится основой социальной стратификации, как вертикальной, так и горизонтальной. Особую актуальность в обществе потребления приобретают вопросы социальной идентичности.

Социальная идентичность – аспекты индивидуального самосознания, проистекающие от принадлежности к социальным категориям и идентификации с ними, становящиеся заметными в тех контекстах, где эти социальные категории принимают важное значение. Иными словами, это осознание индивидом себя и своего места в обществе, а также отнесение себя и других к определенным социальным группам. При этом идентичность не сводится только к определению или самоопределению, но подразумевает определенный образ жизни в соответствии с этим определением и, помимо прочего, определенную модель потребления в соответствии с ожиданиями окружающих и собственным представлением о том, как надо жить, есть, одеваться и т.д. [30].

Одновременно с развитием концепции общества массового потребления широкое распространение получает культурологический (в западной литературе антропологический) подход к изучению потребления, основателями которого являются социологи-антропологи М. Дуглас и Б. Ишервуд. Данный подход можно также определить как антиэкономический (В. Зилизер), так как, по мнению его авторов, потребление начинается там, где заканчивается рынок. В рамках данного подхода потребление определяется как процесс использования благ, а сама сущность потребления раскрывается через определение его функций. Авторы выделяют две основные функции потребления:

1. Потребление стабилизирует категории культуры и делает их видимыми. В противоположность экономическому подходу к потреблению, предполагающему индивидуальность потребителя и его независимость в принятии решений, авторы поднимаются на новый уровень анализа, на котором блага не только показывают нам, какие конкретные социальные категории релевантны в данной культуре, но также делают эти категории стабильными некоторым конкретным способом;

2. Потребление благ необходимо для формирования и поддержки социальных связей. Вместо индивидуального потребителя, рассматриваемого экономистами, мы имеем дело с множеством различных взаимосвязей – дружеских, властный, семейных и т.д.

В рамках культурологического подхода основная функция потребления заключается в его способности создавать смыслы, а не удовлетворять потребности. «Забудьте о том, что потребитель иррационален. Забудьте о том, что блага пригодны для еды, ношения в качестве одежды или обеспечения крова; забудьте об их полезности и попытайтесь вместо этого согласиться с тем, что блага используются для осмысления; относитесь к ним как к невербальному средству креативных возможностей человека».

Синтезируя идеи культурологического подхода и концепции общества потребления, британский социолог С. Майлз предлагает разделять понятия потребления и потребительства или консьюмеризма. По мнению С. Майлза, потребление является «набором социальных, культурных и экономических практик, которые во взаимосвязи с идеологией консьюмеризма призваны легитимировать капитализм в глазах миллионов людей». С этой позиции больший интерес для изучения представляет категория потребительства, чем потребления как такового. Консьюмеризм является более широкой и сложной категорией, чем рутинный процесс покупки и потребления товаров и услуг. Изучение консьюмеризма должно приближать исследователя к пониманию и разрешению сложных взаимосвязей, которые лежат в основе потребления [26].

Итак, если потребление – это акт, то потребительство – это образ жизни и культурное выражение и воплощение повседневного акта потребления.

Таким образом, социологические подходы рассматривают потребительское поведение как культурный феномен, а само потребление как процесс манипуляции знаками, фактор социальной стратификации и социального контроля, процесс конструирования социальной идентичности.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


написать администратору сайта