Гинзбург. Гинзбург Л. Я. Творческий путь Лермонтова. Л. гинзбург творческий путь лермонтова государственное издательство художественная литература
Скачать 1.28 Mb.
|
Сноски к стр. 208 1 А. В. Луначарский, «Лермонтов как революционер» – «Комсомольская правда», 1926, № 140. Сноски к стр. 211 1 «Маяк», 1840, ч. IV, стр. 212. М. Н. Загоскин, близкий к православянофильским кругам, поместил в «Маяке» письмо к издателю его Корсакову, в котором заявил, что отзыв о «Герое нашего времени» вызвал у него желание «броситься к Бурачку на шею». «Наконец... явилось у нас издание книги, в которой говорится прямо, что без религии не может быть и хорошей литературы» («Маяк», 1840, ч. VII, стр. 101–102). Замечательно, что Бурачек, продолжая свою полемику с Лермонтовым, напечатал в 1845 году в «Маяке» повесть «Герои нашего времени», где доказывал уже в «художественной форме» гибельность вольнодумства и необходимость «истинно русского, народного, православного воспитания». См. об этом – С. Андреев, Лермонтов и реакция – «30 дней», 1938, № 7, стр. 88–90. Сноски к стр. 212 1 «Москвитянин», 1841, ч. I, № 2, стр. 533–536. Сноски к стр. 213 1 «В чем же наконец существо русской поэзии». В статье 1848 года «Письмо к Н. В. Гоголю» Жуковский писал: «Меланхолическая разочарованность Байрона, столь очаровательная в его изображениях и столь пленяющая глубокою (хотя иногда и вымышленною) грустью поэта, истощившись в приторных подражаниях, уступила место равнодушию, которое уже не презрение и не богохульный бунт гордости (в них есть еще что-то поэтическое, потому что есть сила), а пошлая расслабленность души, произведенная не бурею страстей и не бедствиями жизни, а просто неспособностью верить, любить, постигать высокое, неспособностью предаваться какому бы то ни было очарованию. Это самодельное равнодушие, которым так кокетствуют в наше время поэты, относится к мрачной разочарованности Байрона, как мелкая, искусственная развалина небывалого замка к огромным обломкам Колизея, сокрушенного силою веков, набегами народов и молниями неба» (В. А. Жуковский, Собрание сочинений, 1878, т. VI, стр. 101–102). Сноски к стр. 214 1 И. С. Аксаков, Ф. И. Тютчев, М., 1874, стр. 136–137. 2 Ап. Григорьев, Собрание сочинений и писем, т. I, П., 1918, стр. 44. Сноски к стр. 215 1 «Время», 1862, № 10, стр. 15–16. 2 Тамарин – герой романа Авдеева. Сноски к стр. 216 1 См. «Вестник Европы», 1901, кн. 2, стр. 441–459. Сноски к стр. 218 1 Белинский, Письма, т. II, Спб., 1914, стр. 418–420. Сноски к стр. 219 1 «Взгляд на литературу нашу после смерти Пушкина». 2 «Литературное наследство», № 16–18, М., 1934, стр. 640. 3 «Исторический вестник», 1887, т. XXX, стр 347. 4 «Сын отечества», 1843, кн. 3, отд. VI, стр. 5. Сноски к стр. 220 1 Противопоставление светлого пушкинского – демоническому лермонтовскому элементу было развито Ап. Григорьевым и впоследствии подхвачено символистами. По Мережковскому, Пушкин – дневное, Лермонтов– ночное светило русской поэзии. В. Розанов писал о «лешем начале» у Лермонтова и т. д. 2 Белинский, Письма, т. II, стр. 284. Сноски к стр. 221 1 Н. Г. Чернышевский, Литературное наследие, т. I, стр. 494. 2 «Переписка Чернышевского с Некрасовым, Добролюбовым и Зеленым», под ред. Н. К. Пиксанова, М.–Л., 1925, стр. 23. Сноски к стр. 222 1 Д. И. Писарев, Сочинения, т. IV, Спб., 1894, столб. 113. 2 См. В. А. Зайцев, Избранные сочинения, т. I, M., 1934, стр. 61–62. Сноски к стр. 223 1 Эта статья не была написана. П. Анненков, в качестве приверженца теории «чистого искусства» осуждавший «чрезмерное» увлечение Белинского Лермонтовым, писал: «Продолжительное наблюдение этой личности [Лермонтова] вместе с другими, родственными ей по духу на Западе, забросило в душу Белинского первые семена того позднейшего учения, которое признавало, что время чистой лирической поэзии, светлых наслаждений образами, психическими откровениями и фантазиями творчества – миновало, и что единственная поэзия, свойственная нашему веку, есть та, которая отражает его разорванность, его духовные немощи, плачевное состояние его совести и духа. Лермонтов был первым человеком на Руси, который навел Белинского на это созерцание, впрочем, уже подготовленное и самым психическим состоянием критика. Оно пустило обильные ростки впоследствии» (П. В. Анненков, Замечательное десятилетие. Воспоминания и критические очерки, отд. III, Спб., 1881, стр. 44). |