никроз. L. Michael Hall Bob G. Bodenhamer
Скачать 3.24 Mb.
|
Глава 9 Изменение метапрограмм Как стать другим человеком Модель НЛП демонстрирует прежде всего пластичность человеческой природы и сознания. У нас имеются «программы», но они не вырезаны в камне — что не позволило бы их изменять. Мы можем их корректировать. Фактически, в случае нормального процесса роста, мы это и делаем. То, что предлагает модель НЛП и что мы пытаемся здесь разъяснить, касается процессов, посредством которых мы можем сознательно, намеренно и эффективно трансформировать свой образ мыслей и чувств и, следовательно, сами структуры того, что мы называем «личностью». Другими словами, у нас всегда имеется выбор в отношении того, какую операционную систему запустить в своем мыслительном, аппарате в качестве программного обеспечения своих мыслей, чувств и реакций. У нас всегда имеется несколько возможностей —если мы знаем, как их увидеть. Само собой, мы будем лишены выбора, если у нас не будет знаний о том, как осмыслять варианты, альтернативные метапрограммы, различные паттерны и контексты мышления, различную психо-логику. Использование процессов метауровня для осуществления изменения Роберт Дилтс (Dilts, 1990) предложил использовать метапо-зицию, чтобы продемонстрировать, как мы можем подвести человека к метауровню его линии времени с целью изменения метапрограммы. В метапознции мы можем получить доступ к ресуР" сам и превратить их обратно в воспоминания, с тем чтобы изменить контекст мышления, который мы инкорпорировали. Метапозииия обеспечивает нам пространство, которое отличается от «простран* Глава 9. Изменение метапрограмм245 ства проблемы» и позволяет менять субмодальности, встраивать убеждения, обогащающие идентичность, осуществлять реимприн-тинг, изменять предысторию и т. д. А эти операции позволяют нам изменять свои метапрограммы. Дилтс пишет: Некоторым образом контекстреимпринтинга снабжает вас средством для изменения паттернов метапрограмм и стилей сортировки. Например, вы можете легко повлиять на человека, так чтобы он оказался в режиме «во времени* или «сквозь время*, в движении ют* или «навстречу» или сортировал из настоящего времени к прошлому, из прошлого к будущему либо из настоящего к будущему. Выможете побудить человека сортировать посредством его «я*, другихлюдей или контекста (Dilts, 1990, р. 137). Как определить, какие метапрограммы нужно изменить Почему человек хочет изменить метапрограмму в данном контексте? Основная причина в том, что она работает не слишком хорошо. В Meta-Statesjournal(март 1997 г.) я (MX) писал о творческих способностях и метапрограммах, показывая, что в случае навыка или стратегии творчества некоторые метапрограммы работают исключительно хорошо, тогда как другие препятствуют творчеству: На состояние и стратегию творчества значимо влияют несколько стилей сортировки объектов или обработки информации (называемых в НЛП «метапрограммами»). У людей, которых мы очень быстро признаем творцами, имеютсяметапрограммы функционирования в окружающем мире посредством сортировки «возможностей» (а не «процедур»). Они также выискивают «различия» (а не «тождество»), когда размышляют, воспринимают, гюдмечают что-то и т. д. Когдачеловекуправляетсвоиммозгом, высматриваяи оце-ниваяалътернативы или возможности, это помогает ему генерироватьещеболееоригинальныеидеи. Управление своим мозгом посредством сортировки на «различия», несоответствия, неординарность и т. д. запускает процесс, обеспечивающий наибольшую вероятность создания чего-то нового и необычного. 246Часть 111 Применений Другаяметапрограмма, которая способствует творчеству, —это сортировка с «отнесением ксебе* (а не к другим). Она позволяет человеку использовать внутренний локус контроля/авторитета вместо «отнесения к дру-' гим» (и внешнего локуса контроля). Такая сортировка поддерживает «творческий* образ жизни, мыслей, эмоций и реагирования, поскольку человек обладает «внутренним знанием* того, что он предпочитает, ценит, одобряет, о чеммечтает и т.д. Способ сортировки с отнесением к другим обычно приводит ктому, чтомы слишком стараемсяугодить окружающим, добиться их одобрения, подстроиться под их ценности, не конфликтовать с ними, предлагаянечто совершенно непохожее или странное, и соответствовать их критериям. Напротив, если вы сортируете посредством отнесения к себе, вы можете выдвигать новые, необычные и оригинальные идеи и представления, которые рождаются внутри вас, не беспокоясь о том, что думают другие и одобрят они это или нет. Вас ведут вперед ваше видение и энтузиазм, а не похвала и одобрение со стороны окружающих (Hall, 1997b, pp. 5-6). Паттерн изменения метапрограмм Роббинс (Robbins, 1986) говорит, что один из способов изменения метапрограммы предполагает «сознательное решение поступить таким образом». Однако, поскольку большинство из нас вообще не задумываются о ментальном программном обеспечении, мы этого просто не делаем. Отсюда следует, что мы должны сначала осознать свою операционную систему и использовать это осознание как исходную точку для нового выбора. Поскольку метапрограмма информирует наш мозг о том, что нужно «стереть», то, двигаясь навстречу ценностям, мы «стираем» осознание того, от чего мы уходим. Если мы выискиваем детали, то «стираем» общую картину. Направляя свое осознание на то, что мы обычно «стираем», мы можем сместить фокус и изменить свои операционные системы. Паттерн 1. Идентифицируйте метапрограмму, которая в настоящий момент управляет вашей сортировкой, обработкой информации и вниманием. В частности, идентифицируйте, когда, где и как вы Глава 9. Изменение метапрограмм247 используете метапрограмму, которая плохо вам служит, и определите, почему она снижает вашу эффективность. Полностью опишите метапрограмму, которую вы хотите иметь в своем распоряжении. Какую метауровневую обработку, «управляющую вашим восприятием и оцениванием», вы предпочли бы иметь? Уточните, когда, где и как эта метапрограмма должна руководить вашим сознанием. Опробуйте ее. Мысленно установите новую метапрограм му, а затем попробуйте использовать ее при сортировке, восприя тии, концентрации внимания и т. д. Отметьте, как она выглядит, ощущается и работает в определенных контекстах, в которых, как вам кажется, она послужит вам лучше. Даже если она кажется немного «странной» ввиду того, что вы не привыкли смотреть на мир через данный конкретный перцептивный фильтр, отметьте, какие иные чувства, кроме дискомфорта, она может вызвать. Если вам известен человек, который использует эту метапрограмму, исследуйте вместе с ним его опыт, пока вы не сможете занять вторую позицию по отношению к ней. Когда вамэтоудастся, полностью перейдите к данной позиции, так чтобы вы могли увидеть мир глазами этогочеловека, слыша то, что слышит он,разговаривая с самим собой так, как ведет внутренний диалог этот человек, и испытывая те же чувства, что и он. Проведите ее экологическую проверку. Перейдите к мета, к еще более высокому уровню, и посмотрите, что новая метапрограмма дает вам с точки зрения восприятия, оценки, убеждений, поведе ния и т. д. В какого человека она начинает превращать вас? Какое влияние она оказывает на различные аспекты вашей жизни? Позвольте себе установить ее на какой-то период времени. Зачастую человек может «установить» фильтр метапрограммы, дав себе разрешение воспользоваться им. После того как вы дадите себе подобное разрешение, загляните внутрь себя и посмотрите, не возражает ли против него какая-то часть вашей личности. Если возражений нет, перенесите метапрограмму на будущее. Если имеется какое-то возражение, используйте его для реструктури зации своего разрешения, так чтобы оно включало в себя это возра жение. Например, предположим, что вы обычно использовали метапрограмму с внешней ориентацией (№ 14) и что вы даете себе разрешение перейти к внутренней ориентации. Однако когда вы это 248Часть Ш. Применен^ делаете, то слышите внутренний голос, который по своей интонации напоминает голос вашей матери: «Эгоистично думать только о себе. Не будь таким эгоистом, ты потеряешь всех своих друзей». Этот голос выдвигает два возражения: эгоизм и возможное одиночество. Поэтому перефразируйте свое разрешение так, чтобы оно принимало во внимание эти возражения. «Я даю себе разрешение смотреть на мир исходя из собственных представлений — своих ценностей, убеждений, желаний и т. д., зная, что мои ценности включают в себя любовь, заботу и уважение к окружающим и что это обеспечит мне сбалансированность, поскольку я учитываю влияние своего поведения на других людей». 6. Перенесите эту метапрограмму на будущее. Мысленно попрактикуйтесь в использовании метапрограммы — до тех пор, пока она не покажется вам комфортной и привычной. Устранение-неисправностей. Если у вас возникают трудности, проделайте ту же процедуру на своей линии времени, сначала поднявшись над самим собой и этой линией (к своей линии мета), а затем перенесясь вдоль линии назад в свое прошлое, пока вы не натолкнетесь на одно или несколько ключевых событий, когда вы начали использовать прежнюю метапрограмму... Затем спросите себя: «Если бы я мог узнать, когда я принял первичное решение действовать исходя из внешней ориентации (назовите метапрограмму, которую вы хотите изменить), то предположил бы, что это произошло до моего рождения, во время него или после?» Воспользуйтесь одним из процессов линии времени для того, чтобы нейтрализовать прежние эмоции, мысли, убеждения, решения и т. д., — приемом визуально-кинестетической диссоциаций, паттерном аннулирования решений и т. д. Избавившись от старого паттерна, вы можете установить новую метапрограмму. Изменение метапрограмм «во времени» и «со временем» Если метапрограммы имеют отношение к используемым нами стратегиям отбора информации, поступающей к нам через наши органы чувств, тогда мы должны обновлять любую стратегию, которая кажется устаревшей, неадекватной, неадаптивной и т. д.,не так ли? Иногда обновление происходит естественным образом. Боден-хамер заметил по этому поводу: Глава 9- Изменение метапрограмм249 За последние семь лет меня весьма удивляло то, как метапрограммы моих клиентов изменялись в процессе терапии, которую я с ними проводил. Я использую в терапии различные приемы НЛП и языковые паттерны. Они включают в себя реструктурирование, якорение, терапевтические техники «линии времени», прогрессивные языковые паттерны, такие как картезианская логика, гипнотические паттерны и паттерны линии времени. Я по-прежнему нахожу удивительным то, как эти процессы меняют метапрограммы непосредственно и косвенно (Bodenhamer, 1996). Почему же «время» оказывает такое воздействие на наши метапрограммы? Появляясь и исчезая в течение какого-то периода времени, равного месяцам или годам, постоянно меняющиеся события создают новые контексты научения — контексты, внутри которых мы учимся обращать внимание на происходящее, сортировать и воспринимать его различными способами. Поэтому когда мы осуществляем псевдовременную ориентацию, используя различные паттерны линии времени, мы пользуемся метауровневой структурой, которая меняет наши контексты мышления. Вдобавок мы, в сущности, используем гипнотический процесс, когда «погружаемся внутрь» и получаем доступ к своей линии времени, а затем воспаряем над ней, возвращаясь назад к своему «прошлому». Это позволяет нам достичь состояния высокой восприимчивости и внушаемости, что, в свою очередь, усиливает нашу чувствительность к паттернам изменения. В этом и состоит объяснение. (Многочисленные паттерны линии времени см.: Bodenhamer & Hall, 1997.) Подстройка перед инициацией изменения Мы встречаем человека в его модели мира, присоединясь к его речевым оборотам, жестам, движениям, дыханию и т. д. В результате такой подстройки человек испытывает ощущение тождества и подобия и поэтому расслабляется. Напротив, люди обычно сопротивляются интеракциям и коммуникации, которые не соответствуют их модели мира. Поэтому сначала мы подстраиваемся, а но-том ведем. Независимо от того, функционирует ли человек за счет интро-ВеРсии или экстраверсии (№ 22), он обычно поступает так на основании какого-то решения, которое он принял при пережива- 250Часть III. Применение нии эмоционально значимой боли {SEEP) на более раннем этапе своей жизни. Это решение, как правило, включает вопрос идентичности и часто происходит в период фиксации впечатлений, или импринтинга (с момента рождения до семилетнего возраста). Если человек использует один из нескольких процессов линии времени, вы можете устранить болезненные эмоции и разорвать связь между ним самим и подобными ограничивающими решениями. Будет ли человек функционировать за счет интуиции или сенсорного восприятия (№ 5), обычно обусловливается тем, какой «чанкинг» языка он предпочитает. Интуитивист обрабатывает информацию глобально, тогда как сенсор делает это более конкретным образом (в деталях). Использование языковых паттернов метамодели и Милтон-модели позволяет нам с легкостью двигаться вверх и вниз по шкале конкретного и абстрактного. Научившись этому, мы сможем в дальнейшем свободно выбирать, какой уровень (глобальный/конкретный) использовать в любом данном контексте. (См. диаграмму «Иерархия языка» в приложении IV.) Как будет человек функционировать с точки зрения эмоционального состояния — ассоциированно или диссоциированно (№ 15)? Это часто зависит от неразрешенных травматических переживаний. Когда человек испытывает сильные страдания, он может «застрять» в модусе ассоциации либо диссоциации. Опять же, используя процессы линии времени, процесс визуально-кинестетической диссоциации, аннулирование решений и т. д., можно помочь ему восстановить гибкость сознания, связанную с кодированием и осмыслением травмы. Соответственно, он сможет более гибко выбирать, когда проникаться сочувствием к другим людям, а когда диссоциироваться от чувств. Ранее мы упоминали об уникальной связи суждения (№ 22) с паттерном «сквозь время» (№ 35) и связи восприятия с паттерном «во времени». Изменение этих метапрограмм предполагает всего лишь возможность перехода от стиля «сквозь время» к фор* мату «во времени» или наоборот. Но при осуществлении этой операции будьте осторожны. Она может оказывать очень сильное трансформационное воздействие и, возможно, вам придется к ней привыкнуть. Если вы поменяли свое форматирование данного аспекта и по прошествии какого-то времени обнаруживаете, что он по-прежнему вам не нравится, вернитесь назад! Поскольку у вас всегда имеется выбор, вы можете вернуться к прежнему паттерну: При изменении своей сортировки мотивирующей направленности (№ 20) вы должны вспомнить, что с помощью этой мета- Глава 9. Изменение метапрограмм251 программы мы направляем себя навстречу своим позитивным ценностям и убеждениям и от своих негативных ценностей. Поскольку мы движемся от ценностей высшего уровня и/или навстречу этим ценностям, составляющим значительную часть нашей «личности», трансформация данного программного обеспечения неизбежно ведет к серьезной переориентации в жизни. Мы можем изменить эту метапрограмму посредством большинства -«технологий» НЛП, поскольку паттерну «навстречу ценностям или от них» присущи собственные уникальные структуры субмодальностей. Напротив, ожидайте потратить больше времени и энергии на трансформацию чьей-то метапрограммы, связанной с системой отсчета (№ 14). Джеймс и Вудсмолл (James & Woodsmall, 1988) полагают, что человек использует контекст глубокого транса, когда пытается изменить этот фильтр. Что касается метапрограммы формирования убеждения (№ 17), она обычно обусловлена гештальтом жизненных переживаний и решений. Наша убежденность формируется посредством повторных переживаний. Изменяйте данный паттерн, используя некоторые из приемов линии времени для исключения из этих переживаний негативных эмоций. Затем зафиксируйте новые гештальты. Если вы хотите изменить метапрограмму, определяющую тип связи (№ 2), например перейти от присоединения к отсоединению или наоборот, Джеймс и Вудсмолл Games & Woodsmall, 1988) полагают, что человек, который сортирует исключительно на тождество (или исключительно на различия), вероятно, делает это из ассоциированной позиции, что препятствует привнесению элементов другого паттерна. Можете с целью проверки провести следующий мысленный эксперимент. Создайте какой-то ассоциированный образ (подойдет любой). Теперь попробуйте создать еще один образ с целью сравнения. Для большинства людей эта задача оказывается невыполнимой. Пока мы остаемся в абсолютной позиции ассоциации, добавление других.образов оказывается для нас невозможным. Поэтому для перехода от тождества к тождеству с исключением сначала необходимо научиться создавать диссоциированные репрезентации. Изменение метапрограмм путем якорения новых реакций Йегер (Yeager, 1985) описал процесс трансформации «бессмысленного использования полярной реакции». Он делает это в контексте «установки компульсии» и научения использованию основ- 252Часть III. Примёнепщ ной посылки НЛП, согласно которой чем больше возможностей у человека, тем лучше. . В некоторых контекстах все индивидуумы реагируют полярно. То есть они сначала замечают то, что является неверным (согласно их личному опыту и идеалам^ прежде чем обратить внимание на то, что является правильным в их восприятии реальности. У любого человека возникнут проблемы с гибкостью полярных реакций, если реакция компульсивна, а не адекватна (Yeager,1985,p33). Сначала, предлагает Йегер, мысленно вернитесь в детство и воскресите свое природное любопытство и позитивные ожида ния... думая о каком-нибудь из многочисленных волнующих со бытий, которые происходили с вами впервые: вашем первом спуске с «американских гор», первом полете на самолете, посещении зоо парка и т. д. Идите назад вдоль линии времени и восстановите, ассоциированно, некоторые из этих позитивных и приятных пе реживаний. Хорошо заякорьте их. Затем перенесите это состоя ние в будущее, так чтобы вы могли смотреть с волнением, интере сом, любопытством на все, что будет происходить, когда вы дви гаетесь в завтрашний день, в следующую неделю. Измените контекст полярной реакции, объяснив себе, что она имеет подлинную ценность в качестве защитной реакции в си туациях реальной опасности. Если какой-то школьный хулиган третирует других учеников, тогда поляризация по отношению к подобному поведению может сослужить человеку хорошую службу. Метауровневое осознание: «О, я научился сортировать различия в такой степени, что всегда выискиваю в происходящем противо положный полюс» может иногда стать настоящим открытием, позволив человеку увидеть, что он снова обладает возможностью выбора, а значит, и контроля. Спросите себя, в каких ситуациях вы находите эту реакцию полезной? А в каких нет? Получите доступ к состоянию выбора. Возможно, следует окинуть взглядом комнату и подметить все то, что попадает в ваше поле зрения. Вы можете направить свое сознание на цвета, линии и формы, материал объектов, освещение, мебель, звуки, запахи и т. Д- Все более полно осознавая, как много имеется в вашем распоря жении вариантов, на что направить свое внимание, заякорьте это «ощущение выбора». Повторите тот же прием в других ситуаци ях, продолжая использовать якорение. Глава 9. Изменение метапрограмм253 4. Используя ведущие субмодальности человека, интенсифицируйте его «ощущение выбора», так чтобы оно становилось все более сильным и ярким, — пока у человека не появится непреодолимое побуждение к выбору. Затем перенесите это стремление к выбору на будущее. Заключение Стабилизирующие точки отсчета, которые отражают предысторию нашего научения, нашу исихо-логику, ценности и системы отсчета, появились, когда мы учились структурировать свое сознание тем или иным образом. Так сформировались наши первые метапрограммы. Поскольку метапрограммы являются приобретаемой характеристикой, мы можем отвыкнуть от них и научиться намного более эффективным способам структурирования своего сознания. Учитывая, что возможность выбора напрямую связана с тем, знаем ли мы наши метапрограммы, сначала нам необходимо прийти к исчерпывающему пониманию наших паттернов. Чтобы сконструировать свой стиль направления внимания и сортировки информации, выберите те метапрограммы, которые вы хотите использовать в конкретных контекстах. Затем, давая себе разрешение на изменение фокуса, сознательно направьте свое внимание на то, что вы обычно старались не замечать. Тщательно и последовательно выполняйте эти действия в течение нескольких дней или недель, и они окажутся за рамками вашего сознательного восприятия в качестве заново сконструированных метапрограмм. |