никроз. L. Michael Hall Bob G. Bodenhamer
Скачать 3.24 Mb.
|
Глава 7 Мета-метапрограммы Метапрограммы, относящиеся к концептуальным / семантическим реальностям, идентичности, «я», времени и т. д. (№ 40-51) Не все метапрограммы действуют на одном и том же метауровне. Некоторые функционируют на уровне, являющемся мета по отношению к самим метапрограммам. Здесь мы вводим эту новую категорию в НЛП, с тем чтобы провести грань между теми метапрограммами, которые действуют на логическом уровне, находящемся всего лишь на одну ступеньку выше уровня нашего мышления, обработки информации, сортировки, направления внимания и т. д., и теми, которые действуют выше на два уровня. Мы представили данную модель в главе 1. Здесь мы опишем ее подробнее. Благодаря этому дальнейшему развитию модели метапрограмм мы можем ответить на следующие вопросы: Как «ценности» (номинализация) связаны с метапрограм мами? Как вписываются в эту модель «убеждения»? Куда мы должны поместить категории Канта (время, про странство, причинность и т. д.) применительно к человече скому восприятию? В этой главе мы рассмотрим метапрограммы, которые являются мета по отношению ко всем остальным метапрограммам, — мета-метапрограммы. Они функционируют вышеи за рамками всех специфических метапрограмм. № 40. Ценности: эмоциональные потребности; системы убеждений № 41. Отношение к «наставлению»: сильная воля/ уступчивость Глава 7. Мета-метапрограммы201 № 42. Самооценка: высокая/низкая;условная/безусловная № 43. Уверенность в себе: низкая/высокая № 44. Самоощущение: мышление/эмоции/воля/ тело/роль № 45. Самоцелостность: конфликтующее несоответствие/гармоничная интеграция № 46. Сортировка -«времени»: прошлое/настоящее/ будущее № 47. Ощущение «времени»: «во времени»/'«сквозь время»; последовательная/случайная сортировка № 48. Доступ ко «времени»: случайный/последовательный № 49. Сила эго: неустойчивость/устойчивость № 50. Нравственные качества: слабое/сильное су-перэго № 51. Каузативный тип: беспричинность; линейная, множественная, личностная, внешняя, магическая, корреляционная причинно-следственная связь - Метапрограммы, являющиеся мета по отношению к метапрограммам В главе 1 мы начали с того, что предложили компьютерную метафору обработки информации как аналогичную в некоторых отношениях присущей людям неврологической обработке информации. Результат деятельности нашей «операционной системы» (проявляющийся на «экране нашего сознания») обусловлен неврологическим восприятием миллиардов поступающих извне стимулов, которые обрабатываются нервной системой и мозгом человека. Данная метафора предполагает существование по меньшей мере двух независимых параметров сознания и восприятия: первый связан с тем, как сознание-восприятие формируется, а второй — с тем, как оно в итоге выражает себя. Прежде всего рассмотрим, каким образом особенности метапрограмм определяют форму, которую принимают наши «мысли». Эта форма связана с тем, как наша обработка информации проявляет себя в фокусировке «внимания» и «восприятия» на «экране 202 Часть II. Метапрограммы с ознания» (см. рис. 7.1, столбец 4). Данная фокусировка осуществляется посредством форматирования нашего восприятия в соответствии с метапрограммами (большие чанки/маленькие чан-ки; присоединение/отсоединение; VAK и т.д.). То есть каждая мысль и каждое восприятие имеют код метапрограммы. Мы уже рассматривали метапрограммы, связанные с присоединением/отсоединением, глобальностью/конкретностью и т. д.
Рис. 7.1. Соотношение метапрограмм и мета-метапрограмм в человеческом сознании Мышление всегда выражается в определенной конфигурации метапрограммы. Иначе быть не может. То, что обычно мы ее не осознаем, говорит лишь о том, что она проявляется на уровне, являющемся мета по отношению к содержанию нашего мышления. Во-вторых, рассмотрим источник, обусловливающий особенности метапрограмм. Когда метапрограмма фокусирует, формирует и форматирует восприятие — непрерывный динамический процесс неврологической обработки информации, — она делает это в соответствии с различными условиями, ограничениями и категориями. Другими словами, наша операционная система (метапрограммы) происходит из ранее отформатированных категорий. Представьте себе сами метапрограммы как выражение динамического ментально-эмоционального процесса, в котором мы участвуем при «фокусировании, направлении внимания, мышлении и обработке информации». Представьте себе, что этот поток познания мира и «направления внимания» характеризуется одновременно стилем, форматом и формой (как они проявлены в метапрограммах^ а также предварительными условиями и ограничениями, из которых он возникает. Глава 7. Мета-метапрограммы 203 Э то позволяет выделить метапрограммы, существовавшие до динамики «сознания», которое направляет внимание и воспринимает, а также те метапрограммы, которые форматируют внимание после, когда оно проявляется на «экране сознания». Большинство метапрограмм, детально рассмотренных в предыдущих главах (главы 3-6), относятся к метапрограммам, которые направляют внимание после. Те метапрограммы, которые характеризуют предшествующее форматирование восприятия, состоят из концептуальных, семантических категорий, ограничивающих сознание. Это происходит до того, как сознание начинает функционировать, — они ограничивают его действие в соответствии с существующими условиями. К ним относятся метапрограммы, «имеющие дело» с такими категориями, как «время», «я», «ценности» и т. д. (рис. 7.1). Развернем эту модель так, чтобы она приняла вертикальное положение. Тогда у нас появляются два метауровня относительно первичного уровня сознания, связанного с объектами во внешнем мире, который нас окружает. Ч Рис. 7.2. Модель взаимодействия метапрограмм и мета-метапрограмм в человеческом сознании тобы учесть рекурсивность сознания, мы вложили в нашу модель понимание того, что мышление и эмоции всегда и неизбежно возвращаются к себе (рис. 7.2, стрелки, направленные вверх и об- 204Часть П. Метапрограммы ратно вниз). Таким образом, когда метапрограммы, управляющие нашими мыслями, становятся привычными, данный процесс принимает устойчивый ментально-эмоциональный «формат». Затем этот формат превращается в метапрограмму, а позже — в мета-ме-тапрограмму. Появление «ценностей» обусловлено тем, что, «повторяя формат мышления» (глобальный, присоединение, визуальный), мы оцениваем его как полезный, значимый, реальный и т. д., и этот «оценочный» процесс приводит в результате к номинали-зации «ценность». Значение разграничения метапрограмм и мета-метапрограмм Отделяя метапрограммы (МП) от мета-метапрограмм (ММП), мы подчеркиваем различие, существующее между уровнями, на которых может функционировать «сортирующая программа». В чем смысл такого разграничения? ММП оказывают на всю перцептивную систему более об ширное влияние, чем МП. Высшие логические уровни всегда сти мулируют, модулируют, организуют и формируют низшие уров ни (Hall, 1997а). Поэтому, чтобы произвести более обширное из менение, мы должны адресоваться к высшим логическим уровням, к мета-метапрограммам, включающим ценности человека, его ко дировку «времени», кодировку «я» и т. д. МП, через привыкание, создает/генерирует ММП. Это об стоятельство позволяет увидеть под еще одним углом, почему че ловек ценит то-то и то-то и имеет определенные убеждения: они оказываются связанными с высшим логическим уровнем. Оно гакже говорит нам о том, что мы должны проводить «экологиче скую проверку» и снабжать метапрограммы пространственно-вре менным индексом, с тем чтобы не позволить им (через привыка ние) превратиться в ценности, убеждения и структуры идентич ности. [Чтобы ввести пространственно-временной индекс, мы проверяем координаты, определяя, когда и где произошло событие. Начиная с Эйнштейна понимание «времени» и «пространства» как независимых элементов привело к современному представлению, согласно которому каждое событие происходит в определенном месте ив определенное время и не может быть «времени» без «пространства», а «пространства* — без «времени». Глава 7. Мета-метапрограммы2Q5 Отсюда формулировка Эйнштейна о пространственно-временном континууме, внутри которого происходят все события.] 3. Данное деление также определяет границу между сферой ней-ро-лингвистики (на уровне МП) и сферой, которую мы назвали нейро-семантикой (на уровне ММП). Метапрограммы, которые мы рассмотрели на данный момент (главы 3-6), относятся прежде всего к способам, какими мы кодируем, структурируем и форматируем сознание. Мета-метапрограммы относятся к другому слою, или уровню, понимания, и этот уровень влияет на саму ткань сознания. № 40. Ценности Эмоциональные потребности; системы убеждений Концепт. Наши ценности (номинализация глагола «ценить») обусловливаются и формируются нашими мыслями, идеями и представлениями о том, что мы считаем важным (значимым и наполненным смыслом). Посредством своего оценочного мышления мы признаем различные объекты, людей, переживания, качества, идеи и т. д. жизненно важными в соответствии с тем, как мы понимаем ЖИЗНЬ. Наши «ценности» как важные абстракции появляются (на ме-тауровне), когда мы размышляем о «ценности, важности и значимости», об определенных идеях. Другими словами, мы придаем «ценностный* статус нашим репрезентациям человека, места, объекта, события, идеи и т. д., тем самым наполняя энергией и интенсифицируя эти репрезентации. Затем мы испытываем ме-тасостояния одобрения, радости, беспокойства, любви, желания в отношении этих номинализированных абстракций (наших ценностей). Мы также начинаем верить (еще одна структура метауровня) в то, что воспринимаем как «ценность». Мы убеждены в важности и значимости «ценности» и поэтому остаемся ей верны и действуем исходя из нее. В результате наши убеждения и ценности определяют способы, которыми мы структурируем свою жизнь и на-деляем ее смыслом. В структурном отношении «ценность» представляет собой двухуровневый феномен. Сначала, на первичном уровне мышления, мы включаем ее в некоторый формат метапрограммы (глобаль- 206 Часть II. Метапрограммы н ый/конкретный, VAK, присоединение/отсоединение и т. д.). Теперь этот формат сопровождает мысль о его важности и значимости. И наоборот, каждую метапрограмму, которой мы пользуемся регулярно и по привычке, мы ценим. Мыслит ли человек глобально? Если да, ожидайте, что он будет ценить глобальное мышление. Отсоединяет ли человек? Если да, будьте уверены, что он ценит способность находить различия. Избегает ли человек каких-то ценностей? Если да, вы, скорее всего, обнаружите, что у него действительно имеется множество причин и мотивов для подобного мышления! Наши ценности проистекают, частично, из самих наших метапрограмм, особенно из наших ведущих метапрограмм (рис. 7.3). Мета-метауровень Важность и значимость Ценный Метауровень Формат метапрограммы в качестве нашей операционной системы обработки информации Первичный уровень Мышление Р ис. 7.3. Формирование ценностей в человеческом сознании Глава 7. Мета-метапрограммы207 Извлечение. Когда вы будете задавать вопросы, спросите, что человек считает ценным, важным или значимым в отношении чего-либо, будь то работа, отношения, идея и т. д. Идентификация. Маслоу (Maslow, 1950) составил иерархический перечень эмоциональных ценностей, куда вошли: выживание, безопасность, любовь и привязанность, общность, самооценка и самоактуализация. Этим не исчерпывается возможный перечень мотивирующих ценностей, которых мы можем придерживаться в жизни. В качестве «ценностей» людям служат и многие другие но-минализированные абстракции: власть, контроль, достижения, содружество, превосходство, свобода, удовольствие, влюбленность, секс, знания, религия, гармония, испытания и т. д. Мы превращаем в ценность все, что считаем значимым: политику, физическую готовность, конфронтацию, отсутствие конфронтации, детей, добровольные действия, чтение и т. д. Язык. Чтобы определить «ценности» человека, нужно прислушаться к номинализациям абстрактных ценностей, в которые он верит. С этой целью мысленно задайте себе вопрос: «Какая мотивирующая ценность стоит за словами этого человека?» Затем прислушайтесь к словам, которые подразумевают ценности. Спросите себя: «Какую ценность я улавливаю в словах и выражениях этого человека?», «Какие ценности кажутся основными?», «К каким ценностям этот человек устремлен?», «Каких ценностей он избегает?» Отметьте, насколько ценности человека соответствуют такому его стилю, как пассивность и/или агрессивность. Подстройка. Чтобы подстроиться к человеку и осуществить с ним эффективную коммуникацию, сыграйте на его ценностях. Люди не могут не откликнуться на собственные ценности! Лаборд описывает ценностные слова как «верные ключи к реальности [других людей]» (Laborde, 1989). Эмоции. Ценности, как правило, оказывают на людей сильное эмоциональное воздействие. Номинализации, которые суммируют процесс оценивания, функционируют как якоря, приводящие человека в его ценностное состояние. Посмотрите, как человек осуществляет эмоциональную ассоциацию, когда говорит о своих Ценностях. Первичные контексты. Как правило, мы приучаемся ценить то, что доставляет нам удовольствие и защищает нас от неприятностей и боли. Мы также приучаемся ценить все, что поддерживает любую метапрограмму, которую мы уже выстроили. Каждая 208 Часть II. Метапрограммы м етапрограмма, в качестве нашей операционной системы, содержит какую-то ценность. Глобальные мыслители ценят общую картину, детальные мыслители — специфику и т. д. Мы усваиваем многочисленные ценности также под влиянием семьи, культурных, религиозных, политических и расовых контекстов, в которых мы живем, — если только они не вызывают у нас неприятия. Самоанализ • Навстречу ценностям/от ценностей К Интимные отношения Увлечения/отдых Другое: Ведущая метапрограмма: ДА/НЕТ онтексты Работа/карьера Взаимоотношения Спорт Высокий/средний/низкий уровень Составьте иерархический перечень своих ценностей: К Содружество Безопасность Понимание Влюбленность Оптимизм Мир Равноправие Интеллект Власть онтроль Достоинство Любовь К Актуализация Секс Достижения Статус онтроль Позитивные чувства Независимость Компетентность Общность Семантические конструкции «я» (№ 41-45) Центральными для процессов обработки и сортировки информации являются несколько семантических концептов, которые определяют основы воспринимаемой нами «реальности». Среди них наше ощущение «я» как личности, наше ощущение «я» с точки зрения нашей эффективности, уверенность, навыки, наше самоопределение, которое мы формируем посредством своего опыта, и т. д. Ни один из нас не выходит из дому без своих фильтров «я». Эти метаконструкции сопровождают нас повсюду, куда бы мы ни направились, — это наши перцептивные фильтры. Таким образом Глава 7. Мета-метапрограммы209 мы можем использовать почти каждое переживание и интеракцию как для выражения своего «я», так и для того, чтобы «я» испытало внешнее влияние. № 41. Отношение к «наставлению» Сильная водя/уступчивость Концепт. Данная метауровневая метапрограмма связана с тем, как мы воспринимаем себя, когда оказываемся лицом к лицу с человеком, который велит нам сделать что-то. Как мы реагируем, когда другой человек информирует нас о чем-то? Как мы реагируем, когда другой человек распоряжается, приказывает и наставляет? Обладаем ли мы естественной склонностью уступать, сомневаться или противиться подобной информации? Если мы представим себе континуум между крайностями полной уступчивости и автоматического сопротивления, мы получим метапрограмму, которая относится к нашей реакции на приказы. Представьте себе континуум между высокой уступчивостью и сильной волей. Извлечение. «Может ли кто-нибудь приказывать вам?», «Что вы думаете и чувствуете, когда получаете "наставления"?», «Легко ли вам велеть себе сделать что-то и выполнить это без особого внутреннего сопротивления?» Идентификация. Человек, который обладает сильной волей, испытывает очень неприятные чувства, когда ему велят что-то сделать. Когда он сталкивается с коммуникацией, которая содержит какое-то «указание» (приказ, наставление, информацию и т. д.), он испытывает почти незамедлительное и автоматическое внутреннее побуждение оказать сопротивление. Такие люди в принципе не любят получать указания. Напротив, уступчивый человек столь же быстро и автоматически согласится; он будет покладистым, открытым и восприимчивым. Чтобы идентифицировать указанные паттерны, достаточно лишь обратить внимание на то, проявляет ли — и если да, то в какой степени, — человек недовольство в ситуации, когда кто-то дает ему указания, приказывает, требует, заставляет и т. д. Данный фактор «темперамента» варьируется у людей между крайней уступчивостью и очень сильной волей. У большинства людей он находится где-то посередине. У людей с сильной волей могут давать о себе знать различные Фильтры убеждений, которые способны помешать приему инфор- 210 |