никроз. L. Michael Hall Bob G. Bodenhamer
Скачать 3.24 Mb.
|
Часть II. Метапрограммы моэффективность относится к нашему чувству эффективности в использовании своего сознания при контактах с окружающим миром. Совестливость связана с нашим ощущением «я» как морального и этического существа, различающего добро и зло. Когда мы смешиваем эти концептуальные аспекты «я», то создаем пу-ганицу, которая вносит ненужные осложнения в наше ощущение «я».Взаимоотношения • Увлечения/отдых Спорт • Другое: Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма: уровень ДА/НЕТ Здесь мы используем понятие самооценка применительно к чувству собственной значимости с точки зрения того, каков наш «рейтинг» в собственных глазах. Самооценка может находиться в каком-то месте континуума между полной никчемностью (чувство отвращения) и особой ценностью (самооценка от низкой до высокой). Человек может производить эту оценку на основании временных и условных или безусловных факторов (условная или безусловная самооценка). В любом случае, оценка человеком своего «я» (личности) или ее отсутствие проистекают из его убеждений и Ценностей, касающихся существования человека как личности. 212 Часть II. Метапрограммы Напротив, наша уверенность в себе относится к нашему ощущению компетентности, которая связана с нашим представлением о собственных возможностях, способностях, навыках и с чувством гордости от обладания ими. Мы верим в себя. Таким образом, уверенность в себе является обусловленной и проистекает из нашего опыта (позитивного и негативного), обучения, убеждений, взаимоотношений и т. д. Когда некий индивидуум страдает от низкой самооценки и пытается выстроить мысленную аттестацию себя как человека на основании своей компетентности, он связывает свое право на самооценку с некоторыми временными условиями. Тем самым он оказывается в зависимости от своих достижений и у него формируется убеждение: «Я буду в полном порядке как личность, если достигну достаточно высоких результатов или когда сделаю то-то и то-то». Затем у этого человека формируется «проект самооценки». Однако поскольку такой проект ставит человеческую «значимость» и «достоинство» в зависимость от внешних факторов, человек не может быть полностью уверен в своих возможностях. И, как следствие, он может перестать себя уважать. Кроме того, подобный подход обычно порождает чувство презрения к самому себе и/или самомнение, а также идею, что люди должны «зарабатывать» право на то, чтобы относиться к себе с уважением. В этом случае личность смешивается с поведением. Напротив, если мы принимаем свою самоценность как данность, мы получаем возможность мыслить и чувствовать бескорыстно и непретенциозно. У нас формируется здоровый центр ценности и достоинства, и он становится основой нашей жизни и наших поступков. Извлечение. «Считаете ли вы свою ценность как личности условной или безусловной?», «Когда вы оцениваете себя как заслуживающую уважения личность, то основываете эту оценку на чем-то, что вы делаете и чем обладаете, либо на некоей данности — на своей принадлежности к человеческому роду, своему подобию образу Божьему и т. д.?» Идентификация. Прислушайтесь к тому, что человек думает и чувствует в отношении своего «я» как личности и как деятеля (человеческая сущность/дела). Говорит ли он об условных факторах? Возрастает ли (понижается ли) его способность ценить свое «я» в зависимости от получаемого им жизненного опыта? Подстройка. Указывайте на врожденную самоценность и достоинство всех людей, с тем чтобы поддержать человека, ко- Гяйва 7, Мета-метапрограммы213 торый исходит из безусловной самооценки. Взывайте к факторам, которые обеспечивают более содержательный и ресурсный опыт. Язык. Прислушайтесь к утверждениям, свидетельствующим об условности или безусловности. Когнитивные искажения в РЭТ. Когнитивные проблемы могут возникнуть, когда человек «устал» от условных самооценок. Они могут также появиться, когда внешние обстоятельства мешают человеку реализовать все условия, при которых он может себя уважать. Когда происходит одно либо второе, паттерны мышления Человека могут стать излишне эмоциональными и персонализированными. Кроме того, к персонализации ведет слабое ощущение личных ценностей и границ. В этом случае человек интерпретирует слова, поступки и обстоятельства других людей как имеющие отношение к их состоятельности, ценности, привлекательности и т. д. Это ведет к негативной самооценке — против чего предостерегал Эллис. Первичные контексты. В качестве концептуализации мета-ме-тауровня данная программа, как и большинство рассматриваемых в этом разделе, проистекает из убеждения и ценностных систем, которые мы заимствуем от различных групп людей на протяжении жизни. Слова, которые мы слышим от своих воспитателей, играют особенно важную роль в том, восприняли ли мы условную или безусловную самооценку (и, следовательно, в том, как мы структурировали свое сознание). Почти каждому человеку дается огромное количество условных самооценок в школе, в спорте, в группе сверстников и т. д. Почти любая обида или травматический опыт могут подорвать нашу способность ценить свои безусловные достоинства, привлекательность и т. д. Самоанализ • Условная самооценка/безусловная самооценка Контексты Работа/карьера • Интимные отношения Взаимоотношения • Увлечения/отдых Спорт • Другое: Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма: '•• Уровень (если условная) ДА/НЕТ 214Часть II. Метапрограммы № 43. Уверенность в себе Низкая/высокая Концепт. В сердцевине феномена, который мы называем уверенностью в себе, лежит наша вера в собственные навыки или способность сделать что-то. Этим данная метапрограмма отличается от самооценки. Она относится скорее к эмоциональному/ эмпирическому фактору «я», тогда как самооценка, или самоува-жение, — к нашему ментальному оцениванию себя как личности. Уверенность в себе связана с тем, что мы умеем делать. То есть она сфокусирована скорее на деятельности человека, чем на его сущности. Извлечение. «Припомните ряд навыков, которыми вы хорошо владеете и обладание которыми может даже вызывать у вас чувство гордости, и составьте их перечень», «Насколько вы уверены в этих навыках?», «Каким образом вы переносите уверен-ность в этих навыках на уверенность в себе в целом?» Идентификация. Каждый, кто ведет нормальную жизнь, обладает множеством навыков, в которых он уверен, начиная с таких простых вещей, как застилание постели, приготовление пищи, поездка на работу, одевание, и заканчивая более сложными, такими как игра на музыкальном инструменте, решение математиче^ ских задач, ремонт автомобиля, работа на компьютере, програм-мирование и т. д. Те, кто фильтрует происходящее пессимистически (№ 7), возмож* но, знают за собой очень немного способностей, в которых они уверены. Такие люди фокусируются только на том, что они делают плохо, и потому не доверяют своим способностям в целом. Для тех, кто склонен к перфекционизму (№ 25), также может быть характерна слабая уверенность в своих общих возможностях. Язык и эмоции. Те, у кого отсутствует чувство уверенности в себе, нерешительны, испытывают замешательство и т. д. Они будут говорить о своих сомнениях, трудностях, незнании тех или иных вещей. Те, кому присуща здоровая доза уверенности в себе, верят, что они могут всему научиться, и потому они решительны, точны и разговаривают в соответствующей манере. У тех, кто слишком уверен в себе, это качество может граничить с глупостью, если они самовлюбленно преподносят себя как всезнаек! Первичные контексты. Уверенность человека в своих навыках несомненно проистекает из жизненного опыта. Поспешное знакомство со слишком большим количеством предметов может по- Глава 7. Мета-метапрограммы215 дорвать как процесс развития и научения, так и веру в свои способности. Слишком частая и суровая критика в слишком раннем возрасте может также ослабить дух и мотивацию человека. На эту метапрограмму оказывают сильное влияние также моделирующие действия значимых людей в отношении проверки собственных навыков. Самоанализ Низкий/высокий уровень уверенности в себе Контексты Работа/карьера • Интимные отношения Взаимоотношения • Увлечения/отдых Спорт • Другое: • Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма: уровень ДА/НЕТ • Собственная уверенность в чем? № 44. Самоощущение Мышление/эмоции/воля/тело/роль/положение/ духовность Концепт. Люди отличаются друг от друга по имеющемуся у них концепту «я» и факторам, которые они используют при определении себя. То, как человек определяет себя, играет центральную роль в «я», из которого он исходит, и в «я», которое он использует на мета-метауровне. Извлечение. «Когда вы оцениваете свои мысли, эмоции, волю, тело, ваши роли и положение, которое вы занимаете в жизни, какие аспекты вашей личности кажутся вам наиболее важными, реальными или валидными?», «Вы считаете себя прежде всего мыслителем, эмоциональным человеком, волевой личностью, оцениваете себя с точки зрения своих внешних данных, ролей и положения или как-то иначе?» Идентификация. Мы можем взять любой из этих аспектов «я», комбинацию их или не брать ни один из них и концептуально определить себя с этой точки зрения. Кожибски (Korzybski, 1941) 1994) постоянно предостерегает против идентификации с чем бы то ни было, против превращения любого объекта или процесса в наш нейро-семантический и нейро-лингвистический ярлык. Чем бо- 216 Часть II. Метапрограммы лее ассоциирован человек (№ 15), тем скорее он определит себя как наделенного чувствами. Напротив, чем более он диссоциирован (№ 15), тем вероятнее, что он будет идентифицировать себя со своими мыслями. Чем чаще человек придает значение выбору на континууме сильной воли (№ 41), тем вероятнее его идентификация с собственной волей. Другие определяют себя преимущественно посредством своей работы, ролей, опыта, званий и т. д. Язык и эмоции. Прислушайтесь к тому, какие аспекты играют наиболее значимую роль в самоопределении человека. Создается ли впечатление, что человек идентифицирует себя с каким-либо из этих факторов? Первичные контексты. Опять же, будучи концептуальной конструкцией высшего уровня, данная сортирующая программа обусловлена метапрограммами низшего уровня. Человек обычно создает свои конструкты там, где он получает удовольствие или испытывает боль. Важнейшую роль играет язык, который человек перенимает от значимых людей. Какие слова окружающих были включены в эти формулировки? Хорошо ли человек отфильтровал их, или он впитал их, совершенно не экранируясь (№ 9)? С кем человек себя идентифицировал или на кого он не хотел походить? Самоанализ • Мышление/эмоции/воля/тело/роль/положение/духов- ность Контексты Работа/карьера • Интимные отношения Взаимоотношения • Увлечения/отдых Спорт • Другое: • Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма: уровень ДА/НЕТ № 45. Самоцелостность Конфликтующее несоответствие/гармоничная интеграция Концепт. Как вы осуществляете сортировку с точки зрения жизни в соответствии со своими ценностями? Как вы трактуете свои идеалы, в особенности свое идеальное «я», и как затем оцениваете, хорошо или плохо вы живете в соответствии с этими идеала- Ешва 7. Мета-метапрограммы217 ми? Данное осознание обусловливает ощущение самоцелостности или его отсутствие. Оно вызывает чувство конфликта и несоответствия со своим высшим «я». Извлечение. «Когда вы размышляете о том, хорошо или плохо вы живете в соответствии со своими идеалами и актуализируете свое идеальное "я", ощущаете ли вы интеграцию, конгруэнтность, соответствие своим ценностям и представлениям или испытываете раздвоенность, конфликт, несоответствие?» Идентификация. Кэттелл говорит, что данный «личностный» фактор работает «вместе с эриксоновским ощущением идентичности» и что он ... произрастает из признания тою, что привязанности, ценности и убеждения человека обычно сохраняются во времени. Он [фактор] отслеживает, живет ли человек согласно личным идеалам. Неспособность жить согласно идеалам ведет к деградации личности, стыду и тревоге (Cattell, 1989, р. 278). Те, кто находит, что их идеалы и идеальное «я» соответству ют их фактическому опыту, ощущают «самоцелостность». Это ощущение обусловливает принятие себя и центрирование на соб ственной личности. В результате человек оказывается в состоя нии еще эффективнее направлять ментальную и эмоциональную энергию на актуализацию своих ценностей и представлений. Те, у кого это ощущение конгруэнтности отсутствует, чув ствуют внутреннюю раздвоенность и находятся не в ладах с со бой. Это часто ведет к большому расходованию внутренней энер гии на конфликты и борьбу с самим собой, на негативные эмоции и самопорицание. Язык и личность. Мы можем говорить о конгруэнтности в личности и языке человека, когда все его слова и поступки соответствуют его ценностям. Человек говорит, выглядит и ведет себя так, будто он хорошо владеет собой, понимает свои ценности и способен справиться с проблемами реальности (№ 49). Конфликтующие и неконгруэнтные люди демонстрируют все формы несоответствия — они говорят одно, а живут по-другому. Первичные контексты. Данная метапрограмма обусловлена не столько своей связью с прошлым опытом, сколько с текущим. Чем более «дисфункционален» ранний жизненный опыт, тем труднее Может быть человеку даже понять значение самоцелостности и са-моактуализации. 218Часть II. Метапрограммы Самоанализ • Неконгруэнтность/конгруэнтность Контексты Работа/карьера • Интимные отношения Взаимоотношения • Увлечения/отдых Спорт • Другое: Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма: уровень ДА/НЕТ Семантические конструкции «времени» (№ 46-48) Иммануил Кант (Kant, 1787) идентифицировал «время» как одну из априорных категорий, которые присущи всем людям. Она неотъемлема от человеческого рода. Наше восприятие «времени» определяет, как мы понимает его в качестве концепта на различных метауровнях, как мы ощущаем его на первичном уровне в форме событий и ритмов, как мы реагируем на него. Характеристики, в которых мы выражаем свое понимание данного концепта, включают такие качества, как направленность, длительность, ориентация, непрерывность и т. д. № 46. Сортировка «времени» Прошлое/настоящее/будущее Концепт. Поскольку мы можем сортировать и разграничивать события, которые уже произошли, происходят сейчас и еще про-изойдут, большинство людей в большинстве культур выделяют три «временные» области. Они проявляются в грамматических формах и в обыденном представлении о времени: прошлое, настоящее и будущее. В концептуальном плане существует и четвертый вид времени — вневременность. Как же человек кодирует свой «график времени» с точки зрения прошлого, настоящего и буду-щего? В какой степени он закодировал и воспроизводит одну из «временных» областей как «правильную»? Извлечение. «На что вы чаще всего направляете свое внимание — на прошлое, настоящее или на будущее? Или у вас выработалась вневременная установка, так что вы вообще не обращаете внимания на "время"? Глава 7. Мета-метапрограммы219Ш Идентификация и язык Выделение «прошлого». Люди, которые проводят много вре мени в «прошлом», размышляют о том, что они пережили и что эти переживания или события значат для них. Они используют в своем языке множество ссылок на события прошлого. По-види мому, для них большую роль играет история, а также традиция. Такие люди относятся к «чувствующему» типу по шкале Майерс- Бриггс. Выделение «настоящего». Тем, кто живет в «сегодня», «сей час», присуща ориентация скорее на «настоящее время» в том, как они выражают себя. Когда данный паттерн выражен излишне силь но, человек может до такой степени жить «настоящим», что ока зывается не способным логически размышлять о будущих резуль татах или целях. Такие люди соответствуют категории «сенсор» по шкале Майерс-Бриггс. Юнг назвал их сенсорами потому, что они предпочитают использовать в данный момент времени свои сенсорные органы (органы чувств). Выделение «будущего». Те, кто живет в «будущем», предпо читают использовать преимущественно будущее время и ссылки на него. Люди, у которых данный паттерн чрезмерно выражен, проецируют себя и свое сознание на будущее в такой степени, что оказываются не способными составить сегодня планы на это же лательное будущее. Эти люди соответствуют категории «интуи тивисты» по шкале Майерс-Бриггс, поскольку они постоянно пытаются предугадать завтрашний день и будущее. Безразличие ко «времени». К вневременной категории отно сятся те, кто живет за рамками «временного» сознания. По шкале Майерс-Бриггс, им, в целом, соответствуют «мыслители». Подстройка. Говорите в соответствии со «временем», которое Доминирует в языковых паттернах человека. Эмоции. Зависят полностью от того, закодировал ли человек свои репрезентации «времени» ассоциированно или диссоцииро-ванно, и от конкретных значений (позитивных или негативных), которые он придает «времени». Когнитивное искажение в РЭТ. Если человек застрял в будущем «времени» или слишком часто беспокоится о будущих собы-тиях, это может побуждать его «предсказывать будущее». Такое когнитивное искажение, подобно чтению мыслей, ведет к тому, что человек начинает делать заключения о жизни, окружающих, судьбе, "Вселенной, Боге и т. д. Человек говорит о том, что произойдет в 220Часть II. Метапрограммы будущем, — не обладая для этого знаниями, не сдерживая себя, по принципу «все или ничего». Первичные контексты. «Время» отражает еще один конструкт высшего уровня. Этот конструкт обусловлен тем, как человек мыслит и чувствует в отношении прошлых событий, текущих обстоятельств и возможных будущих событий. Культурные, расовые, религиозные и семейные определения «времени», «временной» области, в которой человек «должен» жить, имеет право жить и т. д., также сильно влияют на данную операционную систему. Травма обычно держит большинство людей в «прошлом», поскольку они пытаются иначе завершить событие, которое окончилось для них нежелательным образом. Самоанализ • Прошлое/настоящее/будущее/вне времени Контексты Работа/карьера • Интимные отношения Взаимоотношения • Увлечения/отдых Спорт • Другое: Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма: уровень ДА/НЕТ № 41. Ощущение «времени» «Во времени» /«сквозь время»; последовательная/ случайная сортировка Концепт. Способ, которым мы кодируем свое ощущение исторического «времени» и его продолжительность от события к событию за определенный период, создает наш репрезентативный образ этого времени, или его икону. Он обычно принимает форму «линии времени». (Существуют и другие конфигурации: круг, фотоальбом, бумеранг и т. д. Однако «линия» кажется более типичной для представителей большинства культур, как подметили Бэндлер, Джеймс, Вудсмолл и др.) При этом мы можем воспринимать свою «линию времени» как движущуюся сквозь нас, так что мы чувствуем себя погруженными в этот поток. В этом случае обработка информации осуществляется «во времени», и мы ощущаем «время» ассоциированно, то есть как вечное «сейчас», постоянно присутствующее, окружаю- Глава 7. Мета-метапрограммы221 щее нас, процесс, неизменными участниками которого мы являемся. В другом случае «линия времени» не проходит через нас, а остается вовне, так что мы живем вне «времени». Это значит, что мы обрабатываем информацию «сквозь время». Если мы сортируем «время» как нечто, находящееся вне нас, на некотором расстоянии, тогда для нас характерна более объективная, ясная ме-тапозиция по отношению к нему. Я (MX) назвал бы это «вневременным» стилем обработки информации. Указанные аспекты нашей обработки относятся к тому, как мы храним свои воспоминания. Извлечение. Чтобы идентифицировать присущий человеку стиль обработки концепта «времени», используйте традиционный для НЛП вопрос, инициирующий линию времени: «Когда вы расслабляетесь на мгновение и чувствуете внутреннее спокойствие, вспомните какое-то событие, происшедшее некогда в вашем прошлом... И какое-то другое из далекого прошлого... Теперь вспомните какое-то событие, происшедшее сегодня... и еще одно... Теперь подумайте о событии, которое произойдет в один из ближайших дней... и еще об одном будущем событии... Теперь, когда вы находитесь над этими "временными" событиями в вашем сознании, укажите направление своего будущего и направление своего прошлого...» Идентификация Данная метапрограмма определяет, как мы «замеряем» ощущение прошлого, настоящего и будущего «времени» в своем мыслительном аппарате. Как мы кодируем этот концепт? Как мы объясняем себе различие между событиями, которые уже произошли, которые происходят сейчас и которые еще произойдут? 1. «Сквозь время». Люди, которые используют такой способ хранения своих воспоминаний, делают это слева направо или сверху вниз, так что у них «время» имеет непрерывную кодировку вдоль континуума. Эта линия может быть «длинной» или «короткой», но она является последовательной и непрерывной, так что человек осознает длительность «времени». Обычно у таких людей воспоминания диссоциированы. «Время» кажется им линейным, поскольку оно имеет длину. Данный тип людей соответствует «решающему» по шкале Майерс-Бриггс, так как, °рганизуя и упорядочивая время, они судят о нем или оценивают его. 222 |