Главная страница
Навигация по странице:

  • Концепт нравственности или добра и зла

  • 50. Нравственные качества

  • 43. Уверенность в себе

  • 46. Сортировка «времени»

  • ЧАСТЬ

  • никроз. L. Michael Hall Bob G. Bodenhamer


    Скачать 3.24 Mb.
    НазваниеL. Michael Hall Bob G. Bodenhamer
    Анкорникроз
    Дата17.12.2022
    Размер3.24 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла51_metaprogramma.doc
    ТипДокументы
    #849468
    страница20 из 34
    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   34
    Часть П. Метапрограммы

    Те, кому присущ стиль «сквозь время», обычно также сорти­руют происходящее последовательно. В целом, они живут по прави­лам, структурируя действительность, — отсюда нормы, протоколы и процедуры («часы», которые показывают «время»). Они также нодходят к мышлению, принятию решений, покупкам и т. д. системно» Они высоко ценят хорошо организованную последовательность пре­зентаций. По шкале Майерс-Бриггс это соответствует «решающе­му» типу.

    2. «Во времени». Люди, которые используют стиль «во време­ни», хранят свое прошлое позади себя, а свое будущее — перед собой.' Независимо от того, направлена их линия времени спереди назад или сверху вниз, она проходит сквозь их тело, так что в итоге они оказываются внутри линии. Обычно они кодируют свои воспо­минания как ассоциированные и не слишком осознают длитель­ность событий. Подобные люди чаще оказываются в «вечном сей­час», забывая о течении «времени» (хронологическом «времени»). У Майерс-Бриггс данный стиль сортировки соответствует «вос­принимающему» типу.

    Люди со стилем «во времени» обычно сортируют события бо­лее хаотично. Они часто ведут себя непоследовательно и, по-ви­димому, меньше учитывают «временные» ограничения. Вследствие своего хаотичного стиля сортировки они любят делиться творче­скими идеями, заводить новые связи, использовать мозговой штурм и т. д. Они часто кажутся чудаковатыми, прерывают других, зада­ют странные и неожиданные вопросы.

    Подстройка и язык. Прислушайтесь к словам, терминам и фра­зам, отражающим последовательность и логику в речи тех, кто использует кодировку «сквозь время». Прислушайтесь к бессвяз^ ности, алогичности и неожиданным высказываниям у тех, кто об­рабатывает информацию «во времени».

    Эмоции. Те, кто обрабатывает информацию «сквозь время», вы­ражают себя более объективно и диссоциированно, проявляя эмо­ции, адекватные тому или иному событию. Люди, осуществляющие обработку «во времени», проявляют себя более ассоциированны­ми, непосредственными и даже неадекватными эмоциями.

    Первичные контексты. Данные программы во многом обуслов­лены нашим культурным опытом. Как правило, мы представляем себе паттерн «во времени» как выражение восточного сознания, а «сквозь время» — как выражение западного сознания. В послед­нее время Запад все более и более характеризуется конвейерами,

    Глава 7. Мета-метапрограммы223

    планами, расписаниями и т. д. На эти программы значимое влия­ние оказывают метапрограмма возможностей/процедур (№ 21), а также доминирование правого и левого полушария и ассоцииро­ванное/диссоциированное состояние (№ 15).

    Самоанализ

    «Во времени»/«сквозь время» (случайная/последователь­
    ная сортировка)

    Контексты

    • Работа/карьера • Интимные отношения

    • ВзаимоотношенияУвлечения/отдых

    • СпортДругое:

    Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма:
    уровень ДА/НЕТ

    48. Доступ ко «времени»

    Случайный/последовательный

    Концепт. Данная метапрограмма определяет, как мы осуще­ствляем доступ к своим воспоминаниям о прошлом. Ее можно рас­сматривать как функциональную подкатегорию предыдущей про­граммы. Здесь преобладают два общих паттерна: одни люди ис­пользуют стиль случайного доступа, другие — последовательного доступа.

    Извлечение и идентификация. Воспользуйтесь теми же воп­росами доступа ко «времени», что и в предыдущем паттерне (№ 47).

    1. Случайный доступ. Обратите внимание, осуществляет ли че­
      ловек доступ к своим воспоминаниям случайным образом. Легко
      ли он переходит от одного воспоминания к другому? Хранит ли
      он свои воспоминания без всякой связи, так что способен быстро
      и легко перескакивать через границы времени, обсуждаемых тем
      и людей? В этом случае можно говорить о случайном доступе.
      Человек, который придерживается данного стиля, организует воспо­
      минания путем сравнения различных событий, которые произошли
      в разное время. Он переходит к метауровневой позиции и поддер­
      живает два воспоминания одновременно.

    2. Последовательный доступ. В данном случае человек коди­
      рует свои воспоминания в линейной и связанной манере. Соот­
      ветственно, он переходит от одного воспоминания к другому не

    224 Часть II. Метапрограммы,

    случайным образом, а вполне последовательно. Он может рассмат­ривать события на линии времени подобно шпалам на железно­дорожном пути. Подобное последовательное хранение обычно за--трудняет доступ к воспоминаниям — человеку приходится начи­нать с какого-то другого места, а затем двигаться линейно, пока он не доберется до определенного воспоминания.

    Язык и подстройка. Мы можем помочь человеку получить доступ к его воспоминаниям, сказав: «Представьте, что ваше про­шлое — это фотоальбом и что вы можете теперь листать страницы своей истории в обратном порядке и позволить своему подсозна­нию удивлять вас, по мере того как ваша прошлая жизнь развора­чивается перед вами так, что одно воспоминание следует за дру­гим».

    Первичные контексты. Те же, что и для N° 46.

    Дополнительная литература. Bodenhamer & Hall (1997).

    Самоанализ

    Случайный доступ/последовательный доступ

    Контексты

    • Работа/карьера • Интимные отношения

    • ВзаимоотношенияУвлечения/отдых

    • СпортДругое:

    • Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма:
      уровень ДА/НЕТ

    Концепт «реальности»

    Задумайтесь над словом «реальность». Проблема здесь связа­на с тем, что оно функционирует мулътиординалъно, то есть на многих уровнях абстрагирования. Мультиординальность имеет отношение к лингвистической особенности, которая была выде­лена Кожибски (Korzybski, 1941/1994) и которую Бэндлер и Грин-дер не включили в свою метамодель (см. Hall, 1997a, 1997b). Она связана с номинализацией, которая имеет только общий смысл, а ее конкретный смысл меняется в зависимости от уровня и кон­текста абстракции. Здесь мы используем этот термин для обозна­чения мира, котор'ый существует вне нас, за рамками нашей не­рвной системы и напрямую не подчиняется нашим желаниям и хо­тениям.

    Глава 7. Мета-метапрограммы225

    49* Сила эго

    Неустойчивость/устойчивость; реактивность/ проактивность

    Концепт. Фрейд первоначально определил «эго» как ряд когни­тивных и перцептивных функций, которые служат адаптивным целям, когда мы учимся находить общий язык со своей средой. Эго выражает себя в волевом движении по его команде с целью самосохранения и эффективности. Кэттелл пишет:

    Эго —это структура решения задач, которая является посредникаммежду потребностями и средой... оно созна­ет напряжение, которое выражает существование и си­лу внутренней потребности... (CatteU, 1989, р. 40).

    Поскольку мы обычно определяем «интеллект» как способность производить точные разграничения, он также частично лежит в основе «силы эго».

    Извлечение. «Когда вы думаете о какой-то трудности, возни­кающей в повседневной жизни, о разочаровании, проблеме, фру­страции, которые мешают вам прогрессировать, и т. д., что обыч­но приходит вам на ум? Какие чувства вы испытываете в отноше­нии подобных событий? Как вы обычно реагируете на внутренние потребности или внешние неприятности? На что направлены ваши мысли и эмоции, когда вы сталкиваетесь с какой-то проблемой?»

    Идентификация. Мы обнаруживаем, что люди отличаются друг от друга той силой, или энергией эго, которую они используют для роста, идентификации реальности и контактов с ней. На одном по­люсе данного континуума мы находим тех, кто почти не обладает способностью смотреть реальности в глаза, принимать ее такой, какая она есть, и тратить энергию на ее преодоление. На другом полюсе мы видим тех, кто обладает хорошей способностью смотреть реаль­ности в лицо и обращаться с ней. Люди на этом полюсе могут «при­нимать факты» и делают это мгновенно, не тратя времени на гнев, Фрустрацию, депрессию или жалобы.

    1. Неустойчивость. Те, кто поддается фрустрации легко и быстро ввиду малейших неудач, теряют устойчивость перед лицом труд­ностей. Они могут воспринимать как трудности почти все что угод­но; они беспокоятся из-за них, чувствуют себя неуверенно, испы тывают эмоциональную депрессию и т. д. Как правило, данный способ реагирования присущ человеку в период младенчества и

    8 51 метапрограмма НЛП

    226 Часть П. Метапрограммы

    детства. Он также характерен для людей с инфантильным стилем преодоления трудностей, что выражается в приступах гнева и яро­сти всякий раз, когда они испытывают фрустрацию, в неспособ­ности мириться с задержками и т. д.

    2. Устойчивость. Те, кто придерживается более философской установки по отношению к жизни и продвигается к поставленной перед собой важной цели, знают, что им могут встретиться те или иные проблемы, препятствия, сложности и т. д. Перед лицом по­добных нежелательных обстоятельств такие люди остаются спо­койными, выдержанными и объективными. Они сразу же начина­ют действовать деловито и целенаправленно, не тратя лишнего времени на волнение и раздражение. Эллис пишет:

    '\*

    Мир наполнен серьезными трудностями и несправедли­востью, но вы не должны стонать или впадать из-за этого в ярость (Ellis, 1975).

    Язык и эмоции. Ожидайте обнаружить множество ассоцииро­ванных негативных эмоций у тех, кому свойственна малая сила эго. Они мешкают и откладывают, ненавидят и испытывают чувство вины, презирают себя, других, жизнь и т. д. Они паникуют, дей­ствуют импульсивно и реактивно, у них быстро меняется настро­ение. Ожидайте услышать и увидеть больше объективности, гиб­кости и ориентации на решение проблем у тех, кому свойственна хорошо развитая сила эго. Они работают терпеливо, настойчиво и избегают любой мелодрамы, характерной для тех, кто принад­лежит другому полюсу данного континуума. Они признают про­блему без ненужной задержки и встречают ее с ощущением собст­венной компетентности и с удовольствием. -Н& Первичные контексты. Физиологические детерминанты связаны со здоровьем нервной системы и нормальным развитием мозга, бла­годаря чему человек способен проходить через описанные Пиаже стадии когнитивного развития. К людям, страдающим задержкой психического развития, относятся индивидуумы, которые не спо­собны выйти за рамки стадии конкретного мышления. Это ограни­чивает их способность переходить к формальному операциональ­ному мышлению и высшим уровням когнитивного развития. Они продолжают жить на стадии конкретного мышления или на еще более ранней стадии и поэтому обладают очень небольшой «силой эго». Повреждения мозга, рак и физические травмы могут вернуть лю­бого из нас к этой стадии. Психические травмы, в особенности хро-

    7. Мета-метапрограммы227

    нические или острые травматические ситуации (например, война, изнасилование, сексуальные домогательства и т. д.), могут оказать­ся настолько выше способности человека преодолевать трудности и оценивать реальность, что он станет очень неустойчивым с точки зрения силы эго. Отсутствие положительных ролевых моделей или недостаток образования, поддержки со стороны группы и т. д. мо­гут также вызвать неустойчивость. Прочная сила эго обусловлива­ется научением, дисциплиной, развитием навыков, участием лю­дей, которые оказывают поддержку, и т. д.

    Дополнительная литература. Cattell (1989).

    Самоанализ

    Неустойчивость/ устойчивость

    Контексты

    • Работа/карьера • Интимные отношения

    • ВзаимоотношенияУвлечения/отдых

    • СпортДругое:

    • Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма:
      уровень ДА/НЕТ

    Концепт нравственности или добра и зла

    Еще одну, по-видимому, врожденную и, следовательно, априор­ную категорию «сознания» составляет наша неизменная способность оценивать поведение с точки зрения этики и нравственности. Дан­ная разновидность «знания» относится к знанию о качестве наших действий и их влиянии на окружающих. Ведем ли мы себя «хоро­шо» или «плохо» с точки зрения социальных правил и духовных представлений, которые доминируют в нашей культуре? Эти мета­программы относятся к «духовному» в людях, к «совести», нравст­венности и т. д.

    50. Нравственные качества

    Слабое/'сильное суперэго

    Концепт. Люди отличаются друг от друга по способу сорти-ровки вопросов и проблем, которые попадают в категорию добра и зла, морали, этики и т. д. Одни видят, слышат и сортируют нрав-

    228Часть II. Метапрограмм^

    ственные вопросы везде и всегда; другие, похоже, действуют так, будто подобных категорий не существует. Фрейд определил «су-перэго» как интернализованный набор норм, которые позволяют нам осмыслять «правильность» и «неправильность» поведения.;

    Извлечение. «Когда вы думаете о каких-то ошибочных дей­ствиях, которые вы совершили, какие мысли и чувства появляют­ся при осознании вами того, что вы вели себя неподобающим об­разом, нарушив установленные ценности?», «Когда вы думаете о том, что вы что-то напутали, сделали какую-то глупость, нечто социально неприемлемое и т. д., какие мысли и чувства наполня­ют при этом ваше сознание?»

    Идентификация. Данную мета-метапрограмму характеризу­ет чувствительность к вине, невинности, справедливости, досто­инству и т. д. Некоторые люди сортируют вину, несправедливость, зло, стыд и бесцельность в каждом действии; другие, по-видимо­му, вообще не сортируют подобные аспекты. Мы можем располо­жить вдоль некоторого континуума весь спектр от антисоциаль­ного отсутствия совести до высокой чувствительности к вине, или совестливости.

    1. Несовестливый тип. Те, у кого су перэго развито слабо, обычно
      не осознают по-настоящему чувство вины — нарушение какого-
      то истинного нравственного стандарта. Поэтому они не придают
      значения обязательствам, правилам, этике, морали и т. д. Они живут
      эгоистически, самовлюбленно, без уважения к морали, выбирают
      то, что лучше всего подходит для осуществления их ближайших
      целей. Другие люди не могут полагаться на их нравственное чув­
      ство, подсказывающее «верные действия». Доведенный до край^-
      ности, этот паттерн ведет к преступному мышлению, полному от­
      сутствию совести и, как следствие, социопатии.

    2. Совестливый тип. Те, у кого суперэго развито хорошо, сор­
      тируют добро и зло, заключенное в событиях, особенно в тех, ко­
      торые нарушают истинные нравственные стандарты или полно­
      стью соответствуют им. Это интернализованное нравственное со­
      знание ведет к появлению индивидуумов, которые обладают
      повышенным чувством ответственности (№ 27). Такие люди дис­
      циплинированны, обязательны, не стремятся к незамедлитель­
      ному получению удовольствия посредством совершения дурных
      поступков, высоконравственны и т. д. Когда этот паттерн захо1-
      дит слишком далеко, совестливость может обусловить чувстви­
      тельность к вине, в результате чего любая ошибка или слабость

    Глава 7. Мета-метапрограммы229

    вызывают у них ощущение неприемлемости, отталкивания, осуж­дения и т. д.

    Язык и эмоции. Несовестливые люди могут лгать, обманывать, вести себя неподобающим образом, подрывать нравственные стан­дарты и т. д. и делать все это, не испытывая каких-либо «укоров совести». По-видимому, они лишены внутренней руководящей системы в отношении морали. У них формируется «личность», которую мы именуем аморальной или антисоциальной. Как толь­ко они сконструировали такой метод мышления, ощущения и по­ведения, который определяется как «антисоциальная личность» (DSM-IV), они перестают ощущать, что наносят вред другим лю­дям, теряют всякое чувство эмпатии к их страданиям, почти не способны учиться на своих ошибках, лишены обоснованного страха и могут приходить к убеждениям, которые подтверждают их пра­во использовать других или вредить им. Совестливые люди будут говорить о совершении «правильных поступков», «ответственно­сти» за свои слова и т. д. У них формируется сильное чувство духовности или религиозности, и они считают, что правильные поступки играют важную роль во вселенной. Тот, кто заходит слиш­ком далеко в этом отношении, преисполняется чувством «собствен­ной правоты», иногда доходящим до фанатизма, у него формиру­ется искаженный взгляд на свое «я», и он теряет способность увидеть собственные огрехи. В другом случае у человека может развиться обсессивно-компульсивное поведение, он фокусируется на порядке, чистоте и т. д.

    Первичные контексты. Они отражают еще один конструкт выс­шего уровня, который почти полностью зависит от контекстов куль­туры, политики, религии, семьи и т. д. В некоторых неврологичес­ких исследованиях были выявлены генетические нарушения, при­сущие тем людям, у которых позже формируются социопатические способы мышления, ощущения и жизни, что предполагает пред­расположенность к таковым. Очевидно, важнейшую роль здесь играют события, имевшие место в раннем детстве и обусловлива­ющие боль или удовольствие, которые были связаны с нравствен­ными наставлениями в отношении признания правоты других лю­дей, уважения к человеческой жизни и имуществу, развития эм­патии и т. д. Стереотип обсессивно-компульсивного чистюли, который сложился в области психоанализа, указывает на челове­ка, способного испытать чувство «осквернения» в результате той или иной формы сексуального насилия.

    230Часть II. Метапрограммы

    Самоанализ

    Несовестливый/совестливый — слабое/сильное суперэго

    Контексты

    • Работа/карьера • Интимные отношения

    • Взаимоотношения • Увлечения/отдых

    • Спорт • Другое:

    • Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма:
      уровень * ДА/НЕТ

    51. Каузативный тип

    Беспричинность;линейная, множественная, личностная, внешняя, магическая, корреляционная причинно-следственная связь (UCQ

    * Концепт. Как человек осмысляет «причину» какого-то собы­тия или переживания? Что вызывает к жизни то или иное явле­ние или событие? Существует ли необъяснимая, магическая или непосредственная линейная причинно-следственная связь (ПСС), подобная математической и физической, существует ли целый набор влияющих факторов или события не имеют никаких при­чин и, в лучшем случае, лишь корреляционно связаны с другими событиями?

    Извлечение. Задайте любой вопрос, который включает какую-нибудь причинно-следственную пресуппозицию: «Когда вы раз­мышляете, какая причина заставила вас выбрать именно эту ра­боту, как вы объясняете себе это?», «Что обусловило наличие данной ситуации в вашей жизни?», «Что побуждает людей вести себя так-то и так-то?», «Почему их взаимоотношения дошли до подобного состояния?», «Почему вы развелись?»

    Идентификация. Данная метапрограмма определяет, как мы относимся к концептуальным категориям «причинности» и суще­ствования. Будучи мета-метапрограммой высшего уровня, она развивается из предпочитаемой системы отсчета (№ 14), когда люди мыслят и чувствуют с отнесением к себе (внутренний отсчет) или к другим (внешний отсчет). Она также берет начало из програм­мы сортировки ответственности (№ 27). Переходя к этой мета-метапрограмме «реальности», можно сказать, что она сфокусиро­вана на том, как мы относимся к самому концепту причинности

    Глава 7. Мета-метапрограммы

    и к концептуальным объяснениям, которые мы находим, когда ста­раемся сориентироваться в окружающем мире.

    Стив и Коннира Андреас ссылаются на концепт этой метапро­граммы (не идентифицируя ее как таковую) в своей презентации «Естественной стратегии коррекции веса»:

    «Одна женщина сказала: "Вам повезло, что вы такая стройная. Я вам завидую. Я тоже хотела бы иметь такую фигуру"». В дан­ном случае клиентка рассматривает стройность и излишний вес как результат генетических факторов, над которыми она не властна. То есть, исходя из метапрограммы внешней причинности, она пе­решла к ориентации на других (№ 14), по крайней мере в контек­сте питания. Это оказывало сильнейшее влияние на ее стратегию. Когда она «видела пищу», то испытывала непреодолимое побуж­дение есть ( V-K). «Она не принимала во внимание, голодна она или нет, вкусно ли пахнет пища, как та скажется на ней, если она ее съест, и так далее» {TheNaturallySlenderEatingStrategy. Andreas & Andreas, 1989, p. 122).

    1. Отсутствие причинности. Сюда относятся те, кто полагает,
      что не существует никаких причин, а значит, и никаких объясне­
      ний для тех или иных процессов. Эти люди живут в мире, кото­
      рый лишен смысла с точки зрения причинно-следственных свя­
      зей, последовательности событий и т. д. События происходят сами
      по себе. Миром движет не разум, а только сплошная случайность
      и удача.

    2. Тотальная и абсолютная линейная ПСС. Те, кто живет на дру­
      гом конце континуума «причины-следствия», верят, что мир пред­
      ставляет собой закрытую систему, где все является результатом
      прямых и непосредственных причинно-следственных отношений.
      Их стиль мышления хорошо срабатывает в таких точных науках,
      как математика, физика, химия, механика и т. д. Он действует на­
      много хуже в более абстрактных науках, связанных с человече­
      ским поведением, политикой, экономикой, коммуникацией и т. д.
      Такой подход больше соответствует аристотелевскому типу струк­
      турирования действительности (№ 11).

    3. Множественная ПСС. Те, кто считает, что «причины и следст­
      вия» представляют собой открытую систему, постоянно размыш­
      ляют о них, признавая, что почти всегда имеет место множество
      влияющих факторов, вызывающих различные события. Они мо-
      гУт отказываться от линейных рассуждений и переходить к более

    232Часть II. Метапрограммы

    высоким логическим уровням, на которых возникает гештальт конфигураций. Это соответствует мыслительным процессам не­аристотелевского типа (№ 11).

    1. Личностная ПСС. Сюда относятся люди, которые мыслят с
      точки зрения своего участия в причинно-следственных отноше­
      ниях. Как правило, такой подход обусловливает сортировку чувств,
      связанную с отнесением к себе (№ 14), и сортировку выбора, свя­
      занную со сбалансированной ответственностью (№ 27), хотя, когда
      этот паттерн заходит слишком далеко, он приближается к чрез­
      мерной ответственности.

    2. Внешняя ПСС, Люди, которые полагают, что они не играют
      никакой роли в причинно-следственных отношениях, отталкива­
      ются при этом от внешнего отнесения (№ 14) в области чувств, от
      волевого типа с пониженной ответственностью (№ 27) и, следова­
      тельно, от решающей роли не поддающихся контролю внешних
      обстоятельств, событий, среды, генетики и т. д., как это описано
      Андреасами в цитированном выше отрывке.

    3. Магический тип. Те, кто живет в магическом мире, полага­
      ют, что все происходящее вызвано чем-то, а именно силами и/
      или сущностями, находящимися за рамками этого мира или из­
      мерения. Поэтому они суеверно думают о том, как приспособить
      к себе и/или умиротворить небеса (звезды и созвездия), анге­
      лов, демонов, богов, духов предков, святых и т. д. Для них клю­
      чом причинности является ритуальное повторение различных
      тайных знаний.

    4. Корреляция. В дополнение к причинному континууму не­
      которые люди также полагают, что многие так называемые «при­
      чины» в действительности существуют только как корреляции.
      То, что дети обычно набирают вес во время учебы в начальной
      школе, когда они развиваются умственно, не означает, что вес
      обусловливает повышение умственных способностей. Мы мо­
      жем увидеть корреляцию между этими разнообразными факто­
      рами опыта, не вычитывая в одном из них причину, а в дру­
      гом — следствие.

    Источники происхождения. Связаны в значительной степе­ни с той философской позицией относительно причин и следствий, которую предлагали родители и учителя, сами верившие в нее, а также с более широкой культурной средой.

    Jhaea 7. Мета-метапрограммы233

    Самоанализ

    Беспричинность/линейная/множественная/личностная/
    внешняя/магическая/корреляционная ПСС

    Контексты:

    • Работа/карьера • Интимные отношения

    • ВзаимоотношенияУвлечения/отдых

    • СпортДругое:

    Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма:
    уровень ДА/НЕТ

    Заключение

    Нам присущи не только метапрограммы, посредством которых мы сортируем объекты, но и программы, являющиеся мета по от­ношению к этим программам. Из числа тех, что мы описали здесь, в списке метапрограмм раньше появлялись только сортировка ценностей и «времени». Однако, как показывает анализ, эти про­граммы существуют на более высоком логическом уровне, чем другие метапрограммы, хотя зачастую они произрастают из этих других метапрограмм.

    № 40. Ценности: эмоциональные потребности; сис­темы убеждений

    41. Отношение к «наставлению»: сильная воля/ уступчивость

    № 42. Самооценка: высокая/низкая; условная/бе­зусловная

    43. Уверенность в себе: низкая/высокая № 44. Самоощущение:мышление/эмоции/воля/те-ло/роль

    № 45. Самоцелостность: конфликтующее несоот­ветствие/гармоничная интеграция

    46. Сортировка «времени»: прошлое/настоящее/ будущее

    47. Ощущение «времени»: «во времени»/'«сквозь время»; последовательная/случайная сорти­ровка

    234Часть II. Метапрограммы

    № 48. Доступ ко * времени»: случайный/последова­тельный

    49. Сила эго: неустойчивость/устойчивость

    № 50. Нравственные качества: слабое/сильное су-перэго

    № 51. Каузативный тип: беспричинность; линейная, множественная, личностная, внешняя, магиче­ская, коррелционная причинно-следственная овязь

    ЧАСТЬ III

    ПРИМЕНЕНИЕ

    Инженерное конструирование

    с помощью метапрограмм

    Под социальной инженерией я понимаю науку

    и искусство направления энергии и способностей людей

    на повышение их благополучия (р. 1).

    Производство — это, в сущности, задача инженеров; оно

    опирается на открытие и применение естественных

    законов, включая законы человеческой природы.

    Социальная инженерия охватывает теорию и практику —

    науку и искусство — всех инженерных отраслей,

    объединенных общей целью понимания и благополучия

    человечества (pp. 6-7).

    Задача инженерной науки — не только знать,

    но и знать, как (р. 11).

    Альфред Кожибски (Korzybski, 1921)

    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   34


    написать администратору сайта