Главная страница

никроз. L. Michael Hall Bob G. Bodenhamer


Скачать 3.24 Mb.
НазваниеL. Michael Hall Bob G. Bodenhamer
Анкорникроз
Дата17.12.2022
Размер3.24 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файла51_metaprogramma.doc
ТипДокументы
#849468
страница1 из 34
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34

www.koob.ru


Н овый подход к изучению личности и поведения человека для консультантов, психотерапевтов, клинических и общих психологов — из самого центра нейро-лингвистического программирования.

L. Michael Hall • Bob G. Bodenhamer

F IGURING

OUT PEOPLE

Design Engineering with Meta-Programs

Crovn House Publishing Limited vvw.crownhouse.co.uk

Майкл Холл • Боб Боденхамер

5 1 МЕТАПРОГРАММА

НЛП

Прогнозирование поведения, «чтение» мыслей, понимание мотивов

Санкт-Петербург «Прайм-ЕВРОЗНАК»

ББК 88.53 Все права защищены. Никакая часть данной книги

УДК 159.98 неможет быть воспроизведена в какой бы то ни было форме
Х36 ^езписьменногоРазР€Шения владельцев авторских прав.

Права на перевод получены издательством Мрайм-ЕВРОЗНАК* соглашением с CrownHousePublishingLtd. (Великобритания) при участии Агентства Александра Корженевского (Россия).

Холл, М.

Х36 51 метапрограмма НЛП. Прогнозирование поведения, «чтение» мыслей, понимание мотивов / Майкл Холл, Боб Бо-денхамер - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 347, [5] с.

ISBN 5-93878-198-1 (Психология - лучшее)

ISBN 5-93878-353-4 (Лучшие психотехнологии мира)

Добро пожаловать в полное приключений путешествие, где вы смо­жете открыть для себя и понять, как вы действуете на метауровне, кото­рый влияет на вашу повседневную жизнь!

Освоение метапрограмм позволит вам понимать поведение людей и различия между ними, откроет возможность варьировать ваше поведе­ние и способы коммуникации, чтобы более успешно работать с собствен­ным и чужим поведением и моделями мира, а также изменять их. Метапро­граммы — это величайший вклад, который НЛП внесло в понимание различий между людьми. Только поняв и оценив эти различия, мы можем начать уважать и поддерживать других людей, начать работу по замене враждебности пониманием, а антагонизма — состраданием, при­ступить к замене конфликта сотрудничеством.

М айкл Холл, Боб Боденхамер

51 МЕТАПРОГРАММА НЛП

Прогнозирование поведения, «чтение»- мыслей, понимание мотивов

Научный редактор: Н.Мигаловская

Художественный редактор: С. Ващенок

На обложках серии «Лучшие психотехнологии мира»

использованы работы художника В. Н. Груздева

Подписано в печать с готовых диапозитивов заказчика 25.10.2006. Формат 84Х ЮвУд.

Бумага офсетная. Печать высокая с ФПФ. Усл. печ. л. 18,48.

С: Психология—лучшее. Тираж 2000 экз. Заказ 3648.

«Прайм-ЕВРОЗНАК». 195009, Санкт-Петербург, ул. Комсомола, д. 41. Издание осуществлено при техническом участии ООО «Издательство ACT».

Издано при участии ООО «Харвест». Лицензия № 02330/0056935 от 30.04.04. Республика Беларусь, 220013, Минск, ул. Кульман, д. 1, корп. 3, эт. 4, к. 42.

Открытое акционерное общество «Полиграфкомбинат им. Я. Коласа». Республика Беларусь, 220600, Минск, ул. Красная, 23.

© L. Michael Hall and Bob G. Bodenhamer, 1997.2000 © Crown House Publishing Ltd., 2003

ISBN 1899836101 (англ ) ® Перевод на русский язык: С. Рысев, 2006

ISBN 978-985-16-0269-4 © Серия, оформление, Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007

(ООО «Харвест») © Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007

Оглавление
Предисловие. 9

Введение 13

ЧАСТЫ

ПОНИМАНИЕ ПАТТЕРНОВ СОЗНАНИЯ 25

Глава 1

Что мы понимаем под метапрограммами? 26

Операционные программы,

которые управляют вашими программами 26

Глава 2

Метапрограммы для понимания людей 53

ЧАСТЬ II

МЕТАПРОГРАММЫ .....79

Перечень метапрограмм 80

Глава 3

«Ментальные» метапрограммы 83

Глава 4

«Эмоциональные» метапрограммы 121

Глава 5

«Волевые» метапрограммы 145

Глава 6

Метапрограммы «реакций» 172

Глава 7

Мета-метапрограммы 200

часть iii

применение, инженерное конструирование

с помощью метапрограмм 235

Глава 8

Контекст и метапрограммы 236

Глава 9

Изменение метапрограмм 244

6 Оглавление

Глава 10

Инженерное конструирование при определении

профессиональных качеств 254

Глава 11

Чтение метапрограмм и подстройка под них 271

ПРИЛОЖЕНИЯ 285

Приложение I

Комментарий к форматированию метапрограмм 286

Приложение II

Извлечение метапрограмм 288

Приложение III

Схема ключей глазного доступа и предикаты
репрезентативных систем 312

Приложение IV

Иерархия языка на шкале специфики и абстракции 314

Приложение V

Пять категорий метапрограмм и мета-метапрограммы 315

Приложение VI

Метапрограммы в качестве сортирующей решетки 318

Приложение VII

Глагола «есть» не существует 334

Приложение VIII

Другие метапрограммы 337

Словарь терминов НЛП 339

Под социальной инженерией я понимаю науку и искусство направления энергии и способностей людей на повышение их благополучия (р. 1).

Производство — это, в сущности, задача инженеров; оно опирается на открытие и применение естественных законов, включая законы человеческой природы. Социальная инженерия охватывает теорию и практику — науку и искусство — всех инженерных отраслей, объединенных общей целью понимания и благополучия человечества (pp. 6—7).

Задача инженерной науки —

не только знать, но и знать, как (р. 11).

Альфред Кожибски (Korzybski, 1921)

Выражение признательности

Никто не может дать жизнь новой работе без деятельной по­мощи множества людей. Хотя эта работа была проделана очень быстро — буквально за пару месяцев в начале 1997 г., — в основу ее легли годы и годы, посвященные теоретическому и практиче­скому изучению метапрограмм.

Мы выражаем особую благодарность за поддержку следующим людям:

Майкл:

  • Уайаттпу Вудсмоллу, Тэду Джеймсу и Ричарду Бэндлеру, ко­
    торые первыми познакомили меня с метапрограммами НЛП.

  • Черил Энн Буффа, которая самозабвенно прочитала каж­
    дое слово в наших первых черновиках и дала много мудрых сове­
    тов.

  • Джессике Холл, моей дочери, за то, что она мирилась с моей
    работой на компьютере!

  • Изобретателю электронной почты — благодаря которой Боб
    и я стали хорошими друзьями, а также соавторами.

Боб:

  • Ричарду Спенсеру, который познакомил меня с НЛП.

  • Джину Руни, моему первому наставнику в НЛП и вдохно­
    вителю.

  • Ричарду Бэндлеру и Джону Гриндеру, без которых НЛП не
    существовало бы.

  • Тэду Джеймсу, открывшему для меня язык и понятие ли­
    нии времени, а также те возможности, которые эти техники пред­
    лагают для изменения личности.

  • Уайагпту Вудсмоллу, который вместе с Тэдом познакомил
    меня с программой обучения обучающего.

  • И, более всего, моей жене Линде, чья любовь и непрерывная
    поддержка воодушевляют меня на протяжении 32 лет нашего супру­
    жества и моей проповеднической деятельности.

Предисловие

Эта книга восполняет серьезный пробел в литературе по ней-ро-лингвистическому программированию. Метапрограммы позво­ляют нам понимать поведение людей и различия между ними. Что важнее, они открывают перед нами возможность варьировать наше поведение и способы коммуникации, чтобы более успешно рабо­тать с нашим собственным и чужим поведением и моделями мира, а также изменять их.

Вероятно, метапрограммы — это величайший вклад, который НЛП внесло в понимание различий между людьми. Только поняв и оценив эти различия, мы можем начать уважать и поддержи­вать других людей, чьи модели мира резко отличаются от наших. Только поняв различия между людьми, мы можем начать работу по замене враждебности пониманием, а антагонизма — сострада­нием. Только осознав, что те или иные действия, совершаемые другим человеком, вовсе не имеют целью навредить нам, а явля­ются его фундаментальным паттерном поведения, мы можем при­ступить к замене конфликта сотрудничеством. К сожалению, до недавнего времени в НЛ П было не так много работ, посвященных этому важному вопросу. Поэтому таким впечатляющим является вклад, который авторы внесли в обсуждение данной проблемы, ле­жащей в основе НЛП.

Когда я в 1981 г. начал свою подготовку в области НЛП, у меня уже имелись определенные знания относительно человеческой ти­пологии. Я получил сертификат по Индикатору типов Майерс-Бриггс и изучил эннеаграммную модель личности в Институте Арика, прежде чем прийти в НЛП. Мне очень хотелось понять, имеются ли в НЛП схожие модели личности, и я был весьма обра­дован, когда узнал, что они существуют.

Впервые я услышал о метапрограммах в 1982 г. от моих на­ставников в НЛП Анне Линден и Фрэнка Стасса. Мне также по­счастливилось посещать тренинг Роджера Бейли по Профилю личности IPU. Затем, у Криса Кауэна и Дана Бека, я изучил Мо-

10 Предисловие

дель ценностей Клэр Грейвз (1984). Все эти эффективные моде­ли, объясняющие сходства и различия между людьми, произвели на меня глубокое впечатление, и я использовал все имеющиеся у меня возможности, чтобы рассказать о них другим людям.

Энтони Роббинс был одним из первых, кого я обучил этим моде­лям. Я встретил Тони на тренинге по моделированию у Джона Грин-дера в сентябре 1983 г. Я вовлек Тони в программу моделирования, в которой я участвовал и которая была посвящена стрелковой под­готовке в рядах американской армии. Когда мы с Тони стали друзья­ми, я обучил его всем паттернам мастера-практика НЛП, включая метапрограммы и ценности. Позже я помогал Тони проводить его первый сертификационный тренинг по НЛП (февраль 1985 г).

Во время второго сертификационного тренинга (сентябрь 1985 г.) мы добавили курс мастера-профессионала. Там, в Коло­радо, где я обучал студентов метапрограммам и ценностям, я встре­тил трех своих самых старших учеников: Марвина Ока, Ричарда Дила и Тэда Джеймса. Затем в Гонолулу, Гавайи, я обучал тренин­гу практика НЛП и мастера-практика группу, в которую входили Тэд и Арди Джеймс, Марвин Ока и Ричард Дил. Вскоре все эти люди, так же как и я, вдохновились Индикатором Майерс-Бриггс, метапрограммами и моделью ценностей Грейвз.

Тэд и Арди начали — с превосходными результатами — исполь­зовать метапрограммы в своем бизнесе. Как следствие, между Джей­мсами и мной возникло сотрудничество, в итоге которого появился «Перечень метапрограмм и ценностей», а также материал по ме­тапрограммам и ценностям, который был опубликован в книге «Терапия на линии времени и основа личности» (TimeLineTherapyandtheBasisofPersonality). Моя жена Мэрилин и я посвятили по­следнее десятилетие применению метапрограмм и ценностей в биз­несе, в обучении повышению результативности и психотерапии. Мэрилин и я недавно закончили две книги: первая — «Сила чело­веческих паттернов» (PeoplePatternPower) — посвящена приме­нению метапрограмм в бизнесе, а вторая — применению ценнос­тей в обществе.

Мне очень приятно видеть, что Майкл Холл и Боб Боденха-мер — два человека, которым я помогал в процессе учебы, — по­лучили столь же сильное впечатление от метапрограмм, что и я. Мне еще приятнее, что они прислушались к моим предупрежде­ниям: «НЛП не заканчивается на Джоне Гриндере и Ричарде Бэн-длере» и «Дальнейший прогресс в этой области зависит от всех нас». Они доказали это своей превосходной книгой.

ПредисловиеИ

Авторы погрузились в изучение НЛП и метапрограмм, а так­же общей семантики и последних достижений в когнитивной пси­хологии и психотерапии. Отрадно видеть, что они не ограничива­ются областью НЛП и активно изучают его истоки в общей се­мантике, а также в других дисциплинах, которые влияют на НЛП и на его применение в реальном мире.

Мне посчастливилось знать обоих авторов на протяжении не­скольких лет, и на меня произвели впечатление их честность, спо­собность к сопереживанию и преданность делу применения и рас­пространения НЛП в тех местах земного шара, куда оно еще не проникло. Это дается нелегко. Оба пошли на серьезные жертвы ради своих интересов в НЛП. Читатели очень часто полагают, что книги получаются сами собой, однако они ошибаются. Эта книга также не возникла случайно. Она родилась в результате долгой, многотрудной исследовательской и практической работы и потре­бовала больших жертв и глубокой преданности НЛП со стороны обоих авторов. За это они заслуживают нашей благодарности и признательности.

Эта книга уникальна в нескольких отношениях. Во-первых, она объясняет истоки метапрограмм и помещает их в более широкий контекст человеческого развития и изменений. Во-вторых, она содержит углубленное обсуждение метапрограмм. И в-третьих, она расширяет сферу изучения и применения метапрограмм и вносит значимый новый вклад в данную область. Я кратко коснусь каж­дого из этих трех моментов.

В книге подробно рассматриваются истоки и история разви­тия метапрограмм в НЛП. Авторы также заключают метапрограм­мы в ряд очень важных рамок (фреймов). В сущности, НЛП пред­полагает процесс «де-номинализации», и авторы начинают свое исследование, деноминализируя как понятие «личность», так и понятие «метапрограмма». Они выдвигают важнейшее положе­ние: метапрограммы относятся не к тому, кем являются люди, а к тому, как они функционируют.

В книге дается превосходная типология метапрограмм. Людей можно классифицировать по самым разным показателям. Но со­храняется решающий вопрос: «Полезна ли данная классифика­ция?» У человека имеется от пяти до девяти блоков внимания, и при наличии 51 рассматриваемой метапрограммы легко растерять­ся. Авторы помогают нам избежать перегрузки, разделяя метапро­граммы на пять категорий (ментальную, эмоциональную, волевую, категорию внешней реакции и метакатегорию). Такой подход вносит

12 Предисловие

ценный вклад в типологию самих метапрограмм и создает карту, помогающую нам сортировать эти эффективные паттерны. Авто­ры также приводят важную информацию о том, как извлекать и использовать каждую из описанной 51 метапрограммы. Крайне полезны приложения к книге, и я предлагаю читателю начать имен­но с них, поскольку они служат прекрасным руководством к текс­ту. Кроме того, они бесценны в качестве справочника по извлече­нию и использованию метапрограмм.

Возможно, наиболее впечатляющая часть книги — вклад, ко­торый она делает в развитие и распространение метапрограмм. Я уже упомянул о том значимом вкладе, который авторы внесли в данную область своей новой типологией метапрограмм; кроме того, данная книга рассматривает больше метапрограмм и делает это глубже, чем любая другая книга по НЛП. Однако ее ценность этим не ограничивается. К положительным сторонам книги относятся не только широта и глубина. Возможно, ее наиболее важное отли­чие заключается в творческом проникновении авторов в вопрос метапрограмм в целом и в каждую из метапрограмм в частности. Авторы подталкивают нас и к пониманию, и к применению по­нятого на практике. И они постоянно предлагают новые пути для дальнейшего исследования и изучения вопроса. Это и делает дан­ную книгу столь ценной. Она по-настоящему генеративна и по­буждает к дальнейшему развитию, истолкованию и использова­нию еще большего количества паттернов, когда мы стараемся по­нять и реализовать изложенные в ней идеи. Возможно, это и есть ее наибольшее достоинство.

Уайатт Л. Вудсмолл, доктор философии

Введение

Люди — не существительные, а процессы.

Ричард Саймоне, 1997

«Я сдаюсь, я просто не могу его понять!"

«Почему она ведет себя подобным образом? Нужно быть пси­хологом, чтобы это понять».

«Почему мой начальник так скрытничает по поводу новых рас­поряжений? В эти дни он ведет себя как параноик. Я его не пони­маю».

«Поди пойми ее. Когда она находится в подобном настроении, не знаешь, чего и ждать...»

«Вы поступаете так потому, что хотите на мне отыграться!»

Понять людей... мы все пытаемся это сделать. Жизнь в человече­ском обществе настоятельно требует этого, не так ли? Поэтому каждый день мы тратим массу времени, пытаясь прогнозировать действия других людей, угадывая их мотивы и намерения, осуще­ствляя нелицензированный психоанализ тех, с кем мы живем. Мы выискиваем у них устойчивые особенности темперамента. Мы читаем книги о том, как «прочитать мысли людей». Мы посещаем семинары, посвященные вопросам взаимоотношений. Мы делаем все, чтобы понять людей. Но какую пользу нам это приносит? На­сколько эффективно мы в действительности научились понимать странный и загадочный мир, в котором живет тот или иной чело­век и которому он принадлежит? Понимаете ли вы хотя бы себя? Знаю ли я собственные паттерны и процессы?

За пределами «темперамента»

Из этой работы вы узнаете, что мы вышли далеко за пределы всех моделей и инструментов, которые предназначены для пони­мания людей путем классификации их в соответствии с типами и темпераментом. Начиная с древних греков и их модели «четырех

14 Введение

основных темпераментов» (они называли их «соками») появились сотни моделей типов личности. Многие авторы основывают вы­деление этих типов на предположении, что каждому человеку при­сущи постоянные внутренние черты, которые объясняют, «поче­му он такой-то и такой-то».

Здесь вы не найдете ничего подобного.

Вместо того чтобы начать с допущений о постоянных неотъем­лемых чертах, мы выбрали другую посылку. Мы предпочли до­пущение, которое Ричард Саймоне, редактор TheFamilyTherapyNetworker(март/апрель 1997), подытожил, сказав: «Люди — не существительные, а процессы». Здесь мы рассматриваем не то, чем люди «являются» в некотором абсолютном, неизменном смысле, связанном с чертами, а то, как люди функционируют.

  • Как этот человек мыслит и проявляет эмоции?

  • Как этот человек разговаривает, действует, ведет себя и об­
    щается?

  • Какие процессы и паттерны описывают стиль сортировки (от­
    бора информации), присущий этому человеку?

  • Какую ментальную операционную систему этот человек ис­
    пользует в процессе припоминания?

  • Какое присущее людям операционное обеспечение (идеи,
    убеждения) этот человек использует в процессе мышления?

Фокусируя свое внимание на том, как человек функциониру­ет с точки зрения когнитивной обработки (мышление), прояв­ления эмоций (телесная соматизация идей), языка (выражение в речи себя и других) и поведения (реакции, жесты, общение и т. д.), мы определяем не то, чем он «является», а то, как он факти­чески действует в данном контексте или ситуации. В чем цен­ность этого фокуса? Распознавая, как человек действует, мы по­лучаем возможность понять его модель мира (его ментальную парадигму), которая описывает его внутреннюю «реальность». Это обогащает наше понимание и проясняет вопрос «откуда взялся данный человек».

Это также придает нам дополнительные силы. Почему? Пото­му что, зная, как функционирую я сам и как это делает кто-то дру­гой, я могу оценить и сравнить наши способы функционирования:

  • Насколько эффективно работает данный метод мышления?

  • Насколько мне нравится данный способ проявления эмо-
    ций/соматизации моих идей?

Введение15

  • Насколько желателен для меня данный стиль разговора и
    вербального выражения?

  • Какие ресурсы предоставляет данный способ сортирующе­
    го поведения?

Анализ подобных процессов (то есть способов сортировки ин­формации по релевантности) дает нам возможность заменить или трансформировать любой процесс, который плохо работает. Ког­да вы (мысленно) анализируете черты, объекты, то, чем «являют­ся» люди, вы мыслите и чувствуете, скорее находясь на позиции «ладно, такой уж я есть» и «я должен мириться с его поведением, поскольку такой уж он есть».

Это неправильно.

Здесь мы исходим из пресуппозиции, открывающей гораздо больше возможностей: «Люди — не существительные, а процес­сы». Граф Альфред Кожибски сказал, что когда вы навешиваете на человека какой-то словесный ярлык, а затем используете об­манчиво соблазнительный, но коварный глагол «есть», то создае­те зачаточную форму безумия. С лингвистической точки зрения вы используете глагол «есть» для идентификации: «Я — неудач­ник»; «Она высокомерна»; «Чего можно ожидать от сострадатель­ного либерала?»; «Коммунисты — такие-то и такие-то»; «Она бес­сердечна, поскольку симпатизирует республиканцам»; «Он — сан­гвиник»; «Они — садомазохисты». И так далее.

Конечно, принятый нами подход противоречит исторически сло­жившимся философским ярлыкам, психиатрическим диагнозам (в настоящее время охватываемым DSM-IV — Диагностическим и статистическим справочником психических расстройств) и пси­хологическим типам.

Однако нам кажется, что низведение людей до категории типа, черты или расстройства личности лишь мешает увидеть богатство проявлений и уникальность личности. Люди демонстрируют слиш­ком сложное поведение, чтобы мы могли так легко его категори-зировать, классифицировать и навесить на него ярлык. Кроме того, люди обычно не склонны оставаться неизменными после того, как мы облекаем их в какую-то словесную форму. Они меняются. Они растут. Они усваивают новые, иные модели функционирования — или «бытия».

Люди склонны действовать по-разному в разных контекстах. Фактически большинство людей ощущают себя в разных контек-

16 Введение

стах совершенно по-разному. Таким образом, мы играем различ­ные роли, надеваем на себя разные маски, мыслим и чувствуем в соответствии с контекстом или системой отсчета.

Какая же модель позволяет нам принять во внимание сам кон­текст? Какая модель функционирования людей позволяет нам принять во внимание научение, развитие, рост и увеличение воз­можностей?

Некоторое время назад (в 1979 г.) в PsychologyTodayбыла на­печатана обзорная статья, посвященная нейро-лингвистическому программированию (НЛП). Статья называлась «Люди, которые читают людей», и в ней описывалась совершенно новая отрасль внутри когнитивно-поведенческой психологии, а также некото­рые модели и технологии, которые Бэндлер и Гриндер разработа­ли для «прочтения» людей. Позже в эту область вступили мы (MX и Б Б). Мы прошли экстенсивный тренинг и начали писать о нем. Когда позже нам попались на глаза труды друг друга, мы решили объединить работы, касавшиеся метапрограмм как способа пони­мания людей.

Исследования метапрограмм (операционных ментальных про­грамм, определяющих, каким образом данный человек мыслит, проявляет эмоции и т. д.) берут начало в работах Лесли Камерон Бэндлер, которая стала сотрудничать с Ричардом. Метапрограм­мы появились, когда Лесли подготовила «учебник НЛП» (Wood-small, 1988, р. 63) и обнаружила, что иногда описанные процессы не срабатывают. В конечном итоге они с Ричардом установили, что эти «неудачи» помогают выявить исходный перечень метапро­грамм НЛП.

Изначально Лесли использовала выделенные категории внут­ри контекста психотерапии, а затем Роджер Бейли и Росс Стюарт перенесли их в сферу бизнеса (Woodsmall, 1988, р. 3). Далее Вуд-смолл расширил их, объединив с личностным опросником Май-ерс-Бриггс. В результате появилась ставшая теперь классической работа Джеймса и Вудсмолла (James & Woodsmall, 1988) «Тера­пия на линии времени и основа личности». Затем Риз и Бэгли (Reese & Bagley, 1988) приложили метапрограммы к профилированию людей и к контексту продаж. Шелл Роуз-Шарве (Rose-Charvet, 1995) использовала их для выявления метапрограммного языка, который обеспечивает оптимальное влияние.

Базируясь на разработанной в НЛП модели «личности» (а также на категориях общей семантики и на понятии развития в когни­тивной психологии и психологии восприятия), мы расширили

Введение17

и дополнили представления о метапрограммах в этой подробной и исчерпывающей (на данный момент) работе. Здесь мы фокуси­руем внимание не на том, чем «являются» люди в некоторой ста­тичной, постоянной, предопределенной, неизменяемой среде, а исключительно на том, как люди функционируют. Полученная таким образом модель позволяет нам создавать такой профиль «личности» — и нашей, и других людей, — который обеспечивает возможность роста, развития, изменения и повышения возмож­ностей с учетом данного конкретного контекста.

Что же из этого следует? То, что мы можем научиться откры­вать глаза, уши, обострять свои ощущения и по-настоящему ви­деть, как функционирует данный человек (то есть распознавать его способ мышления, оценки, убеждения, его воображение, эмо­ции, соматизацию, речь, реакции и т. д.). Распознавая эти процес­сы, мы начинаем понимать этого человека в данное время и в дан­ном месте. Обладая подобной информацией, мы можем затем на­учиться общаться с ним в соответствии с тем, как он действует после того, как структурировал определенным образом свое со­знание.

Здесь мы сделали акцент на текущем функционировании лю­дей, не углубляясь в излишнее теоретизирование или философ­ствование о «человеческой природе». Многие захотят воспользо­ваться этой работой для самоанализа, и поэтому мы снабдили каж­дую представленную метапрограмму контрольным перечнем вопросов. Таким образом, вы можете использовать эту книгу в качестве инструмента для самопознания и самоисследования, опять же с целью определить не то, чем вы «являетесь», а то, как вы дейст­вуете. Данная модель описывает, как люди мыслят, чувствуют, действуют, воспринимают, обрабатывают информацию, реагиру­ют, ведут себя и т. д., а затем показывает нам, как мы можем пере­стать делать то, что не срабатывает, и начать делать то, что помо­гает получить желаемый результат. Здравомыслие иногда дает нам о себе знать самым простым образом!

Для тех, кто-уже знаком с моделью НЛП, мы предлагаем но­вые понятия: метапрограммы, мета-метапрограммы, сортирующие метапрограммы, соответствующие нашему «состоянию сознания», сортировочную сетку для метапрограмм и многое другое. Добро пожаловать в полное приключений путешествие, где вы сможете открыть для себя и понять, как вы действуете на метауровне, ко-торый влияет на вашу повседневную жизнь!

18 Введение

Краткий обзор НЛП

Модель нейро-лингвистического программирования (НЛП) об­ращается прежде всего к «структуре субъективности», то есть опи­сывает, как мы используем свою нервную систему (неврологию и головной мозг) для создания той «модели мира», которую мы затем применяем, идя по жизни.

После того как наша нервная система/головной мозг приняли информацию из окружающего мира через наши органы чувств (сен­сорные системы), мы используем эти сенсорные модальности для обработки информации («мышление») и ее сохранения («память»). Мы определяем их как репрезентативные системы (RS), с помо-щью которых мы воспроизводим для себя информацию о том, что видели, слышали, ощутили и т. д. Полный список используемых нами репрезентативных систем по сенсорным модальностям (для краткости он называется VAK) выглядит следующим образом:

V — для визуальной: виды, картины, образы и т. д.;

А — для аудиальной: звуки, шумы, громкость, тона и т. д.;

At — аудиальная тональная: (звуки);

К — для кинестетической: ощущения, чувства и т. д.;

О — для обонятельной (ольфакторной): запахи;

G — для вкусовой (густаторной): вкусовые качества;

М — для моторной: кинестетические движения.

В качестве примера попробуйте определить, какие модальности VAKвы используете, когда «думаете» о клубнике. Что «приходит вам на ум»? Картинки, запахи, вкусовые качества, осязательные ощущения или звуки? В каком порядке? Насколько конкретно вы воспроизводите информацию о клубнике в своем сознании?

А как вы мысленно представляете себе тарелку с клубникой? Продолжайте фиксировать свои модальности, думая теперь о боль­шой тарелке с сочной красной клубникой, залитой холодными взбитыми сливками.

Две дополнительные характеристики этих репрезентативных систем — внешняя (е) и внутренняя (') — относятся к источнику наших данных. Параметры воспроизведенная из памяти (г) и скон-струированная (с) информация показывают, каким образом по­лучена данная информация:

rвоспроизведенная из памяти информация

c сконструированная информация {VAK);

Введение19

i внутренний источник информации (трансдеривационный поиск, TDS);

е внешний источник информации (аптайм, сенсорное воспри­ятие).

Мгновение назад вы, вероятно, припомнили фактический ис­торический момент времени, когда увидели тарелку с клубникой. То есть вы ввели данную информацию изнутри. Если перед вами сейчас действительно стоит тарелка с клубникой, тогда вы може­те получить сенсорную информацию в реальном времени извне.

Таким образом, мы получаем первичные сенсорные системы. Бла­годаря им у нас имеются модусы (или модальности), посредством которых мы узнаем об объектах. Над этими VAK-системами мы имеем систему метарепрезентации. («Мета» означает нечто нахо­дящееся «над» или «за пределами», то есть более высокий логи­ческий уровень.) Какая система восприятия существует на этом уровне? Язык. Эта символическая система слов, предложений, фраз и т. д. позволяет нам говорить о зрительных образах, звуках и ощу­щениях, а также абстрагироваться на более высоком логическом уровне. Мы определяем данную метарепрезентативную систему так:

Ad — аудиальная дигитальная (система языка, слова, разго­вор с самим собой).

В предыдущих абзацах, показывая ваши референты для клуб­ники, мы постоянно использовали языковую репрезентативную систему. Само слово «клубника» функционирует в качестве яр­лыка для всего сенсорного опыта. Если бы мы воспользовались более абстрактным термином, таким как «ягода», некоторые люди и в этом случае могли бы извлечь из памяти и воспроизвести об­разы, звуки, запахи, ощущения и вкусовые качества клубники, но этот термин также вызвал бы и множество других воспоминаний.

Домен, который находится ниже, или внутри, репрезентатив­ных и метарепрезентативных систем языка, относится к качествам, характеристикам и компонентам модальностей — они называются «субмодальности» (SBMD). Каждой системе присущ собственный перечень субмодальностей.

Визуальные субмодальности:

Локализация: близко — далеко. Размер: малый — большой.

20Введение

Фокус: ясный — размытый.

Структура: 3D (объемная) или 2D (плоская).

Цветность: черно-белый — цветной.

Внутри/снаружи: ассоциированный — диссоциированный.

Движение: прерывистое (слайд) — непрерывное (кино).

Очертание: контур — форма.

Яркость: низкая — высокая.

Контраст: сильный — слабый.

Форма: панорамная — ограниченная.

Аудиальные субмодальности:

Локализация: источник, направление.

Громкость: низкая — высокая.

Тональность: качество, стиль.

Частота: высокая — низкая.

Расстояние: близко — далеко.

Ритм: быстрый — медленный, плавный — неровный.

Темп: медленный — быстрый.

Продолжительность: короткая — длинная.

Кинестетические субмодальности:

Локализация: внутри — снаружи.

Природа: тактильная — проприоцептивная.

Интенсивность: низкая — высокая.

Вес: малый — большой.

Продолжительность: короткая — длинная.

Размер области: малый — большой.

Частота: частые — редкие.

Форма: конфигурация.

Движение: отсутствие — незначительное — интенсивное.

Шероховатость: гладкий — грубый.

Ритм: паттерн движения.

В приведенном выше примере с клубникой субмодальности играют центральную роль в репрезентации. Чтобы убедиться в этом, попробуйте ответить на следующие вопросы, касающиеся ваших VAK-репрезентаций:

  • Какова величина образа тарелки с клубникой, который вы
    видите?

  • Где вы видите эту картинку (непосредственно перед собой,
    справа, слева, на расстоянии и т. д.)?

  • В идите ли вы ее в фокусе или нет?

  • Это объемный образ или плоская «почтовая открытка»?

  • Видите ли вы клубнику в цвете или в черно-белом изобра­
    жении?

Без сомнений, вы уже почувствовали, какие сдвиги происхо­дят, когда вы меняете качество своей репрезентации. У большин­ства людей черно-белая картинка с клубникой вызывает чувство, отличное от чувства, вызываемого цветной картинкой. Расстоя­ние также играет значимую роль: Если вы представляете себе та­релку с ярко-красной, сочной клубникой на большом расстоянии от вас, это, вероятно, вызывает у вас менее «реальное" или непре­одолимое ощущение, чем когда вы помещаете свою картинку на расстоянии сантиметра от вашего рта, не так ли?

Когда человек формирует последовательность сильно дета­лизированных репрезентаций чего-либо, это обычно затрагивает все большую и большую часть его нервной системы. Поэтому, когда вы «включаете» все свои репрезентативные системы, так что ясно видите и ощущаете тарелку с клубникой, не начинаете ли вы чув­ствовать ее запах и даже вкус?

По-видимому, субмодальности обеспечивают субструктуру на­шей субъективности — место «строительных кирпичиков» чело­веческого опыта и то место, где мы кодируем «различие, которое дает разницу» (Бейтсон). Но субмодальности делают это только потому, что фактически действуют на метауровне (см. TheStructureofExcellence, Hall & Bodenhamer, 1999).

Рассмотрим стратегию мотивации. Как вы побуждаете себя про­читать книгу или изучить работу, посвященную человеческой «лич­ности»? Что вы рисуете перед своим мысленным взором, что го­ворите себе, каким тоном, какие кинестетические ощущения вы испытываете, сколько раз вам приходится повторять один или несколько из этих шагов, что вы делаете во-первых, что — во-вто-рых, в-третьих и т. д.? Когда мы упорядочиваем свои репрезента­тивные системы с адекватными качествами субмодальностей, так что в результате получаем возможность совершать нечто — вста­вать утром, создавать что-то, проявлять дружелюбие, приходить в игривое настроение, осуществлять эффективную коммуникацию, заниматься бизнесом, правильно питаться и т. д., — мы использу­ем стратегию.

Какую стратегию вы применяете для научения, когда читае-те? Создаете ли вы внутренние образы по мере чтения? Разгова­риваете ли вы сами с собой — повторяя слова и фразы, задавая

22 Введение

вопросы и разглядывая иллюстрации? Чувствуете ли вы свою руку, когда делаете пометки? В каком порядке вы выполняете эти опе­рации в своем стремлении усвоить как можно больше информа­ции?

Кроме сенсорных и языковых модальностей идей, понимания, убеждений, ценностей и решений, а также их качеств НЛП еще идентифицирует и различает синтаксис. Под синтаксисом здесь понимается порядок и последовательность этих качеств, то есть формула, с помощью которой мы объединяем их, чтобы испытать переживание. В НЛП мы называем этот порядок, или структуру, компонентов модальностей стратегией (Dilts et al., 1980).

Стоит нам применить стратегию с целью создания ментально-' телесного состояния сознания — и наше научение, память, воспри­ятие, коммуникация и поведение {learning, memory, perception, communication, behaviorLMPCB) будут функционировать в за­висимости от данного состояния. Это означает, что, находясь в определенном ментально-телесном состоянии (характеризуемом определенным содержанием и структурой наших внутренних реп­резентаций — IR, и особенностями нашей физиологии), мы обыч-но мыслим, научаемся, припоминаем, воспринимаем, разговари­ваем и ведем себя в соответствии с этим состоянием. Состояние, в котором мы находимся, направляет и расцвечивает нашу обра­ботку информации.

Если вы входите в качественное состояние научения, тогда ваши восприятие, память, поведение и чувства будут гармонировать с ней-ро-лингвистическим состоянием. Вы будете видеть мир через это научение. А если вы окажетесь в состоянии с закрытым сознанием, тогда вы заметите, что мыслите, чувствуете, воспринимаете и при­поминаете закрытым и ригидным образом. И это сильно затруднит процесс научения, понизит любознательность, открытость и т. д.

Что мы можем предпринять в этом случае? Мы можем пре­рвать данное состояние и вызывающие его факторы (наши внут­ренние репрезентативные системы и субмодальности). Затем мы можем видоизменить сознание, перенаправив нашу ментально-телесную систему на те внутренние репрезентации, которые обо­гащают наше состояние и, следовательно, жизнь. Для этого мы используем смену модальности и субмодальности, переключая наш головной мозг на желаемые результаты, давая ему специфические VAK-ключи более привлекательных «мыслей», например «я», для которого обучение не будет проблемой; мы реструктурируем смысл (значение) события; изменяя триггеры (якоря), которые «запуе-

23

кают» работу головного мозга в определенном режиме, заякори-вают нас на новые режимы и т. д. (Сверьтесь со словарем терми­нов, если некоторые из этих понятий кажутся вам незнакомыми.)

НЛП специализируется на том, как «управлять собственным моз­гом», с тем чтобы мы могли осуществлять руководство когнитив­но-поведенческими механизмами, которые контролируют субъек­тивность. Какие же механизмы контролируют субъективность? Это внутренние репрезентации модальностей и субмодальностей, ко­торые кодируют идеи, понимание, убеждения, ценности, решения и физиологию (качество и активность нашего тела и нервной сис­темы). Чтобы помочь работе этих механизмов, в НЛП созданы мно­гочисленные «технологии» и методы, которые обеспечивают спе­цифические паттерны (программы), позволяющие нам управлять нашей субъективностью с большей легкостью и эффективностью.

Когда все эти «ментальные», «эмоциональные» и физиологиче­ские факторы сочетаются, мы приходим к холистическому мен­тально-телесному состоянию сознания (рис. В.1). Поэтому хотя мы используем другую, статическую номинализацию («состояние») для этого динамического опыта мышления, чувствования, выбо­ра, восприятия и т. д., состояние сознания образует приливы и отливы, движется и выражает гештальт — то есть общую кон­фигурацию.

Метадвижение к метауровням/ метасостояииям

Внутри НЛП возникли многочисленные модели логического уровня: от логических уровней научения Бейтсона (Bateson, 1972) до модели метарезультата, метапрограмм и метасостояний (Hall, 1995,1996,1997).

Чтобы ряд различений, или уровней, действовал в «логической» связи друг с другом, более высокий уровень должен охватывать более низкий уровень, подобно тому, как определенный класс ох­ватывает свои составляющие. Более высокий уровень также от­носится к контексту более низкого уровня и функционирует, как этот контекст. Он образует фрейм. Когда мы «укрупняемся», Двигаясь от первичного сенсорно обоснованного уровня к мета-Уровню, то называем этот процесс «переходом к мета» или совер­шением метадвижения. В процессе движения мы абстрагируемся от более низкого уровня и создаем более высокий порядок аб­стракции или концепции.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34


написать администратору сайта