никроз. L. Michael Hall Bob G. Bodenhamer
Скачать 3.24 Mb.
|
Глава 2 Метапрограммы для понимания людей Вы не сможете понять человека, если не знаете мира, в котором он живет! Почти в каждой области жизни, будь то бизнес, личные отношения, семья, воспитание детей и многое другое, важную роль играет умение ладить с другими людьми. Оно столь же важно для успеха, как интеллект, навыки, сообразительность и т. д., причем умение «ладить» с людьми требует, чтобы человек обладал определенной способностью понимания людей. Что мы имеем в виду, когда говорим о попытке «понять» кого-то? Что именно мы стараемся понять в человеке? Стремимся ли мы понять и осмыслить его стиль мышления и эмоций, ценностей, речи и поведения? Эффективное общение с людьми становится для нас наиболее трудным, когда мы не понимаем их (то есть не понимаем их мышления, эмоций, высказываний, поведения, ценностей). В чем здесь причина? В том, что мы не можем их разгадать! Мы не можем определить, почему они думают именно так! Мы не можем определить, как они могут испытывать подобные чувства] В результате и мы и они чувствуем себя непонятыми, разобщенными, настроенными на разные волны. И в то же время понимание — это одна из главных ценностей, которые связаны в нашем представлении с отношениями с другими людьми. Поэтому нам нужны модель и метод понимания людей. Но как только нам удается понять людей, возникает другая проблема. Обнаружив, чем именно их мысли, чувства, ценности, предпочтения, способы действия и т. д. отличаются от наших, мы вынуждены что-то делать с этими нашими различиями. Научиться Распознавать, чем другие люди отличаются от нас, — это первый Второй шаг — научиться признавать, ценить и обосновывать 5 4 Часть I. Понимание паттернов сознания эти различия. Серьезная работа, не так ли? Затем следует третий шаг: научиться использовать эти различия таким образом, чтобы они не мешали коммуникации и отношениям. Этому и посвящена настоящая глава. Выявление различий, которые характеризуют людей Понимание присущих людям различий в стилях сортировки. Признание, оценка и обоснование этих различий. Работа с дайшыми различиями и использование их в ком муникации и отношениях. Пресуппозиция НЛП Метапрограммы начинаются с допущения (пресуппозиции), что, психологически, мы все отталкиваемся от наших собственных моделей мира. Каждому из нас присуща уникальная нейро-лингвистическая операционная система мышления и эмоций, цен-ностей, предпочтений и т. д. Если мы исходим из положения, что присущий нам способ осмысления сопровождает любое наше восприятие, понимание и переживание окружающего мира, то метапрограмма — это модель, позволяющая понять, как конкретно осуществляется данный процесс. После того как мы пришли к пониманию, что люди отличаются друг от друга способами обработки и сортировки информации, нам необходимо апробировать эти различные стили. Таким образом мы научимся признавать и обосновывать различные метапрограммы, которые обнаруживаем у других людей. Соответственно, существующие различия перестанут нас шокировать и у нас отпадет необходимость вести с ними борьбу. Затем мы можем воспользоваться базовым коммуникативным паттерном подстройки и ведения в ситуации, когда мы слушаем людей и общаемся с ними. Поскольку мы принимаем во внимание различные метапрограммы и объединяем их с нашими собственными, то скорее будем пользоваться ими, чем вести споры по их поводу. Афоризм Кожибски (Korzybski, 1933/1934): «Карта — не тер-, ритория» дает нам возможность разграничить два аспекта реалья ности, в которой мы все живем: аспект внешней реальности (мир проявленной энергии) и аспект внутренней реальности (присущ Глава 2. Метапрограммы для понимания людей55 щие людям субъективные мысли и эмоции, убеждения, ценности и т. д.). Мы живем в очень сложно устроенном мире. Чтобы совладать с ним, мы опускаем (игнорируем) сотни тысяч стимулов. Мы обобщаем стимулы, которые превращаем в общие категории, и мы искажаем другие стимулы, создавая наш собственный внутренний мир — наши представления. Эти три процесса (опущение, обобщение и искажение) происходят как на сенсорном уровне (что именно мы ощущаем), так и на лингвистическом (как мы словесно описываем это себе и другим). Читая эти строки, вы опустили множество аудиальных и визуальных стимулов вокруг вас, не так ли? Оторвитесь от книги на мгновение... прямо сейчас и постарайтесь обратить внимание на... все картины, звуки, запахи, вкусовые ощущения, внутренние диалоги, телесные ощущения вокруг и внутри вас. Каким образом вы избирательно проигнорировали все эти стимулы? Столь же интересно, каким образом вы сейчас настроились на них, приняв такое решение? С неврологической точки зрения вы обладаете способностью избирательно слышать, избирательно видеть и избирательно ощущать. Можете ли вы сейчас направить свое внимание на пальцы левой ноги? Этот стимул существовал и за мгновение до того, как я о нем упомянул, — но осознавали ли вы его? Эти избирательные зрение, слух и ощущения объясняют, почему, при том что мы живем в одном мире друг с другом, каждый из нас имеет собственные, уникальные опыт, представления, чувства и модели этого мира. Это объясняет, почему два свидетеля одного и того же события могут описать его совершенно по-разному. Фактически, их описания могут рассказать так же много о них самих и их метапрограммах, как и о событии. Такой подход проливает свет на крайне важное обстоятельство, касающееся людей. Все мы функционируем исходя из нашей собственной модели мира. Эта модель мира состоит из нашей ментальной карты объектов, находящихся за пределами нашей нервной системы, из нашей системы убеждений и восприятия. Она идентифицирует наш внутренний субъективный мир — эту внутреннюю реальность. Мы имеем дело не с «реальностью» (фактическими проявлениями энергии вокруг нас), а с превращениями этой энергии. Наша нервная система снова и снова осуществляет абстракцию, создавая нашу карту территории, и эта карта состоит из того единственного, что мы можем знать и с чем мы имеем дело. Карты охваты- 56 Часть I. Понимание паттернов сознания вают наше понимание реальности — нашу индивидуальную истину. Реальность первого уровня (внешний и «объективный» мир) отличается от реальности второго уровня — нашей субъективности. Пребывая в мире, мы функционируем исходя из этой второй реальности. Мы начинаем понимать других людей в той мере, в какой идеи- ] тифицируем их карты реальности. Затем мы можем использовать это понимание для улучшения коммуникации и отношений. Для этого от нас требуется осознать их языковые паттерны, фильтры убеждений/ценностей и образ мышления. Таким образом, мы вхо-дим в их мир и подстраиваемся под их реальность. Если нам это удается, мы можем более энергично с ними взаимодействовать: влиять, убеждать, понимать и общаться. Второй аспект включает наш нейросемантический мир. Мы обращаемся к нему, когда анализируем различия между нами и дру-гими людьми, предполагая, что «все различия — это просто семантика». Мир семантики (слова, значения и т. д.) существует на чисто вербальном уровне нашей внутренней субъективности (отсюда термин «нейросемантика», обозначающий продукт нашего мозга и нервной системы). Он не существует вовне. Он существует как «семантическая реальность». Однако эта нейросемантическая реальность ведет не только к спорам, которые вызывают смятение и панику, к непродуктивным состояниям и испорченным отношениям, но также к войнам между нациями. Когда мы путаем территорию (реальность) с нашей картой (субъективной реальностью) этой территории, мы не способны осознать, каким образом различные стили обработки информации влияют на переживания и эмоции. Рационально-эмотивная поведенческая терапия (РЭПТ, ранее РЭТ) предлагает когнитивную схему эмоций и личности. Дан-ная модель постулирует тот же самый неврологический факт: активизирующие события могут лишь инициировать результирую-щие эмоции и поведение внутри нас. Это происходит потому, что они активизируют нашу систему убеждений (понимание, интер-претация, смысл, оценка, точка зрения) и подвергаются обработ-ке уже опосредованно, через нее. Исходя каждый из своей личной субъективной реальности, мы живем своей повседневной жизнью и понимаем (или оказываем-| ся не способны понять) друг друга. Если вы действуете исходя из допущения, что другие люди обрабатывают информацию, проявляют эмоции, ценят, воспринимают, реагируют и ощущают реаль- Глава 2. Метапрограммы для понимания людей57 ность точно так же, как вы, то окажетесь не способным осознать удивительную уникальность окружающих. Вы также будете проецировать на них собственную модель или карту мира. Это, в свою очередь, не позволит вам увидеть множество иных особенностей мышления и эмоций других людей. Именно с этим обстоятельством связана та ключевая проблема, с которой большинство из нас сталкивается, когда пытается «понять» другого человека. Обычно мы «читаем» людей, используя фильтры наших собственных паттернов. Однако при этом мы видим только то, что способны видеть, — мы видим лишь то, что мы обычно видим внутри себя. Понимание различных стилей обработки Способ, каким человек отбирает информацию, кодирует и обрабатывает ее («мыслит»), описывает его «модель мира» и создает ее. Эти способы, которые люди используют для обработки, образуют предсказуемые паттерны — метапрограммы. Выявляя те «программы» мышления, чувств, выбора, коммуникации, которые управляют нашими взаимодействиями (операционную систему в нашем биокомпьютере), мы можем идентифицировать паттерны. Это помогает нам совершенствовать профессиональную коммуникацию и навыки общения. Это улучшает нашу способность понимать, контактировать, влиять, убеждать и т. д. Это позволяет нам избегать конфликтов и непонимания. Это дает нам возможность «идти навстречу» другим людям, обращаясь к их модели мира и не дожидаясь, пока они усвоят наш язык и паттерны. Метапрограммы как «каналы» осознания В процессе любой коммуникации мы произносим слова, используя всю нашу физиологию, что и обусловливает два первичных канала коммуникации: вербальный и невербальный. Данный информационный выход также включает в себя одновременно содержательные детали нашего сообщения и процессуальный стиль, то есть стиль «упаковки» нашего сообщения. Поэтому, передавая любое сообщение, мы делаем это (неизбежным образом) на многих метауровнях. На этих процессуальных уровнях мы формируем различные паттерны нашей обработки. Эти паттерны работают как фильтрующие процессы, которые искажают, опускают и обобщают информацию. Так происходит потому, что мы можем охватить единовременно только определен- 58 Часть I. Понимание паттернов сознания ный объем информации. В своей, теперь классической, работе Миллер (Miller, 1956) заметил, что, как правило, в любой конкретный момент времени мы можем осознанно воспринимать только 5-9 переменных (7±2). Наш стиль мышления и восприятия, превращаясь в операционный стиль наших метапрограмм, функционирует в виде неосознаваемого сортирующего фильтра и тем самым структурирует всю входящую информацию. Когда мы выходим за рамки 5-9 переменных, происходит перегрузка нашего осознанного внимания. Неудивительно, что процесс структурирования информации так легко становится для нас «бессознательным». Сознание не может его охватить. В результате подобное структурирование превращается в невоспринимаемый (мета) паттерн. Мы усваивали алфавит постепенно, маленькими порциями, а затем привыкли к нему. То же самое происходит, когда вы печатаете текст. Осознанно ли вы ищете ту или иную букву на клавиатуре, когда хотите набрать определенное слово? Нет, если вы хорошо печатаете. Ваши пальцы «знают» расположение букв, а ваш сознательный ум — нет. Бэгли и Риз (Bagley & Reese, 1989) объясняют: Куда бы мы ни посмотрели, мы видим паттерны. Паттерны настолько важны для нас, что они формируют нашу реальность. Возможно, вам приходилось бывать на светских приемах, где правила этикета столь жестки, что, если вы скажете что-то иное, кроме обязательного «Здравствуйте», «Как вы поживаете?», «У меня все хорошо», то вас, вероятно, не услышат. Информация не усвоится... Решениями также принимаем на основе определенных предсказуемых паттернов. Другими словами, мы обычно принимаем решения так же, как мы принимали аналогичные решения раньше. Весь этот разговор о паттернах закладывает основу для следующей важной посылки: люди совершают покупки исходя из собственных предсказуемых паттернов. В принципе, эти паттерны базируются на способе, ка-ким люди ментально сортируют информацию. Следова-. тельно, если вы сумеете распознать эти ментальные паттерны сортировки, то сможете понять, какие шаги людям требуется сделать, чтобы принять решение.Если то, что вы предлагаете, согласуется с тем, как они принимают решения, значит, вы установили раппорт и способны удовлетворить как их потребности в паттернах, так и их потребности в результате (выделено нами). Глава 2. Метапрограммы для понимания людей 59 Н аши метапрограммы функционируют в качестве неосознаваемых фильтров восприятия, которые структурируют сообщения и информацию. Каждый из них обусловливает «канал» осознания — осознание размера чанка (блока информации), его связи с другой информацией, репрезентативной системой и т. д. (рис. 2.1). Исходя из этого мы можем задать друг другу в процессе коммуникации вопросы: «На какой канал осознания вы настроились?», «Настроились ли вы на глобальный канал? Канал отсоединения? Другой референтный канал?» Незнание того, по какому каналу может происходить передача или получение информации и как настроиться на различные возможные метапрограммы (то есть каналы осознания), приводит к тому, что мы не замечаем программу, которую «транслирует» другой человек! 60 Часть I. Понимание паттернов сознания В конце концов эти неосознаваемые фильтры в роли сортирующих механизмов начинают жить собственной жизнью. Они становятся привычными. В результате мы осознаем их все меньше и меньше. Мы принимаем их как должное. Мы относимся к ним как к «верному» и «реальному» способу восприятия. Мы можем даже подумать, что иной подход «ошибочен»! Посредством всех этих метапрограмм мы формулируем наши репрезентации и наносим на карту нашу реальность. Метапрограммы как средства «прочтения» людей Какие же специфические паттерны определяют мысли, ценности, чувства, слова, жесты, поведение и реакции людей? Как мы можем научиться более эффективно «читать» эти уникальные личные паттерны у других людей? Как мы можем «читать» окружающих и делать это с точностью? Фактически, все мы занимаемся подобным «чтением» людей каждый день. Мы делаем это непрерывно! Мы хотим их понять! Поэтому мы постоянно пытаемся угадать их мысли, ценности, желания и чувства. И мы делаем это, основываясь на наших предположениях и понимании «человеческой природы». Ведь если мы сможем распознать мотивы и намерения других людей, вероятность того, что они обманут нас или причинят нам вред, уменьшится, и это поможет нам избежать множества ненужных страданий и неприятностей. Мы также пытаемся предугадать, как они поведут себя в будущем, как они отреагируют, если мы совершим такие-то и такие-то действия. Мы строим все эти догадки на основании наших предположений относительно внутренней сущности человека — того, что стоит за его ролями и манерами. Мы мысленно читаем глубинные мотивы людей. И при этом мы ежедневно ошибаемся в своих догадках! Потому что функционирование людей сложно и многомерно. В самом деле, насколько точно вы «читаете» собственные мысли, эмоции, ценности, мотивы, убеждения и т. д.? Насколько хорошо вы знаете собственные структурирующие процессы — свои ментальные и эмоциональные стили? Так или иначе, искусство понимания людей посредством чтения их паттернов очень несовершенно. Однако мы можем улучшить и развить наши навыки в этой области. Мы можем усовер- Глава 2. Метапрограммы для понимания людей 61 щ енствовать свою оценку паттернов, относящихся к метауровням (свои метапрограммы). Цель прочтения паттернов людей Как вы пытаетесь понять людей? На что именно вы обращаете внимание, чтобы произвести свою оценку? Фокусируетесь ли вы на одежде, которую они носят? Их поведении и жестах? Выражении их глаз? Ваших чувствах в отношении этих людей? «Чтение» людей также предполагает атрибуцию смысла. Какой смысл вы придаете этим параметрам? Что служит основой для ваших оценок? (Когда мы «читаем» другого человека, то неизбежным образом делаем это с позиции событий нашей собственной жизни, наших значений, эмоций и т. д.) Перечень объектов «чтения» указывает на уровни чтения (рис. 2.2). Я могу начать с вашей маски — с ролей, которые вы играете в обществе и в отношениях с людьми, с занимаемого вами положения. Однако подобные роли также предполагают побуждающие мысли и чувства. Поэтому я могу перейти к более глубокому уровню — к стилю вашей «личности», характерным для вас мыслям и чувствам. Тем не менее этот стиль является всего лишь еще одним уровнем. Я могу проникнуть ниже слоя ваших поверхностных мыслей и чувств, к более глубоким уровням, которые содержат ваши высшие ценности и убеждения — то есть проникнуть в вас как «человека». Что характеризует вас как «человека»? Определенно, ваш когнитивно-эмоциональный стиль. «Чтение» этих паттернов дает более полное чувство достижения глубинного, стержневого уровня. В повседневной жизни мы часто живем, не замечая друг друга. Чаще, чем нам кажется, нам не удается по-настоящему осоз- 62 Часть I. Понимание паттернов сознания^ нать переживания другого человека. Почему это происходит? Частично потому, что мы действуем исходя из допущения, что окружающие мыслят и чувствуют так же, как мы. Мы используем самих себя в качестве модели мыслей, чувств, высказываний, ценностей, жестов других людей. Мы называем данный психологический механизм «проекцией». То, что мы замечаем в других людях, можно разделить на две основные категории: вербальные и невербальные реакции. Вербальная категория включает в себя слова, стиль речи, предикаты и другие лингвистические аспекты, которые формируют внутренний мир человека. Невербальная категория включает в себя такие характеристики, как взгляд, жесты, дыхание, ощущение пространства, поведение (роли), контекст и т. д. Учась понимать других, мы также учимся точнее предугадывать их действия. То есть мы научаемся предсказывать их поведенческие, коммуникативные и эмоциональные реакции. Осуществляя подобное «чтение», мы хотим выйти за рамки внешних ролей и масок и увидеть человека в его уникальном своеобразии. Разграничение программ содержания и метапрограмм Все мы, структурируя нашу карту мира, используем многочисленные операционные программы, и эти программы управляют нашими мыслями, эмоциями, предпочтениями, коммуникациями и семантикой, функционируя на двух уровнях: содержания и процесса. Сообща они играют роль стратегий, которые обусловливают структуру нашего субъективного опыта. Хорошим примером того, как взаимодействуют содержательные и процессуальные программы, является наша стратегия чтения. Рассмотрите собственную стратегию во время чтения данного текста. Обратите внимание, насколько быстро и бессознательно вы скользите взглядом по печатным знакам на странице и как посредством этих знаков воспринимаете буквы и слова, которые, в свою очередь, вызывают различные VAKO(визуальные, аудиаль-ные, кинестетические, ольфакторно-густаторные [обонятельно-вкусовые]) репрезентации и значения. Это удивительно! Где-то внутри вас находится своего рода «программа чтения». Однако когда вы родились, у вас этой программы не было. Вы овладели языком и начали его использовать с течением времени — как усвоенный феномен. Несчастные дети, которые растут в от- Глава 2. Метапрограммы для понимания людей63 рыве от человеческой культуры, не умеют не только читать, но также говорить и понимать человеческую речь. Способность читать книгу является усвоенной стратегией, а не врожденным навыком. Попробуйте оценить всю сложность этой задачи. Нам приходится переводить печатные знаки в смысловые символы, после чего полученные символы вызывают соответствующие репрезентации и оттенки смысла. Несмотря на все эти сложности, мы в конце концов к ним привыкаем и начинаем управлять данной программой бессознательно. Мы можем погружаться в чтение, не осознавая самого процесса. Мы просто делаем это. Теперь наша сохраняемая на уровне неврологии программа чтения функционирует вне нашего сознательного восприятия (мы обычно пользуемся пространственной метафорой «подсознательно»). Некогда нам пришлось медленно и тщательно изучать сканируемые глазом паттерны и связи между буквами, словами, значениями и т. д. Мы начинали с левой стороны страницы и перемещали взгляд вправо. Со временем повторение вывело все эти программы сканирования за пределы сознания. Теперь всякий раз, когда мы берем в руки газету или книгу (стимул), мы активизируем существующую программу. Это относится и к множеству других действий — катанию на велосипеде и коньках, рукопожатию, сложению и вычитанию цифр и т. д. Ч Рис. 2.3. Не зная паттернов, мы не можем прочитать фразу на незнакомом языке тобы «прочитать» что-то, мы должны понимать паттерны, которые управляют структурой того, что мы хотим прочитать. Паттерны предоставляют этот ключ. Мы не можем прочитать что бы то ни было, не зная организующих паттернов. Чтение предполагает получение определенного ощущения путем сканирования, изучение движения (как при чтении с губ), понимание значения слов и символов, интерпретацию. Если мы хотим научиться читать на иврите, сначала нам необходимо идентифицировать буквы. Затем мы должны запомнить, что паттерн направлен справа налево, что слова состоят из согласных (в некоторых текстах на иврите черточки и точки над согласными буквами и под ними передают гласные звуки). Посмотрите на рис. 2.3. 64 Часть I. Понимание паттернов сознания Можете ли вы это прочитать? Даже после того, как вы узнали, как произносятся все эти буквы и слова, вы задаетесь вопросом: «Что это означает?» Таким образом, мы видим, что для чтения чего бы то ни было нам необходимо знание паттернов. Без паттернов печатные знаки на бумаге лишены всякого смысла. Они ничего не сообщают даже пытливому, восприимчивому уму. Однако при наличии паттернов мы можем и проговорить текст, и понять его значение (рис. 2.4). Распознавая паттерны, мы превращаем хаос в нечто упорядоченное. То же самое происходит и при прочтении или понимании человека — мы начинаем понимать его, узнавая паттерны. Рис. 2.4. Зная паттерны, мы можем понять смысл написанного Так же поступают и врачи, которые учатся «читать» симптомы боли или страданий в человеческом организме. Так же поступают и автомеханики, которые учатся «читать» механические показатели работы автомобилей. Эти специалисты стали сведущими в том, как работает организм или автомобиль (или как они должны оптимально работать) и что означают различные симптомы. То есть они научились направлять свое внимание на специфические сигналы и их значения. «Чтение» людей с целью их понимания Данный принцип относится и к развитию навыков понимания людей. Когда мы сталкиваемся с хаотическим множеством сигналов в коммуникации и поведении человека, нам необходимы исчерпывающие знания о том, как человек обрабатывает информацию (о его паттернах), и о том, какое значение имеют те или иные сигналы. Итак, метапрограмма функционирует на уровне, стоящем над конкретной программой научения. Она касается не содержания, а процесса. Метапрограммы действуют «вокруг» уровня содержания. Они функционируют как сообщения и процессы «об» этом низшем уровне. Метапрограммы предписывают различные спо- граммы для понимания людей65 собы, которыми мы можем структурировать мышление более низкого порядка. Например, рассмотрим программу чтения. Некоторые люди, когда читают слова (визуальный внешний стимул), слышат эти слова в своей голове. В результате они «извлекают смысл» из знаков, воспроизводя аудиальную информацию — слыша внутренний голос, произносящий эти слова. Другие видят образы или референты слов. Они внутренне воспроизводят информацию, используя визуальную модальность. Третьи испытывают определенные ощущения в отношении слов или их значений. Они используют кинестетические репрезентации (телесные ощущения). Какую систему предпочитаете вы? Если вы знаете, какую систему репрезентации вы используете в первую очередь, значит, вы знаете одну из своих метапрограмм — она будет описана как метапрограмма № 3. Далее, когда некоторые люди читают, они выискивают то, что совпадает или согласуется с уже известной им информацией. Они структурируют свое внимание так, чтобы присоединять новую информацию к уже имеющимся знаниям. Другие, читая, выискивают то, что им неизвестно и что выглядит иначе (они отсоединяют). Опять же, если вы знаете, с какой именно целью читаете вы, значит, вы знаете еще одну из своих метапрограмм (№ 2), Таким образом, метапрограммы описывают структуру и форму получаемой нами информации, и иногда это играет важнейшую роль в научении и развитии. Среди моих (MX) клиентов был подросток, который три года оставался в одном классе й его родители были убеждены, что у их сына очень низкий IQ(коэффициент умственного развития). Когда родители привели его ко мне, они принесли целую пачку психиатрических заключений, свидетельствовавших о «неспособности/, к научению», которая была выявлена еще в первом классе. У него Диагностировали с полдюжины различных проблем. Когда я начал работать с мальчиком, то спросил, какого цвета его комната. Он не знал. Я спросил о форме комнаты. Он не знал и этого. «Какой голос у твоего отца?» Он не ответил. «Можешь ли ты мысленно представить, как звучит голос утёнка До-нальда, — можешь ли ты услышать, как он крякает: "Глухой ты или нет?"?» Он не мог, хотя эта реплика из мультфильма и вызвала у него смех. 66 |