Главная страница
Навигация по странице:

  • Признание и оценка метапрограмм

  • Использование метапрограмм

  • Пробуждение полностью ассоциированных состояний. Не

  • Определение приоритета и поиск ведущих метапрограмм.

  • Как работать с метапрограммами

  • Средства для понимания людей

  • Разграничение описательных и оценочных терминов.

  • Выделение лингвистических маркеров.

  • Расширение и углубление знаний о паттернах.

  • Очистка кинестетических каналов.

  • 7. Постоянные сомнения в достоверности своего «чтения*.

  • ЧАСТЬ

  • никроз. L. Michael Hall Bob G. Bodenhamer


    Скачать 3.24 Mb.
    НазваниеL. Michael Hall Bob G. Bodenhamer
    Анкорникроз
    Дата17.12.2022
    Размер3.24 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла51_metaprogramma.doc
    ТипДокументы
    #849468
    страница6 из 34
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34
    Часть I. Понимание паттернов сознания

    В голове этого здорового парня — он был чуть не двухметро-вого роста, весил около 90 килограммов и, конечно, играл в фут­больной команде, — просто не возникало образов и звуков.. Не­удивительно, что он плохо «усваивал» учебную информацию!

    Обращаясь к области навыков и ресурсов, которыми, как я знал, он обладает, я спросил: «Как ты научился играть в футбол?»

    Выяснилось, что у тренера также было с ним множество про-, блем. Джим не обладал способностью «схватывать» игровые ком­бинации, когда тот рисовал их на доске. Тренеру пришлось выве­сти его на поле и наглядно показать, что нужно делать.

    Ага! Учебной стратегией Джима (и репрезентативным преч имуществом) была кинестетика! Поэтому я дал ему домашнее задание. Вернувшись домой, он должен был сделать мысленные снимки своей комнаты, дома, класса, лица своей матери и т. д. Я также попросил его начать делать «аудиальные снимки» от­цовского голоса, голоса утенка Дональда, двух из его любимых песен и т. д.

    После чего, неделя за неделей в течение двух месяцев, наши встречи состояли из его сообщений об образах и звуках его мира. Мои вопросы всего лишь дали ему возможность начать замечать то, чего он не видел раньше. И когда он начал «фотографировать» и кодировать визуальную и аудиальную информацию, его школь-ные оценки «загадочным образом» стали выше. Оказалось, что у Джима вовсе не низкий /Q; просто он не развил евою визуальную и аудиальную модальности.

    Признание и оценка метапрограмм

    . Ну и что? Какие ценности вы приобретаете, когда знакоми-тесь с метапрограммами? Как метапрограммы могут помочь нам по достоинству оценить отличительные черты, которые мы обна-руживаем у других людей?

    1. Уменьшение конфликтов. Видя, что люди радикально от­личаются друг от друга своими паттернами сортировки, внима-ния, обработки информации и осмысления мира, мы признаем этот факт как данность и более не чувствуем необходимости встречать его в штыки! Кроме того, когда мы перестаем тратить энергию на борьбу с чужими метапрограммами, мы можем использовать свои знания для более полного понимания людей с точки зрения их собственных моделей мира. Понимание стиля паттернов позво-ляет нам увидеть, что и как люди ценят, чувствуют, осмысляяют

    Тпава 2 Метапрограммы для понимания людей67

    и т. д.1 и, таким образом, мы приобретаем намного более здравый подход к внутриличностной реальности.

    Какую же ценность представляют для нас метапрограммы? Это, прежде всего, возможность объяснения: метапрограммы объясня­ют нам, почему другие люди видят и чувствуют иначе. Знакомясь с теми или иными метапрограммами, вы, вероятно, ощутите вне­запное прозрение в отношении определенного человека: «О, это объясняет» почему он так думает!»

    Подобное признание и оценка избавляют нас от ненужного кон­фликта с людьми. Ведь мы теперь можем подстроиться под стиль обработки нашего собеседника (присоединиться к нему), а в ре­зультате он почувствует, что его понимают, и между нами возник­нет ощущение раппорта.

    2. Уменьшение демагогии. Признание метапрограммных раз-
    личий также кладет конец затратам энергии и конфликтам, кото­
    рые мы порождаем, когда морализируем о том, как «следует» мыс­
    лить. «Ты не должен зацикливаться на деталях!», «Почему ты по­
    стоянно беспокоишься, о процедурных вопросах? Откуда в тебе
    это?», «Я, я, я — ты все время думаешь о себе. Пора это прекра­
    тить!»

    После того как мы признали и оценили «структуру субъектив-ности» другого человека, нам больше не нужно «демонизировать» его стиль обработки информации. Вместо борьбы с чужим стилем мы можем признать его ценность, а затем просто присоединиться к нему в процессе коммуникации. Таким путем мы, между про­чим, в значительной мере устраним то сопротивление, которое оказывают нам люди.

    1. Гибкость коммуникации. Признание и оценка различий де­
      лают нашу коммуникацию более гибкой. Подстройка под знания,
      восприятие и т. д. другого человека дает нам возможность осуще­
      ствлять коммуникацию таким способом, который оптимально со­
      ответствует его стилю. В результате наши идеи оказывают макси­
      мальное влияние на этого человека.

    2. Развитие эмпатии. Подобное признание и оценка также рас­
      ширяют наши способности эмпатии, поскольку избавляют нас от
      мысли, что наши взгляды являются единственно правильными.
      Признание и усвоение других фреймов и стилей мышления по­
      зволяет научиться воспринимать чужие точки зрения.

    3. Точность прогнозов. Наконец, при расширенном эмпати-
      ческом понимании других людей у нас появляются средства для

    Часть I. Понимание паттернов сознания

    б олее точного «чтения» и прогнозирования реакций того или иного: человека. Мы приобретаем способность понимать других, посколь-ку получаем более полный доступ к тому образу мышления, ко­торый обусловливает их реальность.

    Использование метапрограмм для распознавания паттернов

    . Если те способы, которыми мы кодируем, отбираем и обраба-тываем информацию, описывают нашу модель мира и одновре? менно формируют ее, тогда способы восприятия и сортировки у разных людей укладываются в предсказуемые паттерны. Мы мо­жем теперь выискивать подобные систематические и повторяю­щиеся паттерны у себя и окружающих. Для этого нам прежде все­го необходимо развить сознательное восприятие того, как люди осмысляют мир.

    1. Постепенность. Если вы посмотрите на полный перечень
      метапрограмм и решите охватить их все сразу, вы перегрузите себя.
      Лучше изучайте их постепенно, одну за другой. Мы собрали ме­
      тапрограммы в таблицу (табл. 1.1) и привели несколько диаграмм
      (рис. 1.1-1.2), чтобы помочь вам организовать процесс их осмыс­
      ления и запоминания. Мы также разработали сортировочную сетку
      (Приложение VI), чтобы помочь вам в их изучении. Используйте
      ее как инструмент для составления собственной психологической1
      характеристики, а затем и характеристики своих знакомых. Это
      поможет вам осмыслять подобные паттерны обработки. Рассмат­
      ривая метапрограммы по очереди, одну за одной, тренируйтесь'
      в отношении каждой из них до тех пор, пока не почувствуете, что
      в состоянии свободно распознавать и использовать ее.

    2. Дайте себе разрешение. Позволяете ли вы себе перехо­
      дить к «мета» и фиксировать операционный стиль других людей?
      Если нет, дайте себе подобное разрешение. Переходите ли вы к
      «мета», когда говорите с людьми? Опасаетесь ли вы, что это пока-
      жется оскорбительным или невежливым? Если у вас имеется по­
      добное внутреннее возражение, реструктурируйте его так, чтобы
      ваши действия воспринимались как проявление истинной забо-
      ты и внимания к другим людям, поскольку они дают вам возмож-
      нрсть лучше понять их.

    3. Использование открытых вопросов. Открытые вопросы наи-
      более активно побуждают человека проявлять свои метапрограмм
      мы. В качестве наглядного примера можно привести классический

    Метапрограммы для понимания людей69

    вопрос: «Наполовину полон или наполовину пуст этот стакан?» — он способствует выявлению типичного способа восприятия. Точ­но так же существуют вопросы и для выявления (извлечения) той или иной метапрограммы — мы приводим их в соответствующих разделах.

    1. Использование вопросов «даунтайм». Такие вопросы пред­
      ставляют большую ценность с точки зрения извлечения метапрог­
      рамм, поскольку они требуют, чтобы человек заглянул внутрь себя
      в поисках нужной информации. Когда определенная информация
      не появляется «на кончике нашего языка», мы обычно демонст­
      рируем свои метапрограммы. Вопросы «даунтайм» зависят от со­
      держания и контекста. Вот примеры подобных вопросов: «Сей-
      час, когда вы вспоминаете о доме, в котором жили в детстве, ска­
      жите мне, какого цвета была ваша комната?», «Сколько светофоров
      вы проезжаете по дороге из дома на работу?», «Назовите шестую
      цифру вашего телефонного номера», «Вспомните мелодию песни
      "У Мэри был ягненок" и десятое слово этой песни и опишите то­
      нальность в этом месте».

    2. Пробуждение полностью ассоциированных состояний. Не
      допускайте ошибку, пытаясь вызвать метапрограммы у человека,
      который полностью не проникся своими переживаниями.

    3. Определение приоритета и поиск ведущих метапрограмм.
      Помните, что не все метапрограммы одинаково важны для данно­
      го человека. Они различаются в соответствии с тем, как активно
      он использует и насколько ценит их. Поэтому при идентифика­
      ции метапрограмм также определяйте их приоритет с точки зре-
      ния того, насколько они важны для человека в данном контексте.
      Идентифицируйте те метапрограммы, которые кажутся наиболее
      важными и влиятельными (ведущие метапрограммы человека).
      Постоянно задавайтесь вопросом: «Какая метапрограмма является
      Для этого человека наиболее значимой?»

    4. Записывайте подстроечные фразы. Когда вы чувствуете себя
      готовым к использованию информации, которую собрали о дан­
      ном человеке, старайтесь записывать подстроенные фразы, соот­
      ветствующие его стилю обработки. Это может обогатить ваши ком­
      муникативные навыки в наибольшей степени.

    Так, если человек сортирует с отнесением к себе и отвечает кон­трпримерами (или полярными реакциями), он, скорее всего, бу- склонен бросить вам вызов, повторяя «докажите мне это», тогда все может закончиться бесцельным соперничеством в

    70 Часть L Понимание паттернов .сознания*

    умственных способностях. Противопоставьте этому подстроечное. утверждение: «Создается впечатление, что вы так хорошо знаете свои потребности, что только вы можете определить абсолютную истину». Подобное сообщение будет соответствовать тому стилки метаобработки, который структурирует мышление и эмоции это-го человека. Оно также подтвердит ценность его стиля. Соответ­ственно, вместо того чтобы соперничать с чужим стилем мышления, вы воспользуетесь им.

    Если человек, с которым вы общаетесь, предпочитает визуаль-ную и глобальную сортировку, при описании будущих возможно-стей сводите детали к минимуму. Тогда ваш собеседник превра-тит их в собственный образ. «При вашей проницательности вы. можете видеть, как вам использовать это в вашем бизнесе для улуч-шения выпускаемой продукции». И человек почувствует, что вы его уважаете, поскольку не надоедаете ему деталями.

    Когда вы присоединяетесь к паттернам сортировки человека, вам не нужно плыть против течения его базовых склонностей. «Плывя по течению», вы радикально усилите свои коммуника­тивные навыки. Мы советуем вам сначала познакомиться с соб-ственными метапрограммами. Тогда вы начнете более полно и: глубоко понимать, как вы функционируете на данном психологи­ческом уровне. Вы сможете также по достоинству оценить эти метапрограммы. И вы будете знать, как правильно подойти к тому, чего вы желаете. Таким образом, у вас появится индивидуальная программа самомотивации, и она будет наилучшим образом со­ответствовать вашей личности.

    Использование метапрограмм в процессе коммуникации

    Если мы понимаем под метапрограммами паттерны сортиров­ки, тогда как конкретно мы с ними работаем?

    Джеймс и Вудсмолл Games & Woodsmall, 1988), Руни (Rooney, 1990) и другие авторы также описывают метапрограммы как «сор-тировки» или «нейросортировки». Термин сортировка, заимство­ванный из компьютерной терминологии, описывает способ, кото­рым компьютер организует информацию. В рамках данной мета­форы мы можем сказать, что метапрограммы формируют наше «ментальное» функционирование, обусловливающее способы, с

    fnna 2. Метапрограммы для понимания людей71

    помощью которых мы отбираем, организуем, формулируем, со­храняем и масштабируем данные (сообщения), когда осмысляем происходящее. То есть метапрограммы обеспечивают нас неосо­знаваемыми параметрами, указаниями и общими правилами, ко­торые организуют восприятие и мышление.

    С феноменологической точки зрения мы ощущаем свое созна­ние как нечто простое и непосредственное. Наши мысли кажутся нам «реальными» и конкретными. Наши репрезентации, ценнос­ти, убеждения и воспоминания кажутся чем-то само собой разу­меющимся. Однако, несмотря на эти ощущения, сознание пред­ставляет собой нечто весьма сложное. Бейтсон (Bateson, 1972,1979) неоднократно заявлял, что мы не осознаем неврологические ме­ханизмы; которые обусловливают наше феноменологическое ощу­щение осознаваемой нами реальности (феноменология занимается нашим ощущением и восприятием феноменов на сенсорном уров­не). Опираясь на работы, посвященные исследованиям восприя­тия, Бейтсон показал, что мы, как правило, не можем осознать ме-ханизмы, которые формируют или обусловливают восприятие, — и это объясняет, почему нашу нервную систему могут «одурачи­вать» различные перцептивные «иллюзии». Мы знаем только то, что «ощущаем» на экране нашего сознания во время его прили­вов и отливов.

    Поскольку метапрограммы описывают паттерны сортировки воздействующих на нас стимулов, они помогают нам осознать, каким образом человек обрабатывает информацию на бессозна­тельных уровнях, создавая свою субъективную реальность. А что дальше? Мы можем затем в процессе коммуникации присоеди­ниться к метапрограммам своего собеседника и получить доступ к его нервным контурам, обрабатывающим информацию в таком ключе, который кажется ему «реальным». Поскольку человек не может не отреагировать на собственный способ осмысления происходящего, коммуникация становится по-настоящему эффек­тивной.

    Руни пишет:

    ...хотя текущее состояние исследований по нейросорти-ровкам (метапрограммам) еще не достигло такого уров-ня, чтобы сказать, как они действуют неврологически или почему каждому индивидууму присущи определенные сортировки, кое-что о них все-таки известно (Rooney, 1990).

    72 Часть I. Понимание паттернов сознания^

    В следующих разделах мы собрали кое-что из того, что нам* известно о метапрограммах, и высказали идеи о том, как с ними работать.

    Как работать с метапрограммами?

    1. Признавая, что метапрограммы определяют общее направ­
    ление сознания. Метапрограммы отличаются от убеждений, по-
    скольку они обычно функционируют в намного более обобщен-
    ном виде, чём убеждения. Они скорее функционируют как фокус
    сознания, чем определяют содержание конкретного убеждения,
    Руни пишет:

    Они действуют скорее как направление, тенденция, об­щее указание, посредством которого мы осуществляем селекцию, или канализируем входящую информацию, ко­торая позже превратится в убеждения (Rooney, 1990).

    2. Признавая, что метапрограммы зависят от контекста. Че­
    ловек может проявлять крайне выраженную внутреннюю ориен-
    тацию в одном жизненном контексте (например, в области духов-
    ных поисков, когда он уходит внутрь себя, чтобы найти смысл,
    невзирая на слова и действия окружающих) и крайне выражен­
    ную внешнюю ориентацию в другом (например, на работе, следуя
    указаниям и наставлениям других людей). Контекстная зависи­
    мость метапрограмм предполагает, что хотя наши метапрограм­
    мы функционируют согласованно внутри данной области, они часто
    действуют совершенно иначе в другой сфере. Хотя бывают исклю-
    чения, ожидайте согласованности метапрограмм внутри данной,
    сферы. Нам необходимо постоянно задаваться вопросом о контек­
    сте, внутри которого мы используем данную метапрограмму, и о
    контекстах, в которых мы ею не пользуемся.

    Метапрограммы также зависят от культурного контекста. Стиль сортировки может стать привычным для целой группы людей, так что определенные метапрограммы могут доминировать среди тех или иных расовых, религиозных, семейных или политических групп. Это означает, что значительный процент людей в данной стране, обществе, области, поколении, экономической системе, образовательном учреждении и т. д. может благоволить к опреде­ленному метапрограммному стилю, обусловливающим мышление, эмоции и т. д. Изучая метапрограммы, принимайте это во внима­ние. Характеризует ли данный стиль структурирования мыслей и эмоций какие-либо большие группы, с которыми некий человек

    Ттва 2. Метапрограммы для понимания людей73

    себя связывает? Например, фундаменталистский склад мышле­ния, будь то политический или религиозный фундаментализм, в области перцептивно-категориальной сортировки (№ 6) придер­живается полярностей, используя категории черного и белого. Что характерно, крайний «либерал» будет проявлять аналогичный стиль мышления. Умеренные, по определению, находятся где-то посе­редине и поэтому сортируют, используя весь континуум.

    3. Полагая, что метапрограммы функционируют в континуу­
    ме. Человеческие существа не обязательно существуют в виде того
    или иного паттерна (или/или). Хотя некоторые люди действительно
    обрабатывают информацию полярным образом в одной-двух ме-
    тапрограммах, обычно мы оказываемся где-то в промежуточной
    зоне континуума. Поэтому мы должны задать вопрос: «В какой
    степени/насколько сильно у меня или у другого человека выра­
    жен данный паттерн структурирования мышления или эмоций?»

    4. Ожидая, что метапрограммы будут функционировать
    в зависимости от «состояния». Это означает, что наши метапро­
    граммы сильно зависят от нашего ментально-эмоционального
    состояния в данное время. Используемая метапрограмма может
    быть той или иной в зависимости от нашего внутреннего состоя­
    ния (внутренний контекст), ситуации (внешний контекст),
    в которой мы оказываемся, и уровня напряжения, которое мы
    испытываем. Поэтому нам нужно также задаться вопросом о со­
    стоянии человека. Как мы воспринимаем происходящее в стрес­
    совом состоянии в противовес спокойному и расслабленному?
    Как мы мыслим и чувствуем, когда находимся в группе в проти­
    вовес пребыванию в одиночестве? В условиях избытка и в усло­
    виях недостатка ресурсов?

    Как правило, большинство людей, оказавшись в «стрессовой» ситуации, переживают ее ассоциированно (№ 15). В этом случае вы можете рассчитывать, что человек будет воспринимать проис­ходящее близко к сердцу и демонстрировать другие когнитивные искажения, обусловленные страхом, ожиданием катастрофы, упреками и т. д. Подобная ассоциация с состоянием стресса пред­полагает сигналы «опасности» или «перегрузки», поступающие в мозг, который затем активизирует механизм «бей/беги». Когда это происходит, автономная нервная система переходит к глухой обороне. К сожалению, в большинстве ситуаций современной жизни Данный паттерн реакций служит плохую службу! Но если чело­век использует его как свою метапрограмму, результат будет именно таким. Зная, как «читать» подобную реакцию, мы обретаем спо-

    74 Щаапь I. Понимание паттернов сознаний

    собность диссоциироваться от переживания и побуждаем других людей также делать это.

    5. Отказываясь от морализаторства в отношении метапро­грамм. Метапрограммы не имеют ничего общего с моралью (то есть с понятиями «правильно» или «неправильно», «хорошо» или «плохо»,-«верно» или «неверно»). Не существует какого-то эти­чески «правильного» способа фильтровать информацию. В опре­деленных контекстах какие-то метапрограммы будут работать намного продуктивнее, чем другие. Однако описанные стили дают нам только возможные варианты способов обработки информа­ции и формирования» реакций. Они не предписывают, «как все должно быть» в настоящем и тем более в будущем.

    Метапрограммы функционируют ка*с ряд особенностей, кото­рые мы можем выявить в информации. Поэтому мы рассматрива­ем их не как «истинные» или «ложные», а как полезные или бес­полезные б данном контексте и в определенное время. Человече­ский мозг настолько удивителен и сложен, что мы не можем клас­сифицировать его работу в подобном ключе. Метапрограммы лишь обеспечивают нас полезным инструментом осмысления челове­ческого поведения (например, информационная обработка посред­ством нашей неврологии). В НЛП мы также не используем их как некий новый способ навешивания ярлыков и категоризации лю­дей. Если эти особенности позволяют нам продуктивнее понимать себя и других, тогда они представляют для нас ценность. cv 6. Ожидая последовательности, но не постоянства. Когда мы структурируем информацию на метауровне, мы приходим к ус­тойчивому ощущению «я» и реальности — за счет формирования текущих когерентных паттернов. Хотя метапрограммы гибки и изменчивы, они тем не менее придают нашему повседневному опыту ощущение стабильности. Это может вызвать псевдоощущение наличия неизменяемой «личности» или «темперамента». Руни пишет об этом так:

    Еслимы используем внутреннюю систему, отсчета в сфере духовности, то будем последовательно функщюнировать даннымофаюмвовсехдуховныхгроявленияхивлюбое вре­мя (Rooney, 1990).

    Это превращается в привычку.

    '-5 Привычки, несмотря на все их негативное давление, придают нашим действиям последовательность и регулярность. Это каса­ется и наших метапривычек мышления. Кодируя и обрабатывая

    Гплва 2. Метапрограммы для понимания людей75,

    информацию, мы неизбежным образом следуем определенным паттернам. В силу этой нашей особенности мы и можем выявлять паттерны в мышлении людей.

    7. Предвидя, что люди будут меняться в зависимости от кон­текста и времени. Когда мы растем и взрослеем, меняются пат­терны, используемые нами при поиске смысла. Паттерны мыш­ления не функционируют как перманентные, статичные «черты», Намного чаще они действуют как состояния.

    Например, в случае «нормального» и здорового перехода от детства к взрослой жизни мы обычно ожидаем, что человек по­меняет зависимость от окружающих (внешнюю) на зависимость от собственных представлений, ценностей и убеждений (внут­реннюю). Как правило, это характеризует здоровое личное «цен­трирование».

    Ллойд (Lloyd, 1989) решил заняться исследованием данного вопроса. Его диссертация «Влияние представлений о ролевых ожи­даниях на выполнение тестов» посвящена изучению гипотезы о чертах личности — именно она стоит за разработкой ряда психо­метрических тестов (Анализ темперамента Тейлора-Джонсона и т. д.). Он проверил то допущение теории черт, согласно которо­му личность человека не меняется на протяжении лет и не изме­нится, если вы попросите его выполнить тест, когда он находится в разных состояниях.

    Однако эксперименты с выполнением тестов демонстрируют совершенно обратное. Показываемые людьми результаты сильно меняются, если они представляют, что выполняют тест в «18-лет­нем возрасте», в «нынешнем состоянии», «когда им будет 60» и т. д. Другими словами, состояние (пусть даже воображаемое) опреде^ ляет «черту».

    В итоге, поскольку метапрограммы описывают наши менталь­но-эмоциональные категории внутренних паттернов, они опреде­ляют, какой информацией мы воспользуемся и как мы сформу­лируем наше «мировоззрение» и наше «представление о себе». Зная это, мы можем работать с другими людьми спокойно, вдумчиво, уважительно и терпеливо. Нам не нужно нападать на чьи-то кон­кретные метапрограммы или раздражаться по их поводу. Зная это, мы также можем точнее предугадывать, как поведет себя tot или иной человек.

    Если мы будем помнить, что описанные программы не суще­ствуют в виде объектов или постоянных черт, мы сможем отка­заться от помещения людей в концептуальные ячейки. Вместо этого

    76 Часть I. Понимание паттернов сознания,

    мы получим возможность эмпатически понять наших партнеров, по отношениям и коммуникации. Помните, что люди не эквива­лентны своим программам — они лишь проявляют определенные, стили мышления и эмоций в тех или иных контекстах в то или иное время и могут иногда приобретать некоторые действитель^ но укореняющиеся ментальные и эмоциональные привычки.

    Средства для понимания людей

    Развитие навыков чтения людей требует ряда инструментов. Какие средства для понимания людей больше других понадобят­ся вам при использовании этой модели?

    1. Сенсорное осознание. Раскрывайте свои глаза, уши и дру­
      гие органы чувств навстречу информации, которую постоянно
      Предлагают другие люди. Переходите в состояние «аптайм». Дер­
      жите под контролем все свои мысли, эмоции и фильтры состоя­
      ния «даунтайм» и направляйте осознание только на находящиеся
      перед вами стимулы. Чем больше навыков активного слушания
      пы приобретете, тем легче вам будет понимать людей.

    2. Разграничение описательных и оценочных терминов. Это
      поможет вам избежать «чтения» окружающих посредством ваших
      паттернов и фильтров. Когда вы проводите грань между тем, что
      вы фактически видите, слышите, ощущаете в процессе сенсорно­
      го осознания (описание), и ценностями и смысловыми нюансами,
      которые обусловлены воспоминаниями, травмами, убеждениями
      (оценка), вы можете избежать проекции (чтения мыслей). Спро­
      сите себя: «Что значит для меня данный описательный элемент,
      (речь, жест, действие, эмоция и т. д.)?», чтобы запустить собствен­
      ную систему смыслов и понять ее. Поскольку все оценочные сло­
      ва и процессы исходят из нашей собственной модели мира, нам
      необходимо постоянно переходить к мета, уходить от содержания
      и использовать описательную модель.

    3. Выделение лингвистических маркеров. Данные маркеры яв­
      ляются ключами, которые показывают, как человек воспроизво­
      дит и форматирует свой опыт. Используйте их, чтобы получить
      представление об операционной модели мира данного человека.
      Многие метапрограммы имеют ключевые слова и термины, кото­
      рые укажут вам на их присутствие.

    Тот, кто производит визуальную обработку (№ 3), использует визуальные слова («вижу», «смотрю», «цвет» и т. д.); человек, про­изводящий кинестетическую обработку, использует слова, отно-

    fnneaj!'- Метапрограммы для понимания людей77

    сяшиеся к чувствам и ощущениям («чувствую», «тяжелый», «глад­
    кий», «давление» и т. д.); обрабатывающий аудиально— слова,
    относящиеся к звукам («слышу», «вызывает отклик»,* «звучит
    правильно» и т. д.). -«

    1. Расширение и углубление знаний о паттернах. Паттер­
      ны дадут вам ключ, с помощью которого вы сможете «читать»
      и понимать людей. Они позволят вам организовать поступаю­
      щую информацию и извлечь из нее смысл. Учитесь, упражняй­
      тесь, запоминайте, используйте, практикуйтесь, пока вы не сде­
      лаете эти паттерны своей «второй натурой», частью собствен­
      ных процессов, пока они не станут интуитивными. Подобно тому
      как мы производим выделение и разграничение аудиальных па­
      раметров при оценке музыки и визуальных — при оценке про­
      изведений изобразительного искусства, мы должны развивать
      свои органы чувств для фиксации дискретных особенностей ме^
      тапрограмм. js

    2. Очистка кинестетических каналов. Одно из наших средств
      «чтения» людей включает ощущаемое воздействие, которое сло­
      ва, жесты и поведение другого человека оказывают на нас. Но,
      чтобы использовать эту способность, необходимо привести себя
      в спокойное состояние — тогда вы сможете четко выделить ню­
      ансы, которые воздействуют на наши органы чувств и эмоции.
      Только кинестетического осознания недостаточно. Наши кине­
      стетические каналы не должны быть «загрязнены» нашими соб­
      ственными эмоциями, эмоциональными фильтрами и предубеж­
      дениями.

    Когда люди говорят о своем подходе к окружающим с пози­ции чувств, они обычно имеют в виду способность воспринимать свои собственные чувства, а не чувства другого человека. Однако это ведет к чтению мыслей, проекции и явным галлюцинациям в отношении других! Эмоции, которые, как им кажется, они слы­шат, видят и ощущают в других, исходят от них самих. Именно способность проводить грань между тем, что мы воспринимаем как информацию, идущую от других, и тем, что мы порождаем внутри себя, отличает эффективных коммуникаторов от «чтецов мыслей».

    6. Переход к мета. Переходите к метауровням — темперамен­
    та, ментальной, эмоциональной, рациональной и прочей обработ­
    ки. Непрерывно задавайтесь вопросом: «Что данная манера речи,
    поведения, эмоций и т. д. говорит мне об операционных метапро-

    78 Часть I. Понимание паттернов сознания

    граммах человека в текущем контексте?*; «Какую информацию это дает обо мне и: моих метапрограммах?*

    7. Постоянные сомнения в достоверности своего «чтения*. Проверяйте свои заключения и допущения. Спрашивайте челог века о его мыслях, эмоциях, предпочтениях и т. д. Собирайте боль­ше информации и сверяйте ее с общей конфигурацией черт чело­века.

    Заключение

    Н ЛП сначала предлагает нам средство для управления собствен­ным мышлением, а затем — модель для понимания других людей. Начиная с пресуппозиции, что каждому из нас присущ уникаль­ный мир мышления, эмоций, значений, опыта и т. д., мы стараем­ся понять других людей с точки зрения их ментальных карт мира. Это относится также к их стилю метакартирования (метапрограм­мы). Признание и оценка существующих между людьми разли­чий позволяет нам подстроиться под их модель мира, вместо того чтобы спорить с ними по ее поводу. Насколько же содержатель­нее этот процесс!

    В последующих главах мы дадим наиболее полный перечень метапрограмм, которые описаны на данный момент. Однако этот список, разумеется, не исчерпывает данный предмет. Фактически* как нам кажется, мы только приступили к изучению огромной области знаний, связанных с тем, как люди сортируют, отбирают и воспринимают информацию.

    ЧАСТЬ II

    Метапрограммы

    Перечень метапрограмм

    «Ментальные» метапрограммы

    № 1. Размер чанка: общий план/специфика; глобальность/ детали; дедукция, индукция, абдукция

    Л» 2. Тип связки: присоединение/отсоединение; тождество/ различие; согласие/несогласие

    № 3. Тип репрезентативной системы: визуалъная/аудиалъ-ная/кинестетическая/аудиально-дигиталъная

    № 4. Стиль сбора информации: аптайм/даунтайм

    № 5. Эпистемологический тип: сенсоры/интуитивисты

    № 6. Тип перцептивных категорий: полярности/контину­ум

    № 7. Тип сценарного мышления: сценарий с лучшим случа­ем/худшим случаем; оптимисты/пессимисты

    № 8. Тип перцептивной устойчивости: проницаемость/не­проницаемость

    № 9. Тип фокусировки: помехоустойчивые/непомехоустой­чивые № 10. Философская направленность: почему/как; причины/

    процесс решения №11. Тип структурирования реальности: аристотелевский/

    неаристотелевский (статичный/процессуальный) № 12. Предпочитаемый канал коммуникации: вербальный (дигитальный)/невербалъный(аналоговый)/сбаланси-рованпый

    «Эмоциональные» метапрограммы

    № 13. Стиль эмоционального совладания, или паттерн ре­акций на стресс: пассивность/агрессия/уверенность

    № 14. Система отсчета или авторитет: внутренняя/внешняя; отнесение к себе/отнесение к другим

    № 15. Тип эмоционального состояния: ассоциированное/дис­социированное; чувства/мышление

    Перечень метапрограмм81

    № 16. Тип соматической реакции: инертная/рефлексивная/ активная

    № 17. Убедительность или правдоподобие: выглядит, звучит, ощущается правильно; придает смысл

    № 18. Тип эмоциональной направленности: направленность/ диффузность

    № 19. Эмоциональная интенсивность/насыщенность: ску­дость/изобилие '%:■ :-Щф

    «Волевые» метапрограммыцг

    № 20. Тип мотивирующей направленности: навстречу/от; прошлые достижения/будущие возможности; прибли­жение/избегание

    № 21. Волевой выбор при адаптации: возможности/проце­дуры

    № 22. Тип адаптации: суждение/восприятие;управление/под-стройка

    № 23. Модальные операторы обоснования: необходимость/ возможность (желание); кнут/пряник

    № 24. Тип предпочтения: первичный интерес: люди/места/ объекты/деятельность/информация

    № 25. Тип целеустремленности — адаптация к ожиданиям: перфекционизм/оптимизация/скептицизм

    № 26. Ориентиры при покупке: стоимость/удобство/каче­ство/время

    № 27. Тип ответственности: повышенная/пониженная/сбалан­сированная

    № 28. Степень доверия к людям: недоверчивость/доверчи­вость (паранойя/наивность) ?;

    Метапрограммы внешней «реищии»

    № 29. Способ восстановления энергии: экстрпверт/амби-верт/интроверт

    № 30. Сотрудничество и руководство: независимый/коман­дный игрок/руководитель

    № 31. Коммуникативная установка: коммуникативные кате­гории

    *6 32. Общая реакция: конгруэнтная/неконгруэнтная/сопер-ничество/сотрудничество/полярность/метапозиция

    № 33. Тип соматической реакции: а1стивный/рефлексишш1/оба

    82 Часть П. Метапрограммы

    № 34. Предпочтения в работе: объекты/системы/дюди/ин-

    формация

    № 35. Способ сравнения: количественный/качественный № 36. Источник знаний: моделирование/концептуализация/

    демонстрация/опыт/пвторитетное мнение № 37. Завершенность/окончательность: завершенность/не*

    завершенность № 38. Социальная презентация: проницательный и искусный/

    искренний и безыскусный № 39. Тип иерархического доминирования: власть/союз/дай,

    стижения

    Мета-метапрограммы

    № 40. Ценности: эмоциональные потребности; сйстемыубёж*

    дений

    № 41. Отношение к «наставлению»-: сильная воля/уступчи­вость

    № 42. Самооценка: высокая/низкая; условная/безусловная № 43. Уверенность в себе: низкая/высокая №44. Самоощущение: мышление/эмоции/воля/тело/роль '№ 45. Самоцелостность: конфликтующее несоответствие^

    гармоничная интеграция

    Ли 46. Сортировка «времени»-: прошлое/настоящее/будущее № 47. Ощущение «времени»: «во времени*/«сквозь время*;

    последовательная/случайная сортировка № 48. Доступ ко «времени»-: случайный/последовательный, № 49. Сила эго: неустойчивость/устойчивость № 50. Нравственные качества: слабое/сильное суперэго № 51. Каузативный тип: беспричинность; линейная, множе­ственная, личностная, внешняя, магическая, корреля­ционная причинно-следственная связь

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34


    написать администратору сайта