Главная страница
Навигация по странице:

  • 23. Модальные операторы обоснования

  • Подстройка.

  • 25 Тип целеустремленности

  • никроз. L. Michael Hall Bob G. Bodenhamer


    Скачать 3.24 Mb.
    НазваниеL. Michael Hall Bob G. Bodenhamer
    Анкорникроз
    Дата17.12.2022
    Размер3.24 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла51_metaprogramma.doc
    ТипДокументы
    #849468
    страница14 из 34
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   34
    Часть П. Метапрограмм^

    мы просто воспринимаем происходящее и плывем по течению, во втором — мы выносим суждения о том, что нам нравится или не нравится, что мы хотели бы улучшить и как нам эффективнее уц. равлять событиями.

    Извлечение. «Вам нравится жить спонтанно, по велению душ^ или в соответствии с определенным планом?», «Легко или труд­но вам собраться с мыслями?», «Если бы мы вместе разрабатывав ли какой-то проект, вы бы предпочли, чтобы мы сначала обрисо-, вали и спланировали его упорядоченным образом или чтобы мы сразу же принялись за дело и гибко приспосабливались к обстоя­тельствам по ходу событий?», «Имеется ли у вас календарь-еже-^ дневник? Пользуетесь ли вы им? Вам нравится им пользоваться?»

    Идентификация. Стараемся ли мы адаптироваться к среде, в которой оказываемся, или стремимся приспособить среду под себя? Те, кто рассуждает и контролирует, хотят (и пытаются) адап­тировать жизнь к себе. Они живут согласно своим планам, идеям, убеждениям, надеждам и желаниям, стараясь согласовать обстоя­тельства и внести порядок в свой мир (№ 25). Им нравится завер^ шенность, ясно обозначенные границы (правила, законы, проце­дуры и т. д.), четкие категории (№ 37).

    Те, кто воспринимает происходящее, находясь в свободном пла­вании, адаптируются к жизни и реальности посредством воспри­ятия, наблюдения за событиями и примирения с ними. Они дви­гаются по жизни легко и непринужденно, редко рассуждая о пра­вильном и неправильном и редко испытывая чувство, что их планы нарушаются. Как правило, они делают то, что им хочется в дан­ный момент, и занимают более философскую позицию в отноше­нии трудностей. Им нравится, чтобы перед ними лежали откры­тые пути, и они могут избегать завершенности. Им может быть трудно принимать решения, выносить оценки и сохранять опре­деленную позицию.

    В книге «Двери восприятия» {TheDoorsofPerception, Huxley, 1954) Хаксли описывает изменение сознания, которое он испы­тал, экспериментируя с мескалином. Ему показалось, что его нор­мальное повседневное мышление и стиль сортировки уступили место тому, что он охарактеризовал как «божественный умствен­ный настрой». Согласно его интерпретации, этот настрой был связан, со «всеобщим Умом», в результате чего «редукционный клапан мозга и нервной системы» раскрылся, и он испытал своего роДа внетелесное ощущение, сводившееся к одному восприятию.

    5- «Волевые» метапрограммы153

    Я продолжал наблюдать, и эта чисто аскетическая, ку­бистская панорама уступила место тому, что я могу описать только как сакраментальный взгляд на дей­ствительность. Я смотрел на эти бамбуковые ножки, но не просто созерцал их, а фактически стал ими или, скорее, очутился внутри них... Человек, принимающий мескалин, не видит смысла делать что бы то ни было, находя большую часть причин, по которым он, в обыч­ных случаях, готов действовать и страдать, совершен­но неинтересными.

    Язык. Прислушайтесь к многочисленным планам и перечням в речи тех, кто оценивает и действует. Зачастую эти люди также функционируют в последовательной манере — двигаясь «сквозь время». Они изменяют свое мнение только в том случае, если но­вые данные полностью опровергают его. Прислушайтесь к идеям и терминам, указывающим на спонтанность, свободу, понимание, признание и т. д., в речи тех, кто лишь воспринимает происходя­щее, находясь в свободном плавании.

    Подстройка. Чтобы осуществить подстройку при коммуника­ции с теми, кто оценивает и действует, общайтесь с ними в энер­гичной, деловой и решительной манере и фокусируйтесь на ре­зультате. Говорите о порядке, организованности, определенности, решениях, структурированности и выполнении намеченного. При подстройке к людям, которые воспринимают происходящее и сво­бодно плывут по течению, осуществляйте коммуникацию в спон­танной манере, не акцентируя внимания на временных графиках. Структурируйте решения как «вариативные» и старайтесь не де­лать поспешных заключений. Говорите о таких ценностях, как сво­бода чувств, открытость, гибкость, ожидание и наблюдение, возмож­ность внесения изменений и экспериментирование.

    Статистика. Эти паттерны распределяются среди населения примерно поровну — по 50%. Те, кто судит и контролирует, обычно Действуют решительно, мыслят последовательно, составляют планы и графики своих дальнейших действий, функционируют За счет левого полушария мозга и т. д. Те, кто воспринимает про­исходящее и свободно адаптируется к ситуации, оценивают и Действуют спонтанно. Они любят изменения, импульсивные Действия, нуждаются в автономии, не боятся осложнений, функ­ционируют за счет правого полушария и являются противника­ми дисциплины.

    154Часть II. Метапрограмму

    Первичные контексты. Соответствуют тому, как человек ощу­щает «время» (№ 46-48). Убеждения и ценности, связанные с ру­ководством и контролем над своим окружением или же с прими­рением со средой и адаптацией к ней, оказывают большое влия­ние на то, какие чувства человек будет испытывать в отношении этих вопросов. Антропологи обнаружили культуры, которые со­ответствуют одной или другой крайности. Контексты бывают также^ обусловлены религией, политической философией и т. д. Длительг^ ный травматический опыт, порождающий чувство, которое Селиг-ман (Seligman, 1975) охарактеризовал как «приобретенную беспо­мощность», может подталкивать человека к предпочтению свобод­ного восприятия.

    Самоанализ

    Суждение-управление/восприятие-подстройка

    Контексты

    • Работа/карьера • Интимные отношения

    • Взаимоотношения • Увлечения/отдых

    • Спорт • Другое:

    • Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма:
      уровень ДА/НЕТ

    23. Модальные операторы обоснования

    Необходимость/возможность (желание); кнут/прянЩ

    Концепт. Языковые средства, используемые человеком для са­мовыражения, обусловливают отличительные особенности его модели мира и опыт, который он приобретает, пользуясь данной картой. В лингвистике модальными операторами называют такие специфические слова, которые отражают модус отношений и дейст­вий, характеризующих человека. Подобные слова описывают кон* цептуальный мир, в котором человек живет и который он на­нес на карту. Они отражают причины (необходимость или жела­ние), исходя из которых человек действует (например, модальность его поведения). Эти термины также указывают на ограничения, содержащиеся в карте человека, — то, что он нанес на карту как требуемое («необходимо»), невозможное («нельзя») или непо­зволительное.

    5. «Волевые» метапрограммы155

    Б мотивационной стратегии человека данные лингвистические термины проявляются в аудиально-дигитальном компоненте. Они образуют слова, которые мы используем для приведения себя в движение. Общая категория модальных операторов включает не­обходимость, желание, возможность и невозможность. Эти слова проливают свет на такие более абстрактные концептуальные со­стояния, как выбор, свобода, способность, жертвенность, обязан­ности и возможности.

    Извлечение. Спросите: «Как вы мотивировали себя, когда от­правлялись сегодня на работу? Какие слова вы сказали себе, что­бы привести себя в движение?» Задайте вопросы, которые пред­полагают мотивацию, затем прислушайтесь к словам, являющимся модальными операторами, и вы выявите действующие операци­онные метапрограммы. «Почему вы выбрали свою нынешнюю работу?», «Почему вы выбрали тот или иной факультет или тот или иной план действий?» Обратите внимание, указывает ли че­ловек в своем ответе причину. Если он не приводит причин, зна­чит, он, скорее всего, исходит из модуса необходимости — он дол­жен сделать то-то и то-то! Этого требует «закон» в его сознании! Если вам указывают причину, это говорит о возможностях, обя­занностях или желаниях.

    Идентификация и язык. К словам необходимости относятся «должен», «приходится», «следует» и т. д. Они показывают, что человек действует исходя из модели принужденности, контроля, закона: «Я знаю, что должен идти на работу». К словам невозмож­ности относятся «нельзя», «не следует», «запрещено» и т. д.: «Нельзя не ходить на работу или опаздывать на нее!» Они го­ворят о том, что человек нанес на свою карту мира закон, запре­щающий различные возможные действия. Слова возможности включают в себя «можно», «буду», «могу», «готов» и т. д. Они свидетельствуют об оптимистической модели, в которой пре­дусматриваются различные варианты и альтернативы: «Лишний Рабочий день — лишние доллары», «Когда я приду сегодня на ра­боту, то займусь...» Слова желания включают «хочу», «нравится», «рад» и т. д. Они обусловлены моделью мира, содержащей по­требности, желания и влечения: «Я рад, что имею возможность Работать!» К словам выбора относятся «предпочитаю», «выбираю», «склоняюсь» и т. д. Они указывают на ментальную карту, кото-Рая включает волю, намерение и предпочтения человека. «Я пред­почитаю ходить на работу».

    156Часть II. Метапрограмму

    Предпочтение тех или иных слов проистекает из различных моделей мира. Разные слова также вызывают несхожие эмоци­ональные и поведенческие реакции. Люди, исходящие из модуса возможности, делают то, что хотят, и поэтому находят для себя причины. Они изыскивают новые возможности для расширения имеющихся у них вариантов выбора. Такие люди, как правило, убеждены, что обладают определенным (или значительным) котч ролем над жизнью, и поэтому испытывают мотивацию к тому, чтобы сделать выбор и совершить действие. Люди, опирающиеся на мо­дус необходимости, обычно взирают на жизнь как на тяжелую ношу и рутину, которую они не могут или почти не могут изменить. За­частую они полагают, что должны примириться со своим жизнен­ным жребием и, учитывая свою модель ограничений, действуют так, как подсказывает им восприятие.

    Тех, кто употребляет как слова необходимости, так и слова возможности и действует исходя из обеих моделей, мотивируют и возможности, и обязанности. Вспомните какую-то задачу, кото­рую вам предстоит выполнить в ближайшем будущем. А теперь скажите себе: 1) «Я должен выполнить...», а затем: 2) «Я могу вы­полнить...» и, наконец: 3) «Я хочу выполнить...» Что помогает вам более всего с точки зрения усиления вашей мотивации?

    Слова невозможности (например, «нельзя», «не следует») фор­мируют личностные ограничения и обусловливают пассивный стиль преодоления трудностей, который резко сужает диапазон реакций человека.

    Подобные слова обычно указывают на запреты, как, например: «Я не терплю критики». Мы можем расшифровать это таким об­разом; «Я не даю себе разрешения на то, чтобы мириться с крити­кой». Такие психологические «нельзя» означают, что у нас имеет­ся карта, которая исключает определенные концепты. Психоло­гические «нельзя» принципиально отличаются от физических: «Мне не поднять автомобиль», «Человек не может летать».

    Слова желания обусловливают более сильную мотивацию —
    если только они не являются выражением необузданных и нереа­
    листичных фантазий. В этом случае они приводят к разочарован
    нию, утрате иллюзий и фрустрации. Z

    Подстройка. Выстраивая свою коммуникацию, присоединяв тесь к модальным операторам человека, что неизбежно подействует на него как эффективный мотивирующий фактор, либо произво-

    5. «Волевые» метапрограммы157

    дите незаметное реструктурирование, предлагая другие модаль­ные операторы.

    Когнитивные искажения в РЭТ. Человек, который действует преимущественно исходя из необходимости, при злоупотребле­нии этим стилем может попасть в ловушку долженствования (must-ing)* которую Эллис в шутку назвал «мастурбационным» (mustto) мышлением. Подобное мышление оказывает сильное давле­ние на человека и окружающих и может порождать негодование и сопротивление. Излишнее долженствование порождает ненужный и неадекватный стыд, ощущение вины, презрение к самому себе и другие нересурсные состояния. В литературе по РЭТ говорится, что люди, живущие с такими когнитивными искажениями, могут затем оказаться в состоянии повышенной требовательности {demandingness) к себе, окружающим и миру в целом. Это, в свою очередь, питает установку на неизбежность, которая усиливает ра­зочарование, утрату иллюзий и депрессию. Такой стиль картиро­вания обусловливает плохую адаптацию и возникновение много­численных трудностей в жизни.

    Первичные контексты. Данная волевая метапрограмма функ­ционирует преимущественно как языковой феномен. Вероятно, она возникает прежде всего как отражение речевых оборотов, ко­торые родители и учителя используют для нашей мотивации: «Ты должен меня выслушать», «Подумай о том, что ты можешь извлечь из этого случая». Травма и боль могут привести к тому, что чело­век отвернется от мира возможности и желания, — таким образом он постарается избегнуть разочарований в дальнейшем. Строгие и чрезмерно дисциплинированные семьи и сообщества могут по­буждать человека к принятию модуса необходимости и модуса не­возможности.

    Самоанализ

    Возможность (желание)/необходимость (невозможность)

    Контексты

    • Работа/карьера • Интимные отношения

    • Взаимоотношения • Увлечения/отдых

    • Спорт • Другое:

    • Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма:
      Уровень ДА/НЕТ

    158 Часть П. Метаг

    24. Тип предпочтения

    Первичный интерес: люди/места/объекты/ деятельность/информация

    Концепт. У каждого индивида имеются предпочтения, связан­ные с его интересами. Когда мы задаем человеку вопрос о том, как ему больше всего нравится проводить отпуск, о его самой люби­мой работе, просим его назвать одно из десяти самых приятны^ событий в его жизни, мы приводим в действие его метапрограмму предпочтения. Первичные интересы подразделяются на следую! щие категории: люди (кто), места (где), объекты (что), деятель­ность (как), информация (почему, какая информация) и время (когда).

    Извлечение. «Что для вас по-настоящему важно в том, как вы намерены провести свой следующий двухнедельный отпуск?»^ «Какие объекты, люди, виды деятельности и т. д. вы расценшщ бы как действительно значимые?», «Опишите мне свой любимьЩ ресторан». Этот ценностный фильтр идентифицирует те факто­ры, которые мы считаем наиболее важными. Он дает информа­цию о конкретных источниках удовольствия человека.

    Идентификация. Некоторых людей больше всего волнует, с кем они испытывают определенные переживания (люди), где они могут испытать эти переживания (локализация или место), вещи, связанные с этими переживаниями (объекты или предметы), по­ведение или виды деятельности, которым они предаются (деятель­ность), или виды данных, которые они получают (информация)^ Тот или иной стиль сортировки обусловливает ценности и пред­почтения человека.

    1. Люди. Тех, для кого первичной ценностью являются люди
      более всего волнует вопрос кто. Поэтому они говорят (иногда не­
      прерывно) о других людях: что те рассказывают, думают, чувствуют,
      делают. При злоупотреблении данным видом предпочтения у них
      может появиться привычка сплетничать. Они легко находят об­
      щий язык с людьми, но не любят бывать одни, поскольку это вы­
      зывает у них чувство одиночества.

    2. Места. У таких людей на уме география и местонахоЖД6"
      ние. Для них наиболее важен вопрос где. Поэтому для них имеет
      большое значение окружающая среда — что они видят, слышат
      и чувствуют в данном контексте. Как правило, предметом их гор"
      дости становятся те или иные «места» (дом, офис, сад, магазй

    . -«Волевые» метапрограммы159

    т д.) с точки зрения месторасположения, планировки, обста­новки и т. д.

    1. Объекты. Эти люди фокусируются на том, что находится во­
      круг них: имущество, деньги, пища и т. д. Предметом их гордости
      являются как осязаемые объекты (дом, автомобиль, одежда), так
      и не осязаемые (звания, статус, безопасность, власть). Они стре­
      мятся обрести счастье и извлечь смысл посредством этих объек­
      тов. Позитивный аспект заключается в том, что они проявляют
      заботу о вещах, негативный — что они делают это, забывая о лю­
      дях. Их «любовь» к людям заключается в дарении им вещей и/
      или использовании их вещей.

    2. Деятельность. Люди с подобным предпочтением сосредо­
      точены прежде всего на том, как протекает какой-то процесс или
      совершается ряд действий. Им нравится что-то делать, посещать
      различные места, находиться в гуще событий. Они предпочитают
      оживление и движение и очень не любят «сидеть без дела». Скука
      буквально сводит их с ума.

    3. Время. Джеймс (James, 1989) включает «время» в категорию
      активности. Но мы здесь обособляем его, как это делают многие.
      Те, кто ценит одно из многочисленных значений «времени» (см. Во-
      denhamer & Hall, 1997), может наделять данную семантико-кон-
      цептуальную реальность глубоким смыслом. Это проявляется в
      таких убеждениях и высказываниях, как: «Время — деньги», «Вы­
      играть время», «Нельзя тратить время». Такой человек хочет знать:
      «Сколько времени на это потребуется?», «Надолго ли мы здесь
      задержимся?», «Когда мы вернемся?»

    4. Информация. Те, кто предпочитает идеи («почему» и «что»
      информации), осуществляют сортировку с точки зрения того, что
      °ни узнают, от кого, какова ценность информации, как они могут
      ®e использовать и т. д. Этих людей волнуют скорее не вопросы
      *fe, с кем и когда, а те знания, которые они могут приобрести.

    Подстройка и язык. Прислушайтесь к конкретным пред­почтениям, которые высказывает человек, и присоединитесь

    Первичные контексты. Поскольку мы можем ценить и ценим Все перечисленные возможности, мы, несомненно, формируем свой ^Иль сортировки на основании собственного опыта удовольствия

    "оли, связанного с ними, одновременно моделируя при этом

    °ведение значимых людей в нашей жизни.

    160Часть II. Метапрограмм^

    Самоанализ

    • Люди/места/объекты/деятельность/информация

    • Комбинации таковых: .

    Контексты

    • Работа/карьера • Интимные отношения

    • Взаимоотношения • Увлечения/отдых

    • Спорт • Другое:

    • Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма:
      уровень • ДА/НЕТ

    25' Тип целеустремленности — адаптация к ожиданиям

    Перфещионизм/оптимизация/скептицизм

    Концепт. Люди отличаются друг от друга также тем, как они выбирают свои цели и добиваются их. Некоторые осуществляют процесс постановки целей и их достижения в перфекционистском стиле, другие — в оптимизационном, а третьи полностью избега­ют подобных вопросов, пытаясь остаться в стороне и предпочи­тая не ставить перед собой цели (что также можно рассматривать как цель!).

    Извлечение. «Расскажите мне о какой-нибудь цели, которую вы для себя наметили, и о том, как вы добиваетесь ее осуществле­ния», «Если вы сегодня поставите перед собой цель, состоящую в достижении чего-то значимого, как вы начнете ее реализовывать?»

    Идентификация

    1. Перфекционистская сортировка. Стремление к «совершен­
    ству» (безупречности) превращает человека в перфекциониста,
    который постоянно не удовлетворен результатами своей деятель­
    ности. Такие люди всегда усматривают недостатки в своей и чу­
    жой работе! Поскольку они устанавливают для себя нереалисти­
    ческие цели, то неизменно испытывают фрустрацию. Они рассмат­
    ривают конечный результат как критерий достижения своей цели
    и обычно недооценивают радости и трудности, являющиеся час­
    тью этого процесса. Устанавливая неоправданно высокие цели й
    критерии, люди, которые придерживаются данного стиля, строго
    осуждают себя и других за малейшие упущения. Зачастую они
    начинают прибегать к тактике промедления в качестве защитно
    го механизма. i

    i «Волевые* метапрограммы161

    Перфекционизм часто предполагает такую ориентацию на бу-пущее, которая становится избыточной. Я (ББ) раньше поступал так же. В своей жизни я настолько ориентировался на будущее, что терял из виду многие аспекты настоящего. И поскольку я ис­пытывал предубеждение против получения удовлетворения (с тем, чтобы оставить возможность для улучшения результатов), то обыч­но находился в состоянии постоянной фрустрации и разочарова­ния! В конце концов я оказался в состоянии полного истощения сил — что принесло мне пользу, поскольку побудило отказаться от подобной метапрограммы сортировки целей.

    2. Оптимизационная сортировка. Те, кто движется к своим це­
    лям, оптимизируя, действуют более прагматично. Они извлека­
    ют максимум из того, что имеют, и удовлетворяются этим. Они
    также ставят перед собой поэтапные цели, с тем чтобы можно было
    оценить успехи на коротких промежуточных стадиях. Для них не
    менее важен сам процесс движения к цели.

    Когда мне (ББ) удалось восстановить свои силы, я стал следо­вать правилу: «Когда планируешь свой отпуск, наслаждайся сбо­рами в дорогу не меньше, чем самим отдыхом».

    При крайне выраженной оптимизационной сортировке чело­век может предаваться настолько нереалистичным «позитивным» мыслям и чувствам, что начнет отрицать и/или игнорировать ре­альные проблемы и ограничения.

    1. Пораженческая сортировка. Тем, кто избегает постановки
      целей и их достижения, присущи пессимистические и скептиче­
      ские мысли и чувства в отношении данного вопроса в целом. По­
      этому они предпочитают не думать о будущем и не предприни­
      мают эффективных действий по его приближению. Ожидая, что
      может произойти только самое худшее, они отказываются от по­
      следовательной работы над собой и своими целями.

    2. Реалистическая сортировка. Те, кто избирает этот стиль, рас­
      сматривают цели главным образом с точки зрения «фактов». У них
      Редко появляются мечты, желания и надежды, свойственные
      оптимизационному стилю; они сводят все к голым фактам — сфе­
      ре, базирующейся исключительно на сенсорике.

    Язык. Данная метапрограмма позволяет нам предсказать, когда Человек прекратит свои попытки сделать что-либо (то есть насколь­ко он настойчив) и способ, каким он будет ставить перед собой Чели, стремиться к ним и определять их достижение. Эта программа Проявляется всякий раз, когда мы предлагаем кому-то поговорить 0 той или иной цели, задаче, мечте или возможности. «Расскажи-

    162 Часть П. Метат.

    т е мне о цели, которую вы недавно перед собой поставили», «Если бы мы осуществляли какой-то совместный проект, вам был бы ин­тереснее его начальный этап, промежуточные стадии или завер­шение работы над ним?»

    Те, кто действует в перфекционистском ключе, энергично бе­рутся за проекты. Но затем они вязнут в деталях и/или прихо­дят в негативное эмоциональное состояние (например, испыты­вая фрустрацию из-за своих и чужих оплошностей). Они много рассуждают о конечном результате, но при этом затрудняют себе его достижение. Конечный результат всегда кажется им недоста­точным. Оптимизаторы продвигаются вперед намного успешнее и, как это ни парадоксально, добиваются более совершенных ре­зультатов, поскольку не ставят перед собой задачу сделать все «бе­зупречно». Склонные к пораженчеству скептики считают разго­воры о постановке цели пустыми и бесполезными; они напомнят вам о том, что подобные действия никогда не приносили резуль­татов или вызывали сильное разочарование.

    Что касается термина «реалистичный», то люди, относящие­ся к данной категории, считают себя единственными «настоящи­ми реалистами»! Чего еще можем мы ожидать, когда, в конечном счете, каждый использует собственную «стратегию реальности» (модель мира) при определении «реального»?

    Подстройка. Как только вы определили стиль, который чело­век использует при движении к цели, присоединитесь к нему в своей коммуникации, касающейся задачи, которую вы хотите ему пред­ложить.

    Эмоции. У оптимизаторов ожидайте увидеть сильное возбуж­дение, страстность и мотивацию, у перфекционистов — радужные ожидания и/или полную фрустрацию, а у тех, кто избегает поста­новки целей, — скептицизм и негативизм.

    Первичные контексты. Актуализация лелеемых нами целей и подход к их осуществлению представляют собой приобретаемую характеристику. Мы усваиваем свой стиль через моделирование» наставления, боль и удовольствие, которые либо вознаграждают, либо подрывают наши первые слабые усилия, и через язык, кото­рый мы используем для выражения убеждений, поддерживающих эти усилия. Травматический опыт может выбить человека из сед­ла, в результате чего он станет относиться скептически ко всему процессу. Чем чаще человек использует при самомотивации та­кие слова, как «надо», «следует», «обязан» (№ 23), тем вероятнее, что он превратится в перфекциониста.

    5. «Волевые» метапрограммы163

    Самоанализ

    Перфекционизм/оптимизация/скептицизм

    Контексты

    • Работа/карьераИнтимные отношения

    • ВзаимоотношенияУвлечения/отдых

    • СпортДругое:

    • Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма:
      уровень ДА/НЕТ

    26, Ориентиры при покупке

    Стоимость/удобство/качество/время

    Концепт. Принимая решение, что купить, и совершая покуп­ку, мы обычно исходим из четырех первичных ценностей. Чаще всего на передний план в нашем сознании выходят: стоимость (цена), удобство, качество и время.

    Извлечение. «Когда вы думаете о совершении покупки, чем вы бываете озабочены в первую очередь: ценой товара, удобством, временем, качеством или определенным сочетанием этих факто­ров?»

    Попросите человека мысленно представить два треугольника, соединенных общим основанием (рис. 5.1). Пусть каждый угол со­ответствует одному из вышеназванных факторов — стоимости, вре­мени, качеству и удобству. Такая диаграмма в виде двойного тре­угольника поможет человеку произвести сортировку и решить, ка­ким из указанных факторов отдать предпочтение. «Теперь отметьте точкой то место на двойном треугольнике, которое отражает пред­мет вашей наибольшей озабоченности». Данная операция выве­дет на передний план сознания отношения между этими цен­ностями. Она также поможет человеку избежать чувства, что его обманули, в тех случаях, когда он внезапно меняет свое мнение, а затем ожидает, что другие должны были угадать его желание! «Что вам необходимо прежде всего?»

    Идентификация. Некоторых людей волнует главным образом Цена, другие фокусируют свое внимание преимущественно на факторе удобства, третьи — на качестве, четвертые — на факторе вРемени или на некотором сочетании этих аспектов. Данные цен­ности, применительно к покупкам, часто конфликтуют друг с дру-


    164Часть II. Метапрограмм,



    Рис. 5.1. Выбор ориентиров при покупке

    гом. Хотя мы часто считаем стоимость основным, а то и единствен­ным фактором, определяющим решение, купить или не купить товар, человек может принимать во внимание и другие ценности, находящиеся на континууме, образованном этими факторами. Ряд особенностей, связанных с удобством и комфортом, может легко перевесить факторы стоимости, названные первыми.

    Подстройка. Как только вы определили приоритет ценностей среди категорий стоимости, удобства, качества и времени, присо­единитесь к человеку в своей коммуникации.

    Язык. Прислушайтесь к словам, указывающим на перечислен; ные ценности.

    Первичные контексты. Предпочтение, которое мы отдаем тем или иным аспектам при совершении покупок, несомненно, явля­ется приобретенным свойством. Оно обусловлено тем, с кого мы брали пример, системой ценностей, формируемой в контексте дан­ной религии, культуры, социального статуса и т. д. Негативный трав­матический опыт, связанный со стоимостью, качеством и временем, может превращать эти факторы в «источники боли», от воздействия которых у нас может не быть надежной защиты.

    Самоанализ

    Стоимость/удобство/качество/время

    Контексты

    • Работа/карьера • Интимные отношения

    • Взаимоотношения • Увлечения/отдых

    с «Волевые»метапрограммы165

    Z.iJ

    • Спорт • Другое:

    • Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма:
      уровень ДА/НЕТ

    дгр 21- Тип ответственности

    Повышенная/'пониженная/сбалансированная

    Концепт. Разные люди по-разному осмысляют и сортируют кон­цепт «ответственность», а также проявляют неодинаковые эмо­ции в его отношении. (Хотя данная операционная система функ­ционирует в качестве мета-метапрограммы, мы предпочли по­местить ее сюда, поскольку она играет важнейшую роль и в сфере выбора. Это обстоятельство также иллюстрирует произвольный характер выделяемых категорий.) Те, кто любит, желает и хочет быть ответственным, стремятся брать на себя ответственность и рассматривают поступки, речь, эмоции и т. д. с точки зрения про­явления ответственности. Другие люди испытывают неприязнь к этому концепту и избегают его. Возможно, с идеей «ответствен­ности» у них связаны какие-то неприятные переживания. Поэто­му они уходят от ответственности, либо игнорируя и не замечая ее, либо полагая, что за происходящее — даже за их собственные мысли, эмоции и поступки — должны отвечать другие.

    Извлечение. «Когда вы размышляете об ответственности, ко­торую вы возлагаете на себя в контексте работы или личных от­ношений, какие мысли и эмоции вас посещают?», «Возлагал ли кто-либо на вас ответственность за какое-то упущение, в резуль­тате чего у вас возникали крайне негативные чувства?», «Можете ли вы вспомнить позитивный опыт, связанный с тем, что кто-то поручал вам отвечать за какое-то дело и/или называл вас "ответ­ственным" человеком?»

    Идентификация. Способность отвечать за что-то является ба­зовым человеческим качеством. В качестве концепта данная спо­собность распадается на две области: ответственность за себя (за свои мысли, эмоции, слова и поступки) и ответственность перед "Ругими или по отношению к ним. Первая область описывает «от­четность», вторая — «взаимоотношения». В первом случае мы от­читываемся перед собой за свои реакции. Это характеризует наш *кРуг обязанностей» или нашу «сферу полномочий» (сферу, где Ь1 Действительно обладаем способностью сделать что-то). Вто-

    166
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   34


    написать администратору сайта