Главная страница
Навигация по странице:

  • Эмоции. В

  • Язык.

  • 11. Тип структурирования реальности

  • Доступ

  • никроз. L. Michael Hall Bob G. Bodenhamer


    Скачать 3.24 Mb.
    НазваниеL. Michael Hall Bob G. Bodenhamer
    Анкорникроз
    Дата17.12.2022
    Размер3.24 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла51_metaprogramma.doc
    ТипДокументы
    #849468
    страница10 из 34
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   34

    8. Тип перцептивной устойчивости

    Щонищемоапь/непроницаемость

    Концепт. Данная метапрограмма относится к качеству наших Ментальных конструктов с точки зрения их проницаемости или проницаемости. Какие виды ментальных конструктов вы создаете Или выстраиваете? Некоторые люди работают с идеями, мысля-

    tO6 ' Часть И. Метапрограмм!

    ми, убеждениями, ценностями и т. д., формируя устойчивые, проч­ные и непроницаемые конструкты (относящиеся и к идеологии, и к репрезентации), тогда как у других подобные конструкты на­много более проницаемы. Это означает, что мышление человека может быть открыто для внешних влияний (идей, эмоций, пере­живаний).

    Извлечение. «Когда вы начинаете анализировать какие-то свои ментальные конструкты, свои представления об успехе или не­удаче, о любви и прощении, о взаимоотношениях и работе, о лич­ных качествах... ваши репрезентации того, что вы знаете, кажутся вам постоянными и стабильными или неустойчивыми? Почему вам так кажется?», «Вспомните что-то, что вы знаете наверняка, — о себе самом. А теперь вспомните что-то, что вы знаете, но в чем сомневаетесь... Чем отличаются эти репрезентации друг от друга?»

    Идентификация. Некоторые люди, выстраивая свои менталь-* ные конструкты, создают их непроницаемыми, так, что они кажутся!

    неподдающимися пересмотру илизамене, какие бы новые события ни происходили... человекможетмиритъся cp&i дом вторичных несоответствий, не отбрасывая и немд* дифицируя общий конструкт (Schultz, 1990, pp. 390

    391).

    Люди, создающие непроницаемые конструкты, обычно идут по жизни со стойкими и неизменными убеждениями или системами убеждений.

    Другие люди выстраивают конструкты, отличающиеся боль­шой проницаемостью. Такие проницаемые конструкты могут пе­ресматриваться и расширяться в свете нового опыта. Кейд и О'Хэн-лон охарактеризовали эту особенность, относящуюся к степени проницаемости конструктов, как когнитивную сложность'

    ...ееможно определить с точки зрения большого количе-стванезависимыхпараметров, доступныхдля использо*. вания при изображении характеристик в любое время, можно приравнять к гибкости, восприимчивости, тер­пимости, пониманию, творческой способности и т. д. (Cade&O'Hankm, 1993, р. 27).

    Однажды ко мне (MX) пришла пациентка, которая страдала от крайних колебаний в эмоциях по поводу собственной личнос­ти. В ответ я сначала извлек из ее памяти подробное описание не­скольких повторявшихся случаев, когда она ощущала свои ресурсы

    3. «Ментальные* метапрограммы107

    особенно полно. Затем я усилил и заякорил эти состояния. Но как только мы закончили, она не смогла удержать и сохранить эти репрезентации и чувства. Другие мысли, воспоминания и чувства, относившиеся к иным событиям, тотчас же пронизали их и тем самым ослабили ее ощущение ресурсности.

    Это побудило меня поставить под сомнение ее перцептивную устойчивость. Поняв, что для нее характерна высокая проницае-мость данного паттерна сортировки (метауровневое восприятие с ее стороны), она провела его экологическую проверку. Увидев, насколько ей вредит эта метапрограмма, она решила развить боль­шую гибкость сознания, так, чтобы по своему желанию обеспечи­вать непроницаемость своего ресурсного состояния. Затем она произвела это изменение. После чего ее репрезентации и чувства в отношении собственной личности стали более устойчивыми и она обрела способность сохранять более стойкое самоощущение.

    Язык. Прислушайтесь к терминам и словам, выражающим ко­лебания, сомнения, вопросы, изменчивость и т. д., чтобы выявить проницаемые конструкты. Прислушайтесь к терминам и словам, выражающим уверенность и определенность («нет вопросов», «безусловно», «абсолютно» и т. д.), чтобы выявить непроницае­мые конструкты. Обратите внимание также на модальные опера­торы (№ 23) необходимости («должен») и невозможности («не могу»), связанные с непроницаемостью, и модальные операторы возможности («могу», «готов»), связанные с проницаемостью.

    Первичные контексты. Степень нарушения и уважения лич­ных границ, включая право жить собственной жизнью, мыслить^ чувствовать и реагировать как независимая и автономная лич­ность, может приводить к формированию устойчивых и долго­вечных репрезентаций. Хаотичное и беспокойное окружение могло оставлять ребенку слишком мало времени для консолидации реп­резентаций. Наложение табу на определенные мысли, назойли­вые модели (образцы для подражания), которые вносили беспо­рядок в мысли, идеи, образ мышления ребенка, могут приводить к чрезмерно проницаемому стилю сортировки.

    Самоанализ

    • Проницаемая сортировка/непроницаемая сортировка

    Контексты

    • Работа/карьера • Интимные отношения

    • Взаимоотношения • Увлечения/отдых

    108Часть П. Метапрограммы

    • Спорт • Другое:

    • Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма:
      уровень ДА/НЕТ

    9. Тип фокусировки

    Памехоустойчивые/непомехоустойчивые (экратфутощиеся/неэкранирующиеся)

    Концепт. Термин «экранирование стимулов» связан с тем, ка­кую часть среды люди обычно оставляют без внимания (то есть, какую долю стимулов они отфильтровывают, не допуская до осо­знания). Тем самым они уменьшают нагрузку со стороны внешних стимулов, а также свой уровень возбуждения от их воздействия» В этом отношении люди, как правило, распблагаются где-то Ъ про­межутке между восприятием всех стимулов и отсечением значи­тельной их части.

    '^Извлечение. «Опишите места, где вы можете заниматься или читать. Можете ли вы делать это везде или вам кажется, что в не­которых местах слишком шумно или слишком много других сти­мулов, которые мешают вам сосредоточиться?», «Опишите обста­новку, в которой вам проще всего сосредоточиться на чем-то?», «Легко ди вы отвлекаетесь во время чтения, игры, разговора, раз­мышлений и т. д.?»

    Идентификация. Данная метапрограмма определяет тот про­межуток времени, через который человек начинает испытывать стимульную перегрузку и, следовательно, нейросемантический «стресс». Поскольку всем нам присущи определенные стрессовые пороги, никто из нас не способен вынести частые и очень интен­сивные состояния возбуждения, не ощутив перегрузки. При хро­нической стимульной перегрузке наша нервная система достига-етсвоего предела и появляется усталость. Результатом становит­ся не только физическое утомление, но дают о себе знать и другие защитные механизмы.

    1. Непомехоустойчивые. Тех, кто обычно осуществляет экра­нирование в незначительной степени, мы называем непомехо­устойчивыми. Их внимание рассредоточено. Как правило, они видят, слышат, обоняют и как-то иначе ощущают значительную часть того, что происходит вокруг. Они также не ранжируют различные эле­менты ситуации и поэтому не способны отсечь незначимые или нерелевантные стимулы. В результате обстановка часто калсется

    Глава 3. «Ментальные» метапрограммы109

    им сложной и перегруженной отвлекающими факторами. Мераб-риан замечает:

    Низкиеуровниэ?(ранировангтстш^уловуказываютлигиь на меньшую селективность и} следовательно, на повы­шенное возбуждение в различных ситуациях, как прият­ных, так и неприятных. Можно сказать, что непомехоу­стойчивым индивидам присущ более тонко и точно на-строенныйамоциональныймеханизм. Они относительно чувствительны к небольшим вариациям в стимулах имо-гут утратить работоспособность в случае сильных ва­риаций (Mehrabrian, 1976, р. 60).

    Поскольку я (ББ) функционирую преимущественно в ауди-альной сенсорной модальности (№ 3), то меня отвлекает, а време­нами и раздражает шум. Если во время занятий студент шуршит бумагами или щелкает ручкой, я обычно вежливо прошу его пе­рестать. Это мне сильно мешает. Данная метапрограмма воздей­ствовала на меня даже во время сна — когда я не мог отвлечься от лая собак.

    2. Помехоустойчивые. Людей, которые обычно осуществляют селекцию стимулов, мы называем помехоустойчивыми. Они ав­томатически и бессознательно ранжируют аспекты сложной си­туации, с тем чтобы не рассредоточивать свое внимание. Они всту­пают в ситуацию сфокусированными, отсеивая менее релевант­ные элементы. Экранирование высокого уровня позволяет человеку отсеять столь многое, что он может показаться невнимательным, отстраненным и даже безразличным. Аутизм характеризует край­нее состояние экранирования.

    В отличие от Боба я (MX) осуществляю экранирование в та­кой степени, что могу полностью проигнорировать любые шумы, голоса, звуки и т. д. и спокойно читать, например, в оживленном <*але аэропорта. Однажды я даже пропустил свой рейс, полностью погрузившись в какую-то книгу!

    Во время своего самого первого занятия у Ричарда Бэндлера я невинно стучал по клавишам своего переносного компьютера, сидя в переднем ряду. Мне это не мешало! Ричард Дал несколько так­тичных гипнотических (встроенных) команд, я их не «услышал». Наконец он остановился, посмотрел на меня в своей обычной ма­нере и недвусмысленно попросил меня прекратить! Помехоустой­чивый он или нет?

    НОЧасть П. Метапрограмм

    Эмоции. В одной и той же обстановке непомехоустойчивые будут испытывать намного большее возбуждение (даже стресс), чем помехоустойчивые. Мерабриан также замечает:

    Более того, у непомехоуспюйчивыхреакция на новые, ме-няющиеся или неожиданные ситуации длится дольше, чему помехоустойчивых (Mehrabrian, 1976, р. 59).

    Как правило, пассивные люди осуществляют экранирование Л в меньшей степени, чем агрессивные, поскольку они выискивают в среде сигналы опасности (см. № 13). Поищите признаки отвле-каембсти у непомехоустойчивых и сосредоточенности у помехой устойчивых.

    Непомехоустойчивые достигаютмаксимальнодопусти-мых уровней возбуждения быстрее и чаще, чем помехо­устойчивые. Это означает, что продолжительное воздей­ствие среды с высокими нагрузками вызывает у первых усталость их физиологических механизмов. Так, стрессор, вые ситуации, которые зачастую не только связаны с перегрузками, но и неприятны, причиняют им больший вред, чем помехоустойчивым (Mehrabrian, 1976, р. 60). '"

    Непомехоустойчивые также проявляют большую эмпатию к другим людям, поскольку они восприимчивы к эмоциональным реакциям окружающих. Мерабриан указывает, что «у женщин отмечается тенденция к чзггь меньшему экранированию, чем у мужчин».

    Язык. Послушайте, как часто непомехоустойчивый индивид будет вспоминать о ценимых им «тишине, покое, уюте» и т. д. Он станет жаловаться на шум, мешающий ему думать, на преследую^ щие его запахи и т. д. Помехоустойчивый человек будет говорить о ценимых им «волнующих событиях, приключениях, новых ощу­щениях и местах».

    Неврологические индикаторы. У непомехоустойчивых людей, которые испытывают сильное физиологическое возбуждение, также наблюдается периферийная вазоконстрикция, то есть сужение ка­пилляров на кистях рук и стопах. Это означает, что температура кожи на этих частях тела ниже общей температуры тела.

    У легко возбудимых людей часто бывают холодные сто* пыикистирук (Mehrabrian, 1976, р. 60).

    Первичные контексты. Очень похожи на № 8 в отношении кон­текстов вмешательства или невмешательства в личную жизнь, на-

    гпП*л 3. «Ментальные* метапрограммыШ

    личия времени на обдумывание и размышления или отсутствия такового. Дети начинают жизнь, обладая, по-видимому, неболь­шой способностью к отсеиванию стимулов и поэтому им прихо­дится учиться тому, как селективно направлять внимание. Боль­шинству детей требуется разрешение на экранирование и взрос­лые могут легко помешать им делать это.

    Самоанализ

    Непомехоустойчивость/помехоустойчивость
    Контексты

    • Работа/карьера • Интимные отношения

    • Взаимоотношения • Увлечения/отдых

    • СпортДругое:

    • Высокий/средний/низкийВедущая метапрограмма:
      уровень ДА/НЕТ

    10. Философская направленность

    Почему/как; причипы/процессрегиения (философ/ практик)

    Концепт. Работа «мыслительного аппарата» в аспекте философ­ской направленности колеблется между вопросами, «почему» про­изошло то или иное событие и «что» оно означает с точки зрения причин и источника, с одной стороны, и «как» иметь с ним дело — с другой.

    Извлечение. «Когда вы думаете о каком-то предмете (являю­щемся или не являющемся проблемой), то сначала размышляете о причине и источниках (почему) или об использовании, функ­ции, направлении, исходе (как)?»

    Идентификация

    1. Люди, задающиеся вопросом почему, обычно сортируют в по­иске философского прошлого данного явления и поэтому ценят (или переоценивают) понимание его причин и источника. Допу­щение, которое приводит в действие эту ментальную операцион­ную программу, выглядит так: «Если я смогу понять, откуда берет Начало такое-то явление, то обрету над ним власть». В психоло­ги данный стиль нашел свое выражение в подходе, который Бэн-Длер и Гриндер назвали «психоархеологией», — его можно уви­деть, например, в концепциях Фрейда и Юнга. (Glasser, 1965, при­водит соответствующие примеры.)

    112Часть П. Метапрограмму,

    Угадайте, что хотят знать те, кто сортирует в поиске почему, когда они обращаются к терапевту? Причину и источник пробле­мы! Люди, перенесшие психологическую травму, часто «застре­вают» в своем травматическом состоянии, и в результате — посколь* ку они ходят и ходят по кругу, вопрошая о «причине», — у них возникает посттравматический синдром.

    2. Люди, задающиеся вопросом как, обычно интересуются при­менением и назначением объектов. Они уделяют мало внимания причинам (хотя все-таки уделяют), их больше волнует ответ на вопрос «ну и что?» Философская направленность как побуждает их больше фокусироваться на решении, чем на проблеме. «Что я могу предпринять в этой ситуации?», «Как я могу использовать это или прореагировать на это?»

    Язык и личность. Ориентация «почему» превращает челове­ка в философа (№ 22 — восприятие), а ориентация «как» — в праг­матика, который предпринимает действия, изменяющие ситуацию, (№ 22 — суждение).

    Первичные контексты. Какая философская ориентация пре­обладала в мышлении родителей и учителей ребенка? Идентифи­цировал ли он себя с ней и моделировал ее или отвергал подоб­ную ориентацию? Травматический опыт обычно побуждает лю­дей искать причины, источники и т. д.

    Самоанализ

    Почему — причины/как — функция

    Контексты

    • Работа/карьераИнтимные отношения

    • Взаимоотношения • Увлечения/отдых

    • СпортДругое:

    • Высокий/средний/низкийВедущая метапрограмма:
      уровень ДА/НЕТ

    11. Тип структурирования реальности

    Аристотелевский/неариапотелевский (статичный/прщессуалышй)

    Концепт. Способ, которым человек осмысляет территорию «реальности» — как нечто статичное, постоянное, состоящее из объектов, устойчивое, вечное и т. д. или как нечто меняющееся!

    гва ^«Ментальные» метапрограммыШ

    остоящее из процессов, наполненное движением и т. д., — опре­деляет тип карты, которую он использует в жизни.

    Извлечение. «Когда вы размышляете о реальности, то обычно представляете ее как нечто постоянное, устойчивое и состоящее йз объектов или как танец электронов, нечто текучее, постоянно меняющееся, состоящее из процессов?»

    Идентификация

    1. Аристотелевский. Люди, которым реальность кажется ста­
      тичной, исповедуют аристотелевский взгляд, позволяющий им
      взирать на жизнь с макроскопической или микроскопической
      позиции физики. Они живут (ментально и концептуально)
      в мире, наполненном вещами, объектами, людьми и т. д., и по­
      этому употребляют в своей речи преимущественно существитель­
      ные и номинализации. Это побуждает их овеществлять процессы,
      превращая их в объекты (номинализация). Они обычно также
      прибегают к аристотелевской «логике», которая проявляется
      в использовании (скрытом) «есть» идентичности («Он — неудач­
      ник») и «есть» предикации («Она глупа»). Тем самым они жи­
      вут в достаточно устойчивой и «застывшей» вселенной, к кото­
      рой могут чувствовать себя привязанными и объекты которой
      считают неизменными.

    2. Неаристотелевский. Люди, которые представляют реаль-1:
      ность в виде процессов, усвоили скорее неаристотелевскую мыс­
      лительную установку и поэтому взирают на жизнь преимуществен­
      но с субмикроскопической позиции физики. Это позволяет им
      ценить и использовать «квантовый» уровень. Концептуально они
      осмысляют действительность как «процессуальную», полную вы­
      плесков энергии, так что «объекты» становятся относящейся к более
      высокому уровню макроскопической иллюзией нервной системы,
      концептом, пригодным для работы и использования, но не более
      того. В разговоре они больше используют глаголы, функциональ­
      ный язык, поведенческие характеристики и поэтому живут в мире
      процессов.

    Язык и личность.. Язык существительных и номинализации
    Формирует устойчивый черно-белый мир (№ 6) аристотелевско-
    г° Ума, способствует более конкретному и детальному мышлению
    (№ 1) и тем самым обусловливает большую рассудочность (№ 22).
    Зык глаголов и процессов ведет к мышлению континуумом, склон­
    ности задавать вопрос «как» (№ 10), большей восприимчивости,
    ТекУчес.ти..лич1Юсти (гибкости). _,,-|,Лл.

    114Часть II. Метапрограмщ,

    Наша государственная система образования во многом способ^ ствует аристотелевскому типу мышления. Он до сих пор пронизывав* нашу культуру. Пакатопиескоесообщ^ствопродолжаетиспользовать при диагностике DSM-IV. Если человеку ставят диагноз «паничес­кое расстройство» и назначают государственное пособие, тогда по­лучается, что доллары, взимаемые в виде налогов, поддерживают тот образ жизни, при котором человека постоянно преследует страх. Кожибски (Korzybski, 1933/1994) показал, что представляет собой неаристотелевский стиль мышления, эмоций и речи. НЛП разви­вается на этой основе. Тем самым НЛП превращает «панической расстройство» снова в процесс, задавая вопрос: «Как вы определи-? ете, когда вам впадать в панику? В результате каких ваших действий вас начинает переполнять страх? Что вы видите, говорите себе и т. д.? Если вы этого не сделали, что вы испытываете?»

    Первичные контексты. Наша нервная система предраспола-* гает нас изначально к аристотелевскому способу восприятия и мышления. Поэтому изменение этой метапрограммы полностыб зависит от обучения на основе аристотелевского восприятия, ко­торое характеризует «здравый смысл». Данный уровень характер ризует мышление ребенка и мышление первобытных людей. Не­аристотелевская мыслительная установка проистекает из ми­ровоззрения, опирающегося на квантовую механику, квантовую (не ньютоновскую) физику, теорию Эйнштейна и т. д.

    Самоанализ

    Аристотелевская статичная/неаристотелевская процессуалы.
    ная сортировка

    Контексты

    • Работа/карьера • Интимные отношения

    • ВзаимоотношенияУвлечения/отдых

    • СпортДругое:

    • Высокий/средний/низкийВедущая метапрограмма^
      уровень ДА/НЕТ

    12. Предпочитаемый канал коммуникации

    Вербалъный(дигиталъный)/невербалъный (анадоговый)/сбаламсированный

    Концепт. Информация поступает к нам по двум основным ка­налам — вербальному и невербальному. Вербальный канал вклют

    . «Ментальные»метапрограммы115

    чает все символьные системы, которые мы создали для коммуни-jgmnn: язык, музыку, математику, изобразительное искусство, языки программирования и т. д. Невербальный канал включает все ха­рактерные сигналы, которые обусловлены нашим физиологиче­ским и психологическим состоянием: дыхание, позу, мышечный тонус и напряжение, жесты, сканирующие движения глаз и т. д. По мнению Бэндлера и Гриндера, вербальный канал передает со­общения о содержании, а невербальный — аналоговые сообщения и сообщения об отношении (Bandler, Grinder, 1976, p. 34). Хотя оба «канала» обеспечивают передачу множества сообщений и дан­ных, некоторые люди отдают предпочтение одному из них.

    ...влюбой группе одновременнопредъявляемых сообщений мы принимаем каждое сообщение как одинаково валид­ную репрезентацию человеческого опыта. В нащеймоде-ли ни об одном из этих парасообщений нельзя сказать, чтооно более валидноили более правдиво, илиболее по­казательно для клиента, чем любое другое. Скорее наше понимание группы парасообщений состоит в том, что каждое из этих сообщений отражает часть моде­ли мира клиента. Когда коммуникация клиента конгру­энтна, каждоеизпарасообщенийсоответствует, конг­руэнтно каждому из остальных. Когда коммуникация клиента неконгруэнтна, мы знаем, чтомоделимира, ко­торые он использует и которые направляют его поведе­ние, несогласованны (Bandler, Grinder, 1976, pp. 37-38).

    Извлечение. «Чему вы придаете большее значение в комму­никации с людьми — тому, что они говорят, или тому, как они это говорят?», «Во время коммуникации вы обращаете больше вни­мания на слова и фразы, которые вы употребляете, или на свою интонацию, темп речи, громкость голоса, контакт глаз и т. д.?», «Когда вам кажется, что слова, произносимые человеком, некон-груэнтны тому, как он их произносит, и вы не знаете, на какое со­общение настроиться, какому из них вы отдадите предпочтение как более "реальному"?»

    Идентификация

    1- Вербальный. Люди, которые сортируют преимущественно то, ЧТПОговорит другой человек, его речь, термины, фразы и т. д., луч-1116 воспринимают и чаще задействуют вербальный канал, чем не-^Роальный. Чем больше человек использует систему аудиально-Яигитальных репрезентаций (М° 3), тем вероятнее, что он также

    116Часть П. Метапрограмму

    предпочтет вербальный канал. У представителей некоторых про­фессий этот канал явно перегружен: у юристов, писателей, чинов­ников. Те, у кого эмоциональный стиль преодоления трудностей характеризуется «агрессией» (активная реакция на стресс, № 13), могут также чаще отдавать предпочтение вербальному каналу, чем те, кто демонстрирует пассивную реакцию на стресс. Последний»*' фокусируясь на сигналах опасности, обычно уделяют больше вни­мания невербальным каналам.

    1. Невербальный. Люди, которые сортируют преимущественно
      то, как говорит другой человек, будут обращать внимание на инто­
      нацию, темп речи,*громкость и тембр голоса, дыхание и т. д. Как
      правило, они больше интересуются состоянием, которое физиоло»
      гически демонстрирует человек, чем тем, что он фактически гово­
      рит. Обычно такие индивидуумы не доверяют вербальному кана­
      лу, зная, насколько легко другие могут «работать языком», чтобы
      скрыть нечто реальное. Представители определенных профессий
      отдают явное предпочтение невербальным каналам (например, ак­
      теры, медсестры, продавцы и т. д.). Злоупотребляя этим свойством,
      они могут делать заключения на основании «чтения мыслей» и даже
      сообщать собеседникам, что те «в действительности» думают и чув­
      ствуют. Такие люди могут также предпочитать интуитивную сор­
      тировку (№ 5).

    2. Сбалансированный. Те, кто рассматривает оба канала как оди­
      наково валидные способы передачи информации и данных (ком­
      муникации), относятся к вербальной и невербальной составляю­
      щей как к парасообщениям, не отдавая предпочтения ни одной из
      них.

    Язык и личность. Тем, кто предпочитает вербальные каналы^ нужны слова, и они обычно не доверяют своим «ощущениям» и ин­туиции, когда замечают сообщения и сигналы, поступающие по невербальным каналам. Вы можете услышать от них, к примеру; «Скажите мне, о чем вы думаете», «Поверьте мне на слово». Они могут быть излишне разговорчивыми, доверять словам и прием#¥ ведения беседы: дебатам, логике, дискуссии и т. д. Те, кто предпо­читает невербальный канал, могут сказать: «Это лишь слова, а я хочу увидеть дела», «Ваши слова говорят одно, а ваш тон — дрУ" гоё».

    Люди, считающие, что наиболее качественную информацию дает пЬвёдёние, проявляют сильный интерес к навыкам наблюдения зЛ •людьми, а те, кто полагает, что самую качественную информацию

    3. «Ментальные* метапрограммы117

    обеспечивает язык, будут развивать преимущественно лингви­стические навыки.

    Доступ к метапрограммам. Как эта метапрограмма влияет на ваш доступ к лингвистическим маркерам (вербальный канал) и физиологии (невербальный канал), которые информируют вас о метапрограммах?

    Первичные контексты. В формировании этой метапрограммы играет роль предпочитаемая репрезентативная система человека. Кроме того, если ребенок доверял родителям и учителям, кото­рые подкрепляли свои слова соответствующими и конгруэнтны­ми делами, он мог отдать предпочтение вербальному каналу. Ра­зочарование и травма, связанные с разговорами взрослых, могут вызвать у ребенка недоверие к этому каналу, и он предпочтет «чи­тать» невербальные каналы. Таким образом, весь опыт научения человека, то, насколько точно или обманчиво отражал язык меж­личностную реальность, в которой он рос, играют очень важную роль.

    Самоанализ

    • Вербальный/невербальный/сбалансированный

    Контексты

    • Работа/карьераИнтимные отношения

    • Взаимоотношения^ *' Увлечения/отдых*

    • СпортДругое:

    • Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма:
      уровень ДА/НЕТ

    Заключение

    На своем жизненном пути мы учимся делать ментальные раз­граничения. Мы научаемся сначала обрабатывать информацию либо глобально, либо детально; присоединять подобия или отсое­динять различия; отдавать предпочтение визуальной, аудиальной, кинестетической или языковой системе; собирать информацию из внешнего мира или интуитивно из своего внутреннего мира; рас­сматривать решения или проблемы; проявлять устойчивость или теряться; сосредоточиваться или отвлекаться; задаваться вопро­сом почему или вопросом как воспринимать происходящее как НеНто статичное на макроуровне или как процессы на микроуррв-*№с; обращать больше внимания на дигиталыгую языковую систему

    118 Часть И. М<

    и ли на аналоговую невербальную. В этих «ментальных» катего­риях (а также в других) мы учимся сортировать и отбирать или игнорировать информацию вокруг нас.

    Эти первые метапрограммы позволяют нам выделить дюжину параметров, характеризующих, как наш мозг (или мозг другого человека) осуществляет когнитивную обработку информации. Прежде чем переходить к новой главе, подумайте над вопросами, которые мы приводим ниже. Еще лучше, если вы достанете блок­нот и сделаете записи.

    • Что вы узнали о собственном стиле «мышления», когда
      читали эти описания?

    • Какие метапрограммы, по вашим оценкам, более всего вли­
      яют на ваши субъективные переживания? Хорошо ли они
      вам служат?

    • Насколько гибко ваше сознание использует эти первые две­
      надцать метапрограмм?

    • Не злоупотребляете ли вы какой-либо из описанных здесь
      метапрограмм и не испытываете ли в этой связи тех или
      иных проблем или трудностей?

    Попробуйте внимательно изучить представленный здесь пе­речень когнитивных метапрограмм и представить, что вы исполь­зуете другую сторону континуума при сортировке и обработке информации. Выполняя эту операцию, обратите внимание, в ка­кой ментальный мир она вас переносит. Вспомните двух-трех людей, которых вы хорошо знаете по жизни. Затем пройдитесь по переч­ню и идентифицируйте когнитивные метапрограммы этих людей» Как это сказывается на вашей коммуникации с ними?

    № 1. Размер чайка: общий план/специфика; глобаль­ность/детали; дедукция, индукция, абдукция

    № 2. Тип связи: присоединение/отсоединение; тож­дество/различие; согласие/несогласие

    № 3. Тип репрезентативной системы: визуальная/ аудиальная/кинестетическая/аудиально-диги-талъная

    № 4. Стиль сбора информации: аптайм/даунтайм

    № 5. Эпистемологический тип: сенсоры/интуити­висты

    № 6. Тип перцептивных категорий: полярности/кон­тинуум

    .^Ментальные» метапрограммы119

    Тип сценарного мышления: сценарий с лучшим случаем/худшим случаем; оптимисты/песси­мисты

    Тип перцептивной устойчивости: проницае­мость/непроницаемость

    № 9. Тип фокусировки: помехоустойчивые/непоме­хоустойчивые

    № 10. Философская направленность: почему/как; причины/процесс решения

    №11. Тип структурирования реальности: аристоте-левскгш/неаристотелевский (статичный/про­цессуальный)

    № 12. Предпочитаемый канал коммуникации: вербальный (дигитальный)/невербаль-ный (аналоговый)/сбалансированный

    Краткий металог

    Метапрограммы — как метаформаты, или ментальные коды, информирующие сознание о том, как обрабатывать/форматировать информацию.

    Моя (MX) дочь Джессика спросила меня, ради чего я собира­юсь прочитать книгу о компьютерах «Руководство по WordPerfect*.

    • Чтобы понять, как работает мозг моего компьютера, — ска­
      зал я. — Чем больше я узнаю о его мозге и форматах его программ,
      тем в более хороших отношениях мы с ним будем и тем легче мне
      будет заставить его выполнять все мои команды!

    • Что значит «формат»? — спросила она.

    • Он указывает на форму или стиль, который компьютер при­
      даст документу: размеры и ориентацию листа, размер и гарниту-
      РУ шрифта, начертание символов — жирный или курсив.

    • Папа, а если ты не будешь форматировать? — спросила она.

    • Тогда определяющими будут параметры по умолчанию.

    • Параметры по умолчанию?

    • Да, параметры, которые разработчик заложил в мозг ком­
      пьютера, с тем чтобы, если ты не знаешь, что выбрать, ты, в сущности,
      соглашалась с выбором разработчика, с опциями по умолчанию.

    120Часть II. Метапрограмму

    Смотри, если нажать Shift-F8, то компьютер покажет все опции, относящиеся к форматированию документа.

    • Но я не вижу на экране никаких команд форматирования.

    • Не видишь. Нужно нажать на F11, чтобы вывести на экран
      коды. Shift-F11 и перед нами окно с кодами. Помнишь, я говорил
      о метапрограммах в НЛП?

    -Да.

    • Так вот, форматирующая команда Shift-F8 в WordPerfectдейст­
      вует так же, как метапрограммы в человеческом сознании. Она пе­
      ремещает человека на уровень, где он может форматировать и струк*
      турировать свою информацию в форме документа на любом уровне
      (слово, страница, документ) конкретности, который ему нужен.
      То есть с помощью Shift-F8 ты можешь установить новые мета­
      программы для компьютерного мозга.

    • Здорово! — воскликнула она, а затем добавила: — А у людей
      есть кнопка Shift-F8, которая показывает их коды?

    • Ну, строго говоря, нет, — ответил я.

    • Папа, что означают эти уклончивые слова — «строго гово-:
      ря»?

    • Ну, если ты знаешь форматирующие опции, доступные че­
      ловеческому мозгу, например общее или гештальт, присоединение*
      или отсоединение, визуальный, аудиальный, кинестетический
      и т. д., тогда, если ты посмотришь, как человек форматирует свою
      информацию, то сможешь легко определить, от каких опций по
      умолчанию он отталкивается при форматировании своей инфор­
      мации. кл !

    ; — Здорово! А нельзя ли задать вопросы, своегорода формати­рующие вопросы!, которые заставят человеческий ум форматиро­вать определенным образом?

    Э1Г-•'— Ты меня опередила, маленькая проныраК. Можно. Предпо­ложим, ты спросила: «Как выглядит эта идея в целом?» Или: «Какая конкретная деталь вам необходима для лучшего понимания этой темы?» Или: «Если бы вы присоединили это к тому, что вы знаек те, какие мысли пришли бы вам на ум?», «А что, если вы исполни-* те роль адвоката дьявола и не согласитесь с тем, что я только что сказал?» Каждый вопрос побуждает ум форматировать опреде­ленным образом или переходить к той или иной метапрограмме»

    Здорово. Поэтому, папа, когда ты посмотришь в целом на то,
    что ты хочешь сделать для меня сегодня вечером, и увидишь, что
    должно вызвать у тебя по-настоящему приятные чувства при реа­
    лизации такой своей ценности, как быть хорошим отцом...

    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   34


    написать администратору сайта