никроз. L. Michael Hall Bob G. Bodenhamer
Скачать 3.24 Mb.
|
Часть II. Mentani с ебе или к другим. Культурные нормы на Западе, как правило^; побуждают и обусловливают женщин практиковать внешнюю, ориентацию, а мужчин — внутреннюю. Мак-Коннелл приводит данные исследования региональных контекстов (сравнение севера США с югом), где указывается на преобладание интернализу* ющих людей над экстернализующими (McConnell, 1977, pp. 298-302). Самоанализ • Отнесение к другим/отнесение к себе (внешняя/внутренняя! система отсчета) Сбалансированность внешней и внутренней ориентации Внешняя ориентация, проверяемая внутренней Внутренняя ориентация, проверяемая внешней Контексты Работа/карьера • Интимные отношения Взаимоотношения • Увлечения/отдых Спорт • Другое: Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма: уровень ДА/НЕТ В случае внешней ориентации: ориентация на кого или на что? Референтный человек или группа? № IS* Тип эмоционального состояния Ассоциированное/диссоциированное; чувства/мышление Концепт. Мы можем обрабатывать данные одним из двух способов — ассоциированно или диссоциированно. При диссоциации мы осмысляем и обрабатываем данные, сохраняя некоторую «психологическую дистанцию» от эмоционального воздействия материала. При диссоциированной репрезентации мы скорее видим свой более молодой образ, чем смотрим на происходящее собственными глазами. Мы видим, слышим, обоняем и ощущаем репрезентации, как будто они находятся «вот там». Мы вышли из образа, чтобы можно было поразмышлять «о» происходящем. 4. «Эмоциональные» метапрограммы13_1 При ассоциации мы осмысляем и обрабатываем данные, сполна переживая их эмоциональное воздействие. Когда мы создаем ассоциированную репрезентацию, мы видим то, что увидели бы, если бы «вошли» в кинофильм. И, соответственно, мы слышим то, что услышали бы, если бы действительно были на месте событий; мы обоняем, ощущаем на вкус и осязаем объекты как непосредственно присутствующие. «Входя» в картину, мы начинаем мыслить «в» происходящем. Извлечение. «Вспомните какую-нибудь рабочую ситуацию, которая некогда причинила вам беспокойство...*, «На ваш взгляд, какое переживание, связанное с работой, доставило вам наибольшее удовольствие или радость...?», «Когда вы принимаете решение, то опираетесь скорее на рассудок и логику, личные ценности или на что-то иное?» Идентификация и проявление эмоций. Наблюдая ключи глазного доступа, обратите внимание, осуществляет ли человек кинестетическую обработку (см. Приложение III). Если он получил доступ к кинестетической модальности и остается в ней, вы можете предположить, что он находится в ассоциированном состоянии. Если он получил доступ к кинестетическому осознанию, но не остается в нем, предположите диссоциацию. Диссоциация. Чтобы идентифицировать диссоциацию, обра тите внимание на эмоциональный аффект человека — он будет слабым, притуплённым или мягким. Человек использует комму никативную категорию Сатир «расчетливый» (№ 31). Он будет говорить о переживании, а не из него. Человек будет действовать исходя скорее из рассудка и логики, чем из эмоций. Это соответ ствует описанной Уильямом Джемсом категории «практического ума» (James, 1890), тогда как ассоциированное состояние соответ ствует его категории «чувствительного ума». Ассоциация. При ассоциированных репрезентациях мы бу дем испытывать (или воспроизводить чувства) из полновесного телесного состояния, как бы снова переживая образы, звуки и ощущения. Данное состояние может варьироваться от очень лег кого и слабого до крайнего и избыточного. Чем интенсивнее эмо циональная ассоциация, тем больше изменений произойдет с цветом кожи, дыханием, мышечным напряжением и всеми остальными физиологическими признаками. 3. Выбранный баланс. Хотя всем нам присущи излюбленные способы восприятия данных (ассоциированно или диссоциирован- Но), человек может замкнуться либо в одном, либо в другом со- 132Часть II. Метапрограмму стоянии, утратив ту гибкость сознания, которая позволяет ассоциироваться или не ассоциироваться по своему выбору. Подстройка и язык. Используйте язык ассоциации, если вы хотите подстроиться под кого-то, уже находящегося «там», и язык диссоциации в случае человека, психологически не проникшего^ ся переживанием. Примерно 50% населения США составляют люди, которые ориентируют себя преимущественно в одном состоянии: ассоциативной! и диссоциативном. Что касается тендерных данных, то среди женщин мышление или диссоциацию используют 45% в сравнении с 50% среди мужчин. Уровень объективности обусловлен использованием данного стиля, а зачастую и принятием третьей перцептивной позиции, или метапозиции. Мыслительный стиль диссоциации обусловливает теоретическую ориентацию, скептицизм, эмпиризм, привычку тестировать реальность, экспериментальный подход, развитие навыков в интеллектуальных сферах (лекции, исследования, наука, технология); человек ценит порядок, достижения, доминирование и надежность^ Эмоциональный стиль ассоциации обусловливает ориентацию на социальные отношения, духовность, заботу, присоединение и восприимчивость, когда ценностями являются внимание, эмпатия, понимание и поддержка. Когнитивное искажение в РЭТ. Когда мы переживаем сильный дистресс, боль, травму и расстройство и остаемся в этом состоянии, воспринимая его как хроническое, мы почти неизбежщ демонстрируем когнитивное искажение, которое Эллис (Ellis, 1976) обозначил ставшими популярными терминами когимаризация (awfulizing) и катастрофизация (catastrophizing). Мы используем эти не имеющие референтов слова (они не относятся ни к чему реальному или фактическому!) и тем самым усиливаем свою эмоциональную боль. При кошмаризации мы преувеличиваем негативный, нежелательный опыт. Мы можем также поддаваться искажению, называемому эмоционализацией. Эллис описывает его как переоценку значимости эмоций и настроения, когда предполагается, что, если мы чувствуем что-то, это должно «быть реальным». «Я чувствую себя противным жалким неудачником, следовательно, я противный жалкий неудачник». Эмоционализация приводит к виктимному образу мыслей и чувств (то есть мы начинаем мыслить и чувствовать, как жертва), к бессилию, импульсивности и реактивности, нетерпеливости. Глава. 4. «Эмоциональные* метапрограммы133 Первичные контексты. Обусловлены главным образом моделированием, идентификацией, отрицанием моделей, количеством и уровнями травматических переживаний, навыками преодоления трудностей или отсутствием этих навыков, культурными нормами, разрешением или запретом одного из паттернов. На Западе женщинам намного чаще дают разрешение на проявление чувств и ассоциированную обработку информации, а мужчин чаще призывают к мышлению и диссоциированной сортировке. Самоанализ • Ассоциированный/диссоциированный (чувства/мышле ние) Контексты Негативные эмоции • Позитивные эмоции Настоящее • Прошлое_Будущее Работа/карьера • Интимные отношения Взаимоотношения • Увлечения/отдых Спорт • Другое: • Высокий/средний/ низкий • Ведущая метапрограмма: уровень ДА/НЕТ № 16. Тип соматической реакции Инертная/рефлексивная/активная (активность от низкой до высокой) Концепт. Некоторые люди обрабатывают информацию очень энергично, быстро и импульсивно — в активном стиле. Другие обращаются с информацией намного более тщательно, вдумчиво, медленно и т. д. — в рефлексивном стиле. Третьи, по-видимому, занимаются обработкой информации очень мало, или, по крайней мере, с большой неохотой — инертный стиль. Извлечение. «Когда вы попадаете в новую ситуацию, то, оценив ее, обычно действуете быстро или осуществляете детальный анализ всех последствий, прежде чем действовать?» Идентификация 1. Активные люди ориентируют себя как деятели. Они являйся инициаторами событий. Зачастую они сначала действуют, а 134' Часть II. Метапрограмм затем думают! Будучи предпринимателями и деловыми людьми, именно они формируют облик мира. И хотя они, как правило, до пускают многочисленные ошибки, они также завершают намечен* ное и намного чаще добиваются успеха. г Рефлексивные люди предпочитают исследование и обдумЙ^ вание действиям. Это делает их более пассивными, поскольку прежде чем действовать, им нужно все спокойно взвесить. Они придерживаются убеждения: «Ничего не делайте второпях!» Те, у кого оба этих стиля смешаны, исповедуют более сбалансирован ный и здоровый подход. Обратите внимание на то, что они дейст| вуют преимущественно в аудиально-дигитальном (№ 3) и расчет» ливом (№ 31) модусах. Те, кто реагирует инертно, ни исследуют, ни действуют; они предпочитают игнорировать и избегать. Подстройка и язык. Подстраивайтесь в своей коммуникаций под каждый стиль, апеллируя к ценностям того или иного чело* века. Первичные контексты. Включают в себя физиологические схемы и предрасположенность. Определенные психоактивные средства увеличивают обусловленность моторной коры к действию. Также влияют моделирование, идентификация и отрицание моделей. Дети, у которых схемы в целом настроены на ускоренное «проигрывание» когнитивного осознания, должны научиться замедлять этот процесс, «думать» и т. д. Травматический опыт, индуцирующий реакцию нападения/бегства (№ 13), может привод дить к реактивному стилю. Самоанализ • Активный/рефлексивный/инертный Контексты Работа/карьера • Интимные отношения Взаимоотношения • Увлечения/отдых Спорт • Другое: Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма: уровень ДА/НЕТ *• nOn Л «Эмоциональные» метапрограммы135 /ЯДОМ■— kq17. Убедительность или правдоподобие репрезентация принятияубеждения: убедительные образы, звуки, ощущения и/или наличие смысла Концепт. Обрабатывая информацию, мы учимся ценить различные качества и переживания. Это побуждает нас использовать различные стратегии убежденности в ценности, важности или значимости чего-то. Что конкретно побуждает нас признать событие правдоподобным? Некоторые люди поверят в какое-то явление и, следовательно, решат предпринять в отношении него какие-то действия, поскольку оно выглядит правильным ( V*), другим необходимо, чтобы оно звучало правильно (А1), третьи поверят, когда оно дает смысл (Ad), а еще кто-то — когда оно ощущается правильным (К+). Что заставляет вас поверить во что-то? Что вас убеждает? Извлечение. Задайте вопросы, которые предполагают принятие решения: «Почему вы выбрали тот автомобиль, который у вас сейчас?», «Что помогает вам определить, где вы будете отдыхать?», «Когда вы принимаете решение, где вам отдыхать, как вы мысленно приходите к нему?», «Вы видите, слышите его или у вас возникают чувства относительно него?», «Что дает вам знать, что вы правильно выбрали товар?» Идентификация. Рассмотрите все различные аспекты, которые составляют структуру убежденности в отношении важной покупки, например нового автомобиля. Как вы подходите к сбору информации вначале, чтобы принять решение? Какая информация вам необходима? Какие сенсорные системы вы используете, осмысляя ее? Сколько раз вам нужно обдумать информацию, прежде чем она покажется «правильной»? Здесь мы разграничиваем две подкатегории: убе^пелънаярепрезентация и убедительная Эе-■мопстрация. В данной метапрограмме важнейшую роль играют Два фактора: 1) какой модус осознания вы (или другой человек) используете (VAK или Ad) и 2) процесс перехода от мышления к чувству уверенности и убежденности. Сколько раз вам необходимо сделать этот переход, чтобы поверить во что-то? Язык. Обратите внимание на используемые сенсорные предикаты и параметры процесса — время, качество и повторение, о ко-торых упоминает человек. Люди, которые используют визуальные убеждающие факто-Ры, совершают действия потому, что их репрезентации выглядят правильными. Если визуальные качества кажутся убедительны- 136Часть II. Метапрограмму ми, тогда они действуют. Соответственно, процессу их убеждения помогают визуальные пособия, диаграммы, иллюстрации и т. д. (Согласно оценкам, это от 50 до 75% населения США.) У людей, которые используют аудиальные убеждающие фак торы, имеется репрезентация, которая звучит правильно. Они слышат ее весьма отчетливо. Какую громкость, высоту, интона цию голоса, темп речи, стиль и т. д. человек находит наиболее убе дительными? В этом случае хорошо помогает моделирование ин тонации человека, которого эти люди находят наиболее убедитель^' ным. (Согласно оценкам, 15-35%.) .; Людям, использующим аудиалъно-дигиталъный убеждающий* фактор, присуща яркая языковая репрезентация (или внутренняя речь), которая вызывает у них чувство, что тот или иной выбор является логическим, разумным и оправданным. Они любят данные, факты и доводы. Какие конкретные идеи, слова, ценности^ выражения и т. д. более всего способствуют их убеждению? В данном случае значимую роль играют книги, отчеты, памфлеты, рекомендательные письма и т. д. (По оценкам, 12-15%.) У людей, которые используют кинестетический убеждающий* фактор, имеется висцеральная репрезентация их выбора, и она вызывает тактильные или внутренние ощущения, воспринимаю*** щиеся как правильные. Здесь значимое влияние оказывает практический опыт. (По оценкам, 12-15%.) При коммуникации предъявляйте свою информацию в соответствующем сенсорном канале, используйте адекватные предикаты, чтобы «оживить» свои описания и присоединиться к убеж*? дающей стратегии человека. Процессуальный фактор. Затем идентифицируйте те факто-1 ры процесса, которые обеспечивают человеку качество правдопо-* добия. Спросите: «Часто ли человек должен демонстрировать вам компетентность, прежде чем вы будете убеждены?», «Сколько раз вам обычно необходимо посмотреть, послушать, прочитать или сделать что-то, прежде чем вы почувствуете себя убежденным в собственной компетентности в этом вопросе?» Возникает ли убеждающий фактор (или правдоподобие): 1) автоматически; 2) через некоторое количество раз (за сколько раз?); 3) за определенный период времени (сколько длится каждый период?); 4) непрерывно? 1. Автоматически. Люди с автоматическим убеждением отличаются доверчивостью; их не требуется долго убеждать, поскольку они исходят из правдоподобия, если не доказано иное. Так как 4. «Эмоциональные* метапрограммы137 их «программа» такова, что они уже готовы поверить, они собирают некоторую информацию и мысленно дорисовывают остальное (!)• В данном случае проблема состоит в том, что иногда они начинают доверять в слишком большой степени и слишком поспешно. (По оценкам, это 8-10% населения.) В течение многих лет я (ББ) функционировал в автоматическом модусе. Однако в конце концов, после покупки слишком большого количества товаров, которые были мне не нужны, и подписки на слишком большое количество программ, я изменил свою метапрограмму на «количество раз». Опыт побуждает нас менять свои метапрограммы, не так ли? 2. Повторение. Многие люди начинают верить во что-то толь ко после определенного количества предъявлений информации, ситуаций и т. д. Создается впечатление, что данное количество неврологических «предъявлений» (внутреннего осмысления, и чувственного восприятия информации) необходимо для того, чтобы идея достаточно упрочилась, показавшись «реальной» и правдо подобной. Количество необходимых повторений для каждого та кого человека будет индивидуальным (3, 5,17 и т. д.), и он не бу дет убежден, пока все эти повторы не произойдут. Соответствен но, возникает вопрос: «Сколько раз?» Подстраивайтесь, используя повторение. Поговорите с этим человеком столько раз, сколько требуется. Вдумайтесь в пугающую мысль: значительное число людей могут поверить почти в любое сообщение, если оно повторено достаточное количество раз в убедительных репрезентациях! (По оценкам, около 50%.) 3. Период времени. Некоторым людям для убеждения требует ся не определенное количество воздействий идеи (как при повто рении), им необходимо, чтобы воздействие продолжалось в тече ние определенного периода времени. Данное качество «долговре- менности» и является тем фактором, который позволяет идее упрочиться в их сознании. Поэтому вы обнаружите, что решаю щим элементом при убеждении подобных людей является их ощу щение «времени»: они поверят, если воздействие сохраняется во времени и/или если проходит определенное количество времени. Тэд Джеймс Oames» 1988) предлагает, чтобы мы подождали 10% их «времени» (шесть дней, если их период равен 60 дням), а затем сказали: «Я был так занят после нашего последнего разговора, кажется, что прошло два месяца, вы понимаете, что я имею в виду?» (По оценкам, около 25%.) 138Часть II. Метапрограммы А. Никогда (или почти никогда, последовательно никогда!}. Некоторые люди почти никогда не принимают что бы то ни было как правдоподобное. Будучи полной противоположностью тем, кто доверяет автоматически, такой человек почти всегда автоматически не верит. Он почти никогда никому не доверяет. Люди, относя-: щиеся к данной группе, практически никогда не чувствуют себя убежденными. Вам приходится доказывать им что-то каждый раз заново! Упоминание о прошлом случае не срабатывает в следую?» щий раз. Что за истории я (ББ) мог бы рассказать на эту тему ! Я же нился на даме с такой метапрограммой. Линда может заставить попотеть любого продавца, прежде чем купит что-нибудь! ♦: (Дайте такому человеку задание, состоящее в том, чтобы про вести контроль качества объектов, которые необходимо проверять заново каждый раз, — как при техническом обслуживании само лета!) Подстройте под него свою речь соответствующим образом: «Я знаю, вас ни за что не убедить, что сейчас вам самое время сде лать это; единственный способ проверить: начать и выяснить!» (По оценкам, около 15%.) ' Первичные контексты. Те же, что и для № 3. Значительное влияние случаев доверия в детстве, а также случаев веры в эмоционально значимых людей. Этот процесс может быть подорван травматическим опытом, в результате чего человек выстроит сие» тему убеждений, состоящую в категорическом недоверии кому-либо. Самоанализ • Выглядит правильно/звучит правильно/ощущается правиль ным/дает смысл Контексты Работа/карьера • Интимные отношения Взаимоотношения • Увлечения/отдых Спорт • Другое: Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма: уровень ДА/НЕТ Процесс Автоматический • Повторение Период времени • Никогда (почти никогда) 4. «Эмоциональные» метапрограммы139 18. Тип эмоциональной направленности иаправленностъ/диффузностъ Концепт. Данная метапрограмма относится к фокусировке и диффузии эмоций. Она связана с таким качеством, как направленность сознания человека в процессе переживания эмоций. Одни люди проявляют эмоции однонаправленно, другие — многонаправленно. Извлечение. «Если вы вспомните случай, когда вы находились в определенном эмоциональном состоянии (позитивном или негативном), то оно распространялось и влияло на некоторые (возможно, на все) ваши прочие эмоциональные состояния или оставалось достаточно сфокусированным, относясь к своему объекту?» Идентификация Х.Диффузность. Когда у некоторых индивидуумов бывает «плохой» день на работе, их «плохие» эмоции сразу же и решительно (ассоциированно — № 15) начинают влиять на все остальные области жизни. Эмоциональное состояние, относящееся к одному аспекту жизни, характеризуется широким распространением действия. Когда этот паттерн выражен слишком сильно, он ведет к переменам настроения, неустойчивости, смещенным эмоциям и другим формам эмоциональной нестабильности. Человек кажется не способным сохранить эмоции по поводу некоторого одиночного аспекта жизни в пределах данной области. п 2. Направленность. Другим индивидуумам удается сдерживать свои эмоции так, что они проявляются фокусированно и изолированно (направленно). Если такой человек чувствует себя на работе расстроенным, подавленным, сердитым, радостным, удовлетворенным и т. д., эти его чувства остаются привязанными к данному референту и не распространяются на другие отношения. Человек будет испытывать свои эмоции и ассоциироваться с ними в референтной области своих мыслей и чувств, но не станет переносить их на другие области. Когда данный паттерн сбалансирован, он позволяет человеку ограничивать свои эмоции адекватным контекстом. Когда он за-ходит слишком далеко, это ведет к ригидным границам эго и даже к Расстройствам «множественной личности». Язык и эмоции. Человек, сортирующий диффузно, обычно пе- Реносит эмоции из контекста в контекст и позволяет интенсивно- У негативному (или позитивному) эмоциональному состоянию 140Часть II. Метапрограммы «обрушиться» на другие состояния. Его эмоциональный стиль функционирует размыто, без каких бы то ни было рамок или ограничений. Человек, сортирующий направленно, сегментирует и упорядочивает свои эмоциональные состояния так, что эмоция, относящаяся к определенной ситуации, остается в определенных рамках. Казалось, что Джейн совершенно не знает, что она чувствует в отношении чего бы то ни было конкретного. Ее чувства относи-, тельно работы, детей, подруги, мужа, ее стареющих родителей, ее здоровья и т. д., по-видимому, полностью зависели от эмоции дня. И она окрашивала все остальное этой эмоцией. Напротив, ее муж Билл никогда не переживал свои эмоции диффузно. Он мог легко и быстро сказать вам, какие чувства он испытывает в отношении своей работы, брака, своих увлечений, детей и т. д. Поэтому если у него был неудачный день на работе, он испытывал чувства раздражения, фрустрации, гнева, озадаченности или любые иные чувства в отношении работы, но затем он оставлял их там и, вернувшись домой, проводил время в свое удовольствие. Джейн не знала, что ей думать или чувствовать о подобной направленности эмоций Билла и диффузии собственных эмоций. «Как это может быть: между нами происходит размолвка, а затем он идет на улицу и наслаждается тем, как дети катаются на велосипедах? Он ведет себя так, будто его ничего не трогает». Билл также не понимал Джейн. «Как может она так плохо обращаться со мной и детьми, поссорившись со своей матерью? Разве нельзя хотя бы на время забыть о ссоре, перестать дуться и раздражаться?» Первичные контексты. Обусловлены разрешением (или запретом) переживать и фиксировать эмоции в тех областях, которые мы считаем допустимыми или запрещенными. Ребенок может ощущать домашний контекст как «место», где родители приемлют его страх, но отрицают гнев, и т. д. Моделирование и идентификация с тем, как родители и другие люди разграничивают или оказываются не в состоянии разграничить аспекты своих эмоций, сохраняя их обособленными. Самоанализ • Направленность/диффузность/сбалансированность Контексты •Работа/карьера • Интимные отношения V 4. «Эмоциональные» метапрограммы141 Взаимоотношения • Увлечения/отдых Спорт • Другое: Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма: уровень ДА/НЕТ дг 79. Эмоциональная интенсивность/ насыщенность Скудость/'изобилие;робость/смелость Концепт. Кэттелл (Cattell, 1989) описывает данный паттерн как фактор смелости/робости в проявлении эмоций и отмечает, что он имеет скорее конституционную обусловленность. Он проявляется в изобилии или скудости эмоций человека и отражает эмоциональную насыщенность, простирающуюся от застенчивости, робости, сдержанности, чувствительности к угрозам до предприимчивости, невозмутимости и социальной напористости. Извлечение. «Когда вы думаете о какой-то ситуации на работе или в личной жизни, которая кажется вам рискованной или предполагающей публичную огласку, какие мысли и чувства тотчас же приходят на ум?» Идентификация. На континууме между низкой и высокой насыщенностью и эмоциональной интенсивностью люди могут выделять и ценить либо высокие, либо низкие уровни. 1. Изобилие. Люди, которые производят сортировку на высокую эмоциональную интенсивность, ищут и получают удовольствие от опасных переживаний (американских гор, домов с привидениями, фильмов ужасов и т. д.). Нередко они просто любят испытывать страх. Им нравятся софиты, публичные выступления, внимание и признание, и поэтому они готовы идти на еще больший риск. Они часто мыслят и действуют в весьма творческой манере. Кэттелл пишет: Их неиспользованная физическая активность обеспечивает иммунитет к физическим и социальным угрозам, которые оказываются пагубными для других (Cattell, 1989,р. 136). Когда этот паттерн становится чересчур выраженным, он мо-Жет вести к антисоциальному поведению. Многие из тех, у кого °н сочетается с конкретным мышлением, ведут себя как «глупцы, к°торые устремляются туда, куда опасаются заглядывать ангелы». 142 Часть II. Метапрограммы Их смелость и безразличие к сигналам опасности и потребность в возбуждении, в сочетании с низким интеллектом, неизбежно приводит к неточным и поспешным суждениям. Такое сочетание часто обнаруживаюту заключенных (Cattett, 1989, р. 141). 2. Скудость. Люди, которые производят сортировку на низкую эмоциональную интенсивность, нуждаются в определенности и предсказуемости; у них формируется мышление, не характеризую ющееся ни преступными наклонностями, ни творческими способа ностями. Обладая низкой толерантностью к страху и возбужде-- нию, они защищают себя, прячась в раковину, стараясь не при влекать внимания, избегая риска, обеспечивая себе безопасности посредством рутинного образа жизни, и т. д. Если человек излиш не привержен данному паттерну, он испытывает постоянный страх и тревогу, становится «половой тряпкой» для других и превраща ется в комок нервов. ; Язык и эмоции. Робкие и пугливые люди общаются и испь£ тывают те или иные чувства в молчаливой интроспективной ма нере, они полны забот и волнений, размышляют об опасности и рис ке, осторожны, негативно настроены и замкнуты. Смелые и склон* ные к риску люди обычно выступают вперед с приветливым и беспечным видом, они откровенные, экспрессивные, проворные, живые, разговорчивые. ' Первичные контексты. Вероятно, связаны с физиологическими факторами и функционированием нервной системы. Кроме того, обусловлены опытом, который подкрепляет изобилие или не подкрепляет. Хронический травматический опыт может менять мышление-эмоции, поведение, «химию»' крови и привычный способ восприятия жизни. Самоанализ • Скудость/изобилие/сбалансированность Контексты Работа/карьера • Интимные отношения Взаимоотношения • Увлечения/отдых Спорт • Другое: Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма: уровень ДА/НЕТ Глава 4. «Эмоциональные» метапрограммы143 Заключение В жизни все мы используем свой «телесный материал» кинестетических ощущений и оценочных эмоций. Мы «идем навстре-чу» переживаниям, информации и людям или сторонимся их. Совершая эти действия, мы испытываем уверенность или неуверенность в их отношении, ориентируемся на собственные мысли и чувства или нас больше беспокоит, что думают и чувствуют другие. Нам присущ стиль действий, характеризующийся активностью от низкой до высокой. Нам свойственна стратегия доверия или недоверия. А когда мы проявляем эмоции, то они оказываются либо сфокусированными и однонаправленными, либо рассеянными повсюду! При этом проявление наших эмоций различается базовым стилем насыщенности или отсутствием такового. Теперь посвятите некоторое время обзору и осмыслению своих «эмоциональных» метапрограмм. Какие функционируют у вас в качестве ведущих? Какие «ведут» вас в такой степени, что у вас не хватает гибкости сознания сместиться к другой стороне континуума? Какие мысли, убеждения или ценности приводят в движение ваши «эмоциональные метапрограммы»? Когда вы занимаете вторую позицию по отношению к человеку с другой «эмоциональной» метапрограммой, постарайтесь полностью проникнуться ею и обратите внимание на другой мир, который она создает. Что бы вы ощутили, если бы использовали эту метапрограмму чаще? Наконец, поразмышляйте над тем, что вы существуете как нечто намного большее, чем ваши эмоции. У вас имеются эмоции и вы проявляете их, но вы не тождественны вашим эмоциям. Эти телесные корреляции ваших мыслей и ценностей всего лишь показывают, какое значение вы придаете происходящему — позитивное или негативное. Однако в какой степени вы идентифицировали себя со своими эмоциями? Позволительно ли вам теперь узнать себя как человека, который представляет собой нечто большее, чем его эмоции? Что мешает вам дать себе такое разрешение даже сейчас? № 13. Стиль эмоционального совладения, или паттерн реакций на стресс: пассивность/агрессия/ уверенность № 14. Система отсчета, или авторитет: внутренняя/ внешняя; отнесение к себе/отнесение к другим 144Часть II. Метащ № 15. Тип эмоционального состояния: ассоцииро-ванное/диссоциированное;чувства/мыгиление № 16. Тип соматической реакции: инертная/рефлек-сивная/активпая № 17. Убедительность или правдоподобие: выглядит, звучит, ощущается правильно; придает смысл № 18. Тип эмоциональной направленности: направ-ленпость/диффузность № 19. Эмоциональная интенсивность/насыщенность: скудость/изобилие |