никроз. L. Michael Hall Bob G. Bodenhamer
Скачать 3.24 Mb.
|
Часть II. Метапрограмму рая область описывает то, как мы относимся к другим людям в раз-говорах и общении с ними. Она характеризует «степень нашего влияния» на других. 1. Повышенная ответственность. Те, кто берет на себя слищ- ком большую ответственность, исполняют роли заботливых людей. Их отличает умелое решение проблем, проявление симпатии и за боты, стремление улучшить положение вещей. Будучи чрезмерней привержены данному паттерну, они могут исполнять созависимы^ роли в отношениях с человеком, который привык снимать с себя ответственность. Зачастую такие люди не способны провести грань между ответственностью за что-то в своей области деятельност)| и ответственностью перед другими людьми. При повышенной ответственности люди выходят за рамки своих обязанностей и вторгаются в «сферу полномочий» других людей. В крайних случаях такие действия становятся назойливыми, сигнализируя: «Я не верю, что вы — ответственный человек». 2. Пониженная ответственность. Те, кто не способен адекват но отвечать за собственные мысли, эмоции, слова и поступки, рас считывают на то, что о них позаботятся другие. В период младен ческой и детской зависимости такие действия оказываются эф фективными и уместными. В период зрелости инфантильная зависимость может сохраняться у некоторых людей, не способ ных признать себя ответственными за собственное поведение,.,\. При пониженной ответственности люди считают себя зависимыми и нуждающимися. У них развивается восприятие себя в качестве жертвы, и это быстро перерастает в упреки и требования. Когда данный паттерн выражен чересчур сильно, человек становится иждивенцем, возлагая ответственность за свое счастье на других людей, государство и т. д. 3. Сбалансированность. Присуща тем, кто признает себя спо собным отвечать за собственные действия и нести ответственность перед другими. Такие люди ориентируются на соответствующие контекстуальные маркеры, которые показывают им, когда следу ет «давать», а когда «получать». Язык, эмоции и подстройка. Люди с повышенной ответственностью проявляют слишком много заботы о других и становятся участниками отношений, характеризующихся опекой и соза-висимостью. Как правило, они говорят о проблемах и обидах дрУ" гих людей и делают это в ассоциированной форме. Когда они видят» что другой человек в чем-то нуждается, то принимают на сеоя ответственность за него — что, по иронии судьбы, делает его еШ «Волевые* метапрограммы167 более слабым. Люди с пониженной ответственностью обычно жаждут такой заботы, определяют ее как «проявление любви ним», обвиняют и упрекают других при отсутствии подобного «внимания» и лишены чувства подлинной независимости и взаимозависимости. Согласно моим (ББ) наблюдениям, интенсивность созависи-мости прямо коррелирует с тем, насколько часто индивидуум занимает вторую позицию по отношению к другим людям. Первичные контексты. Когда мы появляемся на свет, у нас отсутствует высокоуровневый концепт «ответственности»; он формируется с годами по мере нашего взросления. Мы все вступаем в жизнь, обладая пониженной ответственностью, поскольку полностью зависим от тех, кто о нас заботится. Здесь важную роль играют семья, культурная и расовая среда, а также ценности, прививаемые нам как этими источниками, так и религией, политикой, школой и т. д. Травма может обусловить как первое, так и второе отношение к «ответственности». Человек может принять на себя роль жертвы и отказаться от какой бы то ни было ответственности, либо он может начать играть роль избавителя, опекуна, поддавшись мессианскому комплексу спасителя мира. Одна из форм дисфункционального воспитания заключается в том, что на ребенка возлагается ответственность за эмоции родителей. Если ребенок соглашается с этим, то, когда он вырастает, у него формируются два ошибочных убеждения: 1) мои достоинства определяются способностью действовать в интересах окружающих и доставлять им удовольствие; 2) люди полюбят меня только в том случае, если я буду заботиться о них и отвечать за них. Самоанализ • Повышенная ответственность/пониженная ответствен ность/сбалансированность Контексты Работа/карьера • Интимные отношения Взаимоотношения • Увлечения/отдых Спорт • Другое: • Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма: Уровень 3ii лнео ДА/НЕТ 168Часть П. Метапрограммы № 28. Степень доверия к людям Недоверчивость/доверчивость (паранойя/ наивность) Концепт. Данная метапрограмма связана с метапрограммрй, которая определяет, как «сознание» трактует факты и, следовательно, поддается убеждению (№ 17). Она относится к тем же самым процессам — только с точки зрения наших отношений с окружающими. Некоторые люди следуют мыслительно-чувственному паттерну недоверия, другие — паттерну доверия. Извлечение. «Когда вы встречаете незнакомого человека, то сразу же испытываете чувство доверия к нему и готовы быть откровенными с ним или у вас возникает чувство недоверия, сомнения, зависти, неуверенности, появляются вопросы и т. д.?», «Как вы обычно предпочитаете контактировать с человеком или группой людей, прежде чем лучше их узнаете, — доверительно или осторожно?» Идентификация Недоверчивые. Люди, которые сразу же задаются вопроса ми, начинают сомневаться, чувствуют (в большей или меньшей степени) угрозу, будут проявлять сдержанность, займутся иссле дованием, захотят убедиться в мотивах, намерениях и образе дейст вий человека. Обычно они занимают настороженную, оборонитель ную позицию и не готовы тотчас же поверить кому бы то ни было. Они ведут себя недружелюбно и выглядят не слишком доступнк- ми (подобная тактика становится самоисполняющимся пророче ством — оправдывая их предположения в отношении другого че ловека!). Доверчивые. Люди, которые сразу же проникаются довери ем к окружающим, чувствуют свою общность с ними, идут им на встречу и даже готовы заключить в объятия любого незнакомца. Как правило, они кажутся сердечными, дружелюбными, заинте ресованными и общительными. Когда подобный стиль поведения чрезмерно выражен, человек наивно верит всему, что говорят другие люди, в результате чего становится объектом манипуляций и его бывает легко обмануть. Язык и личность. Ориентация на недоверие приводит к тог^ что человек вступает в социальные ситуации и устанавливает новые отношения с большой осторожностью, постоянно сомневается в мотивах и намерениях других людей. Когда возникают труД" ности, у него может быстро возникнуть состояние «жертвы»! так 5. «Волевые* метапрограммы169 что он будет чувствовать себя объектом контроля и манипуляции. Это еще больше убеждает его в том, как важно проявлять недоверие к окружающим. Ориентация на доверие как операционная система побуждает человека устремляться навстречу другим людям, демонстрируя сердечность, обаяние и, порой, наивность. Первичные контексты. Эриксон (Erickson, 1959,1968) в своей модели, которая описывает психосоциальные стадии развития, выделяет стадию доверия/недоверия. Ребенок проходит эту стадию в возрасте от двух до пяти лет, и здесь имеют значение в первую очередь его отношения с родителями и эмоционально значимыми людьми. Заслуживало ли доверия их поведение? Мог ли ребенок рассматривать слова воспитателей как точные репрезентации мира и поступков, которые они затем совершали? Программа недоверия может быть также обусловлена последующими травмами, вызванными предательством, нарушением обязательств и т. д. Самоанализ • Ориентация на доверие/недоверие Контексты Работа/карьера • Интимные отношения Взаимоотношения • Увлечения/отдых Спорт • Другое: Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма: уровень ДА/НЕТ Заключение Каждый день мы принимаем сотни решений в отношении того, как нам воспринимать происходящее и как нам действовать в своей Жизни. Следует ли мне принять или отклонить то-то и то-то? Что я предпочитаю: наличие нескольких возможностей или ясную и конкретную процедуру действий? Что мне нужно сделать, чтобы данное событие, идея или человек вписались в мою реальность? Как я могу извлечь пользу из этого опыта и полнее его воспри нять? ш 170Часть II. Метапрограмма Рассматриваю ли я свою работу как необходимость или как возможность? Обязан ли я совершать добрые и рассудительные поступки или я делаю самостоятельный выбор в пользу подобных дей ствий? Какие аспекты жизни должны стать объектом моего перво степенного интереса? Следует ли мне наметить для себя какие-то цели на сегод няшний день? ;$ Какой должна быть та или иная цель и как мне добиваться ее осуществления? На что мне следует направить свое внимание при покупке этого товара? Следует ли мне взять на себя ответственность или предпоч тительнее не делать этого? J Следует ли мне доверять людям или относиться к ним на стороженно? Этот волевой параметр сознания определенно включает в себя наши мысли и чувства. Ролло Мэй сказал, что когда мы анализируем слово «воля» с психоаналитических позиций, то обнаруживаем два процесса: намерение и направление внимания. Намерение относится к тому, чего мы хотим, желаем, что любим и ценим, и тем самым фокусируем свое сознание на этом объекте. Направляя внимание, мы производим целенаправленную работу, состоящую в наблюдении за нашим сознанием, постоянно подталкивая или возвращая его к нашему намерению. № 20. Тип мотивирующей направленности: навстречу/от; прошлые достижения/будущие возможности; приближение/избегание № 21. Волевой выбор при адаптации: возможности/ процедуры № 22. Тип адаптации: суждение/восприятие; управление/подстройка № 23. Модальные операторы обоснования: необходимость/возможность (желание); кнут/пряник гппвп 5. «Волевые» метапрограммы171 № 24. Тип предпочтения: первичный интерес: люди/ места/обьекты/деятелъность/информация № 25. Тип целеустремленности — адаптация к ожиданиям: перфекционизм/оптимизация/скеп-тицизм № 26. Ориентиры при покупке: стоимость/удобство/качество/время № 27. Тип ответственности: повышенная/пониженная/сбалансированная № 28. Степень доверия к людям: недоверчивость/ доверчивость (паранойя/наивность) Глава 6 Метапрограммы «реакций» Метапрограммы, связанные с продуцированием, реагированием, коммуникацией (№ 29-39) Согласно данному нами определению, «состояние сознания» предполагает прежде всего внимание, которое является частью таких компонентов, как «мышление», «эмоции» и «воля». Состояние также включает в себя метауровневые паттерны и структуры, в которых проявлены продукты сознания. То есть наше мышление характеризуется не только тем, что мы замечаем и вбираем в себя, что мы обрабатываем и внутренне структурируем, что мы включаем в свой организм (соматизируем), но также и тем, что мы продуцируем. Не так ли? Разве вы не обращаете внимание на объекты (свою входную информацию)? Разве вы не используете возникающие мысли и эмоции для строительства своего внутреннего мира? Разве вы затем не переживаете эмоционально эти объекты (соматизируете их) в собственном теле? И разве вы не обращаете внимание на то, как вы выражаете себя в своих жестах, речи и поведении? Этот последний вопрос предполагает, что мы, ко всему прочему, сортируем и осознаем наш социальный контекст. Он предполагает также, что мы обращаем внимание на то (или используем свое рекурсивное осознание того), какое воздействие мы оказываем на окружающих, когда осуществляем коммуникацию и реагируем на тот или иной стимул. Таким образом, наша операционная система, подобно операционной системе любого компьютера, имеет активный и рекурсивный интерфейс. Слово «рекурсивный» означает, что информация, которая является результатом на одной из стадий обработки, становится затем входными данными для следующей стадии. Использование такого системного языка предполагает, что человеческое сознание в процессе сортировки функционирует как система. р,пйп в. Метапрограммы «реакций*: 173 Разновидность операционной системы, которую использует компьютер (например, DOS, Windows3.1, Windows95, OS/2 и т. д.)» особенности создания структур и паттернов данной системы полностью определяют дальнейшую работу человека с этим компьютером. Что касается человеческой операционной системы — метапрограмм, то наше продуцирование сводится к тому, как мы разговариваем и осуществляем коммуникацию, как мы соматизируем, действуем, ведем себя, жестикулируем, как мы взаимодействуем в социуме и т. д. Таким образом, благодаря метапрограммам человеческое сознание устремляется все дальше и дальше, вбирая в себя все больше и больше элементов среды. Это предполагает, что человеческое «мышление», обработка и сортировка информации происходят не только внутри головного мозга. Следует ли нам трактовать сознание именно так? Не следует ли нам перестать локализовать «сознание», как делали философы и психологи на протяжении столетий, исключительно внутри головы, или, по крайней мере, внутри тела? Современные философы, работающие в области систем, например Грегори Бейтсон, рассуждают иначе. Бейтсон (Bateson, 1972, 1976), Джером Бруннер (Brunner, 1990) и другие теоретики подчеркивают, что «сознание» не огра ничено черепной коробкой отдельного человека, а охватывает также его непосредственную физическую и культурную среду. Воспри ятие «сознания» как феномена, выходящего за пределы мозга, может показаться читателю настолько радикально иной точкой зрения, что ему, возможно, придется на время забыть о своих суждениях, чтобы объективно оценить этот подход. $< Бейтсон ставит вопрос о «сознании» и «я», используя пример со слепым человеком, передвигающимся с помощью трости: ...спросите любого о локализации и границах «я»... приведите пример слепого человека с тростью. Где начинается «я» слепого человека?На конце трости?Наручке трости? Или где-то посередине трости? Такие вопросы абсурдны, поскольку трость является проводящим путем, вдоль которого передается информация об изменениях в среде, пгакчгпоуапановкаограничительнойлинии поперек этого пути означает отсечение части системного контура, который определяет двигательную способность слепого человека. 174Часть П. Метапрограммы^ Аналогичным образом, его органы чувств являются преобразователями или проводящими путями для информации, так же как его аксоны и т.д. С точки зрения теории системутверждение, что по аксону передается «импульс», является вводящей в заблуждение метафорой. Правильнее сказать, что передается какое-то отличие или преобразование отличия (Bateson, 1972, р. 318). В целом самокорректирующийся блок, который обрабатывает информацию, или, какэтоформулируюя, «мыслит», «действует» и «решает*, является системой, границы которой вовсе не совпадают с границами как тела, так и того, что принято называть «я» или «сознанием»; при этом важно отметить, что между мыслительной системой и «я», как его принято понимать, существует множество отличий... Общая схема не ограничена поверхностью кожи, а включает в себя все проводящие пути, вдоль которых может передаваться информация (Там же, р. 319). Я (MX) в своей диссертации (Hall, 1996d) назвал этот аспект «сознания» культурным конструктом и предположил, что он побуждает нас трактовать наше «я» и наше сознание совершенно иным образом. Обычно мы рассматриваем «я» и «сознание» как нечто находящееся внутри нашей головы, а не как часть трости или как часть наших культурных конструктов. Бруннер пишет: Участие человека в культурной жизни и понимание его ментальных способностей через культуру не позволяют конструировать человеческую психологию исключительно на индивидуальной основе... Клайд Клакхон настаивал, что человек не заканчивается на поверхности собственной кожи; люди являются выражением культуры. Рассматривать мир как индифферентный поток информации, которую каждый индивидуум обрабатывает по-своему, значит упускать из виду то, как индивидуумы формируются и как они функционируют. Или снова процитируем 1ерца: «Не существует такого понятия, какчеловеческая природа, независящая от культуры» (Вгиппег, 1990,р. 12). № |