никроз. L. Michael Hall Bob G. Bodenhamer
Скачать 3.24 Mb.
|
Часть III. Применения ционировать в качестве «ведущей» (Hall, 1990). Если глобальная или гештальт сортировка выступает в качестве ведущего фактора и влияет у данного человека почти на всю обработку информации (№ 1), тогда более чем вероятно, что она приведет его в своего рода глобальное состояние — состояние сознания и тела, в котором он будет мыслить, чувствовать и сортировать объекты более высокого уровня. Если другой человек ведом процедурой (№ 21), данная метапрограмма может также соответствовать процедурному состоянию и приводить человека в это состояние. Ведущие метапрограммы (и те, которыми мы злоупотребляем) часто описывают и порождают психо-физические состояния. В результате метапрограммы могут превращаться в метасостояния. Какой механизм тут действует? Данное превращение происходит потому, что стиль обработки и сортировки (метапрограмма) часто включает в себя обрабатываемую информацию. Как таковая метапрограмма содержит некоторые внутренние репрезентации (в том числе убеждения, ценности, представления и т. д.), которые раз за разом приводят человека в соответствующие состояния. Вероятно, вы уже обратили на это внимание, работая с метапро -граммами, не так ли? Когда перед нами «глобальный» человек, он не только обрабатывает информацию глобально и дедуктивно, но также ценит глобальное мышление, верит в него и будет оспаривать утверждение, что «копейка рубль бережет». Аналогичным образом процедурный человек не только сортирует, используя» «пошаговые процессы», но также ценит таковые, верит в их значимость и т. д. Для такого человека переход к «возможностям»-может фактически означать попрание некоторых из его убеждб*1 ний и ценностей. Такой переход будет подрывать какие-то из его часто переживаемых «состояний», противореча им. Таким образом, если мы излишне ценим или слишком часто используем определенную метапрограмму, то привыкаем рассмат-ривать все через ее фильтр. Предположим, он включает метапрог*» рамму «специфика/детали» при сортировке информации. Предположим, что человек ведом этим фильтром, всегда уделяя главное внимание деталям. Предположим далее, что человек не обладает гибкостью сознания, позволяющей переходить к глобальной точке зрения. Или что он использовал данную мыслительную установку как часть своего самоопределения: «Я — детальный человек!» Или мы можем предположить, что человек излишне цени* 11. Чтение метапрограмм и подстройка под них283 или слишком часто использует другую метапрограмму, скажем процедуры. Тогда она будет влиять на большинство первичных состояний этого человека, делая эти состояния очень жесткими и структурированными. Когда человек будет рефлексивно направлять свои мысли-чувства на какое-то предшествующее состояние, он станет использовать эту метапрограмму. Тем самым метапрограмма может превратиться в метасостояние, вводя нас в него. Поэтому мы можем обнаружить «я»-процедуру, процедуру-радость, процедуру-любовь, процедуру-тревогу. То есть поскольку мысли (или внутренние репрезентации) действуют нейро-лингвистически, вводя нас в определенные психофизические состояния, часто используемые метапрограммы становятся привычными, а это привыкание может затем вызывать соответствующее состояние сознания-тела. Любая привычная метапрограмма, которая порождает какое-то нейро-лингвистиче-ское состояние, как только мы прилагаем ее к другому состоянию, порождает метасостояние. Использование этих знаний при определении профессиональных качеств Ценность метапрограмм, как правило, заключается в том, что они помогают нам определить, как человек обращается с информацией, после чего мы можем, соответственно, присоединиться к этому стилю. Тем самым мы сможем сделать нашу коммуникацию максимально эффективной. Если коммуникация присоединяется к стилю мышления, сортировки, восприятия человека (подстраивается под них), тогда она покажется ему приятной, естественной и «наполненной смыслом». Аналогичным образом, если мы признаем, что конкретный паттерн мышления-эмоций у человека также функционирует как метасостояние, тогда мы можем подстроиться под это метасостояние, с тем чтобы человек почувствовал, что его понимают и ценят. Применение к корпоративным работникам Перцептивные стили свойственны как отдельным индивидуумам, так и организациям людей. Компании формируют собственные паттерны и стили восприятия «реальности» и обработки информации. Эти способы сортировки, или паттерны восприятия, Характеризуют, если выражаться более метафорично, «канал», через Который человек или компания осуществляет коммуникацию. 284 Н езнание такового обрекает нас на долгие поиски стиля, который будет эффективным с данным человеком или данной компанией. Способность «читать» их метапрограмму (определять ее исходя из их языка, жестов, ключей глазного доступа и т. д.) позволяет нам быстрее подключаться к тому же самому каналу и говорить на их языке. У компаний, как и у индивидуумов, формируются собственная «личность», настроение и стиль реагирования. В НЛП мы называем позицию, из которой человек исходит, «состоянием сознания». Признавая, что человек действует исходя из какого-то состояния, мы можем принять это во внимание в нашей коммуникации. Особенно важно это в тех случаях, когда человек находится в каком-то интенсивном состоянии, поскольку все наши знания, воспоминания, поступки, восприятия и коммуникация зависят от состояний. Учет состояния также имеет большое значение с точки зрения самоконтроля, управления своими мыслями, эмоциями, настроением и поведением. Не принимая «состояния» во внимание, не осознавая, не понимая его и не умея им управлять, мы окажемся рабами своих состояний, вместо того чтобы направлять их. То же самое относится к сфере бизнеса. Заключение Тех, кто способен видеть, мы можем научить выявлению многих метапрограмм по внешним признакам. Это требует сенсорного осознания (аптайм), понимания метапрограмм, практики в их градуировке и настойчивости. Чтобы выполнить эту задачу, мы должны разбираться в сигналах (ключах), которые каждый человек уникальным образом продуцирует в своих паттернах. Чтобы научиться этому, начните с себя. Когда вы хорошенько познакомитесь с собственными метапрограммами, начинайте подмечать невербальные сигналы, которые вы подаете, когда ежедневно демонстрируете людям свои метапрограммы. ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение I Комментарий к форматированию метапрограмм Литература по НЛП содержит ряд различных структурных форматов для метапрограмм. Джеймс и Вудсмолл (James & Woodsmall, 1988) выстроили их от простых к сложным. Другие авторы дают лишь перечень метапрограмм. Третьи структурировали их в виде характеристики личности. Когда мы предложили метауровневый анализ с мета-метауровнем и разбили метапрограммы на пять категорий, которые обусловливают «состояние сознания», мы сделали это для того, чтобы ввести еще один формат. При этом мы не отрицали и нисколько не умаляли ценности и полезности других методологий или форматов. Каждая имеет свои сильные и слабые стороны. Мы разработали эту конкретную методологию потому, что она позволяет взглянуть на метапроцессы под еще одним углом зрения и, соответственно, предлагает еще один набор технологий. От простых метапрограмм к сложным Я (ББ) писал свое руководство по метапрограммам на основании модели, предложенной Джеймсом и Вудсмоллом в их книге «Терапия на линии времени и основы личности» {TimeLineTherapyandtheBasisofPersonality). Уайатт включил эти метапрограммы в НЛП, опираясь на работу Юнга (Jun& 1923). Юнг стремился типизировать людей таким образом, чтобы можно было спрогнозировать личность человека и, следовательно, его поведение. Между 1942 и 1944 гг. Изабел Бриггс-Майерс и ее мать Катрин Бриггс создали Индикатор типов Майерс-Бриггс (Myers-BriggsTypeIndicators) — инструмент, также основанный на работе Юнга и в настоящее время широко используемый при определении психологических характеристик в государственных учреждениях и бизнесе. Уайатт и Тэд выдвинули гипотезу, согласно которой метапро* граммы, следуя от Юнга к Майерс-Бриггс и, наконец, к НЛП, на- 287 ч инаются с простых форм, из которых возникают более сложные программы (Wyatt & Tad, 1988, p. 95). Три элемента человеческого опыта, а именно: внутренние состояния (IS), внутренняя обработка информации (IP) и внешнее поведение (ЕВ) примечательным образом соответствуют категориям Юнга: интроверт/экстраверт, сенсор/интуитивист и мыслящий/чувствующий. Изабел Бриггс-Майерс и Катрин Бриггс добавили четвертую категорию — рассуждающий/воспринимающий (там же, р. 91). Предполагая, что эти четыре психологические особенности образуют четыре простые метапрограммы, Уайатт и Тэд идентифицировали четыре базовые метапрограммы и другие сложные метапрограммы, которые возникают на их основе. На сегодняшний день отсутствуют какие-либо экспериментальные или исследовательские данные, подтверждающие эту гипотезу. Но она остается жизнеспособной конструкцией, с которой вы, возможно, захотите поработать в процессе изучения и использования данной модели. Джеймс и Вудсмолл (James & Woodsmall, 1988) полагают/что метапрограммы отношения, направленности, направления внимания и системы отсчета являются «наиболее важными метапрограммами при прогнозировании того, как человек будет действовать и реагировать» (Bodenhamer, 1995, р. 16). Три классификации Сид Джейкобсон (Jacobson, 1996) в работе, посвященной переходу от проблемных состояний к состояниям, обеспечивающим решения, разбил 15 метапрограмм на три категории: убеждения, мотивация и стиль мышления. Разработанная совершенно независимо, эта классификация соответствует нашей модели, которая начинается со стиля мышления, переходит к эмоциональному стилю или мотивациям и далее к волевому стилю или убеждениям. to oo 00 Приложение II Извлечение метапрограмм
|