Главная страница

Лекции. Лекции 1. Лекции 1 Терминологический аппарат


Скачать 165.66 Kb.
НазваниеЛекции 1 Терминологический аппарат
АнкорЛекции
Дата10.03.2020
Размер165.66 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЛекции 1.docx
ТипЛекции
#111494
страница6 из 9
1   2   3   4   5   6   7   8   9

Ораторское искусство в России

Развитие риторики в России связано с трудами М.В.Ломоносова, с ораторской практикой проповедников, летописцев и песнотворцев. Замечательными образцами риторического искусства стали произведения митрополита Иллариона, Кирилла Туровского, Серапиона Владимирского.

Первые труды по риторике появились только в XYII веке. Сначала они представляли собой переводы, адаптированные к русской действительности, потом появились риторики М.Усачева (1699 г.), Феофана Прокоповича (1707 г.) и только в 1748 году был напечатан фундаментальный труд М.В.Ломоносова « Краткое руководство к красноречию…». Несмотря на то, что Ломоносов под риторикой понимает «искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об ней мнению», на самом деле ученый толкует это понятие довольно широко: ораторское искусство, по Ломоносову, составляет только часть риторики, поскольку в своем труде он выделяет собственно риторику, то есть учение о красноречии вообще, а также ораторию (наставление к сочинению речей в прозе) и поэзию (наставление к сочинению поэтических произведений).

Такое положение сохранялось до 30-х годов XIX века. Начиная с этого периода, риторика в России переживали и взлеты, и падения. Перемены начинаются с широкого распространения идей натуральной школы, которая сосредоточивает свое внимание на «прозаически низких жанрах», вследствие этого «остро встает вопрос борьбы с риторикой» (В.В.Виноградов), которую обвиняют в схоластичности, напыщенности, отсутствии искренности.

Теория поэзии обособляется, риторика вытесняется за пределы литературы. В 1844 году В.Г.Белинский резко негативно оценивает риторику как науку: « Все ложное, пошлое, всякую форму без содержания, все это называют риторикой!» Действительно, создается впечатление, что риторика как наука себя исчерпала. От нее отделились самостоятельные дисциплины (стилистика, поэтика, теория литературы). Схематичность, догматизм, средневековая схоластика сопровождали преподавание риторики в гимназиях, что порождало массовое неприятие предмета учениками.

Однако социальные перемены в России вновь заставили обратиться к риторике. Так, например, после судебной реформы 1864 года расцвела юридическая мысль, была переосмыслена роль общественности в осуществлении правосудия. Речи известных русских юристов конца XIX – начала XX веков – это не только примеры судебного ораторского искусства, но и образцы высоконравственного отношения к своему профессиональному долгу, уважения к суду, судебному сопернику, участникам судебного разбирательства. Всероссийскую популярность завоевал в свое время адвокат Федор Никифорович Плевако (1842 – 1908гг.). Его выступления отличались глубоким психологизмом, остроумием и ясностью мысли. Большой эрудицией отличался Александр Федорович Кони (1844 – 1927гг.). Он оставил после себя несколько томов своих речей и докладов. Актуальность судебных речей прошлого не утратилась и сегодня, поскольку они отличались тем, что всякая непорядочность из них удалялась, а чистоплотность и порядочность прений считалась одним из лучших украшений суда.

И тем не менее почти сто лет риторика в России практически не существовала как наука, имеющая свой предмет исследования, и только в XX веке она возродилась, но уже в новом качестве. Теперь под риторикой понимают «теорию и мастерство целесообразной, воздействующей, гармонизирующей речи» (А. К. Михальская). При этом в настоящее время разрабатываются критерии невербальной риторики. Современная риторика не может существовать вне лингвистики текста, герменевтики (науки о восприятии), психологии, физиологии, педагогики.

Роды и виды красноречия

Основной единицей коммуникации является речевое событие. Под этим термином обычно понимают некое законченное целое со своей формой, структурой, границами (например, разговор покупателя с продавцом). Речевое событие складывается из двух компонентов – речевого поведения (вербального и невербального) и обстановки, в которой происходит общение. Речевое поведение иначе называют дискурсом. Это сложное понятие, обозначающее не только звучащее слово, но и поведенческие особенности партнеров, их речевое взаимодействие в диалоге. Совокупность элементов речевого события, включающая его участников, отношения между ними и обстоятельства, в которых происходит общение, называют речевой ситуацией.

В зависимости от речевых намерений говорящего формируются разные типы дискурса. Так, например, если говорящий хочет передать новую научную информацию, он прибегает к академической речи, если он ставит перед собой цель побудить слушателей к действию, он обращается к социально-политическому красноречию.

В настоящее время существует разветвленная система различных видов красноречия, но каковы ее истоки?

В Древней Греции и Древнем Риме существовало три рода красноречия: судебное, политическое (совещательное), эпидейктическое (торжественное, парадное). М.В. Ломоносов поддержал эту традицию, но выделил наиболее часто встречающиеся виды красноречия – проповедь, академическую речь. Позднее Н.Ф. Кошанский духовное красноречие поставил в противовес мирскому.

Н.Н.Кохтев считает, что в настоящее время существует несколько сфер коммуникации: научная, деловая, информационно-пропагандистская, социально-бытовая. Эти сферы и определяют род красноречия, а при конкретизации признаков – вид и жанр.

1. Социально-политическое красноречие. Это выступления на социально-политические, политико-экономические, этико-нравственные, социально-культурные темы на митингах, собраниях; отчетные доклады на съездах, в парламенте. Тактика таких выступлений может быть разная – от убеждающей до агитационной. Некоторые жанры носят черты официально-делового или научного стиля, так как апеллируют к документам. Основные признаки таких выступлений: эмоциональность, обращение к жизненно важным фактам, к авторитетам, краткость, отсутствие каких-либо неясностей и недоговоренностей, прямой призыв к действию.

2. Академическое красноречие. Это род речи, помогающий формированию научного мировоззрения, отличающийся глубокой аргументированностью, логической культурой. К этому роду относится вузовская лекция, научный доклад, научный обзор, научное сообщение, научно-популярная лекция.

Владение жанрами академического красноречия – обязательное условие коммуникативной подготовки студента высшего учебного заведения. Современный научный дискурс составляет основу профессиональной коммуникации будущего специалиста, он представлен как письменными, так и устными жанрами. К риторическим жанрам научного дискурса обучающегося следует отнести доклад на научной конференции, сообщение, отклик на научное сообщение, речь в прениях или дебатахОсобое место в жанровой структуре научного дискурса занимают сложные многожанровые коммуникативные события (научная дискуссия, конференция, защита курсовой или дипломной работы).

3. Судебное красноречие. Это род речи, призванный оказывать целенаправленное и эффективное воздействие на суд, способствовать формированию убеждений судей и присутствующих в зале суда граждан. Русское судебное красноречие начинает развиваться во второй половине XIX века. Обычно в качестве жанров выделяют прокурорскую (обвинительную) речь и адвокатскую (речьзащитника). Выяснить, доказать, убедить – три взаимосвязанные функции судебной речи. По мнению А.Ф.Кони, начиная со второй половины XIX века сложились определенные типы русского обвинителя и русского защитника. Основные черты первого – спокойствие, отсутствие личного озлобления против подсудимого, опрятность приемов обвинения, полное отсутствие лицедейства в голосе, жесте и в способе держать себя в суде. Идеального защитника А.Ф.Кони характеризует следующим образом: «Он не слуга своего клиента и не пособник ему в стремлении уйти от заслуженной кары правосудия. Он друг, он советник человека, который, по его искреннему убеждению, невиновен вовсе или вовсе не так и не в том виновен, как и в чем его обвиняют».

4. Социально-бытовое красноречие (в античной терминологии – эпидейктическое красноречие). Традиционно род представлен следующими жанрами: юбилейной, застольной приветственной, надгробной речами. В последнее время появился другой термин – протокольно-этикетные выступления (И.А.Стернин). Цель таких речей – выполнить соответствующие требования этикета, соблюсти традиции. К этим жанрам предъявляются следующие требования: выступления должны быть краткими, в меру энергичными и эмоциональными, произноситься без бумажки, пробуждать благородные чувства, строиться только на похвале.

При произнесении речи в честь юбиляра (особенно если он ваш начальник) важно построить выступление так, чтобы хвалебная речь не превратилась в лесть. Для этого достаточно сделать акцент на достоинствах человека и умолчать о недостатках.

И.А. Стернин в качестве особого жанра рассматривает развлекательное выступление. Сюда он относит случаи из жизни, анекдоты, тостыПравила подготовки развлекательного выступления следующие: бесконфликтность; сочетание серьезного и шутки (с преобладанием последней); примеры из жизни рассказчика и присутствующих; ирония и самоирония; яркая, образная речь; импровизация.

5. Духовное (церковно-богословское красноречие). Исторически сложилось так, что термин риторика ассоциируется со светской культурой, на самом деле это не совсем соответствует истине. Универсальные законы светских речей нашли отражение в ораторике как части риторики, а искусство проповеди содержалось в другом разделе – гомилетике. Это древний род красноречия, имеющий богатый опыт и традиции. Гомилетика появляется в первом столетии н.э. Она порождает новый тип аудитории, новую этику говорящего. Проповедническая речь опирается не на юридическую справедливость, а на философскую концепцию построения новых общественных отношений на уровне семьи и философского мировоззрения в целом.

Между светской риторикой и гомилетикой, несмотря на то, что они опираются на одни и те же законы красноречия, есть различия. Светская культура все чаще решает проблему, как красиво выразить мысль, т.е. какими средствами. Иными словами, содержательная ценность выступления часто подменяется красивостью. Гомилетика же ставит на первое место содержание речи. Критерием хорошей речи в этой области общения выступают духовно-нравственные ценности.

Русская гомилетика – это прежде всего церковная проповедь, которая связана в одно целое с учебной речью. Русский законоучитель – это не только проповедник, но и учитель грамоты. Светский учитель появляется только в XYIII в. Уже в ораторской речи Киевской Руси выделяют два подвида: красноречие дидактическое, которое преследовало цель морального наставления, и панегирическое, которое посвящено знаменательным церковным датам или государственным событиям.

Лекция 10

Топика и функционально-смысловые типы речи

Как же формируется сама речь? Каков путь от мысли к слову? На этот вопрос отвечает классический риторический канон, который представлен в античных риториках пятью этапами. Первый этап – инвенция ( invencio ) «нахождение», «изобретение». В рамках этого риторического канона получает свое развитие топика, или раздел риторики, изучающий «общие места». Общими местами называются смысловые модели, по которым строится любая речь. Получив свое начало в риторике Аристотеля, который выделял около 40 моделей, инвенция продолжила свое развитие на русской почве. Например, М.В. Ломоносов разграничил идеи простые (ночь) и сложные (Ночью люди после трудов покоятся.) и показал их способность к размножению. Большой вклад в развитие топики внес Н.Ф.Кошанский, который выделил 24 смысловые модели.

1Модель «род и вид». Чтобы построить речь о «простой идее» (кедре, например), следует поместить ее в парадигму «род и вид» (кедр – это дерево). Эта модель отражает универсальный закон движения мысли – от общего к частному (дедукция), и от частного к общему (индукция).

Например, вы выбрали тему для разговора (честность; бриллианты; работа; характеристика человека, претендующего на какую-нибудь должность; реклама удобного дивана и т.д.). Чтобы четко представить предмет разговора, вы должны определить его место в более крупных группировках понятий: диван – это мебель, честность – это нравственная категория, бриллиант – это драгоценность, или предмет роскоши.

2. Модель «определение» занимает одно из самых важных мест в структуре речи. Начинать речь, посвященную простой идее, следует с определения – так советуют античные риторики. Эта модель является основой толковых словарей. Ср.: «Кедр – это вечнозеленое хвойное дерево семейства сосновых». Любая словарная дефиниция строится на интегральных (общих) и дифференциальных (отличительных) признаках лексического значения. Исходя из этого говорящий должен помнить, что его задача заключается в том, чтобы четко охарактеризовать предмет речи, вычленив его в качестве объекта из окружающей действительности, а это можно сделать только при сопоставлении с однородными предметами.

Известно, что трудно дать определения абстрактным понятиям. Часто они бывают субъективны, но – в устах известных ученых, общественных деятелей, писателей – оригинальны и точны. Так, например, Д.С.Лихачева на творческом вечере спросили: «Что такое интеллигентность?» Он ответил со ссылкой на Ю.М. Лотмана: «Интеллигентность – это желание понять другого».

3Модель «целое – части». Традиционно части предмета описываются после его определения. Разделить предмет на части очень трудно. Предпочтение следует оказывать частям, функционально значимым. В художественном стиле особое значение в рамках модели приобретает так называемая художественная деталь.

Данная модель широко используется в таком жанре официально-делового стиля, как инструкция: описывая работу любого предмета, производитель характеризует предмет в целом и предназначение отдельных его частей. Расчленение смысловой структуры способствует анализу и синтезу.

4Модель «свойства». Это признаки предмета, его качества и функции, значимые для говорящего. Именно поэтому при характеристике героя в художественной литературе акцентируется внимание на каком-то одном, определяющем, его качестве (особенно ярко это видно на примере «говорящих фамилий»). Модель «свойства», как и все предыдущие, находит отражение в функционально-смысловом типе речи – описании.

Под описанием следует понимать констатирующую речь, дающую статическую картину, представление о характере, составе структуре, свойствах, качествах объекта путем перечисления как существенных, так и несущественных его признаков в данный момент .

5. Модель «причина и следствие» особенно важна в аргументирующей речи. Умение обнаруживать причинно-следственные связи присуще одаренному оратору, обладающему логическим складом ума.

6. Модель «пример» опирается на принцип конкретности и близости. Любое положение должно подтверждаться примерами, взятыми из области, близкой адресату речи. Пример часто используется в аргументации при ведении спора, а также в научном стиле при доказательстве какой-либо гипотезы.

7. Модель «свидетельства» предполагает ссылку на авторитеты. Это довольно сильный прием в аргументирующей речи. Вместе с тем афоризмы, крылатые фразы, пословицы украшают речь, делают ее яркой, образной.

Последние три модели находят свое отражение, прежде всего, в рассуждении.
1   2   3   4   5   6   7   8   9


написать администратору сайта