Главная страница
Навигация по странице:

  • риторику

  • риторика

  • Б.В. Томашевский

  • Пейто

  • публичная

  • логографа

  • софистами.

  • софистики

  • Корака, Тисия, Горгия.

  • А.Ф.Лосев).

  • Сократа

  • риторического идеала

  • Марк Туллий Цицерон

  • – Марк Фабий Квинтилиан

  • Лекции. Лекции 1. Лекции 1 Терминологический аппарат


    Скачать 165.66 Kb.
    НазваниеЛекции 1 Терминологический аппарат
    АнкорЛекции
    Дата10.03.2020
    Размер165.66 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЛекции 1.docx
    ТипЛекции
    #111494
    страница5 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    Лекция 9

    Предмет риторики

    Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и

    Слово было Бог. Оно было в начале у Бога.

    Все через него начало быть. В нем была жизнь,

    и жизнь была свет человеков; И свет во тьме

    светит, и тьма не объяла его.

    (Евангелие)

    Человек издавна понимал, что умение говорить влияет на его место в мире себе подобных, и поэтому создал науку риторику, уходящую корнями в седую древность. С тех пор прошло много лет, в которые риторика то расцветала, то угасала в зависимости от того, нуждался ли в ней человек.

    Если говорить о России, то следует отметить, что сегодня у нас наступил период Ренессанса. Демократическое общество снова призвало на службу древнейшую науку, и ученый мир встал перед проблемой определения предмета современной риторики. Казалось бы, мы давно знаем, что риторика – это наука об ораторском искусстве (так традиционно толкуется этот термин). Однако не следует забывать о том, что в различные исторические периоды и в различных культурах по-разному оценивали и риторический идеал эпохи, и предмет риторики, и ее отнесенность к искусству.

    Особенность риторики заключается в том, что она только основывается на системе конкретного языка, но на самом деле ориентируется на потребности языковой личности и общества, в котором человек существует. Именно поэтому риторика не может развиваться догматически – в виде строгих положений и правил, одинаковых для всех времен и народов. Она тесно связана с другими филологическими дисциплинами – стилистикой, поэтикой, герменевтикой (наукой о понимании текста), культурой речи. Эти дисциплины имеют свой предмет исследования, но при этом образуют синтез с классической риторикой. Не может обойтись риторика и без психологии, этики, ее содержание корректируется менталитетом, определяющим ценностные ориентиры людей разных национальностей. Риторика вынуждена все время меняться, совершенствуя свой терминологический аппарат и перечень практических рекомендаций, призванных научить современного человека эффективному общению.

    В практике современного преподавания часто путают риторику и культуру речи. В этой связи убедительным и четким является рассуждение О.Б.Сиротининой: «Риторика направлена на эффективность речи, или на то, как лучше осуществить словесное действие, в отличие от культуры речи, где рассматривается, как нужно «правильно» говорить и писать».

    Таким образом, под риторикой в дальнейшем мы будем понимать теорию и мастерство целесообразной, воздействующей, гармонизирующей речи (А.К.Михальская).

    Уточнением этого определения может служить только одно обстоятельство. Слово риторика имеет греческое происхождение (гр. rheo – «говорить»). В современной терминологической системе существует два значения этого слова. Во-первых, оно понимается как «ораторское искусство», во-вторых, как «напыщенная, излишне красивая речь». Сложный путь становления риторики как науки и ее влияние на умы и души человеческие сформировали в конечном итоге и двоякое отношение к этому предмету. В 20-е годы прошлого века Б.В. Томашевский предлагал ввести в научный оборот два написания термина: с буквой Е следовало именовать рЕторику в высоком смысле этого слова, с буквой И – рИторику в отрицательно-оценочном значении.

    На наш взгляд, никакого противоречия в этих двух значениях нет. В любом случае качество речи, построенной по законам риторики, остается высоким – проблема же заключается в отрицательных или положительных последствиях произнесенных речей. Это понимали и древние греки, у которых вместе с эпосом, лирикой, драмой, ваянием, музыкой и зодчеством риторика признавалась не менее нужным и сложным творчеством, она считалась «царицей искусств». Не случайно покровительницей риторики в Древней Греции выступают сразу три богини – Пейто – богиня убеждения, две Эриды (благая и злая) – богини спора; а истории, философии и искусству покровительствует только муза Клио.

    Греки различали спор «конструктивный», направленный на достижение истины, и спор конфликтный, цель которого не выяснение истины, а борьба с противником и победа в этой борьбе (агоне, отсюда и русское слово агония – «борьба со смертью»).

    Таким образом, предметом риторики является публичная речь. Выделение этого термина в XYIII веке позволило отделить теорию ораторского искусства от старой риторики, которая определяла себя как теория всех видов словесности.

    Определяя предмет риторики, следует ответить на вопрос: можно ли считать ее искусством, даром, который дается свыше, или прекрасной речи вполне можно обучить? Ведь от решения этого вопроса зависит содержание курса риторики (есть ли смысл вырабатывать методические рекомендации, к которым должен прибегать говорящий, если ты не веришь в их силу?) Авторская позиция в данном пособии ориентируется на мнение Аристотеля, утверждавшего, что достигают цели как те люди, которые руководятся привычкой, так и те, которые действуют случайно.

    Эта позицию легко можно защитить, поскольку она опирается на богатый фактический материал, накопленный за все время существования риторики как науки. Цицерон в свое время отмечал, что «…сами правила риторики явились как свод наблюдений за приемами, которыми красноречивые люди ранее пользовались бессознательно. Но красноречие, стало быть, возникло из науки, а наука из красноречия».

    Интересный опыт подготовки к устному выступлению накоплен, например, в Соединенных Штатах Америки. Американских студентов издавна учат вести дебаты. В XYIII – XIX веках дебатирование получило развитие в качестве внепрограммных занятий, имевших характер состязания. Состязание по дебатированию состояли в доказательстве или опровержении предложенного тезиса двумя командами ораторов, представляющими противоположные стороны данного тезиса. В 1914 году была образована Американская ассоциация академических преподавателей публичной речи. С 20-х годов XX века в состав предмета «речь» входит дисциплина «речевая педагогика». Предметом речевой педагогики стала разработка принципов преподавания видов речи.

    Динамизм социально-политических процессов рубежа тысячелетий, наблюдаемых в России, предлагает по-новому оценить соотношение письменной и устной форм речи. Задача письменной грамотности должна решаться в условиях средней школы. Устной речи, которой овладеть чрезвычайно сложно, поскольку она ориентируется не только на бытовое общение, но и на другие сферы коммуникации, в первую очередь официальные, необходимо учить в вузе. Однако публичная речь до сих пор находится в стороне от государственных проблем образования, особенно это касается технических вузов. Дисциплина «Русский язык и культура речи», введенная в учебные планы всех специальностей, интегративна по своей сути, поскольку включает в себя три предмета – культуру речи, стилистику и риторику. В этом случае предмет изучения становится размытым и развитие навыков публичной речи остается нереализованным.

    Задача пособия: опираясь на историю формирования риторики как науки и современные концепции, выработать практические рекомендации и советы, которые могут сформировать навыки построения и произнесения публичной речи у будущего специалиста. Немаловажным, на наш взгляд, является изучение технологии концептуального спора и поиска аргументов, позволяющих сделать общение эффективным.

     Античная риторика и ее теории

    Риторика зародилась в Y веке до н.э., в Древней Греции, в эпоху Перикла, который более 15 лет правил Афинами. Выступая с речами, Перикл всегда учитывал настроение и запросы своих слушателей, тщательно отрабатывал свои речи и следил за точностью и выразительностью их произнесения.

    Это была эпоха, когда Слово высоко ценилось. В.Г.Белинский писал: «Республиканская форма правления сделала красноречие самым важным и необходимым искусством». Родоначальник аттического красноречия Горгий отмечал: «Слово – властитель великий, а телом малый и незаметный, творит оно божественные деяния, ибо способно бывает и страх пресечь, и горе унять, и радость вселить, и жалость умножить…»

    Гомер же так писал об ораторе: «Тот по наружному виду внимания мало достоин – прелестью речи зато одарен от Богов; веселятся люди, смотря на него, говорящего с мужеством твердым или с приветливой кротостью; он украшенье собраний; Бога в нем видят, когда он проходит по улицам града».

    Расцвету риторики способствовала историческая необходимость: падение тирании в Сицилии привело к утверждению демократических форм правления. В Элладе были распространены города-государства с развивающейся рабовладельческой демократией. Верховным органом в них было народное собрание. Публично решались не только политические вопросы, но и вершился суд. Обвинителем мог выступить любой человек. Судей в Афинах было 500, а в решении судьбы обвиняемого принимали участие до 6000 человек. Именно в это время особенно популярной становится профессия логографа – человека, пишущего речи по заказу. Задача логографа состояла в том, чтобы написанная им речь звучала естественно в устах выступающего, который должен был сам защищать свои интересы в суде. Самым известным оратором в области судебного красноречия считался Лисий, который писал свои речи по типичной для судебных речей схеме. Это вступление, в котором необходимо было снискать расположение судей; повествование, включающее обстоятельства дела; аргументация, содержащая доводы и факты; заключение, в котором оратор должен был дискредитировать своего противника. Речи Лисия отличались остроумием, он всегда пытался построить их как импровизацию, хотя на самом деле продумывал их и тщательно обрабатывал. Так зарождался род судебного красноречия.

    Самым известным политическим оратором в эпоху независимости Греции был Демосфен (384 – 322 гг. до н.э.) Знаменитым он стал не сразу. Будучи юношей, он попытался выступить на суде против своих опекунов, но потерпел фиаско, потому что был косноязычен, имел слабый голос, нервно подергивал плечом. Чтобы избавиться от этих недостатков, он уходил на берег моря, набирал в рот морские камешки и часами упражнялся в произношении речей, стараясь заглушить шум прибоя. Подвесив меч к потолку так, чтобы острие доходило до плеча и кололо его при каждом подергивании, он избавился и от другого своего недостатка. Только после длительной подготовки ему удалось завоевать публику. Демосфен горячо любил свою родину, и все его речи носили пламенный, патриотический характер.

    Помимо политических деятелей, ораторское искусство в Y в. до н.э. активно эксплуатировала новая в афинском обществе группа людей, зарабатывавшая на жизнь интеллектуальным трудом. Их называли софистами. В современном русском языке это слово многозначно: 1) платный учитель в Древней Греции; 2) древнегреческий философ, принадлежащий школе софистики; 3) человек, использующий софистику. Понятие софистики вобрало в себя все положительные и отрицательные стороны этого древнего учения. С одной стороны, софисты были прекрасными, искусными спорщиками, а с другой, - мастерами построения ложных умозаключений, формально кажущихся правильными. Платон так говорил о софистах: « Очень часто талантливые ораторы вместо истины больше предпочитают правдоподобное слово…силою своего слова они заставляют малое казаться большим, а большое малым…». Наиболее известны среди софистов имена Корака, Тисия, Горгия. Многие из софистов выполняли дипломатические поручения, например Гиппий и Горгий. Протагор составлял законы, Продик занимался государственной деятельностью. Горгию была поставлена золотая статуя за речь в Олимпии (речь содержала призыв греков к единению в борьбе против их врагов). Это были «бродячие учителя красноречия», или «первые европейские интеллигенты» (так называл их академик А.Ф.Лосев). Они брались обучать за довольно высокую плату тех, кто стремился к общественной или государственной деятельности. Одни из них занимались преимущественно теоретической и практической разработкой общих правил риторики, другие обучали составлению и произнесению политических и судебных речей, третьи учили вести споры. Софисты внесли большой вклад в теорию красноречия. Так, например, Горгий главное внимание уделял стилистике. Для усиления психологического воздействия речи он применял стилистические средства украшения, известные под названием Горгиевы фигуры. Среди них такие, как антитезаоксюморон, членение предложений на симметрические части, аллитерация, ассонанс.

    Постепенно внутри древнегреческого ораторского искусства складывается два непримиримых по своим принципам направления. Одно из них связано с именами Сократа (471 – 399 гг. до н.э.), Платона (427 – 347 гг. до н.э.) и Аристотеля (384 – 322 гг. до н.э.), а другое представлено софистами. Непримиримость позиций двух риторических школ заложена в одном из высказываний Сократа, обращенного к своим оппонентам: «Продажа мудрости равнозначна продаже красоты».

    Так в Древней Греции начинает формироваться понятие риторического идеала.

    Под риторическим идеалом следует понимать образ прекрасной речи. Какую речь можно назвать прекрасной? Греки отвечали на этот вопрос по-разному. Так, например, Сократ в своих рассуждениях о риторике параллельно решал вопрос о нравственности. Ведя непримиримый спор с софистом, Сократ соглашается с ним только в том, что красноречие – мастер убеждения. Однако в вопросах веры оппоненты расходятся: вера бывает истинной и ложной. Софисты считают, что цель риторики – внушить веру, Сократ же утверждает, что риторика не должна внушать веру, а должна «поучать, что справедливо, а что нет». Не случайно эстетика красноречия связывается Сократом с категорией гармонии. А гармония – это упорядоченность речи, или космос. Ученик Сократа, Платон, в основу своей концепции кладет также нравственность и красоту, воспринимаемые как порядок. Речь не может быть ни слишком длинной, ни слишком короткой. Умеренность в речи – это, как говорит Сократ, и воздержанность в ней, т.е. такое поведение, которое соответствует долгу человека по отношению к собеседнику, вообще к людям. Долг – это не что иное, как проявление справедливости.

    Таким образом, называя риторику искусством, древние греки вкладывали в это понятие конкретное и определенное содержание. Считалось очевидным, что задача оратора троякая: разъяснить, побудить к определенному мышлению, решению, действию и доставить слушателям удовольствие. Но если риторика софистов играет на человеческих чувствах, то риторика Сократа апеллирует к свободному гражданину. Услаждение слушателей свежей и смелой мыслью и благородными чувствами, например добра и справедливости, считалось особенно важной задачей оратора.

    Интерес к публичным выступлениям в Древней Греции способствовал созданию теории ораторского искусства, которая нашла свое выражение в «Риторике» Аристотеля. Дело в том, что Аристотель определял риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета», следовательно, он воспринимал риторику не только как искусство, но и как науку. Гениальный мыслитель, философ, ученый, Аристотель уделял огромное внимание стилю речи. По его мнению, смешение разных стилей в речи оратора – это крупнейший недостаток. Главный признак хорошего стиля – это ясное выражение мысли, умение передать ее простыми, точными словами. Стиль должен соответствовать предмету речи правильно передавать чувства оратора. По мнению Аристотеля, оратор не должен говорить поверхностно о важных вещах и торжественно, возвышенно – о пустяках, не должен употреблять много эпитетов, сравнений и метафор – к средствам выразительности нужно прибегать только для наглядности. В «Риторике» Аристотеля впервые разобраны все составляющие речевого общения: замысел, образ оратора, эмоция, композиция, стиль.

    Именно в период формирования теоретических основ риторики окончательно определяются её пять составных частей:

    1) нахождение материала для речи;

    2) расположение найденного материала;

    3) словесное выражение;

    4) запоминание;

    5) произнесение речи.

    Новым этапом в развитии ораторского искусства было римское красноречие. Самым ярким римским оратором был признан Марк Туллий Цицерон (106 – 43 гг. до н.э.). Его высоко ценили общественные и политические деятели разных эпох (Петрарка, Робеспьер и др.). Благодаря Цицерону, латинское красноречие в короткий срок затмило греческое. Из сочинений Цицерона сохранилось 53 судебных и политических речей, 19 трактатов по риторике, политике, философии, свыше 800 писем.

    Цицерон утверждал: в республиканском Риме на человека, владеющего словом, смотрели, как на Бога. «Есть два искусства, которые могут поставить человека на самую высокую ступень почета: одно – искусство полководца, другое – искусство оратора». Сочинения Цицерона были фундаментом европейского риторического образования. Они отличались философичностью, поскольку основой риторики он считал философию. Больше всего Цицерон ценил в ораторе образованность: «Никто никогда не мог достичь ни блеска, ни превосходства в красноречии без науки о речи и, что еще важней, без всестороннего образования». Или: «Красноречием можно овладеть, лишь сравнявшись в знаниях с образованнейшими людьми». Цицерон был мастером плавной, впечатляющей речи, он высоко ценил уместность речи, которую он понимал как соответствие и сообразность с обстоятельствами и лицами. «Это относится и к поступкам, и к словам, а также к выражению лица, движениям и поступкам. Поэтому красноречивым будет тот, кто сумеет примениться в своей речи ко всему, что окажется уместным».

    Другая яркая фигура римского красноречия – Марк Фабий Квинтилиан (около 36 – 96 гг.), знаменитый ритор, адвокат, автор сочинения «Образование оратора». Во многом Квинтилиан похож на Цицерона. Оба они различают три стиля красноречия: высокий, средний и простой. Оба утверждают, что риторика – это и наука, и искусство. Однако для Цицерона оратор – это прежде всего мыслитель, а основа риторики – философия. Квинтилиан на первое место ставит стилистику и требует от оратора мастерства в этой области. По его мнению, красноречие будет великолепно без излишеств, возвышенно без риска, богато без роскошества, мило без развязности, величаво без напыщенности. Здесь, как и везде, вернейший путь – средний, а все крайности – ошибки.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта