Лекции. Лекции 1. Лекции 1 Терминологический аппарат
Скачать 165.66 Kb.
|
Лекция 11 Требования к оратору По мнению современных исследователей, мастерство оратора складывается из логической, языковой, психолого-педагогической, этической культуры оратора и техники его речи. К этому выводу современная риторика шла долго. Бесспорно, что успех публичного выступления зависит не только от его содержания, но и от тактики, которую выбирает для общения оратор (от лат. orare – говорить). Оратор – это понятие многозначное: им именуется любой человек, произносящий речь, и человек, обладающий даром красноречия. Связь двух значений говорит о том, что говорящий может быть плохим и хорошим оратором. Причем на протяжении всего периода существования риторики как науки приоритетными считались разные качества оратора. Так, например, Сократ и Аристотель высоко ценили нравственные качества говорящего. « Есть три причины, возбуждающие доверие к говорящему: разум, добродетель и благорасположение», - писал Аристотель. Цицерон больше всего ценил образованность: «Никто никогда не мог достичь ни блеска, ни превосходства в красноречии…без всестороннего образования». Одним из достоинств оратора Платон и Аристотель рассматривали умение воздействовать на душу слушателя. Вот что говорил Платон: «К сложной душе надо обращаться со сложными, разнообразными речами, а к простой душе – с простыми». Аристотель своими рассуждениями подтверждал эту мысль: «…оценить речь, основанную на знании, есть дело образования, а перед толпою это невозможно. Здесь мы непременно должны вести доказательства и рассуждения общедоступным путем…». Современные риторики пишут о языковом паспорте оратора – впечатлении, которое он создает о себе своей речью. К сожалению, теперь уже реже рассуждают о нравственных качествах человека, а больше пишут о качествах самой речи: ее правильности, ясности, точности, краткости, уместности. Так, И.А. Стернин отмечает: «Если речь оратора может быть охарактеризована как имеющая перечисленные коммуникативные качества, то можно с большой долей уверенности сказать, что она будет эффективна» [Стернин 2008: 61]. Тем не менее в качестве усиления коммуникативной позиции говорящего автор рассматривает невербальные средства, как-то: одежду (ценится традиционность в деловых переговорах; нейтральные цвета; расстегнутый пиджак, символизирующий готовность контактировать), прическу (у женщин – высокая, у мужчин – короткая, подчеркивающая деловитость), высокий рост, физическую привлекательность. Многовековая практика общения заставляет нас обращать внимание и на фактор взгляда, и на фактор физического поведения. Рекомендуется: 1) при разговоре не направлять взгляд в сторону, в пол, демонстрируя свою незаинтересованность, но и не смотреть пристально человеку в глаза (это оценивается как проявление враждебности) – этикет требует смотреть в лицо, для этого нужно направить взгляд на треугольник глаза – нос (деловое общение) или глаза – рот (дружеское общение); 2) при большом скоплении народа создавать иллюзию одновременного общения со всеми; для этого периодически переводить взгляд с одного края аудитории на другой, при этом ненадолго фиксировать его на отдельных слушателях для ощущения зрительного контакта и для изучение реакции говорящего; 3) при выступлении перед агрессивной аудиторией не стараться убедить самого опасного соперника, а попытаться найти доброжелательное лицо и сосредоточиться на нем, чтобы успокоить свое волнение. К факторам физического поведения относятся жесты. Термин многозначен: он воспринимается и как движение рук, и как движение всего тела, в этом случае в понятие включается также и мимика. Существует множество классификаций жестов. Нас интересуют, прежде всего, риторические. К ним относят усилительные жесты, которые подкрепляют идею (сжатый кулак придает большую силу слову); описательные (показывают размеры и контуры предмета). Последний тип иногда толкуется расширительно и называется номинативные жесты (куда входят также жесты-символы: палец, поднесенный к губам, имеет значение «Тихо!»). Прямое отношение к процессу говорения имеют эмоционально-оценочные и указательные жесты. Использование жестов может как усилить, так и ослабить коммуникативную позицию говорящего. Помогают они в том случае, если соответствуют ситуации, естественны, разнообразны. Механические движения рук могут помешать восприятию. Что же касается мимики – выразительного движения лицевых мышц, то наиболее эффективным средством оказания влияния на собеседника является улыбка. Немаловажную роль при общении играет голос. Выступающий должен говорить громко, правильно интонировать и отчетливо артикулировать, – это усиливает его коммуникативную позицию. Практические рекомендации начинающему оратору : 1. Сохраняйте уверенный вид (не самоуверенный, а достойный и спокойный). Если вы начнете спешить, ваша нервозность только возрастет. 2. Сделайте несколько ослабляющих напряжение вздохов перед началом речи. 3. Даже если речь написана, ее надо проговаривать, чтобы чувствовать себя увереннее. 4. Не старайтесь запомнить все – достаточно запомнить только вступление и заключение. Будьте особенно осмотрительны во вступительных замечаниях. 5. Делайте паузы так часто, как считаете нужным. 6. Не стесняйтесь, когда случайно оговоритесь. 7. Не бойтесь смотреть в глаза слушающим. 8. Стойте на прямых ногах, руки должны быть опущены, жестикулировать можно только в случае необходимости. Эффективность выступления оратора в различных аудиториях Люди, к которым обращается оратор, называются аудитория (от лат. audire – слышать). Они так же, как и оратор, являются составляющим компонентом речевой ситуации. Как показывают исследования, примерно третья часть слушателей понимает сообщение хорошо, вторая треть не умеют выделять главную мысль сообщения (их насчитывается 32 процента), остальные просто не слушают оратора и не пытаются его понять, поэтому задача выступающего – четко и ясно преподносить основную мысль. Аудитория подразделяется на несколько групп по нескольким основаниям: по размеру – большая, небольшая; по гендерному признаку – мужская, женская; по возрасту – детская, молодежная, среднего и старшего возраста; по типу психики – ригидная, гибкая; по уровню подготовленности – высокообразованная, малообразованная; по профессиональному признаку – представители точных наук, гуманитарии, учащиеся, рабочие; по степени однородности – однородная, разнородная и т.д. В зависимости от состава слушателей оратор должен выстраивать собственную стратегию. Начнем с количественной характеристики аудитории. Большой считается аудитория более тридцати человек. Предполагается, что выступать в ней легче, чем в маленькой аудитории. В аудитории царит дух приподнятого настроения. Такая аудитория не настроена критически. Здесь действует закон снижения интеллектуального уровня. Д.Корнеги: « Человек в составе толпы будет смеяться и аплодировать по поводу таких вещей, которые его не тронули бы в составе полдюжины слушателей». Правила выступления : говорить следует с возвышения, вас должно быть хорошо видно. Необходима краткость: большая аудитория самая нетерпеливая, она быстро устает. Ориентироваться надо на низкий уровень, говорить просто. Предпочтительна индуктивная подача материала. Эмоциональность подачи материала должна быть выше средней. Следует излагать одну точку зрения, аргументировать одну мысль. Правила выступления в маленькой аудитории противоположны: не следует выступать с трибуны, нужно близко подходить к слушателям, выступление должно напоминать беседу, эмоциональность должна быть весьма умеренной, следует приглашать аудиторию к размышлению. Гендерный признак слушателей уже относится к качественной характеристике аудитории, он также существенно определяет стратегию оратора. Женская аудитория более эмоциональна, она остро реагирует на негативные явления материального и бытового плана, но ее мало интересует политика. Правила выступления: индуктивная подача материала (в мужской аудитории – наоборот, предпочтительна дедукция); целесообразность рассмотрения одной проблемы; эмоциональность; апелляция к проблемам семьи, максимальное использование наглядности. В мужской аудитории оратор должен обязательно выдерживать регламент; меньше обращаться к эмоциям, больше к рациональным аргументам; избегать длиннот; не делать выводы за слушателей; четко структурировать выступление. Возрастная характеристика слушателей во многом определяет правила построения выступления. Так, например, до 25 лет предпочтительно использовать индуктивный способ изложения материала, после 25 – дедуктивный. Темп речи должен быть достаточно быстрый. Следует избегать прямых назиданий, морально-оценочных рекомендаций. Нельзя отрицательно отзываться о кумирах молодежи, укорять ее за ошибочное понимание того или иного вопроса. Эмоциональное воздействие должно быть главным. Необходимо избегать абстрактных логических суждений, нужно широко использовать наглядность, музыку, юмор. Диалог следует вести открыто, демонстрировать смелость мышления, окрашивать его личностными оценками. В детской аудитории следует рассматривать только один вопрос; строить выступление как событийное изложение; избегать намеков и подтекста; максимально использовать средства наглядности. В аудитории старшего возраста предпочтительна медленная речь, дедуктивный способ изложения, апелляция к опыту слушателей, истории, авторитетам, меньшая эмоциональность. С возрастной характеристикой аудитории связана ее регидность и гибкость. Регидный слушатель верит в авторитеты, устойчиво сохраняет верность ранее сформировавшемуся мнению – это в большей степени свойственно старшему поколению. Гибкий слушатель всегда учитывает конкретную ситуацию и способен выработать собственную точку зрения. Учитывая возраст слушателей, оратор должен учитывать подготовленность аудитории. Подготовленная аудитория – это слушатели пожилого и среднего возраста, имеющие высшее и среднее специальное образование. Правила выступления: следует концентрировать внимание на чем-то новом. Убеждать следует логически, рационально, обращаясь к разуму слушателей. Внимание удерживается ораторскими приемами (риторические вопросы, повторы, обращения). Уместна восходящая аргументация – от менее сильного аргумента к более сильным. Наиболее эффективна двусторонняя аргументация. Не уходить от спорных проблем, пытаться свести их к единству, предлагать свои решения. Избегать стереотипов мнений групповых лидеров (Медведев сказал…; Зюганов утверждает…). Не формулировать выводы для аудитории, а дать ей возможность самой прийти к ним. Это возможно при системном построении выступления с четкой аргументацией. Чем меньше подготовлена аудитория (у слушателей начальное или среднее незаконченное образование), тем больше она нуждается в эмоциональности речи оратора. Ей нужны практические выводы, сопровождающиеся многочисленными примерами. Эффективна односторонняя, нисходящая аргументация (от сильного аргумента к слабому), апелляция к практическому результату ( вы сможете получить…, у вас будет возможность…). Убедительны ссылки на многочисленные авторитеты, исторические факты, пословицы, поговорки. Эмоциональные аргументы, приведенные в речи, намного эффективнее логических. Главная мысль нуждается в многократных повторах. Подготовленность аудитории коррелирует с ее профессионализмом. Правила выступления: чем больше в аудитории профессионалов, тем целесообразнее использовать дедуктивный способ построения речи. Для представителей технических специальностей нужно подавать информацию аналитически, расчленять ее. По мнению специалистов, для технаря четыре цифры доказательнее тысячи слов. Для гуманитариев более эффективна индуктивная подача информации, они не любят точных чисел и лучше реагируют на сопоставления типа в два раза больше, в полтора раза меньше. Таким образом, подводя итоги, отметим: невозможно представить себе совершенно совпадающую по всем характеристикам аудиторию. Именно поэтому она делится на однородную и разнородную. Академик М. Старикович отмечал, что очень трудно выступать перед широкой аудиторией в Политехническом музее в Москве, приходится читать лекцию по принципу булки с изюмом: «кто пришел плотно поесть, тот жует хлеб…, а другой выковыривает изюминки – интересные детали». Правила выступления : ориентироваться надо на слабых слушателей, сложные проблемы надо освещать так, чтобы спровоцировать вопрос от слушателей-специалистов (тогда вы можете остановиться на интересующем слушателей вопросе подробнее). Кроме того, рекомендуется обсуждать только один вопрос. Универсальная же рекомендация такова: выступая перед аудиторией, ориентируйтесь на средний уровень слушателя, не требуйте от аудитории стопроцентного понимания. Мысль формулируйте четко и многократно ее повторяйте. Техника аргументации Существенное место в риторике занимает техника спора. Под этим термином понимается столкновение точек зрения в процессе доказательства и опровержения, в котором каждый отстаивает свое мнение. Древние греки напрямую связывали риторику и диалектику на том лишь основании, что они имеют отношение к разрешению конфликтов. Ср. с точкой зрения Аристотеля: «Всем в известной мере приходится как разбирать, так и поддерживать какое-нибудь мнение, как оправдываться, так и обвинять…». Спор многолик. Именно поэтому синонимический ряд глаголов, обозначающих процесс ведения спора, многочленен: спорить, дискутировать, диспутировать, дебатировать, полемизировать. Существует множество классификаций спора. Есть спор сосредоточенный и бесформенный: первый концентрируется вокруг одной проблемы, второй – характеризуется подменой тезиса. Высшей формой спора является спор ради выяснения истины. Древние относили такой спор к диалектике, тогда как спор ради победы назывался агональным и относился к эристике. Современные учебники по риторике предпочитают другие термины: спор жесткий, мягкий и конструктивный. Последний, преследующий цель установления истины, считается наиболее эффективным. Существует несколько принципов ведения спора, которые помогают одержать победу над соперником. Это принцип предварительной подготовки к спору (продумать стратегию; оценить недостатки и достоинства противника; настроить себя на самое худшее, связанное, например, с некорректным поведением собеседника; сделать определенные «заготовки» - подобрать сильные аргументы). Большую роль играет принцип терпимого отношения к инакомыслящим. Суть его заключается в том, что следует четко понимать, что истина может исходить не только от вас; чем больше уважения вы проявите к своему оппоненту, тем больше шансов повернуть спор в конструктивное русло. Принцип корректного ведения спора заключается в том, что большими шансами на победу располагает тот участник, который, отрицая что-либо, аргументирует свою точку зрения, не реагирует на недостойное поведение противника оскорбительными выходками, не стремиться перекричать своего противника, не переходит на личности, а демонстрирует конструктивный подход к решению проблемы. Как правило, результативным оказывается принцип остранения в процессе ведения спора, который предполагает умение говорящего посмотреть на проблему как бы со стороны и оценить конфликтную ситуацию в целом. Если же мы ведем спор не ради победы, а ради совместного результата, тогда следует применять принцип кооперации, разработанный Г.П.Грайсом: «Твой коммуникативный вклад на данном шаге диалога должен быть таким, какого требует совместно принятая цель этого диалога». Принцип кооперации раскрывается через категории качества, количества, отношения и способа. 1. Максима качества: говори правду, 2. Максима количества: говори не больше и не меньше, чем нужно, 3. Максима отношения, или релевантности: не отклоняйся от темы, 4. Максима способа: говори ясно, коротко и последовательно. Второй принцип, регулирующий отношения между «я» и «другие», называется принцип вежливости. Он реализуется в следующих максимах: 1. Максима такта: соблюдай интересы другого, не нарушай границ его личной сферы; 2. Максима великодушия: не затрудняй других, 3. Максима одобрения: не хули других, 4. Максима скромности: отстраняй от себя похвалы, 5.Максима согласия: избегай возражения, 6.Максима симпатии: выказывай благожелательность. Обратимся теперь непосредственно к технике спора. Итак, оратор должен обосновать, или аргументировать определенную точку зрения. Под аргументациейпонимается процесс проведения доказательств, объяснений, примеров для обоснования справедливости какой-либо мысли перед слушателями или собеседником. Аргументы – это доводы (факты, примеры, утверждения, объяснения), которые спорящие используют для убеждения партнеров в своей правоте. Главная мысль, которую защищает оратор, называется тезисом. Требования к тезису: 1)точность, определенность, ясность смысла; 2)на протяжении спора тезис должен оставаться тем же самым. И.А.Стернин приводит механизм взаимодействия тезиса и аргументов: от тезиса к аргументам можно задать вопрос «Почему?», а аргументы отвечают: «Потому что». Аргументы могут быть рациональные («аргументы к делу», по выражению древних греков) и иррациональные («аргументы к человеку»), которые представляют собой обращение к чувствам, эмоциям, желаниям и интересам говорящего. Источники рациональных аргументов: 1)факты; 2)авторитеты; 3) заведомо истинные суждения (законы, аксиомы, теории). Аргументы следует оценить по силе. Это могут быть а) исчерпывающие аргументы (как правило, такой аргумент бывает один); б) главные; в) спорные; 4) запасные. По ходу перечисления сила аргументов уменьшается. В количественном отношении нормой принято считать использование в доказательстве трех аргументов. Однако этот тезис можно поставить под сомнение, поскольку существует латинская пословица: «Доказательства следует не считать, а взвешивать», которая акцентирует внимание на весомости аргументов, а не на их количестве (ср. также: «Кто много доказывает, тот ничего не доказывает»). Важное правило аргументации : аргументы надо приводить в системе. В связи с этим выделяют нисходящую и восходящуюаргументации. Нисходящая аргументация начинается с сильного, или исчерпывающего аргумента, затем следуют менее сильные, а завершается выступление эмоциональной просьбой. Восходящая аргументация предполагает, что сильные аргументы приводятся в конце выступления. Такие виды аргументации непосредственно связаны с дедуктивной (от вывода к аргументам) и индуктивной (от аргументов к выводу) аргументациями. Разница в речевых тактиках ораторов позволяет выделить опровергающую и поддерживающую аргументации: в первом случае пытаются разбить аргументацию оппонента, во втором – защитить собственную позицию. В связи с этим выделяют одностороннюю аргументацию, которая основана только на одной точке зрения, и двустороннюю, которая излагает противоположные точки зрения. Такая аргументация рассчитана на думающего, умеющего анализировать ситуацию слушателя. Древние учили нас выстраивать и контраргументы. Аристотель рассуждал: «Необходимо уметь доказывать и противоположное, но не для того, чтобы действительно доказать и то и другое, потому что не должно доказывать что-то дурное, но для того чтобы знать, как это делается, а также чтобы уметь опровергнуть, если кто-либо пользуется доказательствами несогласно с истиной». Для доказательства истинности или ложности тезиса приводятся другие мысли, и здесь можно столкнуться со следующими ошибками: 1. Ошибки в тезисе: отступление от тезиса, подмена тезиса, потеря тезиса. Например, выступающий начинает говорить о несовершенстве системы образования, незаметно для себя переходит на низкую оплату труда преподавателей (это отступление от тезиса). С отступлением от тезиса можно столкнуться тогда, когда сам тезис остается непонятым говорящим. Если спорящий осознает, что не может аргументировано спорить, он подменяет тезис (это подмена тезиса). А если он просто забывает, с чего начал, - это потеря тезиса. Именно поэтому не рекомендуется затрагивать в своей речи множество тем – желательно сосредоточиться на одной проблеме. Встречаются ошибки в доводах. Это случается, когда аргумент содержит ложную мысль (приводятся неверные факты, ненадежные данные). Например, «Россия вступила в войну с Грузией, значит, она агрессор». Ошибки в связи между аргументами и тезисом также частотны в практике спора. Ср. с известным софизмом: Все, что ты не потерял, ты имеешь. Ты не потерял рога. Значит, ты рогатый. Идеальные, конструктивные споры в практике нашего общения далеко не всегда имеют место. Чаще конфликтующие стороны прибегают к различного рода уловкам. Уловкой в споре называется всякий прием, с помощью которого участники спора хотят облегчить его для себя или затруднить для оппонента. Существуют допустимые и недопустимые уловки. В первом случае ваш противник прибегает к непозволительным приемам, а вы устраиваете ему ловушки. Например, вы можете оттянуть возражение, если контраргумент не сразу приходит к вам в голову (можно начать задавать уточняющие вопросы, чтобы оттянуть время). К недопустимым уловкам можно отнести выход из спора, срывание спора, довод к городовому (объявить говорящего опасным членом общества), доказательство истинности аргумента тезисом и наоборот («Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда»), инсинуации (беспочвенные намеки на нечто, подрывающее доверие к противнику), подмазывание аргумента (комплименты в адрес противника), внушение (этой уловкой может пользоваться авторитетный человек с громким, спокойным, отчетливым голосом), «двойную бухгалтерию». Следует помнить, что все эти нечистоплотные способы общения не способствуют гармоничному взаимодействию человека с окружающим его миром. Недаром русский риторический идеал утверждает, что речь оратора следует рассматривать как монолог диалогического типа. Таким образом, оратор должен определять способы убеждения своего собеседника в зависимости от характера говорящего, его настроения, от самой речи. Только в этом случае реалистичным становится утверждение: в споре рождается истина. |