Главная страница

Лекции. Лекции 1. Лекции 1 Терминологический аппарат


Скачать 165.66 Kb.
НазваниеЛекции 1 Терминологический аппарат
АнкорЛекции
Дата10.03.2020
Размер165.66 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЛекции 1.docx
ТипЛекции
#111494
страница7 из 9
1   2   3   4   5   6   7   8   9

Рассуждение – это тип речи, в котором исследуются предметы или явления, раскрываются их внутренние признаки, доказываются определенные положения.

8. Модель «обстоятельства» реализует себя в повествовании. Она предполагает описание предмета речи в пространстве, времени и в соответствии с обстоятельствами, то есть говорящий отвечает на вопросы: где? когда? каким образом?

Повествование – это динамический функционально-смысловой тип речи, выражающий сообщение о развивающихся во временной последовательности действиях или состояниях.

Структура ораторской речи, или композиция

Древние риторы выделяли второй этап в построении речи и называли этот канон диспозицией, под которой понималась некая универсальная схема. К диспозиции предъявлялись четкие требования: отбор материала, наиболее значимого для решения поставленной задачи; обеспечение внутренней связанности текста. В современной терминологии это понятие синонимично термину композиция.

Под композицией понимается закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение. Функционально-смысловые типы речи – повествование, описание, рассуждение – рассматриваются при этом как частные случаи общей композиции публичного выступления.

Традиционно в композиции выделяется пять частей: зачин, вступление, основная часть, заключение, концовка.

Зачин нужен для того, чтобы завладеть вниманием публики. Он может быть не связан с темой выступления. Чаще всего зачин содержит этикетные формулы, но при этом может выполнять и другие функции: например, определять общую тональность выступления. Зачин может основываться на каком-нибудь парадоксе, на первый взгляд не имеющем прямого отношения к обсуждаемой теме, но на самом деле связанном со всей речью. Если выступление оратора не первое, то логично определить его место в системе других выступлений.

Вступление имеет непосредственное отношение к рассматриваемой теме. Как правило, оно должно содержать не только четко сформулированную тему, но и цель выступления, перечисление и краткое содержание проблем (они будут рассматриваться подробно в основной части), их актуальность и общественную значимость. Говорящий должен иметь в виду, что к вступлению необходимо обращаться дважды – на этапе порождения речи и в конце, когда речь уже готова. Однако следует помнить, что содержание выступления часто зависит от уровня аудитории. Нельзя допустить коммуникативного самоубийства – грубой ошибки, которая сразу делает ваше выступление невозможным. В связи с этим следует учесть рекомендации опытных ораторов:

1. Не говорите, что вы не оратор.

2. Не начинайте выступление с извинений.

3.Не шутите, если вы хотите, чтобы вас воспринимали серьезно. Юмор уместен тогда, когда вас уже оценили как серьезного оратора.

Вступление помогает перейти к основной, или главной части, в которой анализируются обсуждаемые проблемы. Запомнить всю речь очень сложно, поэтому оратор должен построить ее в соответствии с логикой, опираясь на специальные средства связи (вводные слова: во-первых, во-вторых, одним словом, иначе говоря, таким образом; фразы, подчеркивающие этапы рассуждения: следующий вопрос, перейдем к заключительному вопросу и т.д.). Современная лингвистика текста много внимания уделяет так называемым когезии, проспекции и ретроспекции, являющимся цементирующей основой текста.

Когезия – это особые виды сцепления, связи, обеспечивающие последовательность и взаимозависимость отдельных частей ораторской речи, которые позволяют глубже проникнуть в ее содержание, понять и запомнить отдельные ее фрагменты, расположенные на некотором расстоянии друг от друга.

Проспекция – это элементы речи, которые отсылают слушающего к информации, о которой пойдет речь дальше.

Именно это качество речи и делает значимым вступление. Кроме того, проспекция позволяет раздвинуть временные рамки обсуждаемого вопроса и определить его перспективы (в будущем это может привести к…, в перспективе мы получим…), а ретроспекция – это форма речевого выражения, отсылающая слушателей к предшествующей содержательной информации. Ретроспекция позволяет проанализировать истоки данного явления (проблема уходит своими корнями в …) и просто связать данное выступление с предшествующими.

Количество обсуждаемых вопросов не должно быть велико, даже если вы имеете дело с подготовленной аудиторией. По мнению И.А. Стернина, их должно быть три, так же, как и количество аргументов при доказательстве. Это количество может рассматриваться не как точное число, а как оптимальный вариант продуктивного выступления.

Существует несколько способов изложения материала. Однако все они укладываются в две модели. Одна из них использует естественный порядок вещей (исторический метод), другая – искусственный порядок, игнорирующий закрепленность события за конкретным временным отрезком (дедуктивный, индуктивный, стадиальный, концентрический, метод аналогии).

1. Исторический: предполагает естественный порядок следования частей. Такой порядок получил название ab ovo - «от яйца». Этот метод пассивен, позволяет слушателю течь по течению, особо не задумываясь над проблемой.

2. Дедуктивный: метод поиска высказанному ранее обобщению. Метод настраивает слушателя видеть события глазами говорящего. Здесь развивается направление от следствия к причине. Метод часто используется в работе с мужской аудиторией.

3. Индуктивный: метод предвосхищения основания. За серией частных случаев обнаруживается регулярность, закономерность. Метод часто используется при общении с женской или детской аудиторией.

4. Метод аналогии: позволяет рассказать о неизвестном на фоне известного, основан на сходстве предметов, ситуаций.

5. Стадиальный: напоминает исторический, поскольку отражает этапы формирования мысли, но отличается от него тем, что не позволяет от последующего этапа вернуться к предыдущему. Именно поэтому нельзя говорить: Дети ненавидели его и не любили.

6. Концентрический: один из методов, который пользуется большой популярностью в современной методике. Одна и та же тема становится предметом обсуждения на разных этапах, но характеризуется приращением новой информации.

Заключение , как и вступление, тесно связано с основной частью. Здесь должен быть подведен итог сказанному, описаны перспективы развития проблемы. Слушатель обязательно должен составить впечатление о том, что делать с полученной информацией.

Концовка же не имеет непосредственного отношения к содержанию речи. Это могут быть этикетные формулы, комплимент аудитории за понимание проблемы.

Практические рекомендации начинающему оратору:

1) не рекомендуется в конце выступления извиняться;

2) нельзя ничего вспоминать дополнительно после того, как вы сделали вывод;

3) не следует резко обрывать речь.

Эффектно выглядит кольцевая композиция, проявляющаяся в связи введения и заключения, зачина и концовки.

Выразительные средства в ораторской речи

Несомненно, сила речи возрастает, если она чем-то выделяется. Именно поэтому в качестве третьего этапа в подготовке публичного выступления древние ораторы рассматривали так называемое украшение, или элокуцию. Под термином понимается подбор целесообразных языковых средств, превращающих замысел в реальный текст. Этот риторический канон отвечает за выразительность речи, которая предполагает воздействие не только на ум, но и на эмоциональную сферу человека.

Одну и ту же мысль можно выразить по-разному. Во многом это зависит от тактики речевого воздействия. Есть тактика прямая: оратор, произнося речь, имеет в виду ровно столько, сколько заложено в прямом значении употребляемых им языковых средств. Но в реальной жизни, чаще руководствуясь этическими соображениями, мы прибегаем к косвенной тактике (например, говорим комплимент, намекаем на что-либо, шутим). При косвенной тактике говорящий прибегает к тропам и фигурам речи как к отклонению от прямого воздействия на говорящего.

В современных риториках термин элокуция не употребляется, но широко используются два других термина - тропы и фигуры речи. Античность не разграничивала эти понятия. Современная учебная литература трактует троп как слово или выражение в переносном значении и относит к нему, прежде всего, метафору и метонимию, а иногда – иронию, парадокс, намек – словом, все то, что имеет отношение к тактике непрямого воздействия на адресата.

Следует помнить, что для риторики существенны только те риторические средства, которые сохраняют образность, поэтому говорящий не должен прибегать к затухшим, мертвым тропам, употребление которых порождает шаблонную, штампованную речь. Естественно, что не все способны быть творцами образной речи, однако для тех, кто стремится к этому, Аристотель предложил несколько рекомендаций, суть которых сводится к следующему:

1) нельзя строить метафору или сравнение на сопоставлении предметов одного класса (например, карась как щука). Чем более не похожи объекты друг на друга, тем интереснее то сходство, которое обнаруживается говорящим. Ср.: «Господи, это же не человек, это дурная погода» (М.Горький);

2) если вы хотите сказать что-нибудь плохое об объекте, сравните его с бытовым предметом, если хорошее – с чем-то необычным, недосягаемым. В минуты гнева мы можем назвать глаза шарами, а в моменты, когда нас посещает лирическое настроение – звездами. Если мы поклоняемся человеку, называем его солнце, сокровище, волшебник, самородок, богиня, если низко оцениваем, например, умственные способности человека, говорим осел, пень, пробка, лопух, чурбан.

Метафора очень важна для говорящего. Она помогает человеку ощущать себя творцом, через метафору говорящий проявляет свою индивидуальность, свой особый взгляд на мир. Ср.: «Подобно тому, как одежда, сперва изобретенная для защиты от холода, впоследствии стала применяться также и для украшения тела и как знак отличия, так и метафорические выражения, введенные из-за недостатка слов, стали во множестве применяться ради услаждения» (Цицерон). Вместе с тем следует помнить, что излишняя метафоричность речи отягощает стиль.

Если метафора представляет собой перенос по сходству предметов, то метонимия – перенос по смежности. Номинативные функции метонимии выражены гораздо ярче, чем образные. Именно поэтому мы иногда не ощущает присутствие метонимии (чайник кипит). Это может быть наименования предмета по материалу (чистить столовое серебро), по свойству (солнышко мое), по производителю действия (читать Пушкина) и т.д. Образность метонимии усиливается, когда мы имеем дело с ее разновидностью – синекдохой. Например, в практике речи обнаруживается стремление говорящего называть человека по его одежде (Эй, шляпа, передай вперед на два билетика!).

Для тактики косвенного воздействия на слушателя большую роль играет перифразис, который строится на описательном выражении. Предмет не называется прямо, а характеризуется через перечисление его признаков. АТС могут назвать мирным атомом, Санкт-Петербург – Северной Венецией, нефть – черным золотом, если хотят составить благоприятное впечатление о предмете. Экологи же могут назвать АТС потенциальным Чернобылем с целью сформировать у слушателя негативное отношение к предмету.

В состав тропов входит антифразис – употребление слова или выражения, несущего в себе оценку, противоположную той, которая явствует из контекста. Антифразис имеет две разновидности: иронию – завышение оценки с целью ее понижения и мейозис – занижение оценки с целью ее повышения. Слабого человека мы иронично называем Геркулесом, безобразного – Аполлоном (ирония), «Куда нам, сирым и убогим, до вас, олигархов» (мейозис). Предельным, наиболее резким выражением иронии является сарказм.

А.К.Михальская включает в тропы парадокс – утверждение, противоречащее, на первый взгляд, здравому смыслу. Местом концентрированного сосредоточения парадоксов являются афоризмы. Ср.: «Наша свобода представляет собой светофор, у которого горят три огня сразу» (М.Жванецкий). Парадокс заставляет размышлять, он разрушает догму, вызывает у слушателя удовольствие.

К средствам непрямого воздействия относится также намек. Он предполагает «додумывание» слушающим информации, которую передал ему говорящий. Этим тропом необходимо пользоваться, чтобы избежать назидательности в общении: иногда собеседнику достаточно намекнуть, чтобы он понял ошибочность собственной позиции. Из соображений корпоративности необходимо помогать человеку «сохранять лицо». Это позволяет обеспечить неконфликтное общение.

В особую группу выразительных средств исследователи выделяют

риторические фигуры . Под этим термином А.К.Михальская понимает «особые формы синтаксических конструкций, с помощью которых усиливается выразительность речи, увеличивается сила ее воздействия на адресата» [Михальская 1996: 227].

Риторике известно множество классификаций риторических фигур, однако среди них выделяются такие, без которых трудно представить себе любой текст. Они по существу отражают особенности механизма порождения речи. Так, например, человек познает мир через сравнение, поэтому идея противопоставления всегда присутствует при характеристике объекта. Это порождает так называемую антитезу. Фигура строится на противопоставлении языковых или контекстуальных антонимов, причем последние всегда открывают нечто новое в изображении мира. Ср.: языковые антонимырадость – горе, добро – зло и контекстуальные: «И слава лебедью плыла сквозь золотистый дым, а ты, любовь, всегда была отчаяньем моим» (А.Ахматова). Антитеза соответствует всем родам речи, поскольку в основе ее лежит закон диалектики – единство и борьба противоположностей. Антитеза удобна и для публичной речи, так как образует высказывание, легко распадающееся на две части, что порождает особый ритм.

На фоне антитезы контрастно выглядит градация, которая помогает в публичной речи убедить слушающего, акцентируя внимание на одном и том же объекте. Именно поэтому она построена на использовании языковых или контекстуальных синонимов. Ср.: «Эти часы… мне вдруг до такой степени опротивели, что даже никак не в состоянии был понять, как мог я сожалеть о них, как мог выканючивать их у какого-то Трофимыча» (И.Тургенев). Синтаксический параллелизм позволяет воспринимать слова сожалеть и выканючивать как синонимы, хотя на самом деле они таковыми не являются, однако важно, что второй глагол усиливает экспрессивность первого.

Логично соединить идею градации с идеей повтора. Однако функции у них разные. Градацию обычно используют для того, чтобы точнее и эмоциональнее выразить мысль, а повтор – для того, чтобы создать благоприятные условия для слушающего, который он может выделить наиболее значимые фрагменты речи, понять и запомнить ее. Вместе с тем повтор может служить и средством выразительности: в поэтической речи часто используется анафора (единоначалие) и эпифора (повторение заключительных элементов текста).

Публичная речь, как уже было сказано выше, требует особого ритма. Это хорошо понимали древние риторы. Именно поэтому современник Горгия, софист Фраземах, разработал период – значительное по своей протяженности сложноподчиненное предложение, включающее второстепенные предложения, которые в разных аспектах вскрывают смысл главного. Интонация создает напряженное ожидание конца, что очень важно в условиях коммуникации, когда говорящий концентрирует внимание на объекте речи. Паузы разделяют период на речевые такты, что соотносится с физиологией речи. Ср.: «Как ни старались люди, собравшись в одно небольшое место несколько сот тысяч, изуродовать ту землю, на которой они жались, как ни за бивали камнями землю, чтобы ничего не росло на ней, как ни счищали всякую пробивающуюся травку, как ни дымили каменным углем и нефтью, как ни обрезывали деревья и ни выгоняли всех животных и птиц, - весна была весною даже и в городе» (Л.Н.Толстой).

Есть и такие риторические фигуры, которые служат установлению контакта говорящего и слушающего. Это, прежде всего, риторический вопрос. Он является активнейшим средством диалогизации монологической речи, помогает выделить смысловые центры высказывания, сформировать эмоционально-оценочное отношение к ним слушающего.

Иногда говорящий использует не один риторический вопрос, а целую серию. Такой прием называется дубитацией. Дубитация выполняет роль зачина, который может находиться как перед, так и после краткого изложения сути дела. Дубитация формирует динамическое вступление. Ср.:

« Что такое толерантность? Присуще ли это качество нашим современникам?».

Часто оратор сам отвечает на поставленный им вопрос. Такой прием называется объективацией. Фигуры этого типа обычно располагаются в начале абзацев и продвигают рассуждение вперед.

Продуктивность восприятия зависит также от элементов «узнаваемости» звучащего текста. Здесь в силу вступают элементы интертекстуальности. Например, аппликация – «вкрапление общеизвестных выражений (фразеологизмов, пословиц, поговорок), но в измененном виде». Ср.: «Требовали дать Горбачеву 10 лет без права переписки с Маргарет Тэчер». Общение становится живым, автор демонстрирует остроумие. Этот прием перекликается с так называемой аллюзией – это намек на известные исторические или литературные факты. Ср.: «Человек – это звучит горько». Аллюзия оживляет воспоминания, заставляет думать, срабатывает эффект узнаваемости.

В публицистике журналисты часто используют прием парцелляции – прием искусственного расчленения предложения с целью актуализации фрагмента мысли, порой парадоксального характера. Ср.: «Процесс пошел. Вспять?».

Подводя итоги, отметим, что роль тропов и риторических фигур велика, поскольку они помогают говорящему найти контакт со слушателем и добиться того, чтобы общение было эффективным.
1   2   3   4   5   6   7   8   9


написать администратору сайта