Главная страница
Навигация по странице:

  • Особенности исторического развития Англии в XVI веке

  • Английская драматургия и театр в XVI веке

  • ШЕКСПИР (23 апреля 1564 – 23 апреля 1616)

  • Творчество Шекспира

  • В творчестве Шекспира наступает новый период – трагический (1601 – 1608).

  • Английский театр после Шекспира

  • Френсис Бомонт

  • Значение английского театра Возрождения

  • ИСТОРИЯ ТЕАТРА-ЛЕКЦИИ Части 1 и 2. Лекции для студентов заочного и вечернего отделения


    Скачать 1.94 Mb.
    НазваниеЛекции для студентов заочного и вечернего отделения
    АнкорИСТОРИЯ ТЕАТРА-ЛЕКЦИИ Части 1 и 2.doc
    Дата30.10.2017
    Размер1.94 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИСТОРИЯ ТЕАТРА-ЛЕКЦИИ Части 1 и 2.doc
    ТипЛекции
    #9953
    страница8 из 34
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   34

    АНГЛИЙСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
    Английский театр
    Культурное движение, возникшее в ряде стран Западной Европы в XIV-XVI в.в. и получившее название Возрождения, было вызвано ростом производительных сил в недрах феодального общества и развитием новых форм общественных отношений; оно знаменовало собой начало разложения феодального строя.

    Передовые мыслители и писатели Возрождения боролись за духовное раскрепощение человеческой личности. Они провозглашали право человека на земные радости; прославляли красоту человеческих чувств и необъятные силы и возможности разума человека. В центре их внимания была человеческая личность с ее многосторонними запросами и интересами. Поэтому мыслителей и писателей этой эпохи называют гуманистами (от латинского слова humanitas – человечность или humanus – человечный).

    Эта эпоха породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености.

    Подлинные культурные ценности и высокие образцы искусства гуманисты видели в культуре и искусстве древней Греции и Рима.

    Несмотря на большие завоевания во всех сферах человеческой культуры, эпоху Возрождения было бы неверно представлять как некий «золотой век» всеобщего процветания и благоденствия.

    Прогресс в экономике осуществлялся ценой жесточайших страданий народа.

    Прогресс в духовной сфере, в культуре выявляет поразительные контрасты в поведении людей, где жестокость, предательство, подлость, лицемерие соседствуют с благородством, преданностью, добротой, любовью, красотой. Эти контрасты с удивительной прозорливостью подметил Шекспир в сонете № 66 (здесь он в переводе О.В. Румера):

    Я смерть зову, глядеть не в силах боле,

    Как гибнет в нищете достойный муж,

    А негодяй живет в красе и холе;

    Как топчется доверье чистых душ,

    Как целомудрию грозят позором,

    Как почести мерзавцам воздают,

    Как сила никнет перед наглым взором,

    Как всюду в жизни торжествует плут,

    Как над искусством произвол глумится,

    Как правит недомыслие умом,

    Как в лапах зла мучительно томится

    Все то, что называется добром.

    Когда б не ты, любовь моя, давно бы

    Искал я отдыха под сенью гроба.
    Особенности исторического развития Англии в XVI веке
    Старинная феодальная знать была ослаблена и несколько оскудела уже с конца ХV века из-за многочисленных и долголетних феодальных войн. Война Алой и Белой розы (1455-1485), развязанная двумя феодальными родами – Ланкастеров и Йорков, – завершилась победой Ланкастеров; младший их представитель Генрих Тюдор – родоначальник династии Тюдоров – стал королем. Его поддержало так называемое «новое дворянство» и крепнущая буржуазия. С 80-х годов XV века в Англии устанавливается система абсолютизма, который в XVI веке, при Генрихе VIII и Елизавете Тюдор, переживает прогрессивный этап своего развития. Королевской власти удалось выйти из-под влияния католической церкви, значительно ослабить феодалов, претендовавших на власть. Абсолютизм этого периода способствовал национальному объединению страны, развитию промышленности, сельского хозяйства и торговли.

    Королевская власть опирается на «новое дворянство», которое появляется из среды среднего сельского дворянства, принимавшего участие в развитии промышленности. Создаются также и условия, при которых становится возможным за деньги купить дворянский титул и герб.

    Англия известна производством сукна. Для этого требовалось развитие овцеводства, следовательно, нужны были пастбища для овец. Поэтому крестьяне сгонялись с земель, разорялись и пополняли собой армию нищих и бездомных бродяг. Для борьбы с бродяжничеством правительство издает законы, на основании которых бродяг бросают в тюрьмы. Это вызывало рост народного недовольства и, как следствие, народные восстания.

    Развитие торговли и мануфактуры требовало новых рынков, расширения международных связей. Англия, имея островное географическое положение, всегда обладала хорошим флотом. Но в XV-XVI вв. на морских путях владычествовала Испания, мореплаватели которой проложили много новых морских путей к новым странам. Столкновение протестантской Англии и католической Испании становится неизбежным. И в 1588 г. в проливе Ла-Манш происходит сражение английского флота с «Непобедимой Армадой» Испании, которое закончилось победой англичан. Это возвысило Англию как морскую державу, у нее завязывались торговые отношения с самыми отдаленными странами, появлялись новые рынки сбыта.

    Весьма распространенной формой обогащения было пиратство. Некоторые из них были на службе у королевы (так называемые «королевские пираты»), они приносили немалый доход в казну; капитаны Гаукинс и Френсис Дрейк были пожалованы королевой в адмиралы.

    Сильная королевская власть отвечала интересам слагавшейся нации. Но она же подвергла гонениям многих выдающихся мыслителей, поддерживавших ее.
    Английские гуманисты
    Гуманистическое движение формировалось в Англии в процессе борьбы с католицизмом, который выражал идеологию феодальной реакции. Эту борьбу вела сама королевская власть. Эту борьбу поддерживала буржуазия и новое дворянство: церковные земли переходили в их собственность.

    Таким образом, гуманизм имел мощную поддержку и открыто вел свою антиклерикальную критику – с подмостков народного и придворного театров.

    Томас Мор (1478-1535) – философ, писатель, автор романа «Утопия», в котором рисует общество, где нет эксплуатации и частной собственности, общество, в котором все равны перед законом. Это первое, во многом наивное представление о социалистическом обществе, за что Томаса Мора называют социалистом-утопистом.

    Томас Мор поддерживал королевскую власть; он достиг высокого поста лорд-канцлера. Но Генрих VIII боролся с католической церковью, мешавшей установлению его абсолютной власти. А Томас мор был по вере католиком, и он отказался отречься от своей веры и принять англиканскую церковь. За это он был обвинен в государственной измене и казнен.

    Фрэнсис Бэкон (1561-1626) – философ-материалист. Он придавал огромное значение знаниям, полученным в результате эксперимента, высоко ценил естественные и точные науки (математику, физику, астрономию).

    Кристофер Марло (1564-1593) – гениальный драматург, истинный родоначальник английской ренессансной драмы. Сын сапожника, бедняк, обучавшийся на гроши и достигший звания магистра. После окончания Кембриджского университета ему открывалась духовная карьера. Но он отказался от нее в пользу литературной и театральной деятельности. Он отличался не только глубокой начитанностью, но и дерзостным вольномыслием, смелостью, независимостью суждений. В трагедии «Тамерлан Великий» он, по словам своего современника, «изгоняет Бога с небес руками Тамерлана». Королевский Тайный совет усмотрел в этой трагедии призыв к смуте, и по его приказу подосланным агентом Марло был убит.

    Томас Кид (1557-1595) – драматург, автор ряда трагедий, положивший начало жанру трагедии мести на английской сцене. В его трагедиях (например, в «Испанской трагедии») герой мстит своим врагам за убийство сына и гибель жены, в конце погибает сам. Ему принадлежит одна из первых версий о Гамлете в драматургии.
    Английская драматургия и театр в XVI веке
    В английском средневековом театре основными жанрами были не столько мистерии, сколько моралите, а также интерлюдии (это короткие сценки комического, а иногда и сатирического характера, остро высмеивавшие людские пороки. Так именовались в английском театре фарсы).

    Это связано с тем, что в Англии рано начали развиваться города в силу относительной слабости английского феодализма.

    Моралите – пьесы аллегорически-назидательного содержания, где, наряду с живыми персонажами, действовали условные фигуры, олицетворения отвлеченных пороков и добродетелей (Ложь, Добро, Жалость, Ревность, Надежда, Жадностьи пр.).При этом моралите, включая в себя, помимо религиозных и аллегорических персонажей, исторических действующих лиц, разрасталось до размеров мистерии. А если в моралите сохранялся чисто религиозный сюжет, то в него вставлялись бытовые комические эпизоды, в которых звучали и сатирические мотивы.

    Борьба против католичества при Генрихе VIII окончательно подорвала престиж религиозной драматургии. А при Елизавете мистерии были вообще запрещены.

    Гуманист Джон Растелл в своей «Интерлюдии о природе четырех стихий» (1519) вместо традиционных фигур моралите вводит такие персонажи, как Жажда знания, Дама Природа, Опыт, которым противопоставлены дьявол Невежество, блудница Жажда удовольствий. Борьба завершается победой просвещения, торжеством науки над богословием и суеверием.

    В иных случаях в моралите вводилась социальная тематика, что делало возможным постепенное формирование внутри драматургии жанра исторической хроники. Но наполнение аллегорических фигур, действующих в моралите, новым идейным и политическим содержанием не могло породить нового искусства. Схематизм и условность старых форм превращали исторические события в некую отвлеченную театральную игру.

    Школьная драма тоже была популярна. Профессора и преподаватели университетов и колледжей сочиняли пьесы, в которых пытались подражать образцам античной трагедии. В этих пьесах играли студенты и школьники.

    Но всё это были подступы к будущему развитию драматургии. Её стремительное развитие началось в 80-х годах XVI века и завершилось творчеством Шекспира. Предшественниками Шекспира были Роберт Грин, Кристофер Марло, Томас Кид и ряд других драматургов. Они – творцы новой драмы – сами были выходцами из демократической среды и стали независимыми профессиональными писателями, смелыми вольнодумцами, близкими по духу народной аудитории. Их называли «университетскими умами», потому что все они учились в университетах и были весьма образованными людьми.

    И деятелями площадного театра стали люди высокой культуры.

    «Буйным гением Возрождения» называют истинного родоначальника ренессансной драмы Кристофера Марло (1564-1593). Его трагедия «Тамерлан Великий» (1587-1588) представляет собой драматизированную биографию знаменитого восточного завоевателя конца XIV века. Марло придал ему силу и облик легендарного богатыря. Но он отступил от исторической правды, превратив Тамерлана из знатного феодала в «низкородного пастуха», который только силой своей воли, энергии и ума поднялся над законными правителями. В борьбе Тамерлана против «владык земли» Марло интересуют не реальные военные события прошедших веков, а величественный пример превосходства личного достоинства человека над высокородным происхождением. Победа Тамерлана – это торжество нового человека, вырвавшегося на широкий простор жизни, человека, осознавшего свою огромную силу, свой творческий гений. Но пафос утверждения сильной личности, по сути, сводится к эгоистическому самоутверждению, при котором человек оказывается свободным от законов морали. Поправ власть, Тамерлан сам становится деспотом, жаждет стать властелином мира, божьим бичом, устрашающим народы. Таким образом, Тамерлан утверждает право сильного подавлять слабого. Автор не осуждает своего героя, напротив, он возвеличивает его.

    В «Трагической истории доктора Фауста» (1588) сила человеческой личности раскрывается в другом аспекте. Здесь герой жаждет знаний и радостей жизни. Продав свою душу Мефистофелю, он обретает знания, которые делают его всемогущим. Но в замыслах Фауста нет стремления познать противоречия нового времени (это станет главной чертой философских героев Шекспира).

    Освобожденное сознание Фауста приводит его только к личному самоутверждению и не спасает от трагического одиночества и потери веры в свои силы. Драма завершается раскаянием Фауста. И, несмотря на традиционный финал средневекового сюжета (раскаяние за свой грех), Марло сумел выразить в духовном облике Фауста титаническую силу борьбы за свободу мысли.

    Трагедия «Эдуард II» – последняя пьеса Марло. Она основана уже не на легендах, а на материале исторических хроник. Здесь герои обрисованы реалистичнее, и язык их более прост и сдержан.

    Впоследствии этот жанр получит блистательное развитие у Шекспира.

    Пьесы Томаса Кида (1557-1595) во многом сохранили традиции «кровавой драмы». И в «Испанской трагедии» (1587) и в «Гамлете» разрабатывается тема мести. Здесь отчетливо ощущается влияние Сенеки: изобилие жестокостей, кровавых эпизодов, смертей. Но это искупается большими достоинствами. Впервые четко и с огромным правдоподобием дана интрига. Пьесы отличаются композиционным мастерством, искусством показать развитие характера, вплетенное в действие. В его «Испанской трагедии» впервые появляется фигура драматического злодея.

    Другой выдающийся современник Марло – Роберт Грин (1558-1592), создав несколько исторических пьес под влиянием Марло, достиг наибольшей оригинальности в своей героической комедии «Джордж Грин, векфильдский полевой сторож» (1592).

    Предшественники Шекспира заложили основы нового типа ренессансной трагедии и комедии; с подмостков народной сцены прозвучали важные идейные, философские и моральные истины, был показан титанический герой, овеянный духом времени, мужественный, дерзкий человек нового склада. Но в этой ильной индивидуальности еще не было заинтересованности судьбой народа, не было связи между личным самоутверждением и осознанием ответственности перед обществом. Величие человека пока что утверждалось только как способность выйти из феодального или теологического подчинения. Такие идеи, как борьба за народную правду, за гуманистический идеал перед героями драм, написанных до Шекспира, еще не стояли.

    Театр
    До 70-х годов XVI в. постоянных общедоступных театров в Англии не было. Существовал придворный театр для короля, его семьи и приближенных. А для широкой публики – странствующие труппы актеров, которые останавливались в городах, поселках, иногда в замках вельмож, если их туда допускали.

    Ведя бродячий образ жизни, актеры подпадали под суровые законы против бродяг, а значит, они могли быть брошены в тюрьму за бродяжничество. Чтобы этого избежать, актеры искали покровительство знатных особ, именами которых они называли свои труппы (в этих случаях их называли Слугами лорда … или графа…).

    В 1576 г актером и театральным деятелем Джеймсом Бербеджем (а ранее – плотником) был построен театр в предместье Лондона, на южном берегу Темзы, за городской чертой. Он получил название «Глобус». Это место было захолустьем. Чтобы попасть в театр, люди должны были переправляться через Темзу на лодках.

    Постепенно стали возникать и другие театральные здания, и в конце 90-х годов их было уже девять. Самый большой из них – «Глобус». Впоследствии актером, драматургом и пайщиком этого театра станет Шекспир.

    «Глобус» был общедоступным театром, его зрителями были и простолюдины, в отличие от частных театров, которые были для избранной публики.

    Устройство театра
    Театр представлял собой многогранник, обнесенный высокой стеной. Крыши он не имел. Вдоль внутренних стен помещались крытые галереи и ложи для более богатой публики; публика победнее занимала пространство между сценической площадкой и ложами и смотрела спектакль стоя.

    Представление шло при дневном свете, поэтому передняя часть сценической площадки находилась тоже под открытым небом.

    Занавеса не было. Задняя часть сцены была под навесом; задняя стена служила декорацией. Это была стена «костюмного дома», где актеры переодевались и гримировались.

    Не было в этом театре и декораций, и место действия обозначалось шестом с табличкой, на которой значилось, где происходит действие («лес», «тронный зал», «берег моря» и т.д.). Представление шло без антрактов.

    В английском театре не было женщин-актрис: женские роли играли мужчины, девушек – мальчики-подростки. К 90-м годам выдвинулось несколько выдающихся актеров: трагик Ричард Бербедж, сын Джеймса Бербеджа, комик Уильям Кемп и другие. Состав труппы был невелик – от 8 до 14 человек, которым иногда приходилось играть в спектакле несколько ролей, так как действующих лиц бывало до 20.

    Своей вершины театр европейского Возрождения достиг на английской почве – в творчестве величайшего драматурга Уильяма Шекспира. Театр Шекспира был не только итогом развития национального английского театра, но и суммировал достижения всей предшествующей драматургии древнего и нового времени.
    ШЕКСПИР (23 апреля 1564 – 23 апреля 1616)
    О личности Шекспира сохранились очень скудные сведения. Отдельные даты и факты его биографии восстановлены по отрывочным свидетельствам, косвенным данным. Почему? Теперь Шекспир признан одним из величайших писателей мира. Он – гордость человечества. Но в глазах современников Шекспир не был значительной величиной, его не считали великим. Свои произведения он писал для общедоступного народного театра. А театр считался развлечением сравнительно низкого рода. Достаточно сказать, что в пределах Лондона городские власти не разрешали строить театры и давать публичные представления. Они видели в театрах источник разложения нравов. Театры строились за городской чертой.

    Хотя актеров жаловали при дворе и приглашали туда давать представления, зрители не интересовались, кто сочинил ту или иную пьесу. Первые издания Шекспира были анонимными (так было принято). Автор продавал свою пьесу театру, и она становилась собственностью театра. Как правило, театральная труппа пьес своего репертуара не продавала издателям, чтобы их не ставили театры-конкуренты. Но издатели добывали популярные пьесы «пиратским» путем, иногда просто выкрадывали, а порой подсылали в театр на спектакль своих стенографов записать текст пьесы. Поэтому в печати выходили пьесы с большим количеством ошибок в тексте пьесы, с искажениями фамилии автора.

    Классиком Шекспира признали лишь в XVIII веке благодаря немецким просветителям. Не удивительно, что никому из его современников не пришло в голову собрать сведения о нем и написать его биографию. К тому же жанр биографий деятелей культуры начал развиваться спустя четверть века после смерти Шекспира (в конце XVII в.), а до этого существовали жизнеописания только царственных особ. При жизни Шекспира и после его смерти биографические данные о нем оставались почти неизвестными. Нет ничего удивительного в том, что время от времени возникают гипотезы, отвергающие авторство Шекспира. Недобросовестные исследователи пытаются доказывать, что все творчество Шекспира – это миф, что авторами великих трагедий являются иные люди – аристократы с университетским образованием и т.д. и т.п.

    Сомнения в авторстве Шекспира зародились давно. Начиная с 60-70гг. XIX в., в шекспироведении возникало множество гипотез, которые сводились к тому, что шекспировские пьесы написаны не актером Шекспиром, а человеком, который обладал более широким систематическим образованием. Первая гипотеза принадлежит Делии Бэкон, которая высказала предположение, что в то время существовал кружок, во главе которого стоял великий философ Фрэнсис Бэкон, а в кружке участвовал Уолтер Ролей, знаменитый моряк, историк и поэт, друг Марло. Под их коллективным руководством в кружке писались пьесы, которые поступали в театр через посредство Шекспира и им подписанные. Однако тщательная проверка показала, что факты противоречат гипотезе Делии Бэкон.

    Но гипотезы не перестали появляться. В 20-30 гг. ХХ в. появились новые, которые приписывали авторство шекспировских пьес образованным представителям английской придворной аристократии: то лорду Рэтланду, то лорду Окфорду, то лорду Дерби. Эти же «гипотезы» вновь появились в конце 80 – начале 90-х гг. ХХ в. Ни одна из них признания не получила. Наука остается при тех фактах, которые никем не опровергнуты. Пьесы Шекспира написаны Шекспиром.

    Уильям Шекспир родился 23 апреля 1564 г. в Стрэтфорде-на-Эйвоне, маленьком городке, окруженном лесами. Его отец, Джон Шекспир, был состоятельным торговцем и ремесленником, занимался выделкой кож, впоследствии – фермером. Мать, Мэри Арден, происходила из обедневшей дворянской семьи. Семи лет Уильям был отдан в местную грамматическую школу, где учеников знакомили с основами риторики, логики, латыни, греческого языка, с античной литературой и мифологией. Школа елизаветинских времен предлагала учащемуся столько знаний о литературе, сколько можно было предложить в то время начинающему литератору. На первом году обучения латынь изучалась как иностранный язык, а со второго года обучения все преподавание велось на латыни. А знание латыни – ключ не только к античным источникам, но и ко всем европейским языкам. Университеты мало что могли к этому добавить, так как в их задачу входило обучение молодых людей богословию, медицине и юриспруденции. Поэтому нельзя считать «чудом», что при отсутствии у Шекспира «университетского диплома» он создал гениальные пьесы. А именно это инкриминируется ему. Но будущему драматургу «грамматическая школа в Стрэтфорде могла дать всё, что требовалось. Чудо заключается в чем угодно, только не в этом, – это старое как мир чудо гениальности». (Так пишет об образовании Шекспира американский шекспировед С. Шенбаум, обстоятельно и научно объективно излагая документальные свидетельства, собранные в течение нескольких веков. – С. Шенбаум. Шекспир. Краткая документальная биография. – М.: «Прогресс», 1985, с. 110,111.).

    Творения греческих и римских писателей стали с тех пор любимыми книгами Шекспира, источниками сюжетов и образов его будущих пьес и поэтических произведений.

    Одним из источников была итальянская новелла. В Англии ее хорошо знали по переводам, а Шекспир, вероятно, мог читать ее и в оригинале, потому что он изучал итальянский язык по самоучителю Флорио. Новелла имела не только ценность сюжетной сокровищницы. Он была проводником гуманистической идеологии для читателей, которые жили вне Италии. Заимствуя в новеллах сюжеты, Шекспир, как и другие английские драматурги, черпал в них и идейное содержание.

    Другим источником творчества Шекспира был греческий историк Плутарх, оставивший нам биографии греческих и римских деятелей. У Плутарха Шекспир находил биографии тех людей, которых он выводил в своих пьесах: Кориолана, Антония, Цезаря и их окружение и др. Но у Шекспира эти герои обретали плоть и кровь и начинали жить подлинной реальной жизнью.

    Следующим весьма значительным источником была английская хроника Голинштэда, в которой рассказывалась история английских королей, крупных и мелких персонажей английской истории, начиная от легендарных времен вплоть до событий второй половины XVI века. Голинштэд тоже любил останавливаться на биографических подробностях исторических героев. Шекспир перевоплощал эти бледные тени в такие фигуры, как Ричард II и его соперник Болинброк, Генрих V, Генрих VI, Ричард III… Хроника из сухого документа превращалась летопись человеческой жизни и человеческих деяний.

    Еще одним источником была английская драматургия, созданная до Шекспира. Эти пьесы снабжали его сюжетами, подсказывали композицию. Так возникли «Ричард III», «Комедия ошибок», «Укрощение строптивой», «Король Джон», «Генрих V», «Гамлет», «Король Лир».

    Важным источником его поэзии были также впечатления детских и юношеских лет, оставленные замечательной природой родного Стрэтфорда и его окрестностей, поэтическими легендами и балладами об историческом прошлом Англии. Здесь он слышал живую народную речь, наблюдал быт и нравы английской провинции.

    С 16 лет юноше пришлось зарабатывать деньги самому, так как материальное положение семьи ухудшилось. В 18 лет он женился и выделился из семьи отца. Но жизнь в Стрэтфорде его не удовлетворяла. И в 1587 или 1588 г. он покинул Стрэтфорд. Возможно, он присоединился к одной из странствующих трупп актеров. По другой версии он в Лондоне сначала присматривал за лошадьми джентльменов, приезжавших на театральные представления, а потом стал актером.

    Так или иначе, но известно, что он поступил в конце 80-х гг. в труппу лорда Стрэнджа, которая играла в Лондоне, и вскоре на столичной сцене были поставлены его первые драматические опыты (драматические хроники «Генрих VI» части 2,3,1; комедии – «Комедия ошибок», «Укрощение строптивой», «Два веронца»). В это же время он написал две поэмы («Венера и Адонис» и «Лукреция»).

    С 1594 г. Шекспир вступил в труппу, руководимую Ричардом Бербеджем (в театре «Глобус»). Он играл небольшие роли (тень отца Гамлета, слугу Адама в комедии «Как вам это понравится»). Но важное место, которое он занимал в труппе, определялось не актерской его деятельностью, а драматургической. Он был основным драматургом труппы театра «Глобус». В этот же период Шекспир пишет много сонетов. Но ни сонеты, ни пьесы Шекспир не печатал: пьесы предназначались для театра, а сонеты – для тех, кому они посвящались. И если они оказывались напечатанными, то это происходило помимо, а то и против воли Шекспира.

    Шекспир нашел покровительство у графа Саутгемптона. Поэт и юный граф сдружились. Шекспир был вхож во дворец графа и мог наблюдать нравы «высшего» лондонского общества. Графу Шекспир посвятил свои поэмы и целый ряд сонетов. Ему открывался путь славы и успеха: он мог стать модным поэтом, создающим произведения для избранных, получать от них богатые подарки. Но его влек к себе театр. Он желал писать для театра. Этот путь не сулил ни богатства, ни признания у вельмож. Но именно на этом пути и развернулся во всю ширь талант Шекспира.

    Шекспир написал две поэмы, 154 сонета и 37 пьес. Всё это дошло до нас. Пьесы Шекспира украшают репертуар многих театров мира.
    Творчество Шекспира можно разделить на три периода.

    Первый период (1590 – 1600) называют оптимистическим.

    После победы над «Непобедимой Армадой» страна еще не вполне успокоилась от того огромного напряжения, которое помогло ей одолеть опасность, и переживала жизнерадостный подъем, сопровождающий большую победу. Царил оптимизм, притуплялись общественные противоречия и политическая борьба. На фоне эти настроений и отражая их, развертывалось творчество Шекспира в атмосфере народного оптимизма. Но чтобы эти настроения претворялись в художественные образы, нужно было, чтобы эти настроения проходили через какую-то уже сложившуюся идеологию, хорошо воспринятую художником. Такой идеологией был гуманизм, который владел умами передовых людей английского общества. Он пришел в Англию из Италии и уже давно (со времен Генриха VIII) оказывал влияние на драматургию. Теперь гуманизм в Англии был на новом этапе.

    Для Шекспира гуманизм, воспринимавшийся на фоне общественного покоя и крепкой уверенности в завтрашнем дне, давал великолепные творческие импульсы. Шекспир полон мечты и надежд. В нем сильна вера в природную доброту человека, доверие к свободному развитию личности; он живет надеждой на скорое торжество всеобщей гармонии. Таково его мировоззрение в этот период.

    Он пишет исторические хроники, комедии, сонеты, одну драму, две трагедии. Хроники составляют целую серию, охватывающую события от начала XIII до конца XV века, от короля Джона Безземельного до воцарения Генриха VII Тюдора (1485). В хрониках Шекспир показывает все противообщественные и противонародные тенденции, которые сталкивались между собой, принося вред развитию государства и беды народу. Он показывает, как эти усобицы действуют на человеческую природу. А шекспировские характеристики королей дают определенное представление о его решении проблемы королевской власти.

    Исторические хроники: «Генрих VI» ч. 2,3,1; «Ричард III», «Ричард II», «Король Джон», «Генрих IV» ч. 1,2; «Генрих V».

    Комедии: «Комедия ошибок», «Укрощение строптивой», «Два веронца», «Тщетные усилия любви», «Сон в летнюю ночь», «Много шуму из ничего», «Как вам это понравится», «Виндзорские кумушки», «Двенадцатая ночь».

    Трагедии: «Ромео и Джульетта», «Юлий Цезарь».

    Драма – «Венецианский купец».

    Сонеты.

    Сонет как устойчивая лирическая стихотворная форма из 14 строк с определенным порядком рифмовки зародился в Италии в XIII веке. Он стал излюбленной формой лирической поэзии великих поэтов Возрождения и получил общеевропейское распространение.

    Цикл сонетов Шекспира состоит из 154 стихотворений. Впервые они были опубликованы в 1609 г. Но известны они были с 1598 г.: один из современников поэта писал о «сладостных сонетах Шекспира, известных кругу его друзей». Они создавались на протяжении целого ряда лет и отразили серьёзные изменения, происходившие в мировоззрении и творчестве поэта. Попытки исследователей творчества Шекспира по сонетам реставрировать факты биографии поэта не дали результатов. Ясно только, что большинство их посвящено другу (графу) и некой смуглянке.

    В сонетах Шекспир воспевает дружбу, красоту и радость счастливой любви и муки любви отвергнутой. Однако, отвергнутая любовь не делает человека мстительным, в нем живет благородство души. В сонетах нашли выражение глубокие философские вопросы – что есть Прекрасное, в чем смысл жизни, смысл творчества художника, что есть Время для человека и т.п.

    Комедии Шекспира имеют свои особенности: они полны радости, смеха, веселья, поэтической любви, – это праздник личности Возрождения, свободной и прекрасной. В них совершенно отсутствует сатирический элемент. Шекспир никого не высмеивает. Его комедии могут содержать грубоватый юмор (от фарса), но сатиры в них нет. Комедии открывают и прославляют красоту земли и человека, красоту его души. Образы Шекспира многогранны и ярки. Место действия – чаще всего Италия, Франция, иногда Испания, но по существу это всегда «веселая Англия» (merry England), родина весельчаков-простолюдинов. В комедиях люди не только веселятся, они спорят, влюбляются, философствуют, негодуют, воюют с врагами. Здесь возвышенно-романтические чувства соседствуют с насмешливым здравомыслием, буффонада – с драматическими событиями, фантазия – с реалистической достоверностью.

    Источниками комедий послужили – античная комедия, средневековый фарс, традиции народных празднеств, английский фольклор. Так, сюжет «Комедии ошибок» заимствован у Плавта и основан на путанице близнецов. У Шекспира – две пары близнецов: два господина – близнецы и их слуги близнецы. Но одна пара – Антифол и его слуга Дромио – из Сиракуз, а другая пара – тоже Антифол и его слуга тоже Дромио – из Эфеса. Понятно, что это давало возможность невероятных путаниц, когда путают не только господ или слуг, но когда сам господин путает своего слугу со слугой своего двойника.

    В комедии «Укрощение строптивой» можно увидеть соединение «ученой» комедии (линия Люченцо и Бьянки) и народного фарса (линия Катарины и Петруччо). У господ имена итальянские, а у слуг – английские.

    «Два веронца» – романтическая комедия, фарсовые сцены здесь на втором плане. В центре – романтика высоких чувств, странствий, приключений.

    «Сон в летнюю ночь» – поэтическая пьеса, основанная на образах мифологии и фольклора.

    В основе комедии «Двенадцатая ночь» народные обычаи – розыгрыши, которые можно было устраивать в течение двенадцати дней и ночей от Рождества Христова.

    А комедия «Много шуму из ничего» – о тайных доносах, способных убить человека.

    Кроме комедий, Шекспир в этот период творчества пишет исторические хроники, трагедии. Чем вызван интерес к истории? Обращение к прошлому важно для мыслителей Возрождения, так как позволяло по нему судить о настоящем и мерить им будущее. Историческая драма была популярна.

    В хрониках центральное место занимает конфликт королевской власти с феодальными баронами, которые хотят сохранить свои права на власть.

    Политический идеал Шекспира заключался в том, что он приветствовал целостное государство, управляемое мудрым, народолюбивым королем. Личность монарха постоянно занимает Шекспира. По его мнению, идеальный король тот, кто сочетает государственный ум и волю с моральным совершенством. Он ищет в английской истории такого короля – и не находит.

    Первые хроники Шекспира – о Генрихе VI и Ричарде III – отразили события феодальной войны Алой и Белой Розы (1455-1485). Драматург изображает трагедию народных бедствий, раздоров, мятежей, охвативших Англию. Самые тяжкие страдания выпадают на долю народных масс. Доведенные до отчаяния голодом и нуждой, крестьяне восстают. Ими предводительствует Джек Кед. Он обещает народу, что «изменит все порядки», что «всё в королевстве будет общим», «денег тогда вовсе не будет». Народное восстание представлено, как бессмысленный бунт, приводящий к новым кровавым жертвам. Сам Джек Кед – обманщик, подкупленный одной из феодальных партий. Поэтому положение народа, поверившего ему, еще трагичнее. Шекспир не верит в способность народных масс распоряжаться своей судьбой. Но, провозглашая необходимость государственного единства, хроники Шекспира объективно выразили интересы народа, тяжко страдавшего от феодальных распрей.

    Монархи, изображенные в первых хрониках, не отвечают идеалу Шекспира. Генрих VI добр, человечен, но слабоволен, не способен справиться с феодальным своеволием.

    Его убийца герцог Глостер, будущий Ричард III, – человек стальной воли и огромного ума. Но он рожден уродом, хромым горбуном. И один способ вознаградить себя за неполноценность для него, утвердить себя как личность – это захват престола. Ему неведомы сомнения, муки совести. Он обладает даром подчинять людей своей воле. Он испытывает наслаждение, играя судьбами людей.

    Рисуя эту сильную личность, Шекспир, в отличие от Марло, мерит достоинство человека не силой личности, а тем, на что эта сила направлена. Поэтому нет ему прощения. И когда Ричард уже на троне, к нему приходит страх – первая расплата за преступления. И гибель его неотвратима: против него поднято восстание, возглавляемое Ричмондом, будущим Генрихом VII.

    Через все хроники проходит мысль Шекспира о том, что благосостояние государства не может покоиться на крови, через преступления нельзя прийти к общественному благу. Высокая цель – интересы английского государства – должна отстаиваться с помощью нравственно безупречных средств.

    Трагедия «Юлий Цезарь» тоже говорит о власти, о монархе. Но и в античной истории своего идеала Шекспир не находит.

    Трагедия «Ромео и Джульетта» стоит особняком. В ней нет гнетущей безысходности. И хотя «нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте», всё же на могиле погибших влюбленных происходит примирение враждовавших семейств, – в этом оптимизм трагедии.

    Однако, на рубеже XVI – XVII вв. Шекспир всё острее ощущает противоречия жизни, во многом он разочаровывается. В стране происходит смена монарха после смерти Елизаветы. Ее наследником был сын Марии Стюарт шотландский король Яков VI. В Шотландии царил совсем другой политический уклад: там не было гражданской войны, которая в Англии привела к уничтожению верхушки старого феодального дворянства. Шотландские феодалы окружали короля и были опорой его власти. Существовало опасение, что произойдет поворот на старые феодальные пути. Эту тревогу разделяли все гуманисты, в том числе и Шекспир.

    В мировоззрении Шекспира и всего английского гуманизма наступает трагический перелом. Корни его – в противоречивости исторического процесса, породившего гуманистические иллюзии, а затем в ходе своего развития беспощадно опровергшего их.

    Ярче всего умонастроение этого периода выражено в сонете № 66 (здесь приводится два перевода этого сонета). Шекспир утрачивает веру в светлые идеалы Возрождения, разочаровывается в любви и дружбе, испытав два предательства – и любимой женщины и любимого друга.

    Я смерть зову, глядеть не в силах боле,

    Как гибнет в нищете достойный муж,

    А негодяй живет в красе и холе;

    Как топчется доверье чистых душ,

    Как целомудрию грозят позором,

    Как почести мерзавцам воздают,

    Как сила никнет перед наглым взором,

    Как всюду в жизни торжествует плут,

    Как над искусством произвол глумится,

    Как правит недомыслие умом,

    Как в лапах зла мучительно томится

    Все то, что называется добром.

    Когда б не ты, любовь моя, давно бы

    Искал я отдыха под сенью гроба.

    (Перевод О.В. Румера)

    Измучась всем, я умереть хочу.

    Тоска смотреть, как мается бедняк

    И как шутя живется богачу,

    И доверять, и попадать впросак,

    И наблюдать, как наглость лезет в свет

    И честь девичья катится ко дну,

    И знать, что ходу совершенствам нет,

    И видеть мощь у немощи в плену,

    И вспоминать, что мысли заткнут рот,

    И разум сносит глупости хулу,

    И прямодушье простотой слывет,

    И доброта прислуживает злу.

    Измучась всем, не стал бы жить и дня.

    Да другу трудно будет без меня.

    (Перевод Б. Пастернака)

    Каждый перевод интересен, в каждом звучит боль о том, как трагически несовершенен мир, как попраны все гуманистические идеалы недавнего прошлого, насколько бессилен человек, чтобы изменить мир. Глубокая скорбь о трагическом несоответствии идеала и действительности усугублялась и потерями в личной жизни: изменой в любви, смертью сына.
    В творчестве Шекспира наступает новый период – трагический (1601 – 1608). В этот период Шекспир создает своивеликие трагедии: «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Макбет», «Антоний и Клеопатра», «Кориолан», «Тимон Афинский», «Перикл».

    К этому же периоду относятсядве комедии: «Конец – делу венец» и «Мера за меру», а также сонеты, в которых звучат философские мотивы – тема Времени, не подвластного человеку, тема Красоты и Прекрасного и др.

    По мнению известного театроведа профессора Г.Н. Бояджиева, три трагедии – «Гамлет», «Отелло» и «Король Лир» – можно представить в виде «трилогии». В самом деле, «Гамлет» – это трагедия сознания, «Отелло» – трагедия сердца, а «Король Лир» – трагедия духа. Сознание (то есть, разум человека), его сердце и его дух – это и есть составляющие Личности Человека. Вот почему справедливо называть эти трагедии «трилогией».

    Трагедии этого периода заметно отличаются от трагедий первого периода творчества: они несут в себе глубокую философию автора, его раздумья о смысле жизни, о несовершенстве мира, в котором порок господствует, о невозможности этому противостоять.

    Однако тяжелые восемь лет жизни проходят. Шекспир понимает, что этот мир не может быть изменён искусством, оно бессильно. Но веру в благотворную роль театра он еще не утрачивает.

    Наступает третий период творчества – романтический (1609-1613).

    Шекспир пишет пьесы фантастико-романтического и философского характера. Это – «Цимбелин», «Зимняя сказка», «Буря», хроника «Генрих VIII». Эти пьесы – уход от действительности в мир нереальный, сказочный, фантастический. Но эта иллюзорность мира осмыслена Шекспиром философски. Он теперь понимает, что обрести гармонию человек может только в мире иллюзии.

    Этот период знаменит еще тем, что появляются опубликованные сонеты.

    Больше ничего для театра, кроме названных выше пьес, Шекспир не пишет: то ли он разочаровался в возможности влияния театра на души людей, то ли исчерпал себя.

    Но еще одно событие, по-видимому, повлияло на Шекспира: в 1613 году сгорело здание театра «Глобус». Причиной пожара было использование в спектакле трюка с выстрелом пушечного ядра. Ядро упало на крышу галереи и вызвало пожар. Здание театра не стали восстанавливать.

    Правительство пуритан, вскоре пришедшее к власти, недовольное театром как рассадником безнравственности, свободомыслия, вообще уничтожило все английские театры в середине XVII века. И почти на полстолетия прервалось развитие английского театра.

    Шекспир в 1613 г. возвращается в родной Стрэтфорд. Его лира замолкла. Больше он ничего не писал для театра. А в день своего рождения, 23 апреля 1616 г. Шекспира не стало. Он умер 52 лет от роду там же, где родился.
    Английский театр после Шекспира
    Драматургия Шекспира возникла не на пустом месте. Вокруг Шекспира – целая плеяда талантливых современников.

    В социально-политической жизни Англии чем больше углублялась феодальная реакция при Стюартах, чем дальше отходили гуманистические идеалы и ближе надвигалась угроза гражданской войны, тем беспринципнее становилась драматургия. Публика посещает театры. Драматургов и пьес много. Но в пьесах – идейный и художественный упадок: утрачивается реализм в изображении жизни. Тенденция – развлекать во что бы то ни стало.

    Первые десятилетия XVII века отмечены обострением социальных противоречий между растущей буржуазии и увядающим дворянством. Это не могло не оказывать влияния на всю английскую гуманистическую культуру и, конечно, на театр. В театре отмечается пестрота жанров, сюжетов, характеров. Среди множества идейно-художественных течений можно выделить два основных направления в ренессансной драматургии: демократическое и аристократическое.

    Самым значительным художником демократического направления является Бен Джонсон (1573-1637), сын каменщика, затем студент, солдат, актер, драматург. Он был образованнейшим человеком своего времени, знатоком античной классики. В историю театра он вошел как создатель английской сатирической комедии. Его комедии отразили крах ренессансных иллюзий, трагическое отрезвление. На смену жизнерадостной поэтической шекспировской комедии пришла бытово-достоверная обличительная комедия Бена Джонсона.

    Бен Джонсон опирался на традиции античной комедии, изучал теоретические труды римских и современных итальянских авторов и создал свою теорию комедии. Он требовал от комедии открытой дидактической тенденции, жизненного правдоподобия, последовательной типизации характеров. Особенно его занимала проблема комического характера. Он ввел в теорию комедии новое понятие, предвещавшее классицистский принцип построения характера, – юмор. По его мысли, юмор – ведущая черта комического характера, главная причуда, определяющая характер (у него даже две комедии имеют юмор в названии: «Всяк в своем юморе» и «Всяк вне своего юмора»).

    Чаще всего основой юмора персонажей является гипертрофированный индивидуализм. Развенчание этого индивидуализма стало основной темой комедий Джонсона. Например, комедия «Вольпоне, или Лис» (1606). Здесь погоня за богатством – единственный побудительный мотив действий всех персонажей, их общий «юмор», главная страсть века.

    Вольпоне – не мелкий жулик, он гений плутовства, философ стяжательства. Он притворяется смертельно больным и наслаждается тем, как вокруг него разгорается борьба вокруг его наследства. Чтобы завладеть наследством, надо угодить Вольпоне, и люди идут на все: юрист попирает законы, старик лишает сына наследства, муж тащит свою жену в постель Вольпоне. Все поглощены жаждой наживы. Здесь нет ни одного честного человека – все мошенники. Основная мысль комедии – несовместимость гуманистических представлений с действительностью. Отсюда сарказм, и смех его карающий.

    Френсис Бомонт (1584 – 1616) и Джон Флетчер (1579 – 1625) – драматурги аристократического направления в английской драме. Они снисходительны к циничному индивидуализму современного человека. В их произведениях – проповедь аристократического гедонизма, чувственного наслаждения. Герои их комедий лишены подлинного душевного благородства, живут бездумно, спешат получить от жизни максимум удовольствий, ими управляют потребности плоти, а не духа.

    Комедия Флетчера «Укрощение укротителя» (1606) писалась как полемический ответ Шекспиру. Ему показалось, что Шекспир проповедует рабскую покорность женщины мужчине. У Флетчера не Петруччио укрощает Катарину, а новая жена Петруччио, Мария, укрощает его самого. У Шекспира главное – любовь, и Петруччио укрощает Катарину не грубой силой, а любовью. А у Флетчера речь идет не о любви, а о ловкости: кто кого перехитрит. А в любви герои видят только плотскую сторону. В комедии Флетчера – блестящая интрига, веселая чехарда путаниц и смешных положений.

    Самый распространенный жанр в творчестве Бомонта и Флетчера – трагикомедия, самая знаменитая – «Филастер» (1610), написанная в соавторстве.

    В трагикомедиях Бомонта и Флетчера главное – внешняя занимательность сюжета, нагромождение событий, случайностей вместо раскрытия психологии персонажей. Они были поклонниками испанской драмы «плаща и шпаги», а также той особенности в содержании пьесы, что король – неприкосновенная фигура для театра и драмы.

    Но эти пьесы благодаря своей театральности пользовались большим успехом у лондонской публики.

    Итак, с Шекспиром ушли большие проблемы.

    С Беном Джонсоном ушли последние остатки гуманистических идеалов.

    С Деккером и Хейвудом (драматургами после Шекспира) кончилось реалистическое искусство.

    Бомонт и Флетчер принесли с собой политическое раболепство.

    «Трагедия ужасов» наводнила сцену мелодраматическими жестокостями, лишенными всякого жизненного смысла.
    Значение английского театра Возрождения
    Высокий реализм театра Шекспира был предопределен не только личным гением поэта. Всё его творчество было тесно связано с народной и национальной традицией. Он выражал взгляды передовых слоев общества, разделяющих гуманистические позиции.

    Сила шекспировского реализма в способности к широчайшим историческим обобщениям, в обнажении глубочайших противоречий времени, в сохранении неиссякаемой веры в человека.

    Таким образом, английский театр, развившись позже итальянского и испанского, создал на рубеже XVI-XVII в.в. искусство, идейная зрелость которого предопределялась зрелостью самого исторического процесса – процесса решительной ломки феодальных форм жизни и закладки новых основ буржуазного общества.

    С закатом Возрождения аристократические тенденции в английском театре заняли господствующее положение. На сцене царили кровавые, мрачные трагедии ужасов, полные безысходности и предчувствия надвигающейся катастрофы. Всё более грозным становился голос пуритан, давно воевавших с театром, требовавших его закрытия как рассадника безбожия и разврата. В 1642 г., когда пуританская буржуазия захватила в Англии политическую власть, парламент издал акт о запрещении всех публичных зрелищ. Развитие английского театра было прервано на годы.

    Однако пуритане не могли уничтожить память о великой эпохе английского театра.

    Прошло время, и драматургия английского Возрождения, прежде всего драматургия Шекспира, вошла в плоть и кровь мировой театральной культуры, стала ее неотъемлемой частью, во многом определила путь ее развития. Сегодня нет ни одной страны, где бы ни ставились на сцене творения Шекспира. Великий английский поэт и драматург актуален в любую историческую эпоху.

    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   34


    написать администратору сайта