ИСТОРИЯ ТЕАТРА-ЛЕКЦИИ Части 1 и 2. Лекции для студентов заочного и вечернего отделения
Скачать 1.94 Mb.
|
Театр при Алексее Михайловиче Историческая обстановка. В течение всего XVII века Россия ведет борьбу за свою экономическую и политическую независимость. Россия знакомится с целым рядом отраслей знаний, до того времени ей неизвестных, растет экономически и культурно, развивается образование и русская литература. В XVII в. в Москве появились средние школы, где изучались иностранные языки и некоторые другие предметы, связанные с более широким характером образования (1621 г. – лютеранская школа в Немецкой слободе; 1640-е гг. – частная школа боярина Ф. Ртищева для молодых дворян, где учили греческому и латыни, риторике и философии; 1650 г. – школа в кремлевском Чудовом монастыре, открытая на средства патриаршего двора; 1664 г – государственная школа для обучения подьячих Приказа тайных дел и др.). Наконец, в 1687 г. в Заиконоспасском монастыре в Москве было открыто первое в России высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия – для подготовки высшего духовенства и чиновников государственной службы. Обучались в академии представители всех сословий: от сыновей конюха до родственников патриарха и князей древнейших родов. Пестрым был и национальный состав. Академия сыграла большую роль в развитии русского просвещения в конце XVII – начале XVIII вв. XVII век был временем заката древней формы исторических произведений – летописей. Осмысление событий смуты начала XVII в. определило развитие русской общественной мысли. Обострился интерес к характеру власти. Во второй половине века в условиях становления абсолютизма закладывались основы его теоретического обоснования. Симеон Полоцкий, церковный общественный деятель, писатель и педагог, доказывал необходимость сосредоточения всей полноты государственной власти в руках царя, указывал, что только единоличная власть царя способна навести порядок внутри страны, а также обеспечить решение важнейших внешнеполитических задач. Закладывая основы идеологии «просвещенного абсолютизма», тем самым предвосхищая идеи просветителей XVIII века, Симеон Полоцкий в своих стихотворениях и проповедях рисовал идеальный образ мудрого монарха, призванного распространять среди подданных просвещение, которое почитал средством не только исправления общественных нравов, но и разрешения всех внутренних проблем государства. В XVII в. в связи с увеличением значения в жизни общества мирских потребностей и интересов, продолжалось снижение авторитета религии. Чтобы укрепить авторитет церкви, патриарх Никон и царь Алексей Михайлович провели церковно-обрядовую реформу (1653-1656). Однако сама реформа, силовые методы ее проведения привели к расколу и возникновению старообрядческой церкви. Раскол – сложное социально-религиозное явление, связанное с глубокими изменениями народного сознания. Под знаком борьбы за «старую веру» собирались все, кто был недоволен изменениями условий жизни: плебейская часть духовенства, угнетаемая церковной верхушкой; часть церковных иерархов, выступавших против централизаторских устремлений Никона. К расколу примкнули представители боярской аристократии, недовольные усилением самодержавия (князья Хованские, сестры Соковнины – боярыня Морозова и княгиня Урусова и др.); стрельцы, оттесненные на второй план военными формированиями регулярного типа; купцы, напуганные ростом конкуренции предпринимателей–феодалов и засильем иностранных негоциантов (при попустительстве властей); посадские люди и особенно крестьяне, понимавшие ухудшение своего положения из-за отступления от «древнего благочестия». Идеология раскола включала сложный спектр идей и требований. Она отражена в трудах наиболее яркого старообрядческого публициста протопопа Аввакума («Житие протопопа Аввакума, им самим написанное», «Книга бесед», «Книга обличений» и др.), а также в антираскольничьих сочинениях С. Полоцкого, патриарха Иоакима. Появляются разные литературные жанры – повести-жития биографического характера, бытовые повести, обращенные к повседневной жизни. Рождается новый жанр – демократическая сатира («Повесть о Шемякином суде»), появляется рифмованная поэзия, где основоположником силлабического стихосложения и поэтом был С. Полоцкий. (Силлабическое стихосложение предполагает равное количество слогов в строке, паузу в середине строки; большую роль играет концевая рифма, стоящая под единственным, строго обязательным ударением.). Таким образом, в содержание искусства проникает светская бытовая тематика. В живописи, наряду с иконой, появляется светский портрет. Этот поток новых культурных интересов захватывает и область театра. Особое место, конечно, занимает драматургия. В 1613 г. при Михаиле Федоровиче, сооружается в Москве «Потешная палата» и набирается «штат» потешников из числа скоморохов. Нельзя сказать, что это уже был театр, потому что нет никаких исторических документов, которые содержали бы сведения о спектаклях. Выступали в Потешной палате странствующие артисты (немецкие, польские). В Немецкой слободе (район Лефортово) тоже бывали какие-то представления. Есть сведения, что в 1664 г. была показана «комедия». Это всё, чем располагают архивы. Но есть документальные свидетельства более позднего времени, а именно – о том, что 17 октября 1672 г. для царя Алексея Михайловича в селе Преображенском (тогдашней летней резиденции царя) в специально построенной «Комедийной хоромине» был дан спектакль. Царя театр увлек, и судьба театра была решена. С наступлением зимы царский двор переезжает в Кремль, и устройство спектаклей продолжается – в доме И.Д. Милославского, тестя царя. Затем отдается приказ оборудовать театр в Кремлевских палатах, над дворцовой аптекой. Весной 1673 г. всё театральное имущество вновь перевозится в село Преображенское. Таким образом, в течение некоторого времени функционируют два театра – летний (в селе Преображенском) и зимний (в Кремле). Набирается актерская труппа из числа детей русских мещан и подьячих, которых отдают в учение московскому лютеранскому пастору Грегори, осуществившему первое представление в селе Преображенском. Это была первая актерская школа. Все спектакли тогда называли «комедиями»: «Комедия об Адаме и Еве», «Комедия о Давиде и Голиафе» и т.д. Сюжеты брались из Священной истории, главным образом такие, которые имели для той исторической ситуации политический смысл («Юдифь», «Артаксерксово действо»). Царь стремился объединить русские земли после тяжелых лет «смутного времени», «безвременья», польско-литовского нашествия. На власть претендовали многие родовитые бояре, с которыми царь вёл борьбу. А родовитое боярство, отстаивало свое право на власть, на старые феодальные порядки, на боярские привилегии. Оно мешало установлению абсолютной власти царя. В этой ситуации спектакли, обретая политическую направленность, помогали царю в его политической борьбе. Идейным вдохновителем всего театрального дела был представитель нового служилого дворянства Артамон Матвеев. Он был сыном дьячка, за четыре года достиг боярского положения, занял при дворе царя видное место, как советник и друг царя. Его племянница и воспитанница Наталья Кирилловна Нарышкина стала новой женой царя (она – будущая мать Петра I). А.С. Матвеев, блестяще образованный человек, был крупнейшим дипломатом XVII века. Он хорошо знал и любил театр и своих дворовых людей обучал «комедийному искусству», чем положил начало крепостному театру в России. Исполнителями первых спектаклей были подростки и юноши. Женщины не имели права даже быть зрителями, не то, что играть на сцене. Материальное положение первых актеров было неопределенным. Для иностранных актеров было установлено такое жалование: «кормовые» деньги, выдача продуктов натурой, повышение по службе. У русских же актеров «кормовые» деньги были в меньшем объеме: они составляли один грош в день (что равнялось 2 копейкам). Но и это выплачивалось нерегулярно. Первыми письменными документами русских актеров были челобитные царю спасти их от голодной смерти. Постановочная система включала такую манеру исполнения ролей, при которой персонажи сами заявляли о своих эмоциях (допускались неистовые страсти, преувеличенный пафос). Зрителей поражали приемами грубейшего натурализма: убийства с отрезанием головы, закалывание кинжалом и истечение крови из перерезанного горла. Актеры для этого обзаводились пузырями с красной жидкостью, как важным аксессуаром. Костюмы делались добротные, роскошные. Театральную мишуру зритель не принимал. Театр при Алексее Михайловиче имел кулисную систему. Первые зрители – царь и царский двор. Придворным вменялось в обязанность посещать театр. Устраивались спектакли преимущественно на масленице, Пасхе и по случаю придворных праздников. Начинались спектакли вечером и затягивались до глубокой ночи. Но 29 января 1676 г. Алексей Михайлович умер. Престол перешел к малолетнему Федору Алексеевичу, при котором власть захватила боярская группа, враждебная Артамону Матвееву. Матвеев был отстранен от управления Посольским приказом и сослан. Все его начинания были дискредитированы. Театр был ликвидирован. А в 1684 г. патриарх Иоаким свои указом запретил скоморошьи театральные игрища на Пасху и Рождество. Так, развитие профессионального театра было прервано. Театр при Петре I Петр I понимал, что театр должен был явиться важнейшим звеном в общем комплексе его реформаторских замыслов. В 1697 г. в Западную Европу отправилось «великое посольство», в составе которого был и сам Петр под именем Петра Михайловича. В Амстердаме (Голландия) он видит балет «Купидон», в Лондоне – трагедию Н. Ли «Королевы-соперницы или Смерть Александра Великого» (с участием первого актера труппы Беттертона). В Вене Пётр посещает итальянскую оперу и большой маскарад. Всё это убеждает его в особенной художественной силе воздействия театра и его исключительном значении для общества. Поэтому Петр решает создать театр в России. В 1702 г. в Москву прибыла англо-немецкая группа из 8 актеров под руководством Иогана Кунста. Спектакли проходили в доме адмирала Лефорта, в Немецкой слободе. Актеры играли на немецком языке. Такой театр оказался театром для избранных. Петр же хотел организовать русский общедоступный театр, понятный широкому кругу зрителей, поэтому в учение к Кунсту было решено отдать 10 человек русских ребят, «неважно из каких сословий сыщутся». Так открылась вторая актерская школа. Тогда же была начата постройка первого публичного театра в Москве, в Кремле, слева от Никольских ворот. Дьяки из Посольского приказа пытались этому помешать. Тогда Петр распорядился построить «комедийную хоромину» на Красной площади. Дьяки противились и этому, попутно они пытались дискредитировать и Кунста. Они предлагали поставить «комедийную хоромину» на Неглинной улице. Но воля Петра была непреклонна. Здание вмещало несколько сот зрителей, но а этом «зале» никогда не было аншлага. Публика ходила в театр неохотно. Не помогал и указ о том, чтобы не взимать пошлины с лиц, ходивших по городу в ночное время. Причиной непопулярности театра была его оторванность от русской жизни, что проявилось в репертуаре. Это были пьесы третьестепенных немецких драматургов XVIII в., лишенные глубокого идейного содержания, малодейственные с напыщенной риторикой. А пьесы Кальдерона, Мольера шли в переводах-переделках, далеких от оригинала. Спектакли часто шли на немецком языке. А переводные пьесы были не на современном разговорном языке, а на языке, близком к церковнославянскому, что тоже затрудняло понимание. В 1703 г. Кунст умер, его труппа была отпущена домой. С 1704 г. во главе театрального дела становится Отто Фюрст (Артемий Фиршт); под его руководством играют две труппы – русская и немецкая. В немецкой труппе играют женщины-актрисы. В русской труппе известны некоторые имена актеров – Федор Буслаев, Семен Смирнов, Никита Кондратов и др. Русские актеры жаловались, что Фюрст их ничему не научил и не мог научить, так как «иноземец не знает их русского поведения». Однако за эти жалобы актеров наказывали. Само театральное дело постепенно приходит в упадок, спектакли перестают собирать публику. И в 1706 г. предприятие Фюрста закрывается. Создавая в России театр, Петр намеривался осуществить следующие цели:
Но ни с одной из этих задач театр не справился. Немецким актерам были чужды политические задачи русского царя. В их репертуаре не было пьес на библейские сюжеты, к чему до этого были приучены русские зрители. Театр играл исключительно светские пьесы – переделки комедий Мольера, английских, испанских, французских драматургов. Задумывалось, что эти пьесы познакомят русскую публику с новинками европейской драматургии. Книжное дело в России того времени было развито слабо, грамотных людей было недостаточно, и театр в этих условиях должен был служить средством популяризации художественной литературы, а также воспитывать в зрителе высокие чувства, изящество в их проявлении, деликатность в общении и т.д. Но и эту культурно-просветительную задачу театр тоже не выполнил, потому что оригиналы пьес произвольно сокращались и упрощались, на первый план выдвигались сцены сражений, убийств, казней. Зрителю нередко приходилось догадываться о том, что происходит на сцене, – так извращалось сокращенное содержание пьес. 16 мая 1703 г. под стенами только что взятой шведской крепости Ниеншанц был заложен Петром Санкт-Петербург, начинается строительства новой столицы русского государства. В 1707 г. сюда переезжает царский двор. А с 1712 г. Санкт-Петербург становится официально столицей России, и сюда переезжают все государственные учреждения. А что же с театром? Еще одна попытка использовать немецких комедиантов для создания публичного театра была сделана Петром в Петербурге в 1719-1722 гг. Здесь давала спектакли труппа Манна. Но и эта попытка не удалась по тем же причинам, что и московская. В Москве же само театральное здание («комедийная хоромина») с 1707 по 1713 гг. уже находилось в полуразрушенном виде, и в 1713 г. его окончательно сносят. Но сестра Петра 1 Наталья Алексеевна приказывает «всё театральное уборство» перевезти к себе во дворец, в село Преображенское. Сюда же пришла и русская актерская труппа, и спектакли были продолжены. В 1714 г. Наталья Алексеевна переезжает в Петербург, в свой дворец на берегу Невы, а рядом с ним она приказывает соорудить театр. Труппу составили 10 русских актеров (из села Преображенского), никогда не бывавших за границей. Репертуар этого театра составляли пьесы духовного содержания и пьесы, переделанные из переводных светских романов. Несколько пьес было написано самой Натальей Алексеевной. Этот репертуар – важное звено между переводным репертуаром при Грегори-Кунсте-Фюрсте и будущим русским репертуаром – пьесами Сумарокова, Ломоносова, Тредиаковского, Озерова. В Москве театральное дело не прекратилось. Его продолжает царица Прасковья Федоровна (вдова Иоанна Алексеевича, брата Петра) и ее старшая дочь Екатерина Иоанновна. Под их руководством организуются спектакли в селе Измайлове, во дворце Прасковьи Федоровны. Здесь выступали первые русские крепостные актеры и придворные любители, в том числе «благородные дамы и девицы», то есть первые русские актрисы. Это был полупубличный – полупридворный театр, оказавшийся предшественником будущих великосветских спектаклей. Он прекратил свое существование со смертью Прасковьи Федоровны (1723). Со смертью Петра (1725 г.) государственная забота о развитии русского профессионального театра прерывается на долгое время. Но интерес к театру уже не пропадает. РУССКИЙ ТЕАТР XVIII ВЕКА Во второй половине XVIII в., когда случайно, стихийно возникавшие ранее буржуазные элементы начали формироваться в капиталистический уклад, Российское самодержавие достигло своей кульминации, вступив в эпоху «просвещенного абсолютизма». В наибольшей мере влияние идей Просвещения в политике абсолютизма проявилось в области культуры. Многовековый процесс развития русской культуры вступал в новую стадию, преодолевая некую обособленность и сословную ограниченность. Складывавшееся единство выявлялось в форме национальной культуры. Национальная культура – это достигшая определенной степени общности культура нации, формирующаяся в условиях возникновения и утверждения капиталистического уклада. В становлении национального самосознания, национальной культуры большая роль принадлежала лучшим представителям дворянства, которые глубоко постигали самобытную русскую культуру и осознавали ее единство с мировой культурой. Важным фактором развития национальной культуры является система образования. В середине XVIII в. открываются две гимназии – при Московском и еще одной при Казанском университетах. К концу века открываются народные училища – 4-классные, приближающиеся по типу к средней школе (в губернских городах), и 2-классные (малые училища) в уездных городах. В них впервые вводилась классно-урочная система. Был разработан «Устав народных училищ», в котором предусматривалась создание единой системы светской школы – от малого народного училища до университета. Окончившие малое училище могли держать экзамен в 3 – 4 классы главного училища (губернского), а, окончив его и изучив дополнительно латынь и один из европейских языков, могли поступать в университет. Впервые в народные училища стали принимать девочек из непривилегированных сословий. Для дворянских детей была создана сеть закрытых учебных заведений (Пажеский корпус, «Воспитательное общество благородных девиц» при Смольном монастыре (Смольный институт), позднее, в начале XIX в. – Царскосельский лицей). Появились также профессионально-художественные училища закрытого типа, в которые не принимали детей крепостных крестьян (Балетная школа при Московском воспитательном доме, Академия художеств, в которой проходила профессиональная подготовка живописцев, ваятелей и зодчих). И хотя сам по себе факт создания системы образования весьма значителен, но на деле эта система не стала всесословной. Учреждение при Московском университете двух гимназий означало, что одна гимназия предназначена для дворянских детей, а другая – для разночинцев. Совместно они начинали учиться, только став студентами, и тогда все, независимо от происхождения, получали шпаги. Это означало, что статус разночинца повышался. В отличие от европейских университетов, обучение в Московском университете в XVIII в. было бесплатным, а для 30 студентов предусматривалось казенное содержание (стипендия). Возросшее число школ потребовало подготовку учителей. Поэтому во второй половине XVIII в. открывается Учительская семинария при Московском университете и Петербургское главное народное училище для подготовки учителей народных училищ. В начале XIX в. они будут преобразованы в Педагогические институты и откроются при всех университетах. И конечно, система образования потребовала создания новых учебников. Ими стали «Риторика», «Первые основания металлургии», «Краткий российский летописец» и «Российская грамматика» М.В. Ломоносова; «Географическое и историческое описание Российской империи» Х.А. Чеботарева и др. |