Главная страница
Навигация по странице:

  • Основной трагической коллизией является столкновение между личным чувством и долгом.

  • П. Корнель «Сид», сцена из 3 акта (Химена – Эльвира).

  • ИСТОРИЯ ТЕАТРА-ЛЕКЦИИ Части 1 и 2. Лекции для студентов заочного и вечернего отделения


    Скачать 1.94 Mb.
    НазваниеЛекции для студентов заочного и вечернего отделения
    АнкорИСТОРИЯ ТЕАТРА-ЛЕКЦИИ Части 1 и 2.doc
    Дата30.10.2017
    Размер1.94 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИСТОРИЯ ТЕАТРА-ЛЕКЦИИ Части 1 и 2.doc
    ТипЛекции
    #9953
    страница9 из 34
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   34

    ЭПОХА КЛАССИЦИЗМА.




    Французский театр классицизма



    Французский театр развивался под влиянием итальянской комедии дель арте. Но весь XVI век во Франции – нескончаемые феодальные войны, которые мешали развитию искусства и, в частности, становлению и развитию театра. Искусство может развиваться в обстановке стабильности общественной жизни, а стабильности не было. Стабилизация наступила в результате установления абсолютной монархии. Начало абсолютной монархии положено Генрихом IV, продолжено в годы правления кардинала Ришелье и завершено Людовиком XIV (прозванным «солнцем Франции»).

    Абсолютная монархия как форма дворянской диктатуры явилась объединяющим началом общества, потому что Людовику удалось урегулировать интересы дворянства и буржуазии: были урегулированы политические противоречия, и в обществе сложилось равновесие политических сил. Каждому сословию в политической и экономической жизни было отведено соответствующее место. Это первое важное политическое завоевание абсолютной власти. Второе заключалось в том, что абсолютная монархия предоставила возможность для развития производства. Таким образом, прекратились войны, в обществе наступил мир, стало развиваться производство. Всё это породило веру в государство как «разум нации», и король – олицетворение этого разума.

    Мыслители и художники положительно оценили идею «разумности государства», так как создались условия и для развития искусства, для творчества.

    Идея «разумности» при Людовике XIV проникает во все сферы жизни. Устанавливается строгая регламентация (т.е. нормы общественного поведения) во всех областях жизни. От гражданина требуется выполнение государственных обязанностей – это долг гражданина перед государством (например, служба в государственном учреждении или служба в армии). Всё, что не соответствует государственным интересам, объявляется неразумным.

    Господство разума устанавливается везде, в том числе и в литературе и искусстве.

    В искусстве господство разума выразилось в новом художественном направлении, которое получило название классицизм (лат.classicus – образцовый).

    Теоретики классицизма считали, что существует некая идеальная красота и абсолютный вкус. Воплощение идеальной красоты и вкуса они находили в произведениях античных писателей и художников – Гомера, Эсхила, Софокла и др. – и стремились подражать им в своем творчестве. Античное искусство – это образец для художников, писателей и поэтов. И самих поэтов, писателей, художников называли классицистами.

    Классицизм как художественный стиль, и в особенности его ведущий жанр – классицистская трагедия, имеет отчетливое политическое содержание; в его основу положено прославление борьбы с эгоистическими страстями и проповедь самоотречения как высшее проявление героизма.

    Основной трагической коллизией является столкновение между личным чувством и долгом.

    Будучи стилем абсолютной монархии, классицизм характеризуется применением сословного принципа к различным жанрам (т.е., как в обществе существует иерархия сословий, так и в искусстве устанавливается иерархия жанров). Жанры делятся на «высокие» и «низкие»; к «высоким» относится трагедия; ее герои – короли, полководцы, придворные и т.д. В «низком» жанре – комедии героями могли быть горожане, простые люди. Герои трагедии призваны были растрогать зрителя своими страданиями, а герои комедии могли только смешить («смешные горожане» и «несчастные короли»)

    Поскольку ведущим жанром классицизма стала трагедия, то мы рассмотрим все нормы классицизма на примере драматургии.

    1. Итак, строгое деление искусства на жанры еще означало и строгие границы жанров; невозможность проникновения элементов одного жанра в другой.

    2. Сюжет трагедии должен опираться на сюжеты античных писателей и поэтов. Основной трагический конфликт – борьба между личным чувством и долгом перед обществом, перед государством.

    3. В драматургии устанавливается закон трех единств – места, времени и действия. Это означало, что действие должно разворачиваться в одном месте, совершаться в течение суток и вращаться оно должно вокруг главного героя.

    4. В герое трагедии интересы государства должны превалировать над личными; он должен подавлять страсти силой разума; нравственный долг личности, нравственная ответственность перед обществом в том, что он интересы государства ставит выше личных и укрощает свои страсти, мешающие ему выполнить свой долг.

    5. Как правило, в характере героя – одна ведущая черта, заслоняющая все остальные.

    6. В сюжете должно быть немного внешних событий, побочных сюжетных линий быть не должно. На сцене совершается одно крупное событие, об остальных, случившихся за пределами сцены, персонажи только говорят, обсуждают их.

    7. Главное средство воздействия в трагедии –слово. Речь героев возвышенна; это поэтическая речь. Ее создавал александрийский стих, которым писались трагедии. Это 12-стопный ямб с паузой посередине, чётко разделяющий строку на полустишия; строки рифмуются попарно.

    Пример: П. Корнель «Сид», сцена из 3 акта (Химена – Эльвира).

    Химена. Мы, наконец, одни, и я могу свободно

    Явить перед тобой, как стражду безысходно,

    Могу печальный вздох не подавлять в тиши,

    Могу тебе раскрыть всю скорбь моей души.

    Да, мой отец убит; Родриго дерзновенный

    Омыл свой первый меч в его крови священной.

    8. Искусство должно пропагандировать существующую общественную мораль: герой, борясь за свою цель, служит общей идее, создает некий моральный кодекс (борьба за свое личное достоинство, за свою честь, а более широко – за достоинство нации, за ее свободу).
    Теорию трех единстввпервые сформулировали итальянские гуманисты в XVI веке. Филолог и критик Лодовико Кастельветро впервые (1570 г.) сформулировал «три единства» в своих комментариях к «Поэтике» Аристотеля и показал их взаимозависимость. Главное единство – единство действия – он выводит из второстепенных (места и времени); оно их венчает, они его обусловливают.

    Затем, спустя почти сто лет, в 1657 г. аббат Д’ Обиньяк в своем труде «Практика театра» обосновал эти три единства как важнейшее условие драмы.

    И только в 1674 г. Н. Буало, подводя итоги художественной практике французского театра, в своем поэтическом произведении «Поэтическое искусство» утвердил закон трех единств как важнейший, обеспечивающий художественную целостность произведения. (О процессе формирования классицизма подробнее сказано в разделе о сценическом искусстве).
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   34


    написать администратору сайта