Главная страница
Навигация по странице:

  • Фридрих Ницше.

  • Ценности же собственно человеческого плана (этические, правовые, семейные и т.д.) онтологичны в самом подлинном смысле этого слова - они укоренены в глубочайших недрах космического бытия

  • иванов миронов университетские лекции. Лекции по метафизике москва 2004 г. Оглавление


    Скачать 4.28 Mb.
    НазваниеЛекции по метафизике москва 2004 г. Оглавление
    Анкориванов миронов университетские лекции.doc
    Дата14.03.2017
    Размер4.28 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаиванов миронов университетские лекции.doc
    ТипЛекции
    #3757
    страница54 из 70
    1   ...   50   51   52   53   54   55   56   57   ...   70

    2.Основные аксиологические парадигмы до эпохи ценностного кризиса


    Важнейшей же идейной причиной ее рождения стали труды одного-единственного незаурядного мыслителя, чье творчество впитало в себя все противоречия и изломы своей эпохи и отразило их не только в текстах исключительной философской глубины и силы, но и в трагических коллизиях собственной судьбы. Имя этого человека - Фридрих Ницше.

    Это не означает, что теоретической проблематикой ценностных суждений и ценностного отношения к миру вплоть до последних десятилетий ХIХ века никто не занимался. Здесь можно указать на важнейшую роль аксиологических идей в наследии немецкого философа Р.Г. Лотце и ряда других германских мыслителей, на ценностную проблематику в творчестве Ф.М.Достоевского и В.С.Соловьева, к идеям которых мы еще не раз будем возвращаться.

    Выделяя фигуру Ницше, мы хотим подчеркнуть его особые заслуги в плане широты и мощи постановки проблемы ценностей, оказавших, поистине, шоковое воздействие на мировую философскую и культурологическую мысль, включая тех же Соловьева и Виндельбанда. Именно с волюнтаризмом и нигилизмом ницшеанского толка, как закономерного следствия европейского эгоцентризма и рационализма, ведет заочную полемику Ф.М. Достоевский, особенно если вспомнить его “Братьев Карамазовых” и “Преступление и наказание”. Никто до немецкого мыслителя с такой беспощадной суровостью и трезвостью не ставил диагнозов своей эпохе и никто дотоле не подвергал критике ни религиозные, ни сциентистские предрассудки с такой проницательной пристрастностью и художественным мастерством.

    Сколь бы парадоксально это ни звучало, но сама яркая теоретическая неправота Ницше, его воинствующий нигилизм оказали на философию, и уж тем более на аксиологию, гораздо большее позитивное влияние, нежели тома добропорядочных профессорских тривиальностей. Ницше нельзя творчески повторить (это впоследствии приводило только к суетному эпатажу и бездарному эпигонству), но уроки Ницше приходится периодически творчески повторять, ибо вся последующая аксиологическая традиция - это, в сущности, всегда явная или неявная творческая полемика с немецким мыслителем, а его итоговый труд “Воля к власти”, носящий знаменитый подзаголовок “опыт переоценки всех ценностей”, - своеобразное афористическое резюме предшествующих ценностных исканий с четко обозначенной собственной нигилистически-аксиологической позицией.

    С кем же борется и на кого из предшествующей философской традиции опирается Ницше в своих попытках проложить новые ценностные тропы в исторической ситуации, когда “умер” не только христианский Бог, но стал неудержимо рассыпаться и силившийся заменить его механический идол эпохи Просвещения?

    2.1. Софистическо-скептическая и платоническая альтернативы. Специфика восточной аксиологии



    Ницше выглядит безудержным бунтарем и абсолютным нигилистом лишь на первый взгляд. На самом деле, у него есть явные идейные предшественники в аксиологических исканиях прошлого, а вовсе не только заклятые враги, против которых направлено острие его критики. В сущности, он совершенно четко подмечает две главных, с самого начала резко оппозиционных друг другу, линии в понимании ценностного бытия человека. Одна из этих линий столетиями доминировала в европейской культуре и лишь во времена Ницше вроде бы стала сдавать свои почти незыблемые ранее позиции. Другая - всегда находилась “в подполье”, и лишь в эпоху кризиса рубежа веков получила возможность как бы вырваться на поверхность культурного бытия.

    Имеются в виду софистическо-скептическая и платоническая линии в истолковании природы человеческих ценностей. В наши задачи не входит написание эмпирической истории аксиологии, посему мы остановимся только на ключевых теоретических идеях обоих альтернативных подходов, сохраняющихся, в сущности, неизменными несмотря на все разнообразие их концептуального варьирования в разные эпохи и в разных культурных традициях.

    Мы не будем также подробно касаться истории аксиологических идей, как они обсуждались в рамках восточной философской традиции, ибо это потребовало бы отдельного обстоятельного разговора, выходящего далеко за рамки собственно метафизической философской установки. Отметим лишь, что в рамках, скажем, индийской философии, питавшейся божественным авторитетом Вед и Бхагавадгиты, дилемма, подобная дилемме платонизма и скептицизма, не могла быть сформулирована в принципе.

    Дело в том, что восточная мысль в ее классическом выражении попросту не знает жесткого разведения философии и религии, теоретического и практического разума1, равно как и жесткой связки философии с наукой. Да и ценность в восточном миросозерцании ни в коем случае не является субъективным человеческим переживанием или общественным порождением, а всегда сопрягается с понятием закона (дао, дхармой или ритой), понимаемом не только как природный, но и как моральный, и как социальный, и как жизнеустроительный закон.

    Главная ценность для восточного сознания - это всеобщая законосообразность бытия в единстве истины и блага, красоты и порядка. Нарушение этой законосообразности в любой части природного целого наносит вред всему космическому организму и влечет за собой неотвратимое возмездие сеятелю хаоса. Человек здесь ответственен за свои поступки не только перед другим человеком, но и перед всем мировым целым. Ценности же собственно человеческого плана (этические, правовые, семейные и т.д.) онтологичны в самом подлинном смысле этого слова - они укоренены в глубочайших недрах космического бытия. Разумом эти ценностные законы и законосозидающие ценности до конца понять невозможно. Их истоки могут интуитивно созерцать, личностно проживать и персонифицировать только мудрецы и духовные подвижники, находящиеся уже “по ту сторону” привычных для нас понятий добра и зла, прекрасного и безобразного.

    Весьма показательна в этом плане “Бхагавадгита” - величайший памятник мировой религиозно-философской мысли. Основной сюжет Гиты - помощь бога Кришны воину Арджуне в преодолении его сомнений на поле боя по поводу того, стоит или не стоит исполнять свой долг воина-кшатрия? Чем же Кришна, принявший облик возничего боевой колесницы, убеждает Арджуну в необходимости исполнения своего социально-нравственного долга, а, в конечном итоге, в незыблемом ценностном порядке всех вещей мироздания? Глубиной своих теоретических рассуждений об основных категориях индийской религиозно-философской мысли: карме и дхарме, йоге и майе? - Несомненно. За счет того, что дарует Арджуне возможность непосредственного видения собственной всеобъемлющей и всеустрояющей божественной сущности? - Безусловно. Но не это главное.

    Главное же состоит в том, что в своем земном облике и поведении, в абсолютно жертвенном и абсолютно при этом свободном служении падшему миру, Кришна лично воплощает мировой закон-ценность. Он свидетельствует об его истине собственной праведной жизнью. С одной стороны, его облик экзистенциально близок и понятен человеку (какой-то там возница колесницы!), но с другой - Кришна грозен в своей идеально-трансцендентной мощи, ибо простому смертному такое божественно-свободное бытие не по силам. Но то, что не по силам сегодня, будет по силам завтра.

    Между божественными и земными ценностями восточная мысль не вырывает непроходимой пропасти, ибо само живое всезнание и творческое совершенство Кришны - доказательство достижимости и жизненности ценностного идеала. Выполняй свои социальные обязанности добросовестно, стремись к совершенству в своем деле, жертвуй низшим в себе ради высшего - и ты обязательно обретешь (не в этой жизни, так в последующих!) и совершенное религиозно-философское знание, и совершенное - законосообразное и гармоничное - индивидуальное бытие. Такова цементирующая и устремляющая роль живого идеала в аксиологии традиционной восточной культуры1.

    Отсюда становится понятным, почему ни последовательный аксиологический рационализм ( в виде, например, сократического поиска дефиниций базовых ценностных категорий), ни тем более субъективистский релятивизм скептиков попросту невозможны для восточного ценностного сознания.

    1   ...   50   51   52   53   54   55   56   57   ...   70


    написать администратору сайта