Главная страница
Навигация по странице:

  • Основная литература

  • [электронный ресурс]

  • [электронный ресурс]

  • Адрес электронного ресурса:http://old.studmedlib.ru/ru/index.html

  • Общество как совокупность элементов и их взаимосвязь.

  • Деятельность как системообразующий фактор.

  • Потребности и интересы – движущие силы развития общества.

  • Диалектика исторического процесса.

  • Конспекты лекций по философии. Лекции по теме 1 философия, её предмет и роль в жизни человека и общества. Составитель Т. Н. Скабёлкина


    Скачать 0.66 Mb.
    НазваниеЛекции по теме 1 философия, её предмет и роль в жизни человека и общества. Составитель Т. Н. Скабёлкина
    Дата03.11.2021
    Размер0.66 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКонспекты лекций по философии.doc
    ТипЛекции
    #262165
    страница10 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ ПО ТЕМЕ №14

    «ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ».

    Составитель: Т.Н. Скабёлкина
    Цель: сформировать целостное диалектико – материалистическое понимание общественного бытия.

    Задачи:

    - определить понятие «общество;

    - охарактеризовать общество через призму принципа системности;

    - сформулировать понятие «деятельность», определить значение последней;

    - рассмотреть проблему источников развития общества;

    - охарактеризовать альтернативные точки зрения на диалектику исторического процесса.

    План:

    ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

    ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

    1. Общество как совокупность элементов и их взаимосвязь.

    2. Деятельность как системообразующий фактор.

    3. Потребности и интересы как движущие силы развития общества.

    4. Диалектика исторического процесса.

    ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
    ЛИТЕРАТУРА:

    Основная литература:

    1.Спиркин А.Г. Философия: учебник для бакалавров. Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2012. – 828 с.

    2.Лаврененко В.Н. Философия: учебник. Изд. 7-е, перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2015. – 711 с.

    3. Философия: учебник /под ред. В.П. Кохановского. – Ростов -н/Д: Феникс, 2010. – 568 с.

    4. Марков Б.В. Философия: учебник. – СПб.: Питер, 2011. – 432 с.

    5. Хрусталев Ю.М.Основы философии: учебник. - М.:ГЭОТАР-Медиа,2012. -304с. [электронный ресурс]

    6.Хрусталев Ю.М.Философия: учебник.-М.:ГЭОТАР-Медиа,2015.-464с. [электронный ресурс]
    Дополнительная литература:

    1.Матющенко В.С.,Асташова Н.М.История философии: учеб. пособие.- Благовещенск, 2015.-136с.

    2.Философия (метафизические начала креативного мышления) : учебник / Ю. М. Хрусталев. - М.: ГЭОТАР- Медиа, 2015. -384 с. [электронный ресурс]

    3.Философия : учебник / под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. Изд.5-е, перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР- Медиа, 2016. - 816 с. [электронный ресурс]

    4.Биоэтика. Философия сохранения жизни и сбережения здоровья: учебник / Ю.М. Хрусталев. -М. : ГЭОТАР- Медиа, 2015.- 400 с.[электронный ресурс]

    Адрес электронного ресурса:http://old.studmedlib.ru/ru/index.html
    ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

    Один из наиболее системных объектов философского анализа – общество. Оно состоит из огромного количества составляющих его элементов и подсистем, находящихся в чрезвычайно сложных отношениях между собой. Общество не является простой совокупностью этих элементов и подсистем, а представляет собой динамическую систему, различные подсистемы и элементы которой обновляются в изменяющихся связях и взаимодействиях.

    ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

    Общество как совокупность элементов и их взаимосвязь.

    Общество - система деятельности и жизни людей, объединенных территорией проживания, эпохой, традициями и культурой.

    Общество — объективная реальность, форма существования бытия, обладающая внутренней структурой, целостностью, за­конами, направленностью развития.

    Общественное бытие имеет две стороны:

    объективную — то есть то, что существует независимо от сознания и воли людей (условия жизни, потребности людей, состояние материального производства и т. д.;

    субъективную — сознание и воля людей, их отношение к обществу, стремления, взгляды.

    На судьбу, развитие общества влияют как объективные условия его существования, так и субъективные — воля и сознание людей.

    Основными сферами жизни общества являются:

    экономическая;

    социальная;

    политическая;

    духовная.

    Экономическая сфера - базовая, определяющая в жизни общества. Она включает в себя:

    производство;

    распределение;

    обмен;

    потребление материальных благ (содержание экономической сферы).

    Экономическая сфера существует в следующих формах.

    экономическое пространство — то, в котором происходит хозяйственная жизнь;

    деятельность институтов управления экономикой;

    способ производства материальных благ.

    Способ производства материальных благ имеет две составляющие:

    производительные силы;

    производственные отношения.

    Производительные силы — люди с их знаниями, умениями, трудовыми навыками и средства производства.

    Средства производства включают в себя все, с помощью чего осуществляется производство:

    орудия труда;

    сырье и материалы;

    здания, сооружения;

    транспорт и т. д.

    Производственные отношения — отношения между людьми в процессе производства. К ним принадлежат:

    отношения собственности, особенно на средства производ­ства. Это определяющий элемент производственных отно­шений — поскольку тот, кто обладает средствами производ­ства, на деле является хозяином экономики и диктует усло­вия, в то время как все остальные, не являющиеся собствен­никами средств производства, вынуждены предлагать свои трудовые услуги собственникам за заработную плату;

    отношения обмена деятельностью на базе разделения труда;

    отношения по поводу распределения произведенных матери­альных благ.

    Значение материального производства (экономической сфе­ры жизни общества) в том, что оно:

    создает материальную базу существования общества;

    способствует решению проблем, стоящих перед обществом;

    непосредственно влияет на социальную структуру (классы, социальные группы);

    влияет на политические процессы;

    влияет на духовную сферу — как непосредственно (на содер­жание), так и на инфраструктуру, носитель духовной сферы (школы, библиотеки, театры, книги).

    Социальная сфера — система внутреннего устройства обще­ства (социальные группы, нации, народности), основанная на разделении труда, собственности на средства производства и национальном факторе.

    Основные элементы социальной структуры общества:

    классы;

    страты;

    сословия (основанные не только на экономическом разделе­нии, но и на традициях);

    люди города и деревни;

    представители физического и умственного труда;

    социально-демографические группы (мужчины, женщины, старики, молодежь);

    национальные общности.

    По отношению к социальной сфере общества имеется два ос­новных подхода:

    • классовый, согласно которому все общество делится на большие группы — классы (как правило, собственников и несобственников, зачастую антагонистические, между которыми происходит так называемая классовая борьба); распространен в мар­ксистской философии;

    • стратификационный, согласно которому общество состоит из многообразия всевозможных небольших социальных групп — профессиональных, демографических и т. д., взаимодопол­няющих друг друга и взаимодействующих между собой; под­ход, свойственный западной философии.

    Особое значение имеет социальная мобильность — возмож­ность перехода из одной социальной группы в другую (напри­мер, крестьянина — в число рабочих, рабочего — в число интел­лигенции, интеллигента — в число предпринимателей и т. д.).

    Социальная мобильность — основа нормального существова­ния общества, самореализации каждого человека, его счастья. Как правило, низкая социальная мобильность свойственна тота­литарным государствам и государствам, находящимся в состоянии глубокого экономического, политического и духовного застоя.

    С другой стороны, высокая социальная мобильность характерна для демократических, динамично развивающихся обществ, а также для любых обществ, находящихся в полосе революций или реформ.

    Существуют разновидности и среди социально мобильных об­ществ Запада, а именно:

    страны с высочайшим уровнем мобильности - США, Ита­лия, Япония;

    страны со средним уровнем мобильности - Канада, Велико­британия;

    страны с крайне низким уровнем мобильности — Голландия, Швейцария, Дания.

    В странах с низким уровнем социальной мобильности при высоком уровне демократии, высоком уровне жизни переход из одной страты в другую либо невозможен, либо крайне затрудни­телен. Это объясняется компактностью общества, маленькими размерами, жесткой взаимосвязанностью членов, силой тради­ций, "занятостью" мест в обществе.

    Высшим уровнем объединения социальных групп является гражданское общество — общество, члены которого считают себя гражданами единого целого, осознают общие задачи, уважают законы, моральные традиции.

    Тенденцией развития современного общества является:

    превращение его во все более однородное, сглаживание про­тиворечий, разницы между стратами;

    усложнение структуры, дробление страт до микроуровня – так называемых "малых групп".

    Политическая сфера общества — совокупность учреждений и организаций, которые выражают интересы социальных групп, осуществляют руководство обществом.

    Элементами политической системы общества являются:

    государство и государственные органы;

    политические партии;

    общественные организации;

    профсоюзы;

    иные институты.

    Все элементы политической системы имеют свои функции, но в то же время взаимосвязаны.

    Главным элементом политической системы общества являет­ся государство — система органов, осуществляющих государст­венную власть.

    Основными функциями государства являются:

    представительная (представлять интересы различных поли­тических, социальных групп);

    регулятивная — поддерживать порядок в обществе, управлять общественными процессами);

    охранительная — охранять граждан как от внешней, так и от внутренней угрозы;

    внешнеполитическая;

    интеграционная.

    Основной вопрос политической жизни — вопрос о власти.

    Деятельность как системообразующий фактор.

    Деятельность – это специфическая человеческая форма активности по отношению к окружающей природе, другим людям и обществу, посредством которой человек это хозяйственная, экономическая деятельность;

    - посредством целесообразно преобразует окружение в своих интересах. Существуют разные классификации деятельности, ее подразделяют на материальную и интеллектуальную, трудовую и нетрудовую (например, игра – это свободная от утилитарных потребностей деятельность человека), на рутинную и творческую.

    Функции деятельности также многообразны. Посредством деятельности:

    - человек обеспечивает себя средствами существования – пищей, одеждой, жильем и т.п. – взаимодействия и общения с другими людьми человек производит различные социальные связи, можно сказать, производит и изменяет общество – это социальная деятельность;

    - своей деятельностью люди преобразуют природу и творят мир культуры – «вторую природу».

    Структура деятельности. Всем формам деятельности присуща некоторая общая структура. В ней различаются, прежде всего, субъект и объект деятельности. Субъект – тот, кто осуществляет деятельность, объект – это то, на что она направлена. Объектом деятельности могут быть материальные вещи или процессы, другие люди или социальные

    группы. Например, для политика объектом может быть все общество определенной страны.

    Во всякой деятельности ставится цель достичь определенного результата с помощью выбранных субъектом средств. Цель – это вырабатываемый в сознании образ будущего результата, на достижение которого направлена деятельность. Например, в голове художника, прежде чем он начнет писать картину, должен быть ее предварительный образ. В соответствии с целью выбираются и средства деятельности.

    Потребности и интересы – движущие силы развития общества.

    Целесообразная деятельность также разбивается на отдельные действия, которые являются этапами общей программы деятельности. Потребности и мотивы деятельности – это то, что побуждает человека к деятельности. Человеку для нормальной жизни требуется удовлетворение многочисленных потребностей.

    Потребность – это осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его жизни и развития его личности.

    Мотивы – это побуждения к деятельности, связанные с этими

    потребностями.

    Существуют разные классификации потребностей. Обычно их разделяют на материальные, социальные и духовные, соответственно трем основным сторонам человека как биосоциального и духовного существа. Американский психолог А. Маслоу предложил различать первичные и вторичные потребности. К первичным относятся

    физиологические потребности: в воспроизводстве рода, пище, одежде, жилище, отдыхе и т.д..; потребности в безопасности и стабильности существования (Маслоу назвал их «экзистенциальными» - от латинского слова, означающего существование): устойчивости условий жизни, в гарантии занятости и доходов, уверенности в завтрашнем дне. Вторичные, более высокие потребности, включают в себя: социальные: потребность в общении с другими людьми, в дружбе, во внимании к себе и т.п.; престижные: в уважении и признании со стороны других, в достижении высокого социального статуса; духовные: потребность в самовыражении, в творчестве, в самореализации. При этом Маслоу считал, что человек переходит к более высоким потребностям, когда более-менее удовлетворяются его первичные и более простые потребности.

    Для понимания общественной жизни важным является вопрос о социальной деятельности, о различных видах социальных действий. Известную типологию социальных действий разработал немецкий социолог Макс Вебер. Он выделил четыре их основных типа.

    1. Целерациональное действие, которое совершается при ясном и рациональном обдумывании целей и средств их достижения. Примерами таких действий могут быть действия предпринимателя или ученого-исследователя.

    2. Ценностно-рациональное действие – это также рационально обдуманное действие. Но главное в нем не достижение результата, а убежденность в необходимости выполнения долга, стремление к идеалу, к высшей ценности (религиозной, нравственной и т.п.). Это можно назвать самоценным действием. Например, когда капитан последним

    покидает тонущий корабль, он совершает такое действие, руководствуясь не чувством самосохранения, а чувством долга.

    3. Традиционное действие, которое совершается по привычке, по обычаю, по ритуалу. Это, например, приемы труда крестьян или ремесленников в средневековом обществе, которые передавались по традиции и не менялись веками.

    4. Аффективное действие, которое совершается под влиянием сильных аффектов и чувств и не сопровождается трезвым, рациональным расчетом.

    М.Вебер доказывал, что по мере исторического развития обществ в их возрастает доля целерациональной деятельности. Этот тип деятельности становится все более распространенным в экономике, политике, в управлении и даже в семейной жизни. Происходит то, что М.Вебер называл «рационализацией мира».

    Учитывая все сказанное, можно сделать вывод, что жизнь человека фактически есть его деятельность, что по своей природе человек есть деятельное существо, поскольку посредством деятельности он творит условия своей жизни и мир культуры, создает самого себя и свое сознание.

    Диалектика исторического процесса.

    В своих взглядах на историю философы разделились на две группы:

    те, кто рассматривает историю как хаотичный, случайный процесс, лишенный логики, закономерностей, направленно­сти (например, иррационалисты);

    те, кто видит определенную логику в истории, считая историю целенаправленным, закономерным процессом, — к дан­ной категории относится большинство философов.

    Среди подходов к истории как к внутренне логическому и закономерному процессу четко оформились два подхода: линейный (формационный) и циклический (цивилизационный).

    Формационный подход был предложен основоположниками марксизма — К. Марксом и Ф. Энгельсом, развит В.И. Лениным.

    Ключевое понятие, используемое при формационном подхо­де - общественно-экономическая формация.

    Общественно-экономическая формация представляет собой совокупность производственных отношений, уровня развития производительных сил, общественных связей, политического строя на определенном этапе исторического развития.

    Вся история рассматривается как закономерный процесс смены общественно-экономических формаций. Каждая новая формация вызревает в недрах предыдущей, отрицает ее и затем уже сама отрицается еще более новой формацией. Каждая формация яв­ляется более высоким типом организации общества.

    Классиками марксизма объясняется и механизм перехода от одной формации к другой.

    В общественно-экономической формации есть два главных компонента — базис и надстройка. Базис — экономика общества, составляющими которой являются производительные силы и производственные отношения. Надстройка — государство, поли­тические, общественные институты. К переходу от одной обще­ственно-экономической формации к другой приводят измене­ния в экономическом базисе.

    Производительные силы постоянно развиваются, совершен­ствуются, а производственные отношения остаются прежними. Возникает конфликт, противоречие между новым уровнем про­изводительных сил и устаревшими производственными отноше­ниями. Рано или поздно, насильственным либо мирным путем происходят изменения в экономическом базисе — производствен­ные отношения либо постепенно, либо путем коренной ломки и замены их новыми приходят в соответствие с новым уровнем производительных сил.

    Изменившийся экономический базис ведет к изменению по­литической надстройки (либо она приспосабливается к новому базису, либо сметается движущими силами истории) — возника­ет новая, находящаяся на более высоком качественном уровне общественно-экономическая формация.

    В целом К. Марксом было выделено пять общественно-эко­номических формаций:

    первобытнообщинная;

    рабовладельческая;

    феодальная;

    капиталистическая;

    коммунистическая (социалистическая).

    Также им было указано на особый политико-экономический тип общества (фактически — шестую формацию) — "азиатский способ производства".

    Первобытнообщинная формация характеризуется:

    примитивными формами организации труда (редкое приме­нение механизмов, в основном - ручной индивидуальный труд, изредка — коллективный (охота, земледелие);

    отсутствием частной собственности — общей собственностью на средства и результаты труда;

    равенством и личной свободой;

    отсутствием оторванной от общества принудительной пуб­личной власти;

    слабой общественной организацией — отсутствием государств, объединением в племена по кровнородственному признаку, совместным принятием решений.

    "Азиатский способ производства" был распространен в древ­них обществах Востока (Египте, Китае, Месопотамии), распо­ложенных в долинах крупных рек. Азиатский способ производ­ства включал в себя:

    ирригационное земледелие как основу экономики;

    отсутствие частной собственности на основные средства производства (землю, ирригационные сооружения);

    государственную собственность на землю и средства произ­водства;

    массовый коллективный труд свободных общинников под жестким контролем государства (бюрократии);

    наличие сильной, централизованной, деспотической власти. Коренным образом отличается от них рабовладельческая об­щественно-экономическая формация:

    возникла частная собственность на средства производства, в том числе "живые", "говорящие" — рабов;

    социальное неравенство и общественное (классовое) расслоение;

    государство и публичная власть.

    Феодальная общественно-экономическая формация основы­валась на:

    крупной земельной собственности особого класса землевла­дельцев — феодалов;

    труде свободных, но зависимых экономически (редко — по­литически) от феодалов крестьян;

    особых производственных отношений в свободных ремес­ленных центрах — городах.

    При капиталистической общественно-экономической формации:

    основную роль в экономике начинает играть промышленность;

    усложняются средства производства — механизация, объеди­нение труда;

    промышленные средства производства принадлежат классу буржуазии;

    основной объем труда выполняют свободные наемные рабо­чие, экономически зависимые от буржуазии.

    Коммунистическая (социалистическая) формация (общество будущего), по Марксу, Энгельсу, Ленину, будет отличаться:

    отсутствием частной собственности на средства производства;

    государственной (общественной) собственностью на средства производства;

    трудом рабочих, крестьян, интеллигенции, свободных от эксплуатации со стороны частных собственников;

    справедливым равномерным распределением совокупного произведенного продукта между всеми членами общества;

    высоким уровнем развития производительных сил и высокой организацией труда.

    Формационный подход широко распространен в мировой философии, особенно в социалистических и постсоциалистиче­ских странах. Он имеет как свои достоинства, так и недостатки. Достоинства — понимание истории как закономерного объек­тивного процесса, глубокая разработка экономических механиз­мов развития, реалистичность, систематизация исторического процесса. Недостатки — неучет других факторов (культурных, национальных, спонтанных), излишняя схематичность, ото­рванность от специфики общества, линейность, неполное под­тверждение практикой (пропуск некоторыми обществами рабо­владельческой, капиталистической формации, нарушение ли­нейности, скачки как вверх, так и вниз, экономический крах коммунистической (социалистической) формации).

    Циклическая модель рассматривает общество по аналогии с биологическим организмом. Социальная система не может существовать вечно. Общество проходит все стадии роста: возникновение, развитие, расцвет и разрушение - после которого либо исчезает, либо находит в себе силы и возможность все начать с начала.

    Одно из представлений о цикличности исторического процесса дано Полибием. Древнегреческий историк рассматривает шесть форм государственного устройства, циклически сменяющих друг друга в ходе истории. Каждой форме правления суждено нести в себе собственную погибель – свою извращенную форму вырождения. Монархия – власть силы – возникает после очередного стихийного бедствия; ее сменяет царское правлении, когда эта власть ослабевает, затем приходит тирания; тиранию сменяет аристократия, которая переходит в олигархию. Восстание против олигархии приводит к установлению демократии, которая с течением времени «из-за необузданности народа»

    деградирует в охлократию (власть толпы). Здесь исторический круг замыкается и происходит возвращение к монархии.

    Д.Вико (ХУ11) в.) создает концепцию «вечной идеальной истории». Все народы должны пройти в своем развитии три эпохи: «Век Богов», когда языческие люди думали, что живут под божественным управлением; «Век Героев» - аристократическое правление, где герои и плебеи противостоят друг другу в силу своей природы; «Век людей» - республиканское или монархическое правление, где все признают, что они равны по человеческой природе. Переход к каждой новой эпохе происходит в результате борьбы людей за свои идеалы. При этом каждый цикл из трех эпох завершается кризисом и разрушением, отменить этот «вечный» порядок не дано никому.

    В Х1Х-ХХ вв. цивилизационный подход представлен Н.Данилевским, К.Леонтьевым, О.Шпенглером, А.Тойнби, П.Сорокиным, С.Хантингтоном. Появляется само понятие «цивилизация», имеющее несколько значений:

    1. триумф и распространение разума не только в политической, но и моральной и религиозной области, просвещенное общество в противовес дикости и варварству

    2. страна (народ) в развитом состоянии

    Большинство философов истории сходятся в одном, что каждая цивилизация основана на какой-то исходной духовной предпосылке, «большой идее», сакральной (священной) ценности.

    Н.Данилевский («Россия и Европа») выделяет десять цивилизаций («культурно-исторических типов в его терминологии): египетскую, древнесемитскую аравийскую, китайскую, индийскую, иранскую, еврейскую, греческую, римскую, европейскую (романо-германскую).

    Русский философ проводит аналогию с жизненным циклом растений, животных и человека. Все культурно-исторические типы и народы, их составляющие, «рождаются, достигают различных степеней развития, стареют, дряхлеют и умирают. Отношения между культурно-историческими типами определяются логикой взаимного соперничества, борьбы и вытеснения. «Око за око, зуб за зуб» - это закон внешней политики, отношения между государствами.

    Энергичные цивилизации – «бичи Божии» - сметают с исторической арены дряхлые культуры. Н.Данилевский подчеркивал, что не может быть привилегированных культурно-исторических типов.

    О.Шпенглер («Закат Европы») называет восемь внешних культур: египетскую, вавилонскую, китайскую, аполлоновскую (греко- римскую), арабскую (магическую), мексикансую и западную (фаустовскую). Рождение культуры есть пробуждение внешней души. Когда огонь души затухает, она вступает в свою последнюю стадию – стадию цивилизации, признаки которой: космополитизм, города- гиганты, безверие, масса вместо народа. Каждой из них присущи особое мирочувствование, особые желания, надежды и страсти. Поэтому до конца понять и почувствовать культуру может лишь тот, кто душой

    принадлежит именно к ней. Основные средства исследования –вживание, интуиция, тонкая фантазия.

    А.Тойнби («Постижение истории») выступает против такого «художественного» подхода. Его анализ рационален. Как и все представители этого подхода, он выделял в цивилизации стадии возникновения – роста, надлома и распада. Однако Тойнби считает, что любая цивилизация в любой момент может сойти с циклической дистанции истории. Из 37 цивилизаций Старого и Нового света он называет пять живых: западное общество, объединенное западным христианством; православно-христианское или византийское; исламское; индуистское и дальневосточное. Тойнби полагал, что развитие цивилизаций происходит благодаря усилиям творческих личностей. Философ четко сформулировал критерии цивилизационной идентичности: религия, история, язык, обычаи, культура. Главный критерий – культура.

    Некоторые современные ученые считают возможным создание в недалеком будущем единой мировой цивилизации, которая возникает как «ответ» на «вызов», (в терминологии А.Тойнби), заключенный в глобальных проблемах современности.

    Помимо формационного и цивилизационного, существуют и иные философские подходы, рассматриваю­щие историю как объективный и закономерный процесс. Среди них можно выделить подход Гегеля и позитивистский подход.

    Гегель, взяв за исходный критерий осознание человеком са­мого себя, свободу, рассматривал историю как целенаправлен­ный и закономерный процесс освобождения человека и выделил в нем три этапа:

    восточный (Китай, Египет и др.) — осознает себя и свободен только один человек — правитель, все остальные — его рабы;

    античный (Греция, Рим, средневековье) - осознает себя и

    свободна лишь одна группа, прослойка людей — "верхушка";

    все остальные служат ей и зависят от нее;

    германский — осознают себя и свободны все.

    Позитивистский подход в несколько измененном виде полу­чил в настоящее время широкое распространение.

    Позитивисты (Огюст Конт) выделяли следующие стадии развития общества:

    традиционную;

    доиндустриальную;

    индустриальную.

    На базе данной классификации получила широкое распространение среди современных западных философов точка зрения о том, что человечество в своем историческом развитии прошло стадии:

    традиционного;

    доиндустриального (аграрного);

    индустриального;

    постиндустриального общества.

    ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

    Социальная философия возникает достаточно поздно.

    В нашей стране она, по сути, отождествлялась с марксистским учением об обществе. Сегодня эта отрасль философии переживает второе рождение, обозначая новые проблемы и предлагая новые варианты решения старых.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта