Главная страница
Навигация по странице:

  • Задачи

  • [электронный ресурс]

  • Адрес электронного ресурса:http://old.studmedlib.ru/ru/index.html

  • Теория познания и её предмет.

  • Практика – основа и цель познания.

  • Приёмы, методы и формы научного познания.

  • КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ ПО ТЕМЕ №12 «ДИАЛЕКТИКА КАК КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ». Составитель: Т.Н. Скабёлкина Цель

  • Предмет и метод диалектики.

  • Объективная и субъективная диалектика.

  • Понятие закона и категории

  • Закон единства и борьбы противоположностей.

  • Закон количественных и качественных изменений.

  • Закон отрицания отрицания.

  • Конспекты лекций по философии. Лекции по теме 1 философия, её предмет и роль в жизни человека и общества. Составитель Т. Н. Скабёлкина


    Скачать 0.66 Mb.
    НазваниеЛекции по теме 1 философия, её предмет и роль в жизни человека и общества. Составитель Т. Н. Скабёлкина
    Дата03.11.2021
    Размер0.66 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКонспекты лекций по философии.doc
    ТипЛекции
    #262165
    страница8 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ ПО ТЕМЕ №11

    «ПОЗНАНИЕ КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ ».

    Составитель: Т.Н. Скабёлкина.
    Цель: сформировать целостное представление о гносеологии как фундаментальном разделе философии, определить систему гносеологических понятий, показать значимость раздела для теоретической и практической медицины.

    Задачи:

    - дать краткую характеристику гносеологии как раздела философии, сопоставить гносеологию и эпистемологию;

    - определить понятие практики, показать её значимость для познававательного процесса;

    - осуществить сопоставительный анализ основных концепций истины;

    - изложить суть классической концепции истины, охарактеризовать виды истины;

    - показать структуру познавательного процесса;

    - охарактеризовать интуитивный путь познания истины, определить роль интуиции в практической деятельности врача;

    - определить отличительные черты научного познания, охарактеризовать приёмы, формы и методы познания в науке.
    План:

    ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

    ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

    1. Теория познания и её предмет.

    2. Практика – основа и цель познания.

    3. Проблема истины.

    4. Ступени познания: чувственное познание, абстрактное мышление.

    5. Интуиция.

    6. Приёмы, формы и методы научного познания.

    ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
    ЛИТЕРАТУРА:

    Основная литература:

    1.Спиркин А.Г. Философия: учебник для бакалавров. Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2012. – 828 с.

    2.Лаврененко В.Н. Философия: учебник. Изд. 7-е, перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2015. – 711 с.

    3. Философия: учебник /под ред. В.П. Кохановского. – Ростов -н/Д: Феникс, 2010. – 568 с.

    4. Марков Б.В. Философия: учебник. – СПб.: Питер, 2011. – 432 с.

    5. Хрусталев Ю.М.Основы философии: учебник. - М.:ГЭОТАР-Медиа,2012. -304с. [электронный ресурс]

    6.Хрусталев Ю.М.Философия: учебник.-М.:ГЭОТАР-Медиа,2015.-464с. [электронный ресурс]
    Дополнительная литература:

    1.Матющенко В.С.,Асташова Н.М.История философии: учеб. пособие.- Благовещенск, 2015.-136с.

    2.Философия (метафизические начала креативного мышления) : учебник / Ю. М. Хрусталев. - М.: ГЭОТАР- Медиа, 2015. -384 с. [электронный ресурс]

    3.Философия : учебник / под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. Изд.5-е, перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР- Медиа, 2016. - 816 с. [электронный ресурс]

    4.Биоэтика. Философия сохранения жизни и сбережения здоровья: учебник / Ю.М. Хрусталев. -М. : ГЭОТАР- Медиа, 2015.- 400 с.[электронный ресурс]

    Адрес электронного ресурса:http://old.studmedlib.ru/ru/index.html
    ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

    Гносеология – наука о познании (от греч. Gnosis – знание, учение). Термин «гносеология» был введён в философию в 1854 году шотландцем Феррером. Познание в самом общем виде можно определить как деятельность человека по приобретению знаний об окружающем его мире, о самом человеке, о взаимоотношении человека и природы, человека и общества и т.д. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности - человек - исследует чело­века, то есть самого себя.

    ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

    Теория познания и её предмет.

    В теории познания основное внимание уделяется проблеме познаваемости мира, вопросу о границах нашего знания, способах его получения и критериях достоверности.

    Основополагающим понятием в гносеологии является «знание».

    Термин «знание» имеет несколько значений:

    - способности, умения, навыки, которые базируются на осведомлённости человека, их называют элементарными знаниями, они лежат в основе поведения человека;

    - любая познавательно значимая информация (сведения о чём-либо);

    - особая познавательная единица, т.е. гносеологическая форма отношения человека к действительности.

    Отношение знаний к действительности носит многоуровневый характер. Можно выделить следующие виды знаний:

    - донаучные;

    - житейские (основа для других видов знания, базируются на здравом смысле и обыденном сознании);

    - научные (характеризуются осмыслением фактов в системе любой науки, они находят необходимое, общее, на их основе возникает научное пргнозирование);

    - художественные (представляют собой систему образов, связаны с творческой деятельностью, фантазией);

    Все они (кроме донаучных) существуют на двух уровнях: эмпирическом и теоретическом.

    Знания обладают различной степенью достоверности, они могут быть относительными и абсолютными. Знания – социальный феномен, существуют через естественные и искусственные языки.

    Знания, таким образом, это проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат отражения действительности. С одной стороны, знания – это отражение действительности в форме понятий, суждений, умозаключений, а с другой стороны – это овладение ими, умение действовать на их основе.

    Познание – это обусловленный процесс, он зависит:

    - от природных и индивидуальных способностей;

    - от социальных условий и возможностей.

    Познание – это процесс обогащения человека новыми знаниями. Познание есть взаимодействие субъекта и объекта.

    Субъект – лежащий в основе, это сложная структура, фундамент которого всё социально целое. В качестве субъекта выступают:

    - всё человечество (высший производитель знаний и мудрости;

    - отдельные народы (каждый народ производит идеи и фиксирует их в культуре);

    - группа индивидов, которая занимается продуцированием знаний;

    - личность как живая система, с характером, темпераментом, страстями, которые в конечном итоге, сказываются на способностях, на таланте и обусловливают высокие познавательные возможности человека.

    Под субъектом также понимается безличностный сгусток интеллектуальной активности.

    Объект – это та часть бытия, которая подвергается изучению, это та часть реальности, которая вступила в субъект – объектные отношения, та часть реальности, которая становится фактом сознания.

    Предмет – конкретные аспекты, на которые направлена мысль.

    В философии существуют две основные точки зрения на про­цесс познания:

    - гностицизм;

    - агностицизм.

    Сторонники гностицизма (как правило, материалисты) опти­мистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально без­граничными возможностями познания.

    Агностики (часто - идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания. Среди агностиков наиболее известным является Иммануил Кант. Им была выдвинута последовательная теория агностицизма, согласно которой:

    - сам человек обладает ограниченными познавательными воз­можностями (благодаря ограниченным познавательным воз­можностям разума);

    - сам окружающий мир непознаваем в принципе — человек сможет познать внешнюю сторону предметов и явлений, но никогда не познает внутреннюю сущность данных предметов и явлений — "вещей в себе".

    Практика – основа и цель познания.

    Практика – это конкретная деятельность людей по преобразова­нию окружающего мира и самого человека.

    Виды практики:

    - материальное производство;

    - управленческая деятельность;

    - научный эксперимент.

    Функции практики по отношению к процессу познания:

    - критерием истины: если знания проверяются на практике, они принимают статус истины;

    - основой познания: объект познания задаётся через практику;

    - целью познания: человек, в конечном счете, стремится не просто получить знания, а использовать их;

    - результатом познания.

    Проблема истины.

    Во многом проблема достоверности наших знаний о мире определяется ответом на основной вопрос гносеологии «Что есть истина?».

    Существуют различные трактовки понятия «истина». Для одних истина – это соответствие знаний действительности. Для других истина есть то, что подтверждено опытом. Для третьих истина является соглашением между учеными, конвенцией. Для четвертых она оценивается с точки зрения полезности полученного знания, с точки зрения эффективности его использования на практике.

    Классическая концепция истины связана с первым определением. Она возникла в глубокой древности и разделяется представителями разных направлений. Современная трактовка истины, которой придерживаются большинство философов, состоит в следующем:

    1. К действительности относится как объективная реальность, существующая вне и независимо от нашего сознании, так и субъективная реальность.

    2. Познание вместе с результатами и объектом познания неразрывно связано с практической деятельностью человека. Через практику задается объект познания, в практике реализуются результаты познания.

    3. Истина есть бесконечный процесс, связанный с переходом от неполного знания к более полному знанию. Последний тезис связан с понятиями «относительная истина» и «абсолютная истина, которые с разных сторон характеризуют знание о предмете.

    Абсолютная истина - это:

    1) исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе (его не может быть);

    2) знания, которые никогда не могут быть опровергнуты (земля круглая, человек

    смертен).

    Относительная истина – это:

    1) неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает те или иные способы получения этого знания.

    Т.о. процесс познания мира – это бесконечный процесс перехода от относительных истин (с возникающими новыми относительными) к абсолютным истинам.

    Релятивисты абсолютизируют роль относительной истины, утверждая, что всякая истина относительна.

    Догматики, напротив, настаивают, на том, что истина не зависит от условий, в которых она складывается.

    Абстрактной истины не существует. Истина всегда конкретна.

    Характерной чертой истины является наличие субъективной и объективной сторон.

    Субъективность истины: истина – это мысль, любая мысль принадлежит человеку. Вне человека истин не существует, следовательно, по форме истина субъективна.

    Объективность истины: адекватность отражения объекта. Познающий субъект воспроизводит действительность таковой, какова она на самом деле. Следовательно, истина объективна по содержанию.

    Ступени познания.

    Познание – это сложный и противоречивый процесс, в котором традиционно выделяют две ступени (или уровня) познания: чувственное и рациональное познание. Обе ступени тесным образом связаны между собой и каждая из них имеет свои формы.

    Познание человеком о кружающего мира начинается с помощью органов чувств.

    Взаимодействуя с теми или иными предметами, мы получаем ощущения, восприятия, представления (формы чувственного познания).

    Ощущение – это отражение одного свойства предмета с помощью одного из 5 органов чувств.

    Восприятие – целостный образ предмета, отражение его свойств всеми органами чувств.

    Представление – это целостный образ предмета, сохраняемый и воспроизводимый в сознании по мере необходимости.

    Если чувственное познание констатирует то, как проистекает событие, рациональное отвечает на вопрос почему оно протекает именно так.

    Рациональное познание основывается на способности логического мышления.

    Мышление – это целенаправленное опосредованное и обобщенное отражение человеком существенных свойств и отношений вещей.

    В гносеологии традиционно выделяются два уровня мышления – рассудок и разум. Рассудок использует понятия в пределах уже сложившихся знаний, его задача – привести знания в систему в строгом соответствии с установленными правилами. Это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты. Логика рассудка – формальная логика, которая обращает внимание на форму и структуру «готового знания», а не на его содержание. На этом уровне мышления сознательно отвлекаются от развития, взаимосвязи вещей и выражающих их понятий, рассматривая их как нечто устойчивое и неизменное.

    Основными формами, в которых развивается и осуществляется мышление являются понятия, суждения и умозаключения.

    Понятие – это такая форма мышления, в которой отражаются общие, существенные признаки данного предмета или явления (сущность).

    Суждение – форма мышления, в которой отражается связь между предметом и его признаком, между предметами, или факт их существования. В суждении может быть выражена и истина и ложь.

    Умозаключение – это выводное знание, когда из одной или нескольких посылок и делается вывод (новое суждение).

    Интуиция.

    Интуиция – это способность постижения истины путём прямого её усмотрения без обоснования, аргументов и доводов.

    Отличительными чертами интуиции являются:

    - неожиданность решения задачи;

    - неосознанность путей и средств достижения истины;

    - непосредственность путей достижения истины на сущностном уровне.

    К общим условиям формирования интуиции относят:

    - основательную профессиональную подготовку;

    - глубокое знание проблемы;

    - ситуацию поиска;

    - наличие у субъекта доминанты поиска;

    - наличие подсказки.

    Выделяют чувственную и интеллектуальную интуицию.

    Чувственная интуиция – предчувствие опасности, неискренности.

    Интеллектуальная интуиция – мгновенное решение практических и теоретических задач с раскрытием сущности. Виды интеллектуальной интуиции:

    - техническая;

    - научная;

    - художественная и др.

    По характеру новизны интуицию делят на стандартную (интуиция редукции) и эвристическую (появление новых образов и понятий).

    В процессе познавательной деятельности нельзя полностью полагаться на интуицию, т.к. она даёт вероятностные знания. Знания, полученные интуитивным путём должны проверяться дискурсивно.

    Приёмы, методы и формы научного познания.

    Наука – сфера исследовательской деятельности, направленная на производство и применение на практике объективных знаний о природе, обществе и сознании.

    В структуре науки выделяются уровни - эмпирический и теоретический и методы организации научного познания.

    Эмпирическое знание – совокупность научных фактов, образующих базис теоретических знаний.

    Под научным фактом понимается явление материального или духовного мира, ставшее достоянием нашего знания, это фиксация какого-либо явления, свойства и отношения. По словам А.Эйнштейна наука должна начинаться с фактов и оканчиваться ими вне зависимости от того, какие теоретические структуры строятся между началом и концом.

    Существует два основных метода эмпирического познания:

    1. Наблюдение – целенаправленное преднамеренное восприятие исследуемого объекта (его результат – первичная информация).

    2. Эксперимент – это метод исследования, с помощью которого объект или воспроизводится искусственно, или ставится в определенные условия, отвечающие целям исследования.

    Теоретическое знание ищет причины явлений, старается объяснить сущность процессов, лежащих в основе научных фактов.

    Основные формы: научная проблема, гипотеза, теория.

    1. Научная проблема представляет собой осознание противоречий, возникших между старой теорией и новыми научными фактами, которые не удается объяснить с помощью старых теоретических фактов. Когда научная проблема поставлена, начинается научный поиск, т.е. организация научного исследования. Важнейшая роль в разрешении научной проблемы принадлежит гипотезе.

    2. Гипотеза – это идея, содержащая обоснованное предположение о существовании

    Закона, который объясняет сущность новых фактов. Гипотеза формируется учеными с целью предположительного объяснения научных фактов, приведших к постановке научной проблемы. Гипотеза должна быть проверяема и подтверждена практикой. Невозможность такой проверки делает гипотезу научно несостоятельной. Гипотеза, всесторонне проверенная и подтвержденная практикой, становится теорией.

    3. Теория – это логически обоснованная, проверенная на практике система знаний об определенном классе явлений, о сущности и действии законов бытия данного класса явлений.

    ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

    Гносеология (наряду с онтологией) выступает в качестве фундамента философии. Всё вышеизложенное есть обоснование этого тезиса.

    КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ ПО ТЕМЕ №12

    «ДИАЛЕКТИКА КАК КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ».

    Составитель: Т.Н. Скабёлкина
    Цель: раскрыть суть диалектической концепции как методологии научного познания.

    Задачи:

    - определить понятие диалектики;

    - определить понятия субъективной и объективной диалектики, охарактеризовать их принципы, показать характер связи между ними;

    - определить понятия «закон» и «категория», проиллюстрировать связь между ними;

    - дать краткую характеристику основных законов диалектики.
    План:

    ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

    ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

    1. Предмет и метод диалектики.

    2. Объективная и субъективная диалектика.

    3. Понятие закона и категории диалектики.

    4. Закон единства и борьбы противоположностей.

    5. Закон количественных и качественных изменений.

    6. Закон отрицания отрицания.

    ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.


    1. ЛИТЕРАТУРА:

    2. Основная литература:

    3. 1.Спиркин А.Г. Философия: учебник для бакалавров. Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2012. – 828 с.

    4. 2.Лаврененко В.Н. Философия: учебник. Изд. 7-е, перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2015. – 711 с.

    5. 3. Философия: учебник /под ред. В.П. Кохановского. – Ростов -н/Д: Феникс, 2010. – 568 с.

    6. 4. Марков Б.В. Философия: учебник. – СПб.: Питер, 2011. – 432 с.

    7. 5. Хрусталев Ю.М.Основы философии: учебник. - М.:ГЭОТАР-Медиа,2012. -304с. [электронный ресурс]

    8. 6.Хрусталев Ю.М.Философия: учебник.-М.:ГЭОТАР-Медиа,2015.-464с. [электронный ресурс]



    9. Дополнительная литература:

    10. 1.Матющенко В.С.,Асташова Н.М.История философии: учеб. пособие.- Благовещенск, 2015.-136с.

    11. 2.Философия (метафизические начала креативного мышления) : учебник / Ю. М. Хрусталев. - М.: ГЭОТАР- Медиа, 2015. -384 с. [электронный ресурс]

    12. 3.Философия : учебник / под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. Изд.5-е, перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР- Медиа, 2016. - 816 с. [электронный ресурс]

    13. 4.Биоэтика. Философия сохранения жизни и сбережения здоровья: учебник / Ю.М. Хрусталев. -М. : ГЭОТАР- Медиа, 2015.- 400 с.[электронный ресурс]

    14. Адрес электронного ресурса:http://old.studmedlib.ru/ru/index.html


    ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

    Диалектическая концепция составляет основу естественнонаучного (медицинского) знания.

    Клиническое мышление врача есть по сути мышление диалектическое.

    ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

    Предмет и метод диалектики.

    Понятие «диалектика употреблялось в истории философии в разных значениях. Понятие «диалектика» родилось во времена древнегреческой демократии, человек ценился по умению вести полемику, убеждать.

    Античная философия. Сократ вводит термин «майевтика» - повивальное искусство, искусство рождать новое. Сократ под диалектикой стал понимать искусство обнаружения истины путём столкновения мнений.

    Платон представил диалектику как метод анализа и синтеза понятий, как движение мысли от многообразного к формированию понятий.

    Гераклит усмотрел, что бытие тоже движется, он поставил вопрос: изменчив или устойчив мир и заяви, что с помощью рассуждений на этот вопрос можно ответить.

    Античная философия на это вопрос дала два ответа. Гераклит и Кратил заявили, что мир изменяется, движение непрерывно. Зенон из Элеи утверждал, что мир устойчив, но прерывен (апории).

    Античная философия сделала вывод: диалектика – это такой способ рассуждения, при котором противоположные позиции не перечёркивают друг друга, а дополняют, обогащают одна другую; это путь к осмыслению и усвоению противоречий, которые существуют везде.

    Средние века: Пьер Абеляр продолжил учение о диалектике как искусстве спора, как способности полемизировать. В своём труде «Да и нет» он учит отстаивать «да».

    Августин Блаженный замечает, что происходят изменения в мире, которые происходят во времени. Он выдвигает теорию развития человечества и человека от момента происхождения через младенчество к старости.

    Новое время: возникает учение о том, что диалектика усматривает не просто изменения, а развитие. Формируются две линии развития: развитие как циклическое возвратное изменение и теория исторического прогрессивного развития общества (Декарт, Вольтер, Руссо, Кондорсэ).

    Немецкая классическая философия: И.Кант разрабатывает теорию о естественном развитии солнечной системы, которая в дальнейшем ведёт его к теории нравственного развития.

    Г.Гегель основоположник идеалистической диалектики. Он разработал диалектику как теорию. Мыслитель заявил:

    - научные знания связаны с формированием понятий, а они всегда взаимодействуют друг с другом, вместе они составляют понятийный аппарат;

    - формирование понятий связано с теми закономерностями, которые существуют в самих явлениях.

    Однако все переливы понятий он трактует исходя из абсолютной идеи, которая мыслит закономерные явления и закономерные связи.

    В 19 веке произошёл синтез диалектики и материализма. Энгельс и Маркс заявляют, что диалектика мысли тесно связана с диалектикой мира, в котором, как было сказано, существует развитие, поэтому диалектика стала учением о развитии и связях природы, общества и мышления. Т.о. диалектика предстала как такой способ понимания мира и такой способ мышления, когда все явления рассматриваются во взаимосвязи, в изменении и развитии.

    В гносеологии: диалектика – это теория и метод, говорящий о взаимосвязи материального и духовного, объективного и субъективного, это учение о всеобщей связи и всеобщем развитии. В этом смысле диалектика выступает в двух аспектах:

    - онтологическом: учение о связях и развитии бытия;

    - гносеологическом: рассматривает как человек отражает эти всеобщие связи, как происходит формирование понятий, суждений и умозаключений.

    Онтологический аспект представляет собой объективную диалектику, а гносеологический – субъективную.

    Объективная и субъективная диалектика.

    Объективная диалектика основана на 4-ёх принципах: связи, развития, детерминизма, системности.

    1. Связь – это взаимообусловленность сосуществования элементов, явлений, предметов, разделённых во времени и пространстве. Связь есть отношения, при которых изменения одного объекта есть условие для изменения другого объекта. Выделяют несколько видов связей: универсальные, их подразделяют на внутренние и внешние, прямые и косвенные, случайные и необходимые, единичные и общие, простые и сложные, количество и качество и др. Все виды универсальных связей связаны и изменениями. Изменения особого рода, связанные с обновлением внутренней структуры, с превращением системы в нечто новое называется развитием.

    2. Развитие отличается рядом признаков:

    - развитие не есть изменение всего вообще, оно связано с конкретными материальными системами;

    - развитие – это множественные изменения, это система качественных изменений, что даёт процессу развития необратимость. Эта необратимость связана с направленностью. Т.о. развитие – это процесс длительных, накапливающихся, необратимых, поступательных изменений сложных систем, происходящих в больших интервалах времени.

    3. «Система» от греч. «целое», составленное из частей. Система представляет собой комплекс взаимодействующих, взаимообусловливающих элементов, которые связаны между собой структурно. Структура – это совокупность устойчивых, закономерных отношений. Выделяют два вида систем: целостные и суммативные. В целостных системах доминируют внутренние, необходимые связи, в суммативных – внешние, случайные.

    4. Детерминизм предполагает обусловливание одних явлений другими. Детерминизм означает причинность: каждое событие имеет свою причину. Для детерминизма характерна генетическая связь между отдельными состояниями, элементами, явлениями, при которых обязательно реализуется причинно-следственная связь.

    Субъективная диалектика подразделяется на диалектическую и формальную.

    Диалектическая логика – это метод рассуждения, направленный на разъяснение, отражение, познание мира.

    Формальная логика – это наука о формах и средствах мышления.

    Субъективная логика, отражая законы мира, формирует свои принципы.

    1. Принцип объективности: необходимо рассматривать вещи сами по себе, добывать знания, которые носят достоверный характер.

    2. Принцип системности: предполагает всесторонность и детерминизм.

    Всесторонность – выявление и разграничение внутренней и внешней сторон, содержания и формы, переход мысли от явления к сущности.

    Детерминизм предполагает установление каузальных связей. Кауза – причина в конкретности.

    1. Принцип историзма: предполагает рассмотрение связи систем и организацию мысли в динамике и развитии. Необходимо: а) выделять этапы, фазы развития, б) брать систему в определённом отрезке времени. Этот принцип требует указывать направление и характер изменений.

    2. Правило диалектических противоречий: философско-гносеологических и логико-методологических. Первые связаны с отношением субъекта и объекта, примером вторых могут являться антиномии.

    Субъективная диалектика – это наука о наиболее общих законах развития познания, отражающих связи и развитие природы и общества.

    Понятие закона и категории.

    Закон выражает объективные, устойчивые, существенные, необходимые, повторяющиеся связи.

    Закон – философская категория, отражающая объективное, устойчивое, повторяющееся, необходимое в явлениях и предметах.

    В зависимости от степени охвата действительности законы делят на всеобщие, общие и частные. В зависимости от характера движении на законы развития и законы функционирования. В зависимости от сферы действия на законы природы, общества и мышления.

    Категория – это предельно общие понятия, фиксирующие наиболее общие, существенные признаки и свойства предметов.

    Все законы и категории – ступени развития и познания мира. Их значение проявляется в следующих аспектах:

    - онтологический: изучая категории - изучаем объективный мир;

    - гносеологический: в категориях закрепляется достигнутый уровень познания;

    - логический: категории – формы мышления, в которых раскрываются закономерности и объективного и субъективного миров.

    Категории объективны по содержанию и субъективны по форме

    Закон единства и борьбы противоположностей.

    Понятие единство, борьба, противоположность, противоречие.

    Все законы описывают процесс развития, который представляет собой сложный, многоступенчатый, многосторонний процесс. Каждый из законов занимает определённое место в описании процесса развития.

    Закон единства и борьбы противоположностей, отвечая на вопрос, почему происходит развитие, описывает источник развития.

    Закон количественно-качественных изменений раскрывает механизм процесса развития и отвечает на вопрос как происходит развитие.

    Закон отрицания отрицания показывает поступательность, направленность, необратимость развития и характеризует его направленность.

    Закон единства и борьбы противоположностей В.И.Ленин назвал сутью, ядром диалектики.

    Противоположности (в обыденном смысле) – крайние, предельные места в какой-то шкале. Например: верх-низ, правое-левое, чёрное-белое и т.д. Такие противоположности не объясняют развитие, поэтому они не считаются философскими категориями.

    Диалектические противоположности – это такие стороны, силы, тенденции, того или иного целого и изменяющегося предмета, которые одновременно взаимополагают и взаимоотрицают друг друга.

    Диалектические противоположности находятся в состоянии единства и борьбы одновременно.

    Единство – взаимополагание, оно характеризуется:

    1. стороны противостоят друг другу в рамках единого целого;

    2. наличие одной стороны предполагает бытие другой;

    3.противоположности дополняют друг друга, давая импульс к развитию;

    4. противоположности взаимопроникают друг в друга, обмениваясь веществом, энергией, информацией.

    Т.о. единство создаёт, взаимополагает равновесие, равнодействие противоположных сторон или относительную устойчивость. Единство является возможностью временного объединения в условиях разнонаправленности сторон. единство одновременно есть и борьба.

    Борьба – взаимоисключение, означает:

    1. стороны находятся во взаимосвязи, имеют возможность переходить одна в другую, меняться местами, а, следовательно, давать изменения, развитие предмету.

    2. борьба – это отношение динамичности между противоположными сторонами, борьба связана с движением.

    Любой предмет существует как единство и борьба (как устойчивость и изменчивость).

    Единство и борьба всегда и одновременно находятся во взаимодействии. Это взаимодействие – противоречие.

    Структура диалектического противоречия.

    Диалектическое противоречие (противоречие – отношение) – есть взаимодействие противоположностей, взаимоисключающих сторон, которые находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении.

    Диалектическое противоречие имеет структуру:

    - противоречие существует в любой развивающейся системе

    - противоречия заложены в самой сущности вещей и проходят определённые этапы:

    а) гармония – слаженность, лад, равнозвучие; гармонична та структура, которая отличается соответствием коренных интересов, гармония способствует укреплению системы.

    б) дисгармония – от лат. столкновение, это такое столкновение противоположностей, которое ставит под вопрос существование системы; одна противоположность развивается за счёт другой, происходит расшатывание системы.

    Противоречие – есть процесс. Противоречия являются источником развития, если они разрешаются. Разрешение может быть полным, частичным, разовым, поэтапным.

    Противоречие может проходить определённые этапы (ступени).

    Тождество: равенство вещи самой себе. Степень развитости противоположностей одинакова, но здесь начинается действие закона доминанты. Доминанта на стадии тождества означает, что одна из сторон имеет ведущее место.

    Тождество перерастает в различие. Различие – это нарушение тождества.

    Различие может перерасти в противоположность. Противоположность – преобладание одной стороны над другой.

    Конфликт: теперь невозможно или совместное существование сторон, или существование предмета и потому необходимо разрешение.

    Разрешение может представлять собой переход противоположностей друг в друга и, соответственно, переход целого на новую ступень. Этот переход может осуществляться:

    - за счёт победы одной противоположности над другой;

    - за сёт исчезновения обоих противоположностей.

    Виды диалектических противоречий.

    Противоречия классифицируют по степени охвата действительности:

    - общедиалектические (охватывают материальную и духовную действительность);

    - специфически диалектические, они делятся на:

    а) диалектические противоречия познания;

    б) противоречия материальных систем: внутренние и внешние, основные и неосновные, главные и второстепенные. Главное противоречие - ведущее и определяющее для развития системы на конкретном отрезке времени. Главное отличается от основного:

    - главное действует на фоне основного;

    - главное имеет значение на конкретном этапе и может быть здесь же разрешено;

    -главных может быть несколько, а основное одно;

    - главные могут быть как внутренними так и внешними, а основное всегда внутреннее.

    Антагонистические и неантагонистические противоречия – специфичны только для общества. Антагонистические – несовпадение или конфликт коренных интересов социальных групп. Неантагонистические – несовпадение интересов социальных групп по частным вопросам.

    Конструктивные (двигают систему вперёд) и деструктивные (расшатывающие, разрушающие систему).

    Т.о. противоречивое единство и борьба составляют сущность всех вещей и являются источником развития. Борьба ведёт к уничтожению старого и появлению нового качества, но борьба возможна только когда существует единство.

    Закон количественных и качественных изменений.

    Понятие свойства, качества, количества. Этот закон отвечает на вопрос как происходит развитие, какова динамика появления нового. Этот закон показывает такую взаимосвязь черт материальных систем, при которой количественные изменения на определённом этапе переходят в качественные, а новое качество порождает новые интервалы.

    Признаки, дающие возможность отделить один предмет от другого называют свойствами.

    Свойство – это взаимодействие вещи с другими вещами. Свойства не порождаются отношениями вещей, а обнаруживаются в таких отношениях. Свойства внешние всегда связаны с внутренним состоянием предмета.

    Свойства материальны как и сами вещи, т.е. существуют независимо от нас и имеют свою структуру.

    Различают внутренние и внешние свойства, существенные (определяют бытие предмета и принадлежат только этому предмету), необходимые (обязательно проявляются при любых отношениях) и случайные (то, что дополняет необходимость), аддитивные (когда целое зависит от развития частей) и эмерджентные (внезапно возникающие), диспозитивные (проявляются во внешних взаимодействиях вещей с субъектом), актуальные (уже проявившиеся) и потенциальные (только разворачивающиеся).

    Свойства могут изменяться, могут одновременно проявляться два свойства, свойства относительны.

    Т.о. свойства – это способ проявления определённой стороны объекта к другим объектам с которыми он вступает во взаимодействие.

    Свойства характеризуют вещь с одной стороны, познаются через взаимодействие объектов друг с другом и с субъектом.

    Качество и свойства взаимосвязаны: качество проявляется в свойствах, но свойства характеризуют вещь с одной стороны, а качество даёт представление о предмете в целом.

    Качество – это совокупность свойств: существенных, относительно устойчивых, внутренних и внешних.

    Качество обнаруживается в совокупности свойств, но качество – это не простая совокупность свойств, а их взаимосвязь, их единство, их упорядоченная структура. Эта упорядоченная структура даёт целостную интегральную характеристику предмета. Целосная характеристика предмета выражается в свойствах.

    Качество вещи есть указание на совокупность свойств, на состав, на функции.

    Качество есть то, что даёт возможность отличить одну вещь от другой. Качество позволяет противопоставлять, сравнивать, отождествлять вещи как на практике, так и в гносеологии.

    Качество всегда связано с количеством, это характеристика одного явления с разных позиций.

    Количество выражает определённость предмета, степень развития, интенсивность присущих свойств и характеризует это числом, степенью, уровнем.

    Впервые о количестве заговорил Аристотель: количество – это то, что делимо на составные части, каждая есть по природе что-то определённое.

    Внешнее количество – размер, скорость.

    Внутреннее количество – вес, степень.

    Количество всегда отражает два параметра: меру общности и меру раздельности.

    Качество и количество всегда едины: любое качество выражается в количественных характеристиках.

    Единство качества и количества в философии названо мерой.

    О мере говорили ещё в Древней Греции. Мера – количественная граница данного качества, то, больше или меньше чего оно (качество) быть не может.

    Выделяют два типа мер:

    1. мера бытия: связана с внешней стороной предмета и дана на уровне созерцания;

    2. мера субстанциональная: связана с внутренней структурой предмета, открывается на уровне мышления.

    Мера – это интервал, при котором количество изменяется, а качество сохраняется.

    Аналогом меры в медицине является категория нормы (такое состояние, при котором количественные характеристики вызывают качественные изменения – переход от болезни к здоровью).

    Переход количественных изменений в качественные, мера. Скачок как форма перехода от одного качества к другому.

    Непрерывные изменения: постепенные количественные изменения, которые совершаются постоянно до определённого пункта меры, когда в этом пункте происходит перерыв, то появляются новые качества.

    Появление нового качества – скачок.

    Скачок – это решающий перелом в развитии, всегда происходит в области границы меры, всегда вызывает появление нового качества.

    Качества появляются путём количественного убавления или прибавления. Качество – это появление нового предмета с новой мерой, в которой будет новая количественная характеристика.

    Виды скачков:

    1. по формам движения материи: механические, химические, физические, биологические, социальные;

    2. по времени протекания: скачки – взрывы (меняется сразу вся система), стадийные или постепенные (меняются подсистемы, части);

    3. по отношению к сущности развития: коренные, некоренные;

    4. по роли в развитии: прогрессивные, регрессивные, нейтральные.

    5. особым видом скачка является социальная революция.

    Развитие – это переход количественных изменений в качественные, в результате старое сменяется новым.

    Закон отрицания отрицания.

    Ни в одной области действительности не может происходить процесс развития, если не отрицаются прежние, отжившие формы существования процессов и явлений.

    Диалектическое отрицание представляет собой объективный процесс, определяющий тенденции направленности качественных изменений и являющийся результатом движения противоречий. Отрицание – реально происходящий процесс изменения системы, обладает рядом характеристик, раскрывающих его механизм.

    Диалектическое отрицание, прежде всего, представляет собой связь старого и нового, т.к. происходит переход в иное качественное состояние. Т.о. диалектика старого и нового имманентна процессу отрицания, развития.

    Новое – это то, что имеет основу для существования и развития в самой действительности.

    Старое – это то, что не имеет такой основы и теряет почву для существования. Новое никогда не возникает из ничего, оно зарождается до определённой меры внутри старого и в борьбе с ним. Т.к. новое возникает необходимо и представляет собой более высокую ступень развития, то оно неодолимо и берёт верх над старым, хотя старое пытается противодействовать, тормозить. Старое может быть включено в новое, существовать рядом с ним и после качественных преобразований.

    Диалектическое отрицание не есть абсолютно полное уничтожение старого, оно предполагает сохранение в новом положительное от старого, преемственность. Процесс отрицания необходимо сопровождается моментом уничтожения, но отрицание не может быть голым, зряшным. Преемственность выступает как глубочайшая закономерность развития природы, общества, мышления.

    Сохранение всего положительного и уничтожение отжившего называют ещё снятием. Снятие – момент преобразования от старого к новому, подчинение ему черт старого, не утраченных при разрешении противоречий и скачке.

    Диалектическое отрицание нужно отличать от метафизического, как отрицания бесплодного, вне логики развития предмета. Такое отрицание существует, но носит подчинённый характер, выражает тупик в направлении развития. Для деструктивных изменений характерно отсутствие момента преемственности, удержания положительного.

    Любое диалектическое отрицание не является последним, новое стареет и отрицается новейшим. Диалектическое отрицание несёт в себе конструктивную, созидательную силу, поэтому оно и реализуется посредством двойного отрицания. Когда заканчивается второе отрицание, образовавшееся новое непременно содержит в себе такие черты и свойства, которые сходны с чертами и свойствами исходной ступени развития. Первое отрицание не даёт ещё единства процесса, оно формируется лишь в связи со вторым. Поэтому первое отрицание должно пройти так, чтобы стало возможно второе.

    Иллюстрацией законов развития в контексте отрицания отрицания является спираль. Каждый виток спирали отражает определённый цикл развития, а совокупность таких витков выражает поступательный характер развития, усложнение качественных состояний явлений и предметов. Спираль выражает две тенденции в развитии: одна из них – движение вперёд, другая – движение по кругу, выражающее преемственность в развитии.

    Таким образом, развитие совершается через диалектические отрицания, которые обусловливают связь, преемственность старого и нового, общую тенденцию поступательности, восхождение низшего к высшему и спиралевидную форму развития с повторением отдельных черт на новой качественной основе.

    ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

    Таким образом, диалектика – это теория и метод, говорящий о взаимосвязи материального и духовного, объективного и субъективного, это учение о всеобщей связи и всеобщем развитии.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта