Конспекты лекций по философии. Лекции по теме 1 философия, её предмет и роль в жизни человека и общества. Составитель Т. Н. Скабёлкина
Скачать 0.66 Mb.
|
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ ПО ТЕМЕ №1 «ФИЛОСОФИЯ, ЕЁ ПРЕДМЕТ И РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА». Составитель: Т.Н. Скабёлкина. Цель: сформировать первичное представление о философии как науке, через определение её предмета, основных понятий и направлений. Задачи: - познакомить студентов с концепцией предметного самоопределения философии; - охарактеризовать основные философские течения; - показать специфические черты философского знания; - охарактеризовать связь между философией и медициной; - определить понятие «мировоззрение», сопоставить «философию» и «мировоззрение». План: ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ: 1. Предметное самоопределение философии. 2. Основной вопрос философии. 3. Философия как вид знания, ее методы и задачи. 4. Мировоззрение: понятие и сущность. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ. ЛИТЕРАТУРА: Основная литература: 1.Спиркин А.Г. Философия: учебник для бакалавров. Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2012. – 828 с. 2.Лаврененко В.Н. Философия: учебник. Изд. 7-е, перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2015. – 711 с. 3. Философия: учебник /под ред. В.П. Кохановского. – Ростов -н/Д: Феникс, 2010. – 568 с. 4. Марков Б.В. Философия: учебник. – СПб.: Питер, 2011. – 432 с. 5. Хрусталев Ю.М.Основы философии: учебник. - М.:ГЭОТАР-Медиа,2012. -304с. [электронный ресурс] 6.Хрусталев Ю.М.Философия: учебник.-М.:ГЭОТАР-Медиа,2015.-464с. [электронный ресурс] Дополнительная литература: 1.Матющенко В.С.,Асташова Н.М.История философии: учеб. пособие.- Благовещенск, 2015.-136с. 2.Философия (метафизические начала креативного мышления) : учебник / Ю. М. Хрусталев. - М.: ГЭОТАР- Медиа, 2015. -384 с. [электронный ресурс] 3.Философия : учебник / под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. Изд.5-е, перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР- Медиа, 2016. - 816 с. [электронный ресурс] 4.Биоэтика. Философия сохранения жизни и сбережения здоровья: учебник / Ю.М. Хрусталев. -М. : ГЭОТАР- Медиа, 2015.- 400 с.[электронный ресурс] Адрес электронного ресурса:http://old.studmedlib.ru/ru/index.html ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ В обыденном взгляде на философию долгое время утверждалось, что философия не имеет своих проблем и предмета. Не случайно еще в комедии Аристофана «Облака» (423 до н.э.) описывалась философия Сократа как искусство выдавать ложь за правду и выскальзывать из рук кредиторов (умение хитроумно вести беседу, убеждать человека в чём-либо и т.д.). А в Новое время символом философии был медведь, сосущий лапу, под этим рисунком красовалась надпись «сама себе пропитание». Однако вся человеческая история доказывает, что с философией каждому человеку, хочет он того или не хочет, но столкнуться придется. Как писал немецкий философ Ясперс «философия» не может не быть, пока живут люди, потому, что каждый человек задаётся вопросами: может ли человек познать мир? Что такое истина, доброта, красота? В чем смысл жизни? Что нас ждет после смерти?». Вопрос лишь в том, будет ли философия разумная, серьёзная, глубокая или наоборот. Как писал Е.Лец «философы как тарелки бывают глубокими, а бывают мелкими», но каждый человек в любом случае философ. Т.о. философствовать – значить размышлять над мировоззрениями вопросами (проблемами). ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Предметное самоопределение философии. Что такое философия? С точки зрения обыденного сознания (здравого смысла) философия это ответы на вопросы мировоззренческого характера: что такое мир? Что такое человек? Как мир и человек взаимодействуют друг с другом? Каков характер отношений между ними? С точки зрения рационального мышления (теоретического уровня сознания) философия- это особый способ охвата действительности, понимание сути происходящего в мире. На уровне человек конкретно занимается проблемами философии, здесь существует понятийный аппарат, обозначается предмет, методы и т.д. Философское значение возникает на основе мифологии и в своем развитии проходит ряд этапов. Философия на этом уровне существует – наука, т.к. наша задача – стать «глубокими тарелками» - будем работать на теоретическом уровне. Как любая другая наука философия когда-то возникает и исторически меняется. Предметное самоопределение философии. Рассмотрение вопроса о предмете и функциях философии связано с выяснением отношения философии и частных наук в историческом аспекте и предполагает определенную оценку концепции «распочковывания предмета философии» и концепции «предметного самоопределения философии». Обратившись к истории философии мы обнаруживаем три главных понятия философии: староантичное, традиционное, современное. 1 - ый этап: староантичный (греческий) – 6-4 в. до н.э. – 15 в. н.э.. Впервые употребил термин философия Сократ и перевел его как «любовь к phileo sophia мудрости». Платон определил философию как стремление к истине (истина присуща лишь богам, мы можем лишь стремиться к ней), как настрой души и ума на познание природы. Аристотель заявил, что философия – это наука о мудрости, которая мудра тем, что доискивается до причин, сути вещей, которая говорит о бытии всего и вся. Мудра та наука, которая знает все обо всем и ничего о конкретных вещах. Мудрость (сл.Ожегова) – глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт. Глубокий ум – это стремление знать причины явления, уметь видеть сущность, видеть сущностно, а не поверхностно, и на основе такого знания решать любые проблемы и активно действовать. Исторически первое понятие философии было тождественно научному знанию вообще, это протознание – «принаука», «преднаука». В античное время философия представляет собой совокупность знаний, возникающих в противовес мифологии (хотя и на ее основе). Термин «философия» обозначал научное знание в целом (а также искусство, этику) в противоположность мифу. В средние века философия – это совокупность знаний противоположность вере. Итак, философия представляет собой совокупность научных знаний в противовес мифам и религиозной вере. В этот период философия формирует понятие, суждение о мире и человеке, критически осмысливает природу и общество. Именно по этому понятие «философия» обозначает всю совокупность нерелигиозных, не мифологических знаний о мире и месте в нем человека. Аристотель делит всю философию на теоретическую (умозрительную) – математика, физика, метафизика, практическую (это науки о человеческой деятельности и ее результатах) – этика, экономика, политика; изобразительную (творческую) – поэтика, риторика, искусство. 2 -й этап: Традиционный – 15 в. н.э. – 16-17 в.н.э. В это время в пределах совокупного научного знания – «протознания» происходит отмежевание общего знания от частного, локального. Общая при этом понимается как теоретическое, а частное как эмпирическое. Теоретическое знание отождествляется с понятием философское знание. Теперь к философии относят теоретическое знание (умозрительное), которое занимается проблемами общего. Философия – это умственная ориентация в проблемном поле познания. Философия – это исходная форма теоретического мышления. Частные науки – эмпирические дают нам детальное знание. Декарт писал: «вся философия подобна дереву, корни которого метафизика, ствол – физика, а ветви, исходящие из этого ствола – все прочие науки. 3 - й этап: Современный - 17 в. до настоящего времени. Большой вклад внесли И.Кант, Г.Гегель., Г.Фихте. Они подметили, что внутри теоретической науки идет дифференциация знаний на знания общего характера и знания всеобщего характера. За философией закрепилось следующее понятие: это вид научного теоретического знания, который занимается проблемами всеобщего, создает систему целостного значения человека в мире. Это такой вид знания, который рассматривает систему М-Ч и говорит об отношении человека к миру, о месте человека в мире. Вывод: т.о. сегодня предметом философии является всеобщее в системе мир – человек. Всеобщее – это принцип бытия всех вещей. Следовательно, выявление всеобщего предполагает раскрытие законов существования и развития всех форм материальной и духовной жизни, раскрытие закономерностей связей в составе целого (М-Ч), формирование универсальных понятий о мире и человеке. В предмет философии входит всеобщее в материальном бытии и всеобщее, характеризующее целостное бытие человека (отличие от частных наук по степени общности законов). Предмет философии в материальном бытии составляет не всякое всеобщее, а только то, которое связано с отношением к нему человека. Т.о. в предмет философии входит только то из материально-всеобщего, что включено в создаваемую человеком универсальную картину мира под призмой его понятий об истине, красоте, добре и справедливости. Философское всеобщее имеет важный признак: выражает раскола мира на материальное и духовное, на объект и субъект и показывает (отражает) взаимосвязь между ними (система М-Ч рассматривается как взаимосвязь материального и духовного). Отношения в системе Мир-Человек 4- аспекта (от лат. точка зрения с которой рассматривается предмет): 1. онтологический (греч. ontos бытие, сущность) – это учение о бытие как о таковом. В рамках этого аспекта исследуем бытие мира (учение о материи, об объктивной реальности) и бытие человека (кто такой человек, каково его бытие, его специфика, как он связан с миром). 2. гносеологический (греч.qnosis знание, познание) – учение о знании и процессе его приобретения. Этот аспект исследует как протекают процессы познания. каковы уровни человеческого сознания, здесь решается проблема о том, что такое сознание, какова его природа. Здесь решается проблема истины, заблуждения, механизма познания. 3. Аксиологический: учение о ценностях (ц. – то, что имеет значение). Здесь исследуется вопрос о формировании целей, интересов человека, здесь можно говорить о личности с присущим ей набором ценностей. 4. праксиологический (практика) или духовно-практический: в зависимости от познания мира у человека формируются своя линия поведения в этом мире. Вывод: предметом философии является мир в его многоаспектных состояниях и человек как феномен бытия. Учение о сознательной деятельности человека и познании человеком мира. Философия – система научных теоретических взглядов о наиболее общих законах развития мира, человеческого общества, мышления, взаимосвязи человека с миром. Основной вопрос философии. В истории философии на проблему всеобщего и систему мир – человек есть разные точки зрения. Они появились и существуют через О.В.Ф.: вопрос о соотношении материального и духовного. 2 стороны: Что первично: материя или сознание? Материалисты: первична материя. Исторические формы см уч. Лавриненко, Иконникова. Идеалисты: первично сознание. Классическое определение материализма и идеализма впервые было дано Фридрих Вильгельм Шеллингом: «Материализм все объясняет из материи, а принимает материю как нечто первичное, изначальное, как источник всех вещей. Идеализм все выводит из одного духа, объясняет возникновение материи из духа или же подчиняет ему материю». Т.о. философское значение терминов «материалист» и «идеалист» не стоит смешивать с обыденным пониманием, когда материалист – это индивид, стремящийся лишь к достижению материальных благ, а идеалист – бескорыстный человек, характеризующийся возвышенными духовными ценностями и идеалами. Идеализм неоднороден. О.И.(Платон, Гегель) говорят о первичности надличностного сознания (мировая душа, абсолютный дух). С.И.(Джордж Беркли, Д.Юм) заявляют о первичности индивидуального сознания. Окружающий мир – продукт моего сознания. Существовать – значит быть воспринимаемым. Солипсизм. Дуализм – от лат. двойственный; учение, утверждающее равноправие двух первоначал (Декарт вел речь о двух субстанциях – материи и духе). Плюрализм признает множество исходных оснований (учение древних о стихиях). 2-ая сторона: познаваем ли мир? способно ли наше мышление объективно отразить мир? Способны ли мы в понятиях выразить истину? Гностики: мир познать можно и наши познания носят достоверный характер. Так решают вторую сторону О.В.Ф. материалисты, о. идеалисты. Агностики: мир можно познавать, но невозможно получить достоверных знаний о мире – человек не обладает объективной истиной. Так решают О.В.Ф. с.и. Скептики сомневаются в возможности познания мира. Вывод: философия - это научные теоретические знания, рассматривающие О.В.Ф. с определенных мировоззренческих позиций. Философия как вид знания, её методы и задачи. Первые философские учения возникли 2,5 тыс.лет назад в Китае, Индии, Египте и своей классической формы достигли в Греции. Со временем О.В.мировоззрения обрел научную форму, т.е. философия на стадии зарождения оказалась содержательно переплетена с естественнонаучным знанием. 1. Философия относится к естественно-научным дисциплинам. В философии данные естественных наук обобщаются, совершенствуются наши взгляды о мире и человеке, разрабатываются универсальные законы и принципы познания природы. Философия пользуется теми же понятиями, которые существуют в науках о природе (атом, энергия, поле, субстрат и д.р.). Критерии научности: - объективность – рассмотрение предмета самого по себе без субъективной оценки. - рациональность – доказательность и проверяемость (в обыденной жизни опираемся на мнения, а здесь на закон достаточного основания). - системность – упорядоченность в соответствии с принципами (теория). - проверяемость. - эссенциалистическая направленность (видим сущностно). 2 Философия – это и обществоведческая дисциплина. Философия изучает общество, а внес соотношение коллективного (общественного) сознания и общественного бытия, специфику социального познания и т.п. философия тесно связана с частными общественными науками: правоведением, экономикой, политологией и др. обобщая под определенным углом зрения данные этих наук. Философия, будучи обществоведческим знанием, выполняет роль идеологии, т.е. рассматривает общественное бытие через призму интересов определенных социальных групп, показывает их место в обществе. 3 Философия занимаясь человеком относится к гуманитарному знанию (см. гуманитарное зн.). Вывод: Философия – это комплексный, интегральный вид знания. Философия имеет три раздела: -логико-гносеологическая: эта функция заключается в разработке самого философского метода, его принципов, в обосновании тех или иных понятий или теорий. Гносеология убеждает нас в возможности адекватного познания объекта, а диалектика призвана обеспечивать достижение этой адекватности: она разрабатывает средства для полного отражения действительности. Мировоззрение: понятие и сущность. Мировоззрение – необходимая составляющая человеческого сознания. Мировоззрение: «мир», «зреть» - «»взгляд человека на мир». Мировоззрение это не простая совокупность взглядов, а сложное взаимодействие разнородных блоков: знаний, убеждений, мыслей чувствований, настроений, стремлений, надежд, которые, соединяясь вместе, дают нам целостное видение мира и самих себя в нем. Мир в целом наследует понимать как совокупность всех явлений действительности. В.С. Овчинников утверждает: «предметом мировоззрения является не абсолютно все в мире, а наиболее общие черты, свойства, законы объективной реальности, охватывающие природу и общество, природную и социальную сферу деятельности людей». Ф.Э.С. стр. 375.: мировоззрение представляет собой совокупность или обобщенную систему взглядов на мир и человека в нем. Кроме того, термин «мир в целом» характеризует такую специфическую черту мировоззрения, как стремление к целостному отражению действительности. Мировоззрение – это интегральное образование. В нем принципиально важна связь его компонентов, их сплав. И как в сплаве различные сочетания компонентов, их пропорции дают разные результаты, так нечто подобное происходит и с мировоззрением. Структура: 1. обобщенные знания. Знания- это результат познавательной деятельности человека, отражение действительности в сознании человека в виде понятий, суждений, умозаключений. Конечной целью является достижение истины (объективное отражение реального мира). Виды знаний: жизненно-практические (обыденные), профессиональные, научные. Все эти виды знаний взаимодействуют в структуре мировоззрения, чем солиднее запас знаний, тем ярче и четче мировоззрение. Однако, знания никогда не заполняют собой всего поля мировоззрения. 2. Человек осмысливает действительность и вырабатывает систему ценностных ориентаций. Если познание отличает стремление к истине, то другой компонент в структуре мировоззрения – целостное сознание – иное: оно воплощает в себе отношение людей ко всему происходящему в соответствии с целями, потребностями, интересами, смыслом жизни. Ценность – это то, что имеет значение для человека. В ценностном сознании формируются идеалы, нормы, представления о добре, зле, прекрасном и т.д. через соотнесение с этими нормами и понятиями происходит оценивание действительности. В силу сказанного ценности в отличие от знаний субъективны – у каждого своя система ценн6остей ( она зависит от условий, в которых живет человек). 3. поведенческий компонент: представлен программой жизненного поведения, действиями человека, направленностью поступков. Т.о. мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение и понимание мира, места в нем человека и вместе с тем жизненные позиции, программы поведения, действий людей. В мировоззрении в обобщенном виде представлены три подсистемы: познавательная, ценностная, поведенческая, Они тесно взаимодействуют между собой. Мировоззрение как обобщенная система взглядов формируется на определенных уровнях: 1. мироощущение; 2. миропонимание. |