Конспекты лекций по философии. Лекции по теме 1 философия, её предмет и роль в жизни человека и общества. Составитель Т. Н. Скабёлкина
Скачать 0.66 Mb.
|
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ ПО ТЕМЕ №9 «КОНЦЕПЦИЯ БЫТИЯ – ФУНДАМЕНТ ФИЛОСОФСКОЙ КАРТИНЫ МИРА». Составитель: Т.Н. Скабёлкина Цель: сформировать у студентов современное научно - философское понимание картины мира. Задачи: - показать эволюцию взглядов на проблему бытия (и материи); - дать определение понятиям «бытие» (раскрыть аспекты), «материя», с точки зрения современной научной философии; - раскрыть сущность движения как атрибутивного свойства материи; - определить понятия «пространство» и «время», охарактеризовать их свойства; - показать значение пространственно – временных отношений для медицины. План: ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ: 1. Бытие – исходная философская категория. 2. Философское понимание материи. 3. Движение как способ существования материи. 4. Пространство и время – формы существования материи. Пространственно – временные отношения в медицине. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ. ЛИТЕРАТУРА: Основная литература: 1.Спиркин А.Г. Философия: учебник для бакалавров. Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2012. – 828 с. 2.Лаврененко В.Н. Философия: учебник. Изд. 7-е, перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2015. – 711 с. 3. Философия: учебник /под ред. В.П. Кохановского. – Ростов -н/Д: Феникс, 2010. – 568 с. 4. Марков Б.В. Философия: учебник. – СПб.: Питер, 2011. – 432 с. 5. Хрусталев Ю.М.Основы философии: учебник. - М.:ГЭОТАР-Медиа,2012. -304с. [электронный ресурс] 6.Хрусталев Ю.М.Философия: учебник.-М.:ГЭОТАР-Медиа,2015.-464с. [электронный ресурс] Дополнительная литература: 1.Матющенко В.С.,Асташова Н.М.История философии: учеб. пособие.- Благовещенск, 2015.-136с. 2.Философия (метафизические начала креативного мышления) : учебник / Ю. М. Хрусталев. - М.: ГЭОТАР- Медиа, 2015. -384 с. [электронный ресурс] 3.Философия : учебник / под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. Изд.5-е, перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР- Медиа, 2016. - 816 с. [электронный ресурс] 4.Биоэтика. Философия сохранения жизни и сбережения здоровья: учебник / Ю.М. Хрусталев. -М. : ГЭОТАР- Медиа, 2015.- 400 с.[электронный ресурс] Адрес электронного ресурса:http://old.studmedlib.ru/ru/index.html ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Платон и Аристотель полагали, что философия должна изучать сущее или бытие, его первоначала и причины. Проблемой бытия занимается онтология ( от греч. – род, сущее, логос-слово, понятие учение) – учение о бытии как таковом. Онтология изучает: - происхождение, длительность (границы) бытия - структуру бытия (виды, формы, сферы и их соотношение) - движение и развитие бытия - субстанцию бытия - фундаментальные законы бытия - Что есть дух? - Что есть материя? - Что есть жизнь? - Что есть сознание и разум - В чем смысл бытия. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Бытие – исходная философская категория. Обратимся к истории формирования понятия «бытия». В философии бытие часто отождествляется со словом «мир». Вместе с тем, понятия «бытие» и «мир» имеют разные оттенки. Поэтому чтобы дать философское понятие бытия, нужны некоторые пояснения. В повседневной жизни мы активно употребляем слово «мир». Оно многозначно: согласные отношения между людьми, народом, слово это может означать «спокойствие», отсутствие ссоры, вражды, войны, наконец, это слово может означать отдельную часть Вселенной, планету (звездные миры). Миром называют земной шар, Землю, людей. Миром называют человеческое общество, называют миром и отдельные области жизни, явления, предметы. Философы изучают наиболее общие понятия. Слово «мир» в философском смысле означает все существующее: природа, человек, Вселенная, вся реальная действительность. В философском смысле о мире можно сказать – это все что существует объективно. Всё объективно существующее (сущее) еще называют бытием. Отсюда о бытие можно сказать, что это объективная реальность. Под бытием в самом широком смысле этого слова имеется в виду предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Понятие «бытие» сходно, однопорядково с таким понятием как «действительность», «реальность, существование. Вместе с тем бытие – есть интегральная характеристика мира, утверждающая целостность его через его существование. Существуют (находятся в бытие) не только предмет природы, но человек и его мысли, разные психические состояния. Философское понятие «бытие» первым стал употреблять древнегреческий мыслитель Парменид ( 6 в. до н.э.). В своей философской поэме «О природе» он называл бытие отовсюду замкнутым шаром «с правильным центром внутри». Такое бытие «цело», « неподвижно», представить его можно только разумом. Философы античности представляли бытие – непрерывно становящимся огнем (Гераклит); чувственным (бытие по мнению) и противостоящим ему истинным бытием, доступным только разуму (Платон); имеющим различные уровни или формы (от чувственного до рассудочного (Аристотель). В средние векапротивопоставлялось «истинное» смысловое (божественное) бытие и «неистинное», символическое. Эпоха Возрождения осмысливает бытие как природу для Нового времени характерно рассмотрение бытия (природы, сущее) основной все то, что осваивается человеком в процессе его деятельности. (Декарт- включает в бытие элементы духовного) (Фейербах- бытие «действительность», объективность) У Дельтея – целостная жизнь человека. Эволюция взглядов на бытие, начиная с древности до настоящего времени, показывает, что бытие – это всё объективно существующее (сущее). По способу существования бытие разделяется на 2 мира: два способа существования или две реальности: мир физических состояний или мир материальный природный мир, и мир психических состояний, мир сознания, внутренний мир человека. Оба эти мира – мир сознания и мир природы – могут характеризоваться понятием бытия, но способы их существования различны. Физический , материальный, природный мир (как мир) существует объективно, независимо от воли и сознания людей. Психический мир, мир человеческого сознания существует субъективно, так как зависит от воли и желания людей, отдельных индивидов. Специфика бытия человека определяется тем, что человек одновременно принадлежит к двум мирам: к природному телесному миру как его органическая часть и одновременно к миру сознания, психическому миру, принадлежность к которому и делает его человеком. Именно наличие сознания у человека позволяет ему не только быть, существовать, но и рассуждать о бытие мира и своем собственном бытие. Таким образом: бытие есть интегральная характеристика мира, утверждающая целостность мира через его существование. Философское понимание материи. Бытие – исходная, фундаментальная (основная), центральная, главная категория философии. Следующая по значимости (и главная в материализме) категория – материя. Она определяется как объективная реальность, воздействующая на органы чувств человека. Первым к такому определению материи пришел французский философ XVIII в. П. Гольбах («Краткий философский словарь», ГИПЛ.М.,1951. – с.90) Но путь к этому определению был долгим. Античные мыслители рассматривали материю (лат. material) как «лес», строительный материал, вещество, как бесконечное множество всех – раздельно существующих в мире – предметов, «чувственно воспринимаемых вещей». Так, Фалес считал материей воду, Анаксимандр – апейрон (крохотные дольки земли), Анаксимен – воздух, Гераклит – огонь, Левкипп и Демокрит – атомы, Аристотель – вместилище форм. В Новое время – материя отождествлялась с веществом, обладающим протяженностью, массой, тяжестью, инерцией и т.д. Р. Декарт видел ее атрибут (неотъемлемое свойство) в протяженности и говорил : «Дайте мне материю и движение, и я построю вам из этого Вселенную». Г. Лейбниц доказал, что протяженность есть только второстепенный признак, вытекающий из главного – силы. По Дж. Бруно, материя всё производит из собственного лона, или (Ж. Робинэ) – «материи свойственна самопроизвольность (спонтанность)». П. Гольбах: материя существовала всегда. В.С. Соловьев – «материя» есть «общее содержание всех внешних форм». Механическое (механистическое) мировоззрение оставило за материей только свойство массы, выводило все явления из движения и заключало, что движение не может совершаться без двигающегося. Это двигающееся и называлось материей. А основную механическую величину (определяющую величину ускорения), сообщаемой телу данной силой, механическое мировоззрение назвало массой тела – количеством материи. На основании историко-философского экскурса можно сделать выводы: 1) материя есть объективная реальность, данная человеку в ощущениях и существующая независимо от них; 2) нельзя смешивать философское понятие материи (объективной реальности) с физическим понятием материи. Материя существует (проявляется) в различных формах, видах, свойствах и отношениях. Т.е. она структурна, имеет качественно определенное строение: элементарные частицы, атомы, молекулы, радикалы, ионы, комплексы, макромолекулы, коллоидные частицы, планеты, звезды и их системы, галактики. Это «прерывные» или дискретные формы материи. Они органично связаны с «непрерывными» формами – полями – гравитационными (основаны на законе тяготения), электромагнитными, ядерными. Поля связывают частицы материи, позволяя им взаимодействовать и «жит». Частицы обладают волновыми свойствами, а непрерывные поля одновременно представляют и «коллективы» частиц. Структурность материи имеет свои, относительно самостоятельные, уровни: субмикроэлементарный (исходящий), микроэлементарный (элементарные частицы), ядерный, атомный, молекулярный, макроскопический (газообразные, жидкие, твердые тела), космические. Есть также диффузная материя – разобщённые атомы молекулы, гигантские облака газа и пыли. Суть философского понятия материи подтверждается законом сохранения и превращения энергии. Любые процессы превращения свидетельствуют, что общее количество массы и энергии в мире, в космическом пространстве остается неизменным. Меняются лишь формы сохраняющейся материи. Это явление называется принципом неуничтожимости и несотворимости материи. Он имеет важное методологическое значение в науке. Благодаря ему, открыты закон сохранения массы, энергии, заряда, чётности (квантовое число) и другие фундаментальные законы. Эти законы помогают основательнее, глубже понимать природные явления и процессы, открывать новые, выявлять ошибочные идеи. Движение как способ существования материи. Движение есть изменение вообще, всякое взаимодействие объектов. Суть движения наиболее полно выражается через диалектику, включающую два важнейших принципа – всеобщей связи и взаимозависимости и всеобщего движения. Бытие или сущее пребывает в постоянном «вечном» (Демокрит) движении. Природа движения заключена в самодвижении, т.е. в беспрерывном внутреннем изменении: изменение состояния присуще самой реальности, которая является причиной самой себя. Бесчисленное скопление звезд во Вселенной движется с невообразимо огромными скоростями. Вокруг звезд вращаются их спутники. Звезды со спутниками вращаются вокруг своей оси и одновременно находятся в движении всей нашей Галактики вокруг ее оси. Галактика движется относительно других галактик. Движение многообразно (неорганический и органический мир, общество), внутренне противоречиво и выступает как единство изменчивости и устойчивости, прерывности и непрерывности, абсолютного и относительного. Абсолютность движения обусловлена его всеобщность, относительность – конкретной формой его проявления. Движение носит абсолютный характер, покой – относительный. Тела покоятся лишь по отношению к какой-либо системе отсчета, условно принятой за неподвижную. Относительный покой – частный случай движения. Диалектика движения такова: двигаться – значит быть и в то же время не быть в данной точке, находиться здесь и одновременно не здесь. Именно в этом заключается суть знаменитых выражений Гераклита «Всё течёт, всё изменяется» и «В одну и ту же реку нельзя войти дважды». Многообразные формы движения связаны с уровнями структурной организации бытия. Каждой форме присущ определённый носитель (субстанция). Так, элементарные частицы – носители различных процессов взаимопревращений; элементы атомного ядра – носители ядерной формы движения; элементы атома – носители внутриатомной формы движения; элементы молекул и молекулярных соединений – носители химической формы движения и т.д. Социальная форма движения (жизнь общества) сегодня признаётся наукой как высшая. Она имеет особые закономерности и развивается быстрее неорганической и биологической. Движение имеет пространственный и временный характер, он проявляется через пространство и время. Пространство и время - формы существования материи. Пространственно – временные отношения в медицине. Пространство – форма сосуществования материальных объектов и процессов. Пространство характеризует структурность и протяженность материальных систем: длина, высота, ширина; расположенность вне друг друга –рядом, сбоку , внизу, вверху, внутри, сзади, спереди и т.д. О пространстве можно также сказать, что оно выражает порядок расположения одновременно сосуществующих объектов. Пространство нельзя отождествлять с пустотой и объёмом. Пустота- это та или иная форма концентрации материи. Учёные считают: 15 миллиардов лет назад материя Вселенной была собрана в «точке», в миллионы раз меньше наперстка. Современная наука имеет доказательства о расширении Вселенной и образовании множества разных «раздувающихся вселенных». Время- форма и последовательность смены состояний объектов и процессов, характеристика длительности их бытия. Последовательность смены и процессов выражает структуру времени. Всеобщие свойства пространства - протяженность, единство прерывности и непрерывности. Универсальные свойства времени - длительность, неповторимость, необратимость. Пространство и время объективны, неразрывны друг с другом и бесконечны. Каждый объект имеет длину, высоту и ширину и существует во времени. Материя, движение, пространство и время существуют в единстве. Об этом свидетельствует развитие философии и естествознания. В античности считалось (с точки зрения субстанциальной концепции пространства и времени Демокрита), что Вселенная - неизменные атомы. Они движутся в пространстве и во времени, которые абсолютны и существуют сами по себе, не зависит от нахождения и движения в них атомов, пространство- вместилище. В Новое время концепция Демокрита развивалась Ньютоном: пространство неизменно, неподвижно, его свойства не зависит ни от чего – ни от времени, ни материальных тел, ни от их движения; пространство сохранит себя и свои свойства, если из него убрать все тела. Таковы ж были взгляды Ньютона и на время: оно абсолютно, течет одинаково во всей Вселенной и от чего не зависит. Открытие электромагнитного поля и несводимости поля к механической среде вскрыли несостоятельность механической картины мира. Материя – не изолированные друг от друга объекты. частицы вещества взаимосвязаны полем в единые системы. действие поля передается с конечной скоростью, которая одинакова (скорость света в вакууме) в любой замкнутой среде. Научные представления о единстве материи с движением, пространством и временем расширились и углубились. Н.И. Лобачевским. Он доказал, что свойства пространства не являются всегда и везде одинаковыми и неизменными. Через точку, взятую вне прямой, можно провести не одну (как у Евклида), а бесчисленное множество прямых, не пересекающихся с данной. Сумма углов треугольника меньше 1800 (на поверхности сферы). По теории А. Эйнштейна, при фотонных скоростях (300 тыс. км/сек) длина тела сокращается, а протекание времени замедляется. Материя, движение, пространство и время едины. Пространство и время обусловлены материей, как форма своим содержанием. Любой уровень движения материи характеризуется своей пространственно-временной структурой. Когда Эйнштейна однажды попросили кратко изложить сущность теории относительности, он сказал: «Раньше считали, что если каким-либо чудом все материальные вещи исчезли бы вдруг, то пространство и время остались бы; согласно же теории относительно вместе с вещами исчезли бы пространство и время». (Академик Логунов говорит, что сегодня ученые теорию относительно Эйнштейна называют теорией А. Пуанкаре - А. Эйнштейна). ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ. Постановка и решение проблемы бытия, материи тесно связана с естественно – научной картиной мира. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ ПО ТЕМЕ №10 «ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ АНАЛИЗА СОЗНАНИЯ». Составитель: Т.Н. Скабёлкина Цель: сформировать у студентов современное научно - философское представление о сознании, проиллюстрировать проблемный характер предмета исследования. Задачи: - раскрыть генезис понятия «сознание» в истории философской мысли; - сформулировать основные положения гносеологической концепции сознания; - определить структуру сознания (А.Г. Спиркин); - показать связь сознания с материальным носителем (головным мозгом); - обозначить проблему бессознательного в структуре психики человека; - определить значимость проблемы сознания для медицины. План: ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ: 1. Сознание – исходная философская категория: - генезис понятия «сознание». - философско-гносеологическая концепция сознания. 2. Структура сознания. 3. Сознательное и бессознательное в психике человека. Концепции З. Фрейда и К. Юнга. 4. Сознание и мозг. 5. Активный характер сознания. Психосоматическая проблема, её значение для медицины. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ. ЛИТЕРАТУРА: Основная литература: 1.Спиркин А.Г. Философия: учебник для бакалавров. Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2012. – 828 с. 2.Лаврененко В.Н. Философия: учебник. Изд. 7-е, перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2015. – 711 с. 3. Философия: учебник /под ред. В.П. Кохановского. – Ростов -н/Д: Феникс, 2010. – 568 с. 4. Марков Б.В. Философия: учебник. – СПб.: Питер, 2011. – 432 с. 5. Хрусталев Ю.М.Основы философии: учебник. - М.:ГЭОТАР-Медиа,2012. -304с. [электронный ресурс] 6.Хрусталев Ю.М.Философия: учебник.-М.:ГЭОТАР-Медиа,2015.-464с. [электронный ресурс] Дополнительная литература: 1.Матющенко В.С.,Асташова Н.М.История философии: учеб. пособие.- Благовещенск, 2015.-136с. 2.Философия (метафизические начала креативного мышления) : учебник / Ю. М. Хрусталев. - М.: ГЭОТАР- Медиа, 2015. -384 с. [электронный ресурс] 3.Философия : учебник / под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. Изд.5-е, перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР- Медиа, 2016. - 816 с. [электронный ресурс] 4.Биоэтика. Философия сохранения жизни и сбережения здоровья: учебник / Ю.М. Хрусталев. -М. : ГЭОТАР- Медиа, 2015.- 400 с.[электронный ресурс] Адрес электронного ресурса:http://old.studmedlib.ru/ru/index.html ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ. Если на многие вопросы современная философия может дать абсолютно достоверный или близкий к истине ответ (например, вопросы природы, общества, человека, истории, бытия, познания), то проблема сознания (механизма возникновения, внутренней сущности, влияния на материю) до сих пор остается большой загадкой. Философия исследует данную проблему, идут дискуссии, выдвигаются гипотезы, но окончательный ответ на вопрос, что такое сознание и какова его природа, еще не дан. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Сознание как исходная философская категория. Впервые в истории философии термин «сознание» употребил Лейбниц: в переводе с немецкого: «я мыслю, что я мыслю, я знаю, что я знаю, я переживаю, что я переживаю». Под сознанием, таким образом, он подразумевал факт знания о самом знании. В философии проблема сознания представлена на двух уровнях: - описание феномена сознания; - объяснение феномена сознания. Античная философия решала проблему сознания на первом уровне. Самого термина сознания ещё не существовало, речь шла о душе. Аристотель рассматривал душу как материальное начало, находящееся в сердце и дающее крови теплоту. Платон трактовал душу как нематериальное начало, являющееся носителем разума. Душа, по его мнению, бессмертна, она может пребывать в этом и потустороннем мирах, причём, чем больше она пребывает в потустороннем мире, тем больше истинных знаний будет в ней содержаться. Платон классифицирует души на: - разумные, находящиеся в области головы и достающиеся философам, правителям; - чувственные, локализующиеся в области сердца, их обладатели – воины; - чревные, располагающиеся в области пупка, это души рабов. Демокрит заявляет о наличии у субъекта души, которая представляет собой материальное начало, состоящее из атомов. Атомы души подобны воску. Атомы из объектов отделяются, соединяются с атомами души, оставляют в них след и возвращаются в предметы. Предмет так и остаётся существовать, а в человеке происходят изменения. Таким образом, античная философия формирует представление о душе как о носителе знаний о внешнем мире. Положение души в мире рассматривается через призму космоцентрической концепции. Средневековая философия формирует теоцентрическую концепцию. Представление о содержании души меняется: теперь душа содержит не только знания о внешнем мире, но и человеческие переживания, которые получает человек в результате духовного опыта. По мнению средневековых мыслителей (Августин), человек обладает духовным опытом, который имеет три уровня: - низменный: здесь господствуют инстинкты и страсти; - на среднем уровне человеком овладевают чувства и помыслы о внешнем мире; - божественный: этот уровень позволяет человеку переживать то, что не связано с внешним миром, но каким-то образом существует, это переживания красоты, доброты, прекрасного. Сознание (душа) появляется на третьем уровне, это явленность человека духовного, того переживания, которое человек ощутил на уровне божественного сознания. Новое время формирует концепцию антропоцентризма: человек становится центром, условием, возможностью всякого мира, в том числе мира сознания. Декарт вводит понятие психики, Лейбниц – понятие сознания, заявляя, что оно есть активная деятельная сила, принадлежащая самому человеку. Спиноза заявил, что человек обладает мышлением, и оно есть качество, данное от природы. Сознания нет без самосознания. Эпоха Нового времени, таким образом, под сознанием понимает средство обнаружения природного мира, доказательство того, что мир существует, средство и доказательство того, что и самосознание тоже направлено на предметный внешний мир. Современная философско-гносеологическая концепция сознания даёт попытку объяснить феномен сознания и выдвигает следующие положения: - Сознание – это философское, предельно широкое понятие, противостоящее в рамках О.В.Ф. понятию материя. Между материей и сознанием существует нечто общее и различное. Общее заключается в том, что они существуют реально, но материя существует как объективная реальность, а сознание как субъективная: то, что существует в головах людей, как свойство мозга, как внутренний духовный мир. - Сознание вторично по отношению к материи. - Объяснение феномена сознания осуществляется с помощью теории отражения. Одним из базовых свойств материи (наряду с движением, способностью к самоорганизации, размещенностью в пространстве и времени) является отражение. Отражение по своей природе – это способность материальных объектов оставлять в себе следы других материальных объектов при взаимодействии с ними. Можно привести множество примеров отражения: царапина на теле (отражение другого материального объекта после его взаимодействия с телом), следы человека на грунте (отражение человека грунтом), следы грунта на обуви человека (отражение грунта человеком), изменение формы предмета при столкновении с другим предметом (автомобильная авария, попадание снаряда в стену и т. д.), отражение костей древних животных на камне, отпечатки пальцев, эхо в пещере, отражение солнечного света Луной, отражение Луны, деревьев, гор в водоеме... Таким образом, в большей или меньшей степени отражение присуще всем материальным объектам при взаимодействии с другими («Каждая вещь – эхо и зеркало Вселенной»). Отражение бывает: физическим; химическим; механическим. Особый вид отражения – биологический, который включает в себя стадии: раздраженности; чувствительности; психического отражения. Раздражимость – простейшая форма биологического отражения – реакция живых организмов (даже растений) на предметы и явления окружающего мира (живого и неживого). Пример – высыхание, сворачивание листьев на жаре, изменение ими формы (возвращение в прежнее положение) после дождя, движение подсолнуха «за Солнцем». Чувствительность – следующая, более высокая форма биологического отражения – способность живых организмов отражать окружающий мир в виде ощущений. Психическое отражение – систематизация, осмысление ощущений, способность живых организмов (животных, особенно высших) моделировать поведение в целях приспособления к окружающей среде, многовариантно реагировать на возникающие стандартные и нестандартные ситуации, находить из них правильный выход. Психическая форма отражения представлена через ощущения. Ощущения – результат воздействия объективного мира на органы чувств и превращение энергии внешнего раздражителя в факт сознания. Ощущения – субъективный образ объективного мира, он зависит от объекта и от субъекта. Ощущение – это внутреннее субъективное состояние организма, которое оказывает влияние на поведение человека. Ощущения носят сигнальный характер, т.е. дают информацию об окружающем мире, в дальнейшем эта информация используется для приспособления к окружающей среде. Информация от ощущений поступает в мозг и наступает способность нашего мозга отражать материальный мир в идеальных образах, способность превращать объективное содержание предмета в субъективное содержание сознания. Такую способность мозга А.Г.Спиркин назвал сознанием. Сознание – высшая форма биологического отражения. Присуще человеку и, частично, высшим животным. Сознание – наиболее полное отражение окружающего мира и его осмысление, способность к абстрагированию, рефлексии (получению новых мыслей благодаря мысли – то есть обращенности сознания на само себя – мышлению), способность к предметно-практической деятельности. Сознание человека отличается от сознания высших животных. - большей глубиной; - большей способностью к предметно-практической (преобразующей) деятельности – труду; - способностью к абстракции (в том числе оторванному от непосредственной реальности мышлению); - возможностью передачи сознания (наличием особого механизма, отражающего и передающего мысли, - языка в устной и письменной формах). Главными свойствами человеческого сознания являются: - идеальность; - интенциональность; - идеаторность. Идеальность – это особая, нематериальная сущность сознания. Сознание идеально по своей природе: - противоположно материальному миру; - независимо от материи; - в некоторых случаях первично по отношению к материи; - неуловимо, неопознаваемо с помощью материальных средств. Это означает следующее. Возникающие в голове образы сами не являются материей. Они лишены массы, запаха, неизменных размеров (сознание может «вмещать» в себя все – песчинку, маленький камень, автомобиль, небоскреб, океанский лайнер, планету). Сознание, его образы – самостоятельная реальность, по сути, противоположная материи. Сознание независимо от материи. В сознании возможно то, что невозможно в реальном мире (человек может представить все). Сознание во многих случаях предшествует материи – точнее, материи, создаваемой, преобразуемой человеком. Например, при изготовлении любого предмета (авторучки, стола, листа бумаги и др.) в сознании всегда имеется замысел, «образ» данного предмета. Причем сознание человека способно создавать и с помощью деятельности человека и механизмов воплощать в жизнь не только простые, но и сложнейшие замыслы (образы) – строить дворцы по проекту, собирать телевизоры, создавать самолеты, огромные океанские лайнеры, конструировать, собирать, запускать в космос ракеты, управлять на расстоянии космическим кораблем и т. д. Сознание нельзя обнаружить с помощью материальных средств. До сих пор врачам, ученым не удавалось "увидеть", обнаружить само идеальное сознание, образы в мозгу другого человека. Видна только анатомия, но не сознание. Интенциональность - направленность на предмет. Сознание не может быть беспредметным. Что-то всегда является предметом сознания. Интенциональность сознания подразумевает наличие: - предмета сознания (что "видит" сознание); - формы (как оно воспринимает предмет). Основными формами сознания являются: - восприятие; - осмысление; - оценка; - воспоминание; - фантазирование; - жизненный опыт. Предметом сознания, в свою очередь, являются: - окружающий мир, его предметы, явления; - особый, самостоятельный духовный мир, как связанный с высшим миром, так и не связанный. Идеаторность сознания - способность творить и воспроизводить идеи — внутренняя самостоятельная работа, выходящая за рамки простого отражения. Способность вырабатывать абстрактные идеи - коренное отличие сознания человека от сознания животных. Результатом данной способности явилась выработка системы кодирования передачи и распространения содержания сознания — языка. Благодаря идеаторности стали возможными эволюция человечества и развитие, углубление самого сознания. Структура сознания. В структуру сознания попадает практически всё, при этом «составные части» сознания называются по-разному: «типами», «формами», «уровнями», «видами» и т.д. Приведём несколько вариантов структуры сознания. Четырёхуровневая структура сознания отражает соединённость его материальной и идеальной сторон: а) телесно-перцептивные способности и соответствующие им знания о мире и самом человеке (о себе); б) логико-понятийные способности и знания как сущностные знания за пределами чувственного; в) эмоциональные компоненты знаний и сфера личностных переживаний, воспоминаний, предчувствий; г) ценностно-смысловые компоненты и, соответственно, высшие мотивы деятельности, духовные идеалы, формы и понятия, воображение, интуиция и т.п. Большинство советских философов, по А.И.Яковлеву, определяли сознание как совокупность знаний, идей, мировоззрений, методов познания сознания, существующих и не существующих знаний; они подробно разработали структуру и функции общественного сознания, выводя его из процесса возникновения, основных общественных сфер и отношений, из уровней познания действительности. В сознание здесь входят не только осмысленные знания, но и психология, общественное мнение, вся духовная жизнь общества, многообразные информационные потоки, а также религия, верования, суеверия и т.д. В связи с тем обстоятельством, что процессы сознания проходят и на уровне физиологии, в структуру сознания часто включается «всё структурное содержание психологии»: ощущение, восприятие, представление, память, воображение, эмоции, убеждение, воля и т.д. П.В.Симонов выделяет три типа сознания: подсознание (защищающее сознание от «перегрузок», «содержание» которого когда-то, на стадии обретения навыков и умений, относилось к сознанию и на которое можно воздействовать по «каналу имитационного поведения»); собственно сознание и сверхсознание (порождающее догадки, гипотезы, творческие озарения). Сознательное и бессознательное в психике человека. Понятия «психика» и «сознание» не тождественны. Более широким является понятие «психика» - совокупность ощущений, восприятий, памяти, мышления, внимания, чувств, воли, т.е. совокупность его внутреннего мира, отличного от мира вещей. «Психика» включает в себя и бессознательные явления и процессы. Это сновидения, обмолвки, оговорки, чисто автоматически совершаемые действия, утрата полноты ориентировки во времени и пространстве, некоторые патологические явления (бред, галлюцинации, иллюзии) и т.п. Бессознательное - это низший уровень человеческой психики. Оно - сложный феномен, «другое» сознание (неосознанное, подсознательное, досознательное). Бессознательное - это те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияния на поведение человека, но не осознаются им. Бессознательное занимает большое место в его духовной жизни. Фактически все действия людей оказываются соединением сознательного и бессознательного. К проблеме бессознательного обращались в истории философии Платон, Декарт, Лейбниц, Шеллинг и др. Однако наиболее распространенные и влиятельные концепции бессознательного были созданы в ХХ веке австрийским психологом и психиатром Зигмундом Фрейдом и швейцарским психологом Карлом Густавом Юнгом. Согласно З.Фрейду, бессознательное играет главную роль в человеческой жизни. «Я» не является хозяином в собственном доме». Сознание человека вынуждено довольствоваться жалкими сведениями о том, что происходит в его душевной жизни бессознательно, и то, что в действительности зачастую движет его поступками. Психика, согласно его концепции, имеет следующую структуру: 1) Оно – «кипящий котел страстей», безудержные примитивные телесные инстинкты и влечения (сексуальные и агрессивные); Оно всецело подчинено принципу удовольствия; всей его силой управляет «либидо» - психическая энергия сексуальных влечений, т.е. половой инстинкт. 2) Сознательное Я – посредник между Оно и Сверх-Я, пытающийся удовлетворить потребности Оно и требования Сверх-Я, прийти к необходимому соглашению между ними. 3) Сверх-Я – это система моральных норм и социальных запретов для Оно, выполняющая роль внутреннего цензора. Нежелательное влечение может быть: 1) вытеснено в бессознательное неразряженным, загнано в самые дальние уголки психики, что приводит к скрытой и явной агрессии, депрессиям и неврозам; или 2) сублимировано (сублимация – возвышение) т.е. переключено на цели социально и культурно приемлемые (высшие) и нравственно одобряемые (творчество, занятие наукой, саморазвитие и самосовершенствование человека и т.д.). Т.о. вся жизнь человека по З.Фрейду представляет собой бесконечную борьбу с бессознательными влечениями, а культура человечества - сублимацию либидо (!). Такой подход вызвал бурную реакцию в научном мире. Последователь и ученик Фрейда К.-Г.Юнг подверг критике пансексуализм своего учителя, доказывая, во-первых, недопустимость анализа всех проявлений бессознательного лишь с точки зрения вытесненной сексуальности и, во-вторых, принципиальную невозможность объяснить происхождение человеческой культуры и творчества только с позиций либидо. Строя свою оригинальную концепцию бессознательного, Юнг исходил из того, что оно: 1) вовсе не является океаном пороков и плотских влечений, вытесненным из сознания в процессе исторического развития человека; 2) вместилище утраченных воспоминаний, а также аппарат интуитивного восприятия, значительно превосходящий возможности сознания; 3) действует отнюдь не во вред человеку, а наоборот, выполняет защитную функцию, одновременно способствуя переходу личности на определенную, более высокую ступень развития. Одна из самых кардинальных идей Юнга в психологии: кроме индивидуального бессознательного, существует более глубокий пласт внутреннего мира – коллективное бессознательное, которое имеет всеобщую сверличностную природу. Носителей коллективного бессознательного Юнг назвал архетипами (начало, образ). Они присущи от рождения всем людям. Архетипы многообразны, важнейшие из них: Анима (женское начало), Анимус (мужское начало), Тень, Персона, Самость, герой, Спаситель, Чудовище и т.п. Архетипы не могут быть схвачены разумом, это некие «образы-символы», выражающие общечеловеческие потребности, инстинкты, стремления и являющиеся человеку через сны, образы, мифы, фантазии, воображение. Сознание и мозг. По вопросу о соотношении сознания и мозга в философии сложились несколько подходов: - физикализм; - солипсизм; - объективный идеализм; - умеренный материализм. Физикализм - крайне материалистический подход к проблеме сознания, согласно которому сознания как самостоятельной субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук. Данная точка зрения основана на множестве естественнонаучных достижений, и, в частности, на следующих фактах: - головной мозг человека действительно является сложнейшим "механизмом" природы, высшим уровнем организации материи; - сознание конкретного человека не может существовать без мозга, а мозг — биологический орган; - человечество получило возможность создавать искусственный интеллект, носителем которого является машина (компьютер) — материальный объект; - медикаментозное влияние на организм человека может отражаться на сознании (например, применение психотропных веществ). Единственная проблема, на которую наталкиваются (и зачастую при этом разрушаются) логические доводы физикалистов, — это идеальность сознания: - образы, существующие в уме человека, не имеют материальных характеристик - массы, запаха, четких размеров, формы; - сознание может "господствовать" над образами — увеличивать, уменьшать, вызывать их, "стирать"; - никому со стороны не удавалось "увидеть" сознание другого человека (хирург, оперирующий мозг, видит серое вещество под микроскопом — нейроны, но он не видит ни образов, ни мыслей оперируемого человека). Физикализм широко распространен. Его ответвлениями являются: - "теория тождества" (Д. Амстронг, Дж. Смарт) - отождествляет духовные процессы с другими телесными процессами — кровообращением, дыханием, мозговыми процессами); - теория "элиминации" (Ф. Фейербенд) — пытается доказать то, что само понятие "дух", "духовное" — устаревшее и ненаучное, предрассудок (сродни тому, что болезни вызываются ведьмами); - теории вульгарных материалистов (например, утверждение Фохта о том, что "мозг выделяет мысль, как печень — желчь"). Солипсизм — другой крайний взгляд на природу сознания, согласно которому сознание индивида — единственная достоверная реальность, а материальный мир — его порождение (субъективный идеализм — Беркли, Юм, Фихте и др.). Между физикализмом и солипсизмом (крайними направлениями) находятся: - объективный идеализм: признает наличие как сознания, так и материи, однако сознанию отводит первичную (творческую) роль и рассматривает его в отрыве от личности индивида как часть "мирового сознания"; - умеренный материализм: считает сознание особым проявлением материи, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя (хотя и признает за ним качество идеальности) — точка зрения, наиболее распространенная в российской философии. - мозг – наивысшая форма организованной материи, продукт природы и общества. - существование сознания невозможно без функционирующего мозга: от уровня структурной организации мозга зависит уровень отражательной способности. - мозг – сложноорганизованная система, действующая как дифференцированное целое. Выделяют три блока в структуре мозга: срединный (в глубине мозга, отвечает за химические реакции), задний отдел больших полушарий (хранение информации и синтез всех сигналов), передний (лобные доли – программируют и регулируют действия). Активность сознания. Психосоматическая проблема, её значение для медицины. Одна из характеристик сознания – его активность, она выражается в разных типах деятельности: в целенаправленной и избирательной деятельности по отражению мира; в конструировании теоретических моделей, объясняющих закономерности мира; в разработке прогнозов развития явлений и процессов; в обосновании преобразующей деятельности человека. Во всех эти процессах важна роль памяти, без которой не может быть сознания. Психосоматическая проблема – проблема взаимоотношения души и тела возникла ещё на заре цивилизации. С тех давних пор она не потеряла своей актуальности. Психика активно влияет на тело, причём это влияние может носить как положительный, так и отрицательный характер. Стресс, депрессивное состояние оказывают мощное негативное влияние физическое состояние человека. К числу мощных психических факторов относят: - веровательные установки; - волю; воображение. Очевидно влияние физического на соматическое: «в здоровом теле – здоровый дух». Рассмотрение человека в единстве материального и духовного - необходимое условие успешной профессиональной деятельности врача. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ. Очевидно, что проблема сознания решается и на уровне частных наук и на философском уровне. Однако, на сегодняшний день, ни один вопрос, связанный с сознанием человека не имеет однозначного решения. |